Рассказы с заданиями для развития речи ребенка

Картотека рассказов для пересказа

                   Богатый урожай.

Жили-были трудолюбивые гусята Ваня и Костя. Ваня очень любил трудиться в саду, а Костя – в огороде. Решил Ваня вырастить урожай груш и винограда, а Костя – урожай гороха и огурцов. Овощи и фрукты выросли на славу. Но тут Костин урожай стали поедать ненасытные гусеницы, а к Ване в сад повадились шумные галки и стали клевать груши и виноград. Гусята не растерялись и стали бороться с вредителями. Костя позвал на помощь птичек, а Ваня решил сделать пугало. В конце лета Костя и Ваня собрали богатый урожай овощей и фруктов. Теперь никакая зима им была не страшна.

2. Беседа.

– О ком этот рассказ?

– Где любил работать Ваня? Как его можно назвать?

– Где любил работать Костя? Как его можно назвать?

– Что выращивал в саду Ваня?

– А что в огороде Костя?

– Кто мешал Ване? А кто Косте?

– Как можно назвать гусениц и галок?

– Кто помог Ване избавиться от гусениц?

– А что сделал Костя, чтобы отпугнуть галок?

– Чему радовались трудолюбивые гусята в конце лета?        

                                         ДОБРАЯ УТКА (В. Сутеев)

Утка с утятами, курица с цыплятами пошли гулять. Шли-шли к речке пришли. Утка с утятами умеют плавать, а курица с цыплятами не умеют. Что делать? Думали- думали и придумали! Речку переплыли ровно в полминутки: цыплёнок на утёнке, цыплёнок на утёнке, а курица на утке!

1. Ответить на вопросы:

Кто пошёл гулять?

Куда пошли гулять утка с утятами курица с цыплятами?

Что умеет делать утка с утятами?

Чего не умеет делать курица с цыплятами?

Что придумали птицы?

Почему про утку сказали добрая ?

Птицы переплыли речку в полминутки ,что это значит?

                                              ГОРКА (Н.Носов)

Ребята построили во дворе снежную горку. Полили её водой и пошли домой. Котька не работал. Он дома сидел, в окно глядел. Когда ребята ушли, Котька нацепил коньки и пошёл на горку. Чирк коньками по снегу, а подняться не может. Что делать? Котька взял ящик с песком и посыпал горку. Прибежали ребята. Как же теперь кататься? Обиделись ребята на Котьку и заставили его песок снегом засыпать. Котька отвязал коньки и стал горку снегом засыпать, а ребята снова полили её водой. Котька ещё и ступеньки сделал.

1. Ответить на вопросы:

Что делали ребята?

Где был в это время Котька?

Что случилось, когда ребята ушли?

Почему Котька не смог подняться на горку?

Что тогда он сделал?

Что же случилось, когда прибежали ребята?

Как поправили горку?

    Кошка (Автор: Е.Чарушин )

Это кошка Маруська. Она в чулане мышь поймала, за это её хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике, сытая, довольная. Песенки поёт-мурлычет, а её котёночек маленький — ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет — сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится.

Ответить на вопросы:

Как зовут кошку?

Кого она поймала?

Чем ее покормили?

Сколько котят у кошки?

Что делает котенок?

Кошка какая?

Сытая, довольная, мурлычащая.

А котенок какой?

Маленький, играющий, фыркающий.

                                                                 Бабочка

Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летала желтая бабочка.

Вдруг прилетела большая черная птица. Увидела она бабочку и захотела ее съесть. Испугалась бабочка и села на желтый цветок. Летала вокруг птица, летала, но не увидела бабочку. Так и улетела ни с чем.

Ответить на вопросы:

Какое было время года?

От кого пряталась бабочка?

Что помогло ей спастись?

Как можно назвать бабочку? (находчивой)

Пересказать рассказ.

Пересказать от лица бабочки (Однажды я полетела на луг…)

Пересказать от лица вороны (Летела я себе спокойно, вдруг вижу, над лугом порхает бабочка…)

                       Как Саша первый раз увидел самолет

 Была весна, таял снег, текли ручейки. Саша пускал по воде бумажный кораблик. Вдруг вверху что – то загудело. Саша подумал, что летит птица. Вот она уже над головой. Это был самолет. Засмотрелся Саша на самолет, а кораблик уплыл.

Задания: 1.Ответить на вопросы: Какое было время года?

                                                           Что пускал по воде Саша?

                                                           Что загудело в воздухе?

                                                          Что Саша спутал с птицей?

             2. Подобрать определения к словам: Весна(ранняя, поздняя, теплая…); самолет(большой

                                                                        , красивый, серебристый…);кораблик(бумажный…)

           3.Объяснить значение сложного слова самолет; привести примеры других сложных слов.

