Ранняя стимуляция доречевого раннего речевого развития ребенка
Тема 1.
Причины речевых нарушений. Основные функции речи.
Речевые расстройства обычно являются следствием резидуально – органического поражения мозга; недостаточная зрелость мозга (то есть задержанное созревание ЦНС); неблагоприятные внешние условия (психическая травма и др.).
Основные функции речи:
1) коммуникативная функция речи
три этапа:
Первый этап- избирательное внимание к речи окружающих (3-4 мес.). ребенок повторяет слоги, формируется эмоциональная форма общения.
Постепенно формируется коммуникативная потребность.
Эмоциональная форма общения: гуление, лепет. | Коммуникативная потребность | Ситуативно- личностная форма общения |
Второй этап-понимание простейших высказываний, пытается произносить первые слова, общение с окружающими (вербальная и невербальная форма общения).
Формирование коммуникативного поведения |
Третий этап-начальный этап формирования связной речи. Развитие мыслительных операций.
2) регулирующая, планирующая функция (созревают к концу дошкольного возраста- имеет большое значение к школьному обучению).
Тема 2.
Проблемы родителей, имеющих ребенка с нарушениями в развитии.
По Краузе М.П. выделено следующее:
1. Психические симптомы.
Процент стрессов у родителей достаточно высок. Например, 40 % у матерейнедоношенных детей после родов, впадение в депрессивное состояние, и возникает подавленность и страх, которые необходимо лечить.
38% матерей, которые имею ребенка с ДЦП, основная проблема- постоянное ухаживание за ребенком, нехватка физических сил.
22%, имеющих ребенка с задержкой развития. Проблема: неадекватное поведение ребенка.
2. Протекание кризиса у родителей: 2 – ва варианта до начала диагноза и после диагноза ребенка.
Начало диагноза не всегда сразу можно установить.
У детей с синдромом Дауна – при рождении, у детей с физическими недостатками после 10 мес., у детей с речевой патологией – в 2 года.
В этой связи важно в какой форме врач представит родителям диагноз, так чтобы душевное состояние семьи не было нарушено, чтоб никто никакого не винил.
После постановки диагноза многие родители отвергают его- это психологическая защита. Это взаимоотношение складывается на супругах: либо проблема не замечается в семье, или все уходят в работу. Позже возникает конфликт, выплывают проблемы.
После диагноза
Когда родители принимают диагноз- ситуация в семье может развиваться в двух направлениях:
– стараются приспособиться, найти оптимальное решение проблемы. Находят смысл в жизни, пересматривают свои отношения, отношения с ребенком.
– 2-ое направление связано с постоянными семейными нагрузками в семье, возникают частые конфликты, недовольство – все это приводит к распаду семьи.
Тема 3.Ранняя стимуляция доречевого и раннего речевого развития.
На первом этапе- (1-3 мес.) – стимуляция губ (тактильная), развитие гуления.
На втором этапе- (3-5 мес.)- гимнастика губ: сближают губы, растягивают губы. Стимулируют движения языка ложечкой с вареньем надавливают на кончик (аккуратно, чтобы не вызвать рвотный рефлекс). Стимулируют слуховое внимание.
На третьем этапе- (9-18мес.) – стимулируют и развивают жевание, пассивно воспроизводят схему жевания (кусочки пищи между зубами).
Развитие слухового внимания и элементарной дифференцировки. Закрепляют связь между словом и предметом.
На четвертом этапе- (от 1, 5 лет до 2 – х лет) – стимулировать у ребенка повторение слов, понимать интонационную сторону речи, стимулировать развитие речи.
Развитие у ребенка с ЗРР начальных навыков общения в условиях семьи.
1) медикаментозное лечение. (пантаган).
2) Практические занятия дома по развитию речи: а) научить концентрации внимания; б) выработка мотивации к общению – на начальных этапах не следует настаивать на четкости произношения; в) учить ребенка слушать ритм. г) стараться чтобы ребенок заражался обстановкой- би-би,но-но и др.
3) Научить ребенка отвечать на простые вопросы: да или нет по картинкам.
4) Познавательные игры: с разным материалом.
Методика коррекционной работы с детьми с ЗРР (по Тамары Александровны Датешидзе).
