Различие нормального ребенка от ребенка с задержкой психического развития

Чаще всего диагноз ЗПР детский невролог может ставить ребенку к 4-5 годам, хотя отчетливые признаки задержки психического развития нередко проявляются у малыша и в более раннем возрасте.

Но, к сожалению, некоторые специфические признаки не всегда могут быть вовремя замечены родителями из-за отсутствия профессиональной психолого-педагогической подготовки.

По этой причине отклонения от нормы у малыша семья порой списывает на проблемы воспитания, индивидуальные особенности («Он у нас просто ленится…»).

Кроме этого, у разных детей «маркеры» ЗПР могут проявляться по-разному. У одних малышей могут быть неярко выражены первичные проявления возможной задержки психического развития, а у других – наоборот. У кого-то страдает внимание, а кто-то, напротив, очень внимателен к деталям, но имеет проблемы с запоминанием.

Это тоже может сбивать с толку родителей, скрывая от них истинные причины замеченных отклонений.

Поэтому крайне важно своевременно заметить «странности» в поведении малыша, в общении, в его сотрудничестве, совместных играх с вами и со сверстниками, и сразу обратиться к специалисту.

Среди самых часто встречающихся признаков задержки психического развития у детей (примерно, в возрасте +/- 4-5 лет) можно выделить 7 основных.

1. Проблема с социальным интеллектом и эмоционально-волевой сферой

Малыши с признаками ЗПР (задержкой психомоторного развития) бывают нередко эмоционально нестабильны.
У таких детишек часто меняется настроение и отсутствует самоконтроль. Причем, дефицит контроля над своими действиями наблюдается во всех видах деятельности, включая игровую.

Им тяжело адаптироваться к новым условиям. Новые виды игр, новые люди в окружении, новые вещи, одежда, еда – любая новизна вызывает реакцию отторжения, так как погружает ребенка в непривычное состояние, провоцируя дискомфорт.

Поэтому таким малышам сложно привыкать к детскому саду, к другим детям, к отсутствию мамы рядом и к «недомашней» обстановке.

В игре они неуверенны, нервозны, суетливы, истеричны, а также замкнуты, напуганы. Но, несмотря на стеснительность, дети с признаками ЗПР могут вести себя с чужими взрослыми (например, с воспитателями садика) панибратски, игнорируя разницу в возрасте и авторитет взрослого («Иди сюда, вон, какая бибика у меня..»).

Проблемы в коллективе у малышей с задержкой психического развития напрямую связаны с невозможностью совершить усилие воли. Это обусловлено имеющимся нарушением психического функционала.

Эти детишки не могут выполнить задание (или правильно его выполнить/выполнить от начала до конца/последовательно/уложиться в установленный интервал времени и др.) так, как это нужно, из-за того, что социальный интеллект не развит в должной степени, недостаточно сформированы социальные навыки взаимодействия с людьми.

2. Нарушение внимания

Сниженная концентрация внимания, так называемое, «порхающее» внимание (его неустойчивость; малыш постоянно «переключает» его с одного объекта на другой), в совокупности с проблемами развития некоторых социальных навыков у ребенка также могут выступать «маркерами» ЗПР. Причем, достаточно выраженными.

Нередко проблемы со вниманием сопряжены с повышенным, или, наоборот, с пониженным уровнем как двигательной, так и речевой активности.
Это сочетания нарушений может быть проявлением синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), когда ребенок крайне неусидчив, и при этом он не может контролировать свою активность самостоятельно.

3. Проблема с восприятием окружающей действительности

Это нарушение проявляется обычно в сложности формирования целостного образа какого-либо объекта или предмета в сознании ребенка. Из-за этого он не может мыслить абстрактно, и его знания об окружающей действительности сильно ограничены или искажены.

Допустим, малыш не может узнать хорошо знакомый ему предмет по его отдельным составляющим. То есть разложенные перед ним детали конструктора или кубики, из которых можно собрать конкретную фигуру, не дают ему представление о собранном из них, готовом объекте.
Иногда такие затруднения могут быть спровоцированы даже непривычным положением кубиков или их расположением на другом конце стола.