           4.Пересказать

                                                КОСТОЧКА. (Л.Н.Толстой)

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит:

А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

Все сказали:

Нет.

Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:

Нет, я не ел.

Тогда отец сказал:

Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.

Читайте также:  Сенситивные периоды развития ребенка в спорте

Ваня побледнел и сказал:

Нет, я косточку бросил за окошко.

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

1. Ответить на вопросы:

Как звали главного героя?

Что купила мама детям?

Почему Ваня съел сливу?

Когда мама обнаружила пропажу?

Что спросил отец у детей?

Почему он сказал, что можно умереть?

Почему Ваня сразу признался, что съел сливу?

Почему мальчик заплакал?

Правильно ли Ваня поступил?

Жалко ли вам мальчика или нет?

Как бы вы поступили на его месте?

                                       Зима

 Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Звери спрятались в норы. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах, коньках, санках.

Ответить на вопросы: Какое время года наступило?

                                               Что лежит на земле?

                                              Куда спрятались звери?

                                             Кто рад зиме?

                                            Что делают зимой дети? (Ответы полным предложением)

Объяснить значение словосочетаний: деревья голые, кругом лежит снег.

Подобрать определения к словам:

Снег (какой?) – белый, мягкий, пушистый,, легкий;

Коньки(какие?) –железные, острые, детские, блестящие.

Повторить, кто где живет: белка – в дупле, лошадь -…, собака-…,медведь-…

 Снежная баба

 Мы слепили во дворе два огромных снежных кома. Положили ком на ком. Затем прилепили снежной бабе руки. Воткнули в руки ей метлу. Потом мы сделали ей глаза, рот и нос. На голову снежной бабе надели шапку.

Ответить на вопросы: Кого слепили дети из снега?

                                                     Сколько они сделали комков?

                                                    Что прилепили бабе?

                                                   Что воткнули ей в руки?              

                                                  Что сделали потом?

                                                 Что надели бабе на голову?

                       Предвестники весны

 Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»

Ответить на вопросы: Какая была зима?

                                                       Что наступает после зимы?

                                                    Как греет солнышко зимой?

                                                   Кто прилетел?

                                                  Кого увидели дети?

                                                 Что они закричали?

   2.Как можно сказать про зиму? Она была какая?

     Как можно сказать про солнышко весной? Оно какое?

               Прилетели грачи

 Первыми к нам прилетают грачи. Еще кругом лежит снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют грачи свои гнезда на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.

Объясни значение словосочетаний: вить гнезда; вершина дерева; выводить птенцов.

Ответить на вопросы: Какие птицы прилетают весной к нам первыми?

                                                Что они сразу начинают делать?    

                                                Где они вьют свои гнезда?

                                               Когда они выводят птенцов?

3.Образовать множ. число от существительных:  грач – грачи, гнездо -…,корень-…

                                                                                        Птенец-…, дерево-…, ствол-…,пень-…

4.Пересказать.

                Лето

 Наступило лето. Мы гуляли по лугу. Трава выше колен, густая, зеленая. А сколько в ней цветов! Они поднимают свои нарядные головки. Одни – в лиловых колпачках, другие –в белых веночках. А у иных головка вся золотая, будто крохотное лучистое солнышко.

Ответить на вопросы:

С чем сравнивает автор цветы?

Как вы думаете, какие цветы изобразил он?

Видели вы их? Расскажи о них.

      Осень

 Осенью на деревьях желтеют листья. Часто дуют ветры, и моросит мелкий осенний дождик. Становится холоднее, исчезают в лесу цветы. Птицы собираются в дальний путь.

Объяснить значения словосочетаний: желтеют листья, моросит дождик, исчезают цветы.

Расскажи, чем отличается осень от весны.

Какие птицы улетают в дальние края? Как называются такие птицы?

Образовать множ. число от существит.:дерево- деревья,лист -..,дождь -…,ствол-…,ветер -… .

Подобрать с лова – действия: лист – желтеет, опадает, вянет, сохнет, зеленеет, распускается.

Пересказать.

                      Осень

Читайте также:  Зачатие внутриутробное развитие рождение ребенка

 Наступила осень. По небу гуляют серые тучи. Моросит холодный дождь. Солнце светит мало. Желтые листья падают на землю. Земля похожа на красивый ковер.

Объяснить значение словосочетаний: моросит дождь, земля похожа на ковер, тучи гуляют.

ответь на вопросы: Какая осенью погода?

                                               Какой осенью идет дождик?

                                              Откуда падают листья?

