Расписание развития ребенка от 3 лет
Трехлетний малыш – мамина радость. Он активен, жизнерадостен и любознателен, за что в семье нередко получает прозвище «почемучка». Именно в период 3 года малышу интересно, почему идет снег, почему у кошки 4 лапы, а у вороны вместо рук крылья. Подрастая, трехлетний малыш постепенно ощущает себя личностью, стремится к самостоятельности, пытается выражать свои предпочтения и желания.
Малышу уже три года, и его необходимо подготавливать к режиму дня, так как в скором времени ребенку предстоит пойти в детский сад
Стремление к независимости отражается на настроении и характере малыша. Иногда он капризничает, упирается, перестает слушаться старших. Это явление психологи называют кризисом трехлетнего возраста. Преодолеть его поможет поддержка и внимание родителей. Маме в этот период тоже непросто – обычно приходится выходить на работу, совмещать ее с бытом и уходом за ребенком.
Развитие трехлетнего ребенка
В трехлетнем возрасте ребенок впитывает информацию, пополняет свой словарный запас новыми фразами, пытается читать книги по буквам или по слогам. Он моделирует поведение, копируя старших, стремится походить на взрослого, который является для него авторитетом.
«Вредность» детей в этом возрасте связывают с кризисом взросления. Подросший малыш учится взаимодействовать с близкими. Что произойдет, если ослушаться маму, проигнорировать просьбу бабушки? В такой период уложить ребенка спать или накормить за столом становится непросто. Большую помощь в этом родителям окажет режим дня – малыш сам почувствует голод или усталость в нужное время.
Особенности режима трехлетки
Режим трехлетнего ребенка практически такой, как в два года. Единственная разница – у крохи сокращается дневной сон: он просыпается раньше, а спать укладывается немного позже (около 21 часа). Теперь он бодрствует до и после послеобеденного сна по 6-6,5 часов.
Сон в режиме трехлетнего ребенка становится меньше. Но родителям, несмотря на все протесты малыша, необходимо укладывать его вовремя как ночью, так и днем
С новым распорядком связаны и особенности устанавливаемого мамой регламента. Купание проводится перед сном, что позволяет ребенку больше погулять перед ужином, а после него заняться играми. Трехлетние малыши уже неохотно ложатся спать днем. Однако родителям не следует потакать желаниям крохи и оставлять его бодрствовать. Недосыпания отрицательно сказываются на здоровье и самочувствии, развитии центральной нервной системы.
Особенно это заметно летом, когда дети засыпают с наступлением темноты немного позже, а утром встают с солнцем раньше обычного времени. В таких ситуациях некоторые малыши становятся раздражительными, непослушными, их трудно увлечь игрой. Так проявляет себя дефицит сна. Важно стараться, чтобы дневной сон малыша был полноценным. Если он позже засыпает вечером, или раньше встает утром, следует откорректировать расписание, и стараться укладывать в кровать на 1-1,5 часа раньше.
Общение и познание окружающего мира
Трехлетнему ребенку недостаточно общения только с близкими людьми, ему важно найти свое место в коллективе сверстников. Когда малыш не ходит в сад, следует водить его на детскую площадку, где будут освоены первые навыки поведения в обществе. Важно научить карапуза не брать без спросу детские игрушки, соблюдать очередь при катании с горки, на качелях. Эти навыки помогут адаптироваться к правилам социума и обрести первых друзей.
У трехлетки буйная фантазия. Рассказывая взрослым придуманные истории, он не обманывает в том смысле, в котором старшее поколение воспринимает ложь, не различает грань выдуманного и реального мира. По этой причине не стоит показывать крохе мультфильмы со страшными сказочными героями (вампирами, Бабой-ягой и подобными). Нельзя также бранить его за бурные фантазии.
Ребенку очень важно научиться общаться с другими детьми именно в раннем возрасте, иначе потом могут возникнуть в этом плане проблемы и, как следствие, отсутствие друзей
С другой стороны, когда малыш постоянно придумывает истории про «всамделишных друзей» и приключения с их участием, стоит задуматься, счастлив ли он в настоящей жизни? Возможно, ему не хватает общения со сверстниками, внимания семьи. Чуткая, доброжелательная атмосфера дома, внимание к самочувствию ребенка и правильный план дня помогут ему освоить максимальное количество навыков, общаться со сверстниками и не переутомиться при этом.
