Развитие букв у ребенка 6 лет

Примерный возраст для обучения ребенка алфавиту это 4-5 лет. Не стоит слишком рано обучать буквам малыша, если он сам этого не хочет. Если проявил интерес тогда другое дело. Но и слишком затягивать тоже не стоит, важно чтобы ребенок к школе уже хорошо знал алфавит. Изучение должно проходить в игровой форме, без принуждения. Самое главное пробудить у ребёнка интерес к изучению букв и последующему освоению чтения. Для этого и подойдут необычные и увлекательные игры для запоминания и последующее закрепление знаний о буквах.

Некоторые из известных методик по обучению детей алфавиту:

Классическая методика.

Начинаем изучать с гласных звуков, постепенно добавляя согласные, самые последние мягкий знак и твердый знак. Такая методика обучения буквам представлена в букваре.

 Методика Полякова 

Всего подразумевается 18 уроков из которых 5 отводится гласным: а-я, у-ю, о-ё, э-е, и-ы. В конце дети должны читать склады. За 70 уроков дети учатся читать.

Методика Чаплыгина.

С помощью специальных кубиков дети учатся сразу читать склады. Подходят для детей старше 3х лет.

Методика Елены Бахтиной

В основе лежит метод ассоциаций. Рисунки и звуки схожи. Например: а кричит как младенец: «А-а-а-а».

15 интересных и необычных способов

1. Раскраски

Раскрасок для изучения букв существует множество. Для разных возрастов и с разнообразными заданиями для изучения, закрепления и повторения алфавита: найди на картинке все буквы, раскрась картинку и найдёшь спрятанную букву, буква и картинка (название которой начинается на эту букву), соединение по точкам (подойдут для детей постарше и помогут запомнить очередность букв в алфавите).

2. Лепка

Лепить можно из пластилина, соленого теста, глины.

Здесь будет работать двигательная память, а также развивается мелкая моторика и воображение. Для начала лепить можно глядя на образец с буквой, затем усложнить. Пусть ребенок слепит заданную вами букву по памяти. Буквы можно украсить бисером, раскрасить красками.

Печенье в виде букв.

И самое главное печь их нужно вместе с ребенком.

Рецепт :

Яйцо 1шт; сахар 2 ст.ложки; мука 1 стакан; сливочное масло 30гр.; разрыхлитель для теста 50гр.

1. Яйцо взбиваем с сахаром.

2. Добавляем мягкое сливочное масло и перемешиваем.

3. Добавляем просеянную муку и разрыхлитель,.

4. Замешиваем тесто.

5. Формируем из теста буквы.

6. Отправляем в разогретую духовку на 8 минут, температура 180 градусов.

Печенье готово кушайте и запоминайте буквы!

3. Ассоциация с образом

Рисование букв

Для начала рассмотрите с ребенком букву, пусть пофантазирует на что или кого она похоже. Предложите малышу нарисовать букву в виде животного, машины, или овоща. С помощью такого способа происходит ассоциация с образом.

4. Выкладывание букв из различного материала

Это может быть любой подручный материал. Например из камушков, травинок, листиков, палочек, бусинок, макарон и т.д. Играть в такую игру можно практически везде.

5 . Алфавит из бархатной или наждачной бумаги

Такой алфавит основан на тактильном восприятии предмета, а также визуальном и слуховом. Ощупывая буквы ребёнок уже начинает писать, а точнее осваивает заданные движения. Эти движения малыш запоминает. Плюс ребенок запоминает её зрительно и на слух, т.к. мама(педагог) проговаривает её. Относятся к методу Монтессори.

6 . Рисование на песке, манке, крахмале, земле, снеге.

7. Ищем буквы в тексте

Берем любую книгу, журнал, газету и ищем нужную букву. Подчеркиваем знакомые.

А можно вырезать с ребенком буквы. Это занятие очень понравится малышу. Договоритесь сразу сколько нужно найти букв, например букв А-4 шт . И пусть приклеит их на бумагу.

8. Пение алфавита

Песенок про алфавит сейчас много. Напевайте ее вместе с ребенком и он неосознанно запомнит алфавит.

9. Сказки и стихи про буквы

Например, вот стихотворение про букву Г.

Говорю я вам друзья,

Без буквы Г никак нельзя,

Гвоздик, Галочка, грибок,

Знать буквы надо на зубок!

Обговорите с ребенком содержание стихотворения,и можно выучить наизусть.

