Рано поздно вовремя норма и не норма в развитии ребенка

Добрый день, я Ольга, многомама и логопед, и сегодня я завершаю цикл про неговорящих детей и работу логопеда с ними. И в качестве итога всего цикла статей про неговорящих детей и работу логопеда с ними – ещё немного про обходные пути. 

Логопеды и дефектологи в свое работе опираются на ряд важных принципов, таких как онтогенетический принцип, принцип опоры на сохранные функции, принцип учёта ведущей деятельности и тп – большинство этих принципов я раскрыла в предыдущих статьях этого цикла. 

Все эти принципы важны, но в случае, если мы говорим о детях с тяжёлыми нарушениями речи, иногда бывает так, что один принцип как бы попирает другой. Так случилось с онтогенетическим принципом и принципом опоры на сохранные функции. Онтогенез не в норме – штука интересная. У каждого ребенка с тяжёлыми нарушениями развития он свой. Ребенок с ДЦП может овладеть мелкой моторикой, но никогда не начать ходить, тогда как в норме последовательность обратная. Слепой ребенок, возможно, пройдет по касательной этап сюжетно-ролевой игры. Ребенок с расстройствами аутистического спектра, возможно, овладеет программированием, не умея завязывать шнурки (хрестоматийный пример). Ребенок с дизартрией научится читать и писать, так и не овладев правильным звукопроизношением. Вот о чтении и письме я бы и хотела поподробнее.

Это как раз та самая сохранная функция у многих детей. Ребенок не говорит, имея весьма смутное представление о том, куда поставить язык, для того чтобы произнести конкретный звук, а уж произнести несколько звукокомплексов подряд для него вообще пока невыполнимая задача. Но у него сохранно зрительное восприятие и память, поэтому ему не составит труда запомнить буквы. И эта буква, которую он увидел и запомнит – станет для него дополнительной поддержкой, на которую он сможет опереться.

Так, когда я вижу эти две горки с ямой посередине – значит, я должен сомкнуть губы и прогудеть – МММ.

Примерно такой процесс происходит в голове ребенка с артикуляторной апраксией – расстройством произвольных артикуляционных движений. И с такими детьми раннее, до начала спонтанной речи, обучение грамоте может стать сильным толчком к развитию речи устной. Не умея сам сказать – он прочитает. Прочитав, возможно, напишет, что думает и чувствует. А потом скажет. 

Вот так вот, все наоборот. Вопреки естественному ходу развития. Потому что перед нами как раз, как любят сейчас говорить родители про норму – “свой путь”. Именно что свой. Не норма. И мерить не норму мерками нормы иногда опасная потеря времени. Тем не менее довольно распространенная. Иногда до абсурда.

Не учить грамоте, пока все звуки не автоматизированы! А перед нами ребенок с дизартрией, у которого звуки не будут нормативно звучать всю жизнь. Всю жизнь не читать?! Неговорящего ребенка с ДЦП учим до упора петь гласные – они же в онтогенезе появляются первыми! А ему проще М и П сказать, чем округлить губы на У! Нееет, нельзя согласные раньше гласных учить! Кому нельзя, кто сказал… 

В общем, думаем, товарищи дорогие. И идём от ребенка. Повышаем ему самооценку, в конце концов. Качественно диагностируем. Составляем индивидуальный коррекционный план, опираемся на сохранное. И работаем над тем, что получается, держа в уме то, что пока сложно, и выводя за дальние скобки то, что пока недостижимо. И пусть все вопреки онтогенезу. Перед нами не норма. И это не ругательство и не клеймо, а факт. Не норма может стать нормой, если мы постараемся. Но пока она таковой не является – подходим с другой меркой.

А тема следующей статьи напросилась сама собой. А бывает так, что к норме подходят с понятиями не о норме? И что тогда? Оооо, сколько угодно ???? Расскажу в следующий раз.

Источник

Недавний спонтанный полилог о слингах напомнил мне эту лекцию..

Норма: то ли есть, то
ли нет

Задумывались вы об этом или нет, но понятия «норма – не норма» неизбежно
влияют на наши родительские стратегии. Ежедневно, ежечасно мы делаем
свой выбор: как поступить по отношению к ребенку, в зависимости от того,
что мы считаем НОРМАльным для его развития. И это ежедневное принятие
решений, глобальный выбор воспитательной стратегии делать было бы не так
сложно, если бы не одно НО. В голове мам и пап сегодня звучит слишком
много голосов о том, как правильно воспитывать ребенка.

