Развитие активной речи ребенка третьего года жизни

Развитие активной речи ребенка третьего года жизни thumbnail

 РАЗВИТИЕ АКТИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Ранний возраст это совершенно особый период – период созревания всех органов и систем. Период, о котором Л.С. Выготский писал, что он сенситивен во всем. Это период бурного сенсорного развития, наглядно-действенного мышления, формирования второй сигнальной системы и основных ее функций.

Психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Н. Запорожец, А.А. Люблинская в своих исследованиях показали, что все психические процессы у ребенка – восприятие, память, внимание, мыслительные операции, воображение – развиваются через речь. Хорошо развитая речь ребенка – это гарантия не только его общего психического развития, но и нормального общения со сверстниками и взрослыми, которое является условием его личностного развития.

Овладение речью – одно из главных достижений в развитии ребенка раннего возраста. Речь – это сложная система знаков, позволяющая обозначить различные явления внешнего и внутреннего мира и, следовательно, выразить и осознать их. Даже первые детские слова несут в себе элементы обобщения, отражают работу мысли. Осваивая речь, ребенок овладевает знаковой системой, которая становится мощным средством развития сознания, мышления, общения, управления своим поведением. С ее помощью ребенок учится выражать свои желания и стремления, понимать других, договариваться. Овладение речью совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребенка.

Именно речь позволяет малышу осознанно формулировать цели своих действий, отбирать для их осуществления необходимые средства, создавать воображаемый игровой план.

Любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей.

Темп развития речи детей зависит от условий воспитания и главным образом от непосредственных воздействий взрослых. В педагогике имеются различные педагогические технологии, направленные на развитие речи детей раннего возраста. Из всего многообразия методов и приемов я выбираю дидактические игры, так как игра –  ведущий вид деятельности детей. Игра для маленького ребенка наиболее подходящая форма обучения. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, в игре реализуется его потребность взаимодействия с окружающим миром. Дидактические игры и упражнения очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время их проведения у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития. У детей исподволь воспитывается способность сосредоточения на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова. Привлекая внимание детей к игровому действию, возбуждая их интерес, педагог закладывает первые начала в развитии такого важного качества, как любознательность. Получая пищу для своего ума, маленький ребенок охотно участвует в играх и занятиях, ждет их, радуется им.

В развитии активной речи выделяются два периода. Первый — с конца первого года жизни до полутора лет; второй — со второй половины второго года жизни до 2 лет. Каждый из них имеет свои особенности, качественные отличия.

Первый период в развитии речи детей на втором году жизни характеризуется интенсивным развитием понимания речи окружающих и возникновением первых слов. Первые слова ребенка имеют ряд специфических черт, настолько отличающих их от речи взрослых, что они получили название автономной детск В этом возрасте слова ребенка могут иметь смысл целого предложения, высказывания.

К полутора годам малыши охотно и легко повторяют за взрослыми произносимые ими слова. Когда взрослые поют песенку или говорят маленькие стишки, дети «подговаривают», повторяют их концовки, если они нетрудны по звуковому составу.

Итак, основным содержанием первого этапа речевого развития является овладение ребенком называнием предметов, лиц, ситуаций. Речь преимущественно служит для обозначения предметов на основе воспроизведения звуковых образцов взрослого (слов).

Построение их вначале бывает своеобразным. Так, подлежащее иногда помещается после сказуемого («убежал дядя»); дополнения ставятся на первое место («моко дай, мама»); отрицание оказывается в конце высказывания («Вита пакатьне»).

К трем годам ребенок обладает большим словарным запасом. Количество слов в активной речи достигает тысячи. В речи преобладают имена существительные (60%), но все больше появляется глаголов (25-27 %), прилагательных (10-12%), появляются местоимения и предлоги. При помощи прилагательных ребенок обозначает не только размеры предметов, но и чаще называет их цвет, форму. По мере развития речи лексика не только обогащается, но и систематизируется. В три года ребенок усваивает слова-понятия (одежда, посуда, мебель и т.д.).

Вначале происходит усвоение наиболее распространенных окончаний, и дети пользуются только одним вариантом. В речи ребенка встречаются ошибки, связанные с не владением редкими в употреблении формами. Так, при изменении существительных в родительном падеже множественного числа используется только окончание – «ов» (много «платков, ложков, ножов»).

