Развитие активного словарного запаса ребенка
Теги: Развивайка, Развитие речи
Развитие речи ребенка – важное направление дошкольного и школьного образования. И один из критериев успеха – богатый словарный запас (объем слов, которым ребенок может пользоваться в ходе общения).
Чтобы избежать задержки речевого развития, уже с первого года жизни нужно обогащать словарный запас малыша. Занятия, направленные на расширение и активизацию словаря, должны вестись не от случая к случаю, а ежедневно. Только при условии регулярной и систематической словарной работы вы сможете вырастить эрудированного и интеллектуально развитого ребенка.
Особенности детского словаря по годам
1–3 года
Годовалый малыш знает и умеет употреблять 5–9 одно- или двухсложных слов («дай», «ма-ма», «па-па», «ля-ля»). В следующие 2 года его словарь быстро расширяется за счет слов, которые употребляют его родители в бытовом общении, и достигает 800–1000 лексических единиц.
Тематические категории, которыми оперирует малыш в 1–3 года:
- имена членов семьи, клички домашних животных;
- названия игрушек, окружающих его бытовых вещей (посуды, мебели, пищи);
- наименования 5–10 животных и растений;
- названия времен года и погодных явлений («дождь», «снег», «солнце»).
Основа словаря трехлетнего малыша – существительные с конкретным значением и глаголы. Прилагательные и наречия в этом возрасте не используются: ребенок не может с помощью слов описать предмет или свое эмоциональное состояние.
4–5 лет
В этот период происходит качественный скачок: словарь ребенка обогащается новыми тематическими группами и достигает объема в 1900–2200 слов.
Новые тематические категории в словаре ребенка в 4–5 лет:
- душевные переживания, чувства и эмоции («веселый», «злой», «грустный», «обиженный»);
- качественные характеристики предметов («большой», «зеленый», «холодный»);
- уменьшительно-ласкательные формы («мамочка», «братик»);
- названия детенышей животных («котенок», «утенок»).
В 5 лет ребенок познает основы словообразования. Теперь он может создавать группы однокоренных слов, используя приставки и суффиксы: «вода» – «водяной», «гусь» – «гусенок», «стол» – «столик». При этом он осознает не только родство таких лексических единиц, но и их различия («гусь – это взрослая птица, а гусенок – детеныш»).
5–7 лет
Словарный запас ребенка увеличивается примерно в 2 раза: теперь его объем составляет около 3000–4000 слов.
Тематические группы, которыми должен пользоваться ребенок в 5–7 лет:
- временные интервалы («минута», «час», «год»), дни недели, месяцы и времена года;
- пространственные понятия («верх», «низ», «лево», «право»);
- числительные (от 1 до 10, иногда – до 100);
- имена и фамилии родителей, близких родственников, известных писателей;
- некоторые термины обществознания («страна», «Родина», «народ», «труд», «Россия»), названия городских достопримечательностей и праздников («Новый год», «День рождения», «Рождество»);
- профессии и виды спорта, цвета и оттенки, части человеческого тела, природные явления;
- бытовые предметы (одежда, обувь, головные уборы, игрушки, посуда, мебель, средства гигиены), транспортные средства (водные, наземные, воздушные);
- домашние и дикие животные, растения, фрукты, ягоды, овощи, цветы;
- слова с обобщающим значением («животные», «транспорт», «посуда»);
- эмоционально-оценочные слова со значением чувств и переживаний человека.
Перед зачислением малыша в первый класс почти все школы проводят тестирование, включающее оценку речевого развития ребенка. Вот почему так важно заранее выявить пробелы в знаниях будущего первоклассника и своевременно их устранить.
Способы развития словарного запаса
Существует общепринятая формула, описывающая механизм пополнения детского словаря:
- ребенок слышит слово;
- понимает его значение;
- запоминает слово (отправляет в пассивный словарный запас);
- учится применять его в речи (переводит в активный словарный запас).
