Развитие активности ребенка в группе
Надежда Мильгунова
Центры активности в ДОУ по ФГОС
Центры активности в ДОУ по ФГОС
Наполнение центров активности и их возможности для развития самостоятельности и детской инициативы.
Программа ФГОС направлена на:
• создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
• на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Более подробно мы будем рассматривать познавательное развитие.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностей нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Таким образом, познавательное развитие является процессом постепенного перехода от одной стадии развития познавательного деятельности к другой.
В нашей группе находятся следующие центры активностипо познавательному развитию:
• Центр природы
• Центр экспериментирования
• Центр сенсорного и математического развития
• Центр конструирования
• Центр безопасности
• Центр познавательного развития
• Центр патриотического воспитания
Наполняемость центров активности:
Центрприроды и экспериментирования:
– комнатные растения;
– календарь природы;
– материалы для развития трудовых навыков;
– паспорта растений;
– папка-передвижка на экологическую тематику;
– макеты,
– материал для проведения элементарных опытов;
– обучающие и дидактические игры по экологии;
– природный и бросовый материал;
– литература природоведческого содержания, набор картинок, альбомы;
– материалы для опытнической работы, мини-лаборатории;
– аудио материал на природоведческую тематику.
Центрсенсорного и математического развития:
– дидактический материал;
-дидактические игры;
-настольно-печатные игры;
– познавательный материал;
-материал для детского экспериментирования.
Центр конструирования:
– мягкие строительно-игровые модули;
– напольный строительный материал;
-пластмассовый конструктор;
– крупные объемные геометрические формы 4-х цветов;
-схемы для моделей из конструктора и деревянных кубиков.
Центр безопасности:
– дидактический материал;
– дидактические игры;
– дорожные знаки;
– макет дороги;
– материал по ОБЖ и ПДД;
-атрибуты для сюжетно-ролевой игры;
-настольно-печатные игры.
Познавательное развитие:
– материал по теме недели.
Патриотический центр:
– государственная символика РФ и Томской области;
-предметы народно-прикладного искусства жителей народов, проживающих в Томской области;
– образцы народных костюмов Томской области – наглядный материал;
– подборка детской художественной литературы и книги о Томске;
– подборка коллекции полезных ископаемых, добывающихся Томской области;
– материалы по г. Томску.
Развитие в дошкольном возрасте — это совместное движение педагога и ребёнка. Наша задача заключается в том, чтобы деликатно и ненавязчиво вести ребёнка в том направлении, которое действительно соответствует его собственной траектории развития.
Для этого особое внимание уделяется созданию в группе соответствующей обстановки, которая способствовала бы развитию способностей и отвечала интересам каждого ребенка, признавая в то же время важность взаимного обучения детей и учебной работы в малых группах.
Такая работа возможна в созданных центрах активности, которые способствуют исследовательской и самостоятельной деятельности детей.
Несмотря на то, что центры активности имеют разные названия, предполагают различные виды деятельности, оборудованы разнообразными материалами, каждый из них дает ребенку возможность получать социальное, эмоциональное, интеллектуальное развитие.
Главная цель педагога – способствовать развитию ребенка, что и происходит ежедневно в процессе непринужденного обучения.
Каждый центр активности – маленькая творческая мастерская, наполненная разнообразными, стимулирующими деятельность материалами, развивающими играми, дидактическими материалами. В центрах всё полностью доступно. Все материалы, коробки, центры подписаны, снабжены этикетками. Центры работают практически все каждый день. Иногда некоторые центры могут быть закрыты.
Дети свободно перемещаются между центрами. Время, проводимое в каждом из центров, может быть разным у каждого ребенка. Если дети увлечены игрой, они творчески используют материалы и реже перемещаются из одного центра в другой, больше времени проводя за определенным занятием.
В регламенте жизни детей должно быть предусмотрено место для разнообразных и свободных проявлений интересов самого ребёнка. Это не только праздники, но и само время, когда он может заниматься своим любимым делом, зная, что ему не будут навязывать какие-то другие занятия. Иметь свободное время и уметь его наполнять не менее важно для ребёнка, чем участвовать в коллективных действиях.
