Развитие абсолютного слуха у ребенка

Развитие абсолютного слуха у ребенка thumbnail

Развитие музыкального слуха является непременной составляющей полноценного воспитания ребенка. Является ли абсолютный слух приобретенной способностью или это — дар, свойство, которого нельзя достичь путем упорных тренировок?

Дети. Понятие абсолютного слуха

Дети. Понятие абсолютного слуха

О природе возникновения абсолютного слуха существует несколько разных мнений, о них поговорим позже. Начнем с определения понятия абсолютного слуха. Итак, абсолютный слух — это способность угадывать высоту звука без соотнесения его с остальными. Конечно же, способность эта основана на практике, которую ребенок получает от сыгранной на инструменте мелодии, либо от звучания голоса, оркестра. Он невольно знакомится с понятием музыкального ряда, и благодаря своим способностям, начинает ориентироваться в высоте услышанных звуков.

Дальнейшее музыкальное развитие ребенка, обладающего абсолютным слухом, вроде бы предопределено. Но не все так однозначно. Оказывается, дети с абсолютным слухом бывают разными по своим задаткам. Одни способны точно определять высоту звука и называть ее, но не могут этот звук воспроизвести. Такой вид абсолютного слуха получил название пассивного. Те же дети, которые могут и определить, и воспроизвести звук, обладают активным абсолютным слухом.

Существует мнение, что все дети обладают музыкальным слухом, важно его развить, и для этого самый подходящий возраст — дошкольный. Иные утверждают, что слух либо есть, либо его нет. Есть сторонники и такой версии, что абсолютный слух тоже можно приобрести путем развития ребенка. Вот только с цифрами здесь получается неувязка — процент так называемых «абсолютников» от общего числа детей с музыкальным слухом составляет всего 6-7%. Значит, не все поддаются развитию.

Развитие ребенка. Особенности абсолютного слуха

Развитие ребенка. Особенности абсолютного слуха

Мы выяснили, что феномен абсолютного слуха явление редкое. Дети с такой способностью могут определять звуки, чисто петь, подбирать мелодию по слуху, воспроизводить аккорды и настраивать инструменты. Загвоздка в другом — откуда все-таки берется абсолютный слух. Мы привыкли все необъяснимое приписывать божьему промыслу. Простой, но малоубедительный ответ.

Лучше пойти от обратного. Откуда взялись звукоряд, лады, гамма, на основе которых и строится музыка? Самым реальным объяснением является то, что музыка в целом и те законы, по которым она строится (разбивка на гаммы, музыкальные строи, лады) — продукт эволюции культуры человечества. В этой связи абсолютный слух — это ни что иное как способность интерпретировать эту часть музыкальной культуры. Получается, что в какой-то мере абсолютный слух можно уподобить врожденной грамотности.

Возможно, это явление наследственное, возможно — природное, не исключено и эволюционное развитие ребенка в музыкальном направлении. Опять же однозначного ответа нет. Получается, что музыка, как и письменность — это часть культуры, которую надо осваивать и которой надо обучаться. Поэтому, без этой составляющей творческое развитие детей будет неполным.

Музыка уже сама по себе предполагает акт творчества, либо умелого наставничества, ну а абсолютный слух — прекрасный вспомогательный фактор, который при этом не исключает обучение и развитие ребенка. Уже с 4-х лет можно объяснить ребенку строение гаммы, которая состоит из тонов и полутонов, показать «точку отсчета» — ноту «ля» первой октавы, показать самый низкий и самый высокий звук. Весь этот процесс можно превратить в увлекательную игру, а развитие творческих музыкальных способностей детей в этом направлении вообще не имеет границ, несмотря на всю условность и «призрачность» музыкального искусства.

Творческое развитие детей. Становление абсолютного слуха

Творческое развитие детей. Становление абсолютного слуха

Для того, чтобы развить абсолютный слух, достаточно той же музыкальной грамоты, которую проходят в обычной музыкальной школе, будь то дошкольное или школьное заведение. Годами наработана программа музыкального развития ребенка, которая «работает» на вполне конкретные результаты и способствует творческому развитию детей. В какой-то мере «абсолютникам» учиться легче, но имеются у них и свои трудности. Распознавая полутона, а иногда и четверть тона, они довольно болезненно реагируют на любую фальшь, она просто сбивает их с толку. Они слышат как «натурально» звучит мелодия.

