Развитие артикуляционной моторики ребенка раннего возраста

Развитие речи и артикуляционной моторики у детей раннего возраста в онтогенезе.

В современной отечественной педагогике и возрастной психологии процесс раннего развития от 0 до 3 лет принято разделять на два основных периода, связанных соответственно с младенчеством (от 0 до 12 месяцев) и преддошкольным детством (от 12 до 36 месяцев). Их принято соотносить с доречевой стадией развития ребенка и начальными этапами речевой стадии развития коммуникации, хотя многие исследователи выделяют большее количество этапов для наиболее точного и глубокого описания такого сложного процесса, как развитие и становление речевой функции в онтогенезе.

Усвоение ребенком родного языка происходит в определенной последовательности по мере созревания нервно-мышечного аппарата. В первые месяцы после рождения у ребенка интенсивно развиваются слуховой, зрительный, двигательно-кинестетический анализаторы. Большинство исследователей считают, что речедвигательный анализатор начинает активно функционировать примерно к 1 году.

Деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова называется артикуляцией. Положение, которое принимают органы артикуляции при произнесении того или иного звука, называют артикуляционным укладом. Каждый отдельный звук характеризуется только ему присущей комбинацией различных артикуляционных и акустических признаков.

Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в своей работе, а речедвижения соотнесены с соответствующими слуховыми ощущениями. Для того чтобы ребенок понял значение слова, необходимо слияние между собой слуховых, зрительных и осязательных ощущений в единый образ предмета. И.М. Сеченов отмечал: «…всякое ощущение по природе смешанное… к нему обязательно примешивается мышечное ощущение, которое является более сильным по сравнению с другими».

Физиологи придавали большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Так, И.П. Павлов отмечал: «Речь – это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга». Развитие звукопроизношения связано с совершенствованием работы периферического речевого аппарата. У здорового ребенка овладение звуковой системой языка происходит одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук. М.М. Кольцова экспериментально доказала, что при тренировке тонких движений пальцев рук речь не только развивается более интенсивно, но и оказывается более совершенной. Взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики подчеркивается многими исследователями. Таким образом, развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей.

Образование звуков речи, так называемая «моторная речь», заключается в координации движений языка, губ, ротовой полости, гортани, дыхательных движений.

По последним данным, ребенок рождается с готовыми к функционированию органами артикуляции. Однако проходит длительный подготовительный период, перед тем как он оказывается в состоянии произносить членораздельные звуки речи.

В развитии речи большое значение имеет доречевой, или подготовительный, этап, который при нормальном развитии длится от рождения до конца первого года жизни.

       Подготовка к появлению речи идет двумя путями: 1) развитие понимания речи взрослых (или развитие пассивной речи); 2) развитие предречевых вокализаций ребенка, которые предшествуют собственной активной речи. Первый путь связан с развитием речевого слуха (слухо-речевого анализатора), второй – с отработкой речевых артикуляций под контролем речедвигательного анализатора.

      Начальным этапом доречевого развития считается рефлекторный крик ребенка, который к 2-3 месяцам жизни становится все более модулированным и отражает различные оттенки недовольства, являясь тем самым средством коммуникации с окружающими. При этом ребенок слышит свой крик, импульсы достигают слухоречевых и речедвигательных зон коры, а отсюда передаются на органы артикуляции, постепенно давая им толчок к развитию.

      В первые месяцы жизни ребенка в его крике преобладают гласноподобные звуки, имеющие носовой оттенок типа: э, ай. Иногда звуки крика как бы очень приближенно напоминают согласные г, к, н, но, так как эти звуки имеют рефлекторный характер, они не рассматриваются как предшественники фонем. Однако произнесение указанных звуков способствует тренировке моторной координации в работе дыхательной, фонаторной и артикуляторной мускулатуры, а также развитию обратной связи между артикуляторными движениями и их слуховым восприятием.