Распорядок дня трехлетнего малыша
Основа распорядка дня – сон крохи. Ночью он длится около 10 часов, днем – 2 часа. Если малыш засыпает в 21-00, то просыпается около 7-00, как раз к завтраку или походу в сад. Организация питания – второй значимый пункт в расписании. Кормят трехлеток 4-5 раз в день, стараясь не отклоняться от времени приема пищи больше, чем на 30 минут. Представленная таблица описывает примерный режим малыша в возрасте 3-4 лет в дни, когда он не ходит в сад.
Время | Мероприятие |
7-00 | Утренний подъем: плавный, без криков и споров |
7-10 | Зарядка под руководством родителей или вместе с ними, водные процедуры. Хорошо, когда есть шведская стенка, или фитбол – занятия на них увлекательны для малышей. |
8-00 | Завтрак |
8-30 | Самостоятельные игры |
10-00 | Занятия с мамой – лепка, рисование, музыкальные уроки |
11-00 | Прогулка. В зависимости от погоды и времени года – игры на площадке, катание на велосипеде или санках, активное общение со сверстниками. |
13-00 | Обед |
13-30 | Дневной сон. Чтобы малыш быстрее заснул, важно зашторить окна и прочитать ему любимую сказку. |
15-45 | Медленное пробуждение |
16-00 | Легкий полдник |
16-30 | Домашние игры или прогулка |
18-30 | Ужин |
19-00 | Занятия с родителями (пазлы, конструирование, рисование). |
20-30 | Водные процедуры (ванна, душ). |
21-00 | Постепенный отход ко сну. Малыш может прослушать мамину сказку, выпить теплое молоко или травяной чай, что поможет расслабиться и спокойно заснуть. |
Распорядок малыша, который ходит в сад
Расписание «садиковского» ребенка синхронизировано с работой родителей и дошкольного учреждения. В утренние часы у малыша не остается времени для домашних игр, поэтому вечером он с удовольствием встречается с любимыми игрушками. В выходные родителям важно стараться не нарушать расписания сада (подробнее в статье: расписание дня обычного детского сада). Важно гулять и кормить ребенка в положенное время.
Предусмотрен ли просмотр телевизора?
Если строго соблюдать установленный режим не получается из-за сопротивления ребенка, родителям не следует настаивать на соблюдении всех пунктов. В трехлетнем возрасте проявляется личность, и малыш в состоянии сказать, чего он хочет. С его желаниями нужно считаться, но только если это не касается просмотра телевизора.
Родителям важно контролировать время просмотра передач ребенком, а также выбирать только добрые мультики без насилия и страшных героев
Подросшим детям разрешен просмотр добрых мультфильмов («Приключение поросенка Фунтика», «Крошка Енот», «Трям! Здравствуйте!» и других), но не более 30-45 минут. Они учат выделять положительных и отрицательных героев, отличать зло и добро. Смотреть мультфильмы рекомендуется вместе с взрослыми.
Однако, если малыш тянется к пульту и настоятельно требует продлить сеанс, не следует идти на поводу. Длительный просмотр освобождает время родителей, позволяет сделать что-то по дому, но причиняет вред неокрепшей психике и дает сильную зрительную нагрузку.
Рацион и режим питания в 3-4 летнем возрасте
В 3 года малышу достаточно 4-х разового питания. Когда он с трудом выдерживает паузы между приемами пищи, можно позаботиться о легком перекусе (орехи, йогурт, яблоко). Не нужно нагружать детский организм бутербродами и шоколадом в большом количестве. Эта ошибка чревата ожирением и тем, что ребенок не осилит свою порцию в обед или на ужин.
Режим питания малышей в 3-х летнем возрасте важно организовать по такой схеме:
- Завтрак (8-00:8-30). Молочная каша с кусочками банана, ягодами или без них, бутерброд с маслом и сыром. Можно предложить вареное яйцо или омлет, легкий салат со свежей капустой. Напитки – теплое какао, чай, травяной настой.
- Обед (13-00:13-30). Первое и второе горячие блюда, салат, десерт.
- Полдник (16-00:16-30). Творожок, запеканка, иные легкие блюда или фрукты.
- Ужин (18-30:19-00). Блюда, приготовленные на пару или отварные. Ужин не должен быть тяжелым, чтобы малыш хорошо спал. Малыша кормят ужином за 1,-5-2 часа до отхода ко сну.
