Раскрытие и развитие потенциала каждого ребенка

Раскрытие и развитие потенциала каждого ребенка thumbnail

Развитие ребенка

Как раскрыть потенциал ребенка

18 апреля 2019
3 443 просмотра

Антон Бахарев

Когда Джордж Лукас писал сценарий своих «Звездных войн», там не было той самой знаковой фразы: «Да пребудет с тобой Сила». В самой первой версии фраза звучала иначе: «Да пребудет с тобой Сила Других». Какое отношение эта малозначительная деталь имеет к понятию потенциала? Как говорил автор детских книг Роальд Даль, «величайшие секреты всегда сокрыты в самых неожиданных местах».

Это крошечное отличие сценария проливает свет на наши скрытые способности: реализация потенциала, ослабленного соперничеством, может быть достигнута именно в тесной связи с другими людьми. Разбираемся подробнее вместе с книгой «Большой потенциал».

Сила одного

Наше общество чересчур сосредоточено на «силе одного», вместо того чтобы обратить внимание на «силу одного, поддержанную другими».

Большой потенциал

Этот цикл начинается в юном возрасте. В школе детей учат заниматься прилежно и самостоятельно, чтобы они могли превзойти других на экзаменах. Если они просят помощи других при выполнении задания, их наказывают за списывание. Дети тратят часы на выполнение домашних заданий, вновь сидя в полной изоляции по вечерам вместо того, чтобы взаимодействовать с другими.

Снова и снова детям напоминают, что их будущая карьера зависит от их индивидуальных показателей, таких как школьные оценки и баллы за тесты.

Статистика этого не подтверждает, но такой подход в обучении приводит к одному. Резко повышается уровень стресса. При этом детей лишают социальных связей, сна, внимания, счастья и здоровья. Но вместо того чтобы спросить с системы, мы осуждаем тех, кто не справляется, измученный этой погоней за индивидуальными достижениями. Ученики оканчивают школу измотанными, слабыми и одинокими и обнаруживают, что обещанные им успех и счастье вовсе не лежат на краю этой радуги.

И те же люди, которые показывали отличные результаты в индивидуальном зачете, не в состоянии справиться с работой в коллективе, будь то вывод нового продукта на рынок или достижение командной намеченной цели. Тем временем люди, которые достигают вершин в бизнесе, — это не те, кто все пытаются сделать сами, а те, кто просят помощи у других и мотивируют их расти. Родители, которые побуждают детей только к индивидуальным достижениям ценой отказа от общения со сверстниками, оказываются не готовыми к эмоциональному выгоранию или одиночеству своего ребенка.

В первые двадцать два года жизни нас судят и оценивают по нашим личным качествам, по тому, чего мы можем достичь в одиночку, а затем, в течение всей оставшейся жизни, наш успех практически полностью связан с успехом других.

Автор книги утверждает, что максимально раскроет свой потенциал не тот, кто дальше оторвется от других, а тот, кто лучше приспособится к окружающим и будет взаимодействовать с ними.

Когда вы помогаете окружающим совершенствоваться, вы улучшаете не только коллективные результаты группы, но и достижения каждого ее участника.

Личность и окружение

В одном из самых престижных научных журналов, «Журнале психологии личности и социальной психологии» (Journal of Personality and Social Psychology), опубликована знаковая статья, в которой исследователи из штата Мичиган определяют личность не как совокупность индивидуальных качеств, а как набор взаимосвязанных характеристик.

Мало того, что наше окружение формирует тип личности, которой мы станем. Оказывается, это мощное влияние оставляет на нас след уже в раннем возрасте. Например, ученые обнаружили: когда дети трех-четырех лет окружены трудолюбивыми и коммуникабельными сверстниками, они тоже начинают усерднее заниматься и больше общаться. Исследование проводилось много лет, так что ученые могли наблюдать, как со временем изменялись усилия, позитивные и негативные эмоции, социальные роли.

Также они обнаружили, что, если детей окружали внимательные, заботливые и доброжелательные люди, они сами приобретали те же качества. С другой стороны, общаясь с людьми, неспособными сосредотачиваться, непослушными, импульсивными, дети становились такими же. Дженнифер Уотлинг Нил, одна из авторов опубликованной научной статьи, написала: «Наше заключение, что личностные качества заражают детей, как вирусы, полностью противоречит общераспространенному мнению о врожденных особенностях характера, которые нельзя изменить». Другие качества, в том числе терпение, энергичность и интроверсия / экстраверсия, также «заразны».

Гении

Даже гении взаимосвязаны. Мы привыкли думать о том, что масштабы личности таких людей колоссальны, они могут уединиться в комнате и выйти оттуда с судьбоносными решениями. Но в действительности это не так. Эдисон, например, был одним из самых плодовитых изобретателей своего времени, он получил более 1900 патентов, но историки до сих пор жарко спорят о том, создал ли он хоть что-нибудь сам.