10. Аппликация

Заранее подготовить вырезанную из картона большую букву. Предложить ребенку украсить ее. Украшать можно чем угодно: цветная или гофрированная бумага, разноцветные салфетки, пластилин, пуговицы, ткань, бусинки, крупа и т.д.

11. Показывать буквы руками

Игра заключается в том, чтобы с помощью рук ребенок должен изобразить буквы. А вы должны отгадать ее.

12. Где спряталась буква

Взрослый прячет буквы в комнате, одну из букв загадывает и показывает образец. Ребенок начинает искать, находит разные буквы и сравнивает с образцом. Игра типа “горячо-холодно”.

13. Электронные игры

Компьютерные игры с различными заданиями для запоминания и изучения букв. Но не стоит ими увлекаться, не более 10-15 минут в день.

14. Обучающие мультфильмы

Например: Уроки тетушки Совы — Азбука.

15.Конструирование букв

Из лего, металлического, деревянного, пластмассового конструкторов.

С помощью конструирования ребенок выучит не только буквы, но и разовьет моторику рук, воображение, мышление, внимание.

Правила и рекомендации

-не заставляйте, возможно ребенок еще не готов, а принуждением можно отбить желание и в дальнейшем интерес к изучению букв может не возникнуть совсем;

– всегда придерживайтесь принципа “от простого к сложному”;

– постепенно, не надо торопить ребенка, не допускайте механического запоминания;

– примерно по 15 минут в день, и стараться ежедневно;

– занятия должны проходить в игровой форме;

– желательно чтобы буквы были на виду у ребенка, для этого помогут: специальный плакат и еще лучше если он будет “говорящим”, магнитный алфавит на холодильнике и др.

-когда вы учите ребенка буквам, необходимо сразу обучать и их написанию;

– из выученных букв пробуйте складывать короткие слова.

Удачи Вам в воспитании и развитии детей!

Источник

Развивающие занятия, которые родители проводят с маленькими детьми, – важная основа для дальнейших детских успехов. Поступая в школу, ребенок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если он прошел первоначальное обучение дома и уже умеет читать. Традиционный способ предполагает последовательное изучение букв, которые в дальнейшем будут складываться в слоги. Зная особенности развития своего чада, мамы и папы должны определить для себя, с какого возраста и какими методами можно научить ребенка буквам и алфавиту.

Когда лучше приступить к обучению

Некоторые родители начинают обучение своего ребенка уже в 1–2 года, развешивая буквы над кроваткой и на стенах и постоянно повторяя их названия. Однако в таком раннем возрасте в мозге ещё не сформированы структуры, которые отвечают за различение буквенных знаков. Результатом может быть лишь автоматическое запоминание без осознания смысла, поскольку для ребенка это пока не знаки и не буквы, а нечто совершенно непонятное.

Если начать обучение слишком рано, малыш может быстро потерять интерес. Кроме того, излишняя нагрузка может оказать негативное влияние на неокрепшую нервную систему ребенка.

Способность обучаться чтению, обусловленная достаточной зрелостью мозга, у детей, как правило, формируется только к 5–6 годам и лишь у 20 % малышей – к 4–5. Поэтому оптимальным возрастом для изучения алфавита специалисты считают 4,5–5 лет.

В зависимости от индивидуальных особенностей развития ребенка можно начать обучение и в три года, но только в форме непродолжительных игр и лишь в том случае, если малыш действительно проявляет к таким занятиям интерес. В противном случае с изучением азбуки лучше подождать.

С чего начать

В раннем возрасте существует лишь один способ обучения – игра. Никаких «уроков» и «экзаменов». Если малыш что-то забыл, то нужно вернуться к этому еще раз позже.

Буквы лучше произносить не так, как они называются в алфавите, а так, как они звучат в словах, потому что ребенку еще трудно разделить понятия звука и буквы. Показывая ему, например, «М», проговаривать, что эта буква «говорит» «ммм», а «Р» – «ррр». Малыш уже знаком с тем, как могут «говорить» кошка, собака и другие животные, поэтому он легко сможет справиться и с новыми звуками. Позже так ребенку будет проще складывать звуки в слоги.

Приступая к изучению, нужно помнить несколько простых правил:

  • Занятия должны быть регулярными, но непродолжительными. Начинать следует с 5–10 минут в день, к 6–7 годам продолжительность занятий можно увеличить до получаса.
  • Если малыш устал, плохо себя чувствует или просто не в настроении, занятия лучше отложить.
  • Обучение должно доставлять удовольствие и вызывать только положительные эмоции.
  • Включение в распорядок дня ребенка дополнительных занятий не должно уменьшать время для других игр и прогулок.

