Разностороннее развитие ребенка в игровой деятельности
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно – эстетического и физического развития «Алые паруса»
п. Воротынск Бабынинского района Калужской области.
Консультация для педагогов на тему: «Всестороннее развитие ребенка в игровой деятельности в соответствии с ФГОС»
Подготовила:
Воспитатель высшей категории
Ермакова Татьяна Ивановна
МКДОУ «Детский сад «Алые паруса»
п. Воротынск
Бабынинского района
Октябрь 2016г.
Основной вид деятельности детей
дошкольного возраста — игра,
в процессе которой развиваются духовные
и физические силы ребенка:
его внимание, память, воображение,
дисциплинированность, ловкость и т. д.
Кроме того, игра — это своеобразный,
свойственный дошкольному возрасту способ
усвоения общественного опыта.
Д.В. Менджерицкая
Игра – что может быть интересней и значимей для ребёнка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребёнок идет в детский сад. А.С. Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение для интеллектуального и социально-личностного развития ребенка, так как игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, также для уточнения его знаний об окружающем.
Игра-это жизнь ребёнка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развитие в целом.
Какие качества формируются у ребёнка в процессе игры?
– Произвольное поведение, познавательные процессы.
– В игре развивается способность к воображению, образному мышлению, это происходит потому, что ребёнок воссоздаёт в игре то, что ему интересно с помощью условных действий.
-В игре ребёнок воссоздаёт действие взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.
-В игре он учится подчинять свои желания определённым требованиям. Это важно для воспитания воли.
Условия успешного руководства игрой:
*Умение наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания.
*Воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к игре серьёзно, с искренним интересом.
*Необходимо опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами, бережно относится к детской выдумке, созданному ребёнком образу.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.
Поэтому, серьезное требование ФГОС дошкольного образования – вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий в ДОУ. Занятие от слова занимать.
Ежедневно педагоги планируют и организуют совместные игры:
- подвижные;
- дидактические;
- настольно-печатные;
- театрализованные (режиссерские, драматизации, игры-театры);
- сюжетно-ролевые;
- игры на развитие мимики жестов, на снятие мышечного напряжения;
- коррекцию особенностей развития речи, движений, зрения и слуха детей;
- профилактические игры и упражнения: профилактика плоскостопия, различных заболеваний
- Важно помнить, что:
Игры логически и системно, естественно должны быть включены в целостный образовательный процесс (непосредственно организованную образовательную деятельность, образовательную деятельность в процессе режимных моментов, самостоятельную образовательную деятельность). Педагог заранее продумывает и планирует обязательное «присутствие» игр и игровых приемов на каждом занятии в любой возрастной группе; совместные с взрослыми игры (дидактические, настольно-печатные, театрализованные, коррекционные и профилактические, подвижные); ежедневные свободные игры без прямого руководства воспитателем.
При организации совместной образовательной деятельности игра используется как: часть занятия, методический прием, форма проведения, способ решения и т.д. В младшем возрасте эффективно использование игровых сказочных персонажей; в более старшем возрасте – использование сказочных и занимательных сюжетов (например, игры-путешествия с выполнением разнообразных познавательных заданий, игры-развлечения т.д.).
При проведении организованной образовательной деятельности воспитатель занимает позицию организатора, мудрого наставника, партнера-исследователя, который вместе с детьми добывает новую информацию и искренне удивляется совместно полученным результатам.
При организации и проведении совместных игр педагог занимает позицию равноправного партнера, позицию «маленького ребенка», которому необходимо научиться игре, правилам и действиям.
Для развития свободной, самостоятельной игры педагог создает полноценную предметно-игровую среду и инициирует возникновение игр по интересам детей. При проведении самостоятельной игры педагог занимает позицию «созидателя игрового пространства», «активного наблюдателя». Поэтому воспитатель без необходимости не вмешивается в игры детей, не отвлекает их от игрового сюжета.
