Развитие активной речи ребенка с возрастом

Развитие активной речи ребенка с возрастом thumbnail

Наталия Шокурова
Консультация «Развитие активной речи детей»

Ответ на этот вопрос и предельно прост, и в то же время чрезвычайно сложен. Конечно же, развивать у ребёнка речь-это учить его разговаривать. Однако как возникает и из чего складывается способность говорить – в этом то и вся сложность. Говорить- это значит владеть определённым запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания, формировать свою мысль, понимать речь окружающих, слушать их и быть внимательным к ним и многое другое.

Выделить то главное и единственное качество или ту способность, которые свидетельствуют о правильном, нормальном развитии речи, очень трудно, и потому, что человеческая речь – явление сложное и многослойное. Мы считаем, что ребёнок плохо говорит, когда у него плохая дикция или, когда он не может ответить на простой вопрос. Когда не в состоянии рассказать о том, что с ним только что произошло, когда мало и неохотно разговаривает с окружающими, когда затрудняется назвать одним словом многие предметы или действия и т. п.

Очевидно, перечисленные недостатки отражают разные стороны недоразвития речи и могут не совпадать (ребёнок порой плохо произносит или не произносит вовсе) многие звуки, но правильно по смыслу отвечает на вопросы взрослого и сам задаёт не менее интересные, но очень мало разговаривает со сверстниками, но при этом охотно беседует с близкими взрослыми. Поэтому говорить о развитии (или недоразвитии) речи вообще невозможно. Обязательно следует понимать, какая именно сторона речи отстаёт; поняв суть, предпринять соответствующие меры.

Речь, как таковая, не развивается вообще, безотносительно и той роли, которую она выполняет в жизни ребёнка. Само по себе «овладение речью» не самостоятельная задача воспитателя. И в то же время без овладения речью и без специальной работы, направленной на её развитие, не может быть полноценного психического и личностного развития ребёнка. Освоение речи перестраивает всю психическую жизнь ребёнка. Ведь речь – средство уникальное, универсальное и незаменимое, развивается как средство многих видов человеческой деятельности. Развивать речь ребёнка, не включая её в ту или иную деятельность, невозможно.

Наша задача при развитии реи детей – не только сообщать им новые слова, требовать повтора своих рассказов, но (что гораздо важнее) использовать речь как необходимое и незаменимое средство той или иной деятельности – игры, конструирования, рисования и т. д.

Развитие речи во многом определяется развитием общения с взрослыми.

Познавая окружающий мир, мы стараемся, чтобы ребёнок усваивал словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений.

Развивая речь двухлетнего ребёнка, мы заботимся не только о том, чтобы малыш произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слова, которые он слышит и повторяет, были наполнены для него конкретным содержанием.

При поступлении ребёнка в детский сад, мы проводим с ним беседы, задаём ему вопросы, выясняем уровень развития речи, а за тем планируем работу по активизации разговорной речи.

Формирование словаря должна быть тесно связана с работой по ознакомлению с окружающим. Вот почему мы обеспечиваем постепенное усвоение детьми нового. В этих целях используем задания,например: «принеси», «найди зелёный карандаш», «принеси пирамидку», «покажи как поливают цветы из леечки». Эти задания позволяют выяснить, понимает ли ребёнок, о чём идёт речь, появилось ли новое слово в его пассивном словаре.

Когда знакомим с новым словом, неоднократно повторяем его уже в сочетании с уже известными им словами.Пример: «Клюёт курочка? Клюёт. У неё клюв, а у цыпляток клювики. И курочки и цыплятки клюют зёрнышки». За тем с помощью вопросов упражняем в употреблении этого слова. «Курочка клюёт. Что она делает? Клюёт (хоровые и индивидуальные ответы) .

Проводим игры и упражнения, способствующие развитию речи.Пример: «Поможем кукле Кате запомнить посуду (одежду, мебель, животных и т. д.)».

«Куда что нужно положить во время уборки игрушек?», платье повесить в шкаф, тарелку на полку в кухне, куклу посадить на диван и т. д.

Развитие речи происходит на специально организуемых занятиях, на тех занятиях, в ходе которых развивается действие с предметом,а так же в повседневной жизни: в режимные моменты, в самостоятельной игре.

