Развитие активности и направленности деятельности ребенка

Активность как фактор развития личности. Признаки и виды детской активности.

Активность является базовым качеством личности ребенка и влияет на его позицию по отношению к миру. Потребность активного отношения служит потенциалом движущих сил развития ребенка.

Активность рассматривается как динамическое условие деятельности и свойство личности, определяющее  возможность собственного движения, деятельности и развития, в конечном счете. В качестве  динамической переменной возможно рассмотрение активности общей – интенсивности и объема взаимодействия человека со средой, а так же активности надситуативной – способности ставить углубленные цели и задачи и подниматься над уровнем требования ситуации. Таким образом, надситуативная активность  приобретает у человека не только  характеристику общей психической деятельности, но и может выступать в качестве самостоятельного образования в структуре личности, тем самым влияя на особенности протекания деятельности.

Все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии и формировании личности, делят на две группы – внешние и внутренние. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития личности. Природные же склонности, и влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относятся к факторам внутренним. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов. Вполне понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активность и собственное стремление растущего человека к своему личностному совершенствованию в конечном итоге и определяют его развитие.

         Чтобы лучше понять это, обратимся к метафоре Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодовое дерево. Ведь в буквальном смысле не человек его выращивает – оно само растет. Он только рыхлит почву, вносит удобрения, обрезает ветви, иначе говоря, создает необходимые внешние условия, которые способствуют его саморазвитию и стимулируют его. Само же развитие происходит по своим внутренним законам. В известном смысле нечто подобное имеет место и в саморазвитии личности. Хотя оно и происходит под влиянием социальных и воспитательных факторов, но эти факторы развивают и формируют личность лишь в той мере, в какой они вызывают у нее положительное внутреннее психологическое переживание и стимулируют ее собственную активность в работе над собой.

Собственная активность ребенка и соответствующие внутренние изменения  задаются четырьмя компонентами:

1) согласованностью;

2) преодолением;

3) осознанием собственного положения;

4) интересом к новому.

Внешние формы активности могут быть различными:

– вынесение суждений о чем-либо;

– анализ ситуации и планирование деятельности;

– оценка и принятие решений;

– информационный поиск;

– разработка алгоритма деятельности;

– нахождение пробелов в собственных ресурсах;

– постановка и формулировка прикладных задач;

– определение границ собственной компетентности.

Можно выделить аспекты активности, связанные с различными базовыми свойствами высшей нервной деятельности, дающими различные преимущества:

– энергетический связан с силой нервных процессов и активированностью нервной системы;

– скоростной – с  лабильностью;

– вариационный – со слабостью.

Каждый аспект активности вносит свой вклад в становление общих и специальных способностей.

Игровая и свободная деятельность ребенка служит точкой приложения его собственных усилий. Это делает ее ценным диагностическим инструментом в определении общей активности, так как целесообразность действий и желаний действовать задается не ситуацией извне, а внутренней мотивацией, преобладающей интенсивностью и объемом взаимодействия с окружающей средой.

По этому параметру детей можно разделить на группы:

– инертных;

– пассивных;

– спокойных;

– инициативных;

– активных;

– стремительных.

Признаки активности:

– выражается в производимых действиях, обусловленных внутренними состояниями личности;

– определяется наличием собственной цели;

– предполагает выход за пределы исходной ситуации, способность преодолевать ограничения и барьеры заданной деятельности.

Виды детской активности:

– поисковая;

– познавательная;

– творческая;

– двигательная;

– социальная.

Рассмотрим содержание каждой из них.

Поисковая активность выражается в поведении, направленном на самостоятельный поиск ребенком информации по заданной взрослым ситуации, самостоятельную активно-преобразующую деятельность, в ходе которой ребенок приходит к получению новых неожиданных знаний. В поисковой деятельности ребенок выступает как исследователь, самостоятельно изучающий или воздействующий различными способами на окружающие предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Поисковая активность человека выражается в поведении, направленном на изменение ситуации или своего отношения к ней, которое протекает в условиях дефицита информации и невозможности осуществления прогнозирования результатов деятельности, но при постоянном учете степени ее эффективности. Поисковая активность определяется потребностью в эффективности деятельности по достижению цели и связана в той или иной мере с восполнением полевых пробелов не только через систему поиска недостающих элементов, но и за счет реконструкции поля во внутреннем плане. Главное условие ее возникновения – дефицит.