Овладение речью позволяет ребенку преодолеть ограниченность ситуативного общения и перейти от чисто практического сотрудничества со взрослыми к сотрудничеству «теоретическому» — внеситуативно-познавательному общению.

На третьем году жизни речь его все больше освобождается от диктата наглядной ситуации. С помощью речи он производит обобщения, делает умозаключения, начинает рассуждать. Теперь ребенок может не только обсуждать конкретные действия с предметами или то, что он видит перед собой, но и рассказывать о своих переживаниях, вспоминать эпизоды из своей жизни, планировать будущие события

Особенностью звукопроизношения в данный период является большое количество смешений.  Без полноценного фонематического слуха ребенок не овладеет чистым звукопроизношением.

Еще одна особенностей, характерная для детей данного возраста, – появляющийся интерес к звуковой форме слова, «рифмотворчество», как говорил К.И. Чуковский.

Ребенок третьего года жизни не только любит слушать речь взрослого, но он способен воспринимать простые сказки, рассказы, отвечать на вопросы по их содержанию,  запомнить и воспроизводить вместе с воспитателем стихотворение; к концу третьего года — пересказывать вместе с воспитателем сказку.

Читайте также:  Особенности развития ребенка без попечения родителей

В этом возрасте дети любят слушать одни и те же сказки и после многократного прослушивания запоминают их наизусть.

Таким образом, развитие понимания и активной речи ребенком на третьем году жизни, является важнейшим приобретением, так как создаёт возможность использования речи в роли основного средства познания окружающего мира. Именно в этот период формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребенка и помогает усвоить социальный опыт

В целом можно сказать,  что третий год жизни является этапом становления словесных форм воображения.

Источник

Развитие активной речи ребенка третьего года жизни

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функций мозга. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы для полноценного развития. (К. Л. Печора, стр 5).

Детям для развития речи необходимо содействовать тому, чтобы аппарат речи ребенка совершествовался и развивался беспрепятственно, чтобы процесс овладения речью не тормозился. Надо способствовать приобретению ребенком содержание его речи – накоплению представлений, знаний, понятий, мыслей ( Е. И Тихеева, стр 14).

В разработке методики развития речи детей раннего возраста, проводившейся в течение многих десятилетий, принимали участие известные ученые и практические работники — педагоги, методисты: Е. И. Тихеева, Н. М. Щелованов, П. М. Аксарина, Н. Ф. Ладыгина, Е. К. Каверина, Г. Л. Розенгарт-Пупко, Г. М. Лямина, В. А. Петрова, Н. С. Карпинская и другие. В течение первых лет жизни в развитии речи ребенка происходят громадные сдвиги. Они определяются быстрыми темпами общего развития и усвоения различных сторон родного языка. ( Сохин, стр 24)

По мнению российского психолога (ученица Л. С Выготского) Гита Львовна Розенгарт – Пупко установила, что развитие детской речи в раннем возрасте делится на два периода: подготовительный период и период оформления самостоятельной речи. Первый период длится с первого месяца жизни до оформления самостоятельной речи ребенка (1,5 – 2 лет). Подготовительный период делится на ряд этапов. Первый этап – эмоциональное общение, в этом периоде у ребенка возникает потребность в общении со взрослым. Второй этап – понимание движений, мимики, жестов, а затем и понимание речи быстро развивается на втором году жизни. Это важнейший этап подготовительного периода. Очень важными подготовительными элементами в формировании самостоятельной речи ребенка является лепет и подражание. (издание Розенгарт – Пупко Г. Л, стр 10- 11).

Сейчас рассмотрим данные периоды жизни детей по формированию активной речи более подробно.

Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение для дальнейшего развития его речи. Много нового приобретает ребенок в развитии понимания речи к 10 месяцам. Увеличивается количество понимаемых слов, которые обозначают названия игрушек, одежды, мебели. К концу года некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать для ребенка обобщенный характер. Понимание речи меняет не только поведение, но существенно влияет на всё развитие ребенка. Формируется активная речь, необходимо в первую очередь укреплять лепет.