Основные принципы построения работы:
1) Использование и интеграция разных видов деятельности в проведении коррекционной работы
2) Расположение речевого материала от простого к сложному, от конкретного предмета к абстрактным.
3) Учет индивидуальных особенностей: специфика речевого развития.
1-ый этап работы.
Занятия начинаются с практических игр:
игры поручения: Принеси то-то. Похвалить ребенка.
Игра- делай, что я сказала: Мы идем- топ-топ, мы стоим- стоп, стоп.
Игры- по классификации предметов: выбери все машинки, все кружочки.
Игры с рисованием: рисуем длинную дорожку, большую лужу.
2-ой этап работы:
Цель: создание потребности подражать, создать ситуации, в которых произносятся одни и те же звукосочетания.
Вызывание речевого подражания, начинать с развития подражания игр- по развитию мелкой моторики. Весьма эффективна – фонетическая ритмика.
Использование договаривание слов.
Лекции.
Источник
Ранняя стимуляция доречевого и раннего речевого развития
Важное значение в программах имеет ранняя стимуляция доречевого и начального речевого развития. Она проводится поэтапно.
На первом этапе (для нормально развивающегося ребенка от 1 месяца до 3) проводится тактильная стимуляция губ, развитие слухового внимания, стимуляция гуления.
На втором (4—8 месяцев) — гимнастика губ: сближают губы вместе и растягивают их в стороны, пока не почувствуют сопротивление. Собирают губы в морщинки, пока ребенок не начнет сопротивляться этим движениям. Побуждают ребенка губами тянуться к соске, пище. Стимулируют движения языка путем надавливания на его кончик ложкой в момент кормления. Делают это очень осторожно, чтобы не вызвать рвотный рефлекс. Стимулируют движения языка при помощи шпателя с вареньем. Побуждают жевание: держат пальцы под подбородком, когда ребенок пытается жевать, пассивно помогая ему в этом, подталкивая нижнюю челюсть вверх и вниз. Стимулируют слуховое внимание.
На третьем этапе (9—18 месяцев) — стимулируют и развивают жевание: помещают кусочки пищи между челюстями и пассивно воспроизводят схему жевания.
Развивают возможность одновременного слухового восприятия ритмичных звуков и зрительного восприятия движений руки взрослого. Для этого на глазах у ребенка звонят в колокольчик. Развивают слуховое внимание и элементарную звуковую дифференцировку, а также определение звука в пространстве различными звучащими игрушками. Закрепляют связь между словом, предметом и простейшим действием. Обучают
ребенка давать предмет по просьбе взрослого. По подражанию развивают интонацию просьбы.
На четвертом этапе (18—36 месяцев) продолжают развивать локализацию звука в пространстве, моторную сторону речи, стимулируя ребенка к повторению слов по подражанию, развивают словарный запас, интонационную сторону речи, расширяют словарный запас, стимулируют развитие речи.
Подготовка ребенка к общению.
Специалист должен объяснить родителям, что у ребенка задерживается речевое, а в некоторых случаях задерживается и общее психомоторное развитие, если ему не оказывают достаточного внимания родители.
Каждый ребенок рождается со своими индивидуальными особенностями, поэтому каждый ребенок нуждается в индивидуальном режиме и особенностях ухода. Педагогами было показано, что чем быстрее мать реагирует на признаки дискомфорта малыша в первые месяцы жизни, тем спокойнее и увереннее чувствует себя ребенок.
Уже к новорожденному следует относиться как к личности; все общение с ребенком должно сопровождаться ласковым разговором. Мать может, обращаясь к ребенку, вести с ним «диалог», говоря и за себя, и за него. Матери следует объяснить, что своим поведением и отношением к младенцу она подготавливает его к общению, способствует формированию мотивации общения.
Важным условием, подготавливающим ребенка к общению, является установление контакта взглядом. Матери необходимо чаще привлекать к себе внимание ребенка, стараться поймать его взгляд и, глядя в ту же сторону, куда скользит его взгляд, попробовать удержать его на себе. Встретись с ребенком взглядом, нужно улыбнуться ему и произнести ласковые слова. Это поможет продлить контакт.
