Разработка индивидуального маршрута развития ребенку с овз
Структура индивидуально-образовательного маршрута для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Разработана рабочей группой педагогов МОУ «СОШ №5» г. Стрежевой, Томская область.
Руководитель группы: Исалиева Толганай Александровна, учитель начальных классов
Участники: Шамазова Фания Зайнулловна, учитель начальных классов
Сорочкина Виталина Валерьевна, учитель начальных классов
Былинко Лифуза Маликовна, учитель начальных классов
Ходырева Олеся Петровна, психолог.
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ
1. Пояснения
Дети с ограниченными возможностями – это дети, состояние здоровья которых препятствует развитию общеобразовательных программ вне определенных условий образования и обучения, т.е. дети с ограниченными возможностями или дети с временными или постоянными физическими ограничениями и / или умственным развитием. Эти дети учатся в общем образовании. Основная проблема неуспеваемости детей с ограниченными возможностями – это несоответствие интеллектуальной системы ребенка школьной системе. В соответствии с частью 1 статьи 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») установлено: «… Содержание образования и условия организации обучения и обучения студентов с ограниченными возможностями (далее -) определяют адаптированную образовательную программу, а для инвалидов также индивидуальную программу реабилитации инвалидов. предназначен для обучения в общеобразовательной школе.
Индивидуальная траектория обучения – это документ, отражающий специфические условия максимальной реализации особых образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ в учебно-воспитательном процессе на заданном образовательном уровне. Индивидуальная образовательный маршрут – это разнообразная образовательная программа, которая дает ребенку возможность освоить образовательную программу, педагогически поддерживая его самоопределение и самореализацию.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными навыками и возможностями обучающегося (степенью подготовки к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Основная цель – создание гуманной образовательной среды в школе с целью социальной и личностной реабилитации детей с ограниченными возможностями и их последующей интеграции в современное социально-экономическое и культурно-нравственное пространство.
ИОМ предлагает решение основных задач:
– создать условия для реализации учебной программы;
-организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с различными формами нарушений развития;
– укрепление и поддержание здоровья обучающихся на основе образовательного процесса;
– создание благоприятного психологического и образовательного климата для реализации индивидуальных навыков с ограниченными возможностями;
-расширение материальной базы школы и вспомогательных ресурсов для организации обучения детей с ограниченными возможностями.
Ожидаемые конечные результаты:
Обеспечение базового уровня образования для учащихся с ограниченными возможностями.
– реализовано на первом образовательном этапе – 4-5 лет:
– второй этап – общее базовое образование – 5 лет.
2. Принципы разработки и реализации
Принцип гуманизации – заключается в реализации личностно-ориентированного подхода, направленного на общее развитие, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь.
Принцип индивидуального подхода подразумевает необходимость определения индивидуальной цели обучения и воспитания, подбор содержания, выбор форм и методов обучения для каждого ребенка с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, образовательных возможностей и условий. .
Принцип системности – обеспечивает единство обучения, диагностики, коррекции и развития учащимся с ОВЗ, то есть системный подход к анализу особенностей их развития и исправлению нарушений, а также комплексный многоуровневый подход к решению проблемы;
Принцип комплексного подхода – предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения корректирующего компонента в рабочий учебный план, ориентированный на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений развития учащихся.
Принцип преемственности – гарантирует непрерывность педагогической помощи с ограниченными возможностями здоровья до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.
Принцип комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса при реализации ИОМ предполагает постоянное сотрудничество преподавателей, психолога, администрации образовательных учреждений, медицинских работников и других специалистов для наиболее успешной реализации цели обучения по ИОМ.
Принцип приоритета самостоятельных форм учебной деятельности – предполагает максимальную активность и самостоятельность обучающегося в процессе обучения.
3. Условия реализации
Организационные условия
Индивидуально образовательный маршрут предусматривает как вариативные формы обучения, так и различные варианты специального сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Психолого-педагогическое обеспечение включает:
– оптимальный режим учебных нагрузок;
– коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса;
– учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
– соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
– использование современных педагогических технологий;
– оздоровительный и охранительный режим;
– укрепление физического и психического здоровья;
– профилактику физических, умственных и психологических перегрузок
обучающихся;
– соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм;
– участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.