Игры для запоминания букв

Кубики и магнитная азбука

Дети любят играть в кубики, этот интерес хорошо использовать в процессе обучения. Можно приобрести кубики, где изображены только буквы, или те, где они сопровождаются картинками. В процессе строительства башен из кубиков нужно проговаривать названия букв, изображенных на каждой стороне.

Яркие буквы магнитной азбуки также обязательно заинтересуют ребенка. Их удобно изучать, приклеивая на холодильник или магнитную доску. Если под фотографиями мамы и папы выложить нужное слово, малыш быстро запомнит, как оно пишется. Так буквы станут узнаваемыми.

Обучение через творчество

Писать буквы в тетради время еще не пришло, но ведь можно изготовить их из любых материалов: вылепить из пластилина, сложить из палочек, веточек, пуговиц, конструктора. Если у малыша хорошо получается, можно немного усложнить задачу, предложив ему написать буквы пальцем на песке или с помощью красок.

Добавляем вкуса занятиям

Чтобы заинтересовать малыша, можно совместить полезное с приятным. Для этого могут быть использованы любые съедобные материалы и безграничная фантазия взрослых. Буквы можно написать кремом на десертах и тортах, выложить изюмом или ягодами на каше. Можно приготовить печенье или нарезать в виде букв колбасу для бутерброда. Такое веселое и вкусное обучение обязательно увлечет ребенка, а наглядные результаты лучше сохранятся в памяти.

Буквы периодически нужно менять, не стоит зацикливаться на одной, иначе это может надоесть малышу. Лучше чередовать их, предлагая для знакомства по 3–4 в неделю.

Играем в ассоциации

Для лучшего запоминания букв можно придумать вместе с ребенком, на что похожа каждая из них. Например, из «Д» получится маленький домик, а «Ж» можно превратить в симпатичного жука, не забыв попросить малыша изобразить, как громко он жужжит.

Обучение детей с 4 лет

К четырем годам дети становятся более усидчивыми, и с ними уже можно проводить обучение, требующее определенной концентрации внимания.

  • Использовать азбуку, на каждой странице которой есть не только картинка для данной буквы, но и небольшое стихотворение, которое начинается со слова на эту букву. Если малыш выучит короткие четверостишия, ему будет легче запоминать и узнавать изученные буквы.
  • Можно начинать складывать вместе с ребенком простые слова – «мама», «папа» или имя ребенка. Также можно попробовать предложить малышу игру: расставить буквы в слове в правильной последовательности и назвать звуки.
  • Помогут в наглядном обучении карточки с картинками. Нужно попросить малыша выбрать все карточки, на которых изображенные животные или предметы начинаются на названную взрослым букву.
  • Хороший результат дает поиск уже известных ребенку букв при совместном чтении любимых книг. Это поможет закрепить пройденный ранее материал. Важно, чтобы шрифт был достаточно крупным и малышу не приходилось напрягать глаза.
  • Обучаться не только дома, но и на прогулке. В этом помогут афиши и большие вывески.
  • Полезно сочетать умственные занятия с физической активностью на свежем воздухе. Для этого нужно нарисовать обведенные в кружок буквы на асфальте. Далее взрослый называет их в любом порядке и предлагает ребенку перепрыгивать с одной названной буквы на другую.
  • Песенки про алфавит сделают обучение легче и веселее. Ребёнок гораздо быстрее запомнит текст, положенный на мелодию. Длятся такие песенки не более 1 минуты. Вскоре малыш будет сам напевать мелодию этой песенки, а самое главное – выучит названия и последовательность букв в алфавите.

Изучение алфавита в 5–6 лет

Интерес, проявляемый ребенком в 5–6 лет к буквам, уже вполне осознанный. Развитие мозга достигло того уровня, когда обработка информации идет гораздо быстрее и легче. Этот возраст считается оптимальным для полноценного изучения букв, первых попыток чтения и освоения навыков правописания. И если родители еще не приступали к обучению своего чада, самое время начинать занятия.

Необходимо приобрести букварь и прописи, соответствующие возрасту. Данные учебные пособия станут основой и ориентиром для обучения на этом этапе. Пригодится и магнитная азбука, из которой малыш сможет сам складывать новые слова.

