Развитие бинокулярного зрения у ребенка

Развитие бинокулярного зрения у ребенка thumbnail

Бинокулярное зрение — это сложный механизм, благодаря работе которого человек видит объемно и может нормально ориентироваться в пространстве. Как и большинство зрительных функций, бинокулярность начинает развиваться с детства. Как происходит этот процесс, какие стадии он проходит, и как его контролировать? 

Развитие зрения у детей

Глаза ребенка и зрительная система начинают развиваться практически с самого рождения. Уже в первые секунды после появления на свет у младенца есть некоторые безусловные рефлексы органов зрения в виде реакции зрачков на свет, есть попытки слежения глазами за движущимися объектами. По мере роста и взросления ребенка формируются и другие зрительные функции. 

Самая первая такая функция — светочувствительная. Она появляется сразу после рождения. Светочувствительность становится основой формирования всех остальных функций зрения. При попадании световых лучей на сетчатку глаза новорожденного зрительный образ не возникает, но уже наблюдаются защитные реакции зрачков. Световая чувствительность постепенно повышается, а зрительные функции совершенствуются.  

Развитие бинокулярного зрения у ребенка

Примерно на 2-3-ем месяце появляется центральное зрение. Оно развивается и со временем ребенок от способности находить предмет глазами доходит до способности распознавать его и отличать от других предметов. Центральное зрение у детей до года развивается и совершенствуется очень быстро. В 4-6 месяцев они реагируют на лица, на 7-ом месяце распознают формы предметов, геометрические фигуры. Также постепенно повышается острота зрения. Параллельно с ее развитием наблюдается становление цветовосприятия. Дети начинают распознавать цвета в 2-6 месяцев. Окончательно формируется цветовосприятие к 4-5 годам. Позднее всех этих зрительных функций развивается бинокулярное зрение.

Что такое бинокулярное зрение?

Развитие бинокулярного зрения у ребенка

Бинокулярное (стереоскопическое, пространственное) зрение — это способность видеть мир объемно, различные формы, размеры предметов и расстояние между ними. Работает эта функция зрительного аппарата, главным образом, за счет фузионного рефлекса. Он представляет собой соединение двух изображений от обоих глаз в одну картинку. Объединение этих изображений происходит в коре головного мозга, который получает сигналы от органов зрения и обрабатывает их. Для существования пространного восприятия необходим ряд условий:

  • острота зрения не ниже, чем 0.4 на обоих глазах;
  • отсутствие анизометропии (отличия в рефракции левого и правого глаз);
  • симметричное положение глаз и согласованные их движения;
  • отсутствие патологий в виде помутнений сетчатки, роговицы и хрусталика;
  • изейкония (оба глаза видят равные по размерам объекты);
  • нет повреждений центральной нервной системы.

Развитие бинокулярного зрения у ребенка

Как уже было сказано выше, острота зрения и другие функции начинают формироваться с рождения, поэтому нормальное их развитие, отсутствие глазных заболеваний и патологий нервной системы являются залогом развития бинокулярности.

Формирование бинокулярного зрения у детей

Есть несколько этапов, в течение которых происходит закладывания основ для развития стереоскопического восприятия:

  • После появления на свет малыш еще не имеет сознательного зрения, глазные движения его хаотичны, а взгляд блуждающий. Бинокулярного зрения на этом этапе нет, так как для его функционирования необходимы согласованные движения глазных яблок.  
  • Примерно через две недели или через месяц увеличивается светочувствительность, более яркое освещение «вынуждает» младенца фиксировать взгляд на предметах, удерживать глазные яблоки неподвижно, смотреть на свет более пристально.
  • К концу первого и началу второго месяца у новорожденного пропадает бесцельное блуждание глаз. Их движения становятся параллельными, симметричными и согласованными.  

На всех этих этапах бинокулярного (пространственного) зрения нет, но развиваются и устанавливаются физиологические основы для его формирования. Можно сказать, что стереоскопическая система уже начинает развиваться при неполноценной сформированности монокулярных систем зрения. 

