Развитие активного и пассивного словаря ребенка раннего возраста

Светлана Шумакова
Этапы работы по развитию активного и пассивного словаря детей. Часть 1

Развитие лексической стороны речи является важным разделом логопедической работы. Ребенок должен уметь узнавать и понимать те слова, которые слышит, уметь отбирать слова для высказываний и правильно их употреблять как в структурной, так и в смысловой связи. На основе своего значения и грамматических признаков слова в языке группируются в лексико-грамматические категории – части речи, одни из которых передают вещественные лексические значения, а другие – лишь грамматические и употребляются для связи слов в предложении или для связи предложений. Помимо собственно лексического значения, слова имеют эмоционально-экспрессивную окраску.

При работе над развитием лексической стороны речи логопеду необходимо учитывать многоаспектность слова и предусматривать несколько на-правлений работы над ними:

работать над расширением объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности;

– уточнять значение слов;

работать над развитием умения отличать правильно и неправильно произносимые слова;

работать над развитием пассивного словаря, т. е. накоплением в памяти слов, которые умеет узнавать и понимать ребенок;

работать над систематизацией слов, которыми располагает ребенок, группировать их по разным признакам;

работать над сопоставлением, сравнением слов по их лексическим значениям (синонимами, антонимами);

работать над смысловой сочетаемостью слов;

работать над активизацией словаря, совершенствованием процессов поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь.

Процесс усвоения слов родного языка происходит поэтапно. В его основе лежит обучение дошкольников составлению различных видов предложений. Виды предложений постоянно усложняются. На I этапе развития речи ребенок пользуется только отдельными словами – это этап однословного предложения. Основная задача логопедического воздействия на I этапе обучения заключается в накоплении пассивного словарного запаса. Детям предлагается запомнить, как называются их игрушки (кукла, машинка, пирамида и т. п.); части тела (ноги, руки, голова и т. д.); предметы одежды (пальто, шапка, рубашка и т. п.); предметы домашнего обихода, с которыми ребенок ежедневно соприкасается (стол, стул, чашка, ложка); отдельные названия предметов и явлений окружающей его жизни (вода, земля, солнце, цветы) названия животных, которых ребенок часто видит.

Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые ребенок совершает сам (спит, ест, сидит, идет, прыгает, играет, умывается, одевается, раздевается, поливает, говорит, рисует). Кроме того, ребенок должен знать названия действий, которые совершают близкие ему люди, но этот словарь может ограничиваться названиями только тех действий, которые ребенок неоднократно наблюдал (читает, пишет, стирает, гладит и т. д., или действий, совершающихся дома, на улице (машина едет, самолет ле-тит, листья падают, телефон звонит). У детей с недоразвитием речи глагольный пассивный словарь меньше предметного пассивного словаря. Поэтому если дети знают названия предметов, некоторых животных и т. д., то необходимо начать обучать их понимать названия действий, а также понимать вопросы,задаваемые по поводу происходящих действий: где? куда? что? откуда? кому? для кого? В работе с неговорящими детьми не рекомендуется перегружать их пассивный лексикон словами с отвлеченным значением или обобщающими словами.

Материалом для проведения занятий могут быть игрушки, предметы домашнего обихода, одежда, посуда, продукты питания и т. д.

Ответственным моментом в логопедической работе с детьми на I этапе будет создание потребности подражать слову взрослого. Подражательные речевые реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах («ам», «му», «ко-ко»).

Активизация речи детей, или вызывание речевого подражания, должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с игрой, с наглядной ситуацией, что достигается при различных, но обязательных условиях: эмоциональности контакта с ребенком, определенного уровня понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации.

Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражания вообще: «Сделай, как я де-лаю».

В итоге логопедической работы на I этапе формирования устной речи дети должны научиться в пассиве соотносить предметы и действия с их словесным обозначением. Пассивный словарь должен состоять из названий предметов, которые ребенок часто видит; действий, которые совершает сам или их совершают знакомые ему лица; некоторых своих состояний (холодно, тепло, жарко). У детей должна появиться потребность подражать слову взрослого. Словесная подражательная деятельность может проявляться в любых рече- звуковых выражениях, без коррекции их со стороны взрослых.

II этапобучения предполагает следующие основные задачи:

1) научить детей правильно строить двухсловные предложения типа: обращение+повеление; повеление +название предмета;

2) заучивать отдельные обиходные словосочетания;

3) произносить ударный слог слова;

4) расширить объем понимания чужой речи.

Одно из главных условий логопедической работы с детьми, которым не-доступно элементарное словоизменение, – проведение мероприятий, способствующих развитию смысловой стороны речи. В экспрессивную речь переводится только то, что ребенку понятно и имеется в его импрессивной речи.

Желательно, чтобы дети на этом этапе научились различать количество предметов (много-мало-один, величину (большой – маленький, вкус (сладкий – соленый, а также их пространственное расположение, если эти предметы находятся в привычных для ребенка местах. Если ребенок упорно не соотносит цвет или величину с их словесным обозначением, то надо ограничиться сличением предметов по их цвету и ли величине, отложив работу по запоминанию названий цвета на более поздние сроки.

Читайте также:  Показатели отклонений в развитии ребенка раннего возраста

Особое внимание следует обратить на обучение детей различению грамматических форм единственного и множественного числа некоторых существительных и глаголов. На данном этаперекомендуется использовать следующие логопедические приемы: называние предметов или предметных картинок; просьба передать, взять, отдать предмет; договаривание начатых логопедом фраз со зрительной опорой на предмет или его изображение; называние действий в повелительном наклонении. Необходимым условием является многократно проговаривание детьми усвоенных слов.

В итоге II этапа обучения дети должны усвоить место ударения в за-ученных словах, воспроизводить ритмико-интонационную структуру двух- и желательно трехсложных слов. В понимании речи дети должны соотносить предметы с их функцией, названной взрослым, узнавать знакомые предметы по описанию главных их признаков, уметь показом или в доступной словесной форме ответить на вопросы косвенных падежей, поставленные, логопедом к деталям сюжетных картин.

На III этапе обучения дети должны научиться согласовывать подлежащее и сказуемое в третьем лице единственного и множественного числа на-стоящего времени изъявительного наклонения. Запас этих обиходно-разговорных глаголов невелик,но некоторые из них дети должны правильно употреблять в нескольких формах: инфинитиве, повелительном наклонении и в изъявительном наклонении настоящего времени 3-го лица единственного и множественного числа.

Работа над слоговой структурой слов завершается усвоением ритмико-слогового рисунка двухсложных и трехсложных слов. Допустимы нарушения звукопроизношения. Понимание речи включает понимание некоторых грамматических форм слов, несложных рассказов, коротких сказок.

Логопедическая работа IV этапа направлена на то, чтобы научить детей составлять простые предложения разных типов из 3-5 слов. При этом необходимо научить выражать связь между словами с помощью окончаний с правильным фонетическим оформлением. В конструкциях, состоящих из косвенных падежей с предлогами, дети могут опускать предлоги. С помощью вопросов логопед исправляет порядок слов в предложении, следит, чтобы ребенок, составляя предложение, употреблял глагол в нужной форме, согласуя в числе и лице с существительным.

С четвертого этапа начинается обучение детей словоизменению, кото-рое будет продолжаться и на последующих этапах. Формирование грамматических форм существительных и глаголов, а затем и остальных частей речи обеспечивается тем, что различные формы одного и того же слова противопоставляются друг другу. Для этого противопоставления необходимы определенный лексический запас и определенная последовательность грамматических противопоставлений.