По правде говоря, большинство изобретений, приписываемых Эдисону, в действительности создавались в сотрудничестве с командой соратников. Это не попытка усомниться в его гениальности, а скорее блестящий пример того, чего можно достичь, признавая взаимосвязанность людских потенциалов. Эдисон смог стать одним из самых значимых изобретателей всех времен потому, что, помогая своей команде стать креативнее, он на полную мощность задействовал свою социальную экосистему.

То есть Большой потенциал.

Источник

В каждом человеке заложен потенциал, все мы для чего-то приходим в этот мир. Лично я верю в то, что отдельно взятое живое существо является незаменимой частицей огромного организма под названием «Вселенная». Другой вопрос: как понять, каков потенциал каждого, в чём наша незаменимость, что отдельно взятый человек может дать миру, чего не может другой?

Мы часто слышим выражение «раскрыть свой потенциал», но что это значит, в каждом ли человеке он заложен, нужно ли прикладывать усилия, или оно как-нибудь само? Об этом и поговорим сегодня.

На мой взгляд, словосочетание «раскрыть свой потенциал» тесно связано с другим не менее популярным словом «реализоваться». Человека, который реализовался, видно за версту, причём он необязательно богат и знаменит, он, скорее, спокоен и уверен в том, что делает. Когда встречаешь такого, возникает ощущение, что он всегда занимался тем, чем занимается, и что это именно то, чем он и должен заниматься. Но, конечно, обычно мы так реагируем от того, что такой реализованный человек или человек, раскрывший свой потенциал, уже сделал уйму ошибок, много раз разочаровался, зачастую уже набрал такие обороты, что сейчас преодолевает возникающие трудности на автопилоте и не тратит на них кучу эмоций, как это было в самом начале пути. Всё, что я пытаюсь сейчас сказать, так это то, что даже самый реализованный человек когда-то был «никем», боялся сделать первый шаг и сомневался в своих силах. Те, на кого мы зачастую равняемся, неоднократно ошибались, их постигали неудачи и моменты полного отчаяния. Просто всё это не сломило их!

Читайте также:  Программа физического развития ребенка с рождения

Раскрытие и развитие потенциала каждого ребенка

Человек, раскрывший свой потенциал, отличается от других как минимум такими качествами как:

  • смелость,
  • авантюризм,
  • вера в себя,
  • собранность,
  • умение прощать себе ошибки и учиться на них,
  • способность заканчивать начатое.

На своём опыте я убеждаюсь в том, что нужно заниматься тем, что тебе нравится, к чему лежит душа. В наше время самой большой трудностью в поиске способа личной реализации являются деньги. Но, если ты на верном пути, этот вопрос решится сам собой. Сейчас навязывается, что именно деньги являются мерилом уровня реализации, но это, конечно, не так. Мерилом может являться признание, благодарности, личное внутреннее чувство удовлетворённости, да и деньги могут, но не факт, что «великие».

Раскрытие и развитие потенциала каждого ребенка

Как раскрыть свой внутренний потенциал

Я бы посоветовала прежде всего остановиться, успокоиться, осмотреться. Если возник вопрос о личной реализации, то велика вероятность того, что идёшь не своим путём. Бывает, что пришло время сменить курс, вспомнить, куда изначально направлялся, какова была цель, нужно ли ещё «понакапливать» этот опыт или пришла пора накопить другой. Часто мы боимся осуждения, потери стабильности, смотрим на других, ждём каких-то сигналов извне. Но важно только одно — наше искреннее желание заниматься конкретным делом. Заниматься им несмотря на материальное благополучие, модные тенденции, уникальность или её отсутствие, нам вообще не должно быть это важно. В большинство великих людей вообще никто не верил, многие занимались тем, чем прославились просто в качестве хобби, а основное место работы у них было совершенно другим. 

Например, А. П. Чехов был врачом, но весь мир его знает как писателя. Мы даже не в курсе, что отведено нам на наш век, а быть может, только наши потомки увидят плоды нашей деятельности, а, может, наше дело просто должно пройти незаметно, но стать плацдармом для других великих дел. Вообще, мы ежедневно пользуемся уникальными вещами, создателей которых никто не знает и не помнит, но эти вещи упрощают жизнь всем, и тем самым помогают в реализации другим, например: шариковая ручка, карандаш, булавка, иголка, стул, веник, ковёр, кровать, матрас, ложка, бумага и т. д.

Раскрытие и развитие потенциала каждого ребенка

Как раскрыть потенциал ребенка

А нужно ли? Зачастую родители выдумывают и навязывают ребёнку, в чём именно он должен реализоваться. «Мама, я хочу быть поэтом!» — говорит ребёнок. «Не позорь семью! Твой дед был врачом, отец врач, и ты будешь отличным врачом!» — отвечают родители. И, скорее всего, он им станет! Но это ли его потенциал? Всё, что касается детей, очень волнительно и сложно. С одной стороны, можно действительно помешать, а с другой — можно и упустить.