Катерина Мурашова

Раньше было принято считать, что к году ребенок должен говорить
несколько слов и хотя бы несколько предложений. К году! Это была норма.
Более того, большинство детей, которых я видела в начале своей практики,
в эту норму действительно вписывались. Действительно, годовалый ребенок
говорил: «Мама. Папа. Дать. Пить. Уйди. Хочу». Ребенок в 1,5 года
говорил предложениями. Моя собственная дочь в 1,5 года читала простые
стихи.

Дальше (я же не логопед и за нормой в этом вопросе не следила), ситуация
все-таки менялась, и сейчас ко мне приходит масса детей, которые только
в два года – в два?! – в два года говорят то же самое: «Мама. Папа.
Дать. Пить. Хочу на ючки». Что это? Норма, не норма? Где, что случилось?
Дети отупели? Что произошло? Родители перестали с ними заниматься? 25
лет назад занимались, а сейчас перестали?

Сколько-то месяцев задержки речи происходит из-за памперсов, это
известно. Исследования проводились, правда, производители памперсов их
задавили. Но не год же! Почему так происходит – понятно: запаздывают
контрольные механизмы: ребенок с памперсами не должен вырабатывать этот
волевой контроль, раз волевой контроль запаздывает, все остальное тоже
запаздывает. Но я не думаю все-таки, что это год.

Дальше, что влияет еще? Что такое норма опять же?

С одной стороны, наш мир вроде бы наращивает толерантность, наращивает
идею о том, что «пусть расцветают все цветы», «пусть мы все будем
учиться у людей с нарушениями развития», – вот оно всё славно и сладко.

С другой стороны, мир наращивает скорость и обороты, соответственно, чем
быстрее все это движется, тем больше процент детей, «не попадающих».

Если раньше букварь проходили в течение года, то теперь этот букварь
проходят в течение двух месяцев. Совершенно очевидно, что количество «не
попавших» увеличивается.

С одной стороны, мы декларируем все большее и большее принятие
инаковости, принятие того, что еще некоторое время назад казалось не
нормой.

С другой стороны, мы наращиваем темпы, и чем быстрее крутится колесо,
тем больше с него слетают.

Я не знаю, есть сейчас этот аттракцион или нет, но во времена моего
детства был такой аттракцион, он назывался «чертово колесо». Знаете его?
На него садятся, и оно начинает раскручиваться. Чем быстрее оно
раскручивается, тем больше людей вылетает. Единственный способ на нем
остаться до конца аттракциона – это сесть в середину. Единственный
человек остается – тот, кто сел в середину.

Все остальные при определенном раскручивании вылетают. Так вот,
колесо-то раскручивается, и все это видят, все это понимают. Нормы, как
таковой, даже медицинской, вроде бы нет, но с другой стороны, все мы
понимаем, что она есть. В этом зазоре мы с вами сегодня и попытаемся
разобраться.

Что влияет?

Во-первых, влияет то, где ребенок родился. куда он попал?

Как жил
славянский ребеночек?
Все знают? До года в люльке, сверху белая
тряпочка, чтобы мухи не кусали, туго запеленутый, ни ручкой, ни ножкой
ни шевельнуть, в ротике – тряпочка с маковым жмыхом. Все проходящие
качают люльку. То есть до года в трансе и под наркотиками. Это наши
традиции, добро пожаловать, Россия встает с колен, можно вернуться.

Как жил африканский ребеночек? Родился, мама его вешает себе вперед или
за спину, в два года специальный праздник – ребенка первый раз спускают
на землю. Это не юмор, это этнографические традиции, есть работы,
которые это изучали, например, прекрасная серия Академии наук –
«Этнография детства». До двух лет ребенок был либо на матери, либо на
родственниках, либо на этих домах на сваях он ползал по настилам.

Чем объяснялось то, что наш ребеночек лежал в люльке, завернутый и под
наркотиками? Просто, чтобы не мешал – он там лежал, и все нормально.
Доставали его оттуда несколько раз в день, чтобы покормить, поменять
пеленки. Чем объяснялось то, что африканца носили до 2-х лет? Тем, что у
них там внизу ползают всякие смертельные гады. Если, например, его
выпустить годовалым туда, когда он начинает ползать, то он потянется к
какому-нибудь скорпиону ручкой, и – минус один младенец. В два года ему
уже что-то можно объяснить, в этот момент его спускают и забывают о нем
вообще.