Для того, чтобы ребенок мог свободно выбирать и проявлять свою инициативу, он должен чувствовать себя в группе комфортно.
Для того, чтобы он мог реализовать свое право на выбор, этот выбор должен быть ему предоставлен, т. е. развивающая среда должна обеспечивать ему широкий спектр вариантов (игрушек, материалов, видов деятельности). Развивающая Среда группы должна быть вариативной.
Для того, чтобы детям было интересно и они поступательно развивались, сама развивающая среда должна постоянно обновляться, быть изменчивой вслед за изменением его интересов и образовательных потребностей.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
На этапе завершения этого дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС,предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:
– проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
– самостоятельно придумывают объяснения явлениям природы, поступкам людей;
– проявляют способность к принятию собственных решений.
Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью:
• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
• создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
• не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели).
В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности воспитатели применяют свои методы и приемы.К таким методам можно отнести:
1) Дидактическая игра.
2) Продуктивные виды деятельности.
3) Самоорганизованная деятельность.
Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно – развивающей среде в ДОУ, которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.
4) Трудовая деятельность.
5) Метод «проектов».
6) Развитие коммуникативных качеств.
7) Развитие инициативности и самостоятельности в процессе занятий.
В ежедневных разработках занятий мы ставим следующие цели: воспитывать самостоятельность и инициативность, формировать самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах, учить ребёнка смело высказывать свои суждения. На уроках рисования, лепки, аппликации детям предоставляется выбор сюжета, оформления, цветовой гаммы по желанию. Воспитатели учитывают темперамент, способности, особенности стиля воспитания в семье, которые существенно влияют на темп становления самостоятельности.
Умение формулировать цель, предвидеть результат – основополагающие компоненты самостоятельности. Но их трудно реализовать в полной мере, если у ребенка не сформированы навыки разных типов деятельности.
Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.
“Самостоятельность” – очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии.
Последний штрих в портрете самостоятельности – настойчивость в достижении результата, когда неудача не становится поводом для отказа от задуманного. В связи с этим хочется сказать о воспитательных сторонах привития самостоятельности. Выработка силы воли, терпения и ответственности очень важна. Роль воспитателя – стимуляция действий, доводящих до конца начатого дела. Особенно ценно, если ребенок догадывается объединить свои усилия с кем-то из окружающих. В нашем случае – воспитателем.
Источник
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №74 общеразвивающего вида»
Доклад
РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Подготовила воспитатель высшей
квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад №74
общеразвивающего вида»
Домашкина А. В.
Сыктывкар, 2012
Активность является базовым качеством личности ребенка и влияет на его позицию по отношению к миру. Потребность активного отношения служит потенциалом движущих сил развития ребенка.
Активность – движение в направлении реализации собственной внутренней потребности.
Признаки активности:
- Выражается в производимых действиях, обусловленных внутренними состояниями личности;
- Определяется наличием собственной цели;
- Предполагает выход за пределы исходной ситуации, способность преодолевать ограничения и барьеры заданной деятельности.
В основе данного подхода лежат следующие виды детской активности.
Виды детской активности | Содержание |
Поисковая активность | Выражается в поведении, направленном на самостоятельный поиск ребенком информации по заданной взрослым ситуации, самостоятельную активно-преобразующую деятельность, в ходе которой ребенок приходит к получению новых неожиданных знаний |
Познавательная активность | Развивается из потребности в новых впечатлениях, присущих ребенку от рождения. На основе этой потребности формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. |
Творческая активность | Выражается в актуализации творческого потенциала. Одна из основных линий работы с детьми – формирование у них творческого отношения к явлениям окружающей действительности. Творческая личность – это результаты всего образа жизни дошкольника, его общения и совместной деятельности со взрослым, его собственной активности |
Двигательная активность | Естественная потребность в движениях, удовлетворение которой служит важнейшим условием для формирования основных структур и функций организма, одним из способов познания мира и ориентировки в нем |
Социальная активность | Направлена на овладение ребенком нормами и правилами социальной жизни, отображение и моделирование социальных отношений. Формирует социальную позицию ребенка, которая определяет способ его вхождения в мир взрослых и дальнейшую социальную адаптивность |
Таким образом, мы видим, что в основе всех видов активности лежит собственная внутренняя активность ребенка.
