Развитие артикуляционного аппарата ребенка раннего возраста
Сусанна Полякова
Консультация для родителей «Развитие артикуляционного аппарата у детей»
Консультация для родителей
«РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ»
Учитель-логопед высшей категории МБДОУ №2 «Ладушки»
Полякова С. С.
Для того чтобы сформировать правильное звукопроизношение у детей, необходимо развивать артикуляционный аппарат.
Рис. 1
Артикуляционный аппаратсостоит из трех основных отделов: ротового, носового и голосообразующего. Все они являются частями дыхательной системы. Причем для речи необходимо брюшное дыхание. Дыхание верхней частью грудной клетки всегда затрудняет речь.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык (1, губы (2, нижняя челюсть (3, мягкое нёбо (4, маленький язычок (5, зубы (6, их основания (7, твердое нёбо (8, альвеолы (9) (бугорки за верхними зубами) (рис. 1).
Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Большое значение в развитии органов артикуляции играет артикуляционная гимнастика.
Необходимо отметить, перед началом занятий познакомьте ребенка с теми речевыми органами, которые находятся во рту. Изучите их с ним перед зеркалом, а для доходчивости позвольте ему ощупать их пальцем (особенно те из них, которые плохо видны).
Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за один раз. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9-12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка, выработать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новые упражнения, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
В процессе выполнения артикуляционной гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, это может привести к отказу, выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким», подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»). Взрослый, который занимается с ребенком, должен самостоятельно ознакомиться и усвоить комплекс универсальных упражнений для губ и языка. При выполнении упражнений можно использовать игрушки, для которых язычок показывает упражнения, и различные сказки о язычке.
Логопед раздает родителям ручные зеркала и предлагает ознакомиться с комплексом универсальных упражнений для губ и языка с помощью «Сказки о веселом Язычке».
СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ
Жил на свете Язычок. Был у него на свете свой домик. Домик назывался ротиком. Домик открывался и закрывался. Посмотри, чем закрывался домик. (Взрослый медленно и четко смыкает и размыкает зубы.)
Зубами! Нижние зубы – крылечко, а верхние зубы – дверка. Жил Язычок в своем домике и часто глядел на улицу. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется в домик. Посмотри! (Взрослый показывает несколько раз широкий язык и прячет его.) Язык был очень любопытным. Все ему хотелось знать. Увидит, как котенок молоко лакает,и думает: «Дай-ка и я так попробую». Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Сначала медленно, а потом быстрей. Совсем как у котенка получается. А ты так умеешь? А ну-ка, попробуй! А еще любил Язычок песни петь. Веселый он был. Что увидит и услышит на улице, о том и поет. Услышит, как дети кричат «а-а-а»,откроет дверку широко-широко и запоет: «А-а-а». Услышит, как лошадка ржет «и-и-и»,узенькую щелку в дверке сделает и запоет: «И-и-и». Услышит, как поезд гудит «у-у-у»,кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: «У-у-у». Так у Язычка незаметно и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется. Вот и сказке конец.
Занятия по развитию подвижности артикуляционной моторики у детей могут носить чисто подражательный характер. Предложите малышу немного «пообезьянничать»: Вы будете показывать движения губами, языком, а он будет за вами повторять.
Для формирования правильного произношения необходимо также развитие дыхания. Существует речевое дыхание, которое формируется в процессе речи человека. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Желательно перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнить 1—2 упражнения. Все эти упражнения помогут достичь плавного выхода и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.
Важно соблюдать параметры речевого дыхания:
• выдоху предшествует сильный вдох через нос – «набираем полную грудь воздуха»;
• выдох происходит плавно, а не толчками;
• во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
• во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, предложите ему прикрыть ноздри ладонью, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух через рот);
• выдыхать следует, пока не закончится воздух;
• во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Чтобы развитие речевого дыхания ребенка было интересным и увлекательным, можно предложить ему подуть на вертушку, надувать мыльные пузыри, воздушные шарики, дуть на разноцветные ленточки, ватные шарики, на бумажные кораблики, плавающие по воде, сдувать листочки или снежинки с ладошки.
Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.
Без голоса нет звука. Необходимо развивать голосовой аппарат ребенка. Хорошим помощником в этом вопросе может стать фонетическая ритмика — сочетание дыхания, звука и движения. Например, можно проделать следующие упражнения.
Упражнение № 1.
