Развитие антиципации при чтении у ребенка
Здравствуйте, друзья! На что жалуетесь? У ребенка техника чтения хромает? Такс, будем лечить. Держите рецепт. Прописываю вам специальные упражнения по развитию техники чтения. Принимать регулярно, один раз в день по несколько штук. И техника чтения твердо встанет на ноги, а потом еще и вперед поскачет.
Такие волшебные упражнения действительно существуют. И если постараться, то на просторах интернета можно найти сотни разных методик, подходов, способов. Глаза разбегаются если честно, а мозг начинает медленно закипать. Не знаешь, что и выбрать.
Дабы оградить моих читателей от таких проблем, я позволила себе сделать выбор самостоятельно. В статью попали только самые интересные и вкусные, на мой взгляд, упражнения, которые несомненно помогут поднять технику чтения до уровня предусмотренного ФГОС. Я не претендую на их авторство, разработаны они профессионалами: педагогами, психологами, профессорами.
Но я претендую на авторство их названий. Уж больно они скучные в оригинальном исполнении. Согласитесь, «Тайна пропавшего предложения» звучит намного веселее нежели «Зрительный диктант профессора И.Т. Федоренко». И наверняка вызовет больший интерес у младших школьников.
Перечень упражнений
А вот и он! Перечень специальных читательных упражнений:
- «Пол-арбуза»
- «Потерянные буквы»
- «Глаз — алмаз»
- «Шерлок»
- «Зазеркалье»
- «Бешеная книжка»
- «Птицы прилетели»
- «Партизан»
- «Эх, раз! Еще раз!»
- «Тайна пропавшего предложения»
Упражнение 1. «Пол-арбуза»
Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.
Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.
Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.
Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.
Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация – это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.
Упражнение 2. «Потерянные буквы»
Еще одно упражнение на развитие антиципации.
Буквы и слова иногда теряются. Но даже без некоторых букв и слов мы можем читать. Попробуем?
Напишите на бумаге, распечатайте на принтере или напишите маркером на специальной доске фразы, которые вы видите ниже.
Книжн… полочка.
Нов… футболочка.
Больш… ложка.
Рыж… кошка.
Еще вот такую фразу:
Бобик все котлеты съел,
Он делиться не …….
И еще вот такие:
Ок-ок-ок — мы построим …….
Юк-юк-юк — поломался наш ……
Задача: прочитать угадывая буквы и слова, которых нет. Для следующих занятий придумайте свои словосочетания, используйте новые фразы, крылатые выражения, чистоговорки.
Упражнение 3. «Глаз – алмаз»
Посмотрите на рисунок и изобразите такой же прямоугольник. В клеточках разместите цифры от 1 до 30, в произвольном порядке, но не друг за другом. Цифры должны быть хаотично разбросаны по клеткам.
Школьник смотрит внимательно на картинку с табличкой.
И теперь вместе с ним начинайте вслух считать: один, два, три и так до тридцати.
Счет равномерный, не слишком быстрый, но и не слишком медленный.
Задача ребенка:
- на счет один найти и показать пальцем единицу;
- на счет два – двойку;
- три – тройку и т.д.
Если ребенок замешкался с какой-то цифрой, то счет его не ждет, нужно догонять, искать быстрее. Для малышей можно нарисовать таблички поменьше, например, 3Х3 или 4Х4.
В чем смысл упражнения? Оно направлено на увеличение угла обзора зрения. Для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одну букву, не одно слово, а несколько слов сразу, ну или целую строку целиком. Чем шире будем смотреть, тем быстрее будем читать.
Одну таблицу можно использовать два — три раза, потом расположение цифр нужно поменять.
Упражнение 4. «Шерлок»
На лист бумаги поместите слова. Самые разные, не очень длинные. В произвольном порядке. Как бы разбросайте их по бумаге. Назовите одно из слов и попросите ребенка его найти. Слова могут быть, например, такие:
рама, кисель, ложка, стул, конь, золото, мыло, ручка, мышь, рот, колено, собака, лето, озеро, рак
Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. А нам только этого и нужно.
Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.
Упражнение 5. «Зазеркалье»
Попали мы в зазеркальный мир, и все тут наоборот. И даже читают все не слева направо, а справа налево. Попробуем?