4. Память: особенности нарушения

Здесь выражено нарушение процесса заучивания материала (например, маленького стишка) и его последующего воспроизведения.

Малыш не запоминает материал последовательно, от начала до конца.
Скорость запоминания очень низкая, а качество воспроизведения – среднее или плохое.
Ребенок путает слова местами, пропускает «куски» материала, нервничает и сопротивляется выполнению задания.

5. Проблема с речью и звукопроизношением

На фоне нарушений психического развития часто страдает и развитие речи ребенка.
Виды задержки речевого развития могут быть разными в зависимости от формы тяжести ЗПР.

Словарный запас у таких детишек бедный. Ребенок обращается к примитивным звукам (например, при узнавании знакомого предмета или в качестве просьбы дать ему что-либо: «у-у-у» или «дай»), искажает слова, «проглатывает» их окончания, меняет звуки местами при их произношении («присине попить водички» вместо «принеси попить водички»/ «колзик» вместо «козлик» и т.д.).

Дети с подобными признаками нарушения речи могут иметь диагноз – алалия, которая бывает как моторная, так и сенсорная.

Моторная алалия – когда есть недоразвитие экспрессивной речи ребенка (неполное понимание того, что он говорит сам) с выраженным затруднением пополнения словарного запаса при достаточно сохранном понимании речи других людей.

Сенсорная алалия – когда имеется недоразвитие импрессивной речи (неполное понимание того, что ребенку говорят другие люди), разрыв между смыслом и звучанием слов, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи.

6. Нарушение мыслительных процессов

У ребенка с задержкой психического развития встречается также и отставание в развитии мыслительных процессов.

Данный признак можно обнаружить при решении задачек на словесно-логическое мышление.
Например, в рамках игры для дошкольников «Найди общее слово», в которой ребенку нужно подобрать одно слово/понятие, объедающее 4 других слова одним общим смыслом:

– Вера, Коля, Ангелина, Женя (имена);

– Стол, диван, кресло, стул (мебель);

– Понедельник, воскресенье, среда, четверг (дни недели), и т.д.

Малыши с признаками ЗПР не смогут справиться с таким заданием, так как они не владеют необходимыми интеллектуальными операциями – анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование.

Также у детей страдает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.

Но детишки при этом способны классифицировать предметы по простым и наглядным признакам – форма, цвет.
А вот выделение в качестве признака предмета – величины (попросите ребенка большие игрушки из общей кучи положить направо, а маленькие – влево) и материала (например, попросите разделить кучу игрушек на деревянные и мягкие) вызовет затруднения.

При ЗПР в целом познавательная активность не развита или развита слабо. То есть у детишек в процессе получения новых знаний о мире не возникает желания уточнить у взрослого что-то, задать вопрос, поинтересоваться любопытными потребностями.
Допустим, когда мама читает ребеночку сказку, то малышу с «маркером» ЗПР будут не интересны уточнения деталей касательно сюжета или героев повествования по сравнению с ребенком без признаков нарушения психического развития.
У малышей с нарушениями отмечается пассивность умственной деятельности.

7. Особенности игрового процесса при ЗПР

Яркий признак задержки психического развития – недостаточная структурность игровой деятельности.
То есть у малыша нет сюжетно-ролевого аспекта в играх: сюжеты всех придуманных им игр обычно не выходят за пределы примитивной, бытовой тематики на фоне постоянства одного и того же сюжета игры (то есть ребенок играет постоянно в одну и ту же игру, например, в «водитель автобуса»).
Содержание игр, способы взаимодействия в них, нравственные правила, нормы и производимые ребенком операции в процессе (мелкие действия – допустим, крутить руль, мешать ложкой кашу, расчесывать волосы кукле) – всегда однотипные и скудные.

Дорогие друзья, если вы, являясь любящим родителем – бабулей, папочкой, мамусей или дедулюшкой – заметили у своего малыша один или несколько из вышесказанных признаков ЗПР, пожалуйста, не тяните с посещением кабинета детского невролога.