Активные игры и занятия
Маме легко понять, в какое время малыш наиболее активен, склонен к подвижным играм, а в какое готов к интеллектуальным занятиям и умственному развитию. Под внутренние ритмы крохи важно подстроить и дневной режим. Например, если ребенок активен в первую половину суток, следует использовать это время для занятий физкультурой и игр со сверстниками. Время после полдника в этом случае стоит отвести под чтение, лепку, собирание пазлов, интеллектуальные игры.
На воздухе трехлетний здоровый ребенок должен проводить не менее 3-х часов. В период непогоды и простуды малыша время можно сократить до 10-30 минут. Зимой не стоит сильно кутать чадо, чтобы обеспечить подвижность во время игр. Прогулки «разбудят» аппетит, поспособствуют крепкому сну.
Ежедневные прогулки на свежем воздухе укрепляют организм малыша и способствуют здоровому сну
Адаптация в коллективе
Расписание малыша 3-4 лет зависит от окружения. Вышла ли мама на работу? Может ли поручить кроху бабушкам и дедушкам, если занята? Или же приходится искать детский сад, группу неполного дня? Выбирая сад, следует ориентироваться не только на отзывы и его репутацию, но и на близкое расположение к дому. Это поможет не тратить время на поездки в сад, избежать контакта с людьми в транспорте.
Подготавливая малыша к посещению сада, следует узнать режим заведения, и придерживаться его заранее, в течение 3-6 месяцев до начала посещения сада и выхода мамы на работу. Новый коллектив – стресс для малыша, но режим сориентирует его в непривычной обстановке.
Не менее важно обучить ребенка основным навыкам самообслуживания:
- мыть руки и чистить зубки;
- ходить на горшок;
- уметь общаться со сверстниками;
- аккуратно кушать, не разбрасывать еду и хлеб;
- надевать верхнюю одежду, обувь и шапку без помощи взрослых.
Маме на заметку
Если время сна трехгодовалого малыша с каждым днем сокращается, это свидетельствует о недостаточной физической нагрузке. Рекомендованы игры и занятия спортом на свежем воздухе. Наоборот, когда малыш спит больше обычного, это говорит о физическом переутомлении, недостатке витаминов в рационе. В этом случае следует ввести в дневной план больше спокойных игр, обеспечить богатый фруктами и овощами рацион.
Важно не нагружать малыша большим объемом информации, пытаясь воспитать вундеркинда. Все способности проявятся в свое время. Пока же кроха развивается и набирается сил. Правильный распорядок поможет ему расти активным, любознательным, здоровым, каждый день открывать много нового в нашем удивительном мире.
Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »
Источник
Физическое и умственное развитие ребенка в 3 года прошло уже много этапов. Он из младенца неожиданно превратился в дошкольника. Родителям пришлось пережить нелегкий переходный период двухлетки, и теперь они могут в той или иной мере вздохнуть спокойно.
Особенности развития ребенка в 3 года
Основные эмоции и желания у трехлетних малышей уже более контролируемы, они становятся в меру послушными, хорошо понимают взрослых. Ребенок быстро бегает, перелезает через препятствия, может совершать два действия одновременно. Разговаривают детки предложениями, могут на словах объяснить, чего хотят. В этом возрасте они неплохо контактируют между собой, умеют играть в общие игры. Одним словом, малыш становится почти взрослым.
Физическое развитие ребенка трех лет
Средняя масса мальчика в три года – 13-17,4 кг, девочка весит 12,5-17 кг. Рост мальчиков 91-102 см, девочек – 91-101 см. Таблица физического развития ВОЗ подает немного другие показатели, вес мальчика в ней 11,3-18,3 кг, девочки – 10,8-18,1 кг, рост соответственно – 88,7-103,5 см, и 87,4-102,5 см. По своему физическому развитию дети в трехлетнем возрасте все больше отличаются друг от друга. У них начинают проявляться генетические особенности, масса тела и рост могут зависеть от качества питания и других факторов.
К трем годам ребенок обрел много двигательных навыков. Он уверенно поднимается и спускается по лестнице, попеременно переставляя обе ножки. Играет с мячиком, может забрасывать его в коробку, копать одной ногой. Катается на трехколесном велосипеде, умеет поворачивать его в нужную сторону. Поднимается на носочках, чтобы что-то достать, прыгает на одной и двух ножках. У малышей получается стоять на одной ножке более пяти секунд. Они уверенно преодолевают разные препятствия, умеют ходить по наклонной плоскости, поворачиваться во все стороны, пятиться назад. Ребенок в этом возрасте должен выполнять два действия одновременно. Например, хлопать в ладошки и топать ножкой.
Проходит у малышей интенсивное развитие мелкой моторики. Они уже справляются с конструктором, даже если в нем детали маленьких размеров. Умеют вырезать ножницами, лепить фигурки из пластилина. Дети неплохо рисуют, могут изобразить круг, квадрат, прямую линию, некоторые большие буквы, человечков с ручками и ножками. Самостоятельно строят башенки из 8-9 кубиков, полностью складывают цветную пирамидку. Игры малышей становятся все сложнее, они придумывают роли, делают из конструкторов домики, гаражи, селят туда своих кукол, зверушек и машинки. Складывают и сортируют разноцветные картинки и карточки с рисунками, начинают по ним сочинять собственные истории. Умеет складывать пазлы из 4-5 деталей.
Увеличивается к трем годам и количество бытовых навыков. Дети самостоятельно одеваются и раздеваются, пытаются завязывать шнурки и застегивать пуговички. Они хорошо едят ложкой, почти не пачкаются, пьют из кружки, умеют закручивать и откручивать крышку на бутылке. Сами моют ручки и вытирают их без помощи родителей. Умеют пользоваться носовым платком и салфетками. Просятся на горшок и хорошо регулируют свои физиологические потребности.
Умственное развитие ребенка
Когнитивное развитие ребенка в 3 года очень прогрессивное. Активизируются все мыслительные процессы, начинает проявляться логическое мышление, улучшается концентрация внимания, совершенствуется деятельность головного мозга. Дети этого возраста становятся почемучками, для них не существует вещей, о которых невозможно задать вопрос. Кроме привычных уже «что это?», «кто это?», появляется все больше «почему». Ребенок старается выяснить причину тех или иных явлений, действий. Он не отстанет от родителей, пока не удовлетворит своей любознательности. Важно давать малышу как можно более пространственные ответы, тогда его мышление будет глубоким, а не поверхностным.
У малыша к трем годам от рождения начинает развиваться фантазия. Девочка придумывает имена своим куклам, пробует сочинять простые сказки и разыгрывать их в ходе игры. Мальчикам больше нравится воображать себя смелым воином или суперменом, шофером или строителем. Дети начинают придумывать ролевые игры с 2-3 персонажами. Их уже не так просто отвлечь или переключить внимание на что-то другое. Пока что ребенок и дальше ломает свои игрушки, но уже пытается сложить их обратно. В его руках они могут обретать новые функции.
Начинают формироваться математические навыки
Ребенок к трем годам умеет сортировать предметы по цвету и форме. Увеличивается количество математических навыков, малыши умеют считать до пяти, понимают простые числа. Может выполнить сразу три команды взрослого. С удовольствием разглядывает картинки в книжках, рассказывает, что на них нарисовано. Узнает на фотографиях родителей, бабушек и дедушек, своих знакомых. Особенности его зрения позволяют различать даже самые мелкие детали на картинках, оттенки разных цветов. Учит кроха стихи и песенки, с удовольствием танцует под музыку. Может рассказать связно содержание сказки, отгадывать простенькие загадки. Сортирует предметы по их свойствам, различает форму, цвет, материал из которых они сделаны. Умеет обобщать. Например, знает, что глаза могут быть у собачки, тигренка и у человека. Что у людей нижние конечности — это ноги, а у зверей – лапы. Группируют объекты дети и по способам действия. Собака и комар кусается, самолеты и вертолеты летают.
Речевое развитие ребенка
Словарный запас у малышей к трем годам значительно увеличиваются. Они активно пользуются почти тысячей слов. Строят из них сложные предложения, активно используют прилагательные, предлоги, глаголы. Умеют правильно ставить в предложениях падежи и времена. Дети хорошо знают свое имя и фамилию, отвечают на вопрос «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?». Также они называют имена близких людей. Умеют четко выражать свои желания и чувства словами. Во время игры постоянно разговаривают, комментируют свои действия и действия персонажей. Речь малышей достаточно четкая и понятная, они все реже делают ошибки, выговаривают почти весь алфавит, основные гласные и согласные. Усидчивость и внимательность у деток становится лучше, потому с ними легче заниматься.
Дети могут запоминать стишки, сказки, песни. Разглядывая картинки на страницах книги, пересказывать сказку, которую вы читали несколько дней назад. Они могут рассказать, что делали вчера или позавчера, в начале недели и даже в начале месяца. Начинают ориентироваться, сколько времени прошло от того или иного события.
Долгосрочная память может охватывать целый год. Хорошо знают, где лежат в доме их игрушки, посуда, где находится шкаф для одежды. Узнают людей, которых видели хотя бы раз в жизни. Начинают неплохо ориентироваться на местности, могут запомнить дорогу от детской площадки до дома. Ближе к четырем годам они могут неплохо знать родной город.
Эмоциональное развитие ребенка
Психоэмоциональное, как и умственное развитие ребенка в 3 года выходит на новый уровень. Он реже капризничает и закатывает истерики, у него пропадают приступы гнева. Проблемы переходного возраста понемножку отступают. Теперь он учится контролю своего эмоционального состояния, слушает взрослых, реагирует на замечания, не кричит в общественных местах, намного реже плачет. Почаще хвалите малышей, это им нравится и вырабатывает положительное отношение к жизни. А вот ругать кроху нужно только в крайних случаях, трехлетние дети очень болезненно реагируют на порицания.
Важным моментом эмоционального развития является умение давать оценки. Малыш начинает понимать, что такое «хорошо», а что такое «плохо».
Когда он сделает что-то не так, ждет наказания от родителей, прекрасно понимая свой проступок. Также он может оценивать чужое действие, характеризуя его положительно или отрицательно. Речь ребенка становится эмоционально окрашенной. Рассказываю о каком-то событии малыш повышает голос от переизбытка чувств, путает слова, употребляет множество восклицаний. Такими же эмоциональными становятся его игры. Пределам воображения ребенка нет, потому вы сами удивитесь, насколько оригинальными бывают их персонажи.
Спектр эмоций к трем годам у малышей более разнообразный. Они умеют не только смеяться и плакать, но и смущаться, восхищаться, грустить. Иногда выражение лица крохи становится мечтательным или задумчивым. Усилится могут и страхи. Ведь фантазия в этом возрасте бурная, карапуз может придумать себе множество чудищ, которые живут в шкафу, и всерьез их боятся. Родители не должны игнорировать такое поведение. Лучше вместе с ребенком «проверить» все тайные места, где могут жить монстры, для того, чтобы убедиться в их отсутствии.
Социальное развитие ребенка
Психологическое и личностное развитие трехлетних малышей позволяет им строить более прочные социальные связи. Главными авторитетами для них остаются родители. Дети активно копируют их поведение, речь, разговорные интонации. Потому маме с папой надо следить за своим поведением при ребенке. Если они ссорятся, их общение проходит на повышенных тонах, малыш будет нервничать и копировать такой тип поведения в контактах с другими. Когда родители показывают свою любовь друг к другу, кроха будет расти спокойной и сможет делиться похожими чувствами с друзьями и сверстниками. В трехлетнем возрасте разлука с мамой воспринимается уже не так трагически, как раньше. Потому дети могут спокойно посещать садик, школу раннего развития, более охотно остаются с няней.
Дети учатся вместе играть
Трехлетние дети уже научились вместе играть. Они способны взаимодействовать, создавать и запоминать правила игры. Часто копируют движения и навыки друг у дружки, что очень положительно влияет на их развитие. Поведение малышей может быть разным, кто-то с удовольствием отдает свои игрушки, кто-то жадничает. Одним больше нравятся спокойные ролевые игры, другие более охотно бегают и прыгают. Есть среди детей драчуны, есть болтуны и молчуны, кто-то из них общительный, а кто-то замкнутый. Это означает, что к трем годам начинают проявляться индивидуальные черты характера и особенности темперамента. Гуляйте с ребенком там, где есть дети. В трехлетнем возрасте без общения со сверстниками он не сможет полноценно расти и развиваться.
Питание и режим трехлетнего ребенка
Малыш к трем годам ест практически все. Это не значит, что он может полностью питаться со взрослого стола, его немного отличаются от потребностей взрослых. Количество пищи, которую должен съедать малыш в сутки, 1500-1600 грамм. Около 500 г составляет молоко и молочные продукты. Готовьте еду вместе с ребенком, спрашивайте, что он будет есть. Таким образом малыш будет учиться делать свой выбор, понимать собственные вкусы, и гордиться, что с его мнение считаются.
