Развитие ассоциативных связей у ребенка

Развитие ассоциативных связей у ребенка thumbnail

ассоциативное мышление

Ребенок познает мир с помощью определенных процессов, происходящих в его головном мозгу. Основным познавательным процессом является мышление. Оно определяет многое в жизни взрослого человека и ребенка. Большой процент в психологических исследованиях занимает именно ассоциативная теория мышления. Ассоциации в жизни ребенка определяют его восприятие мира, обучение. В этой статье мы рассмотрим, что такое ассоциации, мышление, основанное на них, а также, как развивать у ребенка процесс познания мира.

Что такое ассоциативное мышление?

тест на ассоциативное мышление

Название этого вида мышления само за себя говорит. Это процессы опосредованного и обобщенного познания и отражения окружающего мира, основанные на ассоциациях.

Возникает логичный вопрос: “Что же такое ассоциации?” Это определенная связь между разными понятиями или представлениями, которая возникает при осознании какого-либо из них. Такая взаимосвязь может быть нормальной и логичной для одного человека и абсолютно противоречащей для другого.

Ассоциативное мышление помогает людям открывать что-то новое, расширять границы познания мира. Например, у одного человека слово “зима” вызывает ассоциативную связь со скукой и холодом, у другого с красивой заснеженной аллеей, у третьего с днем рождения, праздниками. Так расширяются понятийные ряды, человек учится мыслить нестандартно, креативно. Люди, имеющие хорошо развитое мышление ассоциативно-образное, ценятся на работе, воспринимают мир в веселых красках. Поэтому такой вид познавательного процесса важно развивать еще с детства.

Откуда берет начало теория об ассоциациях?

ассоциативная теория мышления

В психологии есть несколько теорий мышления, одной из них является ассоциативная. Она берет свое начало в XVII веке. Основателем ее является Дж. Локк, он и предложил использовать термин “ассоциация” в науке.

Теория основывается на процессе обучения. Он заметил, что любое обучение опирается на конкретный наглядный материал. Это значит, что человек не может чему-то научиться, если он не получил чувственное познание – различные представления и образы. Кроме того, получая их, человек стимулирует свое сознание процессам обобщения, анализа, сравнения. То есть, изобретая ассоциативные ряды, субъект расширяет границы своих способностей.

Классы, виды ассоциаций

Как и все сложные научные понятия, это также имеет свою классификацию. Ассоциации разделяются по следующим критериям:

  • причинно-следственным связям: холод – болезнь, туча – дождь;
  • подобию понятий: грязь – пыль, свадьба – праздник;
  • близости в пространстве и времени: телевизор – пульт, кастрюля – суп;
  • контрасту качеств предмета: тепло – холод, свет – темнота;
  • обобщению: Ваня – ребенок, роза – цветок;
  • дополнению: каша – масло;
  • подчинению понятий: фрукт – слива, бобовые – фасоль;
  • целому и части: организм – сердце, комната – потолок;
  • соподчинению конкретному объекту: йогуртница – соковыжималка, кресло – диван.

Польза от развития ассоциативного мышления

ассоциативная психология мышление

Иногда родители не понимают, зачем их ребенку необходимо дополнительно развиваться, ведь они и так берут от окружающей среды все самое необходимое. Но специалисты доказали, что ассоциативное мышление ребенка не может в нужной степени функционировать самостоятельно, ему нужна помощь родителей.

Ограниченный ряд ассоциаций в мышлении у взрослого человека мешает ему качественно и быстро решать свои проблемы, затрудняет развитие ребенка. Этот вид мышления дает преимущества в следующем:

  1. У ребенка развивается воображение.
  2. Малыш уже в детском возрасте может продуцировать необычные идеи.
  3. В школьном возрасте ребенок уже может образовывать новые смысловые связи.

Ассоциативное мышление у детей можно развивать уже в конце первого года жизни. При благоприятных условиях: постоянном труде мамы и отсутствии сильных стрессов (как положительных, так и отрицательных), ребенок меньше подвержен возрастным страхам, у него хорошо развито воображение, фантазия, память, начинает раньше появляться произвольное внимание.