Лучше всего ребенок выделяет лицо взрослого, находясь в положении под грудью, когда мать держит его на руках.
Важно, чтобы взрослые, особенно мать, проявляли большую чуткость к малышу, наблюдая какие-либо проявления комплекса оживления (улыбку, двигательное оживление или вокализацию). Родители должны знать, что они адресованы именно им, что ребенок всеми доступными ему средствами показывает желание общаться. Нужно обязательно ответить на его инициативу и максимально полно удовлетворить его потребность в общении. Вступая в эмоциональный контакт, можно использовать такие действия, которые выражают любовь к малышу и легко им воспринимаются. Это могут быть физические прикосновения. Ребенку доставляют удовольствие, когда его поглаживают, похлопывают по плечику, перебирают пальчики, совершают движения его ручками и ножками, ласково разговаривают с ним.
Первое, что узнает ребенок о себе, вступая в общение со взрослым, — это самое важное для него: желанный он или нежеланный; любят его или нет. На основе положительного первичного опыта общения у малыша формируется доверие и интерес к окружающему миру, что в дальнейшем стимулирует его речевое развитие, познавательную деятельность.
Любовное, бережное отношение к малышу формирует положительную самооценку, которая имеет большое значение для психического, в том числе речевого развития ребенка и является благоприятной почвой для формирования, начиная с первых месяцев жизни, основы образа самого себя: образа «я».
Развитие начальных навыков общения у ребенка с задержкой речевого развития
Следует иметь в виду, что общение помимо разговорной речи, восприятия и понимания включает умение соблюдать очередность в общении. Практическая методика по обучению детей общению включает следующие направления:
1) с самого раннего возраста ребенка побуждают слушать окружающих, соблюдать очередность, подражать звукам и жестам;
2) последовательно развивают навыки понимания обращенной речи;
3) обучение проводится в привычных для ребенка условиях с использованием подражания игровых моментов и игр.
Задача родителей сделать занятия по развитию речи увлекательным и соответствующим их склонностям и склонностям ребенка занятием. Если ребенок еще не говорит, то первой основной задачей является научить его концентрировать внимание и играть. Не менее важной задачей является обучение его соблюдать очередность, так как коммуникация — двусторонний процесс. Его участники не только говорят, но и слушают и ждут. Ранний возраст — наиболее благоприятный для того, чтобы начать учиться соблюдать очередность. Учиться можно, предлагая ребенку игру, в которой по очереди надо выполнять какие-то действия или произносить различные звукосочетания и короткие слова.
Таким образом, основными задачами родителей является: развитие подражания и воспитание у ребенка соблюдения очередности.
С этой целью могут быть использованы такие традиционные игры как «Ладушки», «Поехали, поехали с орехами» и другие. В процессе игры с ребенком говорите за разных зверюшек, имитируйте звуки, произносимые ими: «гав—гав», «мяу—мяу», «ква—ква» и т. п. надо стараться, чтобы ребенок заражался обстановкой взаимодействия и повтором за вами. Создавать игровые ситуации, в которых малышу захочется повторять звукосочетания. Играть в прятки: ку-ку; с водой: кап-кап; в поездку на машине: би-би; на лошадке: но-но. Учить ребенка слушать стихотворения, песни и отхлопывать ритм. Надо помнить, что речевое развитие нельзя считать полноценным, пока словарь ребенка включает только слова-названия предметов. Чтобы ребенок научился строить высказывания, необходимо целенаправленно учить его словам-действиям.
Следует иметь в виду, что основным мотивом появления речи является общение. Формирование речи происходит прежде всего в диалоге. Важно, чтобы говорящий и слушающий постоянно менялись ролями. Первым партнером ребенка в диалоге должен быть взрослый. В любом случае при любой возможности поощряйте речевую реакцию ребенка. Если первыми ответами у ребенка являются только отдельные разрозненные слова, они очень важны, так как способствуют развитию общения и фактически становятся стержнем высказывания. Если ребенок заменяет слова адекватными жестами, это свидетельствует о его желании общаться. Важно, чтобы взрослый поощрял любую речевую реакцию ребенка как с правильным, так и с неправильным звуковым оформлением. На начальных этапах не следует настаивать на четкости произношения, это может привести к речевому негативизму. Для развития ребенка полезно использовать различные инсценировки, превращать занятия в маленький спектакль.