Предметно – развивающая среда обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки, необходимые для полноценного развития личности, развивается индивидуальность детей.
Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность.
При построении предметно – пространственной среды педагоги должны руководствоваться принципами В.А Петровского
- Открытости;
- Гибкого зонирования;
- Стабильности -динамичности;
- Полифункциональности ;
- Гендерный подход.
что предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Все игровые центры должны быть расположены так, чтобы дети имели возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу, играть одновременно несколькими группами, а в случае необходимости любой ребенок мог уединиться для индивидуальной игры.
Педагог также продумывает свое пространственное расположение: находится там, откуда видны все играющие дети; располагается рядом с малышами или поближе к новому игровому пространству, где разворачивается новый, развивающийся сюжет.
В перспективном плане педагог прописывает разнообразные виды игр (они представлены выше), с которыми дети еще не знакомы, или знакомую игру, но с новой целью.
Педагог внимательно изучает особенности и интересы каждого ребенка для того, чтобы планируемая игра была востребована детьми и приносила им удовольствие.
Воспитатель внимательно наблюдает за игровыми интересами детей, преобладающими игровыми сюжетами и диалогами и на основе наблюдений планирует новый, развивающийся сюжет для сюжетно-ролевой игры.
. Рассмотрев руководство игрой дошкольников, необходимо сделать следующие выводы:
Игра должна быть свободной от навязанной взрослыми «сверху» тематики и регламентации действий. Ребенок должен иметь возможность овладевать все более сложным «языком» игры — общими способами ее осуществления, увеличивающими свободу творческой реализации его собственных замыслов.
Игра должна быть совместной деятельностью педагога и детей, где педагог есть играющий партнер, чтобы игра на всех возрастных этапах была самостоятельной деятельностью детей.
Для развития игровой деятельности необходимо выполнение нескольких условий: создание предметно-пространственной среды, наличие определенного времени в режиме дня и профессионализм педагогов. Без выполнения этих условий невозможно развитие творческой самодеятельной игры детей.
Детям разных возрастных групп на игру в течение дня отводится от 3 часов 15 минут до 3 часов 30 минут. Главной целью педагогов является правильно это время использовать, всячески поощряя детей к самостоятельным играм, участвуя в них и помогая детям освоить новые способы игры.
Данные рекомендации помогут педагогам реализовать важное требование ФГОС дошкольного образования – организовывать психолого-педагогическое сопровождение развития детей в условиях игровой деятельности на основе индивидуализации образовательного процесса. А это очень важно, так как разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.
Источник
Слайд 1
по курсу «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС» : Старший воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 436 Кандидатова Е.А. Город Нижний Новгород 2014 Методическая разработка учебного занятия на тему: «Разностороннее развитие ребенка в игровой деятельности»
Слайд 2
Содержание: Актуализация выбранной темы …………….. 3 слайд Технологическая ситуация по теме………. 3 слайд Система средств к технологической ситуации ………………………………………. 4-20 слайд Список литературы ………………………….. 21 слайд
Слайд 3
Актуальность проблемы Актуальность выбранной темы заключается в том, что: Игра перестала носить творческий характер Создание системы непрерывного образования детей Низкий уровень психологической личностной готовности детей к школе Ухудшение психологического здоровья детей Изучением игры в дошкольном возрасте занимались: Д.Б. Эльконин, B.C. Мухина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и другие. Технологическая карта по теме: «Разностороннее развитие ребенка в игровой деятельности»
Слайд 4
Средства для организации целевого пространства 1.1 Тема: «Разностороннее развитие ребенка в игровой деятельности»
Слайд 5
1.2 Значение игры в развитии ребенка В игре происходят изменения психики и личности детей, формируются произвольные формы общения детей с окружающими людьми.