На втором году жизни у ребенка наиболее интенсивно формируется понимание речи взрослого и активная речь самого ребенка, функция обобщения, расширяется активный словарь. Появляются глаголы и другие части речи, он овладевает грамматическими формами и начинает пользоваться речью. Однако при обобщении в активной речи на первых порах делается еще много ошибок. Необходимо заметить, что в становлении активной речи большую роль играет развитие способности подражания, формирование умения подражать звукосочетаниям и словам. Вместе с тем воспринимаемые слова дети должны не только воспроизводить после того, как услышат от взрослого, но и систематически употреблять по собственной инициативе. Это способствует развитию речи как средства общения со взрослыми и детьми. Происходят качественные изменения в развитии подражания: дети теперь уже могут воспроизводить короткие предложения и отдельные фразы. Нужно использовать эту возможность. Необходимо развивать у детей речь как основное средство общения с окружающими: формировать умение обращаться по различным поводам к взрослым и детям, задавать вопросы, передавать в нескольких словах или простых фразах ранее полученные впечатления (увиденные, услышанные). Второй год жизни является важнейшим этапом в развитии речи ребенка. Поэтому развитию речи уделяется особое внимание в системе всего педагогического процесса. Следует систематически и интенсивно воздействовать на речевое развитие детей, используя для этой цели режимные моменты, самостоятельную игру, занятия. Большое значение в развитии речи имеет знакомство с животными, с движущимся транспортом.

Третий год жизни является важнейшим периодом в развитии речи ребенка. Задачи развития речи многообразны. Необходимо приучать детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, расширять активный словарь, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками. Для формирования речи важное значение имеет развитие ориентировки в окружающем. Следует развивать у детей способность наблюдать, узнавать разнообразные предметы, явления. В результате будут развиваться смысловая сторона речи, артикуляция, функции общения и обобщения. Самое главное заключается в том, чтобы ребенок не только усвоил слова, но и научился их употреблять по собственному усмотрению. На третьем году жизни детей происходят самые заметные изменения за счет дальнейшего формирования речи. Словарь малыша в этом возрасте увеличивается в 3 – 4 раза по сравнению с предыдущим периодом, изменяясь не только количественно, но и качественно. Дети третьего года жизни начинают употреблять все части речи, почти исчезают облегченные формы слов, а также неправильно произносимые слова. Уровень мышления ребенка отражает его речь: он употребляет распространенные и сложные предложения. В данном возрасте хотя и отмечаются большие достижения в развитии речи, но дети ещё не владеют достаточно хорошо грамматическим строем языка, поэтому их речь остается несколько своеобразной. Правильное произношение звуков на третьем году не закреплено, но автоматизировано. Многие звуки произносятся смягченно. Одни и те же звуки в одном сочетании произносятся правильно, в другом неправильно: «повзет» (ползёт). Не все дети выговаривают в этом возрасте звуки «р» и «л». Деятельность ребенка на третьем году становится сложной и разнообразной. Все виды деятельности важны для развития речи. ( Печора,; Сохин, стр 30 – 39).

Читайте также:  Роль речи в психическом развитии ребенка реферат

Согласно основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы в речевом развитии детей третьего года жизни перед педагогом выделяются следующие задачи. Формирование словаря:

– развивать понимание речи и активизировать словарь;

– учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения;

– развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы и имитировать действия людей и движения животных;

– обогащать словарь детей существительными, глаголами и т д;

– способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей. Звуковая культура речи:

– упражнять детей в отчетливом произношении изолированных гласных и согласных звуков и в правильном воспроизведении звукоподражаний;

– способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата.

Грамматический строй речи:

– учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами;

– употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени и изменять их по лицам, использовать в речи предлоги;

– упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов .

Связная речь:

– помогать детям отвечать на простые и более сложные вопросы;

– учить детей повторять несложные фразы во время игр – инсценировок;

– учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

По мнению педагога Н. М Аксариной процесс развития речи на протяжении первых трех лет жизни, как показывают исследования является – сложнейшим периодом. Н. М. Аксарина совместно с Н. Ф. Ладыгиной изучили ход развития речи на протяжении первых трех лет и разработали основные ориентировочные показатели оптимального хода развития речи, которые приведены ниже( Хрестоматия, стр 374- 379)