Именно на этой универсальной формуле должны быть построены упражнения и занятия, способствующие увеличению словарного запаса крохи. Если хотя бы одно звено будет упущено, необходимое слово не станет частью детского словаря.
Наблюдение с комментариями
С самого рождения крохи начинайте разговаривать с ним: малыш должен привыкнуть к звучанию человеческой речи. Варианты занятий:
- Во время прогулки рассказывайте младенцу обо всем, что вы видите. Постарайтесь сделать рассказ живописным и образным: используйте много прилагательных, употребляйте синонимы. Пример удачного описания: «Это дерево. Оно зеленое, яркое, с сочной листвой. А какое оно большое, высокое и величественное! Это по-настоящему гигантское дерево!» Постарайтесь комментировать события эмоционально: говорите, какие чувства вы испытываете от созерцания радуги или что вы ощущаете, когда к руке прикасается горячий предмет.
- Восьмимесячному ребенку уже можно рассказывать о строении тела. Дотроньтесь до него и скажите: «А вот это ручка, твоя ручка; маленькая розовая ручка». Потом покажите свою руку и скажите: «А вот это моя ручка: посмотри, какая она большая». Не забывайте использовать как можно больше прилагательных.
- Организуйте совместное наблюдение за чем-нибудь: за домашним животным, за насекомым, за колышущимся на ветру деревом или за происходящим на улице. Одновременно комментируйте происходящее: «Смотри, кузнечик ползет по листочку. Сейчас он пошевелил лапкой. Забавный, не правда ли? О, ну все, он ускакал». Если есть возможность, дайте ребенку потрогать наблюдаемый предмет, понюхать или даже облизнуть.
- Можете провести несколько экспериментов с ребенком. Поднесите его ручку к шерстке кошки и скажите: «Это кошка; она мягкая, теплая и гладкая». Потом предложите крохе подержать кусочек льда и скажите: «Это холодный, твердый и мокрый лед».
- С 2 лет можно целенаправленно вводить в словарь малыша новые лексические единицы. Для этого вы должны продемонстрировать ребенку предмет, произнести его название несколько раз и убедиться, что малыш его запомнил. Старайтесь делать это естественно. На прогулке, как бы между прочим, покажите ему дерево и скажите: «Это ель». Покажите на другую ель и снова скажите: «И это ель». Потом, указав на дерево, спросите: «Как ты думаешь, это ель?». Чтобы убедиться, что малыш запомнил слово, покажите на ель и спросите: «Что это за дерево?»
Беседы
С 3 лет ребенок уже понимает смысл звучащего текста и осознает содержание стихов и сказок, которые читает ему мама. Поэтому вы можете обсуждать прочитанные книжки или просмотренные иллюстрации. Эффективные упражнения:
- ребенок рассказывает, что изображено на картинках, составляет по ним рассказы;
- малыш отвечает на вопросы по только что прослушанному тексту (удачные вопросы: кто тебе больше всех понравился? какое событие запомнилось? как бы ты поступил на месте героя? почему?);
- ребенок подробно описывает какой-либо предмет (родители могут задавать уточняющие вопросы: а какой он формы? какого цвета?).
Чтобы изучить названия частей тела и предметов одежды, предложите ребенку описать себя или куклу.
Чтение художественной литературы
Обязательно читайте ребенку вслух. Ведь чтение художественной литературы – важнейший способ обогащения словаря. Дети, которые с детства полюбили книги, обладают более развитой речью, чем их сверстники, умеют грамотно строить предложения, лучше пишут сочинения в школе.
Читая ребенку книгу, постарайтесь четко, громко и правильно произносить слова, не допускать ошибок в артикуляции и постановке ударений. Если в тексте встречаются незнакомые слова, объясняйте их значение малышу.
Словарные игры
- «Назови животное (растение, имя и т.д.)». Возьмите мяч и поставьте детей перед собой полукругом. Кидайте мяч детям по очереди: ребенок, который поймал мяч, должен назвать слово из заданной тематической группы и кинуть мяч обратно. Малыш, который не смог вспомнить слово, выбывает из игры. Победителем считается ребенок, который смог остаться в игре.
