Развитие адекватной самооценки у ребенка

1. Не вешайте «ярлыки» на ребенка. В порыве досады многие из родителей бросают в ребенка фразами: «какой же ты недотепа!», «ты у меня ужасный неряха», «ты просто тупица!», «от тебя не будет толку в будущем» и пр. Если ребенок изо дня в день слышит про себя нелестные отзывы от самых близких и родных людей, вряд ли он будет думать о себе обратное и вырастет с адекватной самооценкой и уверенным взглядом в свое будущее.

2. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Зачастую дети и сами понимают, что, к примеру, «Маша намного способнее в учебе», а «Миша – сильнее и увереннее в себе». Ваш ребенок и сам постоянно сравнивает себя с ровесниками и, таким образом, формирует внутреннюю самооценку. А если вы еще и «помогаете» ему в этом – регулярно критикуете и приводят обидные сравнения – самооценка вашего чада рано или поздно упадет до самого минимума. Чтобы избежать такой ситуации, напротив, подчеркивайте достоинства вашего ребенка в сравнении с другими детьми.

3. Не ругайте за неудачи в учебе. Если ребенку с трудом даются школьные науки, не стоит ежедневно отчитывать его и еще более усугублять ситуацию. Когда родители каждый день достают из портфеля ребенка дневник и отчитывают его за каждую плохую отметку (а некоторые амбициозные мамы и папы ругают даже за четверку) – ждать от ребенка уверенности в себе, скорее всего, не придется. Если вы хотите подтянуть ваше чадо в учебе – занимайтесь с ним дополнительно. А в случае, когда малыш сильно переживает, что не получил пятерку, внушите мысль, что отличные оценки не главное в жизни, намного важнее – приобретенные знания.

4. Не подавляйте ребенка в ссорах. Разрешите и ему высказывать свою точку зрения и отстаивать собственное мнение. Не подавляйте малыша там, где в этом нет необходимости. Нередко родители совершают серьезную ошибку, когда не дают ребенку сказать ни слова в свое оправдание. Столь жесткое подавление личности может самым негативным образом сказаться не только на уверенности в себе, но и серьезно расшатать психику ребенка.

5. Предоставляйте право выбора. Разрешите ребенку принимать самостоятельно некоторые решения – при выборе игрушек, предметов одежды или маршрута прогулки. Все это не только сделает его более самостоятельным, но и укрепит его уверенность в себе.

6. Разговаривайте с ребенком. Нередко доверительная беседа в спокойной обстановке творит настоящие чудеса. Большинство детей любят длительные беседы, в которых родители вспоминают свое детство, приводят аналогичные истории из их школьной жизни и рассказывают, как они справлялись с возникающими трудностями.

Расскажите, как вы чего-то боялись или что-то вам никак не удавалось сделать, но как успешно вы справились со сложностями и как со временем становились все более уверенным в себе.

7. Хвалите ребенка. Не секрет, что в восточных семьях, где ребенка часто захваливают и открыто гордятся его достижениями и успехами, редко вырастают закомплексованные люди. Ребенок с пеленок должен осознавать, что в семье его считают самым лучшим на свете. Говорите девочке, что она очень красива, талантлива и способна. Мальчикам подчеркивайте, что они умны, сильны и ловки.

Ежедневно делайте акцент на реальных достоинствах малыша. Если ваше чадо способно в математике или в спорте, делайте акцент на этом. Ни одно достижение или способность ребенка не должны остаться незамеченными в семье.

8. Говорите правильные слова-установки. «Мы рады, что ты у нас родился», «мы очень любим тебя», «мы понимаем тебя», «мы всегда защитим тебя», «мы доверяем тебе» – вот те фразы, которые должны произноситься в семье ежедневно. Главное, чтобы они говорились искренне. Как правило, дети чувствуют фальшь, и в следующий раз не станут серьезно воспринимать эти слова. Поэтому найдите такие выражения, в которые вы искренне верили бы сами.