Итак, читаем строчки в книгах слева направо. Уточню, сами слова переворачивать не надо. Читать «томегеб» вместо «бегемот» не нужно.
При таком способе чтения теряется смысл текста. Поэтому все внимание переключается на правильное и четкое произношение слов.
Упражнение 6. «Бешеная книга»
Поведайте ребенку, что иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.
Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.
Если ваш школьник еще только в 1 классе, а может быть и во 2 классе, но с чтением пока совсем туго, то можно читать не книгу с текстами, а короткие простые слова, напечатанные друг за другом на бумаге.
Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И улучшится переработка информации мозгом.
Упражнение 7. «Птицы прилетели»
Покажите ребенку фразу «птицы прилетели». И попросите прочитать ее:
- спокойно;
- радостно;
- громко;
- тихо;
- грустно;
- с раздражением;
- со страхом;
- с издевкой;
- со злостью.
Что нам это даст? Умение читать выразительно. И передавать голосом чувства и эмоции. На этой одной фразе не зацикливайтесь. С разной интонацией читать можно пословицы, поговорки, скороговорки.
Упражнение 8. «Партизан»
Школьник читает текст (или отдельные слова, если он еще совсем мал) вслух. Вы говорите: «Партизан». По этому сигналу школьник берет в рот карандаш (зажимает его между губами и зубами) и продолжает читать про себя. По сигналу «Партизан сбежал» вынимаем карандаш и снова читаем вслух. И так несколько раз.
Зачем это? Чтобы ликвидировать проговаривание слов во время чтения про себя. Проговаривание — враг быстрого чтения. Так что нужно его убрать. А когда в зубах зажат карандаш, проговаривать не получится.
Упражнение 9. «Эх, раз! Еще раз!»
Для этого упражнения нам потребуется секундомер и текст, который будем читать.
Читаем в течение 1 минуты. Обращаем внимание на скорость чтения, а про выразительность пока можно забыть. Готовы? Поехали!
Минута закончилась. Стоп! Сделаем отметку, где остановились.
Чуток отдохнем и прочитаем этот же текст еще разок. Поехали! Через минуту делаем засечку. Ух ты! Уже больше.
А что же будет в третий раз? А в третий раз будет еще круче!
Что это нам дает? Увеличение скорости чтения. И мотивация ребенка. Он сам увидит, что способен на большее.
Упражнение 10. «Тайна пропавшего предложения»
Для того, чтобы разгадать тайну нам потребуются карточки с предложениями (смотрите на рисунок). Всего карточек 6. На каждой по одному предложению. Шрифт крупный легко читаемый.
Приготовим тетрадь и ручку. Начинаем упражнение:
- Покажите ребенку первую карточку.
- Школьник читает предложение и старается запомнить.
- Через 6 — 8 секунд уберите карточку.
- Ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь.
- Покажите ребенку вторую карточку и т.д. до шестого предложения.
В чем здесь смысл?
Как я уже говорила, на самом деле это не игра, а зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т. Федоренко. Всего таких диктантов 18 штук. В каждом по шесть предложений.
В нашем примере я использовала самый первый диктант. В чем же их особенность? Посчитайте, пожалуйста,буквы в первом предложении диктанта. Их 8.
Во втором – 9,
в третьем – 10,
в четвертом и пятом по 11,
в шестом уже 12.
То есть количество букв в предложениях постепенно увеличивается и в конце концов достигает отметки 46 штук в последнем предложении 18 диктанта.
Тексты диктантов Федоренко легко найдете в интернете. Один диктант можно использовать дважды, трижды, если ребенку никак не удается все сделать правильно. К четвертому разу обычно уже все получается.
Для выполнения этого упражнения удобно использовать программу «Microsoft Power Point». Ту, в которой обычно презентации делают.
Играя в «Тайну пропавшего предложения» вы развиваете оперативную память. Когда такая память развита плохо, ребенок, прочитав шестое слово в предложении, не сможет вспомнить первое. Занимайтесь зрительными диктантами каждый день и таких проблем не будет.
Как заниматься?