                                             Какие птицы улетели? Куда они улетели?

              Работа в огороде

 Наступила осень. Люди работают в полях и огородах. Они выкопали картофель, убрали с полей лук, свеклу, морковь, огурцы и репу. Пусто стало на полях. Зато собрали большой урожай овощей.

Задания:

Где работают люди?

Что они собрали?

Как одним словом можно назвать лук, морковь, репу, свеклу и огурцы?

Где растут овощи?

Пересказать текст.

Измени слова (Что делают? –Что сделали?):

   Собирают – собрали                   носят – принесли            высыпают- высыпали

          Дружок

 Пастух пас стадо овец  у леса. Пастух заснул. Волк вышел из леса и схватил овечку. У пастуха была собака Дружок. Дружок погнался за волком и отбил овечку.

Объясни значение словосочетания: стадо овец, отбил овечку.

Назови домашних животных. А теперь диких. Чем они отличаются?

 Перескажи текст.

               Запасливый еж

  В лесу жил еж. Ночью он приходил в сад. В саду он находил яблоки. Яблоки он накалывал на иголки. Еж носил яблоки в свою нору. Так он заготавливал корм на зиму.  

ответь на вопросы: Кто жил в лесу?

                                          Куда приходил еж ночью?

                                         Что он делал с яблоками?

                                         Куда он относил яблоки?

                                        Что еж заготавливал на зиму?

Ёж и заяц

  Зайцу не нравился еж. На еже колючее платье, а у зайца мягкая шкурка. Только эта шкурка не спасет зайца от врагов. А колючки сохраняют ежу жизнь.

1.Как спасает ежа от врагов колючее платье?

2. Что спасает от врагов зайца?

3.Назови детенышей зайца, волка, медведя, лисы, белки

        Медведь

Медведь имеет теплую мохнатую шубу. Морда у него вытянутая. Ходит медведь тяжело, двигая лапами как –то вкось, потому его и называют  косолапым. Но он может быстро бегать. Он очень ловко лазает по деревьям. Медведь ест ягоды, мед. Медведь на холодные месяцы забирается в берлогу, спит и сосет лапу.

Рассказать, как медведь ходит и бегает, чем питается, где живет зимой.

Составить рассказ – описание медведя.(пересказать текст)

Вспомнить загадки про лесных зверей.

Источник

Картотека заданий (рассказов)

 на развитие связной речи № 1

Снеговик

Дети на прогулке лепили снеговика. Сначала они скатали большой комок, второй комок поменьше, третий еще меньше. Потом на большой комок положили средний комок, а на средний — маленький. Вместо глаз вставили угольки, вместо носа морковку, вместо рук — ветки. Вместо шапки — надели старое  ведро. Забавный получился снеговик!

Вопросы.

  1. Кого вы видите на картинке?
  2. Что делает мальчик, девочка?
  3. Как дети лепили снеговика?
  1. Что у снеговика вместо глаз, носа, шапки?
  2. Какой получился снеговик?

Творческие задания:

1) Закончить предложение по аналогии: Вместо рук у снеговика ветки….

  1.  Составить рассказ от 1-го лица множественной числа
  2.  Составить план рассказа.
  3.  Придумать продолжение рассказа.

Выращиваем помидоры

Наступила весна. Дети высадили рассаду помидоров на грядку. Летом они поливали рассаду, подвязывали стебли. Выросли из рассады кустики. Осенью на них созрели крупные красные помидоры.

Вопросы.

I) Когда сажают рассаду? Какую рассаду посадили дети? 2) Что делали летом на огороде? Откуда дети брали воду для полива рассады?

Творческие задания:

1) Составить аналогичный рассказ без опоры на серию картинок о выращивании огурцов

2) Составить рассказ от 1-го лица

3) Придумать продолжение рассказа.

Кормушка для птиц

Наступила холодная зима. Голодно птицам в саду. Дети попросили дедушку сделать кормушку для птиц. Принесли дощечки, молоток, гвозди. Когда кормушка была готова, дети повесили ее на березе и  насыпали корм: крупу, семечки, хлебные крошки. Дети спрятались за елку и стали наблюдать. Сначала на кормушку прилетели воробьи, потом синицы. Птицы быстро клевали корм.

Вопросы.

1) Почему птицам голодно зимой?

2) Из чего дедушка сделал кормушку?

3) Куда дети повесели кормушку?

4) Почему дети спрятались за елку?

5) Что делали птицы?

Белка Е.Чарушин

Не страшен белке холод. У нее серенькая шубка теплая. А лето пришло, белка шубку переменила — теперь и холода нет. И прятаться не от кого: не нужен охотникам тонкий рыжий мех. Белка грибы сушит, шишки шелушит.