Европейского ребеночка, как раз в это время начинают развивать. Один из
безумных кульбитов материнских чувств у нас в России, как раз был связан
с тем, что это тайное этнографическое знание про африканских младенцев
пошло в массы и дальше там началось! Дело в том, что при таком способе
содержания младенцев двухлетний африканский младенец был гораздо более
развит, чем ребенок европейский, включая российского. Понятно, почему –
его носили, с ним все время разговаривали, он все видел, у него
информации гораздо больше. Прослышав про это, славные европейцы, включая
поздних СССР-цев и ранних россиян, немедленно повесили себе эти
кульки-слинги.

Видимо, вообразили себе внизу тарантулов и начали их носить, зарабатывая
позвоночные грыжи. Дело в том, что если кто-то когда-то видел, как
ходят африканки, то они понимают, что наши так не ходят и не могут, у
них совершенно по-другому поставлено все. Бегущего африканца кто-нибудь
видел наверняка – наши так не могут. Доносив нашего до двух лет, нашу
мать можно уже класть в клинику спинальной хирургии .

Африканкам можно, нашим – нет. Но когда и кого это останавливало, вы
понимаете? Главное, чтобы ребеночек был счастлив.

Дальше. Народоволец Богораз был народовольцем в конце XIX века, его не
расстреляли, не повесили, а сослали в Сибирь. Богораз исследовал
этнографию чукчей много-много лет. Это захватывающие работы, написанные
хорошим русским языком. Народовольцы вообще были довольно образованные и
умеющие думать – те, которые не успели убивать и которых не успели. Он
жил и при советской власти, продолжал исследовать и продолжал
издаваться.

Он исследовал и этнографию детства, и очень его поражало, насколько
чукотские дети ведут себя не так, как дети у современных ему русских.

Чукотские дети более дикие, по мнению Богораза, жестокие, могли
разрывать на кусочки маленьких зверьков, которых им приносили взрослые
специально для этого. Представьте себе, у нас такое – что бы мы
подумали? Мы бы подумали про психиатра в первую очередь. Что происходило
там? Дети просто готовились к тому, что их дальше ждет.

Там взрослые умели зубами оленей своих кастрировать, чтобы вы понимали,
на каком уровне все происходит. Дети готовились к тому, что их ждет, они
готовились к той жизни. Богоразу тогдашнему и нам теперешним, чем это
кажется – нормой, не нормой? Разумеется, не нормой. Но тогда для
чукотских детей это была абсолютная норма, и взрослые это воспринимали
как норму.

Мы все время должны думать о контексте.

У нас есть биология, и нам
никуда от нее не деться. И у нас есть процесс очеловечивания, который
происходит параллельно с реализацией каких-то биологических программ. Мы
все время должны помнить о том, что этот процесс происходит не в
джунглях, он происходит в совершенно конкретном контексте – в контексте
семьи.

Как затормозить развитие ребенка?

Семья, безусловно, влияет сильнее, чем культурные и национальные обычаи.
Есть несколько очень верных способов затормозить раннее развитие
ребенка, я бы сказала, практически гарантированных (кроме памперсов, про
памперсы мы не говорим). Я сейчас их назову, вы, естественно, их
знаете.

Всё делать за ребенка – верный способ затормозить его развитие

Первый способ – всё делать за ребенка….

Далее почитать можно здесь

Источник

По наводке ББ прочитала лекцию детского и семейного психолога Катерины Мурашовой «Рано? Поздно? Вовремя? Норма и не норма в развитии ребенка».

Для себя отметила несколько интересных моментов и фактов. По свежим следам хочу для себя их зафиксировать. Может, кому-то тоже будет интересно.

Памперсы тормозят развитие минимум на несколько месяцев. Интересная новость, ни разу не слышала!

Что тормозит развитие ребенка: все делать за ребенка, давать противоречивые команды, все запрещать это ясно и понятно и известно и сократить период развития креативности. этот момент очень интересный. Автор пишет, что с года до 3 у детей формируются границы, и этот период необычайно важен. А после него до 7 лет идет период креативности, когда ребенок задает миллион “почему” и ищет нестандартные ответы. Про границы я знаю и серьезно к этому отношусь, мне кажется, что нам удалось их установить. Когда читаю “мой ребенок делает то-то и то-то, наказать я его не могу, а слов он не понимает, что мне делать?” то всегда негативно отношусь к этому. Мне приходилось быть жесткой. Но это все во благо ребенка же. Мурашова пишет – не установлены границы -не начинается период креативности. Про креативность далее – часто в этот период родители акцентируют внимание на буквах и цифрах и тд, но при этом тормозят естественное развитие креативности. Наверное, очень важная мысль.