    Период интенсивного-интонационного обогащения крика совпадает с определенным этапом развития моторики. Ребенок начинает держать голову вертикально, разжимать и сжимать кисть, удерживать вложенный в руку предмет. В это же время ребенок начинает прислушиваться к звукам речи, отыскивать взглядом источник звучания, поворачивать голову к говорящему, сосредотачивая свое внимание на лице, губах взрослого.

     К 2-3-м месяцам жизни появляются специфические голосовые реакции — гуление. К ним относятся звуки кряхтения, радостного повизгивания. Их с трудом можно идентифицировать со звуками родного языка. Однако можно выделить звуки, которые напоминают гласные (а, о, у, э), наиболее легкие для артикулирования; губные согласные (п, м, б), обусловленные физиологическим актом сосания, и заднеязычные (г, к, х), связанные с физиологическим актом глотания.

       Гуление имеет большое значение, поскольку благодаря ему дети развивают и совершенствуют свою речь. В процессе гуления ребенок как бы сосредоточивается на новых для него артикуляционных и слуховых ощущениях. Это — важное условие для дифференцировки произносимых звуков по акустическим и кинестетическим признакам, а также для образования первых условных связей между слуховыми и кинестетическими раздражителями. Это является важной предпосылкой формирования основных механизмов речи и развития самоподражания.

     Между 4-мя и 5-ю месяцами жизни начинается следующий этап предречевого развития ребенка — лепет.

       Лепет (по В.И. Бельтюкову) является врожденным процессом, то есть результатом известных исторически накопленных речедвигательных реакций человека, переданных ребенку по наследству, и состоит из трех этапов: I этап – переданная по наследству программа артикуляционных движении реализуется независимо от слуха ребенка в виде гуления, лепета; II этап – в лепет включаются механизмы аутоэхолалии; III этап – в лепет включаются механизмы эхолалии. Физиологическая эхолалия, проявляющаяся в повторении слогов, а затем и слов, предшествуют пониманию слов и их произнесению (И.А. Сикорский, Е.Ф. Рау, О.В. Правдина, И.М. Сеченов, Н.И. Касаткина, Ж. Пиаже и др.).

      К шести месяцам ребенок начинает обозначать предметы и действия (мам, ма, бу, гу), а к семи месяцам звуками обозначает потребности, действия, явления (С.Д. Мелешко).

      Наиболее интенсивный процесс накопления звуков лепета происходит в течение седьмого месяца, затем процесс накопления звуков замедляется и новых звуков появляется мало. Процесс интенсивного накопления звуков в лепете совпадает с периодом миелинизации, значение которой заключается в том, что с ее наступлением связан переход от генерализованных движений к более дифференцированным (Н.А. Бернштейн). От 7-8 месяцев до одного года артикуляция особенно не расширяется, но появляется понимание речи. Семантическую нагрузку в этот период получают не фонемы, а интонация, ритм, а затем общий контур слова.

     Первоначальные лепетные цепи из стереотипных вокализаций (а – а – а) сменяются к 8-9 месяцам цепями из стереотипных сегментов с шумовым началом (тя – тя – тя); затем в 9-10 месяцев появляются цепи из сегментов со стереотипным шумовым началом и меняющимся вокальным концом (те – тя – те). Примерно к 11 месяцам появляются цепи с меняющимся шумовым началом (ва – ля, ди – ка).

     К концу первого года жизни ребенка появляются первые слова, в большинстве своем состоящие из парных одинаковых слогов: баба, ляля.

       Лепет имеет важное значение в развитии речи. В этот период происходит соединение отдельных артикуляций в линейную последовательность, что считается существенным механизмом слогообразования. В лепете каждый звук артикулируется одновременно с выдохом, т.е. тренируется координация между дыханием и артикуляцией.

      Характерна определенная закономерная последовательность в появлении звуков лепета. Согласные звуки появляются в следующем порядке: гортанные г, к, х; губные и губно-носовые б, м; зубные и зубно-носовые т, д, н. Среди гласных раньше всего появляются гласные передне-среднего ряда средне-нижнего подъема. Характерной является тенденция к сглаживанию артикуляции гласных звуков.