Не нужно пытаться выполнять все упражнения сразу. Вашего ежедневного внимания требует только игра «Тайна исчезающих предложений», а уже к ней добавьте еще пару, тройку упражнений на свой выбор. Меняйте их, чередуйте, чтобы не надоедали. Не забывайте временами проверять технику чтения самостоятельно, чтобы оценивать свои успехи.
Заниматься нужно регулярно, каждый день, понемногу. Это главное правило! С подробным планом тренировок можно ознакомиться здесь.
Не ленитесь, тренируйтесь, и будет вам счастье и пятерки в дневнике!
Друзья, а может быть вы тоже знаете какой-нибудь интересный способ улучшения техники чтения? Смею надеяться, что вы поделитесь им в комментариях. Заранее большое спасибо!
И до новых встреч на страницах блога!
Евгения Климкович.
Источник
Одним из важных аспектов беглого, правильного и осмысленного чтения ребенка является его умение предугадывать дальнейшее развитие событий только по началу предложения. Такая способность называется антиципацией, или смысловой догадкой.
Умение быстро антиципировать помогает не только узнавать знакомые конструкции, типичные обороты, улавливать содержание текста по главным, опорным фразам, но и «опускать» избыточную информацию, которая не несет смысловой нагрузки и не является важной для понимания сути прочитанного. Каким же образом работает это свойство мышления?
Наверняка, вы замечали, как встречая в тексте первые слова пословицы «Утро вечера…», то дальше с легкостью могли бы продолжить, поскольку неоднократно слышали народную мудрость «Утро вечера мудренее». Наш мозг как бы «проскакивает» угаданные нами слова и выражения, не теряя на них время, а мы не растрачиваем внимание на то, что и так уже известно. Потому высокий уровень антиципации станет хорошей опорой для вашего ребенка в работе с текстовой информацией, а процесс чтения станет более динамичным и качественным.
Тренируя смысловую догадку ребенка, эффективным будет придерживаться следующих этапов:
Антиципация букв
Антиципация слов и словосочетаний
Антиципация текста
Антиципация букв
Ребенок будет намного быстрее читать, если он с легкостью умеет распознавать буквы в их самых разных положениях и вариантах. Предлагаем вашему вниманию несколько несложных упражнений на развитие способности угадывания букв.
Упражнение 1. Попросите ребенка прочесть небольшой текст удобного формата (шрифт не должен быть очень мелким) только по верхней части букв, нижнюю часть прикройте листом бумаги или линейкой. Если в каком-то месте текста ваш ребенок засомневался, не подсказывайте ему, он сам должен догадаться какая буква скрывается за преградой.
Усложненный вариант данного упражнения – чтение по нижней части букв. Но к нему можно переходить только в том случае, если ребенок уже легко справляется с чтением по верхней части.
Упражнение 2. Хороший способ тренировать антиципацию букв – заполнение буквенных пропусков, догадываясь о значении слов. Данное задание полезно выполнять и для профилактики орфографических ошибок.
Малень__ пуши__ крол__, рыж__ хит__ лиси__, боль__ бур__ медв__, весе__ обезь__, ласк__ щен__.
Игра «Восстанови слово»
МА – – НА (малина, машина, Марина)
РЫ – – ЛО – (рыболов)
Упражнение 3. Чтение с «решеткой»
Вырежьте вместе с ребенком «решетку» из картона или плотной бумаги, которая при наложении на текст, будет закрывать, например, каждую четвертую букву или две буквы из пяти. Альтернативой «решетки» может стать прозрачная бумага с нанесенными краской на ней точками, полосками и т.д., которые спрячут часть букв или слов.
Упражнение 4. Чтение с закладкой
Закладка со стрелкой движется по строке, закрывая прочитанные буквы.
Упражнение 5. Чтение слов с разновеликим шрифтом
ПЫлеСОС Воробьи снЕгИРи
Можно придумать и другие варианты похожих упражнений. Главное, чтобы вы, используя вспомогательные средства, усилили словесную и буквенную недостаточность текста. Тогда, читая, ваш ребенок будете вынужден прогнозировать и предвосхищать, а значит, воспринимать информацию более активно.
Антиципация слов и словосочетаний
На данном этапе антиципация имеет большое значение не только в увеличении темпа чтения, но и в улучшении качества восприятия, удержании уже прочитанного и предвидении последующего. Умение предугадывать развивается при выполнении определенных текстовых упражнений.