Данная работа обеспечивается взаимодействием следующих специалистов и педагогов:
– педагог-психолог;
– социальный педагог;
– учителя- предметники;
– классный руководитель;
– медсестра.
Медсестра контролирует соблюдение требований СанПин 2.4.2.2821-10.
Педагог – психолог проводит диагностику эмоциональной сферы, эстетических и познавательных потребностей и оказывает помощь ребенку и родителям (законным представителям) в решении сложных социально-эмоциональных проблем.
Совместно с социальным педагогом, педагогом – психологом и медсестрой комплексное психолого-педагогическое и медико-социального сопровождения учащихся с целью создания условий для их наиболее полной самоорганизации и освоения образовательных программ осуществляет классный руководитель и учителя – предметники.
4. Программно-методическое обеспечение:
-УМК и рабочие программы по учебным предметам;
– диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога
– цифровые образовательные ресурсы.
5. Информационное обеспечение
– создание информационной образовательной среды для дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
– создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
6. Содержание рабочих программ по учебным предметам
Рабочие программы для учащихся с ОВЗ составляются на основе примерных программ по предметам. Они соответствуют требованию ФКГОС и ФГОС. Программы определяют цели и задачи изучения предмета, возможные уровни освоения учебного материала, критерии и способы оценки образовательных результатов. Количество часов, отведенное на изучение программного материала, планируется исходя из индивидуального учебного плана.
7. Педагогические технологии, формы и методы обучения
и воспитания детей с ОВЗ
1. Технологии современного традиционного обучения.
Традиционное обучение предусматривает классно-урочную организацию обучения, которая позволяет обеспечить:
– систематический характер обучения;
– логически правильное изучение учебного материала;
и оптимизировать затраты ресурсов при обучении.
2. Технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса. Эта группа педагогических технологий характеризуется ориентацией на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными способностями человека, максимальной реализацией возможностей детей. Она представлена технологиями педагогики сотрудничества, реализующими гуманно-личностный подход к ребенку, применяющими активизирующий и развивающий дидактический комплекс, осуществляющими педагогизацию окружающей среды. Работа с применением данных технологий обеспечивает наиболее полное погружение учащихся в педагогический процесс, «проживание» в себе особенностей такого взаимодействия участников педагогического процесса, которое характеризуется гуманно-личностный и более того, индивидуальный подход к ребенку.
3. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Реализуют принцип активности ребенка в образовательном процессе, осуществляется мотивация, осознанность потреблений в усвоении знаний и умений, достигается соответствие социальным запросам учащихся, их родителей и социального окружения.
В группу этих технологий входят игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативная технология элементы которых реализуют педагоги школы.
4. Игровые технологии (в основном познавательные и деловые игры) широко применяются на всех уровнях обучения, поскольку они являются универсальным способом передачи опыта старших поколений, а в структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект деятельности.
5. Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мысленных способностей обучающихся. Проблемное обучение является важной подготовительной ступенькой к достижению компетентности как прогнозируемого уровня образованности, подготовке к решению учебных и жизненных задач.
6. Информационные (компьютерные) технологии обеспечивают развитие умений работать с информацией, развивают коммуникативные способности учащихся, формируют исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения, позволяют каждому работать в оптимальном темпе и на оптимальном для него содержания. Тем самым происходит подготовка учащихся к жизни в информационном обществе и освоению профессиональных образовательных программ.
8. Аттестация учащихся
Аттестация учащихся с ОВЗ проводится в форме:
– текущей и промежуточной аттестации в соответствии с локальными нормативными акта
– государственной (итоговой аттестации) в соответствие с нормативными документами по проведению ОГЭ и ЕГЭ.
9. Ожидаемые результаты внедрения ИОМ:
– уменьшение количества учащихся со стойкими проблемами в обучении и личностном развитии;
– формирование эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей с ОВЗ;
– включение в систему коррекционной работы школы взаимодействия с другими организациями;
– повышение профессионального уровня педагогического коллектива по проблемам коррекционной работы с учащимися с ОВЗ.
В образовательном учреждении созданы комфортные и доступные среды в обучении, развитии и воспитании детей с ОВЗ:
– способствующей качественному и доступному образованию;
– предоставляющей совместное обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений развития;
– обеспечивающей социальную адаптацию и интеграцию в социуме детей с ограниченными возможностями здоровья.