Чтобы малыш получал все необходимые витамины, его пищеварительная система хорошо работала, в меню должны быть овощи, ягодки и фрукты, а также сухофрукты. Ограничений практически нет, разве что у ребенка на какие-то фрукты аллергия. С осторожностью дают бобовые, чтобы не вызвать вздутия живота. Кроме овощей и фруктов в рационе малышей должны быть каши. Выбирать их желательно на вкус малыша, больше ограничений нет. Самые полезные крупы в детском питании – гречка, рис, овсянка, пшено, также можно давать ребенку перловку, кукурузную и ячменную кашку.
Протеины – один из самых необходимых пищевых ингредиентов. Они должны составлять не меньше, чем 70-80 грамм от всего суточного количества еды. Ребенок должен есть рыбку, мяско, яйца. Пока не рекомендуется давать малышу жирную утку и гуся, но немножко свинины, без сала, ему не повредит. Жирные сорта рыбки будут полезными, ведь в них есть много витамина Д. Часть белков малыш получает из молочных продуктов, можно ему давать творожок, сыр твердый и плавленый, кисломолочные напитки. Яичками детей кормят не чаще, чем 3-4 раза в неделю. Нельзя забывать о жидкости, ребенку необходимо выпивать около 600-700 миллилитров в сутки. Поупражняйтесь в приготовлении домашних соков, компотов, киселей и муссов. Они полезней, чем покупные. Вот приблизительное меню для трехлетнего малыша:
- Утренний прием пищи. Пюре из картошечки с укропчиком, кефир, хлебушек с маслом и джемом.
- Обед. Супчик овощной на бульоне из курочки, рагу из картошки, морковки, цветной капусты и помидорчика, курочка вареная, компот, кусочек ржаного хлебушка.
- Полдник. Творожок с сахаром, стакан молочка, печенье овсяное.
- Вечерний прием пищи. Макароны, запеченные с капустой и сыром, чай, хлебушек с маслом и повидлом.
Для детей трех лет важно правильно составить режим дня и его придерживаться. Спит малыш один раз в день 1-3 часа, ночью – 9-10 часов, просыпается редко. Пред дневным и вечерним сном следует с ребенком прогуляться 1-2 часа. Если погода хорошая, полезной будет утренняя прогулка, сразу после завтрака. Лучшее время для физических упражнений – первая половина дня. Можно делать гимнастику после завтрака или после того, как ребенок пришел с улицы. Уроки для интеллектуального развития с ребенком лучше делать перед обедом, а творческие занятия перенести на вечер. Режим для каждого ребенка может иметь свои нюансы. Если малыш посещает садик, следует и в домашних условиях, на выходных или летом, придерживаться такого распорядка, который есть в детском учреждении. Иначе ему трудно будет адаптироваться после возвращения.
Важно следить за гигиеной ребенка. Приучите его мыть руки перед едой, после туалета и прогулки. Дважды в день чистите с ним зубки. Ногти на пальчиках нужно подстригать раз в неделю. Купают малыша через день или ежедневно. Научите малыша собирать свои вещи, после того как он разделся. Чистые пусть складывает в шкаф, а грязные относит в ванную. Это повлияет на его привычки в дальнейшем, приучит малыша к аккуратности.
Занятия для физического и умственного развития
В трехлетнем возрасте важно уделять внимание и физическому, и умственному развитию малышей. Гимнастика должна быть ежедневной, минут по 20-30. Сделайте ее интересной и веселой, занимайтесь с ребенком под музыку. Пускай ребенок вытянет ручки вверх, поднимется на цыпочках и скажет: «Я большой». Затем присядет и проговорит «Я маленький». Попросите малыша подольше постоять на одной ножке, как цапля, а затем попеременно попрыгать, то на одной, то на другой ноге. Лежа на спине ребенок поднимает ноги, качая таким образом мышцы пресса. Затем ложится на животик и пытается дотянуться носочками до затылка. Полезными будут занятия с большим гимнастическим мячом. Попробуйте найти обучающие видео ролики или специальные картинки в интернете, где более подробно описаны упражнения для трехлетних малышей.
В развитии речи к трем годам у детей наблюдается большой прогресс. Сейчас их нужно учить правильно формировать свои мысли, объяснять процессы и события, выражать эмоции словами. Очень помогут в этом игры с множеством вопросов. Попробуйте с ребенком группировать предметы по признакам.