Исходя из данных онтогенеза речи, рекомендуется начинать интенсивное обучение словоизменению при накоплении 100 – 150 слов-названий предметов и около 40-50 названий действий (глаголов). Внимание детей надо обратить на концы слов, при изменении которых дети сохраняют интонационно-ритмический рисунок, т. е. количество слогов в изменяемом слове.

Если на первых этапах выполнения заданий однословные ответы детей вполне допустимы, то в дальнейшем от ребенка требуется проговаривание всего предложения с правильным грамматическим оформлением. Детям с общим недоразвитием речи трудно оформить грамматически правильно второе, зависимое от глагола слово, чем первое,например: «Девочка гонит козу прут (ом)».

Чем больше дети составляют предложений по демонстрируемым действиям, сюжетным картинкам, развернуто ответят на вопросы, тем быстрее подвинутся в своем речевом развитии. Поэтому вне занятий необходимо использовать любую предметную ситуацию, любой сюжет картины,о которых можно спросить: кто (что) это? что он (она) делает? чем? кому? где? куда? и т. д.

На IV этапе усложняется работа над слоговой структурой слов, в отрабатываемые слова вводятся стечения согласных звуков с учетом того, что звуки, составляющие эти стечения, уже правильно произносятся. Отработанные стечения согласных звуков затем вводятся в слова, которые обязательно проговариваются детьми по слогам.

Важна работа по заучиванию стихов. Начинать ее следует со стихов в 2 строчки с обязательной опорой на предметные или несложные сюжетные картинки. При заучивании стихов необходимо убедиться в понимании их содержания, для чего к картинкам поставить соответствующие вопросы.

Если дети научились отвечать на вопросы, составлять предложения по демонстрируемым действиям и несложным сюжетным картинкам, выучили несколько двустиший, можно начать их обучение элементам пересказа (2-4 предложения). Однако на этом этапе обучение связной речи не выделяется в самостоятельную задачу вследствие скудного словарного запаса.

В итоге логопедической работы на IV этапе дети овладевают разговорнобытовой речью, т. е. она приобретает коммуникативную функцию.

Источник

Мария Терлецкая
Особенности развития словаря у детей раннего дошкольного возраста

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Терлецкая Мария Павловна,

отделение педагогических специальностей,

специальность: дошкольное образование.

Научный руководитель: Пасюкова Е. В. ,

преподаватель ПЦК психологии и педагогики ЮСПК СахГУ

Аннотация: в данной статье рассматриваются теоретические аспекты развития словаря. Особенности развития словаря у детей раннего дошкольного возраста

Ключевые слова: речь, словарь, дошкольный возраст, активный словарь, пассивный словарь.

В настоящее время проблема развития словаря у детей раннего дошкольного возраста становится весьма актуальнойв связи с тем, что на современном этапе развития человека речь крайне необходима для установления контактов, для выражения своих мыслей и помыслов. Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребёнком речи. Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте [1].

Читайте также:  Развитие ребенка с овз по основным развитиям

Исследованию речевого развития посвятили свои труды такие выдающиеся психологи, педагоги как Л. С. Выготский [2], А. А. Леонтьев [3], Д. Б. Эльконин [4], В. А. Звегинцева [5], О. С. Ушакова [6], В. В. Гербова [7], Е,И, Тихеева [8] и др.

Богатство словаря выступает признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития ребенка. Так, в процессе развития словаря происходит накопление и уточнение представлений, формирование понятий, развитие содержательной стороны мышления. Вместе с тем, осуществляется развитие операциональной стороны мышления, т. к. овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Как отмечает А. Н. Леонтьев [3], овладение словарем выступает существенным условием умственного развития ребенка, т. к. в процессе своего развития, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов ребенок усваивает содержание исторического опыта. В свою очередь, бедность словаря препятствует полноценному общению ребенка, а следовательно, и общему развитию ребенка. Поэтому проблема развития словаря детей остается актуальной и сегодня.