9. Давайте ребенку небольшие задания, которые бы он с успехом мог выполнить. Возможно, ваше чадо прекрасно умеет вытирать пыль или идеально складывать свои вещи в шкаф – значит, надо просить его это делать и подчеркивать отличное выполнения задания. Покажите ребенку, что он способен сделать некоторые вещи даже лучше вас.

10. Учите не бояться неудач. Объясните малышу, что все совершают ошибки, и это вполне естественно. Приучайте ребенка решать проблемы, не унывая и смело смотря вперед. Настраивайте на позитивное мышление и приучайте к оптимистическому восприятию мира.

11. Подбирайте литературу, которая бы учила выходить с достоинством из самой сложной ситуации и наглядно демонстрировала бы, что только сильный духом и уверенный в себе человек может решить любую проблему. Предложите для начала прочесть «Робинзон Крузо», «Повесть о настоящем человеке» или похожие истории, которые могут научить ребенка не бояться сложностей.

12. Найдите сферу, где ребенок был бы наиболее успешен. Так, например, если малыш не умеет рисовать и сам понимает, что его картины много хуже, чем у маленьких коллег по изо-студии, не стоит водить туда ребенка. Часто от родителей можно услышать: «Начатое дело надо доводить до конца, и ребенок обязан закончить музыкальную (художественную) школу». Как уверяют психологи: это не верный подход и ничего полезного в развитие творческих способностей и уверенности в себе он не принесет. У каждого малыша обязательно найдется та сфера, где он смог бы максимально проявить свои таланты: кто-то в пении, кто-то в спорте, кто-то в театральной студии. Но эти таланты проявляются не сразу – порой нужно попробовать несколько секций-кружков, чтобы понять, в чем действительно силен ребенок. Поддерживайте все начинания ребенка и предоставьте ему возможность выбрать занятие по душе.

13. Создайте правильную обстановку дома. Спокойная, гармоничная аура в доме, благоприятный психологический климат – пожалуй, одно из самых главных моментов в психологическом развитии ребенка. Если малыш видит любящих друг друга родителей, понимает, что его любят и уважают как личность, – то он вырастет с адекватной самооценкой и уверенностью в себе. Не стоит забывать, что то, какая самооценка будет у вашего ребенка – зависит, в первую очередь, только от самих родителей.

  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
  • Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.
  • Поощряйте в ребенке инициативу.
  • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: “У мамы не получился пирог — ну, ничего, в следующий раз положим больше муки”. Или: “Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!”.
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).
  • Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.
  • Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.
  • Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.
  • Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.

Источник

Как развивать самооценку ребенка

         Что такое самооценка? 

Это то, как человек оценивает себя, свои возможности, поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию.

Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Часто мы слышим: “Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать, др.) так и не научился!” Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе; это потом, в школьном возрасте, он научится сам оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.

Как проявляется уровень самооценки в поведении? 

Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт – вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается.

При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: “Я – самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать”. Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.

Это, конечно, очень краткие описания. Но, может быть, кто-то из вас, дорогие родители, узнал своего ребенка?

Тест «ЛЕСЕНКА»
(тест «Десять ступенек»)

Хотите проверить, какая самооценка у вашего малыша? Это легко сделать с помощью теста “Лесенка”. Его используют с 3-х лет.

Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке – чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, поэтому можно его об этом переспросить. А теперь спросите, на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.

  • Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.
  • Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная).
  • А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена.
  • Но для детей-дошколят завышенной считается самооценка, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.

Что же делать, если самооценка Вашего ребенка неадекватна (сильно завышена или занижена)? Уровень самооценки может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи – все это оказывает влияние на отношение малыша к себе. То есть, мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку.

В основе самооценки лежит возникшее еще в раннем детстве эмоционально положительное отношение к себе.