Слайд 6
1.3 Причины ухода игры из жизни детей Непонимание развивающего значения игры; Неопределенность терминологии, подмена и смешение понятий игры как педагогической формы работы и игры как самостоятельной деятельности детей; Приоритет знаний и обучения детей; Отсутствие четкого времени в режиме дня на самостоятельную игру детей; Неумение воспитателей играть, управлять своей игрой, затруднения в руководстве, планировании игр детей, создание развивающей предметно – пространственной среды.
Слайд 7
2.1 Понятийный словарь Игра Игровое действие Двухпозиционность в игре Сюжетно – ролевая игра Театрализованная игра Подвижная игра Режиссерская игра Настольно – словесная игра Строительная игра
Слайд 8
2.2 Закономерности развития игры в дошкольном возрасте. Концепция Д.Б.Эльконина
Слайд 9
2.3 Диагностика игры у детей дошкольного возраста . Диагностика игры позволяет: контролировать своевременность формирования игровой деятельности каждого ребенка, определять соответствие игры оптимальному уровню, возможные варианты отклонений от него; своевременно индивидуализировать, корректировать создание условий с учетом уровня развития игры каждого воспитанника, а также зоны его ближайшего развития; определять степень эффективности педагогической деятельности по развитию игры каждого воспитанника и группы в целом.
Слайд 10
Диагностика игры по Н.Ф.Комаровой Методика диагностирования игры детей Для заполнения диагностических листов нужны объективные данные об игре каждого ребенка. Чтобы их получать, можно использовать следующие методы. 1. Наблюдение за играми детей в группе, на участке, их протоколирование. С этой целью можно использовать технические средства — фотосъемку, магнитофонную запись высказываний детей в игре. 2. Беседы с воспитателями о содержании игр, о способах решения детьми игровых задач, о взаимодействии играющих, об их самостоятельности. 3. Игровые проблемные ситуации, которые задает детям педагог, наблюдающий за играми. При этом он обязан тактично включаться в игру, не нарушая ее хода, и делать это только в том случае, если во время пассивного наблюдения невозможно определить степень сформированности того или иного показателя развития игры . Диагностический лист для воспитателей, с основными показателями развития игры.
Слайд 11
Планирование игровой деятельности Типичные трудности, испытываемые педагогами при планировании игры: Многие заранее планируют тематику игр, которые часто не сочетаются с работой по ознакомлению с окружающим. В планах почти не прослеживается перспектива постепенного формирования сюжетно-ролевой игры (то есть усложнение сюжета часто понимается, как простое увеличение количества игровых действий, а не развитие умения творчески комбинировать игровые эпизоды. В плане планируется деятельность воспитателя, а не деятельность детей. Планируются задачи руководства игрой и методические приемы, направленные на реализацию этих задач.
Слайд 12
Преимущества перспективного планирования: Можно предусмотреть последовательное решение задач по разделу «Игра». Воспитателю легче учитывать и использовать в игре знания, умения, навыки, получаемые на занятиях и в повседневной жизни. Наряду с обогащением сюжетной линии можно постепенно обогащать и способы игрового воспроизведения действительности. Планирование помогает осуществлять преемственность в работе воспитателей одной группы. Перспективное планирование состоит из 4 граф (аналогично компонентам комплексного метода): – ознакомление с окружающим; – обогащение игрового опыта; – изменение игровой среды; – активизация общения взрослого с ребенком. Рекомендации педагогам по планированию игровой деятельности прилагаются
Слайд 13
Построение предметно – пространственной среды по игровой деятельности « Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…» Е.И.Тихеева
Слайд 14
При отборе оборудования, учебно-методического и игрового материала для детского сада необходимо руководствоваться нормативно-правовой базой . 1.Концепция дошкольного воспитания (1989 г.); 2.Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (1993 г.); 3. Методическое письмо Министерства образования Российской Федерации от 17.05.1995 №61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»; 4.Требования СанПиН 2.4.1.2660-10 от 01.10. 2010 г.; 5. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО» пункт 3.3 6 .Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) от 17.06.2003 г.; 7 .Письмо Министерства образования РФ от 15.05.2004 № 03-51-46 ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»; 8 .Приказ МО РФ «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей» (26.06.2000 г.)