- «Съедобное – несъедобное». Ведущий называет любое слово и кидает ребенку мяч. Если слово обозначает съедобный предмет, ребенок ловит мяч, если несъедобный – отбрасывает. Упражнение помогает понять, насколько правильно ребенок освоил значение слов. Например, если малыш утверждает, что тарелка относится к группе съедобных предметов, есть повод призадуматься.
- «Большой – маленький». Правила такие же, как и в предыдущей игре. Ведущий произносит одно слово из пары («стул» или «стульчик», «стол» или «столик», «ложка» или «ложечка»). Если ребенок считает, что ведущий назвал маленький предмет, он ловит мяч, если большой – отбрасывает.
- «Посылка». Каждый игрок получает «посылку» с каким-либо предметом. Ребенок должен подробно описать свой предмет, чтобы остальные поняли, о чем идет речь.
- «Аналогии». Напишите на карточке «уравнение»: «Голубь – птица, кошка – ?». Ребенок должен понять, к какой тематической группе относится второе слово. Это упражнение помогает изучить слова с конкретным и обобщающим значением.
Формирование активного и пассивного словарного запаса
Случается, что ребенок знает слово, но не употребляет его. Причина зачастую кроется в том, что малыш не уверен в его значении. Он просто не знает, в каком контексте его можно использовать. Задача родителей – выявить эти «мертвые» лексические единицы и постараться перевести их в активный запас (объяснить их значение и показать пример употребления в речи).
Для формирования словарного запаса ребенка выбирайте разнообразные методы. Активным и подвижным детям придутся по вкусу игры с мячом: они будут старательно вспоминать слова, лишь бы игра продолжалась. А вот спокойные дети предпочитают прослушивание книг и выполнение упражнений с описанием. И помните! Развитый словарный запас – гарантия успешного обучения в школе.
comments powered by HyperComments
Другие материалы рубрики
Источник
Игры и упражнения для развития
словарного запаса у детей дошкольного возраста.
Активный образ жизни семьи предоставляет благодатный материал для расширения словаря: экскурсии в театр, цирк, зоопарк и др.
1.
Игра с мячом «Я знаю три названия животных (цветов)» или «Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)».
Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.
Ход игры
Раз и два, и три, четыре всё мы знаем в этом мире.
Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша раз, Витя два, Коля три, Андрей четыре, Володя пять». Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте.
2.
Игра с мячом «Кто как разговаривает?»
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Ход игры
Вариант 1. Мяч лови, да поскорей назови язык зверей. Взрослый бросает мяч ребёнку, называя животных. Ребёнок, возвращая мяч, должен правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова, тигр, змея, комар, собака, волк, утка, свинья; мычит, рычит, шипит, пищит, лает, воет, крякает, хрюкает.
Вариант 2. Родители, бросая ребенку мяч, спрашивают: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д.
3. Игра с перебрасыванием мяча «Подскажи словечко»
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Ход игры
Есть всего один ответ. Кто-то знает, кто-то – нет. Родители, бросая мяч ребенку, спрашивают: Ворона каркает, а сорока? Ребенок, возвращая мяч, должен ответить: Сорока стрекочет.
Примеры вопросов: Сова летает, а кролик?
Корова ест сено, а лиса? Крот роет норки, а сорока?
Петух кукарекает, а курица? Лягушка квакает, а лошадь?
У коровы теленок, а у овцы? У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
4. Игра с перебрасыванием мяча «Чей домик?» или «Кто где живет?»
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Ход игры
Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей!
Бросая мяч ребенку, родители задают вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает.
Вариант 1.
Родители: Кто живет в дупле? Белка. Кто живет в скворечнике? Скворцы.
Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д.
Кто живет в будке? Собака.
Кто живет в улье? Пчелы.
Кто живет в норе? Лиса.
Кто живет в логове? Волк.