Опытные педагоги обычно вырабатывают свою тактику для детей с абсолютным слухом. Один из способов — развитие внимания и логики. Не менее важно развитие внутреннего слуха, благодаря которому можно воспроизводить музыку, не используя инструмент. При этом наличие инструмента с фиксированной высотой для творческого развития детей с абсолютным слухом — условие обязательное. Это и средство тренировки слуха, и средство развития ребенка. Накоплен богатый статистический материал. Оказывается, абсолютный слух формируется исключительно в дошкольный период развития ребенка, когда доминируют непроизвольные навыки.

Остается добавить, что методик развития абсолютного слуха создавалось за все время множество, но реального распространения в среде профессионалов они не получили. Опять же заметим, что не все великие музыканты обладали абсолютным слухом. Получается, что абсолютный слух не влияет на творческое развитие детей, скорее он является вспомогательным фактором. К тому же помимо абсолютного слуха существует масса других его разновидностей, у каждой из которых свои приоритеты. Но это тема отдельного разговора. Можно пока лишь констатировать, что абсолютный слух — продукт многих природных явлений, основанных на генетике человека. Важно вовремя выявить у ребенка эту редкую способность и сделать ее средством развития ребенка.

Читайте также:  Индивидуальная работа с детьми по математическому развитию ребенка

Источник

https://www.aptiv.info/catalog-23.html
Феномен абсолютного слуха

Преподаватель музыки всегда может сказать, у кого из его учеников абсолютный слух. Они не обязательно играют на инструментах лучше других или становятся солистами в вокальных группах. Их отличает способность мгновенно (за 1-2 секунды) назвать звучащую ноту. Такие музыканты легко и точно воспроизводят любую услышанную мелодию и могут записать ее. Одновременно с восприятием звука они видят его позицию на нотном стане.

Большинство музыкантов определяют ноты на слух по-другому. Они руководствуются соотношением между звуками. Легко распознавая интервал между двумя нотами, они могут назвать одну из них лишь в том случае, если им подскажут вторую. Это — относительный слух, вполне достаточный для серьезных занятий музыкой, но не феноменальный.

Веками считалось, что абсолютный слух — достояние музыкальной элиты. По некоторым оценкам, лишь один из 2000 человек обладает им. Однако все большее число экспериментов — от лингвистических исследований до сканирования мозга — доказывает, что этот дар встречается гораздо чаще. Некоторые ученые даже полагают, что все люди, независимо от музыкальной одаренности, могут развить его. Есть надежда, что современные исследования наконец внесут ясность в давний спор о том, какова природа абсолютного слуха: зависит ли он от наследственных факторов или от обучения музыке в раннем возрасте.

На съезде Американского акустического общества в 1999 году психолог Диана Дейч привела результаты исследования, проведенного в университете Сан-Диего. Оно касалось феномена абсолютного слуха у людей, говорящих на языках с тоновым ударением. Треть населения земного шара, в основном жители Азии и Африки, говорит на языках, в которых значение слова меняется в зависимости от высоты ударного слога. Вьетнамцы и китайцы, например, с раннего детства привыкают различать звуки по высоте и связывать с ними значение слов. Это развивает у них абсолютный слух. Точно так же, как музыканты-«абсолютники» сразу называют услышанную ноту, они по высоте звука мгновенно распознают смысл слова. Отклонение не превышает четверти тона. Диана Дейч считает это доказательством того, что абсолютный слух можно развить.

Почему же не все люди обладают абсолютным слухом? Данел Левитин из университета Макгила в Монреале приводит любопытное сравнение: «Человеку не нужно сверяться с радугой, чтобы определить, что помидор красного цвета. Каждый из нас мгновенно распознает любой из десяти основных цветов. Но если мы с легкостью классифицируем цвета, то почему же не можем сразу назвать каждый их двенадцати основных звуков?» У Левитина есть ответ на этот вопрос. Абсолютный слух, утверждает он, включает в себя два компонента — звуковую память и звуковое ранжирование. «Абсолютники» автоматически ассоциируют память о тоне с его позицией на нотном стане. Не имея абсолютного слуха, человек не может автоматически отождествлять ноту с ее названием. В лучшем случае он может лишь воспроизвести ноту сразу после того, как ее услышит.

