Разностороннее развитие ребенка в познавательно исследовательской деятельности
Инфоурок
›
Дошкольное образование
›Презентации›Презентация по познавательному развитию “Разностороннее развитие ребенка в познавательно – исследовательской деятельности”( старший дошкольный возраст)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Разностороннее развитие ребенка в познавательно-исследовательской деятельности МБДОУ «Детский сад № 29» 2020 год Сенькина Людмила Викторовна, воспитатель
2 слайд
Описание слайда:
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». К.Е.Тимирязев.
3 слайд
Описание слайда:
Актуальность проблемы Ребенок рождается исследователем. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
4 слайд
Описание слайда:
Значение познавательно – исследовательской деятельности. Н.Лысенко рассматривает поисково-исследовательскую деятельность как организованную педагогом деятельность детей, в которой они путем самостоятельного открытия природы, решения проблемных заданий, практически-преобразованных действий одновременно овладевают новыми знаниями, а также умениями и навыками их последующего самостоятельного приобретения. В соответствии с ФГОС ДО, познавательно-исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной.
5 слайд
Описание слайда:
Типы исследования: Опыты; Экспериментирование; Коллекционирование; Путешествие по карте; Путешествие по «реке времени»; Проекты; Наблюдения; Дидактические игры; Экологические игры; Экскурсии; Работа со схемами, планами, моделями; Просмотр мультимедийных презентаций, мультфильмов и пр.
6 слайд
Описание слайда:
Алгоритм исследовательской деятельности: 1.Выявление проблемы и темы исследования. 2.Определение основных шагов исследования. 3.Проведение исследования (опыты, наблюдения). 4.Анализ полученных фактов. 5.Выполнение итоговой творческой работы.
7 слайд
Описание слайда:
Стимулы для положительной мотивации деятельности дошкольников: Внешние стимулы (новизна, необычность объекта); Тайна, сюрприз; Мотив помощи; Познавательный мотив (почему так?); Ситуация выбора.
8 слайд
Описание слайда:
Исследовательская деятельность тема: «Мой дом». Цель: развитие познавательного интереса и активности у детей в изучении истории жилища человека. 1 этап: Выявление проблемы и выбор темы. – Беседа «Какой дом лучше?» – Творческая работа «Мой дом». – Альбом «Дома».
9 слайд
Описание слайда:
2 этап: Определение основных шагов исследования.
10 слайд
Описание слайда:
3 этап: Проведение исследования (опыты)
11 слайд
Описание слайда:
3 этап: Проведение исследования (наблюдения).
12 слайд
Описание слайда:
Работа с энциклопедиями (история жилища).
13 слайд
Описание слайда:
Просмотр видеофильма «Дома народов мира», строительные игры.
14 слайд
Описание слайда:
4 этап: Анализ полученных фактов.
15 слайд
Описание слайда:
5 этап: Выполнение итоговой творческой работы. Какой же дом лучше?
16 слайд
Описание слайда:
Взаимодействие с семьей. Изготовление поделок; Поиск информации вместе с детьми; Участие в экскурсиях; Проведение опытов с детьми дома.
17 слайд
Описание слайда:
Предметно-пространственная среда – позволила активизировать детскую деятельность. Уголок экспериментирования; Уголок творческих игр; Строительный уголок; Дидактические игры.
18 слайд
19 слайд
Описание слайда:
Итог: дети стали более самостоятельными, проявляют инициативу, информированность, повысился интерес к самостоятельному получению информации; начинают доказывать и защищать свои идеи.
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Проверен экспертом
Общая информация
Номер материала:
ДБ-1157482
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
Современный мир меняется стремительно, и для выживания в нем человеку все реже удается опереться на отработанные мыслительные стереотипы и типовые поведенческие модели. Для полноценного существования в интенсивно меняющейся среде человеку все чаще приходится проявлять исследовательское поведение. Поэтому в настоящее время большое внимание уделяется природной поисковой активности ребенка как важнейшему образовательному ресурсу.
Современная жизнь требует от человека не просто хороших знаний, а прежде всего, умения находить необходимую информацию, перерабатывать ее и делиться полученными знаниями. Но без желания, заинтересованности и любопытства этих знаний не достичь.
Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что одним из принципов построения дошкольного образования является: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности. Она направлена на развитие познавательно-исследовательской деятельности детей.
Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности. «Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет его творческая, исследовательская деятельность»[1], – писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.
Познавательный интерес является наивысшей формой проявления потребности в познании окружающего у детей дошкольного возраста. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, представленные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, предполагают: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать».
Достижение данных результатов невозможно без формирования познавательного интереса детей, который становится важным стимулом детской деятельности, воспитания целеустремленности, настойчивости в достижении цели, стремления к завершению деятельности. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успех, гордость в случае решения задачи – все это создает у ребенка уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску.
Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразных видов деятельности, которые осваиваются им в партнерстве с взрослым. Наряду с игровой деятельностью это развитие происходит и в процессе познавательно-исследовательской.
Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольники получают возможность впрямую удовлетворить присущую им любознательность (почему; зачем, как устроен мир?), практикуются в установлении причинно-следственных, родовидовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет им не только расширять, но и удовлетворять свои представления о мире.
Данный вид деятельности является эффективным средством обучения дошкольников, так как активизирует познавательные процессы ребенка, обогащает практический опыт, учит учиться на собственных ошибках.
Познавательно-исследовательская деятельность или исследовательское поведение в чистом виде проявляется у детей старшего дошкольного возраста в виде экспериментирования с предметами, вербального исследования, вопросов, задаваемых педагогу.
Исследования Н.Н. Поддъякова подчеркивают важность формирования у детей навыков экспериментирования, которое он считает ведущей деятельностью в старшем дошкольном возрасте.
Н.Н. Поддьяков выделяет два основных вида исследовательской деятельности у дошкольников.
Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, который самостоятельно строит свою деятельность: ставит цели, ищет пути и способы их достижения. В этом случае ребенок в деятельности удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
Второй вид исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий.
Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.
В обоих случаях дети используют умения:
- выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить;
- предлагать возможные решения и проверять их;
- делать выводы в соответствии с результатами проверки;
- применять выводы к новым данным и делать обобщения.
При этом проявляется активность, самостоятельность, инициативность дошкольников.
Типы исследования, доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста (по И.М. Коротковой):
- опыты (экспериментирование).
Реализуется задача – освоение причинно-следственных связей и отношений. Деятельность в контексте «опыты»: привлечение внимания детей «интригующим материалом» или демонстрацией необычного эффекта; предоставление детям возможности свободно поэкспериментировать самим и обсудить полученный эффект; формулирование причинно-следственных связей (если…, то…; потому…, что…); самостоятельное использование оборудование в свободной деятельности.
- Коллекционирование (классификационная работы).
Задача данного типа исследовательской деятельности – освоение родовидовых отношений. Цель исследовательской работы взрослого с детьми заключается в поиске оснований для группировки, систематизации какого-либо множества однородных объектов (растений, животных, минералов и т.п.) Деятельность в контексте «коллекционирования»: поиск черт сходства и различия между объектами в ходе обсуждения – рассуждения, поиск возможных оснований для их группировки; размещение материала в квалификационной таблице (если материал реальный – размещение в емкости в идее коллекций, а на классификационную таблицу прикрепляются замещающие их картинки или ярлычки с названиями этих предметов).
- Путешествие по карте.
Задача – освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира). Деятельность в контексте «путешествие по карте»: обсуждение и выбор пункта назначения, подходящий для путешествия вид транспорта; обозначение возможного маршрута путешествия, высказывание предположений, что может встретиться на пути. Такое путешествие – повод для изучения растительного животного мира данной местности, особенности жизнедеятельности людей в данной местности и т.п. В ходе таких путешествий происходит заполнение участка контурной физической карты полушарий, линиями пройденных маршрутов, вырезками – метками (животные, растений, людей, занятых типичным трудом).
- Путешествие по «реке времени».
Задача – освоение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему).
При отборе содержания познавательно-исследовательской деятельности необходимо тщательно проанализировать организационные, технические и содержательные компоненты исследовательской деятельности, выявив факторы ограничивающие развитие познавательных способностей детей и определив способы их устранения.
Таким образом, опираясь на научно-педагогический опыт исследователей А. И. Савенкова, Л. Венгера и других, можно сделать вывод о том, что познавательно-исследовательская деятельность:
- во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности;
- во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового;
- в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности;
- в-четвертых, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.
Итак, можно сказать, что на протяжении дошкольного детства, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательно – исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступных материалов, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает начало исследовательской деятельности.
Идет формирование начальных ключевых компетентностей. Чем разнообразнее и интенсивнее познавательная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Важно стремиться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке.
[1] Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте (стр.10)
Источник
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Известно, что дошкольный возраст – возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей – способность к познанию.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:
- Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка.
- Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности.
- Развитие творческих задатков и воображения.
- Формирование знаний о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов.
- Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер, количество. Малыши начинают осознавать время и пространство, причины и следствие.
- Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие культурные ценности. Даются представления о национальных праздниках, обычаях, традициях.
- Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего.
- Ребята узнают обо всем многообразии растительного и животного мира и работают с местными экземплярами.
Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребенка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей.
Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника.
Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, возникающую по поводу познания и в его процессе, она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в использовании сравнения по аналогии и по противоположности, в умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.
А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.
Познавательный интерес – избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности. Главными критериями будут являться новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.
Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:
– интеллектуальные — логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение) , доказательства;
– эмоциональные — переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;
-регулятивные — волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;
– творческие — воображение, создание новых моделей, образов. Для формирования и развития познавательного интереса следует: – развивать творческие способности детей, создавать для этого условия, – укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками; развивать у детей чувство собственного достоинства.
Познавательные действия – активность детей, при помощи которой дети стремятся получить новый опыт. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действий для накопления, расширения знаний и кругозора.
А. С. Микерина раскрыла стадии познавательного развития это любознательность, любопытство, познавательный интерес и познавательная активность. До 3 лет у детей проявляется любопытство, стадия любознательности хорошо просматривается приблизительно в возрасте от 3 до 5 лет (возраст “Почемучек”, познавательный интерес характерен для старшего возраста. Познавательная активность является высоким уровнем познавательного развития. открытия неизвестного и его усвоение.
Познание – это сложное образование, в котором можно выделить два компонента, неразрывно взаимосвязанных между собой.
Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации. Сюда относятся:
- что интересует ребёнка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания;
- как получает ребёнок информацию, т.е. речь идёт о способах познания и средствах познания;
- как ребёнок перерабатывает информацию: что с ней делает на разных возрастных этапах – систематизирует, собирает, забывает, упорядочивает и т.д.
Информация рассматривается как средство, с помощью которого надо развить у ребёнка необходимые для познавательного развития процессы, навыки, умения, способы познания.
Вторым компонентом познания является отношение человека к информации. У взрослых и детей отношение к ней вторично. Взрослые могут высказать, определить отношение к чему – либо только при наличии о нём знаний, представлений, опыта. У маленьких детей наблюдается обратная картина. Для них отношение – первично, а информация вторична. Они всегда готовы познавать то к чему хорошо относятся, и не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно.
Познавательная самостоятельность имеет три составляющие: мотивационный компонент (осознанное побуждение для выполнения целенаправленной деятельности); содержательно-операционный (владением ребёнком системой ведущих знаний и способов обучения); волевой (волевые усилия, которые необходимо приложить обучающимся для разрешения учебной задачи в ходе познавательной деятельности).
Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности, представляя собой простое экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая классификация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства элементы познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, “вплетаясь” в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
Присоединяющиеся к действию образ-символ и слово позволяют ребенку перейти от внешнего “действенного” экспериментирования с вещами к вербальному исследовательскому поведению, рассуждению о возможных связях и отношениях вещей.
Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала позволит не только поддержать изначально присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, но и развить его познавательные интересы
Рекомендуются следующие виды деятельности, обеспечивающие познавательное развитие детей дошкольного возраста:
- наблюдение
- коллекционирование
- экспериментирование
- конструирование
- моделирование
- экскурсии
- рассматривание
- беседы
- анализ и синтез
- сюжетно-ролевая игра
Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств, предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него.
Исследовательская и экспериментальная деятельность решает следующие задачи:
- Активизировать интеллектуальный потенциал дошкольников посредством включения в образовательно-воспитательный процесс детского исследования и экспериментирования.
2. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира (различные свойства веществ, основные виды и характеристики движения, основные физические явления).
3. Повышать уровень развития любознательности, исследовательских навыков, умение анализировать объект или явление, выделять существенные признаки, соблюдать последовательность действий при проведении опытов, отбирать необходимые материалы для самостоятельной деятельности.
4. Развивать речь: обогащать словарный запас детей, знакомить с терминами, закреплять умение давать полные ответы на поставленные вопросы, делать выводы, строить логические речевые высказывания.
5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
6. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
В условиях нашей ДОО используются только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:
во – первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;
во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;
в – третьих, они практически безопасны;
в – четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.)
Эксперимент в ДОО имеет следующую структуру:
- Постановка проблемы, которую необходимо разрешить
- Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)
- Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения)
- Проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях)
- Анализ полученного результата (подтвердилось – не подтвердилось)
- Формулирование выводов
Фронтальный метод – это, когда эксперимент проводят сами дети.
Эксперименты этого типа компенсируют недостатки демонстрационных экспериментов. Но они тоже имеют свои «плюсы» и «минусы».
Сильные стороны фронтальных экспериментов выражаются в том, что дети могут:
- хорошо видеть мелкие детали;
- рассмотреть объект со всех сторон;
- использовать для обследования все анализаторы;
- реализовать заложенную в них потребность к деятельности;
- работать в индивидуальном ритме, уделять каждой процедуре столько времени, сколько требуется при своем уровне подготовленности и сформированности навыков;
- эмоциональное воздействие фронтальных игр-экспериментов намного выше, чем демонстрационных;
- процесс обучения индивидуализирован.
Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса:
1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и экспериментов.
2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время, чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности
3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).
4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).
Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Для этого мы создаём специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности.
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Большое внимание уделяется созданию условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. В ДОО оборудованы уголки экспериментирования в каждой группе, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы.
В мини – лаборатории (центре науки) могут быть выделены зоны:
– для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристал?