Развитие читательского интереса у ребенка

Развитие читательского интереса у ребенка thumbnail

«Формирование читательского интереса у детей»

Грамотный читатель—это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформированная душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приёмами прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

Тяга к книге появляется у детей, как правило в раннем детстве. Интерес к книге возникает потому, что она даёт возможность действовать и пальчикам,  и ушкам, и глазкам, и язычку, доставляет удовольствие и при рассматривании, и при перелистывании, и при слушании.

По мере взросления ребёнка меняются способы работы с книгой, приобретаются определённые навыки: рассматривание, слушание, перелистывание, чтение, воспроизведение ранее услышанного текста.

Таким образом, мы видим, что в течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формируется интерес и любовь к книге, т.е. ребенок успешно формируется как читатель.

Уже в начальной школе, в период обучения грамоте интерес к книге ослабевает. Почему? Безусловно, в значительной степени это объясняется определённым социальным положением в обществе. Но не секрет, что многие дети  из вполне обеспеченных семей предпочитают книге телевизор или разнообразные компьютерные игры. Как правило, такие дети не хотят и не любят читать. Необходимо признать, что во многом подобное отношение к книге усугубляется и несовершенством используемых в массовой школе методических систем букварного периода, а точнее, их отставанием от стремительно изменяющихся реалий жизни.

Работая в учреждении, начальная школа детский сад, данная проблема особенно ярко выделяется. Как же сохранить естественный интерес у ребёнка к книге в период его обучения? Ответ на данный вопрос пришёл не сразу. Педагоги провели большой анализ методик работы с текстом на уроках чтения, и пришли к выводу.

Во-первых, нужно учить медленному чтению художественного текста, ребенок должен продумывать в ходе чтения смысл каждого слова, уметь задавать вопросы и находить ответы в тексте, уметь размышлять и сопереживать, а также выполнять элементарный анализ прочитанного.

Во-вторых, нужно понимать, что надо ребёнка учить читать не для нас взрослых, а для самого себя. Нужно научить понимать чужие мысли, заключенные в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор, почувствовать то, что чувствовали герои произведения.

В – третьих, необходимо уделять равное внимание и чтению вслух и чтению про себя.

Обучение такому чтению требует определённого методического подхода. Суть этого подхода состоит в формировании у детей типа правильной читательской деятельности, который представляет собой «…трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения)

Методика формирования у детей типа правильной читательской деятельности разработана и подробно описана профессором Н.Н.Светловской. Такой подход, как показывает опыт и наблюдения, является обоснованным и рациональным, он позволяет добиваться высоких результатов обучения.

Этапов работы с текстом – три: до начала чтения, в процессе чтения и после чтения. Внутри каждого этапа существует определенная последовательность «шагов».

1.         Работа с текстом до чтения

Цель: развитие антиципации (умения предполагать, предвосхищать, предугадывать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов)

1)                     Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, высказывают сои предположения о героях, теме, содержанию.

2)                      Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске, уточняют свои о теме произведения, героях, развитии действия.

Учитель ставит задачу провести «диалог с автором» через текст, проверить и уточнить первоначальные предположения. Детям на уроках обязательно показывается, что чтение- это общение не непосредственное, а через текст, созданный автором. Оно затруднено тем, что в тексте есть знаки препинания, но отсутствуют интонация и логическое ударение. Также отмечается то, что последовательность высказываний в тексте может «накапливать смыслы», что слово в окружении других слов значит гораздо больше, чем взятое отдельно.

2.         Работа с текстом во время чтения.

Цель: достижение понимания на уровне содержания.

1)                     Дети самостоятельно читают текст (главу, смысловую часть) про себя с установкой применить свои предположения, высказанные до начала чтения.

2)                      Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам с комментариями. По ходу чтения (а не после!) учитель задает уточняющие вопросы на понимание, регулярно возвращает детей к их предположениям, как только текст даёт возможность их подтвердить.