Поэтому одна из задач детского сада – уделять приоритетное внимание развитию представленных видов детской активности путем стимуляции собственной внутренней активной позиции ребенка.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ СОБСТВЕННОЙ ВНУТРЕННЕЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА.
Методы активизации собственной деятельности детей включают:
- проблему как внутреннее свойство их знаний и представлений (проблемные задачи, противоречивые ситуации), но высокая степень проблемных задач может тормозить психическую активность ребенка, а любая трудная ситуация в дальнейшем должна разрешаться достижением комфорта (доступом к получению информации);
- неопределенность, дефицит исходной информации об объекте окружающего мира (природы, культуры), но также важно учитывать, что высокая степень неопределенности может тормозить психическую активность ребенка;
- постановку творческих задач.
Для развития собственной внутренней активности ребенка определена важность создания организационно-педагогических условий в ДОУ, к которым относятся:
- разработка системы методических приемов, направленных на развитие всех видов активности ребенка;
- внедрение на их основе в практику работы новых нетрадиционных форм организации детской деятельности;
- создание предметно-пространственной среды, способствующей развитию активности;
- обучение педагогов и формирование у них новой позиции во взаимодействии с детьми.
1. Методы активизации детей.
Методы активизации | Цель | Содержание |
Метод творческих заданий | Стимулировать креативность, создание новых способов действий (творческую активность) | Использование педагогом различных творческих заданий с постановкой творческих задач |
Метод развивающего дискомфорта | Стимулировать активно-поисковое поведение (поисковую активность) | Детям предлагается задание с ситуацией повышенной трудности, когда задача поставлена четко и ясно, но имеется дефицит исходной информации |
Метод экспериментирования в исследовательской ситуации | Стимулировать активно-преобразующую деятельность ребенка (поисково-познавательную активность) | Экспериментирование задается не взрослым, а строится самим дошкольником по мере получения новых сведений об объекте. Ребенок сам ставит цели, достигает их, получая новые знания о предметах. |
2. Нетрадиционные формы игровой деятельности.
Нетрадиционные формы игровой деятельности | Значение, цель | Задачи |
Сюжетно-ролевая игра «Банк» – «Бизнес-класс» для дошкольников | Развитие социальной, личностной и творческой активности. Обогащение игровой деятельности экономическим содержанием | Социальная активность: – содержание игры: социально-экономические отношения, что выводит сюжет игры на новый уровень развития; – воспроизведение в игре профессиональной деятельности взрослых: современные профессии (менеджер, банкир, бизнесмен и т.д.); – возникновение потребности в умении общаться и взаимодействовать с другими людьми (развитие коммуникативных навыков); – овладение нормами и правилами социального поведения, определенными умениями и навыками; – эмоциональное вживание в незнакомый социальный мир. Личностная активность: – возможность осуществлять свободу выбора, поиска и принятия решений (как потратить деньги; какую фирму открыть; как организовать собственное дело, чтобы оно принесло прибыль, и т.д.) – нахождение в игре каждым ребенком области проявления себя (где я успешен и значим). Творческая активность: – выдвижение собственных творческих идей; – создание новой пространственной и предметной среды по ходу игры; – придумывание разнообразных сюжетов игры, игровых действий, правил, оригинальных замыслов; – использование в игре нетрадиционного игрового материала. |
Пространственная игра | Реализация потребности в движениях. Свободное движение ребенка в свободном неорганизованном пространстве | – моторно-чувственные переживания своего тела, его положения и взаимоотношения с пространством; – изучение возможностей своего тела через движение; – освоение структуры и геометрии пространства: его трёхмерности и объемности; – развитие тонкой дифференцировки движений и сложно-координированной ловкости; – получение положительного эмоционального заряда за счет сброса психологического напряжения и стенического тонизирования; – осуществление двигательного взаимодействия детей друг с другом, установление согласованных действий, развитие рефлексии партнера по общению; – создание условий для возможности экспансивного воздействия на мир как проявление собственной активности; – развитие регуляции собственного поведения и контроля над ним; – решение частных коррекционных задач (например: нарушение взаимоотношений; проявлении агрессивности, гиперактивности, робости, замкнутости и пр. в поведении; снижение психической активности и т.п.). |
