Развитие бытовой сферы у ребенка
Период раннего детства наиболее благоприятен для формирования культурно-гигиенических навыков, которые тесно связаны с ведущей в этом возрасте деятельностью — предметной. В этот период малыша более всего интересуют функции, назначение предметов, в том числе и включенных в бытовые процессы. Ребенок старается узнать, как можно действовать с предметами, для
чего они предназначены. Он уясняет, что для умывания нужно научиться пользоваться мылом и полотенцем, для еды — ложкой. Такое знание открывает малышу бытовую сторону мира взрослых, помогает формированию культурно-гигиенических навыков. Можно сказать, что освоение бытовых навыков в раннем детстве совпадает с основной линией психического развития — становлением предметной деятельности, освоением действий с предметами.
Бытовые процессы привлекают малыша и в силу еще одной причины. Их освоение позволяет ему (в известных пределах) удовлетворять возрастное стремление к самостоятельности. Дошкольника бытовая деятельность привлекает меньше, поскольку его самоутверждение и самореализацию обеспечивают другие виды деятельности, в частности игра, труд, рисование, которыми малыш в раннем детстве не владеет. В раннем возрасте сфера проявления самостоятельности очень ограничена. Поэтому ребенок стремится сам выполнять бытовые процессы.
Напомним, что навык — это частично автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений. Он характеризуется высокой степенью освоения и отсутствием поэлементного контроля. Для того чтобы у ребенка выработался навык, взрослый показывает ему каждую операцию, составляющую действие, и, комментируя ее, отмечает предметы и условия, в которых она протекает. Затем взрослый действует вместе с малышом, выполняя сопряженные действия. Например, берет его руки в свои, намыливает и подставляет под струю воды. Так у ребенка складывается сенсомоторный образ действия, а также образ составляющих действие операций и условий, в которых оно протекает. Постепенно взрослый предоставляет малышу большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат. При формировании навыков ребенок учится удерживать цель деятельности, не отвлекаться.
Культурно-гигиенические навыки направлены на самого ребенка. Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, малыш осознает самого себя. У него формируется представление о собственном теле. При одевании и умывании ребенок, рассматривая свое отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений, происходящих,в нем самом в ходе бытового процесса: лицо из грязного превратилось в чистое, волосы из растрепанных стали красиво причесанными. Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести его в порядок. То есть у малыша формируется потребность в чистоте и опрятности.
Формирование культурно-гигиенических навыков связано с использованием соответствующих предметов: мыла, полотенца, ложки, чашки и т.д. При правильном отношении взрослого к этим вещам и ребенок бережно к ним относится. Малыш складывает
одежду, расправляет полотенце, вешает его на крючок, аккуратно ведет себя за столом.
В период от года до трех лет у малыша закладываются основы культуры поведения. Он осваивает правила поведения в быту: например, не мешать другим во время еды, есть спокойно, не отвлекаясь; не выходить из-за стола до окончания еды; спокойно подождать, пока подадут следующее блюдо; говорить «спасибо» после еды.
Постепенно ребенку становится понятным смысл соблюдения тех правил, последствия выполнения или нарушения которых он наглядно видит: не сложил одежду перед сном — она помялась, стала некрасивой. В основном освоение правил происходит в ходе приучения, когда взрослый систематически выдвигает требования и контролирует их выполнение, которое подкрепляет положительной оценкой. Так навыки превращаются в привычки — действия, выполнение которых становится потребностью.
В быту малыш встречается с разнообразными предметами и явлениями, которые наталкивают его на первые открытия, стимулируют познавательные интересы и любознательность. Ребенок видит, что полотенце было сухим, а когда вытерли руки, оно стало мокрым; мыло было большим, а после употребления уменьшилось. Если взрослый постоянно обращает внимание ребенка на подобные преобразования предметов, малыш скоро начинает замечать все, на его взгляд, необычное и пытаться объяснить, установить простейшие причинно-следственные связи.
Особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте:
— бытовые процессы способствуют расширению сферы самостоятельности ребенка;
— у малыша формируются культурно-гигиенические навыки (приема пищи, одевания, умывания, опрятности и пр.), которые в дальнейшем составят основу сложных форм поведения;
— формируется потребность выполнять бытовые процедуры, потребность в чистоте и опрятности;
— ребенок начинает осваивать правила поведения в бытовой деятельности;
— у малыша складываются личностные качества, связанные с отношением к самому себе (опрятность), к вещам (аккуратность), к другим людям (дисциплинированность) и кделу (целеустремленность).
Источник
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте
В младенчестве ребенок проходит эмоциональный этап в освоении бытовой деятельности, когда главным образом формируется положительное отношение к ней. В раннем детстве это так называемый операционно-технический этап, так как осваивается большинство культурно-гигиенических навыков. Дошкольный возраст – это период освоения норм, связанных с правилами поведения в быту.
Дошкольник 3-4 лет осознает необходимость выполнения культурно-гигиенических требований к предстоящей деятельности: «Надо мыть руки, потому что потом будем есть». Для детей этого возраста очень важным является мотив своей внешней привлекательности: «Надо причесываться, чтобы красивым быть». Выразить в речи составляющую навык последовательность операций, условия их выполнения младшие дошкольники еще затрудняются. Легче они выделяют предметы, необходимые для проведения бытового процесса, например для умывания – мыло, полотенце и вода. Малыша по-прежнему привлекает сам бытовой процесс. Но особенно значимым
становится выполнение действий в правильной последовательности, потому что ее положительно оценивает взрослый.
Приведем в качестве примера наблюдение за Ваней К. (3 года 9 мес).
Ваня К. подходит к раковине, открывает кран, обращается к Ксюше Н.: Дали уже воду, да, Ксюша?
Настя: Где мое полотенце?
Ваня: Там вот висит.
Ваня намыливает руки, затыкает кран рукой, смеется, отворачивается от брызг. Подходит Катя.
Ваня быстро смывает пену с рук, обращаясь к Кате: Я уже все. Вот, иди, вот (показывает на раковину).
Подходит к полотенцу, рассматривает свою картинку, вытирает руки, не снимая полотенца, выбегает из туалетной комнаты.
У детей 4-5 лет понимание необходимости бытовых процедур становится более обобщенным, приобретая перспективную направленность: «Спать надо, чтобы быстрее расти и быть сильным».
Характерно, что дети среднего дошкольного возраста могут описать в речи последовательность действий при выполнении бытового процесса и назвать необходимые для его выполнения предметы. Они контролируют поведение друг друга в бытовой деятельности, делают сверстникам замечания, хотя сами нередко правила не соблюдают.
Приведем пример наблюдения за Аленой М. (4 года).
Воспитатель: Ребята, сегодня нам на завтрак приготовили рисовую кашу, чай с молоком и булочку с маслом. Приятного аппетита.
Алена М. (вместе со всеми): Спасибо! (Берет ложку в правую руку, пододвигает поближе тарелку, приговаривает негромко.) Кашка, кашка!.. (Обращается к соседке по столу Свете Н.) А мне мама вчера сварила кашку! (Поворачивается в сторону соседнего стола, к Артему Г.) За столом не разговаривают. Слышишь меня! Нельзя же! (Доедает кашу, кладет ложку на тарелку, придвигает чашку, берет булочку, откусывает, запивает. Ставит чашку и тарелку на угол стола.) Спасибо! (Протяжно, громко. Встает, задвигает за собой стул, уходит.)
В 5-7 лет ребенок начинает понимать объективность требований взрослых. Старший дошкольник осознает, что для установления взаимоотношений с другими детьми следует подчиняться правилам. А соблюдая их, он демонстрирует уважение к окружающим: «Надо причесываться, чтобы не ходить лохматым. А то все красивые, а ты нет. Тебе стыдно будет», – утверждает Ксюша В. (6 лет 7 мес.).
Для старших дошкольников важное значение имеет качественное выполнение действий: не просто вымыть руки, а вымыть чисто.