Для развития речи мы широко используем картины с изображением отдельных предметов, предметов в действии, сюжетные картинки. И с помощью вопросов добиваемся, чтобы ребёнок назвал, что изображено на картине. А когда рассматриваем сюжетные картинки, рассказываем, что изображено на картине, и по ходу рассказа задаём детям вопросы.Пример: «На картине мы видим девочку. Кого мы видим? Девочку. Она поливает цветы. Что она делает? Поливает. Что девочка поливает? Цветы.

Важное значение для развития речи имеет чтение книги с иллюстрациями.

Большое место отводим слушанию и последующему воспроизведению коротких рассказов, стихов, а так же потешек и других фольклорных форм.

Для того, чтобы научить ребёнка понимать рассказ и выработать умение пересказывать, нужно организовать совместное рассказывание. Сначала побуждаем ребёнка, повторять слова и фразы за собой, затем задаём вопросы, дети отвечают на них. Нужно добиваться, чтобы дети отвечали не «да» и «нет», а полными предложениями и фразами. «Что это? Стул. Что делают на стуле? На стуле сидят».

Занятия с использованием сюжетных картинок и игрушек, обогащают нравственные представления, развивают способность к самостоятельной игре, речь выступает, как средство общения с взрослыми и сверстниками, активизирует разнообразный словарь.

Проводим сюжетно – ролевые игры (Кормление куклы, купание, лечение, приглашение в гости и т. д.) .

При развёртывании сюжетов даём много названий предметов (посуды, одежды, показываем действия с ними и рассказываем их назначение.

Из глубоких тарелок едят суп, борщ. Из мелких (кашу, котлеты, салат). Из стакана пьют (воду, чай). А так же закрепляем навыки приобретаемые детьми в режимных процессах, нормы поведения.

Проводим игры на развитие внимания, памяти, слухового внимания, на различение цвета, формы предметов. «Найди такой же предмет», «Что в коробочке?», «Узнай, кто позвал?», «Чего не стало?», «Чудесный мешочек», (с предметами разной формы) .

В режимные моменты закрепляем навыки у детей, приобретённые раннее и систематически формируем новые. Навыки – в процессе еды, раздевания, одевания и т. д.

В каждом режимном процессе получает развитие определённый словарь, связанный с конкретными видами деятельности.

Во время утреннего приёма детей проводим беседы с ними, задаём следующие вопросы: «С кем пришёл в садик?», «Что ты видел по дороге?», «Идёт ли дождь или снег на улице?», «как провёл выходной день?», «с кем ходил на прогулку?», «В какие игры играл дома?», «Расскажи о своих любимых игрушках», и. т. д.

Во время одевания на прогулку закрепляем названия одежды, действия с ними, говорим о том, в какой последовательности нужно одеваться. На прогулке ежедневно проводим наблюдение, за явлениями природы, за животными, растениями, птицами, как одеты взрослые и дети. Задаём вопросы, делаем обобщения.

Для закрепления и уточнения знаний, предлагаем выполнить какое – либо дидактическое задание,игровое упражнение: найти дерево, цветок, собрать листья, принести веточку и т. д.

Читайте также:  Индивидуальная программа развития ребенка в детском саду по фгос

Проводим наблюдение за трудом взрослых,затем предлагаем детям включаться в совместные с взрослыми трудовые действия: собираем с участка мусор, сгребаем лопатками снег.

В процессе трудовых действий обогащается речь ребёнка, совершенствуется ориентировка в окружающем пространстве, память, внимание.

На прогулке проводим много игр со словами,дети повторяют слова для игры и выполняют соответствующие движения:

«Зайки скачут скок-скок-скок

На зелёный, на лужок.

Щиплют травку, кушают

Осторожно слушают, не идёт ли волк».

У детей формируется умение слушать речь взрослого, развивается навык действовать по сигналу. Запоминание новых слов тренирует память малышей, их речь.

Во время кормления, называем названия блюд, затем задаём вопросы,например: «Сейчас мы будем кушать кашу. Что мы будем кушать? – кашу, и. т. д.

Дети слышат много слов (подвинь тарелку к себе, сядь поближе к столу, возьми салфетку и вытри руки). Если ребёнок правильно выполняет действия, значит, эти слова уже вошли в его пассивный словарь, и он будет ими пользоваться в разговорной речи.

Развиваем активную речь детей и во время умывания (читаем потешки: «водичка-водичка», «будет мыло, пенится», просим засучить рукава, учим правильно пользоваться мылом и полотенцем и т. д.)