      На данном этапе происходит дальнейшее совершенствование  моторики ребенка: формируются функции сидения, ползанья, захвата предметов и манипулирования ими. Обнаружена тесная связь между выраженностью лепета и общими ритмичными повторными двигательными реакциями. Установлено, что общая ритмическая двигательная активность стимулирует развитие лепета. Поэтому очень важно давать ребенку свободу движения, что влияет не только на развитие его психомоторики, но и на формирование речевых артикуляций.

      Таким образом, доречевой период (от рождения до года) является подготовительным по отношению к собственно речевой деятельности. Ребенок практикуется в артикуляции отдельных звуков, слогов и слоговых комбинаций, происходит координация слуховых и речедвигательных образов, отрабатываются интонационные структуры родного языка, формируются предпосылки для развития фонематического слуха.

      В конце первого года жизни у здорового ребенка видоизменяется форма ведущей деятельности. Если в первом полугодии это было непосредственно эмоциональное общение, то во втором полугодии ею становится предметно-действенное общение со взрослым. Это является мощным стимулом для развития речи. Начинается этап первичного усвоения родного языка. Этот этап характеризуется появлением первых элементарно понимаемых, вначале непроизносимых, а затем и произносимых слов. Наряду с интенсивным развитием словаря происходит дальнейшее формирование артикуляторных навыков и фонетической структуры слова. Этап первичного усвоения языка охватывает период от 9 до 18 месяцев. К 18 месяцам начинает развиваться общение с окружающими при помощи так называемых «слов-корней», которые для ребенка выполняют функцию целых предложений. Эти «слова» употребляются ребенком в значении целой чувственно вычленяемой ситуации. Большую роль в целях коммуникации на этом этапе играют мимика, жест и особенно интонация; начинает развиваться интонация просьбы.

      В последние месяцы 2-го года жизни ребенка особенно быстро пополняется словарь и формируется элементарная фразовая речь. Существуют большие индивидуальные различия  в сроках ее появления, а также в количестве слов, употребляемых ребенком в этот период. Эти различия зависят от многих причин: генетической программы развития, интеллекта, состояния слуха, условий воспитания и т.д.

      Элементарная фразовая речь включает в себя, как правило, 2-3 слова, выражающие требования (“мама, дай”, “папа, иди”, “Лиле пить дать”). Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи, считается, что темп его речевого развития начинает отставать от нормы.

      Для фраз конца второго года жизни характерно то, что они большей частью произносятся в утвердительной форме и имеют особый порядок слов, при котором “главное” слово стоит на первом месте. В этом же возрасте дети начинают говорить с игрушками, картинками, домашними животными. К двум годам речь становится основным средством общения со взрослыми. Язык жестов и мимики начинает постепенно угасать.

      Установлено, что, начиная с третьего года жизни, у здорового ребенка отмечается тесная связь между развитием речи и его самостоятельной игрой. В дошкольном возрасте игра становится ведущей формой деятельности, стимулирующей развитие речи ребенка.

      В этом возрасте у ребенка резко усиливается потребность в общении, а также не только стремительно увеличивается объем общеупотребительных слов, но и возрастает возникшая в конце второго года жизни способность к словотворчеству.

      В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы ребенок переходит к употреблению сложной фразы с использованием союзов, падежных форм существительных, единственного и множественного числа. Со второго полугодия третьего года жизни значительно увеличивается число прилагательных.

      К концу периода раннего возраста интенсивно развивается фонематическое восприятие и овладение звукопроизношением. Считается, что звуковая сторона языка при нормальном речевом развитии ребенка полностью формируется к четырем-пяти годам жизни.

      Звуки русского языка появляются в речи ребенка в следующей последовательности: взрывные, щелевые, аффрикаты. Позднее всего дети обычно начинают произносить дрожащий “р”. Формирующиеся нормативные речевые звуки по началу крайне неустойчивы, легко искажаются при возбуждении или утомлении ребенка.