Кто живет в берлоге? Медведь.
Вариант 2.
Родители: Где живет медведь? Где живет волк?
Ребёнок: В берлоге. В логове.
Вариант 3.
Работа над правильной конструкцией предложения. Ребёнку предлагается дать полный ответ: «Медведь живет в берлоге».
5. Игра с мячом «Скажи ласково»
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход игры
Родители, бросая мяч ребенку, называют первое слово (например, шар), а ребенок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний.
Стол – столик, ключ – ключик.
Шапка – шапочка, белка – белочка.
Книга – книжечка, ложка – ложечка.
Голова – головка, картина – картинка.
Мыло – мыльце, зеркало – зеркальце.
Кукла – куколка, свекла – свеколка.
Коса – косичка, вода – водичка.
Жук – жучок, дуб – дубок.
Вишня – вишенка, башня – башенка.
Платье – платьице, кресло – креслице.
Перо – перышко, стекло – стеклышко.
Часы – часики,трусы – трусики.
6. Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход игры
Человек легко находит, что в природе происходит.
Родители, бросая мяч ребенку, задают вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.
Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна»
Родители: Солнце – что делает? Светит, греет.
Ручьи – что делают? Бегут, журчат.
Снег – что делает? Темнеет, тает.
Птицы – что делают? Прилетают, вьют гнезда, поют песни.
Капель – что делает? Звенит.
Медведь – что делает? Просыпается, выходит из берлоги.
7. Игра с перебрасыванием мяча «Составь предложение»
Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций.
Ход игры
Мячик прыгать я заставлю, предложение составлю.
Мама бросает мяч ребёнку, произнося при этом несогласованные слова (например: «Девочка играть»). Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов («Девочка играет») и бросает мяч обратно.
8. Игра с мячом «Кто как передвигается?»
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости.
Ход игры
Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет.
Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами.
Мама: Летают.
Ребёнок: Птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки.
Плавают: Рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы.
Ползают: Змеи, гусеницы, черви.
Прыгают: Кузнечики, лягушки, жабы блохи, зайцы.
9. Игра с мячом «Какие действия совершают животные?» или «Что делают животные?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие воображения, ловкости.
Ход игры
Что животные умеют – птицы, рыбы, кошки, змеи?
Родители, разными способами, бросая мяч ребенку по очереди, называют какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.
Мама: собака;
Ребёнок – стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит;
Кошка (мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается);
Мышка (шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает);
Утка (летает, плавает, ныряет, крякает);
Ворона (летает, ходит, каркает, клюет);
Змея (ползет, шипит, извивается, жалит, нападает).
10. Игра «Кто, чем занимается?»
Цель: закрепление знаний детей о профессиях, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.
Ход игры
Вариант 1. Никогда мы не забудем, что умеют делать люди.
Бросая или прокатывая мяч ребенку, родители называют профессию, а ребенок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.
Мама: строитель
Ребёнок: строит;
повар (варит (готовит));
носильщик (носит);
чертежник (чертит);
рабочий (работает);
уборщица (убирает);
художник (рисует) и т.д.
Вариант 2. Родители называют глагол, а ребенок профессию (продает – продавец).
11. Игра «Кто может совершать эти движения?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход игры
Кто и что – летит, бежит, ходит, плавает, лежит?
Родители, бросая мяч ребенку, называют глагол, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.
Родители: идет
Ребёнок: человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога;
Бежит (человек, животное, ручей, время);
Летит (птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, время, телеграмма);
Плывет (рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако).
12. Игра «Из чего сделано?»
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Предварительно ребенку объясняется, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный, и т. д.
Ход игры
Вот предмет, а из чего люди сделали его?
Родители, бросая мяч ребенку, говорят: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».
Родители: рукавички из меха…
Ребёнок: меховые;
тазик из меди… медный;
медвежонок из плюша… плюшевый;
рукавички из шерсти… шерстяные;
стакан из стекла… стеклянный;
ваза из хрусталя… хрустальная.