Например, выясняйте, что может быть сладким, холодным, высоким. Приготовьте карточки с рисунками, пускай раскладывает и сортирует предметы по их основным признакам. Учите ребенка ориентироваться во времени. Можно начинать осваивать с ним календарь, пускай запоминает название времен года, месяцев. Рассказывайте ему о последовательности действий. Подчеркивайте, что сперва моются руки, а потом можно садится есть. Сначала из одежды нужно надеть колготки, потом штанишки, затем ботинки, и только после этого вы идете гулять.
Очень полезными будут занятия с ребенком на последовательность рядов. Для этого понадобятся карточки с рисунками, цветные картинки. На них могут быть нарисованы детки на разных этапах одевания, времена года, утро, день и ночь. Можно начинать игры, в которых нужно по признаку выделить одинаковые предметы или найти лишние, создать смысловые пары. Важное место должны занимать творческие занятия, лепка, рисование, аппликация. Пускай ребенок сам фантазирует, вы ему только подсказывайте, какие краски лучше взять, какая формочка поможет создать желаемую фигурку. Детали для аппликаций могут быть готовыми, но неплохо если малыш сам будет их вырезать по нарисованным линиям. Обязательным материалом для занятий с ребенком должны быть раскраски, цветные карточки, кубики с буквами и цифрами и другие развивашки. Любой род деятельности сопровождайте комментариями. Разговаривая с ребенком, вы совершенствуете его речь.
Занятия для эмоционального и психологического развития
Для эмоционального развития, совершенствования сенсорики и слухового восприятия пригодятся музыкальные занятия и танцы. Показывайте в книжке веселые картинки, учите шуточные стихи и песни. Ведь смех – одна из самых положительных эмоций, а чувство юмора поможет ребенку в будущем позитивно относиться к жизни, справляться с самыми сложными ситуациями. Родителям стоит знать, что у веселых детей возрастные кризисы проходят намного быстрее и легче. Правильное эмоциональное развитие не менее важно для ребенка, чем познавательное. Кроме того, музыка, цветные картинки, книги, способствуют развитию у малышей сенсорных способностей, фантазии, инициативы. Только в творчестве, которое соединено с обучением, дети могут расти и совершенствовать свои навыки.
Очень хорошо развивает мелкую моторику конструктор. Детали его могут быть разных размеров, и больших, и маленьких. Попробуйте вместе с ребенком построить домик из лего, затем поселите в него зайчика, придумайте вместе сказку об этом. Если вы практикуете раннее развитие, вам пригодится азбука, карточки Домана или кубики Зайцева, тетради, альбомы и другой полезный материал, который совершенствует умственные навыки, логику. Алфавит можно изучать и с помощью обычных книжек, с буквами, рисунками и стишками. Развитию математических способностей способствует изучение цифр, последовательных рядов, в три года можно уже начинать обучать ребенка простым арифметическим действиям. Тематическое занятие должно быть интересным, чтобы малыш не заскучал, и не утратил к нему интерес.
Развитие речи 2 3 года
Развитие речи у ребенка 3-4 лет
Воспитание от 3 до 6 лет
При использовании любой методики важно правильное планирование занятия. Используйте все рекомендации, которые приведены в пособии. Только четкое передерживание инструкции поможет в полной мере достичь результата. И помните, занятия с ребенком должны приносить ему удовольствие. Поменьше спрашивайте его об усвоенном материале, не устраивайте бесконечные тесты, не будьте слишком строгими. Подойдите ответственно к выбору направления занятия, ведь в возрасте трех лет уже начинают проявляться индивидуальные способности малышей. Если ребенок спокойный, ему больше подойдут интеллектуальные и творческие занятия, если он гиперактивный, стоит больше внимания уделить физическому развитию и подвижным играм. Не забывайте читать ребенку книги, учить с ним стихи. Только таким способом можно совершенствовать память, вырабатывать правильную речь и произношение.
Запомните, сайт или женский форум не то место, где вы должны искать советы или оценивать развитие своего ребенка. Помочь выявить проблему может только консультация педиатра или психолога. Все дети особенные, и развиваются по-своему. Нормы являются довольно условными, а отклонения от них не всегда свидетельствуют о серьезной патологии. Регулярные занятия с ребенком, ежедневное обучение в процессе игры, любовь к нему и внимание, вот что помогает малышу расти и познавать мир правильно.
Источник