Словарная работа (объяснение и уточнение значений слов) также ведется по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, и само слово толкуется в контексте, а не вне него. Вопросы, задаваемые учителем,  это вопросы к «автору», ответы на них нужно искать или в прочитанной части текста, или в той, которую еще нужно прочитать. Комментарии учителя должны быть краткими, но емкими. Дети видят суть процесса «вчитывания» в текст и сами участвуют в нем: идут по тексту вслед за автором, попутно думают над смыслом слов, наблюдают, как «разворачиваются» характеры героев, работают над языком, представляют нарисованные автором картины, видят, как «накапливаются смыслы» в тексте.

3)                     Задается уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом. Результатом понимания может быть озаглавливание части текста.

4)                      Такая же работа (шаги 1-3) проводится со следующим законченным фрагментом текста и так до тех пор, пока текст не прочитан до конца.

Если текст большой по объему и за один урок не прочитан, то детям предлагается дома прочитать про себя следующую главу (фрагмент), а на уроке начать сразу с чтения вслух. Какую-то часть текста читает учитель, а затем проводится работа с текстом во время чтения детей вслух. Здесь возможны варианты. Но обязательно нужно систематически следовать описанной технологии на этапе работы с текстом до чтения и во время чтения. Опыт показывает, что дети понимают ее и осваивают, т.е. начинают действовать так же, когда читают самостоятельно вне уроков.

5)                     Беседа по содержанию текста в целом повторное, выборочное чтение. Ответ на вопрос: в чем совпали и в чем не совпали первоначальные предположения о содержании текста, развитии событий, о героях?

В результате работы на этом этапе дети учатся пониманию значения каждого отдельного слова, словосочетания, отвечают на вопросы учителя по содержанию прочитанного, размышляют по поводу того, почему автор из всего многообразия слов выбрал именно это, внимательно относятся к оттенкам лексического значения слов, достигают понимания прочитанного фрагмента на уровне содержания.

3.         Работа с тестом после чтения.

Цель: достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста «чтения между строк»)

1)                     Учитель ставит проблемный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей и беседа. Ее результатом становится понимание авторского замысла, «спрятанного между сток»

2)                       Рассказ учителя о писателе. Беседа с детьми о его личности после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ложится на подготовленную почву: ребенок соотносит ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.

3)                      Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора.

Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?

4)                     выполнение творческих заданий.

Они бывают разнообразными и выполняются как на уроке, так и дома. (Рисуется иллюстрация к любому понравившемуся отрывку, творческая авторская концовка, когда в роли автора выступает сам ребенок, ставятся вопросы к тесту и др.)

Читайте также:  Развитие ребенка игры и игрушки

Итогом работы данного этапа является развитие у детей умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия, материал для анализа поступков героев, формируется внимательное отношение к языку художественных произведений, умение понимать образные выражения, использованные в нём, представлять картину, нарисованную автором.

Учащиеся знакомятся с историей создания литературного произведения, с биографией автора, высказывают и аргументируют свое отношение к прочитанному. Достигается понимание основной мысли текста.[3. с.6]

Наблюдения уроков показали, что дети познают себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу, усваивают нормы отношения к этому миру и поведения, действия в нём – через стихи и маленькие рассказы современных детских писателей.

Данная технология отличается от традиционной работы с текстом и её реализация на уроках позволяет отметить:

∙ возросший интерес детей на уроках чтения, этому способствует первый этап технологии.  Деятельность детей становиться мотивирована. Правильно поставленные вопросы учителя заставляют ребёнка задуматься, о чём же будет рассказ или стихотворение. Ребёнок с увлечением начинает читать, отыскивая свои предположения.

∙Приобретает навык работы с текстом, ведь текст может быть не только художественным. Понять, осмыслить прочитанное, это одно из условий успешной учебной деятельности внутри любой образовательной области.

∙Развивается внимание, мышление, воображение, речь, коммуникативные навыки.

∙ Осмысленное чтение позволяет развивать навыки выразительности устной речи, чем умело и с удовольствием пользуются дети при выполнении творческих заданий (инсценирование, чтение по ролям)

∙ Высокие результаты по технике чтения.

По данной технологии можно работать и с детьми дошкольного возраста:

∙ Детям дошкольного возраста доступна работа по рассматриванию иллюстраций книжки, их простейшего анализа. Они могут высказать предположения,  о ком будет рассказ или сказка.