Слайд 15
Принципы построения предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы; Трансформируемость пространства. Полифункциональность материалов Вариативность среды Доступность среды Безопасность среды
Слайд 16
2.4 Практическое задание Уважаемые педагоги! Прошу Вас разработать фрагмент перспективного плана игровой деятельности( тема и группа на ваш выбор) по схеме: Тема: Ознакомление с окружающим Обогащение игрового опыта Изменение предметно – игровой среды Активизировать общение педагога с детьми
Слайд 17
2.5 Интеграция образовательных областей.
Слайд 18
2.6 Социально – коммуникативное развитие Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Формирование готовности к совместной деятельности. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Слайд 19
Целевые ориентиры дошкольного образования (ФГОС ДО) проявляет инициативность и самостоятельность; уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим; обладает развитым воображением; достаточно хорошо владеет устной речью, складываются предпосылки грамотности; проявляет творческие способности; развита крупная и мелкая моторика; способен к волевым усилиям в разных видах деятельности; проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать.
Слайд 20
Подведем итоги: Б ыло трудно что….. Я научилась …. Я поняла, что …. Мы изучили ……
Слайд 21
Список используемой литературы Бабунова , Т.М. Дошкольная педагогика: учебное пособие / Т.М. Бабунова . — М.: ТЦ Сфера. 2007 Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. — М.: Academia , 2010. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО» Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 2003. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова , А.В.Запорожца , Б.Ф.Ломова . – М.: Педагогика, 2003. С. 112 . Смирнова Е.О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды. //Дошкольное воспитание.- №4, 2010.
Источник
Актуальность проблемы –Низкий уровень развития предметной, продуктивной деятельности детей Недостаточный уровень развития игровой компетентности педагога ДОо Введение ФГОС ДО Низкий уровень психологической личностной готовности детей к школе. Игра перестала носить творческий характер
Игра в содержании ФГОС ДО . Общие положения Один из основных принципов Стандарта: -реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. (п. 1. 2. (4)
Игра в содержании ФГОС ДО II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему » — содержание образовательных областей определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре , познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка) Также обозначено, какие именно игры организуются в рамках реализации программы в раннем возрасте (1 год — 3 года) — … игры с составными и динамическими игрушками; — — для детей дошкольного возраста (3 года — 8 лет) — ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры…» (2. 7. )
Игра в содержании ФГОС ДО « III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования » «Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста» , среди которых: — «создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; … -поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д. ) … -поддержку спонтанной игры детей , ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства …» (3. 2. 5. (2, 4) )
Игра в содержании ФГОС ДО IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования » «Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: … проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; … ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, социальным нормам. … (4. 6. )
Игра в содержании ФГОС ДО … для реализации образовательной программы, построенной на игре, дети должны уметь играть. Для того чтобы выполнить свою ведущую роль и действительно стать средством развития ценных личностных качеств, сама игра должна иметь определенный уровень развития, соответствующий возрасту » (Смирнова Е. О)
Игра как деятельность ребенка и игра как педагогическая форма Рассматривая воспитательное значение игры, мы имеем в виду игру как форму воспитания, как средство для решения определенных воспитательных задач по отношению к детям дошкольного возраста. Между тем даже в учебной педагогической литературе игру в ее педагогическом значении часто смешивают с игрой как возрастным проявлением ребенка. Игра как деятельность ребенка развивается по своим законам » (Усова А. П. Педагогика игры и ее насущные проблемы. // Дошкольное воспитание, 1963, № 1)
Анализ исследований ученых и практик показывает, что большинство детей имеют низкий уровень развития игры В этих условиях: — использование игры как педагогической формы в ряде случаев может оказаться неэффективным (дети будут подменять дидактические задачи игровыми, результативность образовательной деятельности будет низкой -ряд целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования не может быть достигнут при низком уровне развития игровой деятельности ребенка (Трифонова Е. В)Использование игры как педагогической формы
Последствия подмены самодеятельной игры игровыми формами Недостаточная социальная компетентность детей, неумение наладить отношения со сверстниками , невозможность самоорганизации детей , зависимость от взрослого, от среды: дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Трудности коммуникации: бессодержательное общение (т. к. контекст общения создает совместная деятельность), детям неинтересно общаться друг с другом Снижение энергичности детей, их желания активно действовать. При этом возрос эмоциональный дискомфорт, аффективная напряженность Несформированность воображения и внутреннего плана деятельности , выраженная ориентация на наглядность воспринимаемой информации, детям трудно воспринимать информацию на слух , отмечается снижение любознательности Недоразвитие воли и произвольности , ситуативность поведения, недоразвитие мотивационно-потребностной сферы.