Игры и упражнения становятся более сложными и последовательными:

  • Попросить ребенка поискать и собрать в доме вещи, которые начинаются на выбранную букву.
  • Нарисовать буквы на листах бумаги пунктиром и попросить малыша обвести их по контуру фломастерами.
  • Устраивать соревнования. Например, кто больше назовет слов на букву «Т».
  • Распечатать небольшой текст и попросить ребенка подчеркнуть определённую букву, которую он сейчас изучает. Затем попросить другим цветом обвести те, которые малыш выучил ранее.
  • Использовать пазлы с буквами для составления слов. Начинать следует с коротких слов, показав, как нужно собирать изображение. Надо объяснить ребенку, что каждая часть соответствует одной букве слова и если последовательно собрать все изображение, то получится слово целиком. Такие занятия очень полезны и помогают с помощью игры понять процесс словообразования. Решение подобных головоломок также помогает развить мелкую моторику, внимание и логику.

Можно считать, что ребенок выучил буквы, когда он способен уверенно показывать и называть их везде, а не только в знакомой азбуке. Не следует забывать, что без регулярных занятий полученные знания будут быстро забыты. Для того чтобы изученный материал сохранился в памяти, требуется регулярно повторять алфавит. И обязательно нужно хвалить ребенка за пусть еще маленькие, но такие важные достижения. Это поможет не только выучить буквы, но и развить в малыше уверенность в себе и в своих силах.

2

Источник

Содержание:

  • Игровая методика изучения десяти гласных за 5 уроков
  • Урок № 1: гласные буквы а-я, о-ё
  • Урок № 2: закрепление гласных звуков а-я, о-ё
  • Урок № 3: гласные у-ю, ы-и
  • Урок № 4: закрепление всех гласных

Возможно, заголовок этой статьи покажется вам нескромным, а автор — самонадеянным. Быть может, вы подумаете, что автор использовал такой заголовок для того, чтобы привлечь внимание читателей.

Да, это так. Цель этого заголовка — привлечь ваше внимание к действительно самому эффективному способу в кратчайший срок обучить ребенка буквам русского алфавита и научить его произносить эти буквы звуками. В простоте и действенности этого способа вы убедитесь сами, прочитав эту статью и начав с ее помощью учить своего ребенка буквам. Уже через пять занятий ваш ребенок будет хорошо знать все 10 гласных и начнет запоминать согласные, даже если до этого он не знал ни одной буквы. А, главное, учить буквы он будет в процессе игр и запомнит их твердо.

Но сначала небольшое отступление. Прежде, чем начать обучать ребенка буквам, вы должны решить, для чего ему это нужно. Некоторые родители гордятся тем, что сумели обучить буквам двухлетнего или даже полуторагодовалого ребенка. Но делать это стоит лишь в том случае, если одновременно вы начнете обучать ребенка чтению. Любое знание должно безотлагательно находить свое практическое применение. А обучение буквам само по себе, без одновременного обучения чтению, не имеет смысла. Есть много других, не менее эффективных, способов развивать память ребенка и стимулировать мозг в период формирования. Хорошо еще, если к началу обучения чтению ребенок забудет эти преждевременно выученные буквы и не станет произносить их так, как его когда-то научили: Бэ, Вэ, Гэ… или Бы, Вы, Гы…, иначе при чтении это будет очень ему мешать. Вы спросите: “Ну, а если учить ребенка буквам и чтению одновременно, то с какого возраста лучше начинать, с двух лет уже можно?” Я считаю, что дома, в семье, мама с ребенком такого возраста уже вполне может заниматься; но сначала по полминуты, а потом по нескольку минут в течение дня. В результате таких “уроков”, построенных в форме игры, у ребенка выработается умение сосредоточиваться на каком-нибудь определенном занятии, и тогда начиная с трех лет и даже немного раньше его можно обучать чтению в группе таких же, как он, детей. Не забывайте только, что обучение чтению, а особенно раннее, должно проходить без принуждения, в игре, на фоне положительных эмоций.

Игровая методика изучения десяти гласных за 5 уроков

Итак, вы задались целью научить своего малыша читать книжки. Начнете вы, конечно, с того, что будете учить с ним буквы. В какой последовательности их учить? Конечно же, не в порядке алфавита и не в полном беспорядке, когда ребенку дают вперемешку то гласные, то согласные.