Упражнение 1. Предложите ребенку восстановить в тексте опущенные элементы. Например,
Над городом низко повисли снеговые _________. Вечером началась _________. Снег повалил большими _________. Холодный ветер выл как ___________ дикий _________. На конце пустынной и глухой __________ вдруг показалась какая-то девочка.
2. Работа с пословицами и поговорками
Мудрость народа хранится в пословицах и поговорках. Использовать пословицы и поговорки можно не только для развития речи. Пословицы и поговорки помогают нам развивать очень важное для быстрого чтения свойство –антиципацию или предугадывание.
Антиципация опирается на личный опыт человека. Если ребенок знает эти крылатые фразы, пословицы и поговорки, то встречая их при чтении, ему не надо будет вычитывать каждую букву и задумываться о смысле фразы.
Как же можно играть с пословицами и поговорками, чтобы научить читать и повысить технику чтения?
Мы берем любую знакомую ребенку пословицу и переставляем слова местами. Можно и не знакомую, но так, чтобы она была доступна для понимания ребенка. Ребенку надо отремонтировать предложение, переставить слова местами, чтобы получилась правильное предложение.
Например: Болото, всяк, своё, хвалит, кулик.
Нам, конечно, понятно, что это «Всяк кулик своё болото хвалит»
Берем несколько пословиц и пишем их на отдельных листочках. А затем просто разрезаем пополам и перемешиваем половинки. Все игра готова. На один раз достаточно 4-6 пословиц. Ребенку объясняем, что кто-то перепутал половинки пословиц и надо их отремонтировать. Стоит обратить внимание, что начало пословиц написано с большой буквы.
Без труда один раз отрежь
Семь раз отмерь не вытащишь и рыбку из пруда
Можно просто напечатать или написать части в 2 столбика. Тогда ребенку надо соединить половинки линией.
Хорошим заданием для тренировки смысловой догадки будет продолжение пословиц, поговорок и крылатых выражений. Например,
1. Друзья познаются…
2. Любишь кататься – люби и…
3. Ахиллесова…
Дома и стены …….. Век живи, век – ……..
Упражнение 3. Попросите ребенка составить текст из слов, словосочетаний, предложений или готовых частей текста. Усложнить данное упражнение можно, предложив дополнить текст недостающими предложениями, частями.
Антиципация текста
Это качественно новый уровень работы с текстом, на котором ребенок превращается в своеобразного соавтора. Он не просто предугадывает отдельные слова и выражения, а уже предвосхищает сюжет, мысленно пишет продолжение текста, опираясь иногда только на одно лишь заглавие. Это помогает ребенку не терять ход событий, сравнивая свои предположения с авторским изложением.
Упражнение 1. Предопределение сюжета по заголовку или началу текста. Другой вариант данного упражнения заключается в предвидении содержания и развития событий по концовке текста.
Упражнение 2. Составить текст на основе предложенного плана, схемы, вопросов или картинок.
Упражнение 3. Прочитав текст, подумать, какие вопросы могут быть заданы к прочитанному.
Работа с текстовыми упражнениями, основанными на антиципации, способствует интеллектуальному развитию ребенка, более качественному и целенаправленному чтению, а также, более осмысленному выполнению заданий по содержанию.
Источник
АНТИЦИПАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ ФОРМИРОВАНИЯ
НАВЫКА СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ
Маркова А.Ю.
МОУ Иванковская СШ Фурмановского района
e-mail: ivshkola2007@yandex.ru
Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС. Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части присутствуют в структуре всех универсальных учебных действий. В личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе; в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности; в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.
Современное обучение ориентировано на универсальные учебные действия, которые могут применяться не только в рамках образовательного процесса, но и при решении реальных познавательных или практических задач. Важнейшую роль в обучении играют познавательные УУД, в том числе умение читать. Смысловое чтение – неотъемлемый компонент читательской компетентности.
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное «вчитывание» и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Существует масса способов, методов и приемов обучения технологии смыслового чтения, одним из которых является антиципация.
В переводе с латинского «антиципация» (anticipatio) означает предопределение, предвосхищение, предугадывание событий; заранее составленное представление о чем-либо.