Возраст Понимание Активная речь
Способность подражать звукам Объем словаря Грамматический строй Пользование речью
К 1 году Понимает без помощи жестов названия несколько заученных имен окружающих, названия предметов и действий (мама, киса, дай лялю). Легко подражает знакомым слогам, произносимым взрослым. Можно вызвать подражание и новым простым звукосочетаниям Произносит несколько слов (около 10) осмысленно (ка – каша; ав – ав – собака) —————- Много эмоционально лепечет будучи в хорошем состоянии или выражая просьбу.
К 2 годам Понимает смысл целых предложений о событиях и явлениях. Легко повторяет произносимые окружающими взрослыми слова и простые фразы Запас употребляемых слов быстро растет – до 300 слов. Облегченные слова заменяются правильными Начинает употреблять простые 4-5ти словные предложения. Появляются в словах грамматические изменения Речь становится средством общения со взрослыми. Просьба, желание передаются словами, много говорит
К 3 годам Может понимать смысл речи взрослого о событиях, но отдельные элементы ранее воспринимались ребенком. Речь становится и средством познания. Легко воспроизводит ранее слышанные стихи, сказки и песни. В словарный состав входят все части речи, кроме причастия и деепричастия. К 3м годам количество слов 1200 – 1500 и появляются вопросы: зачем? когда? Говорит сложными фразами, появляются придаточные предложения, хотя грамматический строй ещё не всегда бывает правильным. Рассказывает о виденном несколькими предложениями, но отрывисто. По вопросам может передать содержание ранее рассказанной сказки (по картинкам и без них).

Таким образом, из всего изученного видно, что развитие активной речи детей третьего года жизни стремительно возрастает. Первые года жизни для ребенка являются важными периодами в развитии активной речи, потому что с каждым годом малыш растёт, развивается, стает активным наблюдателем, познаёт окружающий мир и постепенно происходит развитие активной речи: стремительно пополняется запас слов, предложения становятся сложными, речь взрослого понятной, появляются вопросы и речь становится средством познания. Если все условия первых лет жизни ребенка благоприятствуют его развитию, то к трем годам процесс формирования речи в основном завершается. В дальнейшем предстоит только совершенствование речи в связи с прогрессирующим общим развитием.



Источник

Сайхат Атаева
Развитие речи детей третьего года жизни

На третьем году жизни ребёнка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием своей самостоятельности. Дети пытаются действовать как взрослые, но они по-прежнему нуждаются в оценке своей деятельности старшими. Малыши внимательно слушают объяснения взрослых и сами начинают часто обращаться к ним с вопросами. («Что это?», «Как?», Зачем?», «Где?») Дети получают новые впечатления, что является необходимым условием их психического развития.

Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребёнка со сверстниками – важнейшая задача педагогики раннего возраста.

Частое обращение к взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые и распространённые предложения.

Речь детей под руководством взрослых быстро совершенствуется. С её развитием точнее и осмысленнее становится восприятие ребёнком предметов и явлений. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи.

Малыши начинают делать первые самостоятельные выводы. Но т. к. опыт детей ещё ограничен, а знания недостаточны, то, делая обобщения, малыши нередко ориентируются на случайные признаки.

Однако способность к различению и обобщению в этот возрастной период постоянно совершенствуется. Дети независимо от цвета, формы, величины узнают знакомые предметы в разнообразной жизненной обстановке, что часто вызывает затруднения у ребят второго года жизни. Рассматривая игрушки, картины, иллюстрации, они безошибочно называют знакомые объекты. У детей третьего года жизни формируется способность объединять предметы, ориентируясь на функциональный признак, указанный воспитателем. («Чашка – это посуда. Из чашки пьют»; «это растёт на грядке. Это морковочка».) Малыши способны слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять простые словесные поручения. Двухлетние дети овладевают умением понимать несложный рассказ взрослого о событиях, не имевших места в их личном опыте. Они легко запоминают и повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но и целые слова, рифмовки.

Читайте также:  Центры раннего развития ребенка с 1 года

Качественно меняются отношения между пониманием и активной речью. Если раньше о понимании ребёнком речи взрослого приходилось судить по его двигательным ответам (выполнению просьбы,поручения: покажи, принеси, сделай то-то, то теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей деятельностью малыша (и выполняет функцию воспроизведения, об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям.

Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса. Е. Аркин в книге «Дошкольный возраст» (М., 1948) приводил данные о росте словаря ребёнка: в 2 года – 300 сл., в 3 года 6 месяцев – 1000 -1200 сл. В составе его словаря имеются почти все части речи (существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения; служебные слова (союзы, предлоги, частицы); междометия).