Отдельно или в качестве разновидности поисковой активности можно выделить познавательную активность. В ней знание выступают самостоятельной ценностью и целью деятельности человека. Главное – не преодоление зоны затруднений как некоего барьера по какой-то целевой задаче, а расширение представлений о мире и возможностей своей когнитивной деятельности . При этом, на наш взгляд, поисковая активность склонна к снижению по мере разрешения полевого конфликта, а познавательная, наоборот, – к повышению так как в ней присутствует катарсический эффект.

Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, присущих ребенку с рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности у него формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Познавательная активность выступает движущей силой развития ребенка  и определяет его стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.

Читайте также:  Подробная выписка из истории развития ребенка 112

Творческая активность выражается в актуализации творческого потенциала. Одна из основных линий работы с детьми – формирование у них творческого отношения к явлениям окружающей действительности.

Творческий ребенок, творческая личность – это результаты всего образа жизни дошкольника, его общения и совместной деятельности со взрослым, его собственной активности. У ребенка постепенно формируется сложнейший внутренний мир, который придает всей его деятельности либо творческий характер, либо, наоборот, определяет его развитие по готовым проторенным схемам. Обучают, как правило, отдельным приемам и способам творчества.

Двигательная активность – естественная потребность в движениях, удовлетворение которой служит важнейшим условием для формирования основных структур и функций организма, одним из способов познания мира и ориентировки в нем. Доказано, что нереализация потребности в движении приводит к снижению умственной активности, влияет не только на физическое, но и психическое состояние ребенка. При разных типах движений стимулируются различные отделы головного мозга. Поэтому для нас так важно устранить у детей существующий дефицит двигательной активности.

Социальная активность направлена на овладение ребенком нормами и правилами социальной жизни, отображение и моделирование  социальных отношений. Социальная активность формирует социальную позицию ребенка, которая определяет способ его вхождения в мир взрослых и  дальнейшую социальную адаптивность.

Таким образом, мы видим, что в основе всех видов активности лежит собственная внутренняя активность ребенка. Поэтому одна из задач, которая стоит перед человеком, имеющим отношение к воспитанию детей,  – уделять приоритетное внимание развитию представленных видов детской активности путем стимуляции собственной внутренней активной позиции ребенка.

Список использованной литературы:

  1. Немов Р. С., Психология образования. Книга 2,  М., 1995;
  2. Рубинштейн С.Л., Проблемы общей психологии,  М., 1973;
  3. Лисина М.И., Общение, личность и психология ребенка,  М., 1997.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №39 «Теремок»

Консультация для воспитателей

 «Создание условий для развития

самостоятельности в разных видах активности у детей»

Подготовила:

Чулкова И. В.

г. Канск, 2018г.

Создание условий

для развития самостоятельности и активности у детей

ВВЕДЕНИЕ.

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться. У него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.  Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». Ян Амос Коменский. 

Природные возможности велики у каждого ребёнка. Но если не создавать соответствующие условия для реализации активности и самостоятельности  – эти возможности нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания и творческой деятельности.

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Развитие таких личностных качеств, как активность и самостоятельность детей вынесены в целевые ориентиры ФГОС ДО. 

Вопрос воспитателям:

–   И я хочу задать вопрос присутствующим здесь педагогам: скажите, пожалуйста, какие по вашему мнению целевые ориентиры ФГОС определяют направленность на развитие самостоятельности и активности у детей?

Ответы воспитателей.

 Целевые ориентиры ФГОС:

• Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

• Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

• Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

• Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

• Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.

• Проявляет ответственность за начатое дело.

• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

Читайте также:  Изобразительная деятельность и ее роль в развитии ребенка дипломная работа

• Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.

• Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.

• Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).

• Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о её географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.

• Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.

• Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

• Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность. 

На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей в аспекте развития активности и самостоятельности:

 – проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

– ребёнок способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

– ребенок способен к волевым усилиям;

– пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

 – способен к принятию собственных решений.

Успешность ребенка в разных видах деятельности и общении во многом зависит от способности действовать самостоятельно. Полноценное развитие ребенка осуществляется через его активность, самостоятельные пробы и ошибки.

ФГОС указывает на необходимость организации образовательного процесса на основе созданий условий для проявлений активности и самостоятельной деятельности воспитанников в дошкольном учреждении.

Следовательно, поддержка активности и самостоятельности дошкольников является одной из главных задач педагога.

ПОНЯТИЯ: САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, АКТИВНОСТЬ

Так что же это такое – активность и самостоятельность? Сегодня мы с вами рассмотрим эти понятия.