Но откуда берется такая феноменальная способность? Человек рождается с ней или приобретает ее на уроках музыки? Вопрос этот очень непрост.

В музыкальных семьях любовь к музыке передается из поколения в поколение. Но только ли любовь? А способности, в том числе абсолютный слух? В последнее десятилетие ученые пришли к выводу, что абсолютный слух «обтачивается» поколениями. Как утверждает Нелсон Фреймер из университета Сан-Франциско, музыкальные гении создаются на генном уровне. Фреймер исследовал множество людей с абсолютным слухом и их родственников. Кроме того, объектами его исследований стали люди, которых рано начали обучать музыке. Оказалось, что слух лучше развивается у тех, у кого в роду были «абсолютники», чем у тех, кто просто с раннего детства учился музыке. В конце концов, Фреймер пришел к такому выводу: существует генетическая предрасположенность к абсолютному слуху, но развивается этот природный дар на занятиях музыкой.

Многие исследователи именно этим объясняют разную степень музыкального таланта у людей с абсолютным слухом. «При хорошей наследственности решающую роль играет то обстоятельство, насколько рано ребенок начал заниматься музыкой, — говорит психолог Элизабет Марвин. —Наибольших успехов достигают те, кто приобщился к этому с трех до шести лет».

Генетик из Нью-йоркского университета Питер Грегерсен вместе с коллегами обследовал 2700 студентов американских консерваторий и колледжей и обнаружил, что среди выходцев из Азии 32% обладают абсолютным слухом, в то время как на остальных студентов приходится только 7% «абсолютников». Конечно, это соотношение отражает генетические особенности, о которых уже упоминалось. Но, по мнению Грегерсена, имеет значение и возраст приобщения к музыке, и сам метод музыкального образования. Студенты с абсолютным слухом начали заниматься музыкой в среднем с пяти лет, тогда как остальные — с восьми. Важно и то, что в Азии при обучении музыке отдается предпочтение методу Сузуки, при котором ученики определяют ноты и играют только на слух. Например, в Японии дети поднимают флажки, цвет которых соответствует той или иной ноте. В США же принято сразу обучать нотной грамоте. Это развивает не абсолютный, а относительный слух.

Читайте также:  Характеристика развития ребенка в младенчестве

Но если легкость определения нот действительно объясняется генетической предрасположенностью и методом обучения, то это должно отражаться и на работе мозга. Для того чтобы выяснить это, было проведено обследование на томографе музыкантов с абсолютным и относительным слухом. Сканирование позволило установить существенные когнитивные различия. У музыкантов с относительным слухом, когда их просили назвать ноту, вспышка активности происходила в той области мозга, где поступающая информация сопоставляется с памятью. То есть они оперировали рабочей памятью. Напротив, музыканты с абсолютным слухом для определения ноты прибегали к помощи долговременной памяти. Создается впечатление, что инструмент распознания звуков у них запрятан гораздо глубже.

Ученые сходятся в том, что зачатки абсолютного слуха есть у всех людей. У одних он развивается из поколения в поколение, у других, наоборот, притупляется. При обучении ставка на относительный слух не позволяет развиваться абсолютному слуху даже в том случае, если приобщение к музыке началось рано. Интересно, что даже люди с развитым абсолютным слухом пользуются им далеко не всегда. Они тоже прибегают к возможностям, предоставляемым слухом относительным, так как считают его более полезным.

Е. Рудерман

Дата публикации: 11.12.2008

Источник

Наверняка многие слышали выражение «абсолютный слух». В быту его часто приписывают людям, хорошо разбирающимся в музыке, нотной грамоте, обладающим незаурядными вокальными данными. Однако быть высококлассным музыкантом не означает автоматически обладать абсолютным слухом. Более того, всего несколько процентов населения планеты могут похвастаться этим даром.