∙ В процессе чтения также уместна будет словарная работа, комментарии, вопросы на понимание содержания.

∙ Творческие задания: рисование, лепка, инсценировки по прочитанному

Ребёнку дошкольного возраста недоступно самостоятельное чтение. Это единственный пункт технологии, который не может быть выполнен воспитателем, тем не менее, основные этапы технологии можно использовать и в работе с детьми дошкольного возраста, тогда естественный интерес дошкольника к чтению ещё более развивается.

Педагоги нашего учреждения постоянно находятся в творческом поиске, поэтому данная работа продолжается.

Источник

Елена Кузнецова
Развитие читательского интереса у детей

Развитие читательского интереса у детей»

Литература для детей является не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания, в том числе и речевого развития. Она знакомит с окружающим миром, обогащая представления детей о человеческих отношениях, добре и зле, правде и справедливости. Но любовь к книге, умение использовать в жизнь полученные из нее знания не приходят к ребенку сами по себе. В дошкольные годы ребенок – активный слушатель, и его путь к книге лежит через взрослых. Трудно себе представить более благодатную почву для семейного общения, чем совместное чтение. Оно может быть веселым, развлекательным, вдумчивым, серьезным, и при умелом отборе, книга оказывает глубокое воспитательное воздействие на ребенка. В дошкольном возрасте ребенок более всего зависит от своего ближайшего окружения, от семьи.

Литература для самых маленьких имеет свои особенности, и родители, становясь посредниками между ребенком и книгой, должны это понимать.

Различают возраст появления интереса детей к книге от 5-6 месяцев до 1 года.

Дети в возрасте от 8 месяцев до 2-2,5 лет могут слушать чтение 5-20 минут, в возрасте от 2,5 до 3 лет, как правило, 1 час и более.

Некоторым детям при знакомстве с книгой не важно видеть картинки. Важно слушать текст. «Узнавание» изображений у многих детей возникает только после 1 года – 1года 2 мес., и тогда в их лексиконе начинают появляться слова, источником которых являются книги. На этой стадии для детей актуальны «дидактические» книги – собрание картинок с подписями и без них. Рассматривание и комментирование картинок в книге, совместное со взрослым или самостоятельное, – особый вид «чтения», значимый для маленького ребенка. Очень важно то, какие именно предметы изображены в этих книгах, насколько их «лексикон» соответствует начальному лексикону ребенка. Множество видовых понятий усваивается ребенком из таких тематических книг про цветы, овощи, фрукты, животных и птиц. Примыкают к таким книгам и разрезные картинки, которые дети любят узнавать, называть, сопоставлять.

К 2 годам в речи детей появляются цитаты из любимых книг. Сначала это отдельные слова, позже – цитаты, представляющие собой двух-, трехсловные высказывания, а также слова и выражения,с которыми ребенок встречается только в сказках и стихах: жили-были, рыщет, притих, косой, рык. В этом возрасте дети нередко помнят множество стихов и вставляют подходящие рифмы во время пауз при прочтении. Появляются первые попытки «инсценирования» с участием взрослых.

Чтение приучает детей слышать, понимать и использовать художественную речь. Пятый год жизни очень благоприятный для развития языкового чутья, но для этого взрослому нужно при чтении выделить яркие в образном отношении слова и фразы. При этом нужно помнить, что достоянием речи ребенка они станут, если у него будет возможность проговорить их. При ответе на вопросы детям представится возможность произнести их (печка пышет жаром; речи лишился).

Читая детям книги, необходимо учить их сравнивать, выделять общее и различное в характере героев одного художественного произведения, а также сопоставлять вид персонажей, их поступки из двух различных произведений.

Сравнивая, например, сказки, нужно обратить внимание детей на то,что в них общего: добро борется со злом и всегда побеждает; на долю героев выпадают большие испытания; в сказке действуют фантастические персонажи. Роль сказки состоит в том, чтобы дать образы, в которых выражаются и которыми питаются чувства детей. Чем сюжет сказки ближе к собственному опыту ребенка, тем больший эмоциональный отклик находит она в его душе. Роль сказки повышается по мере того, как ребенок овладевает речью. Наблюдения показывают, что для детей слова имеют глубокую и таинственную связь с вещами, названиями которых являются. Любимой для ребенка становится та сказка, сюжет которой наиболее близок миру его внутренних переживаний.