Вопросы.

Почему белка не боится холода? Почему белка не боится охотников летом?

Что делает белка летом?

Что делает белка зимой?

Творческие задания.

  1. Рассказать о жизни белки в лесу летом.
  2. Закончить предложения: Не страшен белке…. и т.д.

3)        Подобрать эпитеты к словам: белка (какая?), шубка беличья (какая?) серенькая, теплая, пушистая.

4)Образовать притяжательные прилагательные, составить предложения, найдя ошибки художника: У волка беличий хвост, а у белки — волчий

Осенью в парке

Наступила золотая осень. Листья на деревья падают на землю. Земля становится похожей на красивый ковер. Дети вышли на прогулку в парк. Все ищут самые красивые листья. Один мальчик собрал букет из разноцветных  листьев и подарил девочке.

Вопросы.

1) Какое время года изображено на картине?

Почему

  1. Где гуляют дети?
  2. Зачем дети собирают листья?

Творческие задания:

I) Подобрать определения к словам: осень (какая?) солнечная, золотая, дождливая, щедрая, урожайная;

листья (какие?) разноцветные, красивые

  1.  Рассказать от I-го лица.
  2.  Изменить концовку рассказа.

Кошка Е.Чарушин

 Кошка Маруська… в чулане мышь поймала, за это ее хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике сытая, довольная, Песенки поет — мурлычет, а ее котеночек маленький — ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет — сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится.

Читайте также:  Умственное развитие ребенка а леонтьев

Вопросы.

Кого поймала кошка Маруська? Что делает кошка? Почему? Кто есть у кошки? Что делает котеночек?

Творческие задания.

  1. В пересказе дать описание кошки и котенка.
  2. Придумать начало рассказа.

3) Составить загадку про кошку.

Хорошие соседи

Около дома росли высокие березы. На одной березе в скворечнике поселились скворцы. На другой березе свили гнездо грачи. Однажды скворцы улетели за кормом для своих птенцов. А вот кот

Васька тут как тут. Подбежал к березе и стал забираться по  стволу вверх. Грач увидел, что кот подкрадывается к скворечнику. Налетел на кота и ударил его своим крепким клювом.  Кот жалобно замяукал, сорвался с дерева, упал на землю, вскочил и бросился наутек.

Вопросы.

1) Где поселились скворцы?

2) Где жили грачи?

3) Кто подкрадывался к скворечнику?

4) Как грач защищал птенцов скворцов?

Творческие задания:

1) Назвать отличительные признаки весны

2) Подобрать слова-действия к названию птиц и деревьев: почки, птицы и т.д.

3)Придумать начало рассказа

4)Придумать название рассказа

Собака Е.Чарушин

У Шарика шуба густая, теплая, — он всю зиму по морозу бегает. И дом у него без печки, — просто собачья будка, а там соломка постелена, а ему не холодно. Шарик лает, злых людей да воров во двор не пускает, — за это все его любят да сытно кормят.

Вопросы.

Где живет Шарик?

Какая шуба у собаки?

За что любят Шарика?

Творческие задания.

  1. Рассказать от 1 -го лица о своей собаке.
  2. Составить описание собаки.

Придумать продолжение рассказа

Заяц. Я.Чарушин

Шуба у зайца теплая-теплая, белая-белая. Шуба зайку от мороза спасает и от охотника скрывает. Снег белый, да и зайка белый.     Где такого заметишь! А пока разглядываешь да всматриваешься, зайка задаст стрекача, только его и видели.

Сидит зайка — ветки обдирает, горькую кору гложет. Теплого лета ждет. Ведь летом раздолье — всякой еды вдоволь. Ешь не хочу! Хочешь — пожуй сладкий клевер-кашку, хочешь     любой цветочек с медом откуси. Не лазай только, зайка, в наш огород, не грызи капусту, не порть нашу морковку.

Вопросы.

Какая у зайца шуба зимой? Как шуба спасает зайку? Почему зайка ждет лета? Какая шубка у зайки летом? Когда охотники охотятся на зайцев?

Творческие задания.

1)        Придумать рассказ о зайце, который жил в лесу около дачи.

2)        Вставить пропущенные предлоги

3) Составить слова с разными приставками

Заяц и черепаха

Поспорили однажды заяц и черепаха, кто быстрее лесную поляну обежит. Черепаха тронулась в путь, а заяц лежит под кустом, посмеивается: «Спеши, спеши, черепаха, все равно я тебя обгоню». Но пока он так потешался, черепаха, хоть и тихо шла, оказалась у цели. Бросился заяц за нею, да поздно. Бегать-то он умел, но не знал того, что, лежа на месте, и от черепахи можно отстать.