абсолютный слух

Загадочный феномен

Абсолютный музыкальный слух относится к редким феноменам, чей статус сложно даже определить. Является ли он результатом действия неких природных факторов или физиологической (наследственной) особенностью? Результатом уникального развития личности или следствием воздействия социального окружения (семьи, общества)? Либо сложной комбинацией всех факторов? Это тайна, даже спустя столетия изучения, покрыта полумраком.

Предположительно, большинство младенцев имеют этот дар, но достаточно быстро он «перекрывается» другими, более важными для выживания навыками. Основным вопросом, благодаря которому возникает элемент таинственности, является следующий: почему в одной и той же среде воспитания, при одинаковых условиях для музыкального развития, у одного из детей формируется абсолютный слух, а у другого – нет?

абсолютный музыкальный слух

Статистика

За годы глубоких исследований ученые накопили богатый статистический материал. Оказалось, что абсолютный слух формируется исключительно в детском возрасте, более того – именно в дошкольном, в период доминирования непроизвольного усвоения навыков. Этот факт единодушно подтверждается всеми исследователями абсолютного слуха. При этом формирование редкого навыка требует в качестве обязательного условия наличия в семье ребенка музыкального инструмента, у которого высота звука фиксирована. Например, клавишные, ряд духовых инструментов (баян, аккордеон) и другие. Причины этого, предположительно, кроются не столько в области психологии способностей человека, сколько в психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии).

Абсолютный музыкальный слух устойчиво сохраняет свой статус феномена как выдающееся, исключительное в определенном отношении явление. Это обуславливается сравнительно малой его распространенностью. По данным исследователей, абсолютным слухом обладают 6-7% от числа профессиональных музыкантов и не более 1% всех слушателей музыки.

Определение

Абсолютным слухом считается способность людей определять «на слух» абсолютную высоту звуков. Музыканты с этим даром помнят шкалу абсолютных высот 12-полутонового октавного звукоряда. Они способны безошибочно определить высоту любого звука без посторонней помощи. В свою очередь, абсолютный слух подразделяется на:

  • Пассивный – способность сопоставлять высоту слышимого звука.
  • Активный – способность голосом воспроизводить заданный звук (обладателей «активного слуха» абсолютное меньшинство).

абсолютный музыкальный слух относится

Также существует понятие относительного слуха – не врожденного, а выученного навыка, когда люди в состоянии правильно определить высоту звука при помощи «подсказок» (объекта сопоставления, например камертона).

Развитие абсолютного слуха: за и против

Более столетия ведутся споры о том, можно ли эту редкую природную способность развивать, тренировать. Теоретически это возможно, ведь под действием каких-то факторов он формируется у детей. Однако критики обучающих методик аргументируют тем, что массового «наплыва» обученных абсолютному музыкальному слуху музыкантов не наблюдается.

В разное время разными людьми изобретались методики искусственного приобретения абсолютного слуха, которые не нашли широкого применения в практике по очень простой причине: они не были востребованы в среде профессиональных музыкантов. По общему мнению, абсолютный слух, хотя и существенно облегчает осуществление музыкальной деятельности, но не гарантирует ее успешности, а иногда даже осложняет ее. Кроме того, многочисленные достоверные факты, свидетельствующие о том, что далеко не все прославленные музыканты обладали абсолютным слухом, подтверждают тезис о том, что данная способность не является обязательной или определяющей.

Читайте также:  Выписка из истории развития ребенка заключения специалистов

Моральный аспект

И все же проблема абсолютного слуха претендует на разряд вечных, так как заключается в делении всех участников музыкального сообщества на два «лагеря»: людей, обладающих даром, и не обладающих им. Этого противостояния невозможно избежать.

Иначе говоря, обладание абсолютным слухом является не предметом сознательного выбора, а некоего «благословения свыше». На первый взгляд ущемленными кажутся люди, имеющие относительный слух: в сравнении с «абсолютниками» они нуждаются в помощи камертона или любого другого источника звуковых эталонов. Кроме того, при выполнении той или иной операции, связанной с определением высоты звуков, «абсолютники» демонстрируют безоговорочное превосходство, что не может не действовать на самооценку обладателей относительного слуха.