Можно предложить детям составить предложения с данными словосочетаниями. Например: У Маши есть плюшевый мишка.
13. Игра «Лови да бросай – цвета называй»
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.
Ход игры
Что у нас какого цвета – мы расскажем вам об этом.
Родители, бросая мяч ребенку, называют прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
Родители: красный –
Ребёнок: мак, огонь, флаг
оранжевый – апельсин, морковь, заря;
желтый – цыпленок, солнце, репа;
зеленый – огурец, трава, лес;
голубой – небо, лед, незабудки;
синий – колокольчик, море, чернила;
фиолетовый – слива, сирень, сумерки.
14. Игра «Третий лишний» («Четвертый лишний»)
Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
Ход игры
Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас.
Родители, бросая мяч ребенку, называют три или четыре слова и просят определить, какое слово лишнее.
Например: Голубой, красный, спелый.
Кабачок, огурец, лимон.
Пасмурно, ненастно, ясно.
Осень, лето, суббота, зима.
Понедельник, вторник, лето, воскресенье.
День, ночь, утро, весна.
Ребёнок, бросая мяч обратно, называет лишнее слово.
15. Игра «Чья голова?»
Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных окончаний достигается путем неоднократного повторения слов в игровых ситуациях.
Ход игры
Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова.
Родители, бросая мяч ребёнку, говорят: «У вороны голова…», а ребенок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».
Примеры: у рыси голова рысья
у рыбы – рыбья
у кошки – кошачья
у сороки – сорочья
у зайца – заячья
у кролика – кроличья
у верблюда – верблюжья
у лошади – лошадиная
у утки – утиная
у лебедя – лебединая
у оленя – оленья
у лисы – лисья
у собаки – собачья
у птицы – птичья
у овцы – овечья
у белки – беличья
у медведя – медвежья
у тигра – тигриная
у курицы – куриная
у голубя – голубиная
у орла – орлиная
Усложнение. Составление предложений с этими прилагательными.
16. Игра «Что бывает круглым?»
Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход игры
Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.
Перебрасывая мяч ребёнку различными способами, родители задают вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч.
• 1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня…)
• 2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка, лента, шнур…)
• 3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, дом, шкаф…)
• 4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье…)
• 5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь…)
• 6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко…)
• 7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли…)
• 8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка…)
• 9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока…)
• 10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок…)
• 11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).
• 12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей…)
17. Игра «Один – много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.
Ход игры
Мы – волшебники немного: был один, а станет много.
Родители бросают мяч ребёнку, называя имена существительные в единственном числе. Ребёнок бросает мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре.
Примеры: Стол – столы
двор – дворы
нос – носы
гора – горы
нора – норы
мост – мосты
дом – дома
глаз – глаза
лист-листья
18. Игра «Сосчитай-ка до пяти»
Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход игры
Сколько их – всегда мы знаем. Хорошо мы все считаем.
Родители бросают мяч ребенку и произносят сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «два», …«пять» (или «шесть», «семь», «восемь»…). Сначала лучше называть сочетания по принципу сходства окончаний имен существительных.
П-р: один стол – пять столов
один слон – пять слонов
одна гайка – пять гаек
одна майка – пять маек
один утенок – пять утят
один гусенок – пять гусят
один цыпленок – пять цыплят
один заяц – пять зайцев
одна банка – пять банок
одна рукавица – пять рукавиц
одна пуговица – пять пуговиц
одна мыльница – пять мыльниц
Вариант «А у меня»
Родитель бросает мяч и произносит: «У меня один стол». Ребенок, бросая мяч обратно, отвечает: «А у меня пять столов».
19. Игра «Где мяч?»
Цель: закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания.
Ход игры
Вариант 1. Мячик, мячик, где лежишь? Ты от нас не убежишь.
Ребёнок выполняет задание с мячом: «Подними мяч над головой, положи мяч у правой ноги, положи мяч на ковер, перед собой» и т.п.