      Характерной чертой развития речевой моторики является постепенность овладения артикуляцией звуков, где предыдущий этап определяет последующие, составляя для них основу поступательного движения вперед. Поэтому приостановка развития речевой моторики на первых этапах должна неизбежно повлечь за собой нарушение всего последующего хода овладения произношением.

      Процесс произношения звуков речи является сложной системой координированных артикуляторных движений, сформированных в прежнем индивидуальном опыте и имеющих в своей основе работу кинестетического и слухового анализаторов.

      Кинестетические импульсы, идущие от речевой мускулатуры в кору головного мозга, усиливаются действиями ретикулярной формации ствола мозга и зрительного бугра и вызывают как общую (неспецифическую), так и избирательную (специфическую) активацию речевых зон коры, что имеет ведущее значение в механизмах речевой деятельности, особенно в период становления детской речи.

      Как показали исследования физиологов, в основе образования речедвигательных навыков и, в частности, артикуляции лежит выработка динамического стереотипа в виде сложных сочетаний движений мускулатуры губ, языка, гортани, дыхательного аппарата и издаваемых ими звуковых комплексов.

      При произнесении элементов речи раздражаются рецепторы мышц языка, губ, мягкого неба, щек, гортани. Достигая коры, эти раздражения вызывают возбуждение в сенсорных и двигательных клетках коркового отдела речедвигательного анализатора. Это возбуждение совпадает по времени с раздражением от звучания произносимых слову вызывающих возбуждение в слухоречевом анализаторе, и одновременно от непосредственного воздействия на кору предметов и явлений, обозначаемых воспринятыми словами.

      Условно последовательность формирования артикуляционной базы в онтогенезе можно представить следующим образом:

• к первому году – появляются смычки органов артикуляции;

• к полутора годам – появляется возможность чередовать позиции (смычка – щель);

• после трех лет – появляется возможность подъема кончика языка вверх и напряжения спинки языка;

• к пяти годам – появляется возможность вибрации кончика языка.

      Таким образом, артикуляционная база в онтогенезе постепенно формируется к пяти годам. При условии своевременного формирования фонематического слуха (в норме к 1 г. 7 мес. – 2 годам) у ребенка в норме к пяти годам нормализуется звуковая структура речи.

Источник

Елена Ларенцева
Развитие моторики артикуляционного аппарата ребенка

Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она

приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и развивается. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика (система упражнений для речевых органов, являющаяся зарядкой для артикуляторных мышц).

Проводится артикуляционная гимнастика воспитателями как воспитателями, так и родителями, заинтересованными в скорейшем овладении детьми правильным звукопроизношением. Поэтому необходимо знать определённые требования, предъявляемые к проведению артикуляционных упражнений.

– Комплексы артикуляционных упражнений должны быть построены с учётом возможностей детей.

– При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определённая последовательность. Сначала даются самые простые упражнения, развивающие моторику артикуляторных мышц. Постепенно они заменятся такими, которые являются базой для произношения того или иного звука. Затем отрабатываются чёткие артикуляторные уклады. Далее используются упражнения на переключаемость движений и согласованную работу органов артикуляционного аппарата (губы, язык, нёбо).

– Выработка некоторых артикуляторных позиций требует длительной и систематической работы. Одни упражнения ребёнок может освоить за несколько занятий, а другие – за несколько месяцев. Поэтому необходимо иметь терпение и выдержку.

– Во время занятий необходимо подбадривать ребёнка, особенно в случае неудачи. Если необходимо – вернуться к более простому, уже отработанному материалу, напомнив, что когда-то это упражнение тоже не получалось.

– Нецелесообразно работать только над определёнными упражнениями до тех пор, пока они не будут окончательно усвоены ребёнком. Наряду с уже усвоенными включаются и другие.

При работе над артикуляционной моторикой также важно знать:

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.

2. Непосредственная работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5 минут.

3. Артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Если малыш выполняет упражнения с индивидуальным зеркалом, предварительно он должен увидеть правильный образец, показанный взрослым.

4. Упражнения ребёнком выполняются поэтапно: он улыбается, показывает зубы, приоткрывает рот, поднимает кончик языка за верхние передние зубы, прикасается кончиком языка к бугоркам, произносит звук т-т-т-т-т-т-т, затем делает губами широкую трубочку, приоткрывает рот, превращает язычок в «чашечку», выдувает тёплую воздушную струю на ладонь и т. д.

5. Так же поэтапно следует проверять выполнение упражнений. Это даёт возможность определить, в чём именно ребёнок испытывает трудность, и отработать это движение.

Уважаемые родители, дедушки и бабушки! Наберитесь терпения и выдержки! Знайте, что выполнение артикуляционных упражнений – это трудная работа для ребёнка. Никогда не укоряйте его при неудачах. Запомните! Похвала и поощрение придадут малышу уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, значит, быстрее овладеть правильным произношением звуков речи.

Артикуляционная гимнастика.

1. «Часики» – кончиком языка касаться уголков губ.

2. «Вкусное варенье» – облизать губы по кругу.

3. «Почистить» язычком зубки – облизать зубы по кругу.

4. Покусать язык по всей длине.

5. Кончиком языка погладить верхнее нёбо.

6. «Цоконье» – присосать язык к верхнему нёбу.

7. «Грибок» – присосать язык к верхнему нёбу, удерживать его, при этом опускать-поднимать нижнюю челюсть.

8. Кончик языка поднять за верхние передние зубы.

9. Кончик языка опустить за нижние передние зубы.

10. Высунуть острый язык.

11. Расслабленный язык положить на нижнюю губу.

12. Язык «чашечкой».

13. Язык «трубочкой».

14. Губы в «хоботок».

15. Губы в «улыбку».

16. Губы в «рупор».

Гимнастику выполнять каждый день, перед зеркалом, 5-7 упражнений, 3-5 раз каждое;

артикуляторную позу удерживать 3-5 секунд.

Упражнения №8 и 9; №10 и 11; №12 и13; №14-15-16 чередуются между собой.

Значение развития мелкой моторики пальцев рук для коррекции речи

Нормальное развитие речи ребёнка связано с развитием движений пальцев рук, т. к. моторная речевая зона в головном мозге является частью двигательной области. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Работа по развитию мелкой моторики рук состоит из занятий, развивающих тактильное ощущение, из пальчиковых игр, а также из упражнений по раскрашиванию картинок, бисероплетением, лепке из пластилина, и других занятий рукоделием.

У детей в ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, т. к. движение пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

При изучении мозговой, психической деятельности человека, а в особенности детей отмечается и доказано огромное стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Так, на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев рук отстаёт, то задерживается и речевое развитие.

Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (т. к. при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах, но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Упражнение для пальчиков «Засолка капусты».

Мы капусту рубим – Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз.

Мы морковку трём – Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.

Мы капусту солим – Движения пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмём – Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки.

Упражнение для пальчиков «Утята».

Первый, второй – шли утята.

Третий, четвёртый – за водой.

А за ними плёлся пятый,

Позади бежал шестой.

А седьмой от них отстал,

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал,

А десятый испугался,

Громко –громко запищал:

«Пи – пи – пи!»

«Не пищи, мы тут рядом, поищи!»

Поочерёдно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов «пи-пи-пи» ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

Упражнение для пальчиков (при назывании птицы – загибать пальчики на руке).

Птичек стайка.

Пой-ка, подпевай-ка, десять птичек – стайка.

– Эта птичка – соловей, эта птичка – воробей.

Эта птичка – совушка, сонная головушка.

Эта птичка – свиристель, эта птичка – коростель.

Эта птичка – скворушка, серенькое пёрышко.

Эта – зяблик, это – стриж, это – развесёлый чиж.

Ну, а это – злой орлан. Птички, птички, по домам! (Сжать пальчики в кулачки).