Что такое образное мышление у ребенка?

мышление ассоциативно образное

Маленькие дети не способны изучать что-то новое без образов. В раннем детстве малыши еще не могут мыслить абстрактно и ассоциативно, но уже в их головном мозге возникают какие-то образы. Они появляются на основе уже усвоенной информации, поступающей из окружающей среды и от взрослых. Образ для ребенка – это его чувства. Когда крохе снится что-то приятное, он улыбается, а при возникновении плохих образов он плачет. Ребенок уже с ранних лет понимает, что волк – это плохой герой в сказке, так как мама читает его слова грубым голосом, но ведь сам мамин голос нежный и ласковый. Так формируются образы зла и добра, холода и теплоты, основываясь на чувственном опыте малыша.

Связь образов и ассоциаций у детей

ассоциативное мышление у детей

Взаимосвязь между этими двумя понятиями непосредственно влияет на поведение ребенка и его адаптации к окружающей среде. Ассоциативная психология мышления подразумевает тесное “сотрудничество” между этими понятиями: сначала в мышлении ребенка возникает образ, затем ассоциация с этим образом, дальше – действие или чувственная реакция на раздражитель. Процесс может происходить и наоборот. Представим следующую ситуацию:

Ребенок слышит слово “прививка”, у него возникают ассоциации “боль” – “терпение” – “ограничения” – “тревога” – “боль”, а также образ тети в белом халате, которая желает сделать реальными все возникшие ассоциации. В результате мы получаем сформированный чувственный опыт (люди в белых халатах плохие) и неблагоприятную поведенческую реакцию (он плачет и требует, чтобы ему не делали эту прививку).

Читайте также:  Значение мелкой моторики пальцев рук для развития ребенка

Развитие ассоциативного мышления у детей

как развить ассоциативное мышление

Как развить ассоциативное мышление ребенка? Этот вид познавательного процесса можно стимулировать еще в раннем возрасте. Но процесс развития должен проходить поэтапно. Для этого необходимо знакомить кроху со всеми понятиями окружающей среды и действиями, которые с ними связаны. Затем ребенок учится обобщать (например, названия разных цветов в одно понятие “цветы”), называть, различать.

Для детей дошкольного и школьного возраста существуют упражнения сложнее. Здесь подойдут задания на составление ассоциативных рядов, анализ предметов по признаку, поиска последовательных слов, придумывание сложных ассоциаций. Дети с ранних лет учатся самостоятельности и любознательности, у них хорошо развивается воображение, а также память. К слову, ассоциации являются основой для некоторых мнемических процессов, с их помощью можно развивать память практически до идеальной.

Для взрослых такие тренировки мышления тоже не будут лишними. Они положительно сказываются на адаптации к ситуациям и поисках решения проблем. Кроме этого, упражнения стимулируют работу головного мозга, являясь профилактикой старческой и сосудистой деменций и ряда других психических заболеваний.

Рекомендации психологов по поводу развития ассоциативного мышления

Психологические механизмы, на которых основывается ассоциативное мышление детей, часто игнорируют взрослые, воспринимая плач малыша или его негатив, как ничем не обоснованный каприз. В таком случае важно помнить, что причина его поведения такая же реальная, как и стоящий рядом малыш. Если не отреагировать правильно на его ассоциации и образы, у него могут развиваться различные комплексы.

Существует такой метод диагностики, как тест на ассоциативное мышление. С его помощью можно увидеть уровень его развития у ребенка. Хорошо стимулировать к развитию этот вид познавательного процесса можно музыкой, рисунками, работой с песком, пластилином.

Если развитие проходит без привлечения специалиста, родителю важно помнить о том, что ребенку предоставляется роль ведущего в творчестве. Ориентация должна быть на его потребности, ассоциации, образы и стремления. При каком-то непонятном или настораживающем образе важно проговорить чувства ребенка и настроить его на позитив.