Проиллюстрируем вышесказанное на примере наблюдения за Машей К. (6 лет 11 мес.).
Воспитатель: Дети, быстренько моем ручки и садимся обедать!
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте
Маша заходит в туалетную комнату, берет мыло, намыливает руки, рассматривает их, кладет мыло, смывает пену водой, смотрит на руки: Вроде чистые. (Обращается с вопросом к Денису.) Чистые? (Закрывает кран, вытирает руки, садится за стол.)
Очень важно аргументировать любое требование взрослого по отношению к дошкольнику. Такая аргументация повышает легкость и быстроту освоения навыков. Немотивированные указания, которым дети успешно следовали в более раннем возрасте, уже, как правило, недейственны. В том случае, если взрослый понижает по отношению к дошкольнику требовательность при выполнении бытовых процессов, а объяснение их значимости и необходимости подменяет формальным контролем, выясняя, вымыл ли ребенок руки, доел ли суп, возможна ситуация, когда сформированный навык может разрушиться.
В дошкольном возрасте у ребенка расширяется круг культурно-гигиенических навыков, совершенствуются способы выполнения бытовых действий и изменяется их структура. Дети, как правило, хорошо ведут себя за столом, контролируют свой внешний вид, чистоту тела, умеют самостоятельно замечать и устранять неполадки в своем внешнем виде.
Культурно-гигиенические навыки выступают как важная составная часть культуры поведения (С.В.Петерина). Действия ребенка все более автоматизируются, а его сознание освобождается для анализа условий, в которых они протекают, и для контроля за качеством их выполнения. Навыки усложняются и постепенно превращаются в системы поведения. Например, на протяжении всего дошкольного возраста культурногигиенические навыки все больше объединяются с трудовыми. Теперь ребенок следит за чистотой одежды и приводит ее в порядок, самостоятельно подготавливает условия для бытового процесса.
Ребенок регулирует свое поведение в соответствии со сформированным представлением о способе поведения в бытовых процессах.
Высокое качество выполнения одного действия приносит ребенку удовлетворение и позволяет перейти к другому. Поэтому он сначала раздевается после прогулки, потом идет мыть руки и после этого садится обедать. И если сначала действие побуждалось мотивом, лежащим вне его, например в требовании взрослого или в понимании необходимости его выполнения, то потом мотивом становится сама потребность выполнить действие.
Приведем пример из наблюдения за Леной Д. (4 года). Лена подходит к шкафчику, открывает его, развязывает шарф, расстегивает пуговицы и снимает шубу, варежки отдает воспитателю, замечает: “Мокрые». Вешает шубу на дверцу шкафчика, снимает шапку и вешает ее на крючок. Снимает сапоги, ставит их в шкаф, снимает свитер, кладет в шкаф, берет расческу и расчесывает волосы, напевая. Кладет расческу в шкаф, снимает рейтузы, носки и колготки, складывает их и кладет в шкаф. Надевает гольфы и сандалии, поправляет платье, подходит к Ане, которая одета и сидит на стуле: «Аня, вставай, сейчас не успеешь раздеться. Давай, и тебе развяжу». Развязывает Ане шапку, кладет в шкаф, помогает снять шубу и валенки, складывает одежду в шкаф. Открывает шкаф,
находящийся рядом: «Ну, что такое! (возмущенно). Как положил колготки! (Встряхивает колготки, складывает и кладет на полку, поднимает шапку и вешает на крючок.). Все! Пошла мыть руки» (закрывает шкафчик и уходит в группу).
Таким образом, освоенные культурно-гигиенические навыки превращаются в привычки действия, выполнение которых стало потребностью. Необходимыми условиями формирования привычек выступает положительное отношение ребенка к бытовой деятельности и систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его известную самостоятельность.