Важно научить ребенка отвечать на вопросы. Взрослый должен продумать серию вопросов — ответов с выделенной эмоционально окрашенной интонацией. Начальная серия вопросов предполагает всего два варианта ответов— «да» или «нет». Вторая серия вопросов предлагается в виде усложненного варианта игры «да — нет». Затем вопросы еще усложняются и ребенок отвечает на них по картинкам: «кто это?», «что это?», «кто
там пришел?» и т. п. Полезно использовать карточки из картинно-предметного или тематического лото. Постепенно ребенка учат использовать в своей речи и при ответе на вопросы глаголы.
Важное значение в развитии речевой и познавательной деятельности имеет игра. Используются игры по развитию начальной познавательной деятельности: игры с разборными игрушками, игры на конструирование и другие. С помощью развивающих игр закрепляются представления о величине, цвете, форме, формируется ручная умелость и пространственная ориентировка. Для развития пространственных представлений широко используются разрезные картинки. Важное значение имеют игры, направленные на развитие стереогноза — восприятия и узнавания предметов на ощупь. Стереогноз имеет важное значение в развитии познавательной деятельности ребенка. Для развития этой функции используются игры по типу «волшебного мешочка». В мешочек из плотной ткани помещают различные предметы и мелкие игрушки, и ребенок без зрительного контроля должен узнать их на ощупь.
Начиная с трех лет малыша учат конструировать из кубиков по подражанию. Все представленные и другие игры — занятия сопровождаются речью, ребенок проговаривает свои действия, отвечает на вопросы взрослого.
Развитие доречевых голосовых реакций и речи ребенка тесно связано с развитием произвольной общей моторики. Так, до 2 месяцев характер крика ребенка существенно не меняется, что, по мнению некоторых авторов, связано с вынужденным положением ребенка на спине. Качественные видоизменения крика ребенка и дальнейшие этапы его доречевого развития связаны с развитием общей моторики. Развитие общей моторики меняет положение ребенка, способствует развитию его положения на животе, на коленях, сидя и стоя. Переход головы из положения затылком вниз, теменем вперед, лицом вверх в положение теменем вверх лицом вперед способствует расширению поля обзора, а также меняет и положение фонационно-артикуляционного и двигательного аппарата, создавая максимально оптимальные условия для их функционирования.
Произвольные активные движения ребенка становятся возможными по мере дальнейшего развития его центральной нервной системы и под влиянием адекватных условий окружения.
При развитии активных движений отдельные части тела вовлекаются сначала в некоординированные, а затем все более координированные, согласованные действия.
Считается, что речевая деятельность — это прежде всего нервно-мышечная синергия, вовлекающая все тело. Следовательно, при обучении речи ребенок должен прежде всего освоить комплексную синергию движения. Родителям необходимо стимулировать физическое развитие ребенка, заботиться о его здоровье. Это будет способствовать нормальному речевому развитию ребенка. При общении с ребенком важно вызвать у него стремление к подражанию.
Стимуляция речевого подражания на первом году жизни направлена на развитие коммуникативных навыков, зрительно-моторного манипулятивного поведения, положительно эмоционального общения со взрослыми. На основе предметно-практической и игровой деятельности, осуществляемой с помощью взрослого, у ребенка стимулируют сенсорно-моторное поведение и голосовые реакции.
Логопедическое обследование ребенка раннего возраста проводится в процессе наблюдения за его игровой деятельностью, а также в процессе совместной с ним игры. Отмечается особенность импрессивной речи, т. е. устанавливается уровень понимания обращенной речи. Для ребенка раннего возраста особое значение имеет подражание, поэтому в игровой совместной деятельности с ребенком большое внимание уделяется подражанию. Кроме того, при обследовании безречевого ребенка или ребенка со значительным отставанием в речи необходимо обследование слуха.
Источник
Ранняя стимуляция доречевого и раннего речевого развития
Подготовила учитель-логопед Пушкарева Н.С.