Источник

Ребенок познает мир с помощью определенных процессов, происходящих в его головном мозгу. Основным познавательным процессом является мышление. Оно определяет многое в жизни взрослого человека и ребенка. Большой процент в психологических исследованиях занимает именно ассоциативная теория мышления. Ассоциации в жизни ребенка определяют его восприятие мира, обучение.

Что такое ассоциативное мышление?

Название этого вида мышления говоритсамо за себя . Это процессы опосредованного и обобщенного познания и отражения окружающего мира, основанные на ассоциациях. Возникает логичный вопрос: “Что же такое ассоциации?” Это определенная связь между разными понятиями или представлениями, которая возникает при осознании какого – либо из них. Такая взаимосвязь может быть нормальной и логичной для одного человека и абсолютно противоречащей для другого. Ассоциативное мышление помогает людям открывать что-то новое, расширять границы познания мира. Например, у одного человека слово “зима” вызывает ассоциативную связь со скукой и холодом, у другого с красивой заснеженной аллеей, у третьего с днем рождения, праздниками. Так расширяются понятийные ряды, человек учится мыслить нестандартно, креативно. Люди, имеющие хорошо развитое мышление ассоциативно-образное, ценятся на работе, воспринимают мир в веселых красках. Поэтому такой вид познавательного процесса важно развивать еще с детства. Откуда берет начало теория об ассоциациях?   

В психологии есть несколько теорий мышления, одной из них является ассоциативная.

Она берет свое начало в XVII веке. Основателем ее является Дж. Локк, он и предложил использовать термин “ассоциация” в науке.

Теория основывается на процессе обучения.

Он заметил, что любое обучение опирается на конкретный наглядный материал. Это значит, что человек не может чему-то научиться, если он не получил чувственное познание – различные представления и образы. Кроме того, получая их, человек стимулирует свое сознание процессам обобщения, анализа, сравнения. То есть, изобретая ассоциативные ряды, субъект расширяет границы своих способностей. Классы, виды ассоциаций Как и все сложные научные понятия, это также имеет свою классификацию. Ассоциации разделяются по следующим критериям: причинно-следственным связям: холод – болезнь, туча – дождь; подобию понятий: грязь – пыль, свадьба – праздник; близости в пространстве и времени: телевизор – пульт, кастрюля – суп; контрасту качеств предмета: тепло – холод, свет – темнота; обобщению: Ваня – ребенок, роза – цветок; дополнению: каша – масло; подчинению понятий: фрукт – слива, бобовые – фасоль; целому и части: организм – сердце, комната – потолок; соподчинению конкретному объекту: йогуртница – соковыжималка, кресло – диван.

Польза от развития ассоциативного мышления.

Иногда родители не понимают, зачем их ребенку необходимо дополнительно развиваться, ведь они и так берут от окружающей среды все самое необходимое. Но специалисты доказали, что ассоциативное мышление ребенка не может в нужной степени функционировать самостоятельно, ему нужна помощь родителей.

Читайте также:  Эмоциональное развитие ребенка анкета для родителей

Ограниченный ряд ассоциаций в мышлении у взрослого человека мешает ему качественно и быстро решать свои проблемы, затрудняет развитие ребенка.

Этот вид мышления дает преимущества в следующем:

У ребенка развивается воображение. Малыш уже в детском возрасте может продуцировать необычные идеи. В школьном возрасте ребенок уже может образовывать новые смысловые связи. Ассоциативное мышление у детей можно развивать уже в конце первого года жизни. При благоприятных условиях: постоянном труде мамы и отсутствии сильных стрессов (как положительных, так и отрицательных), ребенок меньше подвержен возрастным страхам, у него хорошо развито воображение, фантазия, память, начинает раньше появляться произвольное внимание.

Что такое образное мышление у ребенка?