Привычки выполнять требования личной гигиены и культурного поведения проявляются в разных жизненных ситуациях. А бытовые процессы выполняются без напоминания взрослых. Постепенно возрастает сознательное отношение к своему поведению и контроль за ним. То есть дошкольник переходит от импульсивного поведения к личностному, произвольно регулируемому на основе усвоенного образца. Поэтому дети 6-7 лет могут самостоятельно выполнять бытовые процессы. Режим дня в дошкольном возрасте продолжает играть важнейшую роль в организации бытовой деятельности и усвоении правил поведения.
Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в дошкольном возрасте:
– формируется осознание необходимости выполнять бытовые процессы, исходя из личной и общественной значимости их;
– происходит осознание нравственных норм, определяющих поведение в бытовой деятельности;
– изменяются и усложняются культурно-гигиенические навыки, образуя системы поведения в быту;
– складываются первые бытовые привычки;
– ребенок начинает соблюдать культурно-гигиенические навыки по собственной инициативе.
Источник
Бытовую деятельность человека составляют бытовые процессы. Бытовая деятельность возникает первоначально на основе удовлетворения биологических потребностей малыша в пище и отдыхе. В дальнейшем биологические потребности человека преобразуются в социальные. (Происходит это в процессе освоения закрепленного в обществе способа их удовлетворения.) За этим способом всегда стоят нормы, регулирующие взаимоотношения людей в бытовых процессах и определяющие правила культуры поведения, общения. Техническую сторону бытовой деятельности составляет совокупность культурно-гигиенических навыков, направленных на поддержание личной гигиены с помощью социально заданных средств и способов, регулируется бытовая деятельность с помощью правильной организации режима дня.
Влияние бытового труда на развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста
Элементарные формы бытового труда интересны и важны потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения: это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей. Все эти отношения, возникая в дошкольном возрасте, в дальнейшем продолжают развиваться.
Бытовой труд имеет известную цикличность. В процессе его не только повторяются трудовые операции, но и возникают типично жизненные ситуации. При этом от ребят при выполнении трудовых заданий требуется слаженность действий, умение устанавливать правильные деловые отношения, организованность, желание работать для всех. Постоянное выполнение подобных дел, особый эмоциональный настрой (готовность
принять участие в бытовом труде, удовлетворение от оказания помощи товарищу, воспитателю, няне, маме) способствуют формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим, общественно значимых мотивов трудовой деятельности.
Но не только в этом влияние бытового труда. Он создаёт большие возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда: рациональной организации индивидуальной и коллективной работы (например, участие в наведении порядка в групповой комнате), предварительного его планирования, умения отобрать необходимые материалы для выполнения задания, бережного отношения к ним, стремления сделать свою работу хорошо и своевременно. Это, в свою очередь, создаёт благоприятные условия для воспитания положительного отношения к данному виду труда. В процессе бытового труда создаются возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его.
Необходимость в данном труде в детском саду и дома возникает постоянно, он сопровождает любую деятельность детей. Например, в течение нескольких дней дети обыгрывают постройку, сделанную из крупного строительного материала. Появляется потребность в том, чтобы стереть с неё пыль. Или ребёнок хочет рисовать; он, выбирая карандаш, обнаруживает поломанные, начинает их подтачивать. После этого ребёнок должен собрать сор, отнести его в определённое место. В быту постоянно возникает необходимость потрудиться: кто-то случайно испачкал игрушку, рассыпал землю, разлил воду. Нужно вымыть, подобрать или вытереть. Таким образом, создается возможность для воспитания у детей готовности к труду, привычки к трудовому усилию.
Особенности бытового труда обусловлены тем, что результаты его иногда незаметны, как в других видах труда. Он наглядно ощутим лишь непродолжительное время: протёрли пыль, завтра она вновь появилась; накрыли стол к обеду, пообедали, всё убрали. И ничто не напоминает детям о затраченных усилиях, о доведении начатого дела до конца. Вместе с тем повторение изо дня в день одних и тех же дел снижает к ним интерес. Дети нередко отказываются дежурить, выполнять поручения или работать без особой тщательности
Делая вывод, можно отметить, что участвуя в хозяйственно – бытовом труде, старшие дошкольники ощущают его однообразие, повторяемость изо дня в день. Этот труд требует от ребят большого терпения, постоянных трудовых усилий, повседневного самоконтроля. Естественно, что они гораздо легче и охотнее включаются в работу, носящую эпизодический характер, чем в выполнение повседневных трудовых обязанностей по наведению и поддержания порядка в детском саду. Убирая за собой игрушки; стирая тряпочки после рисования красками, промывая комнатные растения, и дети убеждаются в необходимости этого труда.