Важным фактором на начальной стадии обучения чтению по складам является твердое знание ребенком десяти букв, обозначающих гласные звуки (в дальнейшем для простоты я буду называть их просто “гласными”). Я не раз обращал свое внимание на то, что плохо читающие дети, даже школьники, неуверенно называют гласные, а при чтении запинаются, вспоминая, то ли это Е, то ли Ё, то ли Ю. Ввиду первостепенной важности знания десяти гласных для полноценного чтения (чтобы ребенок не “спотыкался” на каждом складе) я разработал эту игровую методику для их быстрого изучения, которой успешно пользуюсь вот уже несколько лет.

Продолжительность каждого из пяти уроков этой методики составляет несколько минут. Уроки проводятся два раза в неделю, а в остальные дни недели родители повторяют с ребенком содержание предыдущего урока в течение двух-семи минут в день. Я подсчитал, что все обучение ребенка десяти гласным по этой методике занимает в общей сложности чуть более часа.

В основу методики положен принцип многократного показа и синхронного озвучивания группы символов с постепенной частичной их заменой, предложенный выдающимся педагогом Гленом Доманом. В данном случае задача облегчается тем, что в русском языке гласные образуют пары, которые как бы рифмуются: А — Я, О — Ё, У — Ю, Ы — И, Э — Е. Многократный показ я дополнил пятью разработанными мною закрепляющими играми.

  • Цель занятий по этой методике — за пять уроков дать ребенку твердое знание десяти гласных. Зачастую родители считают, что их ребенок в этом не нуждается: “Он у нас с двух лет все буквы знает”. Когда же начинаешь показывать ему буквы, выясняется, что знает он их нетвердо. Путает Е с Ё или с Ю, не знает Э, Ы, иногда задумывается, вспоминая какую-нибудь букву. Прежде, чем приступить к обучению чтению, знание ребенком всех гласных нужно довести до автоматизма.
  • От других способов изучения букв, которые зачастую лишь тормозят их усвоение и затрудняют применение (А — арбуз, И — индюк или О — как бублик, Ю — Юлина буква, Я — похожа на столб с фонарем и т.п.), эта методика отличается простотой и эффективностью.

Урок № 1: гласные буквы а-я, о-ё

Напишите или напечатайте гласные буквы на плотной белой бумаге, каждую на отдельной карточке: буквы А, О, У, Ы, Э — крупным жирным красным шрифтом на карточках размером 12×10см, а Я, Ё, Ю, И, Е — синим жирным шрифтом чуть меньшего размера на карточках 9×10см. На первом уроке вам понадобятся только карточки А, Я, О, Ё.

На обороте каждой карточки напишите эту букву от руки для себя, чтобы не заглядывать на лицевую сторону при показе букв ребенку.

Занятия могут проводиться преподавателем или кем-то из родителей ребенка.

Показ первых двух пар гласных (А — Я, О — Ё).

Сложите две пары карточек в стопку, как указано на левом рисунке, оборотной стороной к себе. Переложите ближнюю к вам карточку А вперед (как указано стрелкой на правом рисунке) и покажите ее ребенку. Скажите: “Это — А“. Потом переложите вперед следующую карточку и скажите: “Это — Я“; потом — “Это — О“; а потом — “Это — Ё“. Каждую карточку показывайте не дольше 1-й секунды. Делайте это весело, в виде игры. Смотрите не на карточки, а в глаза ребенку, чтобы видеть, куда он смотрит, и привлекать его внимание. Буквы А и О большинство детей уже знает. Можно сделать паузу и дать ребенку возможность самому назвать их. А буквы Я и Ё быстренько называйте сами, раньше ребенка, чтобы не дать ему возможности ошибиться. И не требуйте, чтобы ребенок повторял их. Ваша задача — быстро показать эти четыре буквы и одновременно продекламировать маленький стишок:

“Это — А

“Это — Я

“Это — О

“Это — Ё

Дети без труда запоминают и более длинные стихи, а тем более такой легкий стишок они скоро начнут повторять самостоятельно.

Если вы преподаватель, объясните присутствующей на занятиях маме ребенка, что она должна показывать ему и называть эти четыре буквы ежедневно до следующего занятия не менее пяти раз в день. Пусть она проделает это в первый раз в вашем присутствии, чтобы вы могли поправить ее, если она что-то делает не так. Не стесняйтесь объяснять родителям все так же подробно, как и их детям, и проверять, как они вас поняли. Перемешайте карточки. Попросите маму разложить их в нужном порядке. Потом она должна посадить или поставить ребенка перед собой и во время показа букв смотреть ему в глаза. Незнакомые ребенку буквы она должна произнести четко и раньше него. Типичная ошибка, когда мама достает очередную букву и держит ее в другой руке, не накрывая ею крайнюю букву. При этом ребенок одновременно видит две буквы.