Вечером, с детьми, проводим сюжетно –ролевые игры: «Семья». «Кухня», «парикмахерская», «прачечная», «больница» – закрепляем название предметов, необходимых для той или иной игры.

Часто дети сами сообщают о том, что они сделали,какие действия выполняли: «у меня чистые ручки», «я съела весь суп», «я выпил весь компот».

Развитие речи успешно осуществляется в самостоятельной игре детей.Во время выполнения действий дети произносят много различных слов: «Поехали на автобусе», «Кукла спит» т. д.

Речь это средство совместной деятельности с другими людьми и развивается она в зависимости от того, как эта деятельность организованна и в каких условиях протекает. Когда же и при каких обстоятельствах дети чаще всего разговаривают друг с другом?

Чаще всего оживлённые диалоги возникают при совместном выполнении какого – либо задания. Занятия лепкой, рисованием, конструированием – вот те особые условия для речевого общения сверстников. Но именно в этих ситуациях постоянно напоминаем детям, что работать следует, молча, не мешая остальным.И получается: стремление дисциплинировать нередко тормозит речевое развитие ребёнка. Детям очень трудно выполнять работу молча. Они непременно сопровождают свои действия словами, в особенности, если рядом находятся другие дети, которые эти слова услышат и ответят.

Речевое сопровождение собственных действий имеет очень важное значение для психического развития ребёнка. Речевое действие составляет основу мысленных операций и мышления вообще. Поэтому тормозить и останавливать речь детей, сопровождающую их практическими действиями, не следует.

Для развития речи на третьем году жизни применяем разные методические приёмы. По-прежнему сохраняем приём поручений: «Оля, подними мишку с пола и поставь его в шкаф».

Если ребёнок говорит не правильно, останавливаем и просим произнести слово правильно.

Для активации речи применяем все те побудительные слова, которые нацеливают ребёнка на высказывания (скажи, повтори, спроси, расскажи) .

Важным в работе являются приёмы договаривания (жила – была курочка… Ряба. Она снесла… яичко и т. д.

В ходе пересказа или чтения наизусть при затруднении употребления, какого либо слова вовремя помогаем ребёнку подсказкой.

Большое значения для развития активной речи детей имеет речь воспитателя, его умение разговаривать с маленькими детьми.

Речь педагога должна быть чёткой, выразительной, не торопливой. Слова и фразы, адресованные детям, не должны быть случайными. Их следует продумывать заранее.

Воспитатель: Шокурова Н. Ю.

Источник

Общение значит очень много для развития личности. Общение и разговор занимают важную часть жизни каждого человека. Нет возможности Развитие активной речи детей дошкольного возрастапостроить коммуникацию, значит, человек теряет связь с миром. Огромное влияние речь имеет на формирование психики.

Развитие активной речи — одно из важнейших направлений для работы с ребенком дошкольного возраста. Если в 2-5 лет с ним не заниматься, то речь развивается очень медленно. Это препятствует поступлению в школу и нормальной социальной жизни. Конечно, бывают ситуации, когда ребенок не может овладеть речью. Такие особенности развития в большинстве случаев поддаются лечению. Для этого придется посещать кабинет дефектолога. В остальном существует множество методик развития речи у детей. Многое зависит и от самих родителей. Заниматься с ребенком можно и дома – это совсем не сложно.

Значение развития речи

Само по себе развитие речи — процесс уникальный. Ученые даже не до конца понимают, как это происходит. Механизм кажется понятным: ребенок слушает голоса взрослых, запоминает связь предмета и его названия (звучания, набора звуков). Он запоминает все это, ведь от рождения до начала активной речи проходит 2-3 года. Многие скажут, что это объяснение вполне логичное и понятное.

С другойРазвитие активной речи детей дошкольного возраста стороны, овладение устной речью довольно таинственное явление. Всего за 1-2 года малыш от криков и звуков переходит к словам и фразам. Он использует существительные, глаголы, прилагательные и другие части речи, хотя никто его прямо этому не учил. Все обучение ведется косвенно. И еще одно: в раннем возрасте у детей избирательная концентрация, да и то не более 10 минут. Как ребенок с таким низким временем концентрации может сосредоточиться на обучении такой сложной «науке»?