Введение понятия «антиципация» в систему терминов методики обучения литературе произошло в последней четверти XX века. Непосредственно антиципацию необходимо рассматривать как предвосхищение, предугадывание содержания. Так, в 70-е годы 20 в. Н. Н. Светловская разработала методику формирования типа правильной читательской деятельности учащихся на уроках внеклассного чтения. Целью первого этапа работы над текстом в данной методике является формирование умения и привычки думать над книгой до чтения, прогнозировать тему, содержание книги, опираясь на внетекстовую информацию, систему заголовков.
В современной методической науке антиципация рассматривается как умение или способность предугадывать, предвосхищать элементы и содержание текста до или во время его зрительного восприятия по заглавию, иллюстрации, группе ключевых слов и признается важным моментом подготовительного этапа работы с произведением в технологии смыслового чтения.
Н.А.Ипполитова выделяет следующие разновидности антиципации: прогнозирование содержания текста по его названию, фамилии автора, эпиграфу; восстановление в тексте опущенных компонентов (словосочетаний, частей); составление предварительного плана текста до его чтения с учетом заголовка, характера текста (учебно-научный, художественный), предыдущего читательского опыта; угадывание хода мысли автора при чтении с остановками: Как вы думаете, что произойдёт дальше? Как будут развиваться события? К какому выводу придёт автор? Всё это способствует целенаправленному чтению художественного текста, заставляет осмыслить его содержание более глубоко, приучает начинать процесс осмысления еще до чтения.
При формировании навыка смыслового чтения предполагается использование антиципации на большинстве структурных этапов урока литературы: во время речевых разминок, для формулировки темы урока, на этапе подготовки к восприятию литературного произведения или его части, в ходе первичного восприятия текста.
Так на этапе формулирования темы и цели урока учащиеся с помощью специально разработанных приемов на основе глубокой и активной речемыслительной деятельности самостоятельно, с той или иной степенью точности, предвосхищают и определяют автора произведения, предназначенного для изучения, название произведения, а затем формулируют тему и цель урока.
Например, на уроке литературы в 7 классе по анализу рассказа О.Генри «Дары волхвов» данный этап был проведён следующим образом. Для более полного восприятия и понимания текста серьезное внимание было уделено заголовку и ключевым понятиям, поскольку именно заголовок концентрирует основную идею, тему произведения, является ключом к его пониманию. Он позволяет осознать первоначальную перспективу, на которую нацеливается читательское понимание, и переосмыслить текст в соответствии с закодированной в нем идеей. Заголовок в высшей степени предвосхищает, обобщает, концентрирует основное содержание текста, выражает его суть, является своеобразным кодом, дешифровка которого открывает возможности осмысленной работы читателя с произведением.
Работая с названием рассказа, семиклассники составили кластер «Дар», отразив в нём свои ассоциации с этим словом, затем дополнив ассоциативный ряд материалом из словарной статьи. Далее учащиеся дали определение слову «волхвы», вспомнили, в каком произведении они уже встречались с ними, с каким праздником связана библейская история о волхвах. Читая выразительно отрывок из Библии о рождении Христа, ответили на вопрос: «Какие дары и почему преподнесли волхвы новорождённому Иисусу?». Всё это помогло сделать предположения, о чем пойдет речь в рассказе, которые были зафиксированы на доске для дальнейшего обращения к ним в конце урока. Проверка правильности предположений детей тесно сливается с проверкой первичного восприятия, во время которой ученики не только высказывают впечатления о прослушанном произведении, коротко воспроизводят сюжет, но и проверяют свои прогнозы.
Формулировка темы урока исходила из того факта, что предположений достаточно много и неизвестно, какое же из них верно. Поэтому в тему была заложена интрига: «Тайна рассказа О.Генри «Дары волхвов».
Отталкиваясь от темы урока, ребята самостоятельно поставили пред собой цель: раскрыть тайну текста; понять истинный смысл рассказа и соотнести его с заглавием, извлечь нравственные уроки.
Участие ученика в формулировании темы и цели урока приводит к предопределению, пониманию и осознанию содержания и способов осуществления предстоящих действий, обеспечивает его «включенность» в учебную ситуацию, создает готовность к усвоению знаний, мобилизует умственную активность школьника. Самостоятельное целеполагание развивает и интеллектуальные качества: связную, логичную, доказательную речь, различные виды мышления, внимание, память, наблюдательность.