После пяти лет, когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество.

Хорошая книга является источником радостных переживаний детей, оказывает огромное влияние на умственное и речевое их развитие. Необходимо всем взрослым поставить перед собой задачу научит детей беречь книгу, объяснить им, что книга является источником знаний, результатом труда многих людей.

Рекомендации логопеда:

• Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.

• Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

• Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

• Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.

• Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.

• Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

• Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи.

• Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.

• Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

• Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.

• Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.

• Дарите ребенку с дарственной надписью, теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях

Читайте также:  Значение ранней диагностики отклонений в развитии ребенка

Источник

МБ ДОУ Солонцовский детский сад «Ладушки»

Проектная работа:

«Развитие читательского интереса у детей дошкольного возраста»

hello_html_20167c64.jpg

Воспитатели второй младшей группы:

О.С. Костенко

О.Ю. Зотина

п. Солонцы 2018г.

Введение

Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором и прочими гаджетами. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили заметное снижение интереса к чтению у дошкольников, школьников и подростков; резко сокращена доля чтения в свободной деятельности детей, во многих семьях книги не имеют ценности, дети не приобретают опыт домашнего чтения-слушания. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, значение книги очень велико. Она знакомит его с предметами, природой, всем, что его окружает. Книга является самым эффективным средством нравственного, умственного и эстетического воспитания ребенка. Художественная литература развивает фантазию, воображение, мышление, память, речь.

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из приоритетных направлений является развитие речи у дошкольников. Одна из задач речевого развития – знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (п. 2.6 ФГОС ДО).

Приобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического развития и предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания художественной литературы, фольклора, стимулирование переживания персонажам художественных произведений (п.2.6 ФГОС ДО)

Прививать интерес к книге необходимо в дошкольном возрасте, так как именно этот период является главным этапом развития личности ребенка, его идеалов и целей жизни.

Проект краткосрочный: период – 2 недели с 19.02.18 по 07.03.18 г.

Условия способствующие развитию читательского интереса

Для формирования читательского интереса у детей дошкольного возраста необходимо соблюдать следующие условия:

Психологические:

  1. Учет возрастных особенностей детей;

  2. Учет особенностей восприятия детей.

  1. Читая следует обращать внимание на быструю утомляемость ребенка при длительном, однообразном занятии, слабую концентрацию внимания и его переключение, на недостаточный объем памяти, отсутствие личного опыта, что не будет способствовать самостоятельному глубокому постижению текста. Не следует забывать и о такой психофизической особенности, как недостаточное развитие фонематического слуха.

  2. Восприятие художественного произведения – это глубокое постижение смысла текста и воздействие его на читающего (слушающего).

Ребенок дошкольник глубже воспринимает событийную сторону произведения, меньше обращает внимания на описания, детали текста. Живее, эмоциональнее воспринимает стихи, труднее прозу. Его восприятию свойственна наивность. Он не любит плохого конца в произведениях, изменяет его или, предчувствуя плохой конец, просит не читать дальше.

Ребенку-дошкольнику свойственно внеконтекстное восприятие искусства. В своих представлениях о происходящем в тексте он далеко выходит за пределы самого текста: одушевляет неодушевленное, не соотносит описываемые события с реальным временем, изменяет произведение по-своему, делая его героем самого себя, своих друзей и знакомых, персонажей ранее прочитанных книг.

Понравившаяся ребенку книга оказывает на него сильное эмоциональное воздействие. Степень этого воздействия иногда такова, что маленький человек до мелочей представляет происходящее, включается в ход событий, живет ими, использует сюжет произведения в своих играх.

Восприятие — это процесс, тесно связанный с возрастом ребенка, особенностями его мышления, читательским опытом. Дошкольник с его наглядно-действенным (1 — 3 года) и наглядно-образным (4—5 лет) мышлением лучше воспринимает текст с опорой на иллюстрации, когда слово и зрительный образ дополняют друг друга в сознании малыша.