Все говорит нам о том, что развитие речи у детей — процесс, заложенный на подсознательном уровне. Это первая необходимость — научиться ходить и говорить. Так устроен человек, так устроена система выживания. Не можешь ходить и бегать – ты легкая добыча. Не можешь говорить, значит, остальные тебя не поймут, не прислушаются к твоему мнению, желаниям, проблемам. Выживание человека в обществе тесно связано с речью.

С какими проблемами могут столкнуться родители

У малышей дошкольного возраста все как-то само собой происходит. Вот Развитие активной речи детей дошкольного возрастанеожиданно он сам попросил молока или поиграть с ним. Слова появляются внезапно. Что-то услышал на улице, что-то в детском садике. Или же вдруг ребенок, подражая бабушке или дедушке, произносит фразу, совершенно не свойственную для его возраста. Мозг ребенка тут работает самостоятельно. Это удивительно, но всего за 1-2 месяца малыш может начать говорить. В этот период, когда идет активное развитие речи, просто необходимо контролировать малыша. Могут возникнуть проблемы:

  • Неправильное произношение слова

В этом Развитие активной речи детей дошкольного возрастаслучае родителям нужно обратить внимание на свою дикцию и речь. Ребенок лишь повторяет за вами, а значит, не очень хорошо вас услышал. У этой проблемы может быть и другой, менее простой корень – проблемы со слухом. В этом случае ребенок просто не слышит так, как нужно. Снижение слуха часто обнаруживается на 2-3 году жизни малыша, когда начинается развитие речи.

  • Дефекты речи

В первыйРазвитие активной речи детей дошкольного возраста раз вы посетите кабинет логопеда в 4 годика. Еще есть время исправить некоторые дефекты, особенно произношение согласных букв. Если есть серьезные проблемы, то вам назначат лечение у дефектолога, лечебную гимнастику для связок. Некоторые проблемы можно решить и без этого, просто родителям нужно обращать как можно больше внимания на речь малыша.

Психологические аспекты развития речи

Одна из крупных проблем развития речи у детей носит психологический характер. У малышей дошкольного возраста психика еще не такая устойчивая, как у более старших детей или взрослых. Родителям необходимо обращать внимание на то, что происходит в жизни малыша. Некоторые проблемы кажутся вам смешными, а для него могут обернуться серьезными нарушениями. В том числе и в области речи.

Читайте также:  Познавательное развитие и воспитание ребенка дошкольника

Наказания от родителей

Малыши шалят, бегают, не хотят слушаться, плохо себя ведут на людях. Кстати, это норма. Ребенок должен быть активным, у него должно быть желание двигаться, везде заглядывать, обо всем спрашивать. Но такое поведение часто раздражает родителей. Итог – крики, скандалы, иногда даже оскорбление малыша. Если вы думаете, что в 3-5 лет ваши грубые слова или угрозы неспособны навредить ребенку, то очень ошибаетесь.

ОсобоРазвитие активной речи детей дошкольного возраста темпераментные в этом плане родители могут столкнуться с серьезной проблемой — развитие речи тормозится. Дело в том, что малыша можно испугать своей вспышкой гнева. На подсознательном уровне этот страх наказания будет препятствовать речи. Например, из активного малыша, который вечно задает вопросы и говорит громко, он превратится в тихоню.

Еще один важный момент – к 4-5 годам имеет огромное значение имеет социальное поведение. Вы остановились посреди улицы или магазина для того, чтобы отругать малыша – а что дальше? Он ощущает свою вину, да еще и на глазах у других людей, детей. Это может привести к глубоким комплексам относительно своего поведения, внешнего вида и необходимости разговаривать. Молчишь — тебя не ругают. Лишних слов не говоришь — не ошибаешься, значит, тебя не ругают. Многие люди потом всю жизнь борются со своими комплексами, а их корень лежит в таком нетактичном подходе со стороны взрослых в детстве.

Психологический стресс

Сильный психологический стресс может способствовать обратному развитию речи. Сюда относятся:

  • сильный испуг;
  • перенесенная травма;
  • насилие со стороны взрослых;
  • страх перед наказаниями (перед болью, унижением);
  • пережитое горе.Развитие активной речи детей дошкольного возраста

У детей младшего и старшего дошкольного возраста психика устроена немного проще, чем у взрослого. Но вот защитные механизмы уже работают слаженно. Реакция на стресс — всегда защита, снижение интенсивности влияния опасного фактора. Часто дети, пережившие насилие, не идут за помощью к родителям, а лишь замыкаются. Мысли о пережитом горе и травме закрывают возможность поделиться проблемой. Говорить об этом – это все равно что пережить страх и стресс снова.