В течение второго месяца малыш уже осваивает ближнее пространство. Сначала он видит все в двух измерениях (по высоте и ширине). Осязание помогает углублять ближнее пространство. Так у ребенка появляется первое представление об объемности. Хватательный рефлекс развивается у детей примерно в 4 месяца. Им еще сложно распознать расстояние до объектов, они ошибаются при определении их объемов, но, в целом, оценивают пространство верно. 

Развитие бинокулярного зрения у ребенка

Дальнее пространство малыш начинает осваивать с 6-го месяца. Он ползает, пытается встать на ноги, что дополняет осязательную функцию. В этот же период происходят изменения в сетчатке — величина изображений на ней увеличивается. Кроме того, укрепляются мышцы глаз. Их движения приобретают согласованный характер. Обычный механизм ориентации в пространстве, основанный на рефлексах, усложняется. Восприятие превращается в продукт мозговой активности.  Дальнейшее формирование пространственного (бинокулярного) зрения теперь напрямую связано не только с глазами, но и с познавательной деятельностью. 

Таким образом, бинокулярное зрение у детей до года находится в состоянии формирования. Создаются все необходимые условия для его развития. С первого года бинокулярность формируется быстрее. Серьезные изменения качественного характера наблюдается в возрасте 2-7 лет. Параллельно с этим развивается речь, абстрактное мышление. Окончательно пространственное восприятие формируется к 12-14 годам. На протяжении всех этих лет нужно внимательно следить за развитием зрения ребенка, чтобы вовремя выявить отклонения и устранить их. 

Проверка бинокулярного зрения у детей

Она осуществляется либо при наличии офтальмологических болезней (нистагм, косоглазие), либо в ходе планового осмотра в детском саду или школе. Оценивается бинокулярность различными способами. Зачастую офтальмологи используют для проверки опыт с призмой. Он является объективным и позволяет оценить состояние зрительного аппарата у малолетних детей. Врач закрывает один глаз пациента призмой с силой 8-10 диоптрий. Она изменяет направление лучей, в результате чего глазное яблоко изменяет свое положение. В это время окулист наблюдает за другим глазом. Через 20-30 секунд он убирает призму. У испытуемого в этот момент должна возникнуть диплопия — двоение изображения. Однако фузионный рефлекс возвращает глаз в первоначальное положение и двоение пропадает. Опыт повторяется с другим глазом. Если результат такой же, врач делает заключение о наличии бинокулярности. Если движения глаз не согласованы, определяется, какой из них ведущий. Самой частой патологией, которая сопровождается нарушениями пространственного зрения, является косоглазие. Есть различные формы и причины этого заболевания. От них зависит лечение. Важно начать его своевременно, иначе один глаз может утратить зрительные функции. 

Читайте также:  Типы семейных взаимоотношений как коммуникативный фактор личностного развития ребенка

Есть и другие методы оценки бинокулярного зрения. Их можно провести самостоятельно. В числе таких методов — опыт Соколова. Пациент должен посмотреть вдаль правым глазом через свернутый в трубку лист бумаги. Левую ладонь нужно держать на дистанции 15 см от неприкрытого трубкой глаза. Если зрение бинокулярное, то ребенок увидит тоннель в ладони, а через него — изображение, получаемое правым глазом. Эксперимент можно провести над обоими зрительными органами.

Еще один доступный в домашних условиях способ проверки зрения — проба с промахиванием. Для опыта нужны два карандаша, один из которых необходимо держать вертикально, а другой — горизонтально. Разведя руки в стороны, ребенок должен соединить кончики карандашей. Если нет нарушений зрения, сделать это будет легко. 

Развитие бинокулярного зрения у ребенка

Проверить с помощью этих методов зрение ребенка достаточно сложно. Конечно, подросток может и сам это сделать, а, например, дошкольника придется заинтересовать какой-либо игрой. Провести проверку у совсем маленьких детей (до года) этими способами невозможно. Это можно сделать только в кабинете специалиста. В его распоряжении есть необходимое оборудование, которое дает возможность не только определить характер зрения (монокулярное или бинокулярное), но и установить причины патологии, если таковая будет обнаружена. В домашних условиях можно получить лишь приблизительные результаты, которые просто дадут представление о наличии или отсутствии пространственного зрения.