МБДОУ детский сад «Аленушка» с. Федоровка
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Речь не является врожденной способностью человека, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств ребенка – слух, зрение, обоняние, осязание, вкус – были также достаточно развиты. Особенно важно развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов. Все это в значительной степени зависит от окружающей среды. Если ребенок не получает новых, ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, то задерживается его физическое и психическое развитие.
С самого раннего возраста, приучая ребенка следить взглядом за предметами, слушать голос окружающих, мы способствуем развитию речи.
Важное значение в программах домашнего обучения имеет ранняя стимуляция доречевого и начального речевого развития. Она проводится поэтапно.
На первом этапе (для нормально развивающегося ребенка от 1 до 3 мес.) проводится тактильная стимуляция губ, разви¬тие слухового внимания, стимуляция гуления.
На втором этапе (4-8 месяцев) – гимнастика губ: сближают губы вместе и растягивают их в стороны, пока не почувствуют сопро¬тивление. Собирают губы в морщинки, пока ребенок не начнет сопротивляться этим движениям. Побуждают ребенка губами тянуться к соске, пище. Стимулируют движения языка путем надавливания на его кончик ложкой в момент кормления. Де¬лают это очень осторожно, чтобы не вызвать рвотный рефлекс. Стимулируют движения языка при помощи шпателя с варень¬ем. Побуждают жевание: держат пальцы под подбородком, когда ребенок пытается жевать, пассивно помогая ему в этом, под¬талкивая нижнюю челюсть вверх и вниз. Стимулируют слухо¬вое внимание.
На третьем этапе (9-18 месяцев) – стимулируют и развива¬ют жевание: помещают кусочки пищи между челюстями и пас¬сивно воспроизводят схему жевания. Развивают возможность одновременного слухового восприя¬тия ритмичных звуков и зрительного восприятия движений руки взрослого. Для этого на глазах у ребенка звонят в коло¬кольчик. Развивают слуховое внимание и элементарную звуко¬вую дифференцировку, а также определение звука в простран¬стве различными звучащими игрушками. Закрепляют связь между словом, предметом и простейшим действием. Обучают ребенка давать предмет по просьбе взрослого. По подражанию развивают интонацию просьбы.
На четвертом этапе (18-36 месяцев) продолжают развивать локализацию звука в пространстве, моторную сторону речи, стимулируя ребенка к повторению слов по подражанию, развивают словарный запас, интонационную сторону речи, расширяют словарный запас, стимулируют развитие речи.
Специалист должен объяснить родителям, что у ребенка за¬держивается речевое, а в некоторых случаях задерживается и общее психомоторное развитие, если ему не оказывают доста¬точного внимания родители.
Каждый ребенок рождается со своими индивидуальными особенностями, поэтому каждый ребенок нуждается в индиви¬дуальном режиме и особенностях ухода. Педагогами было по¬казано, что чем быстрее мать реагирует на признаки диском¬форта малыша в первые месяцы жизни, тем спокойнее и уве¬реннее чувствует себя ребенок.
Уже к новорожденному следует относиться как к личности; все общение с ребенком должно сопровождаться ласковым раз¬говором. Мать может, обращаясь к ребенку, вести с ним «диа¬лог», говоря и за себя, и за него. Матери следует объяснить, что своим поведением и отношением к младенцу она подготавлива¬ет его к общению, способствует формированию мотивации об¬щения.
Важным условием, подготавливающим ребенка к общению, является установление контакта взглядом. Матери необходи¬мо чаще привлекать к себе внимание ребенка, стараться пой¬мать его взгляд и, глядя в ту же сторону, куда скользит его взгляд, попробовать удержать его на себе. Встретясь с ребенком взглядом, нужно улыбнуться ему и произнести ласковые слова. Это поможет продлить контакт.
Лучше всего ребенок выделяет лицо взрослого, находясь в положении под грудью, когда мать держит его на руках.
Важно, чтобы взрослые, особенно мать, проявляли большую чуткость к малышу, наблюдая какие-либо проявления комп¬лекса оживления (улыбку, двигательное оживление или вока¬лизацию). Родители должны знать, что они адресованы именно им, что ребенок всеми доступными ему средствами показывает желание общаться. Нужно обязательно ответить на его инициа-тиву и максимально полно удовлетворить его потребность в общении. Вступая в эмоциональный контакт можно использовать такие действия, которые выражают любовь к малышу и лег¬ко им воспринимаются. Это могут быть физические прикосно¬вения. Ребенку доставляют удовольствие, когда его поглажива¬ют, похлопывают по плечику, перебирают пальчики, соверша¬ют движения его ручками и ножками, ласково разговаривают с ним.