Про диагнозы первого года – всякие СДВГ, гиперактивнсоть и гипоактивность и другие проблемы с психикой – это микропоражения мозга, которые не видны на УЗИ, выражаются в несоответствии развития ребенка норме и возникают часто вследствие быстрых, трудных родов и тд. Ну нас вроде ттт это сильно не касается. Посмотрим к школе.

Шкалы развития: интеллектуальное, физическое, эмоциональное и социальное развитие. Тут все ясно. Отдельно говорится про важность эмоционального развития, тк дети зациклены на себе, не учитывают ни чувства близких, ни тем более сверстников. Это тоже больная тема, я над этим тоже работаю, дочка часто общается с другом и очень много было моментов которые мы решали в их взаимоотношениях, и на данный момент они играют часами БЕЗ вмешательства взрослых, что я считаю прогрессом.

Еще важная мысль: у дошкольника две вещи маркируют развитие общего интеллекта -сложность ролевой игры, которую может организовать и провести ребёнок и сложность вопросов, которые задает ребенок. Все остальные знания и умения ни при чем. Вот так вот… Ну с ролевыми играми мы прогрессируем, буквально в самое последнее время Лида в свободное время садится с игрушками, куклами, машинками, разыгрывает какие-то истории. С Ваней она любит играть в спасателей в основном. Про вопросы я, честно, вообще не задумывалась… За вчера и сегодня было 2 интересных вопроса: 1. А когда собаки летят на Луну, им тоже одевают скафандр? ну и еще вопросы по этой теме включая “а как улететь с луны? а ракеты могут летать только вверх?” и 2. откуда берется еда? ну и по этой теме.

Про игрушки Чем меньше у ребенка готовых игрушек, тем лучше работает его фантазия и тем лучше для развития общего интеллекта.

про норму в конечном итоге нормой можно называть то, что вы сами определили для себя как норму и не пытаться подогнать ребенка под какие-то чужие стандарты. Например,смысл учить ребенка в год читать если вы не хотите чтобы он стал профессором?

ну вот и все, больше ничего не увидела. Заставила меня кое-над-чем задуматься. Вот ссылка

Источник

По наводке ББ прочитала лекцию детского и семейного психолога Катерины Мурашовой «Рано? Поздно? Вовремя? Норма и не норма в развитии ребенка».

Для себя отметила несколько интересных моментов и фактов. По свежим следам хочу для себя их зафиксировать. Может, кому-то тоже будет интересно.

Памперсы тормозят развитие минимум на несколько месяцев. Интересная новость, ни разу не слышала!

Что тормозит развитие ребенка: все делать за ребенка, давать противоречивые команды, все запрещать это ясно и понятно и известно и сократить период развития креативности. этот момент очень интересный. Автор пишет, что с года до 3 у детей формируются границы, и этот период необычайно важен. А после него до 7 лет идет период креативности, когда ребенок задает миллион “почему” и ищет нестандартные ответы. Про границы я знаю и серьезно к этому отношусь, мне кажется, что нам удалось их установить. Когда читаю “мой ребенок делает то-то и то-то, наказать я его не могу, а слов он не понимает, что мне делать?” то всегда негативно отношусь к этому. Мне приходилось быть жесткой. Но это все во благо ребенка же. Мурашова пишет – не установлены границы -не начинается период креативности. Про креативность далее – часто в этот период родители акцентируют внимание на буквах и цифрах и тд, но при этом тормозят естественное развитие креативности. Наверное, очень важная мысль.

Про диагнозы первого года – всякие СДВГ, гиперактивнсоть и гипоактивность и другие проблемы с психикой – это микропоражения мозга, которые не видны на УЗИ, выражаются в несоответствии развития ребенка норме и возникают часто вследствие быстрых, трудных родов и тд. Ну нас вроде ттт это сильно не касается. Посмотрим к школе.

Шкалы развития: интеллектуальное, физическое, эмоциональное и социальное развитие. Тут все ясно. Отдельно говорится про важность эмоционального развития, тк дети зациклены на себе, не учитывают ни чувства близких, ни тем более сверстников. Это тоже больная тема, я над этим тоже работаю, дочка часто общается с другом и очень много было моментов которые мы решали в их взаимоотношениях, и на данный момент они играют часами БЕЗ вмешательства взрослых, что я считаю прогрессом.