Скажите маме, что все домашние занятия займут у нее полминуты в день, т.к. один такой показ длится пять секунд. Важно только не пропускать их. Постепенно паузу после слова “Это…” нужно увеличивать, а само слово произносить с вопросительной интонацией, как бы поощряя ребенка самому называть буквы. Ребенок должен просто назвать букву. Он не должен говорить “это А” или “буква А“. Отдайте маме изготовленные вами четыре буквы, попросите приносить их с собой на занятия.

Урок № 2: закрепление гласных звуков а-я, о-ё

К началу этого урока дети уже повторяли в течение двух-трех дней вслед за мамой А, Я, О, Ё и хорошо запомнили их в этом порядке.

Закрепляющие игры.

Теперь с этими четырьмя буквами нужно сыграть в пять закрепляющих игр для того, чтобы дети твердо запомнили их как в порядке выученного стишка, так и по отдельности.

Разложите на столе перед ребенком четыре карточки парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого приступайте к играм.

1-я игра. “Ветер”. Объясните ребёнку, что красные буквы — это большие братья, а синие — маленькие братики. Потом скажите: “Налетел ветер и перемешал всех братиков”. Перемешайте буквы сами, чтобы они не оказались перевернутыми. Потом пусть ребенок сложит их по порядку парами, называя вслух: А — рядом Я, О — рядом Ё (поначалу с вашей помощью).

2-я игра. “Прятки”. Накройте меньшие карточки большими (красные буквы сверху) и поменяйте порядок расположения этих пар: “Маленькие братики спрятались под большими и поменялись местами, чтобы Леночка их не нашла. Угадай, какой маленький братик спрятался под большим братом О? Правильно, под О спрятался Ё! А под А? Правильно, Я!”

3-я игра. “Перепрятки”. Играете так же, но на этот раз наоборот — большие братья прячутся под маленькими.

4-я игра. “Ворона”. Водите ладонями над карточками, разложенными в правильном порядке, и приговаривайте: “Ворона летела, летела, летела, летела и… буковку съела”. Быстро накройте ладонью одну из букв: “Какую букву ворона съела?” Водить лучше одновременно обеими ладонями, чтобы ребенку было сложней догадаться, какую букву вы собираетесь накрыть. Если он не смог быстро ответить, оторвите ладонь на мгновенье и снова накройте букву. Если и тогда не скажет, подскажите, к примеру: “Рядом с О. Правильно, Ё!” Со временем ребенок запомнит расположение букв и будет их угадывать легко.

5-я игра. “Карты”. Теперь этими же карточками играйте с ребенком так, как взрослые играют в карты. Вы тасуете карты, потом бросаете на стол перед ним карточку и спрашиваете: “Что это?” Назвал правильно — выиграл и забрал карточку, ошибся — забирает другой ученик, а дома — мама. Не торопитесь разрешать другим ученикам подсказывать, дайте ребенку немного подумать. Поначалу попробуйте бросать карточки парами: сначала О, за ней Ё, А — Я и т.д. Если ребенок выигрывает уверенно, бросайте парами, но в обратном порядке. Потом начинайте бросать вразброс.

Присутствующая на уроке мама запоминает и записывает, как играть в эти пять игр дома. Играть нужно только один раз в день, если ребенок сам не просит больше. Но каждый раз прекращайте игру, пока он еще хочет играть: “В другой раз доиграем”.

Показ трех пар гласных (А — Я, О — Ё, У — Ю).

После того, как вы сыграли в пять игр с первыми двумя парами букв, достаньте следующую изготовленную вами пару карточек У — Ю, надпишите их на обороте для себя и добавьте их в стопку (после урока отдайте эту стопку, все шесть букв, маме).

Показывайте теперь ребенку уже три пары букв так, как вы показывали ему на уроке № 1 две пары. Только на этот раз первые четыре буквы называет ребенок, а последние две вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (напомните об этом и маме). Дайте маме те же наставления, что и на уроке № 1. К следующему уроку за два-три дня показа ребенок запомнит уже новый стишок:

“Это — А

“Это — Я

“Это — О

“Это — Ё

“Это — У

“Это — Ю

Отдайте маме эти шесть изготовленных вами букв, попросите принести их с собой на следующее занятие.