Первое, что узнает ребенок о себе, вступая в общение со взрослым, – это самое важное для него: желанный он или не¬желанный; любят его или нет. На основе положительного пер¬вичного опыта общения у малыша формируется доверие и инте¬рес к окружающему миру, что в дальнейшем стимулирует его речевое развитие, познавательную деятельность.
Любовное, бережное отношение к малышу формирует поло¬жительную самооценку, которая имеет большое значение для психического, в том числе речевого развития ребенка и является благоприятной почвой для формирования, начиная с первых ме¬сяцев жизни, основы образа самого себя: образа « я ».
Следует иметь ввиду, что общение помимо разговорной речи, восприятия и понимания включает умение соблюдать очеред¬ность в общении. Практическая методика по обучению детей общению включает следующие направления:
1) с самого раннего возраста ребенка побуждают слушать окру¬жающих, соблюдать очередность, подражать звукам и жестам;
2) последовательно развивают навыки понимания обращенной речи; .
3) обучение проводится в привычных для ребенка условиях с использованием подражания игровых моментов и игр.
Задача родителей сделать занятия по развитию речи увле¬кательным и соответствующим их склонностям и склонностям ребенка занятием. Если ребенок еще не говорит, то первой ос¬новной задачей является научить его концентрировать внима¬ние и играть. Не менее важной задачей является обучение его соблюдать очередность, так как коммуникация – двусторон-ний процесс. Его участники не только говорят, но и слушают и ждут. Ранний возраст – наиболее благоприятный для того, что¬бы начать учиться соблюдать очередность. Учиться можно, пред¬лагая ребенку игру, в которой по очереди надо выполнять ка¬кие-то действия или произносить различные звукосочетания и короткие слова.
Таким образом, основными задачами родителей является: развитие подражания и воспитание у ребенка соблюдения оче¬редности.
С этой целью могут быть использованы такие традиционные игры как «Ладушки», «Поехали, поехали с орехами» и др. В процессе игры с ребенком говорите за разных зверюшек, ими¬тируйте звуки, произносимые ими: «гав-гав», «мяу-мяу», «ква-ква» и т.п. Старайтесь, чтобы ребенок заражался обста¬новкой взаимодействия и повтором за вами. Создавайте игро¬вые ситуации, в которых малышу захочется повторять звукосо-четания. Играйте в прятки: ку-ку; с водой: кап-кап; в поездку на машине: би-би; на лошадке: но-но. Учите ребенка слушать стихотворения, песни и отхлопывать ритм. Помните, что рече¬вое развитие нельзя считать полноценным, пока словарь ребен¬ка включает только слова-названия предметов. Чтобы ребенок научился строить высказывания, необходимо целенаправлен¬но учить его словам-действиям.
Следует иметь в виду, что основным мотивом появления речи является общение. Формирование речи происходит прежде все¬го в диалоге. Важно, чтобы говорящий и слушающий постоянно менялись ролями. Первым партнером ребенка в диалоге дол¬жен быть взрослый. В любом случае при любой возможности поощряйте речевую реакцию ребенка. Если первыми ответами у ребенка являются только отдельные разрозненные слова, они очень важны, так как способствуют развитию общения и фак¬тически становятся стержнем высказывания. Если ребенок за¬меняет слова адекватными жестами, это свидетельствует о его желании общаться. Важно, чтобы взрослый поощрял любую речевую реакцию ребенка как с правильным, так и с неправиль¬ным звуковым оформлением. На начальных этапах не следует настаивать на четкости произношения, это может привести к речевому негативизму. Для развития ребенка полезно исполь-зовать различные инсценировки, превращать занятия в малень¬кий спектакль.