Еще важная мысль: у дошкольника две вещи маркируют развитие общего интеллекта -сложность ролевой игры, которую может организовать и провести ребёнок и сложность вопросов, которые задает ребенок. Все остальные знания и умения ни при чем. Вот так вот… Ну с ролевыми играми мы прогрессируем, буквально в самое последнее время Лида в свободное время садится с игрушками, куклами, машинками, разыгрывает какие-то истории. С Ваней она любит играть в спасателей в основном. Про вопросы я, честно, вообще не задумывалась… За вчера и сегодня было 2 интересных вопроса: 1. А когда собаки летят на Луну, им тоже одевают скафандр? ну и еще вопросы по этой теме включая “а как улететь с луны? а ракеты могут летать только вверх?” и 2. откуда берется еда? ну и по этой теме.

Про игрушки Чем меньше у ребенка готовых игрушек, тем лучше работает его фантазия и тем лучше для развития общего интеллекта.

про норму в конечном итоге нормой можно называть то, что вы сами определили для себя как норму и не пытаться подогнать ребенка под какие-то чужие стандарты. Например,смысл учить ребенка в год читать если вы не хотите чтобы он стал профессором?

ну вот и все, больше ничего не увидела. Заставила меня кое-над-чем задуматься. Вот ссылка

Источник

Сколько-то месяцев задержки речи происходит из-за памперсов, это известно. Исследования проводились, правда, производители памперсов их задавили. Но не год же! Почему так происходит – понятно: запаздывают контрольные механизмы: ребенок с памперсами не должен вырабатывать этот волевой контроль, раз волевой контроль запаздывает, все остальное тоже запаздывает. Но я не думаю все-таки, что это год.

Дальше, что влияет еще? Что такое норма опять же? С одной стороны, наш мир вроде бы наращивает толерантность, наращивает идею о том, что «пусть расцветают все цветы», «пусть мы все будем учиться у людей с нарушениями развития», – вот оно всё славно и сладко. С другой стороны, мир наращивает скорость и обороты, соответственно, чем быстрее все это движется, тем больше процент детей, «не попадающих». Если раньше букварь проходили в течение года, то теперь этот букварь проходят в течение двух месяцев. Совершенно очевидно, что количество «не попавших» увеличивается.

С одной стороны, мы декларируем все большее и большее принятие инаковости, принятие того, что еще некоторое время назад казалось не нормой. С другой стороны, мы наращиваем темпы, и чем быстрее крутится колесо, тем больше с него слетают. Я не знаю, есть сейчас этот аттракцион или нет, но во времена моего детства был такой аттракцион, он назывался «чертово колесо». Знаете его? На него садятся, и оно начинает раскручиваться. Чем быстрее оно раскручивается, тем больше людей вылетает. Единственный способ на нем остаться до конца аттракциона – это сесть в середину. Единственный человек остается – тот, кто сел в середину. Все остальные при определенном раскручивании вылетают. Так вот, колесо-то раскручивается, и все это видят, все это понимают. Нормы, как таковой, даже медицинской, вроде бы нет, но с другой стороны, все мы понимаем, что она есть. В этом зазоре мы с вами сегодня и попытаемся разобраться.

Что влияет?

Во-первых, влияет то, где ребенок родился. куда он попал? Как жил славянский ребеночек? Все знают? До года в люльке, сверху белая тряпочка, чтобы мухи не кусали, туго запеленутый, ни ручкой, ни ножкой ни шевельнуть, в ротике – тряпочка с маковым жмыхом. Все проходящие качают люльку. То есть до года в трансе и под наркотиками. Это наши традиции, добро пожаловать, Россия встает с колен, можно вернуться.

Как жил африканский ребеночек? Родился, мама его вешает себе вперед или за спину, в два года специальный праздник – ребенка первый раз спускают на землю. Это не юмор, это этнографические традиции, есть работы, которые это изучали, например,  прекрасная серия Академии наук – «Этнография детства». До двух лет ребенок был либо на матери, либо на родственниках, либо на этих домах на сваях он ползал по настилам.

Чем объяснялось то, что наш ребеночек лежал в люльке, завернутый и под наркотиками? Просто, чтобы не мешал – он там лежал, и все нормально. Доставали его оттуда несколько раз в день, чтобы покормить, поменять пеленки. Чем объяснялось то, что африканца носили до 2-х лет? Тем, что у них там внизу ползают всякие смертельные гады. Если, например, его выпустить годовалым туда, когда он начинает ползать, то он потянется к какому-нибудь скорпиону ручкой, и – минус один младенец. В два года ему уже что-то можно объяснить, в этот момент его спускают и забывают о нем вообще.

Европейского ребеночка, как раз в это время начинают развивать. Один из безумных кульбитов материнских чувств у нас в России, как раз был связан с тем, что это тайное этнографическое знание про африканских младенцев пошло в массы и дальше там началось! Дело в том, что при таком способе содержания младенцев двухлетний африканский младенец был гораздо более развит, чем ребенок европейский, включая российского. Понятно, почему – его носили, с ним все время разговаривали, он все видел, у него информации гораздо больше. Прослышав про это, славные европейцы, включая поздних СССР-цев и ранних россиян, немедленно повесили себе эти кульки-слинги. Видимо, вообразили себе внизу тарантулов и начали их носить, зарабатывая позвоночные грыжи. Дело в том, что если кто-то когда-то видел, как ходят африканки, то они понимают, что наши так не ходят и не могут, у них совершенно по-другому поставлено все. Бегущего африканца кто-нибудь видел наверняка – наши так не могут. Доносив нашего до двух лет, нашу мать можно уже класть в клинику спинальной хирургии . Африканкам можно, нашим – нет. Но когда и кого это останавливало, вы понимаете? Главное, чтобы ребеночек был счастлив.

Дальше. Народоволец Богораз был народовольцем в конце XIX века, его не расстреляли, не повесили, а сослали в Сибирь. Богораз исследовал этнографию чукчей много-много лет. Это захватывающие работы, написанные хорошим русским языком. Народовольцы вообще были довольно образованные и умеющие думать – те, которые не успели убивать и которых не успели. Он жил и при советской власти, продолжал исследовать и продолжал издаваться.

Он исследовал и этнографию детства, и очень его поражало, насколько чукотские дети ведут себя не так, как дети у современных ему русских. Чукотские дети более дикие, по мнению Богораза, жестокие, могли разрывать на кусочки маленьких зверьков, которых им приносили взрослые специально для этого. Представьте себе, у нас такое – что бы мы подумали? Мы бы подумали про психиатра в первую очередь. Что происходило там? Дети просто готовились к тому, что их дальше ждет. Там взрослые умели зубами оленей своих кастрировать, чтобы вы понимали, на каком уровне все происходит. Дети готовились к тому, что их ждет, они готовились к той жизни. Богоразу тогдашнему и нам теперешним, чем это кажется – нормой, не нормой? Разумеется, не нормой. Но тогда для чукотских детей это была абсолютная норма, и взрослые это воспринимали как норму.

Мы все время должны думать о контексте. У нас есть биология, и нам никуда от нее не деться. И у нас есть процесс очеловечивания, который происходит параллельно с реализацией каких-то биологических программ. Мы все время должны помнить о том, что этот процесс происходит не в джунглях, он происходит в совершенно конкретном контексте – в контексте семьи.

Как затормозить развитие ребенка?

Семья, безусловно, влияет сильнее, чем культурные и национальные обычаи. Есть несколько очень верных способов затормозить раннее развитие ребенка, я бы сказала, практически гарантированных (кроме памперсов, про памперсы мы не говорим). Я сейчас их назову, вы, естественно, их знаете.

Всё делать за ребенка – верный способ затормозить его развитие

Первый способ – всё делать за ребенка. В последние годы ко мне приходит все больше   пятилетних детей, которых кормят с ложки. Почему, зачем, как? Дети интеллектуально сохранные более-менее. Вы понимаете, если до пяти лет кормят с ложки, то какие-то нарушения уже очевидно будут.

Подавать ребенку противоречивые команды

Я – бывший зоолог, поэтому заранее прошу прощения у аудитории, потому что я не могу никуда от этого деться, это мое прошлое, это моя молодость, поэтому я пример-то приведу оттуда. У моей подруги был пёс, подросток. И она мне говорит: «Собака редкостной тупизны, тупая, дальше просто ехать некуда». Я понаблюдала, я тогда еще не была психологом, я тогда еще была зоологом. Говорю: «А ты слышишь, что ты ему говоришь?» Она говорит: «Что я ему говорю? Что всем, то и ему говорю». Говорит она приблизительно следующее: «Шурик, стоять, стоять, Шурик! Стоять, я сказала! Ну, ладно, иди сюда, ну, что ты? Ну, подойди уже ко мне, в конце концов! Как ты мне надоел! Да, пошел ты отсюда!»

Как вы понимаете, собака устроена гораздо проще, чем ребенок, все-таки собака более примитивная, хотя и говорят, что у взрослых собак интеллект двух-трехлетнего ребенка, у обезьяны – четырехлетнего. Все равно собака гораздо примитивнее, чем ребенок, и у нее просто наставал «коротыш», то есть она переставала вообще что-либо делать. Естественно, и выглядел этот Шурик абсолютным идиотом.