Исходное положение — произвольное. Руки вытянуты перед грудью вперед. Глубоко вдохнуть и на выдохе громко и протяжно произнести звук «а-а-а.». Тянуть как можно дольше. Руки при этом «рисуют» круг вокруг талии. Произнесение звука [а] стимулирует работу легких, трахеи и гортани.
Упражнение № 2.
Исходное положение – произвольное. Руки вытянуты перед грудью вперед. Пальцы сжаты в кулачки. Указательные пальцы направлены вверх. Глубоко вдохнуть и на выдохе громко и протяжно произнести звук «и-и-и.». Тянуть как можно дольше. Руки при этом медленно поднимать вверх.
Произнесение звука «и» очищает сосуды мозга, ушей, глаз, улучшает слух и стимулирует работу щитовидной железы.
Упражнение № 3.
Исходное положение – произвольное. Руки прижаты к груди. Пальцы сжаты в кулачки. Указательные пальцы направлены вверх. Глубоко вдохнуть и на выдохе громко и протяжно произнести звук «у-у-у.». Тянуть как можно дольше. Руки при этом медленно вытянуть вперед.
Произнесение звука [у] усиливает функцию дыхательных и речевых центров мозга, способствует профилактике мышечной слабости и заболеваний органов слуха.
Упражнение № 4.
Исходное положение – произвольное. Руки вытянуты перед грудью вперед. Глубоко вдохнуть и на выдохе громко и протяжно произнести звук «о-о-о.». Тянуть как можно дольше. Руки при этом «рисуют» круг, который замыкается над головой.
Произнесение звука [о] стимулирует работоспособность, способствует профилактике вегетативно-сосудистой дистонии, а также заболеваний центральной нервной системы, связанных с головокружениями и нарушениями походки.
Упражнение № 5.
Исходное положение – произвольное. Руками дотронуться до плеч. Локти опущены вниз. Глубоко вдохнуть и на выдохе громко и протяжно произнести звук «ы-ы-ы.». Тянуть как можно дольше. При этом соединить локти и приблизить плечи друг к другу.
Произнесение звука [ы]положительно влияет на общий тонус организма: снимает усталость, повышает работоспособность. Ежедневные упражнения на развитие артикуляционного аппарата помогут сформировать у ребенка правильное, четкое произношение.
Источник
Развитие артикуляционного аппарата — длительный процесс и требует постоянной практики речи.
Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее “поставить” правильное звукопроизношение.
Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.
Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям, и взрослым – научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Для правильного произношения всех звуков родного языка нужен комплекс движений. В материале представлена подборка упражнений артикуляционной гимнастики с картинками, упражнения можно использовать выборочно и в комплексе.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
• Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость;
• Улучшить подвижность артикуляционных органов;
• Укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
• Научить ребёнка удерживать определенную артикуляционную позу;
• Увеличить амплитуду движений;
• Уменьшить напряженность артикуляционных органов;
• Подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.
Как проводить артикуляционную (речевую) гимнастику.
• На начальном этапе для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи эффективна артикуляционная (речевая) гимнастика.
• Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Ее продолжительность 3—5 минут.
• Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 2—3.
• При отборе материала надо учитывать степень его сложности и доступность выполнения. Проводить речевую гимнастику надо эмоционально, в игровой форме.
• Упражнения выполняются подгруппами или индивидуально, сидя или стоя перед зеркалом, дети должны видеть лицо взрослого и своё лицо.
• Ребёнок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция – автоматизированный навык, а ребёнку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.
• Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: “Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем”. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.
• Нежелательно выполнение гимнастики сразу после еды.
• Взрослый следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, достаточным объемом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.
Отработка каждого упражнения идет в определённой последовательности:
-рассказ о предстоящем упражнении с использованием игровых приемов (Сказка о Веселом Язычке). Этот прием способствует появлению интереса к занятиям у детей младшего возраста;
-показ взрослым упражнения;
-выполнение упражнения детьми перед зеркалом;
-контроль взрослого за выполнением упражнения, указание на ошибки;
-выполнение упражнения без зеркала (если это возможно).
В начале работы может быть напряженность движений языка, губ. Постепенно скованность исчезнет, и движения станут свободными и координированными.
Следует проводить артикуляционную гимнастику в форме игры.
Например: “Проснулся утром язычок, открыл окошко (открыть рот), посмотрел наверх – где же солнышко? (вытянуть язык вверх к носу) – и стал искать его: посмотрел налево (вытянуть язык к левой щеке), потом направо
(вытянуть к правой щеке)” и т.д.