Хорошо, если вам просто показалось то, чего нет, из-за мнительности или из-за самой теплой в мире заботы о маленьком, родном человечке.
Тогда вы просто выдохните с облегчением, выходя из кабинета, и забудете о своих тревогах.

А если вам не показалось, и врач скажет, что ваши опасения про ЗПР подтвердились, то знайте – вы сделали все правильно, сделали большое и важное дело – вовремя обратились и начали работу над коррекцией нарушения, что обязательно ускорит и упростит победу над такой гадкой и противной штукой, как ЗПР.

И ни в коем случае не надо переживать, нервничать и бояться из-за возможного диагноза – нужно действовать, и помнить, что ЗПР обратима, и все у вас будет хорошо.

Друзья, подписывайтесь на мой канал, присоединяйтесь к паблику “ПиПси” в VK и будьте в курсе нескучной и полезной психологической информации, а также реальных случаев из практики психолога.

Приятного вечера и радостного нового дня!

Источник

30 Июн

Опубликовано в дети, ЗПР,

Отставание в развитии ребенка от сверстников становится видно уже в первые годы жизни малыша. Крайне важно в это время уделить внимание диагностике и исследованию сути патологии, так как от правильности диагноза будет зависеть дальнейшее лечение, коррекция и возможное выравнивание состояния. Или ухудшение, прогрессирование при неправильно обозначенной болезни.

Как правило, ЗПР или умственную отсталость (УО) выявляют у детей в дошкольном возрасте, важно знать, как их отличить друг от друга. Ведь в раннем возрасте, у этих двух заболеваний симптомы схожи.

Несмотря на сходство, между умственной отсталостью и ЗПР существуют качественные различия, позволяющие точно поставить диагноз, провести необходимую работу и позволить малышу в будущем адаптироваться в мире. Если же в раннем возрасте болезнь определена неверно, время, необходимое для коррекции, будет безвозвратно упущено и ситуация усугубится.

Основные отличия ЗПР от УО

Дети с ЗПР не относятся к умственно отсталым.

Главное различие между ЗПР и олигофренией состоит в природе заболевания, все прочие отличия вытекают из нее.

Олигофрения (умственная отсталость) – это постоянное, неизменное умственное недоразвитие, возникшее из-за органического повреждение головного мозга в период беременности или в первые недели жизни ребенка. Нередко развивается из-за генетической предрасположенности или после травмы головного мозга. Необратима.

Современная медицина выделяет 3 степени умственной отсталости:

  • Дебильность – слабая форма проявления. При слабой выраженности, ребенок внешне ничем не будет отличаться от сверстников. Однако при общении, разница станет заметна. Эмоциональность у таких деток сохраняется, а вот внимание привлечь надолго невозможно. Запоминают они новую информацию тяжело и ненадолго, воспринимать абстрактные понятия не способны.
  • Имбецильность – средняя форма, проявляющаяся не только в поведении, но и во внешности больного. Вместе с поражением мозга часто сочетается недоразвитие каких-либо органов, дефекты конечностей или частей лица. Ребенок способен понимать окружающих, произносить простые слова и фразы. Изъясняется и понимает только глаголы и существительные, редко может грамматически правильно построить предложение.
  • Идиотия – тяжелая форма олигофрении. Поврежден как мозг, так и тело. Подобные люди редко способны ходить, страдают от недоразвитости внутренних органов и конечностей. У них фактически не развивается мышление и речь. Они способны произносить только отдельные звуки и слова, не понимают речь окружающих, не отделяют своих от чужих.

Каждая из перечисленных выше форм отсталости, делится еще на 4 степени тяжести в зависимости от баллов IQ:

  • легкая – 50 -60;
  • умеренная 35-40;
  • тяжелая 20-34;
  • при показателях в 20 баллов и ниже, выставляется глубокая степень.

Развитие ЗПР обусловлено легким поражением тканей мозга или обходится без них, являясь реакцией на инфекционное заболевание или сильный стресс, перенесенный в раннем возрасте.

Проблемы детей

Детям с задержкой психического развития тяжело дается общение со сверстниками и старшими людьми. У них возникают проблемы с запоминанием и воспроизведением информации, внимательностью, навыками самообслуживания, воображением и творческой деятельностью. Однако снижения интеллекта не отмечается.