Источник

Бинокулярное зрение — визуальное восприятие объектов одновременно двумя глазами и способность мозга объединять их в единую картину. Формируется бинокулярное зрение обычно к 14-15 годам. Важно наблюдать за ребенком в этом возрасте, чтобы понять, не нарушено ли оно. Как это распознать и можно ли его восстановить — расскажем в нашей статье.

Развитие бинокулярного зрения у ребенка

Бинокулярное (стереоскопическое) зрение очень важно, ведь с его помощью мы способны оценить размер, форму, примерное расстояние до предметов или между ними. При нарушении или отсутствии бинокулярного зрения человек испытывает множество проблем. Например,

невозможность работать в определенной профессии: водителем, врачом, фотографом, заниматься командными видами спорта и так далее. У детей же в этом случае развиваются серьезные глазные патологии, вот почему так важно вовремя определить, в порядке ли у них стереоскопическое зрение.

От чего зависит развитие бинокулярного зрения? Причины его расстройства

У новорожденных малышей в первые 6-8 недель отсутствуют согласованные движения глазных яблок, поэтому у них наблюдается легкое косоглазие. По прошествии этого времени появляется способность видеть предмет обоими глазами, а в возрасте 3-4 месяцев бинокулярность фиксируется. К полугоду формируется фузионный рефлекс (согласованные одновременные движения глазных яблок), обеспечивающий возможность стереоскопического зрения, ребенок в состоянии видеть предметы на разном расстоянии. К 3-4 годам оно становится устойчивым, а к 14-летнему возрасту глазное дно полностью формируется, и это говорит о завершении процесса формирования бинокулярности.

Развитие бинокулярного зрения у ребенка

Чтобы стереоскопическое зрение сформировалось правильно, необходимы следующие условия:

  • нормальный тонус глазодвигательных мышц; нередко именно его ослабление является причиной утери бинокулярного зрения в пожилом возрасте;
  • разница в оптической силе глаз должна составлять не более 0,5 диоптрий;
  • отсутствие нарушений формы роговицы;
  • симметрия обоих глазных яблок. Бывает так, что в результате механической травмы глаза или воспалительного заболевания нарушается симметричность совпадения полей;
  • отсутствие каких-либо глазных патологий.

Если у человека наблюдается хотя бы один из вышеперечисленных пунктов, то велика вероятность того, что его стереоскопическое зрение отсутствует. У детей зачастую это проявляется в виде двух распространенных патологий.

Какие бывают нарушения у детей при отсутствии бинокулярного зрения

Если у ребенка отсутствует или нарушена бинокулярность, то, как правило, это чревато косоглазием или амблиопией (синдром «ленивого глаза»).
При косоглазии у детей снижается острота видимости и отсутствует правильный баланс между мышцами. Чаще всего оно развивается в раннем детском возрасте (1-3 года), вот почему нужно в этот период обращать внимание на зрение малыша. Кроме того, это важно в эстетическом аспекте, поскольку ребенок может подвергаться насмешкам сверстников.

Развитие бинокулярного зрения у ребенка
Амблиопия — патология, при которой в зрительном процессе не участвует один глаз, то есть ребенок имеет монокулярное зрение. Ее причины могут быть разными: близорукость, торможение визуального восприятия в коре головного мозга и другие, но наиболее распространенной является косоглазие, при этом и амблиопия может стать его причиной. Нередко она вызвана разницей в остроте зрения между глазами (больше 0,3-0,4). Эту патологию необходимо выявить как можно раньше, потому что со временем она может усилиться вплоть до атрофии зрительных функций у «ленивого глаза».

Как выявляется нарушение бинокулярного зрения у детей

Косоглазие и амблиопия диагностируются у 3-4% детей в мире, и зачастую это происходит именно из-за несвоевременной диагностики отсутствия бинокулярного зрения. Регулярная проверка у офтальмолога в установленные сроки поможет избежать таких проблем. Каким образом это сделать? Можно осуществить проверку в домашних условиях или же у врача при помощи специальных ортоптических приборов.