В этом случае необходимо работать с детским психологом или даже психотерапевтом для снижения последствий стресса. Психологический стресс может полностью изменить направление развития малыша. Родителям нужно быть очень острожными и внимательными. Прислушивайтесь к жалобам, если малыш делает попытку сообщить вам о проблеме.

Дефекты развития

Развитию активной речи могут мешать врожденные дефекты:Развитие активной речи детей дошкольного возраста

  • деформация носоглотки;
  • проблемы с голосовыми связками;
  • неправильное развитие гортани, языка;
  • проблемы со слухом.

Это лишь самые простые дефекты. Некоторые из них могут быть последствиями родовой травмы или неправильного развития малыша в утробе. Дисбаланс некоторых витаминов и гормонов во время беременности может привести к таким последствиям. Как итог – отставание в речевом развитии.

Отставание в развитии речи

Такой диагноз вашему малышу может поставить только специалист. Развитие активной речи детей дошкольного возрастаВоспитатель обычного детского сада может быть знаком с дефектологией, но он может лишь посоветовать родителям отвести малыша к врач, который определит, имеется ли проблема. Развитие речи идет по индивидуальному плану у всех детей. Это зависит от многих факторов:

  • как часто взрослые общаются с малышом;
  • читают ли ему;
  • есть ли у него возможность общаться с другими детьми;
  • занимаются ли с ребенком речевым развитием;
  • есть ли кто-то, кто исправляет ошибки произношения.

Если Развитие активной речи детей дошкольного возрастаотставание сильное, то придется пройти курс занятий. Возможно, у ребенка есть нарушение работы нервной системы. Тогда вам порекомендуют садик для детей с отставанием в развитии речи. Тут нет ничего плохого и это не значит, что ребенок какой-то дефектный. Просто ему дадут возможность лучше подготовиться к школе.

Главная задача дефектолога — как можно скорее вернуть кроху в нормальное русло. Поступление в садик, школу, дальнейшее образование – с сильным отставанием в речевом развитии все это может быть тяжело. Возможно, 2-3 года в специальном садике исправят положение. Тогда перед школой диагноз снимается и ребенок идет в обычный класс, как и другие дети.

В садике Развитие активной речи детей дошкольного возрастакоррекционного типа нет ничего страшного. Там воспитатели-дефектологи знают множество методик работы с такими детишками. Огромный упор делается на развитие активной речи у крохи. Вот и все – не нужно переживать, если вам дали направление в такой садик.

Три уровня речевого развития

Психологи отмечают три уровня речевого развития детей. Кто-то овладевает речью быстрее, кто-то чуть медленнее. Всегда можно откорректировать ситуацию, особенно если малыш здоров. У малышей дошкольного возраста гораздо больше шансов на коррекцию, чем у детей школьного возраста.

Высокий

Дети с высоким уровнем речевого развития очень активны. Возможно, они Развитие активной речи детей дошкольного возрастаговорят еще не так хорошо, делают ошибки. Самое главное — у них огромный потенциал. Им всегда хочется разговаривать, что-то рассказывать. Они помогают себе жестикуляцией, мимикой. Малыш общается с воспитателем, родителями, друзьями. У него полно идей, о чем можно поговорить.

У ребенка есть желание и потребность в общении, он с легкостью заводит знакомства, играет с другими. Обычно развитие речи тут происходит быстрее, чем у остальных – не раньше, а именно быстрее. За год ребенок делает такие же успехи, как другой за 1,5-2 года. У таких детей этот прогресс благотворно влияет на учебу.

Средний

В речевом отношении у этих детей мало инициативы. Скажем, группе из 5-7 человек воспитатель задает вопрос. Дети с высоким уровнем речевого развития начинают отвечать первыми, за ними могут Развитие активной речи детей дошкольного возрастаповторить ответ на вопрос дети со средним уровнем развития речи. Если задать вопрос такому ребенку непосредственно, он будет ждать подсказки от других или же просто повторит слова другого малыша.