Это было бы смешно, если бы ко мне регулярно не приводили таких детей. У детей это по-другому, они не начинают выглядеть идиотами, у них это выглядит иначе – у них начинают лететь социальные навыки, то есть они боятся всего. Они боятся заговорить. Они не отвечают на вопрос «как тебя зовут?» – не потому, что они не знают, как их зовут. Они не участвуют в детских праздниках, потому что они не знают, как социально взаимодействовать. Они не подходят к детям на детской площадке. У детей от этого отдавания противоречивых команд не наступает «коротыш», как у собаки, а у них летят социальные навыки, задержка социального развития у них налицо.

Фото: Моника Дубинкайте

Все запрещать, всё опасно

Это тоже известные варианты – не трогай, не бери, всё опасно. Ребенок не трогает, не берет, и, естественно, задержка развития нам обеспечена.

Сократить период развития креативности

Сейчас я вам нарисую, как это происходит. Развитие ребенка – вещь достаточно аппроксимированная линейно. Вот наш ребенок родился. Первый год – это формирование базового доверия к жизни. Дальше у нас пошло установление границ – «докуда я могу вас сделать». Где-то в 1,5 года, в норме в три, границы должны быть установлены, и дальше до семи лет идет сладкий период, когда идет развитие креативности. Что такое развитие креативности? Возникает вопрос «почему», и ребенок   реализует поиск нестандартных решений на стандартные задачи. То есть, «что у нас будет лошадью?» Лошадью будет вот эта палочка. «Что у нас будет столом?» Эта коробка. «Что у нас будет космическим кораблем?» Стиральная машина. На мой взгляд, из детства это самый красивый период. Он настолько сладкий, что в здравом уме и твердой памяти что-то с ним сделать… Но, тем не менее, очень многие родители его сводят почти на нет.

Как они это делают? Очень просто. Они  в периоде, где устанавливаются границы не устанавливают границы, подают те самые противоречивые команды (бабушка разрешает, папа запрещает, тут же они начинают между собой ругаться). Пока не установлены границы, креативность не пошла – это последовательные вещи. В 7 лет отдали в школу, и начинается развитие. У нас образование левополушарное, в одной задаче есть один ответ,   в предложении: «Птичка полетела на юг», – подлежащее «птичка», другого нет. «Дважды два – четыре», и тоже другого ответа нет.

Что делают родители? Они вместо того, чтобы подождать, в периоде, где развивается креативность, отдают его в хорошую дорогую обучалку-развивалку, где его учат читать, писать и брать интегралы, если повезет. А когда наш ребенок вырастет и станет каким-нибудь маркетинг-менеджером, его начальник будет говорить приблизительно следующее: «Работник он неплохой, но никакого креатива от него не дождешься». Конечно, не дождешься, потому что вместо большого периода для развития креативности у нас всего лишь маленький кусочек. Откуда взяться-то? Это то, что может сделать семья и то, что она достаточно часто делает, чтобы затормозить развитие.

Диагнозы первого года

Если не брать всяких культурных и семейных изысков, то на что нам надо смотреть в варианте «норма – не норма»?

Неврологические диагнозы первого года жизни – это очень важно. Я даже не знаю, как это сформулировать, чтобы это было маяковым. Почему они важны? Потому что они потом сыграют. О чем идет речь обычно? Мы не рассматриваем вариант грубых органических поражений головного мозга. Если оно есть, то это медицинская проблема, она медицинским образом решается. Но может быть нечто пограничное, что иногда сейчас пишут как СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности), а чаще пишут как ПЭП (перинатальная энцефалопатия) или ППЦНС – перинатальное поражение центральной нервной системы. О чем мы говорим? Мы говорим о том, что УЗИ головного мозга не выявляет грубых органических поражений. Но невролог видит несоответствие рефлексов возрастной норме, которая у него где-то там написана. И тогда он один из этих диагнозов, соответственно, ставит. Что это значит? Это обычно значит, что были какие-то перинатальные события: быстрые роды, трудные роды, кесаренок, ребенок-головастик, долгий безводный период – бесконечное количество всяких возможных патологий. И у нас в результате этого имеются микроорганические поражения головного мозга.