Режиссерская игра | Развитие личностной активности с учетом индивидуально-типологических особенностей. Осуществление собственных замыслов в режиссерских постройках | – получение множества первичных разрозненных знаний о мире, которые не складываются в единую картину; – уравнивание в возможностях детей с различными индивидуально-типологическими особенностями; – осознание ценности своей внутренней позиции и идей других детей, так как не бывает «плохих» и «хороших» построек, есть только мир, такой, какой ты захочешь; – осмысление через рассказ о своем мире модели, взаимосвязи в нем; – обмен опытом. |
Игра – соревнование | Формирование умения подчиняться игровым правилам, развитие соревновательных мотивов и произвольности поведения | – активизация работы мыслительной деятельности в процессе самостоятельного поиска решений; – развитие умения планировать и анализировать деятельность, согласовывать усилия, считаться с общим замыслом, договариваться, помогать и сопереживать друг другу; – формирование произвольности поведения через умение удерживать и подчиняться правилам игры. |
Игры по созданию образов с элементами ряженья и грима | Развитие творческой активности. Расширение опыта ребенка через новые формы взаимодействия со взрослым. | – получение опыта и возможности перевоплощения; – реализация собственных чувственных переживаний; – развитие умения выражать свои представления в словесном плане и доносить их до партнера по деятельности; – открытие новой позиции взаимодействия «на равных» между ребенком и взрослым; – поиск способов воплощения собственного внутреннего замысла через внешнюю атрибутику; – снятие страха публичных выступлений; – проживание опыта «Я – другой» по отношению к себе и окружающим. |
Все игры и методы ориентированы на развитие различной активности ребенка и формируют умения взаимодействовать, представлять и прогнозировать собственную позицию, получать результат, овладевать социальными навыками и формами поведения. А все эти качества – основа готовности дошкольников к условиям современной жизни.
3. Предметно-развивающая среда как фактор развития активности ребенка.
Функции предметно-пространственного мира:
- Информативная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире;
- Побуждающая ребенка к проявлению собственной активности.
Среда считается побуждающей к активности, если она отвечает следующим требованиям:
- включает элементы новизны;
- является многофункциональной;
- содержит умеренный элемент риска.
Характеристика окружающей среды
Окружающая среда | Признаки и функции | Недостатки | Формы организации среды, сочетающие в себе статичность и динамичность |
Статичная среда | – Содержит неподвижные конструкции, заданную организацию, твердо установленные границы либо отсутствие таковых. – Неизменна и постоянна во времени и пространстве. – Создает ощущение порядка и безопасности. | – Не способствует активности и поисковому поведению. – Снижает адаптивность и «притупляет» чувство собственной безопасности – Объекты окружения перестают воздействовать на человека | 1.Статичная среда, постоянно включающая новые, неоформленные и многофункциональные объекты; 2.Включение в статическую среду предметов и объектов с заданной функцией действия и пространственных перемещений; 3.Пространственное перемещение сегментов постоянного пространства; 4.Введение в статичное пространство полностью нового сегмента с новым содержанием и структурной организацией. |
Динамическая среда | – Способствует поисково- познавательной активности | – Создает фон напряжения из-за отсутствия стабильности и постоянства |
Приемы моделирования окружающей среды, повышающие активность ребенка.
- Наличие свободного сегмента пространства.
Выделение абсолютно свободного незаполненного пространства в группе, которое может заполняться по желанию детей для игры, но по правилу должно полностью освобождаться, как только игра закончена.
- Организация «склада ненужных предметов».
Склад в буквальном смысле – сундук, шкаф, ящик, в который складываются предметы, как только они выходят из постоянного употребления. Складом можно пользоваться только по разрешению с целью “найти то, что надо для игры». В данном контексте старая вещь может пробудить новый интерес и стимул к действию.
- Передвижные сегменты.