Картотека упражнений, направленных на развитие артикуляционного аппарата.
1.«Улыбка»
Широка Нева-река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и
верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
2.«Хоботок»
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в
таком положении под счёт от 1 до 5-10.
3.«Домик открывается»
Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
4. Чередование «Хоботок» – «Улыбка» –
«Домик открывается».
Улыбается ребенок,
Хобот вытянул слоненок.
Вот зевает бегемот,
Широко открыв свой рот.
Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.
Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у – и «и – у – а»),удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.
5. «Любопытный язычок»
Вот и вышел на порог
Любопытный язычок.
«Что он скачет взад-вперед?» –
Удивляется народ.
Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.
6.«Лягушка»
Ниже нижнюю губу
Опущу я, как смогу.
Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать
подвижность и укреплять мышцы губ.
Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает
её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.
7. «Зайчик»
Губку верхнюю подняв,
Замер зайчик, зубки сжав.
Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.
Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская, ее обратно. Упражнение выполнять 10 раз.
8. «Окошко»
Рот прикрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.
Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.
Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.
9. «Язык здоровается с подбородком»
Просыпается язык –
Долго спать он не привык.
И спросил у подбородка:
– Эй, какая там погодка?
Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении).
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.
10. «Язык здоровается с верхней губой»
Улыбнись, не будь груба,
Здравствуй, верхняя губа!
Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.
Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.
11. «Обезьянка»
За нижнюю губку заложен язык –
Из зеркала смотрит мартышкин двойник.
Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.
Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и
нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.
12. «Бульдог»
За верхнюю губку заложен язык –
Бульдог уступать никому не привык.
Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.
Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.
13 «Прятки» (чередование «Обезьянка» – «Бульдог»
Обезьянка и бульдог –
Всем покажет язычок.
Цель: укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ – верх).
Описание: Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог».
14. «Хомячок»
Языком давить стараюсь,
В щеку сильно упираюсь.
Раздалась моя щека,
Как мешок у хомяка.
Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.
Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.
15. «Кружок»
Мой язык совсем не глуп –
Ходит кругом возле губ.
Цель: развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек.
Описание: Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.
16. Чередование «Толстячки – худышки»
Вот толстяк – надуты щеки
И, наверно, руки в боки.
Вот худышка – щеки впали:
Видно, есть ему не дали.
Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений.
Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.
17. «Шарики» (поочерёдное надувание щёк)
Шарик слева, шарик справа,
Есть у нас одна забава:
В щеки дуем – чередуем,
То в одну, а то в другую.
Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.
Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую
щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.
18. «Самовар»
Щеки надую и выпущу пар,
И запыхчу, как большой самовар.
Цель: укреплять мускулатуру губ и щек.
Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!».
19. «Шлёпаем губами по языку»
А теперь уж не зубами –
Я пошлепаю губами:
«У быка губа тупа,
Па-па-па, па-па-па».
Цель: расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па». Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения:
• пошлёпать губами кончик языка;
• пошлёпать губами середину языка;
• пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад.
20. «Чашечка»
Улыбаюсь, рот открыт
Там язык уже стоит.
К зубкам подняты края –
Вот и «чашечка» моя.
Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме
чашечки.
21. «Вкусное варенье»
Блин мы ели с наслажденьем,
Перепачкались вареньем,
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать
Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот,
не разрушая «чашечку».
22. « Рыбки разговаривают»
Открывает рыбка рот,
И не слышно , что поет.
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Смыкать и размыкать губы.
23. «Птенцы»
Кашу птенчики хотят,
Маму ждут, но не шумят.
Мама зернышко несет,
Открывай по шире рот.
Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
24. Заборчик
Из зубов заборчик строй,
Ровный, белый, не косой.
Губки широко открой,
Чтоб заборчик видеть свой.
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.
25. «Часики»
Влево – вправо, влево – вправо,
Мой язык скользит лукаво.
Словно маятник часов –
Покачаться он готов.
Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть острый язык как можно дальше вперед и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз). Проделать упражнение 10-15 раз.
26. «Лошадка»
На лошадке по дорожке скачет язычок,
И копытами лошадка – цок, цок, цок
В горку медленно идет цок, цок, цок,
А с горы стрелой несется цок, цок, цок.
Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).
27. «Котенок лакает молоко»
Молоко лакает кошка,
Молока уже немножко.
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко.
28. «Расчестка»
Наши зубки – гребешок,
Причесали язычок
Мы причешем много раз,
Чтобы гладким был у нас.
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз), потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз).
Источник