Источники информации: ресурсы интернета и закон об образовании
СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА
1.ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
-наименование учреждения
-согласование с родителями
-гриф утверждения руководителем
-назначение программы
-адресность программы
-срок реализации
2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
-краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка
-цель и задачи
-примерные программы
3.ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН (расписание урочной и внеурочной деятельности)
4.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
БЛОК 1 Общие сведения
-данные о родителях (законных представителях)
-заключение и рекомендации ПМПК
-рекомендации специалистов сопровождения
БЛОК 2 Сведения об усвоении образовательной программы
БЛОК 3 Организация коррекционно-развивающей работы
БЛОК 4 Социализация
5.ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ РЕАЛИЗАЦИИ ИОМ (Результаты реализации ИОМ)
6. РЕКОМЕНДАЦИИ
1.Титульный лист
«наименование учреждения»
СОГЛАСОВАНО Родитель (законный представитель) ______________/ ___________/ «___» ______________20__г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ « » ____________/ _____________ / Приказ № от «__ »____________ 20___г. |
Индивидуальный образовательный маршрут
обучающегося
____________________________________________________________________
Срок реализации: 4года
Адресность программы:
ИОМ для ребенка ОВЗ
20___-20___ учебный год
2.Пояснительная записка
Ф.И.О. ребенка: Возраст: | |
Школа: Класс: | |
Ф.И.О. родителей: мать | |
Ф.И.О. основного учителя: | |
Группа (особые потребности): | |
Заключение ПМПК: | |
Ф.И.О. специалистов сопровождения:(Приложение к ИОМ) Учитель-логопед: Педагог-психолог: Социальный педагог: | |
Психолого-педагогическая характеристика обучающегося | |
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка на 2020-2021 уч. год | |
Общие задачи на период реализации ИОП (2020-2021 уч. год) | |
Режим пребывания ребенка в ОО | |
Примерные программы |
3.Индивидуальный учебный план
4.Содержание программы
Блок 1 Общие сведения
Данные о родителях (законных представителях) | Сведения о семье: полная или неполная, состав семьи, адрес проживания, контакты. Есть ли поддержка со стороны других родственников; есть ли у ребенка няня или постоянный сопровождающий. Данная информация важна для понимания необходимости и объема помощи семье ребенка с ОВЗ, а так же для определения режима пребывания ребенка в школе. |
Взаимодействие с семьей | |
Направления взаимодействия | |
Содержание работы | |
Заключение и рекомендации ПМПК | |
Рекомендации специалистов сопровождения |
Блок 2 Сведения об усвоении образовательной программы
Для 2-4 классов итоги успеваемости в виде оценочной таблицы.
Предметы | 1чет | Анализ | 2чет | Анализ | 3чет | Анализ | 4чет | Анализ | Год | Анализ | Промеж. | анализ | ВПР | итог | Анализ |
Русский язык | |||||||||||||||
Математика | |||||||||||||||
Литературное чтение | |||||||||||||||
Окружающий мир | |||||||||||||||
Музыка | |||||||||||||||
ИЗО | |||||||||||||||
Технология |
Сведения об усвоение образовательной программы (для 1класса: результативность – оценка достижения планируемых результатов во всех таблицах указывается одним из трех числовых значений соответственно:
0 – планируемые результаты не достигнуты
1 – достижение планируемых результатов имеет незначительную положительную динамику
2 – достижение планируемых результатов имеет значительную положительную динамику)
Предмет (образовательная область) | Требования стандарта: планируемые предметные результаты на текущий период обучения | Конкретные задачи для ребенка на период | Показатели достижений на конец года | Результативность | Формы оценки индивидуальных достижений, результатов учебной деятельности |
Математика | |||||
Литературное чтение | |||||
Русский язык |
Блок 3 Организация коррекционно-развивающей работы
№ | Наименование | Долгосрочные цели (на учебный год) | Результативность |
1 | Русский язык | ||
2 | Литературное чтение | ||
3 | Математика | ||
4 | Окружающий мир | ||
5 | Музыка | ||
6 | Технология | ||
7 | Изобразительное искусство |
Блок 4 Социализация
Направления деятельности | Конкретные задачи на период | Ответственные | Формы деятельности | Показатели достижения на конец года | Результативность | Формы оценки достижения |
5.Результаты реализации ИОМ
Результат | Цели на будущее | |
Учебная деятельность | ||
Внеурочная деятельность | ||
Коррекционная деятельность | ||
Социализация |
6.Рекомендации:
Учителям:
Родителям:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предписывает обеспечить условия для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто нуждается в специальных условиях обучения – ограниченные возможности здоровья. Одна из форм сопровождения таких детей – индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ).