Что это значит? Это значит, что часть нервных клеток попросту говоря, сдохла, когда все это случилось. Сразу же пошел процесс восстановления «разрушенного народного хозяйства», то есть функции пораженных нервных клеток стали на себя брать другие нервные клетки. Нервные клетки, как мы знаем, не восстанавливаются, но резерв там есть. К году картинка выглядит вот так (часть пятен на рисунке стерта), к трем годам – вот так, вот этих разобрали (еще часть пятен на рисунке стерта), но вот эти еще остались.

Жизнь – процесс энергетический. На то, чтобы мне поднять этот фломастер, мне нужно затратить сколько-то джоулей энергии, это даже не психология, это даже не биология, это физика. Большинство из вас еще помнят, что энергия обозначается буквой Е. Е1 – это энергия нормального возрастного развития, которую нужно затратить на нормальное возрастное развитие, для того чтобы ребенок сел, встал, пошел, заговорил, на всё это нужна энергия. Это Е1. Но параллельно с развитием у нас идет восстановление «разрушенного народного хозяйства» у ребенка с перинатальным событиями – аксоны проросли, дендриты соединились в синапсы, на это тоже нужна энергия – это Е2. То есть мозги нашего ребенка с самого начала работают с двойной нагрузкой:Е1 + Е2. И это надо понимать.

Где это сыграет? В какой момент? В школе, конечно. При начальном обучении это сыграет по полной программе. Ребенок либо не может сидеть, либо не может собраться, либо отстает, либо недописывает диктанты, либо еще что-то такое делает. Причем здесь есть два типа нарушений – «гипо» и «гипер», которые выглядят одинаково  здесь на картинке, а в реальности они будут выглядеть совершенно противоположным образом.

В нервной системе есть два процесса: возбуждение и торможение, больше там, собственно, ничего нет. Если погибли структуры, в основном, ответственные за процесс торможения, то, что ребенку сложно сделать? Затормозиться. И мы получаем вот этого электровеника, у которого процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Он пошел, и дальше его только милиция остановит. Это те дети, за которыми надо бегать, те дети, у которых «синдром божьей коровки», очень характерная вещь: ребенок залезает вертикально на детской площадке на что-нибудь, и дальше его надо снимать. Это один вариант.

Если у ребенка погибли структуры, в основном, ответственные за процесс возбуждения, то ему что трудно сделать? Возбудиться, конечно. И мы получаем ребеночка, который сначала выглядит просто идеально – ты его посадишь… Недавно одна бабушка пришла, а у них электровеник. Она говорит: «Дочь у меня была совершенно идеальная, я, конечно, не привыкла, мне с внуком очень тяжело. Если дочь где-нибудь оставишь, то через несколько часов придешь, там ее и найдешь». Понятно, что тоже не совсем все хорошо. Эти вторые – «гипо», до школы всех устраивают. Ну и что, что он немножко медленнее других одевается, подумаешь? Подождать его можно.

И только в школе вдруг выясняется, что что-то с ним не так. Обычно уже к середине второго класса под вопросом умственная отсталость, притом, что они абсолютно не умственно отсталые. Наоборот, у этих «гипо» очень серьезная социальная роль – они слушатели. Если вам рассказывают, например, такую историю: «Он любил ее еще в школе, но она не обращала на него внимания, потому что она была яркая, и у нее были гораздо более привлекательные  поклонники из старших классов. Потом она вышла сразу замуж, неудачно, развелась, родила ребенка, потом еще раз вышла замуж. Все это время он продолжал ее ждать. И потом они случайно встретились на встрече одноклассников. И она уже поблекла, и у нее уже ребенок, и вдруг она поняла, что он ее по-прежнему любит. Они поженились и теперь они счастливы». Это про него, про «гипо» – это вот он ждал всё это время. Невврастеник не стал бы ее ждать.

Подростки собрались на тусовку. К утру все перепились, кто мог, соответственно, поимел личную жизнь, с утра выползают, плачутся в жилетку. Кому? Ей, «гипо». Она там сидит и всех выслушивает, всех по головке гладит, кого может. Ее чести ничего не угрожало, на предыдущем этапе вечеринки она никому не была нужна.

Родителям не нравится, когда он 20 лет ее ждет, но еще меньше им нравится социальная роль «гипер», потому что эта социальная роль – пойти  погибнуть на баррикадах.  Это тот, кто побежит, тот, кто поведет, причем не лидер, а именно «гипер».

Речь идет о том, что эти начальные события оказывают влияние на следующие этапы, не только на первый год жизни, но и на начальную школу. Поэтому когда мы говорим о норме и не норме, нам это надо очень серьезно иметь в виду.

Что мы еще должны серьезно иметь в виду? Развитие не является линейны