Проблемы использования игры как формы образовательной работы Ограниченные возможности сюжетной игры для решения разного рода учебно-предметных задач были показаны в исследовании Л. И. Элькониновой (1979): до определенного возраста многие реальные дидактические задачи в сюжетной игре ребенок решает в условном плане ( «понарошку» ). « Ролевая игра не может выполнять никакие дидактические функции » . Только после того, как игра может реализовываться в вербальной форме (Е. Е. Кравцова), возможно включение сюжетных (сюжетно-дидактических) игр в процесс обучения. До этого момента – используются только игровые приемы , мотивирующие ребенка на продуктивную или иную деятельность и делающие эту деятельность осмысленной. (Е. В. Трифонова)
Проблемы использования игры как формы образовательной работы Подмена дидактической игры игровыми упражнениями , т. е. игнорирование игровой задачи при педалировании дидактической , образовательной. «В дидактической игре дидактизм должен быть на уровне автодидактизма, но автодидактическая игра у нас очень слаба, она слабо развивается практикой и совершенно недостаточно разрабатывается педагогической наукой» . Если игра не автодидактична, то она быстро попадает в разряд игровых упражнений: «Взрослые охотнее всего изобретают игровые упражнения» . (Психология и педагогика игры дошкольника. – М. : Просвещение, 1966. – С. 341) Подмена собственно детской игры игровыми формами , что приводит к парадоксальной ситуации депривации (угнетения) игры на фоне ее тотальной эксплуатации. (Е. В. Трифонова)
Игра характеризуется — инициатива в реализации игры исходит от самого ребенка: ребенок свободен в постановке или выборе игровых задач -целостностью — от мотива до способа действия ( ребенок играет, потому что он этого хочет, он играет в то , во что хочет, и играет так , как хочет ). — эмоциональной насыщенностью, удовольствием от процесса , а не от результата. — развивается и меняет формы по мере развития ( от развернутой внешней предметной деятельности до свернутой внутренней деятельности ). В сформированном виде может существовать как действие в составе других видов деятельности.
Критерий игры как деятельности « Расхождение видимого и смыслового поля» = Воображаемая (условная) ситуация (Л. С. Выготский) «…типичное для игры своеобразное соотношение смысла и значения не дано заранее в ее условиях, но возникает в самом процессе игры » (А. Н. Леонтьев) «Центральным в игре является выполнение роли, взятой на себя ребенком» (Д. Б. Эльконин)
Воображаемая ситуация Часто мы путаем воображаемую ситуацию , которая должна разворачиваться в игре самим ребёнком, и сценарий , уже придуманный кем-то и только воплощаемый ребёнком в собственной деятельности» . Новикова Т. С. Значение игры для формирования учебной деятельности. // Журнал практического психолога. 2005. № 6. – С. 73.