Как правило, ребята с ЗПР демонстрируют достаточно высокие баллы IQ.

Однако не могут в определенный период жизни использовать все возможности мозга. А из-за этого развиваются медленнее сверстников.

Главный ответ на вопрос: «Чем отличается умственная отсталость (УО) от ЗПР?».

Дети с ЗПР поддаются корректировке с помощью специальных программ и занятий. Олигофрения – это диагноз на всю жизнь, ЗПР – особенность, которая устраняется, и к подростковому возрасту исчезает при условии регулярных занятий со специалистами.

Таблица отличий умственной отсталости и ЗПР

В большинстве случаев ЗПР выявляется у младших школьников или при подготовке к школе. В этом возрасте между проявлениями болезней уже явно видна разница.

Таблица отличий ЗПР и легкой умственной отсталости (УО):

При сравнении с помощью таблицы ЗПР и умственной отсталости видно, что задержка психического развития – гораздо более легкий диагноз.

Различия при диагностике

Человек, не сведущий в медицине, отличить УО от ЗПР в раннем возрасте едва ли сможет. Однако при диагностике, проводимой специалистами, сразу понятно, чем отличается ЗПР от олигофрении.

В первую очередь при внешней схожести отличия олигофрении от ЗПР будут видны при тестах на:

  • ознакомление, усвоение, применение знаний и умений на практике;
  • способность применять усвоенные знания при выполнении похожей задачи;
  • стремление к развитию;
  • способность просить о помощи и принимать ее от окружающих.

По результатам исследования проводится коррекционная работа различными людьми:

  • психологами;
  • невропатологами;
  • логопедами;
  • социальными педагогами;
  • родителями.

Крайне важно, чтобы необходимая педагогическая коррекция велась непрерывно, в том числе и дома. Для особенных детей так же важна атмосфера в доме, при стрессе темп улучшений резко снижается, может отмечаться регрессия.

При перспективах к улучшению состояния, ведется работа по основным направлениям:

  • усвоение навыков и знаний о мире с меньшим темпом, чем у сверстника и при помощи специалистов;
  • развитие способности к речи, контроля над ней;
  • умение концентрировать внимание на определенной задаче;
  • повышение мотивации к обучению при помощи игровых методик.

При ЗПР необходимо добиться успешного развития ребенка до уровня среднестатистических сверстников к периоду полового созревания. При олигофрении, состояние человека можно только стабилизировать, не позволив регрессировать глубже.

Патологию диагностируют не только с помощью внешнего осмотра и психолого-педагогических тестов, но и при помощи изучения состояния головного мозга, специальных анализов.

Ребенок с УО способен освоить основные необходимые для жизни навыки (в зависимости от тяжести состояния), но требует ежедневной работы по их отработке, чтобы оставаться на одном уровне развития. Так как при прекращении систематической коррекционной работы происходит немедленный регресс.

  1. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости // Собр. Соч. в 6-ти т. Т.5 М.: Педагогика, 1983. — С. 231-256.
  2. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (Практическое руководство). — М.: Апрель-Пресс, Психотерапия, 2007. — 224 с.
  3. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. — М.: АРКТИ, 2000. — 208 с.
  4. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения [Текст] // Соч. : в 2 т. / А.Н. Леонтьев. — М. : Педагогика, 1983. — Т. 1. — 392 с.
  5. Малофеев, Н.Н. Базовые модели интегрированного обучения [Текст] / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. — 2008. — № 1. — С. 71 — 78.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×

Источник

Общие особенности детей с ЗПР:

– сниженная работоспособность вследствии повышенной истощаемости, психомоторной расторможенности, возбудимости;

– низкий уровень познавательной активности и замедленный темп переработки информации;

– неустойчивость внимания, нарушение скорости переключения внимания, объем его снижен;

– память ограниченна в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической;

– наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое;

– имеются некоторые нарушения речевых функций;

– несформированность познавательного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

Отличия детей с ЗПР:

– у детей с ЗПР гораздо выше потенциал возможности развития их познавательной деятельности;

– при ЗПР страдают предпосылки интеллектуальной деятельности: внимание, речь, фонематический слух;

– для развития всех форм мыслительной деятельности детей с ЗПР характерна скачкообразность её динамики;

– дети с ЗПР способны сотрудничать со взрослыми;

– игровая деятельность детей с ЗПР носит более ярких эмоций, которые позволяют сосредоточиться на выполнении задания;

– большинство детей с ЗПР с дошкольного возраста достаточно хорошо владеют изобразительной деятельностью.