Развитие словаря является достаточно долгим процессом количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и развития способности применять их в тех или иных условиях общения.

В ходе развития словаря ребенка, происходит уточнение его представлений, углубление его чувств, формирование его социального опыта. Все эти процессы играют важную роль в развитии ребенка в дошкольный период, т. к. именно они становятся основой для развития мышления и речи, формирования социальных контактов и для формирования личности в целом.

Слова, составляющие наш язык, не являются абсолютно обособленными элементами, все они связаны между собой и составляют общую лексическую систему. Таким образом, в составе лексической системы слова являются лексическими единицами. Все лексические единицы связаны друг с другом посредством тех или иных отношений, проявляющихся в значении, форме и т. д. Кроме того, место лексической единицы зависит от его многозначности, совместимости с другими лексическими единицами. При овладении лексикой эти связи начинают взаимодействовать, в результате чего вокруг каждого слова образуются смысловые (семантические) поля, или если говорить иначе – вербальные сети. Таким образом, можно сделать вывод, что ребенок, овладевая лексикой, усваивает как отдельные лексические единицы (слова, так и их взаимосвязи.

Отечественный исследователь В. А. Звегинцев [5] выделил основные стороны значения слова, которыми должен овладеть ребенок, к ним он отнес сопоставление слова с предметом, сопоставление слова с другими лексическими единицами внутри лексической системы языка, а также взаимосвязь слова с конкретным понятием.

Также исследователи выделяют два основных направления в работе по развитию словаря детей:

1. Освоение ребенком предметной отнесенности слов и их понятийного содержания;

2. Усвоение слова как лексической единицы в составе лексической системы, его связей с другими лексическими единицами.

Также среди особенностей развития словаря детей можно выделить тот факт, что словарная работа тесно переплетена со всей воспитательно-образовательной деятельностью, осуществляемой с детьми. Так, например, пополнение словарного запаса совершается в ходе знакомства детей с окружающим их миром, а также в процессе выполнения любого вида детской деятельности, в быту и в ходе взаимодействия со взрослыми и с другими детьми.

Ранний возраст сензитивен для развития речи. Д. Б. Эльконин [4] подчеркивал, что речь здесь выступает не как функция, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями. Это средство развития самостоятельной предметной деятельности. Д. Б. Эльконин [4] писал, что для периода раннего детства характерно интеллектуальное решение задач, т. е. такое решение, которое основано на учитывании ребенком соотношения элементов ситуации, орудий (предметов) и достижения цели. В этот период интенсивно развивается речь. Ребенок от автономного, аффективно окрашенного, ситуативного слова переходит к словам, имеющим предметную отнесенность, несущим функциональную нагрузку, выражающим целые предложения, а потом к расчлененному предложению и речевой форме коммуникации в собственном смысле слова.

К настоящему времени выделены два аспекта развития словаря у детей раннего дошкольного возраста:

• количественный рост словарного запаса,

• усвоение значений слов.

Рассмотрим каждый из этих аспектов подробнее:

Количественный рост словарно запаса зависит от особенностей жизни и воспитания ребенка. В связи с этим, данные о количественном росте словаря детей в научной литературе разнятся. Однако в целом, первые осмысленные слова начинают появляться у ребенка к концу первого года жизни. Нормой для ребенка одного года считается развитие словаря до 10–12 слов. При этом, развитие понимания речи намного опережает активный словарь ребенка. Затем, начиная 1,5 лет идет быстрое пополнение активного словаря ребенка, и к концу второго года жизни он составляет 300 – 400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. Как отмечают исследователи, такой большой скачок в количественном развитии словаря детей раннего дошкольного возраста осуществляется не только и не столько за счет заимствования слов из речи взрослых, сколько за счет овладения способами образования слов.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка в доу по областям

Все слова, которые знает ребёнок, являются его словарный запасом. При этом те слова, которые ребенок понимает он сам не произносит, относится к пассивному словарю. А те слова и фразы, которые постоянно использует в повседневной речи входит в активный. Пассивный словарь – слова, которые говорящий понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадается по контексту.

Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и активно употребляет. В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях – ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями жизни ребенка.

Например, если годовалого ребенка спросить «где кошка?» и он покажет на питомца или на соответствующую картинку пальчиком, значит слово «кошка» уже есть в его пассивном словаре. Когда малыш самостоятельно скажет «кошка» или «коска», или любой другой звук, обозначающие для ребёнка кошку, можно сказать что слово перешло в активный лексикон.

Также исследователи отмечают, что в составе словаря ребенка проявляются его интересы и потребности, а также то, что его окружает. Так, согласно данным исследования, проведенного В. В. Гербовой [7], большую часть употребляемых детьми раннего дошкольного возраста существительных составляют названия предметов обихода (36%); следующее место занимают названия объектов живой природы (16,5%); затем идут названия средств передвижения (15,9%).

Как показывают различные исследования, процесс развитие словаря наиболее активно происходит в возрасте 2-4 лет. Новые слова дети выстраивают по законам языка на основе подражания тем формам, которые они слышат от окружающих взрослых.

Работа по развитию словаря проводится с учетом возраста ребенка и личных особенностей его словаря, развития его психики в целом, а также с учетом текущих воспитательных задач. Вместе с тем, существуют метод и приемы, которые являются необходимыми для всех возрастных периодов.

Исследователи выделяют две группы методов развития словарного запаса дошкольников: методы накопления содержания детской речи и методы закрепления и активизации словаря, развития его смысловой стороны.

Первая группа включает методы:

• Непосредственного ознакомления с окружающим миром; рассматривание и обследование предметов; наблюдение; целевые прогулки.

• Опосредованного ознакомления с окружающем миром; рассматривание картин; чтение художественных произведений; показ видеофильмов.

Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря:

• Рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, игры и упражнения.

Однако, исследователи отмечают, что помимо указанных методов и приемов развитие словаря детей раннего дошкольного возраста происходит также в ходе выполнения различных видов деятельности. При этом, важную роль в этом процессе играет бытовая деятельность, в ходе которой дети раннего возраста осваивают жизненно необходимый обиходный словарь. Естественность ситуаций общения в быту, связь с чувственным восприятием, собственная деятельность приводят к тому, что дошкольник достаточно быстро запоминает слова, а также осваивает стоящие за словами обобщения, основанные на характерных признаках. Необходимо отметить большое значение игровой деятельности для развития словаря детей раннего дошкольного возраста, т. к. играя, манипулируя с предметами и взаимодействуя друг с другом, дети неизменно прибегают к использованию соответствующих слов.

Теоретический анализ источников по проблеме развития словаря у детей раннего дошкольного возраста позволяет сделать следующие выводы целенаправленная работа по развитию словаря уже в младшей группе детского сада значительно содействует обогащению словаря детей. В ходе такой работы дети раннего дошкольного возраста начинают интересоваться наименованием предметов. При этом, интенсивное развитие словаря детей оказывает положительное воздействие на их поведение, а также улучшает их предметную и игровую деятельность.

Список использованной литературы

1. ФГОС ДО Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

2. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М.: Издательство АСТ, 2008.

3. Гербова, В. В. Учусь говорить [Текст] / В. В. Гербова. – М.: Просвещение, 2001.-159с.

4. Левина, Р. Е. Воспитание правильной речи у детей / Р. Е. Левина, М. А. Арутюнян // Школьный логопед. – 2012. – № 2. – С. 35–47.

5. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников/ Н. А. Стародубова. – М., 2006.

6. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития: лекции. М.: Педагогический университет Первое сентября 2010. – 68 c.

7. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 2005. – 159 с.

8. Эльконин Д. Б. Психология развития человека. – М.: Аспект- Пресс, М., 2001. – 460 с.

Источник