Чем больше у крохи доверия ко взрослому или другому ребенку, тем активнее он будет общаться. С ним нужно провести дополнительные занятия, а родителям обратить внимание на свою речь. Возможно, его часто ругают за ошибки или публично на них указывают – конечно, это не способствует желанию говорить. Обычно средний уровень может выровняться, и малыш изменится к 7-8 годам. Средний уровень развития речи не является каким-то страшным отклонением. Возможно, у ребенка вся семья такая неразговорчивая, и он просто перенял подобное поведение от взрослых.

Низкий

Низкий уровень речевого развития необходимо корректировать. Такой Развитие активной речи детей дошкольного возрастамалыш молчалив, не идет на контакт с незнакомыми. Он может просто игнорировать вопросы, не отвечать на них. Его речь неразборчива и больше похожа на лепет. Воспитателям нужно попробовать разные методики для того, чтобы помочь крохе.

Для малышей дошкольного возраста это состояние опасно. Скоро начнется школа, а там уже не будет времени на исправление данного дефекта. Или же ему вообще не разрешат пойти в обычную школу. Низкий уровень речевого развития приводит и к отставанию в общем развитии.

Читайте также:  Дневник наблюдения за развитием ребенка в доу

Особенности психического развития

Как уже было сказано, дети все повторяют за взрослыми. Такова особенность их психического развития в этом возрасте (2-5 лет). Родителям нужно избегать:

  • жаргонных слов;Развитие активной речи детей дошкольного возраста
  • нецензурных выражений;
  • словесного выражения агрессии («убью тебя, побью…»);
  • крика.

Иначе не стоит потом жаловаться, что ребенок произносит «плохие слова», постоянно оскорбляет других детей и взрослых. Для него любая фраза, сказанная отцом или матерью, совершенно нормальная, ведь с них он берет пример. Чаще всего дети не знают значения всех выражений родителей, а лишь повторяют их. У детей младшего дошкольного возраста еще нет «фильтра». Все слова для них допустимые, раз их произносят взрослые. Ругать потом малыша за свои же ошибки просто глупо.

Формирование словаря

Маленькие мальчики и девочки — потрясающие лингвисты. Они учат язык очень быстро. Необходимо Развитие активной речи детей дошкольного возрастаот 1,5 до 2 лет для того, чтобы овладеть правилами языка. Они чувствуют родной язык, за это короткое время овладевая им практически совершенно. Дальше дело за малым – пополнять словарный запас. В этом ребенку потребуется помощь.

Родители, воспитатели, родственники и друзья принимают активное участие в этом. Чаще всего даже не осознавая. Новые слова быстро попадают в активный словарь крохи. Поэтому нужно быть внимательными к тому, что говорите.

Как помочь ребенку?

Занятия, внимание, ответы на вопросы – вот все, что могут сделать родители. Если вам Развитие активной речи детей дошкольного возрастакажется, что этого мало, то вы заблуждаетесь. Все необходимое малыш сам получит из ваших занятий. Главное — терпение. Дети совсем не хотят расстраивать родителей, ошибаться или медленно учиться. Просто некоторые мамы и папы слишком спешат.

Если у соседей малыш уже говорит про любимые марки машин, космические корабли и любимые мультики, это еще не значит, что его интеллект выше. Скорость развития речи вообще на интеллект не влияет. Речь — приобретенный навык. Кому-то дается проще, а кому-то нет. Это влияет на скорость обучения другим иностранным языкам. Так, можно научиться петь, но не приобрести музыкальный слух.

Чтение

Читать ребенку вслух — незаменимая помощь. Оставим сейчас мысли о том, что хорошая литература позитивно влияет на его интеллект. Ребенку в 2-5 лет можно читать вообще все, что попадается под руку: газеты, стихи, детские рассказы, хоть программу передач. Главное – правильная речь читающего и нормальное содержание. Малышу очень важно слышать, как произносятся слова. Это первое, что усваивает мозг.

Активное Развитие активной речи детей дошкольного возрастаслушание — основное, что вы должны обеспечить для крохи. Развитие речи невозможно без знания слов. Незнакомые слова повторяйте, иллюстрируйте их картинками. Если читаете что-то про животных, подготовьте картинки или фото зверей. Так детям будет в разы интереснее вас слушать. У малышей дошкольного возраста отлично развита зрительная память — формируется связь «изображение-название».