Выделяют несколько образовательных потребностей как общих для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфических. К образовательным потребностям детей с ЗПР относят такие потребности:

– в получении специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития, т.е. в дошкольном возрасте;

– в получении начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;

– в периоде подготовки к школьному обучению, обеспечении преемственности между дошкольным и школьным образованием как условия непрерывности коррекционно-развивающего процесса ;

– в обеспечении коррекционно-развивающей направленности обучения в рамках основных образовательных областей;

– в организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков детьми с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития );

– в обеспечении непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности ребенка, продолжающегося до достижения ее минимально достаточного уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

– в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов у детей с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);

– в постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

– в постоянной помощи ребенку в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

– в комплексном сопровождении, гарантирующем получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;

– в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;

– в обеспечении взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизации ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей)

– в увеличении сроков освоения АООП НОО до 5 лет

-в упрощении системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

– в наглядно-действенном характере содержания образования;

-в использовании позитивных средств стимуляции деятельности и поведения.

  1. Этапы урока:

Орг. момент

Активность, как индивидуальной, так и коллективной, как самостоятельной, так и регламентируемой учебно-познавательной деятельности обучающихся, развивается и поддерживается системой мотивации. При этом к числу используемых преподавателем мотивов обучающихся относят: творческий характер учебно-познавательной деятельности, состязательность, игровой характер проведения занятий.

  1. Постановка цели и задачи

Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

Учащиеся  ЗПР более  легче и лучше запоминают материал урока , когда он сопровождается наглядным материалом. На уроках чтения это могут быть сказки , чистоговорки, пословицы в картинках. Во время  запоминания стихотворений или  текстов очень продуктивно использовать пинтограммы, особенно если помогают их нарисовать сами учащиеся. На уроках математики иллюстрированные задачи   и примеры.

  1. Актуализация знаний

Работа с бланковыми методиками. Материалы работы с младшими школьниками представлены в виде карточек-бланков, сопровождающихся рекомендациями по применению  заданий, связанных с темой и содержанием занятия и направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся различного возраста и уровня обучаемости, с учетом индивидуальных особенностей и возможных затруднений. Бланковые методики используются в диагностических целях и для коррекционной работы.

  1. Объяснение новых знаний

Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнитьпредложенное задание лучше других.

  1. Первичное усвоение новых знаний

« Найди ошибку». Учитель записывает на доске слова или предложения , примеры  или уравнение ,  в зависимости от  темы урока, и допускает ошибку, учащиеся должны найти её и объяснить  правильность ответа. Задания такого рода позволяют  у учащихся развить зрительную память, внимание и логическое мышление.

  1. Закрепление

 Узелки на память(составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить в течении урока).  Данный приём можно использовать как в проведении простого урока, так и в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

  1. Формулировка Д/З

Дифференциация Д/З

  1. Рефлексия

Рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно.  При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся. На уроках при работе с детьми с ЗПР наиболее часто используется  рефлексия настроения и эмоционального состояния. Широко используется приём с различными цветовыми изображениями. У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель  должен обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.

Физ.минутки:

В состав упражнений для физминуток входят:

• упражнения по формированию осанки,

• укреплению зрения,

• укреплению мышц рук,

• отдых позвоночника,

• упражнения для ног,

• релаксационные упражнения для мимики лица,

• психогимнастика,

• дыхательная гимнастика.

Физкультминутки можно отнести к следующим видам:

по степени воздействия на организм, это то, как воздействует каждая физминутка на ту или иную систему организма и по форме проведения – то, какие физминутки следует подбирать для каждого урока.

Источник