Проблема терминологии Игра, в которой есть воображаемая ситуация, последовательно называлась в отечественной педагогике: творческой сюжетно-ролевой, самодеятельной. Анализ исследований ученых и практики показывает, что сюжетно-ролевая игра до сих пор в ряде случаев воспринимается как «организуемая взрослым» ( по данным исследований Е. В. Трифоновой )
Что формируется в игре? Специфическое развивающее влияние сюжетно ролевой игры изучено в настоящее время явно недостаточно …, но проведению дальнейших исследований в этой области мешает смешение развития детей в игре, через игру и при помощи игровых приемов. Возникает ложное впечатление, что игра воспитывает «всё на свете» . » ( Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // /Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М. , 1978, с. 35)
О значении игры для разностороннего развития дошкольника « … у многих педагогов нет личной убежденности в том, что именно игра обеспечивает своевременное и полноценное развитие дошкольника» Скоролупова О. А Основная задача создания условий «поддержки спонтанной игры детей, ее обогащения» (ФГОС ДО п. 3. 2. 5. ) – формирование ценностного отношения к свободной самостоятельной детской игре.
Основные новообразования дошкольного возраста, формирующиеся в процессе игры и значимые с точки зрения успешности обучения ребенка в школе: 1. Внутренний план деятельности 2. Знаковая деятельность (знаковая функция сознания) 3. Произвольность поведения и деятельности 4. Децентрация (преодоление эгоцентрической позиции) 5. Познавательный мотив как основа учебного мотива 6. Способность к организации самостоятельной и совместной деятельности
Нужно ли учить детей играть? « Игре надо учить, особенно в раннем детстве, об этом следует заявлять достаточно смело. Но учить можно по-разному. Нельзя построить образец, который должен получиться в итоге развития, и навязать его ребёнку. Прежде всего, это не получится, а если и получится, то не будет игрой. Игра превратится в занятие» . (Ф. И. Фрадкина. В кн. : Психология и педагогика игры дошкольника. – М. : Просвещение, 1966. – С. 290) Если организованных игр не будет вовсе – современный ребёнок может не получить необходимого игрового опыта. Если работа педагога ограничится только организацией подобного рода игр – ребёнок так и не научится играть сам
Условия формирования игры 1. Правильно определить место игры как образовательной формы и игры как ведущей деятельности в режиме дня. 2. Понимать, использовать законы развития игровой деятельности на каждом возрастном этапе развития детей. 3. Использовать грамотную методику педагогической поддержки игровой деятельности. 4. Уметь грамотно создавать в образовательном процессе условия для формирования игровой деятельности детей.
Место игры в образовательном процессе Образовательная деятельность в рамках занятий (непосредственно-образовательная деятельность) – организация дидактических игр в соответствии с содержанием образовательной работы по образовательным областям Организация культурных практик (образовательная деятельность в режиме дня) – проведение досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, организация совместных с педагогом сюжетных игр. Самостоятельная деятельность – педагогическая поддержка самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований), а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных .
Закономерности развития игры в дошкольном возрасте. Концепция Д. Б. Эльконина
Закономерности развития игры в дошкольном возрасте. Концепция Л. С. Выготского – Е. Е. Кравцовой Вид игры Способы задания воображаемой ситуации Режиссерская Соединение предметов по смыслу Образная Образ Сюжетно-ролева я .Две взаимно дополнительные роли Игра с правилами Правило Режиссерская Соединение предметов по смыслу.
Методики педагогической поддержки игры 1. Методика комплексного руководства играми детей (С. Л. Новоселова, Е. В. Зворыгина, Н. Ф. Комарова). Обучение детей игре строится на основе логики развития игры, поэтапного формирования ее как деятельности 2. Методика обучения детей игре (Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова). Формирование игры детей осуществляется на основе прямого обучения ребенка взрослым способа отображения окружающего мира. 3. Развитие воображения детей в игровой деятельности (Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова, Е. Л. Бережковская). Обучение детей игре строится в контексте целенаправленного поэтапного развития воображения с учетом логики и закономерностей его развития.