Важно научить ребёнка слышать себя! Давать ему возможность делать то, что доставляет ему радость, даже если вам кажется, что это полнейшая глупость. Часто нужно не заглушить потенциал, не говоря о том, чтобы его разглядеть. Нужно отстать от ребёнка, внимательно к нему относясь, не навязывая своих заморочек.

Раскрытие и развитие потенциала каждого ребенка

Главное — воспитать нравственного, уравновешенного человека, способного собой управлять, слышать себя, такого, который будет знать, чего он хочет в конкретный момент времени, который будет уметь мыслить стратегически в отношении личной жизни. В этом случае можно быть спокойным. Не нужно переживать, что вдруг он должен стать великим музыкантом, а вы упустите и не отдадите его в музыкальную школу. Если у ребёнка дар, он даст о нём знать, главное — услышать.

Кстати, есть интересные наблюдения, что творческий талант часто проявлен до 30 лет, и только единицы идут дальше. А вот математический, технический талант, как правило, не угасает в течение жизни.

На мой взгляд, чтобы приблизительно понять, в чём потенциал ребёнка, нужно внимательно смотреть с зачатия и дальше, как разворачивается Вселенная перед ним, какой опыт даёт накапливать. Многие великие люди не стали бы такими, будь у них другая жизнь. При этом как бы родители ни пытались уберечь своих чад, то, что должно прорасти, прорастёт. Важно, наверное, осознать, что потенциал необязательно связан с заработком. Но самое лучшее, что родители могут сделать для раскрытия потенциала своего ребёнка, — это раскрыть свой личный потенциал! Личный пример во всём является лучшим учителем.

Раскрытие и развитие потенциала каждого ребенка

Вот несколько простых советов по реализации личного потенциала:

  1. Не жди идеального момента! Если пришла идея, пришла и энергия на её реализацию.
  2. Развивай осознанность — и тогда сможешь отделить своё истинное призвание от навязанного.
  3. Если чем-то увлёкся, попробуй обучить другого, так навык или знание переходит на новый, более высокий уровень, способствуя личному росту.
  4. Доделывай начатое до конца, иначе вложенная энергия не вернётся, а недоделанное дело будет забирать потенциал, не давая доделать до конца следующее.
  5. Общайся с реализованными людьми. Помогай им по возможности.
  6. Читай биографии людей, которые вдохновляют.
  7. Делай всё, чтобы жизнь была интересной.
  8. Занимайся как умственной, так и физической деятельностью. Так мозг задействован полноценно, и физические успехи подталкивают на интеллектуальные свершения.
  9. Помогай реализовываться другим.
  10. Отбрось сомнения и не жди от других признания, просто делай то, к чему лежит душа.
  11. Не бойся пробовать новое, при этом углубляй уже имеющиеся знания.

И в завершении хотелось бы сказать, что для реализации потенциала нужно помнить, что приходим мы в этот мир не ради себя, а ради чего-то бо́льшего. Возможно, ответ на вопрос, чего не хватает другим, и будет ориентиром для личной реализации. Как сказал один деятель: «Ставьте перед собой великие цели, в них сложнее промахнуться».

Читайте также:  Воспитание в семье первооснова развития ребенка как личности

Раскрытие и развитие потенциала каждого ребенка

Источник

Предметная среда как  средство раскрытия и развития

личностного потенциала ребенка

Лудина Вера Михайловна, старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 6» г. Чебоксары

Изменяться, сохраняясь, или продолжаться, меняясь, –

вот что поистине составляет нормальную жизнь

человека и, следовательно, прогресс.

Пьер Леру

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

В Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

п. 3.3. «Требования к развивающей предметно-пространственной среде»

3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала:

– пространства Организации, Группы, 

– пространства территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее – участок),

– материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

3.3.2. 3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать

– возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, – возможности для уединения.

– реализацию различных образовательных программ;

– необходимые условия в случае организации инклюзивного образования;

– учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

– учет возрастных особенностей детей.

3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной:

1) соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы;

2) оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы);

3) организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

– игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

– двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

– эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

– возможность самовыражения детей.

4) для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

трансформируемой

возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

полифункциональной:

1) разнообразное использование различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

2) наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

вариативной:

1) наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

2) периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

доступной:

1) для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

2) свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

3) исправность и сохранность материалов и оборудования.

безопасной:

 соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

3.3.5. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

В Письме Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 февраля 2014 год № 08-249 «Комментарии к ФГОС ДО» раздел III пункт 3.1. употребляются два сходных термина, которые, относятся к разному содержанию и которые следует различать: «развивающая предметно-пространственная среда» и «образовательная среда».

Развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель, и т.п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы).

Под образовательной средой подразумевается весь комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольной образовательной организации, в том числе, развивающая предметно-пространственная среда, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и другие условия, перечисленные в Стандарте.

Извлечение из Методических рекомендаций для педагогических работников «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»:

«…Целесообразно классифицировать предметное содержание на функциональные группы, нацеленные на решение различных воспитательно-образовательных задач.

Функциональный модуль – это группа компонентов материалов, оборудования и инвентаря (далее – Перечень) по видам детской деятельности для организации пространства (группы, уличного участка и т. п.) для решения воспитательно-образовательных задач общеобразовательной программы ДОО.

В свете современных тенденций развития вариативных форм дошкольного образования необходимо учитывать специфику пространственного решения для обеспечения реализации образовательной деятельности. Для организации РППС в ДОО следует рассматривать пространство в рамках имеющихся возможностей образовательной деятельности.

РППС может включать следующие функциональные модули:

  • «Игровая»
  • «Физкультура»
  • «Музыка»
  • «Творчество»
  • «Логопед»
  • «Психолог»
  • «Уличное пространство»
  • «Бассейн»

ООП ДОУ не предъявляет каких-то особых требований к оснащению  развивающей предметно-пространственной среды, помимо требований, обозначенных в  ФГОС ДО.

Читайте также:  Точки воздействия на развитие речи ребенка

Насыщенная РППС становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Стоит подчеркнуть необходимость создания единого пространства детского сада.

 Вся организация педагогического процесса детского сада предполагает свободу передвижения ребенка по всему зданию, а не только в пределах своего группового помещения. Детям должны быть доступны все функциональные пространства детского сада, включая те, которые предназначены для взрослых. Доступ в помещения для взрослых должен быть ограничен, но не закрыт, т.к. труд взрослых всегда интересен детям.

– Для всестороннего развития необходимо предоставить возможность дошкольникам полностью использовать среду и принимать активное участие в ее организации. Продукты детской деятельности в качестве украшения интерьеров детского сада насыщают здание особой энергетикой, позволяют дошкольникам понять свои возможности в преобразовании пространства.

– Предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств, для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3-5 человек. Все материалы и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создать условия для общения со сверстниками.

– Необходимо также предусмотреть «уголки уединения», где ребенок может отойти от общения, подумать, помечтать. Такие уголки можно создать, перегородив пространство ширмой, стеллажами, разместив там несколько мягких игрушек, книг, игр для уединившегося ребенка.

Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В качестве центров развития могут выступать:

– уголок для сюжетно-ролевых игр;

– уголок ряжения (для театрализованных игр);

– книжный уголок;

– зона для настольно-печатных игр;

– выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);

– уголок природы (наблюдений за природой);

– спортивный уголок;

– уголок для игр с водой и песком;

– уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности де тей – конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;

– игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;

– игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).

Также могут быть следующие центры активности:

– «Центр познания» обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты);

– «Центр творчества» обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);

– «Игровой центр», обеспечивающий организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр;

– «Литературный центр», обеспечивающий литературное развитие дошкольников;

– «Спортивный центр», обеспечивающей двигательную активность и организацию здоровьесберегающую деятельность детей.

ППРС детского сада №186 г. Ульяновска предполагает разделение группового помещения на следующие центры активности, взятые ими из  опыта работы детских садов Китая. Это:

– Речевой центр;

– Центр экспериментирования;

– Центр интеллектуального развития;

– Центр творчества;

– Игровой центр.

Принцип зонирования по АНО «Институт решения проблем образовательной политики «Эврика» предполагает:

– центр создания художественных образов

– центр конструирования

– центр речи и письма

– центр счета и начала «математики»

– центр экспериментирования и наблюдения

– зоны уединения

– зона крупно-моторной активности

– музыкальный центр (включая уголок ряжения, уголок музыкальных инструментов, оборудование для театра и драматизаций)

– зоны презентации детских работ

– центр принятия культурного многообразия

– центр воды и песка

– центры, регламентированные приоритетными направлениями работы ДОО.

Показатели, по которым воспитатель может оценить качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей это:

– Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.

– Низкий уровень шума в группе (так называемый «рабочий шум»), при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее хорошо всем слышен.

– Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью.

– Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня.

– Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.

Литература:

1. Карабанова, О. А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.

2. Комментарии к ФГОС дошкольного образования Минобрнауки России от 28 февраля 2014 года № 08-249

3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

5. Радионова О.Р. Развивающая предметная среда в дошкольном воспитании. 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12–14 апреля 2000 г.). – М.: Экопсицентр РОСС, 2000. – С. 208–209.

6. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. – М.:УЦ Перспектива, 2011.

Источник