Источник
Марина Ворончук
Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника с ограниченными возможностями здоровья
Аннотация. Автор рассматривает разработку индивидуального образовательного маршрута для детей с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольного образовательного учреждения
Ключевые слова: инклюзивное образование, ограничение возможностей здоровья, индивидуальный образовательный маршрут
Распространение в нашей стране процесса инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав ребенка на образование в соответствии с Законом об образовании [4, С. 6].
Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как всеми осознается, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушением развития умения взаимодействовать в едином детском коллективе [3, С. 90].
Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
Таким образом, основная цель составления индивидуального образовательного маршрута: это создание в дошкольном учреждении условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития [1, С. 36].
В целях разработки индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ решаются следующие задачи:
• определение формы получения дошкольного образования и режима пребывания в образовательной организации, соответствующих возможностям и специальным потребностям ребенка;
• определения объема, содержания – основных направлений, форм организации психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи;
• определение стратегии и тактики (форм и содержания) коррекционно-развивающей работы с ребенком;
• определение необходимости, степени и направлений адаптации основной образовательной программы организации;
• определение необходимости адаптации имеющихся или разработки новых методических материалов;
• определение индивидуальных потребностей ребенка в тех или иных материально-технических ресурсах [2, С. 160].
Универсального рецепта создания ИОМ в настоящий момент нет. Способ построения ИОМ, характеризует особенности конкретного ребенка и развития его на протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, поскольку сущность его построения, состоят именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса. ИОМ, по мнению С. В. Воробьевой, адекватен личностно-ориентированному образовательному процессу, но в то же время, не тождественен ему, так как имеет специфические особенности. Он специально разрабатывается для конкретного ребенка.
Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:
– целевой (постановка целей, определение задач мотивов и потребностей ребенка);
– содержательный (обоснование структуры и отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ, в том числе программ дополнительного образования);
– технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);
– диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
– организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей).
Содержание ИОМ обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей ребенка в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования ребенка (далее – образовательные области):
• физическое развитие;
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие [4, С. 71].
(Примерный) Индивидуальный образовательный маршрут
Общие данные
Ф. И. ребенка
Сведения о семье:
Мать (ФИО, образование, место работы):
Отец (ФИО, образование, место работы):
Воспитатели:
Специалисты:
Группа здоровья
Режим пребывания ребёнка в ДОУ
Заключение ПМПК
Рекомендации ПМПК
Цель ИОМ
Задачи ИОМ
Распределение обязанностей педагогов и специалистов
в ходе реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка
Педагоги Мероприятия и рекомендации по реализации маршрута
Воспитатели групп
Учитель – логопед
Педагог-психолог
Музыкальный руководитель
Воспитатель по физкультуре
Медицинская сестра
Образовательная область
Месяц
Неделя Режимные моменты, цели, задачи ООД Совместная деятельность Взаимодействие с родителями
В ходе выполнения индивидуального образовательного маршрута может возникнуть необходимость его корректировки. Она производится воспитателем, тьютором и доводится до сведения ребенка и родителей. В случае, когда корректировка затрагивает существенные черты образовательного процесса, она должна утверждаться администрацией учреждения и согласовываться с родителями [4, С. 121].
Список литературы
1. И. А. Крестинина «Содержание и организация коррекционной работы в образовательном учреждении» Киров: ООО «Радуга-Пресс», 2014. – 301с.
2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы» Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2014
3. Реализуем ФГОС ДО: модельная адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ/ под ред. Г. В. Яковлевой. – Челябинск: Циферо, 2016
4. Семаго Н. Я. Инклюзивное образование. Выпуск 2. «Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья». — М, «МИРОС», 2010.
Источник