Они могут либо целиком вновь создаваться, либо переноситься из группы в группу по круговому циклу в течение года. Такими сегментами могут быть:
– имитация большого пространственного объекта создающего заданную среду или предназначенную для игры или обживания: шатер, дом, горка, ширмы, имитация транспорта, большая коробка и т.п.;
– часть ролевой игры, новый сюжет, атрибутика;
– имитация театра, сцены, кукольного театра с предметами для ряженья;
– угол отдыха, место для «валяния», предназначенное для совместного вживания и распределения пространства, заполненное мягкими неоформленными объектами: шариковой мебелью, матами, мягкими мячами, кольцами, подушками и т.п.;
– бассейны обычные и «сухие», песочницы;
– реальные объекты с реально-практическим действием, для расширения сферы деятельности детей, швейная машина, столярные инструменты, гончарные принадлежности, плита и т.п.;
– большие конструкторы, Лего и т.п.;
– живые объекты – передвижной зоопарк;
– выставки игрушек по теме.
Требования к организации жизненного пространства детей, способствующего развитию форм детской активности.
- Многофункциональность.
Деление пространства на отдельные функциональные зоны и создание интеграционной связи между ними. Каждый центр не обязательно имеет определенное, строго заданное зонирование, а может включать элементы других центров. Например, центр познания содержит дидактические, настольно-печатные игры познавательного характера, а также познавательно-художественную литературу, предметный материал для исследовательской и продуктивной деятельности по заданному тематическому содержанию.
- Трансформируемость.
Старшие дошкольники склонны реорганизовывать окружающую среду, поэтому в детском саду должно быть неорганизованное пространство, где они могут реализовать потребность в трансформации и перемещении объектов. Очень важно предоставлять детям возможность самостоятельно менять пространственную среду в соответствии с их замыслами.
- Элементы новизны.
Своевременное изменение среду педагогом через:
– внесение нового материала, расширяющего интересы детей;
– новых игровых атрибутов, игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием детских игр. Для развития творческой, познавательно-поисковой активности важно, чтобы предлагаемый материал носил проблемный характер, а также имел определенную зону «неизвестного» и «малознакомого», что стимулирует самостоятельное получение новых знаний детьми. Любая среда должна включать зону нового и зону постоянства. Сочетание этих компонентов обязательно.
- Личное пространство.
Для ребенка важно иметь собственное пространство, в котором он может реализовать свои интересы или пережить определенные чувства.
- Универсальность.
Позволяет самим детям и вместе с педагогом строить, менять, трансформировать ее в соответствии с видом деятельности, игры, ее содержанием и перспективами развития.
Для развития творческой активности старших дошкольников большую роль играет содержание предметного наполнения игровых центров:
– модульная мебель для дидактических, развивающих и настольно-печатных игр;
– игровой материал для организации сюжетно-ролевых игр;
– игровые макеты для режиссерских игр и игр-макетирований;
– уголки ряженья для организации игр по созданию образов;
– неоформленный материал для проведения творческих игр с использованием воображаемых ситуаций и игрового фантазирования;
– исследовательский, проблемный материалы для организации игр-экспериментирований;
– сборно-разборные мягкие модули, домики, лабиринты для двигательных и пространственных игр.
В понятие предметно-развивающей среды включают и отношения, которые складываются у ребенка с взрослым в процессе игры. Роль взрослого определяется формой организации игровой деятельности. Так, в организованной игре он выступает как равноправный партнер и включается в нее для связи отдельных игровых моментов, коррекции ролевых отношений. В свободных и самостоятельных играх дошкольников его роль сведена к минимуму и строится на наблюдении за ходом развития сюжета и всего игрового процесса в целом. Эту позицию педагога можно считать условно «пассивной», так как она в гораздо большей степени стимулирует собственную активность ребенка в игре.
Развить активного ребенка может только взрослый, обладающий собственной внутренней активной позицией. Такой педагог отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию, верой в собственные силы, самоуважением. Он склонен к экспериментированию, у него творческий стиль деятельности, имеет внутреннюю мотивацию к своей работе, эффективен в общении с детьми.
(Литература: Развитие игровой активности дошкольников.
Методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера, 2010.
Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
Источник