развитие абсолютного слуха

Самым ярким следствием создавшейся ситуации является формирование своеобразного комплекса профессиональной неполноценности у лиц с относительным слухом. Это происходит, несмотря на достаточную распространенность утверждения о том, что высоко развитый относительный слух вполне состоятелен, а иногда даже более эффективен при осуществлении музыкальной деятельности.

Научный подход

Музыкальный слух сегодня рассматривается дифференцированно в следующей градации уровней: мелодический, гармонический, тональный, политональный, ладовый, внутренний, оркестровый, полифонический, ритмический, физический (естественный), певческо-интонационный, тонкий, острый, абсолютный, хоровой, оперный, балетный, драматический, стилистический, полистилистический, поэтический, этнический и полиэтнический (абсолютный слух).

Им обладают композиторы, дирижеры, фольклористы, первый скрипач оркестра, аранжировщики, настройщики фортепиано, органов. Многие исследователи едины в том, что абсолютный музыкальный слух – это продукт, сконцентрировавшийся на базе разносторонних природных явлений, генетики человека. Его следует развивать, улавливая голоса природы, пение птиц, крики животных и даже техногенные (промышленные) звуки.

Как развить абсолютный слух

Можно ли развить 100%-й слух тренировками – вопрос спорный. Обычно людей, добивающихся хороших результатов, называют обладателями псевдоабсолютного слуха. Целесообразно развивать талант у дошколят, если они способны к музыке. Доказано: для полноценного восприятия музыки наиболее благоприятная пора – это детство, когда в семье от родителей воспринимаются основы музыкальной культуры, воспитывается способность воспринимать, понимать, чувствовать, переживать музыкальные образы.

как развить абсолютный слух

Модели развития абсолютного слуха

В России практикуют несколько моделей развития. В их основе – два принципа управления интонацией и слухом:

  • устный (по тексту);
  • ассоциативный (по нотам).

Процесс освоения сводится к тому, что на каждом уроке пропевается вся гамма со словами, затем каждый ученик поет ее на переменах, по дороге домой, после выполнения домашнего задания, на досуге. У него она постоянно в голове. Когда в основном текст модели закрепился в памяти, что не представляет сложности по аналогии с поэтическими текстами песен, текст пропевается в разбивку в самых различных вариантах. В дальнейшем тональность следует изменять и пробовать пропевать текст уже в новой тональности, в результате чего ученик начинает оперировать, модулировать в любых тональностях.

человек с абсолютным слухом

Регулярные упражнения с пропеваниями развивают внутренний музыкальный слух. Ученик начинает слышать и определять, какой звук издается, — ми, соль, фа, ля и т. д. По аналогии с тем, чему научены композиторы, фольклористы, этнографы, дирижеры, обладающие абсолютным слухом.

Уроки истории

На что способен человек с абсолютным слухом? В истории известен случай, происшедший с великим Л. Бетховеном. Случилось так, что физический слух у него пропал во время дирижирования произведением на концерте, но помогал абсолютный, внутренний музыкальный слух, способствовавший тому, чтобы композитор смог продирижировать симфоническим оркестром (310 участников-музыкантов).

Физическая глухота не помешала другому оперному композитору – Н. С. Дагирову (оперы «Айгази», «Ирчи-казак», в соавторстве с Г. А. Гасановым «Хочбар», балет «ПартуПатима»), не слышавшему постановки своих монументальных произведений, но чувствовавшему и воспринимающему их внутренним абсолютным слухом. С утерей физического не пропадает внутренний слух. Личность, обладающая абсолютным слухом, сможет синтонировать достаточно точно, отобразить, отбить ритм наиболее близко к услышанному.

Вывод

Видеть, запоминать, записывать, учиться улавливать и слышать живущую вокруг музыку – это цель и задача модели развития абсолютного слуха сначала в дошкольном, затем в школьном воспитании и образовании. Развитие музыкального слуха в абсолютный ведет к дифференцированному восприятию тембров-голосов народных, симфонических, джазовых и других коллективов. Ведь основная цель человеческого общества на Земле – это изучение и совершенствование окружающей жизни в пространстве и времени на новом витке спирали эволюции.

Источник