Читайте также:  Как понять что ребенок отстает в психическом развитии

Осмотр офтальмолога необходим малышу в 2 месяца, в полгода и в годовалом возрасте. Это обязательно даже при отсутствии видимых патологий. Врач диагностирует, имеется ли у ребенка миопия или гиперметропия, проверит остроту и характер зрения, угол косоглазия (если оно есть).
В домашних условиях Вы можете провести несложные тесты самостоятельно. Например, один из распространенных — метод Кальфа.

Развитие бинокулярного зрения у ребенка
Ребенок держит карандаш перед собой на расстоянии 30-50 см, а второй карандаш ведет сверху, стремясь точно соединить кончики их стержней. Если сделать это не удается, и он постоянно промахивается,  то это срочный повод обратиться к врачу.
Второй несложный способ — надавить осторожно на верхнее или нижнее веко при открытых глазах. При нормальном бинокулярном зрении текст или предмет, на который смотрит ребенок, будет двоиться.

Как восстановить бинокулярное зрение у ребенка

После того, как врач установит, что бинокулярное зрение ребенка нуждается в восстановлении (а оно успешно восстанавливается, если вовремя начать лечение), необходимо разработать комплекс мер, которые помогут малышу вернуть способность видеть мир стереоскопически. Существуют специальные упражнения для лечения в домашних условиях, а также в амбулаторных. Наиболее результативным будет их совмещение.

В домашней обстановке специалисты рекомендуют проводить регулярные упражнения для восстановления бинокулярного зрения. Например, такое: найти отсутствующий элемент на одной из двух с виду одинаковых картинок. Хорошо также помогает игра «Шнурок»: в плоском плотном листе делаются отверстия разной формы и величины, и ребенку нужно последовательно протянуть шнурок через каждое из них.
Еще одно эффективное упражнение — найти среди простых фигур, расположенных рядами (например, звездочки, треугольники, кружки), одинаковые и вычеркнуть последовательно повторяющиеся.
Хорошие результаты дает нанизывание колечек разного диаметра на ось, забрасывание мяча в корзину и другие подобные занятия. Для их выполнения необходимо совмещение двух картинок в одну, что мозг и пытается сделать, таким образом, заставляя глазные мышцы напрягаться и правильно фокусировать взгляд.

В амбулаторных условиях одна из распространенных методик лечения — диплоптика, которую можно проводить уже с двухлетнего возраста. Ее используют при косоглазии. Суть заключается в том, чтобы вызвать двоение предмета в глазах. Перед пациентом устанавливается призматическое стекло, искажающее и раздваивающее изображение, а когда его убирают, четкая видимость постепенно восстанавливается. Врач также меняет призмы для лучшего эффекта.
В российской медицине успешно применяются приборы отечественных разработчиков. Например, «Реамед», в основе действия которого лежит принцип аутотренинга с помощью видео. Ребенок просматривает мультфильм, а в это время прибор снимает энцефалограмму глаз. При этом картинка на экране сохраняется только во время «правильного» зрения и исчезает при его потере. Мозг на уровне подсознания пытается сокращать «неконтрастные» периоды, чтобы разглядеть четкое изображение. В процессе оптимизируется работа нейронов головного мозга, отвечающих за визуальное восприятие, а зрение улучшается.

Развитие бинокулярного зрения у ребенка

Способ «засветов по Кащенко» предназначен для восстановления бинокулярности при косоглазии и амблиопии. В основе работы лежит метод интенсивной фотостимуляции, предложенный профессором Т. П. Кащенко. При закрытом одном глазу на второй направляется яркий пучок света в течение 15-20 секунд, затем пациент переводит взгляд на белый экран, расположенный на расстоянии 40 см, и наблюдает два последовательных образа: темный, а затем светлый. Задача пациента — соединить их в один. Этот способ дает большую результативность при работе с маленькими детьми.