Маленькие дети не способны изучать что-то новое без образов. В раннем детстве малыши еще не могут мыслить абстрактно и ассоциативно, но уже в их головном мозге возникают какие-то образы. Они появляются на основе уже усвоенной информации, поступающей из окружающей среды и от взрослых. Образ для ребенка – это его чувства. Когда крохе снится что-то приятное, он улыбается, а при возникновении плохих образов он плачет. Ребенок уже с ранних лет понимает, что волк – это плохой герой в сказке, так как мама читает его слова грубым голосом, но ведь сам мамин голос нежный и ласковый. Так формируются образы зла и добра, холода и теплоты, основываясь на чувственном опыте малыша.

 Взаимосвязь между этими двумя понятиями непосредственно влияет на поведение ребенка и его адаптации к окружающей среде. Ассоциативная психология мышления подразумевает тесное “сотрудничество” между этими понятиями: сначала в мышлении ребенка возникает образ, затем ассоциация с этим образом, дальше – действие или чувственная реакция на раздражитель. Процесс может происходить и наоборот. Представим следующую ситуацию: Ребенок слышит слово “прививка”, у него возникают ассоциации “боль” – “терпение” – “ограничения” – “тревога” – “боль”, а также образ тети в белом халате, которая желает сделать реальными все возникшие ассоциации. В результате мы получаем сформированный чувственный опыт (люди в белых халатах плохие) и неблагоприятную поведенческую реакцию (он плачет и требует, чтобы ему не делали эту прививку).

 Развитие ассоциативного мышления у детей.

 Как развить ассоциативное мышление ребенка? Этот вид познавательного процесса можно стимулировать еще в раннем возрасте. Но процесс развития должен проходить поэтапно. Для этого необходимо знакомить кроху со всеми понятиями окружающей среды и действиями, которые с ними связаны. Затем ребенок учится обобщать (например, названия разных цветов в одно понятие “цветы”), называть, различать. Для детей дошкольного и школьного возраста существуют упражнения сложнее. Здесь подойдут задания на составление ассоциативных рядов, анализ предметов по признаку, поиска последовательных слов, придумывание сложных ассоциаций. Дети с ранних лет учатся самостоятельности и любознательности, у них хорошо развивается воображение, а также память. К слову, ассоциации являются основой для некоторых мнемических процессов, с их помощью можно развивать память практически до идеальной. Рекомендации психологов по поводу развития ассоциативного мышления.

Психологические механизмы, на которых основывается ассоциативное мышление детей, часто игнорируют взрослые, воспринимая плач малыша или его негатив, как ничем не обоснованный каприз. В таком случае важно помнить, что причина его поведения такая же реальная, как и стоящий рядом малыш. Если не отреагировать правильно на его ассоциации и образы, у него могут развиваться различные комплексы. Существует такой метод диагностики, как тест на ассоциативное мышление. С его помощью можно увидеть уровень его развития у ребенка. Хорошо стимулировать к развитию этот вид познавательного процесса можно музыкой, рисунками, работой с песком, пластилином. Если развитие проходит без привлечения специалиста, родителю важно помнить о том, что ребенку предоставляется роль ведущего в творчестве. Ориентация должна быть на его потребности, ассоциации, образы и стремления. При каком-то непонятном или настораживающем образе важно проговорить чувства ребенка и настроить его на позитив.

1.Ермакова, Е. С. Развитие гибкости мышления детей : Дошкольный и
младший школьный возраст : учеб.-метод. пособие / Ермакова Е. С.,
Румянцева И. Б., Целищева И. И.. – СПб. : Речь, 2007 – 208 с.
2. Юзбекова, Е. А. Ступеньки творчества : Место игры в интеллектуальном
развитии дошкольника : метод. рекомендации для воспитателей ДОУ и
родителей. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2006 – 128 с. 
3. Дьяченко, О. М. Как развивается дошкольник? : о чем нужно помнить
психологам, педагогам и родителям / О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса, А. Н.
Веракса. – М. : Чистые пруды, 2007 – 32 с. – (Библиотечка «Первого
сентября», серия «Школьный психолог». Вып. 2(14)).
4. Квач, Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей
5-7 лет : пособие для педагогов дошк. учреждений / Н. В. Квач. – М. :
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 – 160 с. : ил. – (Здоровьесберегающая
педагогика). 