На первом этапе восприятия произведения ведущим психическим процессом является воображение. На стадии обдумывающего восприятия — мышление. Оно углубляет первоначальное эмоциональное постижение текста, преобразует его в интеллектуальное. А затем эти процессы как бы сливаются воедино: представляя, воображая и обдумывая происходящее в книге, читатель преобразует текст относительно себя самого, становится со-автором, со-творцом художественного мира книги.

Взрослому, поставившему перед собой цель воспитания грамотного читателя, необходимо знать: литература как вид искусства лучше воспринимается тогда, когда создана особая эмоциональная атмосфера, особый настрой ребенка на чтение книги. Читать ребенку надо не спеша, ясно выговаривая звуки речи, выбирать надо те произведения, языковая основа которых будет доступна маленькому слушателю, а содержание — интересным.

Педагогические: доступность; наглядность; занимательность, динамичность сюжета; воспитательная ценность произведений.

Содержание произведения будет доступно ребенку тогда, когда прежде всего доступными будут язык произведения, его художественные особенности, когда оно будет соответствовать уровню психического и интеллектуального развития ребенка и в то же время будет несколько опережать этот уровень. Одним из показателей доступности книги для малыша будет интерес к ней и желание слушать ее чтение.

Наглядность обусловлена необходимостью углублять восприятие детей, не умеющих самостоятельно читать текст. Книги для дошкольников обязательно должны быть иллюстрированы, так как иллюстрация помогает им понять происходящее в тексте, объясняет то, чего нет в жизненном опыте дошкольников, или то, на чем автор не акцентировал свое внимание.

Требования, которые предъявляются к книжной наглядности, — ясность, простота, выразительность, отсутствие деталей и подробностей, затрудняющих восприятие. Иллюстрация должна быть цветной, а цветовая гамма — соответствовать реальности. В младшем дошкольном возрасте наглядность играет очень важную роль в развитии читательского интереса.

Занимательность сюжета — один из существенных принципов отбора книг для детского чтения, тесно связанный с таким принципом, как динамичность. Дошкольник пока еще не обладает способностью долго концентрировать свое внимание на чем-либо. Ему нужна быстрая смена событий, которые привлекут его своей остротой, необычностью, займут его внимание некоей тайной, напряженностью повествования. Сюжет вялый, затянутый, имеющий множество побочных линий, неинтересен дошкольникам.

Воспитательная ценность произведений под воспитательной ценностью произведений понимаются их идейная направленность, позитивное воздействие на ребенка при формировании нравственных качеств личности, наличие дидактики в художественном тексте.

Существуют следующие методы и приемы, используемые при работе с книгой. Ведущим видом деятельности при работе с текстом становится беседа, так как она способствует развитию интереса детей к художественному произведению, к процессу чтения, к творчеству отдельных авторов или отдельному жанру. В период общения с книгой ребенок становится соавтором, соучастником событий, видоизменяет происходящее в тексте согласно своему восприятию и пониманию. И ему хочется, чтобы его мнение узнали другие.

Успех беседы зависит от точности формулировки вопросов и доступности их содержания детям. Вопрос должен стимулировать работу мысли, способствовать поиску ответа, активизировать детей. Нужно научить дошкольника отвечать правильно на него. Ребенок должен привыкнуть к тому, чтобы выслушать вопрос, понять его суть и ответить в соответствии со значением вопроса, не уходя от него, не расширяя и не сужая его смысл. Отвечая на вопрос, он вдумывается в текст, запоминает его содержание, улавливает с помощью взрослого особенности формы, использует язык писателя в своей речевой практике.

Для разного возраста существуют разные типы вопросов. От 1-3 трех лет преимущественно задаются вопросы, помогающие ребенку воспроизвести текст и следовать его логике: кто? где? как? Эти вопросы и по звучанию, и по смыслу напоминают те. Которые малыш слышал в народных песенках и потешках: -«Кисонька – Мурысонька, где была? Заинька, где ты был – побывал?». В таких стихах вслед за вопросом предполагается ответ. Диалогическая форма народных произведений способствует развитию умения общаться, слышать друг друга. Затем это умение используется и совершенствуется в анализе литературных произведений.