Упражнение на координацию речи с движением.

Мы слепили снежный ком,

Ушки сделали потом.

Вместо глаз – угольки

Нашлись у нас.

Кролик вышел как живой:

И с хвостом и головой.

За усы не тяни – из соломинки они!

Длинные, блестящие, точно настоящие!

Дети имитируют лепку зайчика из снега.

Упражнения для пальчиков.

1. Под высокою сосной

Сидит заинька косой.

Одна рука – «сосна» (пальцы растопырены подняты вверх); на второй руке указательный и средний пальцы образуют «ушки» зайца, остальные пальцы сжаты.

2. Ёлка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи.

Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставит вперёд. Локотки к телу не прижимать.

3.Маша варежку надела: Сжать пальцы в кулачок.

«ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал, Все пальцы разжать, кроме

В свой домишко не попал». одного.

Маша варежку сняла: Разогнуть оставшийся

«Поглядите-ка, нашла! согнутым палец.

Ищешь, ищешь, не найдёшь,

Здравствуй пальчик, как живёшь?» Сжать пальцы в кулачок.

Коготочки.

У Кошкиной дочки

На лапках коготочки.

Ты их прятать не спеши,

Пусть посмотрят малыши.

Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному.Произносить громко: «Мяу».

Упражнения для пальчиков.

Коза.

Идёт коза рогатая

За малыми ребятами.

– Кто кашу не ест,

Молоко не пьёт,

Забодаю, забодаю!

Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными. Это – «коза». Со словами «забодаю» «козу» «напускать» на ребёнка.

Зайчик.

Зайка серый скачет ловко.

В лапках у него морковка.

Локтём опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок.

Упражнение для пальчиков.

Зайка и ушки.

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат.

Пальчики в кулачок, Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперёд.

Упражнение на координацию речи с движением.

На дворе мороз и ветер,

На дворе гуляют дети. Ребёнок потирает руку об руку.

Ручки, ручки согревают,

Ручки, ручки потирают.

Чтоб не мёрзли наши ноки,

мы потопаем немножко: Ребёнок топает ножками.

топ – топ – топ.

Нам мороз теперь не страшен, Ребёнок приплясывает.

вот как мы теперь попляшем.

Упражнение на координацию речи с движением.

Маму я свою люблю,

Я всегда ей помогу:

Я стираю, полоскаю,

Воду с ручек отряхаю,

Пол я чисто подмету

И дрова ей наколю.

Маме надо отдыхать, Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

И ни разу, и ни разу,

Ни словечка ни скажу.

Ребёнок выполняет соответствующие упражнения.

Упражнения для пальчиков.

Этот пальчик – дедушка, Руку сжать в кулак, поочерёдно

Этот пальчик – бабушка, разгибать пальцы, начиная

Этот пальчик – папочка, с большого.

Этот пальчик – мамочка.

Ну а это я. Сжать руку в кулак несколько

Вот и вся моя семья! раз.

Птички.

Птички прилетели, крыльями махали.

Сели. Посидели.

Дальше полетели.

Пальцами обеих рук производить движения вверх – вниз.

Упражнения для пальчиков.

1. Наши алые цветы распускают Плавно сжать пальцы.

лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки Помахать руками перед

колышет. собой.

Наши алые цветки закрывают

лепестки, Плавно сжать пальцы.

Тихо засыпают, головой

качают. Плавно опустить их на

стол.

2. Я весёлый майский жук.

Знаю все сады вокруг.

Над лужайками кружу,

А зовут меня Жужу.

Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны – «усы», пошевелить ими.

Упражнение на координацию речи с движением.

Мы лопатки взяли,грядки раскопали: Дети имитируют действия лопатой.

Раз – два, раз – два!

Грабли в руки взяли,грядки причесали: Дети имитируют действия граблями.

Раз – два, раз – два!

Семена рядами в землю мы бросали: Дети имитируют разбрасывание семян.

Раз – два, раз – два!

Источник