Читайте также:  Игры развитие моторики у годовалого ребенка

Источник

Обща­ясь с детьми на заня­тиях, любой пре­по­да­ва­тель в какой-то мере наблю­дает резуль­таты двой­ствен­ного вли­я­ния совре­мен­ного ритма жизни на раз­ви­тие твор­че­ских спо­соб­но­стей у детей.

Жизнь, насы­щен­ная мно­го­об­ра­зием гад­же­тов, боль­шим объ­ё­мом раз­лич­ной инфор­ма­ции, опре­де­лён­ным обра­зом фор­ми­рует лич­ность ребенка. С одной сто­роны, с ран­них лет ребё­нок ста­но­вится уве­рен­ным поль­зо­ва­те­лем тех­ни­че­ских устройств, чем очень часто вызы­вает радость и уми­ле­ние со сто­роны взрос­лых. С дру­гой сто­роны, умень­ше­ние «живого» обще­ния, захва­ты­ва­ю­щие впе­чат­ле­ния, выне­сен­ные из вир­ту­аль­ной реаль­но­сти – всё это губит в нём твор­че­ское начало, о нали­чии кото­рого в каж­дом чело­веке мы очень часто забываем.

Конечно, это не обо­зна­чает, что роди­те­лям нужно отка­заться от дости­же­ний совре­мен­ной жизни, немед­ленно собрать вещи и пере­ехать с ребён­ком на необи­та­е­мый ост­ров, чтобы вос­пи­ты­вать его среди дикой при­роды. Но учи­ты­вать сугу­бую потреб­ность ребёнка в допол­ни­тель­ном твор­че­ском раз­ви­тии, фор­ми­ру­ю­щем пол­но­цен­ную лич­ность, необ­хо­димо. Одним из фак­то­ров, помо­га­ю­щих в этом, явля­ется раз­ви­тие ассо­ци­а­тив­ного мышления.

Сам прин­цип ассо­ци­а­тив­но­сти содер­жит в своей основе извест­ную мысль: «всё позна­ётся в срав­не­нии». Срав­ни­вая пред­меты и явле­ния между собой, состав­ляя их опи­са­ния, юный чело­век обре­тает бес­цен­ный опыт фор­ми­ро­ва­ния лич­ных понятий.

Согласно иссле­до­ва­ниям, ассо­ци­а­ции имеют свою науч­ную клас­си­фи­ка­цию. Рас­смот­рим при­меры её основ­ных категорий:

  1. кон­траст качеств – добро/зло, радость/горе
  2. обоб­ще­ние – малина/ягода, берёза/дерево
  3. при­чинно-след­ствен­ные связи – туча/дождь, солнце/жара
  4. бли­зость в про­стран­стве и вре­мени – школь­ный звонок/начало урока
  5. допол­не­ние – каша/масло, сахар/чай
  6. по подо­бию поня­тий – день рождения/праздник

Пер­вые две кате­го­рии должны при­ме­няться в вос­пи­та­нии, когда ребёнку 1,5–2 года. Пока­зы­вая ему яркие кар­тинки в книж­ках, обра­щая вни­ма­ние на окру­жа­ю­щую при­роду во время про­гу­лок, взрос­лые зна­ко­мят малыша с основ­ными житей­скими и нрав­ствен­ными поня­ти­ями. При этом не сле­дует сму­щаться тем, что у него ещё доста­точно малень­кий сло­вар­ный запас. Пусть ребё­нок пока не может всё выра­зить в сло­вес­ной форме, но он вос­при­ни­мает инфор­ма­цию на под­со­зна­тель­ном уровне через слух и зрение.