Вопрос воспитателям.

Уважаемые коллеги, а как вы считаете, что такое активность?

Ответы педагогов.

В Педагогической энциклопедии читаем: «Активность – важнейшая черта, способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Как особенность личности человека активность проявляется в энергичной, интенсивной деятельности, в труде, учении, в общественной жизни, различных видах творчества, играх и т. д.».

С. Л. Рубинштейн  определяет активность, как целенаправленную, динамичную деятельность, необходимую для полноценного развития личности и выделяет следующие виды детской активности: поисковая, познавательная, творческая, двигательная, социальная.

Вопрос педагогам:

– Уважаемые коллеги, в чём, по вашему мнению, выражается поисковая активность у дошкольников?

Ответы воспитателей.

Поисковая активность это поведение, направленное на изменение ситуации или отношения к ней при отсутствии определенного прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его эффективности.

Понятие поисковой  активности раскрыто в психолого-педагогической литературе (Комарова Т.Б., Поддяков Н.Н., Щетинина В.В и другие), вы видите его на слайде.

 Поисковая активность – это важная составная часть процессов планирования, фантазирования, исследования. Она  выражается в самостоятельном поиске ребенком информации по заданной взрослым ситуации, в ходе которого ребенок приходит к получению новых неожиданных знаний. 

В качестве разновидности поисковой активности можно выделить познавательную активность. 

Вопрос педагогам:

– Как вы считаете, что представляет из себя познавательная активность детей?

Ответы воспитателей.

 «Познавательная активность это деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями».  Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь.

В педагогическом словаре сформулировано определение познавательной активности, его вы можете видеть на слайде. Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, присущих ребенку. В дошкольном возрасте на основе этой потребности у него формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. 

Далее нам предстоит выяснить, в чем проявляется такое свойство личности, как творческая активность.

Вопрос педагогам:

– Как вы полагаете, что такое творческая активность?

Ответы воспитателей.

«Творческая активность это способность личности инициативно и самостоятельно находить «зоны поиска», ставить задачи, выделять принципы, лежащие в основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую». Бондарь М. А.

Творческая активность – это свойство личности, проявляющееся в   оригинальности и созидательности. Творческая активность проявляется в самых разнообразных видах деятельности, отчего выделяют техническое, научное, моральное, дидактическое, управленческое, художественное и др. творчество. Творческая активность необходима и в учебной деятельности.

И мы подошли к рассмотрению понятия двигательной активности.

Вопрос воспитателям:

– Уважаемые коллеги, сформулируйте, пожалуйста, определение двигательной активности.

Ответы воспитателей.

«Двигательная активность – естественная потребность в движениях, удовлетворение которой служит важнейшим условием для формирования основных структур и функций организма, одним из способов познания мира и ориентировки в нем». Рубинштейн С. Л.

Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Доказано, что нереализация потребности в движении приводит к снижению умственной активности, влияет не только на физическое, но и психическое состояние ребенка.

В.А. Шишкина отмечает чрезвычайно важную роль движений для развития психики и интеллекта. Согласно определению И.А. Аршавского, двигательная активность – это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка.

И нам осталось рассмотреть такой вид активности, как социальная активность.

 «Социальная активность – это способность субъекта осваивать и творчески преобразовывать действительность, изменять внутренний мир, выстраивая стратегию и тактику собственной жизнедеятельности». 

Социальная активность направлена на овладение ребенком нормами и правилами социальной жизни, отображение и моделирование  социальных отношений.

Читайте также:  Что является природной основой развития способностей у ребенка

Социальная активность в дальнейшем является основой таких качеств,  как коллективизм, предприимчивость, творческая инициатива. 

Важно отметить, что полноценное развитие всех видов активности невозможно без проявления волевых качеств человека. Очень важным волевым качеством, необходимым для развития ребенка, является самостоятельность.

Вопрос педагогам:

– Что же такое самостоятельность? Уважаемые педагоги, как можно, на ваш взгляд определить это понятие?

Ответы воспитателей.

 «Самостоятельность это свойство характера, которое проявляется в том, что человек инициативен, имеет адекватную самооценку и чувствует личную ответственность за то, что он делает. Это проявление волевой личности, когда человек действует согласно собственной инициативы, ставит перед собой цель, без помощи окружающих находит способы ее достижения и достигает ее». Юсупова Г. 

В «Основах общей психологии» С. Л. Рубинштейна самостоятельность определяется как волевое качество личности, выраженное в умении по собственной инициативе ставить цель, находить пути ее достижения и практически выполнять принятые решения.

В педагогике – это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.

Самостоятельная деятельность детей рассматривается как деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели. Задача педагога вызвать у ребенка желание заниматься той или иной деятельностью.

 «Условия для развития самостоятельности и разных видов активности у детей». 

Условиями, обеспечивающими развитие самостоятельности и активности являются следующее:

  • Создание обогащённой предметно-пространственной среды;  
  • Создание проблемно-поисковых ситуаций;
  • Вовлечение в выполнение творческих заданий; 
  • Организация экспериментирования; 
  • Интеграция деятельности;
  • Стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к различным видам активности.

 «РППС с учётом ФГОС – вариативность, доступность, полифункциональность, интерактивность, комфортность, безопасность». 

С учетом ФГОС, предметно-пространственная развивающая  среда для развития самостоятельности и разных видов активности у детей должна быть вариативной, доступной, полифункциональной, интерактивной, комфортной, безопасной. Она должна состоять из различных центров: игровых,  центрах экспериментирования,  центров художественного творчества, центров математического, речевого, физического развития и пр.), которые дети могут выбирать самостоятельно по собственному желанию и самостоятельно организовывать в них свою деятельность.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • познавательную, исследовательскую, двигательную и творческую активность всех воспитанников,
  • экспериментирование с доступными детям материалами,
  • возможность проявления самостоятельности и самовыражения детей.

Организованная по теме недели предметно-развивающая среда всегда несет информацию, которая обеспечивает каждому ребенку познавательную активность, соответствующую его интересам и имеет развивающий характер и поэтому она всегда яркая, интересная, все центры активности заполняются новым материалом, игрушками, атрибутами, детской художественной литературой. Это привлекает детей, развивает их самостоятельный поиск информации, мотивирует их к познанию окружающего мира, к действию. 

 «Условия для развития самостоятельности и активности – современные образовательные технологии». 

Развитию самостоятельности  и активности способствует освоение детьми умений поставить цель, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Поэтому, на мой взгляд, на ряду с грамотно организованной предметно-пространственной средой, требованиям к условиям развития детской активности и самостоятельности отвечают современные образовательные технологии: Клубный час, Триз, квест, проект, социоигровой подход. Эти технологии дают возможность организовать образовательную деятельность в непосредственной, игровой и занимательной форме. Ребёнок получает возможность двигаться, играть, рисовать, конструировать, сочинять, узнавать новое и прочее, в соответствии с собственными интересами.

 «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». В.А. Сухомлинский»

ВЫВОД

Подводя итог можно сказать, что такие черты личности ребёнка как самостоятельность и активность необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.

Развитие самостоятельности и активности у воспитанников дошкольного возраста эффективна, при условии, если будет организована свободная деятельность воспитанников в условиях, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития / И.А. Аршавский. – М.: Наука, 1982. – С. 43.
  2. Бабаева Т.И. г. Санкт – Петербург «Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе».
  3. Бондарь М. А. Методологические основы понятия творческой активности школьников // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 598-601.
  4.  Головин. С.Ю.Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г
  5. Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. // Дошкольное воспитание, 1991 – № 6.
  6. Комарова Т.Б. Исследовательская деятельность и познавательная активность дошкольников //2016.
  7. Коменский Ян Амос: Высказывания о пед. мастерстве. К 375-летию со дня рождения. С примеч. ред. – Нар. образование, 1967, № 3.
  8. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.
  9. Поддяков Н.Н. Особенности психологического развития детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1996.
  10. ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». №1155 от 17.10.2013г.
  11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / В 2-х т. – Т.1. – М.: Педагогика, 1989. 
  12.  Сухомлинский В. А: Биобиблиография / Сост. А. И. Сухомлинская, О. В. Сухомлинская. — К.: Рад. шк., 1987.
  13. Шишкина, В.А. Журнал мониторинга здоровья, физического и двигательного развития дошкольников [Текст] / В.А. Шишкина // Мозырь, ООО ИД «Белый ветер», 2005. – 34 с.
  14. Щетинина В.В. Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности. М.: 2006.
  15. Юревич С.Н., Магасумова Э.У. СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1.
  16. Юсупова Г.  Воспитание самостоятельности у детей. // Дошкольное воспитание. – 2002. – №8 – с. 28-29

Источник