На третьем году жизни дети начинают интенсивно использовать глаголы и местоимения. Учёные объясняют это возрастанием активности ребёнка, расширением его контактов с окружающими.

Встречающиеся в речи детей прилагательные характеризуют в основном размер предмета (большой – маленький, его цвет. Вместе с тем малыши начинаю замечать и отражать в своей речи принадлежность предмета к тому или иному лицу (мамин, Серёжин, дядин); могут характеризировать состояние, которое испытывают (голодный, мокрый); передавать сои эстетические переживания (чистенький, красивый).

Говоря о наличии в речи детей наречий и прилагательных, следует заметить, что этими частями речи они только начинают овладевать. Малыши осваивают простейшие, недифференцированные пространственные, временные и другие отношения,выраженные словами: там, тут, потом, такая, вот какая и пр. При освоении более точных, дифференцированных отношений и качеств дети испытывают трудности и нуждаются в помощи воспитателя.

Исследователи указывают на наличие трёх уровней усвоения слов – названий предметов, действий, качеств,отношений:

1 уровень: ребёнок понимает слово, но не использует его в речи;

2 уровень: ребёнок узнаёт и называет предмет (действие, качество и пр.) лишь в привычных сочетаниях, условиях («ножницы нужны, чтобы стричь коготки»);

3 уровень: ребёнок понимает и правильно использует слово-называние в любых доступных его пониманию связях и отношения.

Проводя словарную работу, выбирая те или иные приёмы и методы, необходимо учитывать, что от того, насколько хорошо ребёнок знаком с объектом (действием, качеством и т. п., зависит понимание и использование им в речи соответствующего слова, обозначающего данный предмет (действие, качество и т. д.)

Наряду с фактом очень быстрого пополнения словаря (с 2 до 3 лет он увеличивается в 3-4 раза) речь детей данного возраста характеризуется ещё одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка – овладение его грамматической структурой.

Усвоение грамматики происходит также очень интенсивно. Ребёнок третьего года жизни употребляет в речи различные формы глаголов, все падежные формы существительных (с предлогами и без них, различает единственное и множественное число существительных, настоящее и прошедшее время глаголов. В целом же в грамматическом отношении речь детей ещё очень несовершенна. Нередко они путают падежные окончания, допускают ошибки в употреблении множественного числа существительных и в согласовании слов. При повторении фразы порой нарушается порядок слов, отрицание нет выносится в конец предложения (на вопрос: «Кто взял мяч?» – ребёнок отвечает: «Виталя нет»).

На третьем году жизни совершенствуется восприятие детьми речи окружающих. Дети начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком (ложка, кошка, мошка, ориентируясь при этом не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова.Многие дети к знакомому слову подбирают сходно звучащее слово: дрёма – кулёма, дурёха – люлёха и т. д. Малыши очень любят распевать свои «произведения». Осваивая новое слово, ребёнок уже стремится к точному его воспроизведению. Дети всёчаще пользуются словами более сложными по стоговой структуре : состоящими из трёх и более слогов, хотя при этом ещё не всегда могут сохранить структуру слова, правильно произнести в нём все звуки в соответствующей последовательности (например, велосипед произносят как апипед,спасибо как сипибо и т. д.).

В целом речь большинства детей этого возраста всё ещё характеризуется общей смягчённостью, недоступностью, недостаточно отчётливым произнесением слов, неправильным произнесением многих звуков, заменой сложных для произношения звуков более простыми. Так в начале третьего года жизни многие дети заменяют твёрдые свистящие звуки мягкими, шипящие (ш,ж) – свистящими (с,з) или переднеязычными (т (ть, д (дь) и т. д. Это объясняется недостаточным развитием речевого аппарата: неполноценной работой всего артикуляционного аппарата, малой подвижностью языка, губ, мышц нижней челюсти.

Темпы овладения речью у детей неодинаковы. Одни, начиная говорить рано, чётко произносят слова, активно используют их в речи. Другие, хорошо понимая речь окружающих, сами говорят мало. Такая задержка речевого развития (при отсутствии каких-либо отклонений в общем психическом развитии) не опасна. Однако, если к концу третьего года жизни ребёнок не заговорил, его необходимо показать логопеду.

Источник