Поня­тия при­чинно-след­ствен­ных свя­зей и бли­зо­сти в про­стран­стве и вре­мени явля­ются более слож­ными. Поэтому сна­чала роди­те­лям сле­дует самим объ­яс­нять сво­ему трёх­лет­нему малышу: «Видишь на небе тём­ные тучки? Зна­чит, скоро нач­нётся дож­дик. Видишь, опу­стился шлаг­баум? Зна­чит, скоро поедет поезд». Затем, когда ребё­нок уже научится отве­чать на вопросы, можно играть с ним, спра­ши­вая: «Что будет, если на небе появи­лись тём­ные тучки?»

Кате­го­рия под назва­нием «допол­не­ние» при­ме­ня­ется в нашей жизни не очень часто. Поэтому можно кратко позна­ко­мить с ней ребёнка и пере­хо­дить к самой послед­ней, но самой инте­рес­ной и слож­ной категории.

Осо­знать «подо­бие поня­тий» ребё­нок может при­бли­зи­тельно с пяти­лет­него воз­раста. Ассо­ци­а­ции, постро­ен­ные по дан­ному прин­ципу, могут услож­няться и варьи­ро­ваться. Сле­дует отме­тить, что именно в этих ассо­ци­а­циях зало­жено твор­че­ское начало, рас­кры­ва­е­мое в пол­ной мере в поэ­зии и музыке. Роди­тели, вос­пи­та­тели и учи­теля должны спо­соб­ство­вать раз­ви­тию ребёнка в дан­ном направ­ле­нии и обя­за­тельно поощ­рять дет­скую фан­та­зию, на основе кото­рой и будет бази­ро­ваться ассо­ци­а­тив­ное мыш­ле­ние. При этом взрос­лым нужно учи­ты­вать, что ребё­нок имеет право на своё лич­ное мне­ние, его виде­ние само­сто­я­тельно, ни в коем слу­чае нельзя его ломать, можно лишь кор­рек­ти­ро­вать в слу­чае вопи­ю­щих откло­не­ний (напри­мер, маль­чики могут чрез­мерно увле­каться темой войны, но не в ключе защиты страны, а в ключе убийства).

В заклю­че­ние пред­ла­гаем Вашему вни­ма­нию несколько упражнений:

  1. Пред­ло­жите ребёнку рас­кра­сить рас­краску, на кото­рой изоб­ра­жены Ваши ассо­ци­а­ции. Доста­точно взять три пары про­ти­во­по­лож­ных поня­тий, и объ­яс­нить ребёнку, почему у Вас воз­никли именно эти образы. Например:

доб­рое слово похоже на коло­сья пше­ницы, из кото­рых выпе­кут хлеб, чтобы накор­мить людей  // злое слово подобно мечу, кото­рым можно пора­нить или убить человека;

муд­рое слово очень ценно, настав­ляет людей, спо­соб­ствует их духов­ному воз­рас­та­нию, поэтому оно похоже сокро­вище // пустое (празд­ное) слово ничего не зна­чит, как мыль­ный пузырь, кото­рый в любую минуту лоп­нет в воз­духе или будет уне­сён ветром;

прав­ди­вое слово помо­гает людям пра­вильно жить, поэтому схоже с ука­за­те­лем пути // лука­вое слово изви­ва­ется, скры­вая правду, подобно змее, кото­рая может ужалить.

  1. Пред­ло­жите ребёнку само­сто­я­тельно при­ду­мать 3–4 пары про­ти­во­по­лож­ных поня­тий и нари­со­вать к ним образы.
  2. После про­ве­де­ния урока или после беседы на какую-то тему при­ду­майте вме­сте с ребён­ком (вплоть до под­рост­ко­вого воз­раста вклю­чи­тельно) «образ беседы». Здесь необ­хо­димо опи­раться на основ­ную мысль, кото­рая запом­нится после беседы. Напри­мер, бесе­дуя о запо­ве­дях Божьих, можно пред­ста­вить образ высо­кой горы, покры­той сне­гом (испол­няя запо­веди, мы под­ни­ма­емся на гору, ста­но­вимся ближе к Богу; гора бело­снеж­ная, потому что жизнь по запо­ве­дям делает душу чистой).

Источник