Вариант 2. Ребёнок отвечает на вопрос: «Где лежит мяч?» (на столе, на полу, в углу, около стола, под столом…)
20. Игра «Хорошо – плохо»
Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения ловкости.
Ход игры
Мир не плох и не хорош – объясню, и ты поймешь.
Родители задают тему обсуждения. Ребёнок, передавая мяч по кругу, рассказывает, что, на его взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.
Родитель: дождь.
Ребёнок: дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным.
Родитель: город.
Ребёнок: хорошо, что я живу в городе: можно ездить на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.
Вариант «Нравится не нравится» (о временах года).
Родитель: зима.
Ребёнок: мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер.
21. Игра «Вчера, сегодня, завтра»
Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, развитие внимания, ловкости, воображения, фразовой речи.
Ход игры
Вариант 1. То, что было, то, что будет, каждый помнит – не забудет.
Мама бросает мяч по очереди всем играющим, задавая вопросы: Ты ответь мне, будь добра, Что ты делала вчера?
Все ли сделал, что хотел?
За сегодня что успел?
Я еще узнать хотела – что ты завтра будешь делать?
Играющие, возвращая мяч ведущему, отвечают на вопросы.
Вариант 2. Сидя в кругу, перекидываем мяч друг другу и рассказываем о том, что было с нами вчера, сегодня и, что собираемся делать завтра. Содержание рассказов может быть как реальным, так и вымышленным.
22. Игра «Утро, день, вечер, ночь»
Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, закрепление названий частей суток, их последовательности; развитие внимания, ловкости.
Ход игры
Утро, вечер, день и ночь навсегда уходят прочь. Провожать их не спеши, что ты делал, расскажи.
Перебрасывая мяч различными способами (с ударами мяча об пол, перекатывание), ребёнок отвечает на вопросы родителей и рассказывает, что он делал утром, днем, что будут делать вечером, ночью.
• Что ты делал утром?
• Что ты делал вечером?
Вариант1.
1. «Назови «соседей» утра».
2. «Сначала вечер, а потом?..»
3. «Назови пропущенное слово» (Мы завтракаем утром, а обедаем…)
23. Игра «Лови, бросай, дни недели называй»
Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.
Ход игры
В календарь не зря глядели – все мы помним дни недели.
Играющие становятся в круг. Ведущий, бросая мяч кому-нибудь, может начать с любого дня недели: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда…» Все по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели. Усложнение. Ребёнок и родители встают в круг и, называя дни недели, на каждое слово хлопают мячом об пол: «Понедельник. Вторник…» Вместо следующего дня недели родитель называет имя ребенка: «Саша!» Ребенок подхватывает мяч и продолжает, бросая мяч об пол. Можно называть дни недели и в обратном порядке.
24. Игра «Месяцы и их последовательность»
Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.
Ход игры
Месяц к месяцу встает – каждый всех их назовет.
Родители с детьми называют месяцы, бросая мяч об пол: «Январь, февраль, март…». Вместо следующего месяца, родитель называет имя ребенка: «Маша!». Ребенок подхватывает мяч и продолжает называть месяцы, хлопая мячом об пол.
25. Игра «Что за чем?»
Цель: Закрепление временных понятий в активном словаре ребенка, развитие мышления.
Ход игры
Что за чем у нас идет каждый год и круглый год?
Играющие встают в круг. Ведущий бросает мяч по очереди играющим и задает вопросы. Например: «Зима. А что за нею?».
Игрок отвечает: «Весна», и бросает мяч ведущему.
Варианты вопросов: «Зима. А что за нею?» – «Весна. А что за нею?»
«Сколько месяцев в году?»
«Назовите летние месяцы».
«Назовите первый месяц весны».
«Назовите последний месяц зимы».
«С какого месяца начинается осень?»
«Каким месяцем заканчивается осень?
И многие другие игры: «Бывает — не бывает», «Кем ты хочешь стать?», «Кто чем работает?» и тд
Источник