По мере усвоения трудовых навыков дети приобретают самостоятельность в выполнении действий, учатся работать быстро, правильно, аккуратно. Овладения навыками, умениями в сфере бытового труда обеспечивает большую активность, инициативу действий в быту, включения различных трудовых процессов.
Источник
№
Вид деятельности
Особенности
Рекомендации по развитию
Бытовая
В младенческом возрасте:
– у новорожденного сон отделяется от бодрствования и формируется специфический
человеческий биоритм «сон-бодрствование»;
– через усвоение культурного способа удовлетворения биологических потребностей
начинается процесс их очеловечивания;
– выделяются предметы удовлетворения биологических потребностей и формируется
положительное эмоциональное отношение к ним;
– формируется первое отношение к бытовым процессам и первые их предпочтения
(нравится купаться, любит кашу);
– закладываются основы некоторых личностных качеств, связанные с бытовыми
процессами.
В раннем возрасте:
– бытовые процессы способствуют расширению сферы самостоятельности ребенка;
– у малыша формируются культурно-гигиенические навыки, которые в дальнейшем
составят основу сложных форм поведения;
– формируется потребность выполнять бытовые процедуры, потребность в чистоте и опрятности;
– ребенок начинает осваивать правила поведения в бытовой деятельности;
– у малыша складываются личностные качества, связанные с отношением к самому себе(опрятность), к вещам (аккуратность), к другим людям(дисциплинированность) и к делу(целеустремленность).
В дошкольном возрасте:
– формируется осознание необходимости выполнять бытовые процессы, исходя из личной
и общественной значимости их;
– происходит осознание нравственных норм, определяющих поведение в бытовой
деятельности;
– изменяются и усложняются культурно-гигиенические навыки, образуя системы
поведения в быту;
– складываются первые бытовые привычки;
– ребенок начинает соблюдать культурно-гигиенические навыки по собственной
инициативе.
В младенческом возрасте:
-соблюдение режима дня;
– привлечение к аккуратности;
-привлечение ребенка к участию в одевании и раздевании, называя предметы и действия.
В раннем возрасте:
-соблюдение режима дня;
-систематичность выполнения действий;
– для того чтобы у ребенка выработался навык, взрослый показывает ему каждую операцию, составляющую действие, и, комментируя ее, отмечает предметы и условия, в которых она протекает. Затем взрослый действует вместе с малышом, выполняя сопряженные действия. Постепенно взрослый предоставляет малышу большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат.
-постоянно обращать внимание ребенка на преобразования предметов (мокрое-сухое и т.п.), малыш
начинает замечать все, на его взгляд, необычное и пытаться объяснить, установить
простейшие причинно-следственные связи.
В дошкольном возрасте:
– режим дня
– систематичность выполнения действий;
– положительная оценка выполнения действий в правильной последовательности;
– объективность требований;
– важно аргументировать любое требование взрослого по отношению к
дошкольнику;
-постепенное усложнение навыков;
-систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его
известную самостоятельность.
Трудовая
В раннем детстве развиваются предпосылки трудовой деятельности.
Предпосылки трудовой деятельности складываются в
предметной деятельности малыша и связаны с развитием самосознания, личности.
Предпосылки:
– освоение орудийных действий и формирование на их основе первых простейших
трудовых умений и навыков;
– стремление к достижению результата своих действий и получение его оценки взрослым.
В дошкольном возрасте:
– складываются общественные мотивы труда;
– расширяются и усложняются трудовые умения и навыки;
– формируются целеполагание, планирование и самоконтроль;
– расширяется самостоятельность ребенка в труде, что позволяет усложнять формы
трудовой деятельности;
– складывается совместный со сверстниками труд;
– появляется потребность трудиться и привычка к регулярному труду, характеризующие
трудолюбие;
– формируется представление о труде взрослых.