Внимание! После урока № 2 мама показывает ребенку несколько раз в день уже эти три пары гласных, но в закрепляющие игры играет с ним пока лишь на первые две пары (А — Я, О — Ё) один раз в день.

Урок № 3: гласные у-ю, ы-и

К началу этого урока дети уже выучили стишок:

“Это — А

“Это — Я

“Это — О

“Это — Ё

“Это — У

“Это — Ю“,

а буквы А, Я, О, Ё благодаря пяти закрепляющим играм знают и вразброс. Теперь нужно закрепить знание последних выученных ими гласных У и Ю.

Закрепляющие игры.

Разложите на столе перед ребенком следующие шесть карточек парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого сыграйте в игры, подробно описанные в уроке № 2.

Показ трех пар гласных (О — Ё, У — Ю, Ы — И).

Уберите куда-нибудь подальше первую пару карточек А — Я, достаньте следующую изготовленную вами пару Ы — И, надпишите карточки на обороте для себя и добавьте их в стопку.

Начиная с этого урока, вы, каждый раз добавляя новую пару гласных, убираете первую пару, чтобы общее количество показываемых букв не превышало шести. Теперь карточки лежат в стопке в следующем порядке.

Показывайте ребенку эти три пары букв так, как вы делали это на предыдущих уроках. Как и раньше, первые четыре буквы называет ребенок, а последние две вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (напомните об этом и маме).

Отдайте маме все изготовленные вами буквы, попросите принести их с собой на следующее занятие. Скажите маме, что все домашние занятия займут у нее теперь не более шести минут в день и напомните, что важно не пропустить ни одного из них.

Внимание! Обратите внимание мамы на то, что после этого урока ребенку нужно показывать несколько раз в день уже эти три пары гласных, отложив в сторону хорошо знакомые ему А — Я. А вечером необходимо один раз сыграть с ним в закрепляющие игры лишь на первые три пары: А — Я, О — Ё, У — Ю (пока без Ы,— И).

Урок № 4: закрепление всех гласных

К началу четвертого урока дети знают парами следующие гласные: А — Я, О — Ё, У — Ю, Ы — И, а буквы А, Я, О, Ё, У, Ю благодаря закрепляющим играм знают и вразброс. Теперь нужно закрепить знание последних выученных ими гласных Ы и И.

Закрепляющие игры.

Вы уже поняли, что количество гласных, с которыми мы играем в закрепляющие игры, увеличивается с каждым уроком: на втором уроке мы играли с четырьмя буквами, на третьем — с шестью, а теперь в эти пять игр нужно сыграть уже с восьмью буквами.

Разложите на столе перед ребенком следующие восемь карточек парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого сыграйте в игры, подробно описанные в уроке № 2.

Показ трех пар гласных (У — Ю, Ы — И, Э — Е).

На этот раз вы убираете уже две первые пары карточек А — Я и О — Ё, а достаете последнюю изготовленную вами пару Э — Е. Надпишите и эти карточки на обороте для себя и добавьте их в стопку. Общее количество показываемых букв по-прежнему равно шести и стишок остается таким же легким для запоминания. Важно и то, что буквы Е и Ё, которые дети часто путают, никогда не “встречаются” при показе: когда “пришла” буква Е на четвертом уроке, буква Ё уже “ушла”. Теперь карточки лежат в стопке в следующем порядке.

Показывайте ребенку эти три пары букв так, как вы делали это на предыдущих уроках. Как и раньше, первые четыре буквы называет ребенок, а новые для него Э и Е вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (лишний раз напомните об этом и маме). Отдайте маме все десять изготовленных вами букв, попросите приносить их с собой на занятия. Скажите ей, что все домашние занятия займут у нее теперь не более шести-семи минут в день и напомните, что важно не пропустить ни одного.

Внимание! Обратите внимание мамы на то, что после этого урока ребенку нужно показывать несколько раз в день уже последние три пары гласных, отложив хорошо знакомые ему А — Я и О — Ё. А вечером необходимо один раз сыграть с ним в закрепляющие игры на первые четыре пары: А — Я, О — Ё, У — Ю, Ы — И (пока без Э, Е).

Продолжение

Сергей Поляков

Статья предоставлена сайтом “7 ступенек к книжке”

Источник