Задача родителей заключается в том, чтобы  поддерживать такое отношение к  себе  у ребенка, а значит:

-не быть излишне критичными;

-не критиковать, не ругать ребенка громко, при всех;

-не сравнивать достижения ребенка с результатами деятельности сверстников;

-оказывать ребенку помощь, не отказывать в просьбах, но и не  мешать проявлениям самостоятельности;

-не ограничивать его общение со сверстниками;

-если ребенок часто болеет, пропускает детский сад, находить возможности для организации его встреч с друзьями в  выходные дни;

-помогать ребенку приобретать новых друзей во  время летнего отдыха.

        В 5-6 лет начинает складываться  детская личность, развивается важнейшая личностная черта-нравственность

        Нравственность-это  система внутренних правил человека, основанная на гуманистических ценностях  доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти  на  помощь.

        С  5 лет ребенок также начинает понимать  моральные нормы: не драться, слушаться, дружить, принимать в  игру, угощать, помогать младшим, не обзываться, не врать и т. д.

        Важно помнить, что применение в  общении со сверстниками моральных норм и правил определяет статусное положение ребенка. Для этого вы должны как можно больше общаться со  своим ребенком, стараться подавать хороший пример, создавать благоприятную атмосферу в семье, завести и поддерживать семейные традиции, укреплять семейное единство.

        Однако  ориентирами поведения для ребенка могут  служить сверстники, пользующиеся популярностью в детской группе или компании. В любом детском коллективе бывают популярные дети, с которыми все  играют, дружат, и не популярные, которых не все  сверстники принимают в совместную игру. Поэтому  очень важно следить за тем, чтобы ребенок не испытывал отрицательных эмоций при общении со сверстниками и занял достаточно высокую статусную позицию в детском коллективе.

        Причины непопулярности детей в детском коллективе:        

-уровень развития навыков общения;

-непривлекательный внешний вид;

-степень развития игровых навыков;

-обладание или не обладание  заманчивыми игрушками, предметами.

При этом надо учитывать, что ребенок может не отвергаться сверстниками, но сам не желать общения с ними.

Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки

  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польет цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Если малыш давно умеет сам есть ложкой, не нужно каждый раз за это хвалить, но если у него получилось поесть аккуратно, не размазав кашу по всему столу, обязательно отметьте это достижение.
  • Поощряйте в ребенку инициативу.
  • Не забывайте, что малыш внимательно наблюдает за Вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: “У мамы не получился пирог, ну ничего, в следующий раз положим больше муки” / “Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!”
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).
  • Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь!

Игры, которые помогут Вам лучше узнать своего ребенка, сформировать и поддержать у него адекватную самооценку

“Имя” 

Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценку малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.

“Проигрывание ситуаций” 

Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни ребенка. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:

— Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоиться.

— Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату), как ты поделишь их? Почему?

— Ребята из твоей группы в д/с играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя? (Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.)

“Жмурки” 

Не удивляйтесь, эта старая, всем известная игра очень полезна: она поможет Вашему ребенку почуствовать себя в роли лидера, что может, в случае успеха, значительно воздействовать на самооценку. Можно играть в классические “Жмурки” (с завязанными глазами “жмурка” ищет детей по голосу и отгадывает на ощупь, кто это); можно дать в руки детям колокольчик и т.д.

“Зеркало” 

В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в “зеркало”, которое повторяет все его движения, жесты, мимику. “Зеркалом” может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, “Зеркало” должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.

Можно поиграть и в ” Прятки”, и в “Магазин”, и просто надувать шары, кто быстрее. Главное, чтобы ребенок успешно справлялся с заданиями и учился достойно проигрывать.

Источник

Воспитать успешного, уверенного в себе человека желает каждый родитель. На успешность, помимо объективных причин, влияет еще и самооценка самого человека. Формирование самооценки ребенка начинается в младшем дошкольном возрасте под влиянием окружающих и, в большей степени, родителей.

Самооценка – это представление человека о себе, своих возможностях и места среди людей. Это то, как мы оцениваем свои возможности, характер, интеллектуальные способности и прочие психологические явления.