Вопросы.

О чем поспорили заяц и черепаха? Что делала черепаха? Что делал заяц?

Почему черепаха оказалась первой у цели?

Творческие задания.

  1. Придумать по аналогии сказку про лису и ежа.
  2. Составить словесный портрет зайца, черепахи.

Инсценировать сказку

Как голубь учился гнездо вить

Как-то раз позвал к себе голубь дрозда, просит научить гнездо вить. Прилетел дрозд к голубю и начал гнездо вить. Притащил несколько соломинок, уложил их, а голубь тут же взлетел, уселся на гнездо и начал вертеться, приговаривая:

-Могу, могу, могу! Рассердился дрозд и сказал:

– Ну, коли сам можешь, чего же просишь? – и улетел восвояси.

А голубок гак и не знает, как дальше гнездо вить. Притащил несколько соломинок, вот и все его гнездо.

Вопросы.

Зачем голубь позвал дрозда?

Почему дрозд улетел?
Какое гнездо сделал себе голубь?

Творческие задания.

  1. Придумать другую концовку сказки.
  2. Инсценировать сказку

Дружба

Летом подружилась белочка с зайчиком. Белочка была рыженькая, а зайчик был серенький. Каждый день они играли на небольшую полянку и там угощали друг друга. Белочка приносила грибы, шишки, орехи, а зайчик морковку, капусту. Но вот прошло лето. Наступила осень, а потом зима. Выпал белый снег. Белочка спряталась к себе в дупло, а зайчик под густую ветку ели. Один раз белочка высунулась из дупла. Она увидели зам зайчика, но не узнала его, потому что зайчик был не серый, a 6елый. Зайчик тоже увидел белочку и тоже не узнал ее. Он ведь был знаком с рыженькой белочкой, а это была серая. Но нас тупит лето, и они снова узнают друг друга.

Творческие задания.

1)    Ответить на вопрос, почему они узнают друг, только летом?

2)    Придумать продолжение сказки.

3)  Пересказать сказку по опорным предметным картинкам

4) Подобрать предметные картинки, назвать, кто из животных, где живет: лиса в норе, белка — в дупле и т.д.

Храбрая курица

Курица Хохлатка вывела цыплят во двор. Цыплята бегают травке, весело пищат, червяков ищут. Вдруг прилетела ворона, хочет цыпленка украсть. А Хохлатка заквохтала, крылья растопырила, цыплята быстро под ними спрятались. Долго ворона сидела на заборе, но осталась ни с чем, так и улетела голодная.

Творческие задания.

I)    Определить, соответствует ли название рассказа его содержанию. Уточнить название.

2) Определить и назвать части тела птиц (туловище, голова, холок, хвост, крылья, перья, клюв, когти)

3)  Подобрать слова с противоположным значением: быстро — медленно, высоко — низко, громко — тихо,  весело —  грустно и т.д.

Храбрые щенята

Жили два щенка. Вышли они во двор. Посмотрели щенки на небо. Увидели желтый блестящий полукруг. Смотрят щенки, не знают, что это такое. А полукруг стал кругом. Испугались щенки.

– Давай лаять, — говорит один щенок.

– Давай, — согласился другой щенок. Залаяли щенки. А круг поднимается все выше.

– Испугался! — радуется первый щенок.

– Убегает! — говорит другой щенок.
Весело лают щенки.

Творческие задания.

)    Придумать название рассказа.

  1. Назвать детенышей домашних животных.
  2. Образовать форму множественного числа от формы единственного числа:

теленок — телята, жеребенок – жеребята и т.д.

Для чего руки нужны.

Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали.

Спросил как-то дедушка внука:

  • А для чего, Петенька, людям руки нужны?
  • Чтобы в мячик играть, — ответил Петя.
  • А еще для чего? — спросил дед.
  • Чтобы ложку держать.
  • А еще?
  • Чтобы кошку гладить.
  • А еще?
  • Чтобы камешки в речку бросать.

Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал.

Только он маленький был и обо всех других людях по своим

рукам судил, а не по трудовым рабочим рукам, которыми всю

жизнь, весь белый свет держится.

Творческие задания.

1)        Закрепить употребление сложноподчиненного союза
«чтобы», называя части тела человека и животных и действий

выполняемые ими.

2)        Составить  предложения  по   опорным   предмет

картинкам: Бабушка, кресло. — Бабушка сидит в кресле. Девочка, трамвай. — Девочка едет на трамвае.

3)    Распространение составленных предложений: Бабушка сидит в мягком зеленом кресле.

Источник