На четвертом году жизни ребенка его речь естественным образом входят вопросы «Почему?» и «Зачем?». Желание познать окружающий мир с помощью этих вопросов, частота их употребления, активность в стремлении добиться ответов свидетельствует о том, что ребенку необходим анализ литературного произведения как еще один источник познания. Пришла пора вопросов аналитического характера, побуждающих мыслить над прочитанным, сопоставлять, сравнивать. Главным из них является «Почему?». Вопросы должны быть доступны для детей. Все слова должны быть понятны, точны, оправданны. Доступность вопроса предполагает ясность смысла, конкретность ответа. Чем грамотнее задан вопрос, тем точнее будет ответ. Ребенку нельзя задавать двойные вопросы: где и почему? Кто и где? , чтобы не рассеивать внимание малыша, нацеливать на один, но верный и глубокий ответ. Вопросы должны быть продуманы заранее.

Читайте также:  Развитие речи у мальчика ребенка в 2 года

На занятиях используются различные виды бесед. Подготовительная (вводная) беседа подготавливает детей к восприятию текста, настраивает их на внимательное слушание и понимание произведения. Содержанием подготовительной беседы может быть биография писателя, история создания произведения, время, отраженное в нем, чьи-то читательские впечатления. В ходе беседы нужно объяснить те непонятные детям слова, которые повлияют на глубину восприятия читаемого. Вводные беседы строятся так, чтобы вызвать симпатию к создателю произведения, пробудить интерес к тексту, помочь детям понять главное в нем.

Беседа по восприятию художественного текста выявляет, какое воздействие на детей оказало прочитанное. В связи с этим беседу не следует начинать сразу после того, как чтение будет закончено. Надо дать детям минуту на то, чтобы вернуться в реальную жизнь, и только после этого задавать вопросы. В процессе беседы по восприятию произведения выясняется эмоциональное отношение детей к прочитанному: понравился или не понравился текст; что в нем особо запомнилось маленьким слушателям, что вызвало их отрицательные эмоции; какое впечатление произвело на них события, описанные в произведении или поступки героев. Задавать большое количество вопросов не стоит. Все сказанное детьми следует учесть в дальнейшей работе.

Выразительное чтение воспитателя. Цель – донести до слушателя авторскую идею, увлечь их, заворожить ритмом чтения, тембром голоса, особыми интонациями, собственным отношением к читаемому.

Рассказывание – особый вид общения с детьми всего периода дошкольного детства, который повышает уровень умственного развития детей, дает работу мысли, развивает внимание и воображение, пробуждает глубокие эмоции, способствует развитию эстетических чувств. Рассказывание сказки – рассказывание происходит от первого лица, так, как будто бы рассказчик сам был участником происходящего. Прежде чем рассказывать сказку ребенку, надо представить себе сказочные картины, что оживит рассказ и сделает его ярким, впечатляющим. Рассказывание произведений других жанров – имеет ограниченное право в изменении авторского текста: можно заменить отдельные слова, конкретизировать какое-то понятие или действие героя, сохраняя при этом те художественные находки которые есть у автора, голосом, интонацией подчеркивая их особенность и неповторимость. Поэтому рассказчик должен обладать хорошим знанием текста произведения, соблюдать его логику, владеть красивой образной, правильной речью.

Среди приемов, которые можно использовать в работе с дошкольниками, следует назвать словесное рисование – это устное изображение недостающего в произведении и способствует развитию воображения и творческого потенциала ребенка. Этот прием учит вчитываться в текст, запоминать детали, органично дополнять его представлением о том, что может быть. Задача педагога при использовании этого приема – умело руководить коллективом фантазеров, не подавлять их желания выдумывать.

«Письмо от автора» или литературного героя – этот прием используется в старшем дошкольном возрасте. С помощью «письма от автора» можно рассказать биографию писателя или поэта, а «письмо от литературного героя» поможет познакомить с историей создания произведения, развить интерес к чтению текста, настроить на слушание.