Выделяют три типа самооценки:

• Заниженная

• Адекватная

• Завышенная

Формирование каждого типа самооценки зависит от отношения близких людей к ребенку. Самым желательным типом самооценки является адекватная самооценка ребенка. Она формируется в том случае, если родители стараются понимать ребенка, поддерживать его и последовательно выстраивают воспитание. При развитии адекватной самооценки у ребенка формируется уважительное отношение к окружающим, он спокойно может попросить о помощи и принять ее.

Заниженная и завышенная самооценка относится к типу неадекватной самооценки. Особенностью завышенной самооценки детей является неуважительное отношение к старшим, пренебрежительное отношение к сверстникам и тем, кто младше. Ребенок старается быть лидером во всём и везде, высмеивает достижения других, не считается с мнением окружающих. Не видит своих слабостей, часто бывает агрессивен. Родители могут считать, что лучше пусть у ребенка будет завышенная самооценка, чем заниженная – это не есть хорошо. При достижении подросткового возраста, когда мнение одноклассников и друзей станет более важным, чем мнение родителей, он может разочароваться в себе настолько, что потеряет веру не только в себя, но и в тех людей, которые ему на протяжении многих лет врали. Потом будет очень тяжело научить ребенка верить Вам, верить в себя и свои силы.

Особенностью развития заниженной самооценки ребёнка является неадекватное отношение родителей, когда ребенку постоянно говорят: «Ты не на что не способен!», «Ты никому не нужен!», «Да что ты вообще можешь сделать?». Не говоря уже об унижениях и оскорблениях в его адрес. Такие дети очень тревожны, не верят в себя и в свои силы, не способны сами принять решение и что-то сделать. Такой ребенок изначально настроен на неудачу, боится доверять другим. Всегда ждет предательства и оскорбления в свой адрес. Такие детки не находят поддержки в детских коллективах, избегают коллективных игр, испытывают одиночество.

Как узнать самооценку ребенка?

Есть много способов и громоздких тестов, но предлагаем воспользоваться самым простым из них. Тест называется «Лесенка». Этот тест проводят с детками от трех лет. На листе бумаги нарисуйте ступеньки вверх, объясните, что на самой нижней ступеньке находятся непослушные детки, те у которых ничего не получается. Тогда как на самой верхней расположились самые послушные дети, у которых все и всегда получается. Попросите ребенка нарисовать себя на этих ступеньках, где он себя видит. Далее делаем вывод о развитии самооценки ребенка. Тревожность вызывают две ступени: сверху и снизу.

Самым опасным и нежелательным типом самооценки является – заниженный. Дети с такой самооценкой постоянно живут в позиции жертвы. Они постоянно нуждаются в поддержке и опоре. Всю ответственность за свои поступки перекладывают на других, не взрослеют, живут в постоянном страхе, к которому постепенно привыкают. Самое опасное то, что не все партнеры готовы постоянно принимать таких людей. Вскоре “жалельщиков” становится все меньше и меньше. Люди с заниженной самооценкой ничего не добиваются в жизни, постоянно находятся в плохом настроении, у них повышенная тревожность, могут находиться в депрессии.

Что делать родителям, если у ребенка заниженная самооценка? Конечно же нужно ее постараться поднять на уровень адекватной самооценки. Как это сделать? Мы предлагаем несколько рекомендаций по формированию самооценки ребенка:

• Хвалите своего ребенка авансам. Говорите ему, что у него всё получится и Вы в него верите.

• Интересуйтесь мнением ребенка по любому поводу, какую купить Вам сумочку или какие обои выбрать для гостиной. Примите его мнение как должное и сделаете так, как он сказал.

• Признавайте ошибки и просите за них прощение, тогда малыш может понять, что ошибаются все и это не страшно. Самое главное – нужно научить ребенка исправлять ошибки. Если что-то вымазал, возьми тряпочку и вытри, если получил плохую отметку – подойди к учителю и исправь.