В дошкольном возрасте
-постепенное усложнение компонентов (мотивов, целей, контроля, навыков) трудовой деятельности
-формирование общественного мотива труда («надо»).
-объяснение смысла труда взрослых;
-четкая формулировка цели деятельности в младшем дошкольном возрасте и обобщенная в старшем;
– давать ребенку посильные задания,
научить его правильно обращаться с орудиями и предметами труда;
– критерий оценки
трудовой деятельности – качество труда;
– поддерживать стремление ребенка участвовать в жизни взрослых и
предоставлять ему возможность проявить свою самостоятельность.
Игровая
В раннем возрасте:
– формируются первые игровые умения;
– складывается способность ставить и решать игровые задачи;
– начинает развиваться взаимодействие со сверстниками в совместных играх;
– формируются предпосылки сюжетно-ролевой игры.
В раннем и дошкольном возрасте:
– игра становится самостоятельной деятельностью ребенка;
– ребенок осваивает разные виды игры;
– с помощью игры дошкольник «входит» в разные сферы действительности, расширяя
возможности познания этих сфер.
У детей младшего дошкольного возраста:
– предоставить каждому ребёнку возможность реализовать свои потребности и интересы.
– играя с детьми, помогать им адаптироваться к условиям жизни в детском саду.
-формирование умения детей принимать и словесно обозначать игровую роль.
-формировать у детей умения, необходимые для сюжетно-изобразительной игры: предметные действия «понарошку».
У детей среднего дошкольного возраста:
-формировать у детей более сложные игровые умения.
-учить детей соотносить свою игровую роль с множеством других ролей для развёртывания интересного сюжета.
-развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).
-использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия.
У детей старшего и подготовительного дошкольного возраста:
-обеспечить условия для игровой деятельности детей.
-дать возможность свободного выбора ребёнком игры, соответствующего его интересам.
-развивать умения детей самостоятельно организовывать совместную игру
Изобразительная
Особенности развития изобразительной деятельности в дошкольном возрасте:
– изобразительная деятельность включается в развитие знаковой функции сознания и, моделируя действительность, расширяет границы ее познания;
– формируется ручная умелость, позволяющая передать богатое содержание рисунка;
– развивается умение создавать и воплощать замыслы;
– осваиваются специфические выразительные средства изобразительной деятельности.
– целенаправленное обучение
изобразительной деятельности;
-постепенное освоение технических умений и навыков;
– не затягивайте время занятия, но никогда не обрывайте его, дайте ребёнку возможность закончить начатое;
– правильная организация рабочего места (освещение, высота мебели по возрасту );
– максимальную свободу для проявления творчества: разнообразие изобразительных средств;
-доброжелательность во время занятия, похвала.
Конструктивная
Особенности конструктивной деятельности в дошкольном возрасте:
– дети осваивают способы обследования предметов и способы создания конструкций;
– дошкольники познают конструктивные свойства деталей и материалов;
– расширяется область творческих проявлений.
– постройка должна соответствовать требованиям реального сооружения и
выполнять его назначение;
– научить ребенка умению наделять постройку определенным содержанием, обыгрывание постройки;
– развивать две взаимосвязанные стороны конструктивной
деятельности: конструирование-изображение и строительство для игры;
-организовать аналитико-синтетическую
деятельность по обследованию предметов
( научить выделять части, устанавливать функциональное назначение
каждой из них, определять соответствие формы, величины, местоположение частей и учитывать ситуации, в которых конструкция будет использоваться)
-разнообразие конструкторов.
Общение со взрослыми
Ситуативно-личностная, или непосредственно-эмоциональная форма общения:
-воспринимает тембр, громкость и высоту звуков;
– предпочитает новые объекты уже известным ему и более сложные — простым;
-активные и инициативные действия ребенка, чтобы привлечь внимание взрослого, удержать его возле себя, заинтересовать собой: двигательное оживление, вокализации;
– Возникает первая форма общения со взрослым, проявляющаяся в виде «комплекса оживления».