Важно научить ребенка отвечать на вопросы. Взрослый должен продумать серию вопросов- ответов с выделенной эмо¬ционально окрашенной интонацией. Начальная серия вопро¬сов предполагает всего два варианта ответов – «да» или «нет». Вторая серия вопросов предлагается в виде усложненного вари¬анта игры «да – нет» . Затем вопросы еще усложняются и ребенок отвечает на них по картинкам: «кто это?», «что это?», «кто там пришел?» и т. п. Полезно использовать карточки из кар¬тинно-предметного или тематического лото. Постепенно ребен¬ка учат использовать в своей речи и при ответе на вопросы глаголы.
Важное значение в развитии речевой и познавательной деятельности имеет игра. Используются игры по развитию на¬чальной познавательной деятельности: игры с разборными игрушками, игры на конструирование и другие. С помощью развивающих игр закрепляются представления о величине, цвете, форме, формируется ручная умелость и пространствен¬ная ориентировка. Для развития пространственных представ¬лений широко используются разрезные картинки. Важное значение имеют игры, направленные на развитие стереогно¬за – восприятия и узнавания предметов на ощупь. Стерео¬гноз имеет важное значение в развитии познавательной дея¬тельности ребенка. Для развития этой функции используют¬ся игры по типу «волшебного мешочка». В мешочек из плот-ной ткани помещают различные предметы и мелкие игруш¬ки, и ребенок без зрительного контроля должен узнать их на ощупь.
Начиная с трех лет малыша учат конструировать из кубиков по подражанию. Все представленные и другие игры – за¬нятия сопровождаются речью, ребенок проговаривает свои дей¬ствия, отвечает на вопросы взрослого.
Развитие до речевых голосовых реакций и речи ребенка тесно связано с развитием произвольной общей моторики. Так, до 2 ме¬сяцев характер крика ребенка существенно не меняется, что, по мнению некоторых авторов, связано с вынужденным положени¬ем ребенка на спине. Качественные видоизменения крика ре¬бенка и дальнейшие этапы его доречевого развития связаны с развитием общей моторики. Развитие общей моторики меняет положение ребенка, способствует развитию его положения на животе, на коленях, сидя и стоя. Переход головы из положения затылком вниз, теменем вперед, лицом вверх в положение теме-нем вверх лицом вперед способствует расширению поля обзора, а также меняет и положение фонационно-артикуляционного и двигательного аппарата, создавая максимально оптимальные условия для их функционирования.
Произвольные активные движения ребенка становятся воз¬можными по мере дальнейшего развития его центральной нервной системы под влиянием адекватных условий окружения. При развитии активных движений отдельные части тела вов¬лекаются сначала в не согласованные, а затем все более ко¬ординированные, согласованные действия. Считается, что речевая деятельность – это прежде всего не¬рвно-мышечная синергия, вовлекающая все тело. Следователь¬но, при обучении речи ребенок должен прежде всего освоить комплексную синергию движения. Родителям необходимо сти¬мулировать физическое развитие ребенка, заботиться о его здо¬ровье. Это будет способствовать нормальному речевому разви¬тию ребенка. При общении с ребенком важно вызвать у него стремление к подражанию.
Стимуляция речевого подражания на первом году жизни на¬правлена на развитие коммуникативных навыков, зрительно¬-моторного манипулятивного поведения, положительно эмоци¬онального общения со взрослыми. На основе предметно-прак¬тической и игровой деятельности, осуществляемой с помощью взрослого, у ребенка стимулируют сенсорно-моторное поведе¬ние и голосовые реакции.
Логопедическое обследование ребенка раннего возраста про¬водится в процессе наблюдения за его игровой деятельностью, а также в процесс е совместной с ним игры. Отмечается особен¬ность импрессивной речи, т. е. устанавливается уровень пони¬мания обращенной речи. Для ребенка раннего возраста особое значение имеет подражание, поэтому в игровой совместной де¬ятельности с ребенком большое внимание уделяется подража¬нию. Кроме того, при обследовании безречевого ребенка или ре-бенка со значительным отставанием в речи необходимо обсле¬дование слуха.
Стимуляция звукоподражания – узловой момент логопеди¬ческой работы. Стимуляция подражания начинается с подра¬жания логопеда звукам и слогам самого ребенка.
Используются следующие виды занятий: игры по подража¬нию звукам в помещении и на улице (подражание тиканью ча¬сов, бульканью воды, мотору мотоцикла и машины, паровозно¬му гудку, подражание звукам животных).