• Обращайтесь за помощью, детки очень любят помогать. После оказания помощи обязательно похвалите.

• Не ставьте перед ребенком невыполнимых задач. Снижайте планку требований если она завышена.

• Если ребенка что-либо интересует, то высказываемся только положительно. Ты можешь стать хорошим боксером, гениальным программистом.

• Радуйтесь вместе с ребенком его достижениям, хорошим оценкам, интересным поделкам.

• Не забывайте говорить, как сильно вы его любите и как рады что он у Вас есть.

• Разбирайте с ребенком возникающие у него проблемы и неприятности в дружеской и непринужденной обстановке.

• Проанализируйте свое отношение к ребенку.

• Расскажите своему чаду каким он был замечательным карапузом, покажите фото и видео, где он учится ходить. Помогите ему вспомнить ситуации его триумфа и успеха в каких-либо делах, даже самых незначительных.

Наказание играет большую роль в формировании самооценки у детей. Наказывать детей с заниженной самооценкой нужно правильно:

  • Не унижать.
  • Не вспоминать о старых проступках и шалостях
  • Если сомневаетесь, стоить ли наказывать, то лучше откажитесь от наказания
  • При наказании не лишайте ребенка любви и заботы
  • Ни в коем случае не отнимайте подарков
  • Наказание не должно быть физическим или психологическим.
  • Одно наказание за всё сразу
  • Отмените наказание если ребенок совершил достойный поступок, но обязательно объясните ребенку почему Вы так поступили

Развитию адекватной самооценки у детей помогут простые правила на каждый день

  • Развивайте таланты ребёнка, давайте ему возможность проявить себя в разных направлениях танцы, театр, искусство, борьба. И все время поддерживайте его, никогда не говорите, что он – бездарность и у него ничего не получится.
  • Давайте возможность проявлять свои эмоции и говорить о чувствах, которые он испытывает.
  • Устраните психологическое давление. Если на малыша в детском саду оказывают давление сверстники или воспитатели, поговорите с ним о переводе в другую группу или вообще другой сад.
  • Разрешайте ребенку помогать Вам.
  • За плохой поступок ругаем не самого ребенка, а его действия. Объясняем это малышу.

Есть специальные методики для повышения самооценки ребенка, разработанные психологами, которые успешно применяются в психологической практике. Мы хотим рассказать вам об одном из них. Как часто мы взрослые не замечаем маленьких успехов наших детей, а видим только их неудачи. Мы больше ругаем, чем хвалим, тем самым формируя низкий уровень самооценки ребенка. «Копилка достижений» – это методика, разработанная для повышения уровня самооценки. Её очень легко сделать дома, так как не нужно ни каких профессиональных приспособлений или интерпретаций психологов.

  • Создаём вместе с ребенком коробочку, которую называем «Сундучок достижений». Украшаем коробочку так, как ребенку хочется и ставим в досягаемое для него место.
  • Даем малышу задание. Все свои успешные дела, достижения, пусть даже самые маленькие: прочитал книгу, убрал игрушки, почистил зубки и т.д. записываем или зарисовываем.
  • Далее складываем все в эту коробочку, каждый день коробочка должна пополняться. Если вдруг ребенок забыл или не успел, то сделайте записи вместе с ним перед сном.
  • Раз в месяц или в свободное время родители вместе с ребенком пересматривают все достижения, при этом замечая, какие из них стали лучше, например, стал быстрее читать или нарисовал картинку ярче и искуснее чем в прошлый раз.
  • Данное упражнение поможет научить ребенка замечать свои достижения и гордиться ими даже самыми маленькими и незначительными.

Ну и конечно самый главный способ повысить самооценку у детей любого возраста – это безусловная любовь родителей. Любите своих детей, верьте в их силы, обнимайте их как можно чаще, говорите о своих чувствах – это нужно детям любого возраста.

Развивайтесь с нами!

Развивайтесь.ру

Источник