Ранняя диагностика речевого развития ребенка

Ольга Милованова
«Диагностика речевого развития детей раннего возраста»

Психолого-педагогические аспекты речевого развития детей раннего возраста

В настоящее время проблемы диагностики речевого развития и возможной последующей коррекции выявленных нарушений чрезвычайно актуальны.

Развитиеличности ребенка определяется тремя факторами:

1)предпосылками: генотипом, с врожденными особенностями;

2) условиями, в которые входят социальное окружение, семья, образовательно-воспитательное учреждение, другие социальные структуры и ситуации, определяющие развитие личности посредством заинтересованных близких и профессионалов;

3) внутренней позицией самого человека, формирующийся в процессе его индивидуального развития в зависимости от ценностных ориентаций семьи.

Социально-нравственный эффект помощи детям огромен, он демонстрирует принципиально новые возможности педагогики и отражает степень зрелости социальной политики общества. Возраст с рождения до 3 лет является наиболее важным периодом в жизни ребенка. Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сенситивный период формирования многих функций на этом возрастном этапе определяют большие потенциальные возможности коррекционно-педагогического процесса. Наличие ранней и адекватной помощи ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии малыша и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить отклонения.

При ранней диагностике и своевременно начатом коррекционном воздействии в целом и в речи, в частности, на первом-втором году жизни, часть детей, несмотря на сложность дефекта, к трем-пяти годам приближаются по уровню общего и речевого развития к возрастным стандартам. Это позволяет рекомендовать для них интегрированное обучение в массовом детском саду, а в дальнейшем и в школе, при условии сохранения систематической коррекционной помощи со стороны учителя-логопеда, психолога и т. д.

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослым. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык – “важнейшее средство человеческого общения”.

Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в его полном виде – понимание речи и активная речь – развивается постепенно.

Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные виды и формы. Речь – специфически человеческая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка.

Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.

Эмоциональное общение является стержнем, основным содержанием взаимоотношения взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи – на первом году жизни. Ребенок отвечает улыбкой на улыбку взрослого, произносит звуки в ответ на ласковый разговор с ним. Улыбка рождает покой и устанавливает взаимопонимание. Она – приглашение к общению, выражение положительных эмоций. С улыбкой пробуждается психика ребенка, улыбка предваряет его речь, улыбкой он как бы сообщает о его готовности к общению. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысления произносимых и понимаемых слов.

Различают несколько этапов развитияпотребности в общении ребенка с взрослым:

1. Потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточное условие благополучия, ребенка в первом полугодии жизни.

2. Нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием.

3. Нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей.

4. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого.

В настоящее время современные психолингвистические,психологические и педагогические исследования основываются на двух принципах: принципа развития и принципа деятельности.

Одним из психологических принципов, лежащих в основе овладения речью детьми, является принцип развития, согласно которое все психические процессы, в том числе и речь, имеют определенные качественные стадии в своем развитии. Развитие психических процессов протекает в тесном взаимодействии друг с другом.

Как отмечал известный советский психолог Л. С. Выготский, слишком позднее начало обучения не играет той роли в развитии, какую оно играет тогда, когда происходит в оптимальные сроки. В этот наиболее благоприятный для развития речи период ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение.

А. А. Леонтьев в рамках деятельностного подхода рассматривал речь как деятельность. Определяя речь как деятельность,необходимо выделять ее компоненты: цели, мотивы, речевые действия и средства. Одной из особенностей речевой деятельности, свойственной детям дошкольного возраста, является слияние целей и мотивов речевого общения, а также перемещение речевого мотива в какую-либо деятельность, например в игровую.

Диагностика речевого развития детей в возрасте от 1.5 до 3 лет

Детская речь не является личной деятельностью ребенка, индивидуальная речь рассматривается как часть диалога, сотрудничества, она теснейшим образом связана с развитием отношений взаимодействия ребенка и взрослого. В процессе социализации ребенок постепенно овладевает речью как средством общения, усваивая ее фонологические, морфологические и синтаксические формы, овладевая на каждой возрастной ступени новыми типами обобщения, которые в дальнейшем и определяют изменения ситуации общения («кризисы переходного возраста»). Динамика этого процесса во многом определяется гармоническим развитием всех аспектов личности ребенка раннего возраста.