 Широко применяется в лечебных учреждениях синоптофор для лечения различных нарушений бинокулярного зрения. Принцип его работы довольно прост, но очень эффективен. Парные изображения подсвечиваются специальными лампами (то одно, то другое), при этом меняется также мощность освещения. Благодаря попеременному включению-выключению ламп, ребенок сосредотачивается то на одном, то на другом рисунке. В ходе этого активно работают глазодвигательные мышцы, нагрузка на них распределяется равномерно и отсутствуют какие-либо осложнения.

Развитие бинокулярного зрения у ребенка
Мы описали только часть упражнений и методик, которые помогут восстановить бинокулярное зрение у ребенка. Как это делать правильно, решит врач, который назначит соответствующее лечение. Иногда, в запущенных случаях, приходится прибегать к хирургическому вмешательству. Патологии зрения не проходят сами с возрастом, поэтому следует как можно раньше заняться лечением проблемы. Ношение специальных очков, выполнение процедур и упражнений помогают восстановить баланс между глазами.
Помните, что только своевременное обращение к специалистам гарантирует возможность восстановить бинокулярное хорошее зрение в детском возрасте.
 

Источник

Зрительная система ребенка
Зрительная система ребенка уже при рождении обладает некоторыми безусловными зрительными рефлексами — прямая и содружественная реакция зрачков на свет, кратковременный рефлекс поворота глаз и головы к источнику света, попытка слежения за движущимся объектом. В дальнейшем, с ростом ребенка, постепенно развиваются и совершенствуются все другие зрительные функции.

Световая чувствительность

Световая чувствительность появляется сразу после рождения. С самых первых дней жизни ребенка свет оказывает стимулирующее действие на развитие зрительной системы в целом и служит основой формирования всех ее функций. Однако, под действием света у новорожденного не возникает зрительный образ, а вызываются, в основном, неадекватные защитные реакции. Световая чувствительность у новорожденных резко снижена, причем в условиях темновой адаптации она в 100 раз выше, чем при адаптации к свету. К концу первого полугодия жизни ребенка световая чувствительность существенно повышается и соответствует 2/3 ее уровня у взрослого, а к 12–14 годам становится почти нормальной. Пониженную световую чувствительность у новорожденных объясняют недостаточным развитием зрительной системы, в частности сетчатки. Расширение зрачка в темноте у них происходит медленнее, чем его сужение на свету. Но уже на 2–3-ей неделе в результате появления условно-рефлекторных связей начинается усложнение деятельности зрительной системы, формирование и совершенствование функций предметного, цветового и пространственного зрения.

Читайте также:  Мышечное развитие ребенка до 3 лет

Центральное зрение

Центральное зрение появляется у ребенка только на 2–З-м месяце жизни. В дальнейшем происходит его постепенное совершенствование — от способности обнаруживать предмет до способности его различать и распознавать. Возможность различать простейшие предметы обеспечивается соответствующим уровнем развития зрительной системы, а распознавание сложных образов уже связано с развитием интеллекта.

На 4-6 месяце ребенок узнает мамуНа 4–6-м месяце жизни ребенок реагирует на появление рядом лиц, а еще раньше — на 2–3-м месяце замечает грудь матери. На 7–10-м месяце у ребенка появляется способность распознавать геометрические формы (куб, пирамида, конус, шар), а на 2–3-м году жизни нарисованные изображения предметов. Полное восприятие формы предметов и нормальная острота зрения развиваются у детей только к периоду школьного обучения.

Острота зрения новорожденного крайне низка, по данным исследований она составляет 0,005–0,015. В течение первых месяцев постепенно возрастает до 0,01–0,03. К 2-м годам она повышается до 0,2–0,3 и только к 6–7 годам (а по разным данным и к 10–11) достигает 0,8–1,0.