Ситуативно-деловая форма общения ( с 6 мес.):
-практическое сотрудничество со взрослым;
-экспрессивно-мимические средства
дополняются предметными (выражает свое стремление к сотрудничеству позами,
жестами. Общение ярко эмоционально окрашено, но не только положительными
эмоциями. Дети могут выражать обиду, гнев, если поведение взрослого их не устраивает. Обогащается спектр положительных переживаний.
В младшем дошкольном возрасте возникает
внеситуативно-познавателъная форма общения.
-главный мотив общения – познавательный;
-возникает потребность в уважении взрослого, что определяет повышенную обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших;
– основным коммуникативным средством становится речь, которая обеспечивает внеситуативность общения и позволяет передать и получить максимально
содержательную информацию.
К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения со взрослым -внеситуативно-личностная.
-главный мотив общения – личностный;
-общение имеет «теоретический» характер и включено в
познавательную деятельность;
– ребенок сосредоточен на социальном окружении, на «мире
людей», а не предметов.
-потребность не просто в доброжелательном внимании,
а во взаимопонимании и сопереживании;
-темы общения о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях;
– желание достичь единства мнений с взрослым поэтому ребенок соглашаются исправить ошибки, изменить свою точку зрения
или отношение к обсуждаемым вопросам;
В онтогенезе строго фиксирована только последовательность появления
форм общения, но не их связь с возрастом.
-относится к ребенку как к субъекту, полноправному партнеру по общению;(отношение к ребенку как к личности -решающее
условие для становления коммуникативной деятельности);
– важнейшее значение для развития общения имеют воздействия взрослого и его опережающая инициатива в установлении и поддержании
контактов с ребенком;
-доброжелательное
внимание взрослого, и соучастие в практических действиях;
– взаимопонимание и сопереживание ребенку;
Общение со сверстниками
Эмоционально – практическое общение
– дети действуют рядом, редко и поверхностно соприкасаясь между собой;
-стремления к соучастию в общих совместных практических занятиях( забавы, веселье, раскованные игры) ;
-каждый участник взаимодействия прежде всего озабочен тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить оценку своим действиям.
-дети мало слушают друг друга и демонстрируют себя друг другу.
-развертывается инициатива детей
-в контактах дети чувствуют себя свободными и действуют на равных;
-расширение диапазона эмоций — и положительных и отрицательных.
Ситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками (четыре-пять лет):
– сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и становится предпочитаемым партнером;
– сюжетно-ролевая игра становится по-настоящему коллективной;
– основное содержание их коммуникативной потребности: деловое сотрудничество:
дошкольники заняты общим делом, они тесно кооперированы, и хотя часть дела выполняют индивидуально, все же стараются согласовать действия, достичь единой цели;
– дошкольник уделяет внимание к умениям и поступкам товарищей;
– стремление привлечь внимание сверстника к себе и чувствительность к его отношению к себе приобретают в это время максимальную яркость и выступают в форме специфического феномена, названного М. И Лисиной феноменом «невидимого зеркала». Дошкольник видит в основном себя (его отношение к себе) и видит пристрастно: только положительное; позже он начинает видеть и сверстника, но только его недостатки;
-соревновательность, склонность к конкуренции, желание утвердить себя;
– потребность в признании и уважении ровесника;
Внеситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками (шесть-семь лет):
– жажда сотрудничества (сотрудничество носит практический, деловой характер). На смену играм с сюжетом и ролями, приходят игры с правилами.
-взаимодействия со сверстниками нуждаются в постоянной и тщательной коррекции со стороны взрослого.
-взрослый выступает арбитром разрешения возникших между детьми спорных моментов;
– ранние контакты со сверстниками;
Ситуативно- деловая форма общения с ровесниками у дошкольников требует заботы взрослых для ее становления, особенно в случаях
Источник