Перед началом логопедической работы необходимо устано¬вить контакт с ребенком, создать условия для адаптации ре¬бенка в детском коллективе.
Логопедические занятия на фоне дезадаптации, плохого на¬строения, отрицательного отношения ребенка к учреждению бесполезны. Поэтому прежде всего у ребенка вырабатывается положительное отношение к детскому учреждению, к окружа¬ющим его взрослым. Ребенок должен чувствовать себя люби¬мым и «нужным» в данном учреждении, при помощи интерес¬ных игр у него вырабатывается потребность и желание нахо¬диться в данном коллективе.
Важным разделом логопедической работы является развитие пассивного речевого запаса, то есть понимания речи. Развитие понимания речи происходит в процессе знакомства детей с пред¬метами и явлениями окружающего мира. Формирование пред¬метной соотнесенности слов производится одновременно с раз¬витием их смыслового содержания.
Работа над восприятием звуков речи проводится с учетом характера дефекта. Она в первую очередь направлена на развитие слухового восприятия и слухового контроля. На следующем эта¬пе работы особо важное значение имеет развитие фонематичес¬кого восприятия и операций звукового анализа. На третьем эта¬пе ведущее значение имеет развитие слухового контроля как осознанного действия.
Для воспитания правильной звучной речи необходимой является работа над дыханием:
– формирование речевого дыхания с дифференциацией вдоха и выдоха;
– развитие длительного ротового выдоха при более коротком вдохе.
Во всех случаях логопед должен найти наиболее экономный и эффективный путь обучения ребенка произношению. Лого¬пед в ходе выполнения задания ребенком проверяет, правильно ли он выбрал позу для произнесения нужного звука. Для этого он просит ребенка произвести выдох и сильно подуть, не изме¬няя позы. При сильном выдохе возникает интенсивный шум. Если шум будет соответствовать акустическому эффекту нуж¬ного глухого гласного, значит, поза принята правильная, если нет, логопед помогает изменить артикуляционную позу и сно¬ва подуть.
Развитие фонематического восприятия:
1. Ребенка следует научить выделению и определению коли¬чества слогов в слове, произнесенном логопедом.
2. Отобрать картинки, в названиях которых 3 слога.
3. Ребенка учат произносить слитно слово, предложение, произнесенное логопедом по слогам (например: «тe-ле-фон», «ве-ло-си-пед» и т. п.).
При работе над фонематическим анализом ребенка учат вы¬делять звуки в слове. Задание: есть ли звук [м] в словах мышка, дерево, цветок, кошка.
Ребенка учат также выделению первого звука в слове, выде¬лению последнего звука в слове. Вопросы: какой последний звук в словах «птица», «дом», «кошка» и т.п. Ребенка также учат определению количества звуков в словах (количественный ана¬лиз).
Логопедическая ритмика имеет важное значение в развитии
речи. Она включает 5 разделов:
1. Ходьба, маршировка, основные движения.
2. Развитие ритмических движений.
3. Развитие умения слушать и различать двухчастотную и трехчастотную музыкальную форму, самостоятельно менять движения в соответствии со сменой темпа, динамики, ритма, тембра и характера музыки.
4. Развитие координации движений.
5. Тренировка слухового внимания и слуховой памяти на ма¬териале из трех сигналов.
Будьте внимательны! Признаки нарушения речевого развития очевидны, если:
• К концу 1-го месяца ребенок не кричит перед кормлением.
• К концу 4-го месяца он не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит.
• К концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называет, не прислушивается к музыке.
• К 7-ми месяцам не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не отдает предпочтение мелодичным погремушкам.
• К концу 9-го месяца у него нет лепета и он не может повторять за взрослыми различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего.
• К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания либо ручкой в знак прощания
• К концу года не может произнести не слова, не может выполнить простейшие просьбы («покажи», «принеси»), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения.
• К 1г. 4мес. он не может адекватно ситуации употреблять слова «мама», и «папа».
• К 1г. 9мес. не может произнести 6 осмысленных слов.
• К 2г. не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы: «Сходи на кухню и принеси чашку», не узн?