Цветовосприятие

Параллельно развитию остроты зрения происходит становление цветовосприятия. В ходе исследований выявлено, что способность распознавать цвет впервые появляется у ребенка в возрасте 2–6 мес. Различение цветов начинается, прежде всего, с восприятия красного цвета, возможность же распознавать цвета коротковолновой части спектра (зеленый, синий) появляется позже. К 4–5-ти годам цветовое зрение у детей уже хорошо развито, но продолжает совершенствоваться. Аномалии цветоощущения у них встречаются приблизительно с такой же частотой и в таких же количественных соотношениях между лицами мужского и женского пола, как и у взрослых.

Поле зрения

Границы поля зрения у детей дошкольного возраста примерно на 10% уже, чем у взрослых. К школьному возрасту они достигают нормальных величин. Размеры слепого пятна по вертикали и горизонтали, определенные при исследовании с расстояния 1 м, у детей в среднем на 2–3 см больше, чем у взрослых.

Бинокулярное зрение

Бинокулярное зрение развивается позднее других зрительных функций. Главная особенность бинокулярного зрения состоит в более точной оценке третьего пространственного измерения — глубины пространства. Можно выделить следующие основные этапы развития пространственного зрения у детей.

  • При рождении ребенок сознательного зрения не имеет. Под влиянием яркого света у него суживается зрачок, закрываются веки, голова толчкообразно откидывается назад, но глаза, при этом, бесцельно блуждают независимо друг от друга.
  • Через 2–5 нед. после рождения сильное освещение уже побуждает ребенка удерживать глаза относительно неподвижно и пристально смотреть на световую поверхность.
  • К концу первого месяца жизни оптическое раздражение периферии сетчатки вызывает рефлекторное движение глаза, в результате которого световой объект воспринимается центром сетчатки. Эта центральная фиксация вначале совершается мимолетно и только на одной стороне, но постепенно, в связи с повторением, она становится устойчивой и двусторонней. Бесцельное блуждание каждого глаза сменяется согласованным движением обоих глаз. Формируется физиологическая основа бинокулярного зрения.

Таким образом, бинокулярная зрительная система формируется, несмотря на еще явную неполноценность монокулярных зрительных систем, и опережает их развитие. Это происходит для того, чтобы в первую очередь обеспечить пространственное восприятие, которое в наибольшей мере способствует лучшему приспособлению организма к условиям внешней среды.

Освоение ближнего пространства - важный этап развития бинокулярного зренияВ течение 2-го месяца жизни ребенок начинает осваивать ближнее пространство. В первое время близкие предметы видны в двух измерениях (высота и ширина), но благодаря осязанию ощутимы в трех измерениях (высота, ширина и глубина). Закладываются первые представления об объемности предметов.

На 4-м месяце у детей развивается хватательный рефлекс. При этом направление предметов большинство детей определяют правильно, но расстояние оценивается неверно. Ребенок ошибается также в определении объемности предметов: он пытается схватить солнечные блики и движущиеся тени.

Со второго полугодия жизни начинается освоение дальнего пространства. Осязание при этом заменяют ползание и ходьба. Они позволяют сопоставлять расстояние, на которое перемещается тело, с изменениями величины изображений на сетчатке и тонуса глазодвигательных мышц, создаются зрительные представления о расстоянии. Эта функция обеспечивает трехмерное восприятие пространства и совместима лишь с полной согласованностью движений глазных яблок и симметрией в их положении. Механизм ориентации в пространстве выходит за рамки зрительной системы и является продуктом сложной деятельности мозга. В связи с этим дальнейшее совершенствование пространственного восприятия тесно связано с познавательной деятельностью ребенка.

Значительные качественные изменения в пространственном восприятии происходят в возрасте 2–7 лет, когда ребенок овладевает речью и у него развивается абстрактное мышление. Зрительная оценка пространства совершенствуется и в более старшем возрасте.

В дальнейшем развитии зрительных ощущений ребенка принимают участие как врожденные механизмы, выработанные и закрепившиеся, так и механизмы, приобретенные в процессе накопления жизненного опыта.

Смотрите также:

  • Проверка зрения у ребенка online

Оценка статьи:
4.7/5 (71 оценок)

Оцените статью

Запись оценки…

Спасибо за оценку

Источник