Условия формирования игры Игровая компетентность педагога: создание педагогом полноценной развивающей образовательной среды; деликатное, тонкое руководство играми детей, чтобы они чувствовали себя субъектами игры; создание педагогами препятствий, проблем, чтобы дети их преодолевали; способность педагога создавать развивающую предметно-пространственную среду, соответствующую требованиям ФГОС ДО и специфическим особенностям развития разных видов игровой деятельности детей; способность педагога играть, управлять своей игрой, использовать ее во вспомогательных целях, уметь грамотно осуществлять диагностику детских игр и планировать свою деятельность по развитию игры и ребенка в ней.
Создание развивающей предметно-пространственной среды (ФГОС ДО) насыщенность среды; трансформируемость игрового пространства; полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов-заместителей, мягких модулей, ширм); доступность среды, игровых материалов, возможность использовать все элементы игрового пространства; вариативность среды (наличие микропространств для разных видов игр); безопасность среды (соответствие всех элементов среды требованиям надежности и безопасности для психологического здоровья). Для детей раннего – среднего дошкольного возраста целесообразно помещать в среду предметы-заместители среднего – старшего дошкольного возраста целесообразно создавать модульную среду, которая является большим конструктором, из которого можно делать разнообразные постройки для игры, среда может быть «заместителем» , ее элементы могут обозначать все, что требуется детям по сюжету игры старшего дошкольного возраста целесообразно создавать модульную и «макетную » среду (Е. В. Трифонова )
Самодельная игрушка в педпроцессе ДОО
Разнообразие проявлений режиссёрской игры: игры с предметами-заместителями
Игровой макет-элемент развивающей предметно-пространственной среды -Представляет собой вариант организации обобщенной многофункциональной среды, позволяющей организовать игру на разные темы и сюжеты. — Удобен для организации игр, продолжающихся в течение длительного времени (игра в среде, создаваемой ребенком «здесь и сейчас» чаще всего разрушается и не возобновляется). Позволяет организовать структурно сложные сюжетные игры. — Позволяет ребенку найти максимально комфортное для него место в ходе общей совместной деятельности (одни дети активно развивают сюжет, действуя игрушками или реализуя ролевые диалоги, другие комментируют происходящее и предлагают советы по дальнейшему развитию сюжета, третьи активно включаются в создание предметной среды игры, четвертые наблюдают; при этом дети легко меняют свою позицию в игре, свободно переходя от одной деятельности к другой). — Позволяет организовывать различного рода игры (на историческую или географическую тематику), в которых практическое применение знаний детей способствует их переводу с поверхностного уровня ознакомления на глубинный уровень понимания. (Е. В. Трифонова)
Проблемы диагностики игры эпизодическое проведение диагностики педагогами на уровне описания игр непонимание назначения, показателей, процедуры проведения диагностики игр; отсутствие глубокого анализа диагностических материалов и интерпретации полученных материалов для последующего планирования и коррекции воспитателем педагогической деятельности. ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ ИГРЫ ПОЗВОЛЯЕТ : на научно обоснованном уровне контролировать своевременность формирования игровой деятельности каждого ребенка, определять соответствие игры оптимальному уровню, возможные варианты отклонений от него; своевременно индивидуализировать, корректировать создание условий с учетом уровня развития игры каждого воспитанника, а также зоны его ближайшего развития; определять степень эффективности педагогической деятельности по развитию игры каждого воспитанника и группы в целом.
Диагностика игры (Н. Ф. Комарова) Показатели развития игры Содержание игры имена Оля Ян 1. Замысел игры появляется а) с помощью взрослого; б) самостоятельно 2. Разнообразие замыслов 3. Самостоятельность при постановке игровых задач а) ставит взрослый б)самостоятельно — — Способы решения игровых задач 4. Разнообр?