Чем старше становится малыш, тем больше ему нужно новых слов. Выбирайте детские книжки по возрасту. Даже до того момента, как кроха начнет читать сам, его нужно к книгам приучать. Большинство детей с высоким уровнем речевого развития получили хороший опыт активного слушания. Мама читает перед сном, во время завтрака или обеда. Это удобно и концентрирует внимание. Многие родители во время еды включают детям мультфильмы. К сожалению, из мультика такого хорошего опыта не получить.

Пересказ

Если сначала у крохи была возможность послушать вас, то теперь уже вы слушаете его. Прочли книжку, историю, посмотрели детский фильм — попросите рассказать, о чем они. Сначала дети не знают, как подойти к выполнению задания. Мама может показать на своем примере — пересказать известную сказку своими словами. С каждым разом пересказ у малыша будет получаться все лучше и лучше.

У детейРазвитие активной речи детей дошкольного возраста дошкольного возраста воображение развивается постепенно. Так добавляются разные подробности к пересказу. Со временем малыш сможет воспроизводить знакомый текст почти что слово в слово. Слушая ребенка, поправляйте его, но только аккуратно. Не нужно кричать, указывая на ошибку, говорить, что он тут уже много раз ошибался. Речь приходит с опытом. Просто поправьте неверное слово, произношение. Так ему будет проще сконцентрировать внимание на правильном варианте.

К пересказу можно добавить заучивание стихов, фраз. Это тренирует память, давая малышу набор новых слов. Такие занятия не должны длиться больше 40-60 минут для детей 3-5 лет. Из них 10-15 минут на чтение, остальное время на обсуждение и пересказ. Вы можете попросить немного обыграть историю, рассказать от первого лица или от третьего. Например, задайте вопрос: как чувствовал себя герой сказки в такой-то момент?

Вопросы и ответы

Дети часто задают вопросы. Старайтесь отвечать на них развернуто, а не односложно «да-нет». Многие вещи можно объяснить, показать. Иногда на один и тот же вопрос придется отвечать часто. Для ребенка это важно – получить полный ответ. Если вы будете игнорировать его, предлагать самому подумать, то у него может просто пропасть интерес к обучению. Конечно, в каких-то случаях необходимо давать задание на «подумать». Это помогает развитию воображения.

Если Развитие активной речи детей дошкольного возрастаже это что-то новое для ребенка, лучше сами объясните ему. Если кроха задает вам «неудобный» вопрос, то пообещайте ответить на него дома. Не ругайте его за такие вопросы – относительно физиологии, различия полов. Ведь лучше вы объясните ему все деликатно доступно для его возраста, чем кто-то другой. Вопросы и ответы важны для развития активной речи. Это инициатива крохи. Он осваивает новый вид общения – нельзя сейчас отбивать у него интерес.

Причем дети с высокой степенью речевой активности не только задают вопросы, но и пытаются сами найти на них ответы. У малышей дошкольного возраста это позитивная динамика освоения устной речи.

Детский сад

Хороший толчок для развития речи — детский сад. Даже не занятия в садике, а именно общество других детей. Они обмениваются опытом, словами, выражениями. Тут может прийти в некий баланс уровень всей группы. Кроме того, конечно, воспитатель будет стимулировать общение, предлагая детям развивающие игры и задания.

Малыши раннего дошкольного возраста с легкостью запоминают новые слова в процессе игры. Опытный воспитатель любую деятельность может обратить в игру или небольшое соревнование.

Общение и игры

Многие мамы обращают внимание лишь на негативные аспекты Развитие активной речи детей дошкольного возрастаобщения, по сути, мешая ребенку учиться отношениям.

С этим мальчиком не играй: он грязнуля.

С той девочкой не дружи: она агрессивная.

Эти ребята — плохая компания, они плохие слова говорят.

Примерно такими фразами мамы наставляют детей. Очень часто ребенок разрывается между двумя стремлениями в садике: быть как все и слушаться маму. Такая избирательность в общении приводит к проблемной адаптации и отставанию в социализации. Нужно со всеми уметь находить общий язык.

«Грязнуля» Развитие активной речи детей дошкольного возрастаможет быть просто очень активным ребенком, который во время общения научит вашего малыша новым словам и видам деятельности. Научившись ладить с «агрессивной девочкой», малыш получит важный опыт решения конфликтов. «Плохая компани