На данном этапе урока с помощью антиципации был выполнен и обязательный элемент подготовительной работы по восприятию текста –словарная работа. Учащиеся самостоятельно предопределили незнакомые слова из нового произведения без его предварительного прочтения, опираясь на имеющиеся представления, жизненный опыт, интуицию. Учителю была отведена лишь уточняющая, корректирующая функция. Такой подход к проведению словарной работы на уроке делает ее более продуктивной, оживляет учебный процесс, усиливает развивающую направленность урока, повышает интерес детей к изучаемому предмету.
Основной этап урока строился на одной из основных разновидностей антиципации – угадывании хода мысли автора при чтении с остановками. Непременное условие для использования антиципации – найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки – своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую – совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий. Этот прием требует не только серьезной корректировки собственного понимания, но иногда даже отказ от прежней позиции. Но отказ не под чьим-то влиянием, а в результате личной работы с текстом, самостоятельного освоения нового.
Рассказ «Дары волхвов» был разделён на четыре законченных по логике развития событий отрывка, к каждому из которых были сформулированы вопросы, предполагающие прогнозирование событий. Основополагающими вопросами были следующие: Верны ли были наши предположения, о чем пойдет речь? Кто же герои этого произведения? Как вы думаете, что же произойдет дальше? Как бы вы поступили на месте Деллы? Будет ли Джим рад такому подарку? Это значительно повысило степень участия школьников в организации и проведении урока, активизировало речемыслительную деятельность учащихся. Таким образом, первичное ознакомление с произведением и анализ текста получил целенаправленный характер.
Задавая вопросы по ходу чтения, учитель вовлекает детей в процесс «вчитывания» в текст, учит вниманию к слову, показывает, что представляет собой «диалог с автором» – постановка вопросов к тексту по ходу чтения и поиск ответов на них в тексте. Как правило, вопросы к автору носят подтекстовый, а не фактуальный характер.
Антиципация была использована и при организации творческой работы. В заключительной части урока, чтобы углубить понимание идейного содержания прочитанного рассказа, была предложена творческая работа, выполняя которую, каждый смог попробовать себя в роли писателя. Три группы получили карточки с заданиями: закончить рассказ от лица героя или автора. Сделать это было можно, ответив на поставленные вопросы в виде связного текста. После того, как учащиеся озвучили свои версии окончания рассказа, они обратились к оригинальному авторскому тексту и ответили на вопросы: Ожидали вы такую развязку? А какую развязку ждали? Подтвердились ли ваши предположения, заявленные в начале урока? Как теперь вы объясните смысл названия рассказа? Как он соотносится с идеей рассказа? Данный этап предполагает достижение понимания основной мысли, подтекста, чтения «между строк».
Таким образом, антиципация учащимися содержания и видов своей читательской деятельности существенно повышает осознанность и активность детей при работе с новым произведением, заинтересовывает их чтением, сочетает этот процесс с интенсивным речевым развитием учащихся и с развитием важнейших интеллектуальных качеств ребенка – мышления, внимания, памяти, поднимает ученика на принципиально иную позицию – позицию субъекта учебной деятельности, активно и осознанно участвующего в планировании, организации и проведении урока смыслового чтения.
Литература
1.Граник Г. Г., Самсонова А. Н. Роль установки в процессе восприятия текста (на материале художественного текста) // Вопросы психологии. – 1983. – №2. – С. 72-79.
2.Ломов Б. Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980. – 280 с.
3.Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов / Под научной редакцией А.А. Леонтьева. – М.: «Баллас», Издательский дом РАО, 2003. – 368 с.
4. Постоловский И.З., Постоловский В.И. Предвосхищение при чтении: Упражнения для тренировок: [1-5 кл.]. – Одесса: Б.и. 1991. – 95 с.
5.Самсонова А. Н. Роль установки в процессе понимания текста (на материале художественного текста): Дис. …канд. психол. Наук.: 19.00.07. – М., 1994. – 233 с.
6. Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения: Кн. для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
Источник