Заучивание стихов: смысл каждого слова в стихотворении должен быть понятен и отчетливо услышан детьми, содержание стихотворения должно быть интересным малышу по тематике, по мироощущению. Это должна быть настоящая поэзия открывающая ребенку мир, поражающая своей красотой, эмоциональной наполненностью. Быстро запоминаются детьми те стихи, которые имеют применение в их детской жизни – кричалки, дразнилки, заклички. В последнее время широко используется методика по обучению детей «рассказывание стихов руками», мнемотаблицы.

hello_html_2cb9c889.jpg

Особым потенциалом для приобщения дошкольников к чтению художественной литературы обладает театрализованная деятельность. Она поможет сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребёнка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.

Театрализованная деятельность – это творческая деятельность ребёнка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики. Театрализованные игры – интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности. Поэтому даже самые робкие, неуверенные hello_html_6ee35333.pngв себе

дети обычно принимают в них участие.

Для формирования читательского интереса в каждой групповой комнате всех возрастов необходимо наличие книжного уголка. Он должен располагаться так, чтобы любой, даже самый маленький ребенок мог рукой дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему самому захочется это сделать. В книжном уголке должны быть выставлены разные книги: и новые, красивые, и зачитанные, но аккуратно подклеенные. Уголок должен быть не парадным, а рабочим. Его цель — не быть ярким, праздничным украшением группового помещения, а дать возможность ребенку общаться с книгой. Бывшие в употреблении книги порой привлекательнее для читателя уже потому, что ему кажется: часто читаемая книга должна быть интересной.

В книжных уголках групп с детьми раннего возраста должны быть книги: книжки-картинки, ширмочки, игрушки, книги со звуковыми и зрительными играми, театр, подарочные с детским фольклором, книги из прочных или , наоборот, из мягких материалов. По структуре это могут быть как книги – произведения, так и сборники. Во всех должна проявляться одна закономерность: наглядного материала больше, чем текста.

Детям от 3-5 лет по-прежнему нравятся книжки-картинки, книжки –игрушки, добавляются 10-20 книг деятельностного типа ( раскраски, самоделки), книги – произведения и сборники с классическим репертуаром.

Библиотека для старших дошкольников должна включать художественную классику и беллетристику, научно-познавательные книги (энциклопедии и справочники для детей дошкольного возраста), периодическую печать – детские журналы, газеты, книги по обучению грамоте – художественные азбуки, игровые и учебные книги.

Методические рекомендации для родителей по развитию читательского интереса к книге у дошкольников

  А. М. Горький назвал книгу одним из чудес, сотворенных человечеством на пути к счастью и могуществу. Но как привить детям интерес к чтению и любовь к книгам?

1.  Прививать ребенку интерес к чтению нужно с раннего детства. Именно родители, читая ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование его предпочтений и читательских вкусов. Опыт показывает, что те дети, которым читали книги в детстве, рассказывали сказки, став взрослыми, много читают.

 2. Читайте сами, дети должны видеть родителей читающими. Когда ребенок видит родителей с книгой и просит почитать вслух, почитайте.

 3. Первые книги у ребенка должны быть красочно оформлены. 

4. Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой

 5. Чтение должно проходить в спокойной обстановке, не надо переутомлять ребёнка (читать не более 15-20 минут, т.к.  детское внимание рассеивается)  Во время чтения художественной литературы обратите внимание на следующие рекомендации:

– Читайте с выражением, меняя интонацию в зависимости от персонажа – Как можно чаще показывайте иллюстрацию к тексту. Это повышает интерес у ребёнка.
– Демонстрируйте порядок чтения надписей сверху вниз, выделяйте среди надписей на обложке фамилию автора и заглавие книги; – Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.

– Если вы читаете ребенку книгу, иногда старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде. Пусть ребенок домыслит продолжение и расскажет вслух. А затем можно продолжить чтение.

 – Рисуйте по мотивам прочитанных книг. Взрослый может предложить детям нарисовать запомнившегося героя, понравившийся сюжет. Такая работа способствует развитию не только литературного вкуса, любви к чтению, но и творческих способностей, фантазии, воображения.

– Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.

 Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

–  Воспитывайте бережное отношение к книге:

  • Учите брать книги чистыми