В обследовании детей раннего возраста очень важно правильно выбрать значимые критерии оценки уровня их общего и речевого развития, чтобы избежать гипердиагностики и в то же время не пропустить явные отклонения от нормы.

Читайте также:  На что влияет мелкая моторика рук в развитии ребенка

Логопед при осмотре ребенка с отклонениями в речевом развитиииспользует следующие методы обследования:

• анкетирование (анкета для родителей (матери, опросники);

• беседу с родителями;

• наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в естественных условиях (движение, игра, еда, одевание-раздевание и т. п.) и в ходе выполнения специальных заданий;

• изучение медицинской документации;

• беседу с воспитателем, музыкальным руководителем, педагогом по физическому воспитанию, методистом;

•собственно логопедическое обследование ребенка: строения и функционирования основных органов артикуляции, состояния произвольного артикуляционного праксиса (после 1 г. 6 мес, дифференцированности слухового внимания к неречевым и речевым сигналам, сформированности понимания речи, в том числе простых и сложных речевых инструкций, объем пассивного и активного словарного запаса.

Необходимо также учитывать, что адекватность оценки уровня развития ребенка раннего возраста, в том числе и речевого, во многом определяется состоянием малыша во время проведения обследования, мотивированностью его деятельности, общим фоном настроения ребенка, наличием доброжелательного контакта с исследователем.

При выполнении заданий логопеду следует обращать особое внимание на:

• умение ребенка выполнять действие по словесной инструкции;

• то, какой рукой ребенок берет предметы и как он «работает» руками (использует обе руки или только одну);

• ловкость или неумелость действий с маленькими предметами;

• эмоциональные возгласы и слова, произносимые во время выполнения заданий.

Если, выполнив задание или один из его этапов, ребенок сознательно произносит любой возглас или использует указательный жест в значении «Посмотри, как у меня получилось!», это обязательно отмечается в протоколе обследования. Если ребенок молча выполняет действия, логопеду следует попытаться активизировать его речь, произнося любые эмоционально окрашенные, простые слова, поглаживая его по головке или помогая ему выполнить задание.

Для объективности фиксации результатов исследования целесообразно записывать ход обследования на магнитофон или диктофон, установленный в непосредственной близости от ребенка, но так, чтобы малыш не обращал на него внимание.

Первые речевые задания, предъявляемые ребенку, строятся исключительно с использованием игрушек и игровой ситуации. В дальнейшем игровые задания целесообразно чередовать с более сложными речевыми заданиями, которые проводятся не только на предметном, но и на картинном материале.

Анкета для родителей

Во время обследования ребенка маме малыша следует предложить для заполнения анкету для родителей, которая ориентирована на выявление наиболее типичных причин и характерных проявлений речевого дизонтогенеза у детей раннего возраста. Объективная часть анкеты включает традиционный перечень вопросов, касающийся течения беременности и родов, особенностей периода новорожденности и т. п.

Однако в анкету включены и вопросы, направленные на определение предпосылок формирования полноценного речевого общения.Эти вопросы чередуются с традиционными: например, при сборе анкетных данных о ребенке необходимо отметить не только, какой по счету этот ребенок в семье, но и указать возраст родителей на момент рождения ребенка, полный перечень людей, непосредственно проживающих с ребенком, возраст братьев и сестер, наличие родственников-левшей. В беседе с родителями после заполнения ими анкеты следует уточнить, кто проводит больше всего времени с ребенком в течение дня, какой стиль общения с ребенком предпочтительно использует взрослый.

Заключение

Роль развития речи ребёнка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивают процессы детского восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и социализацию (в частности, отношения со взрослыми и другими детьми).

Раннее речевое развитие и становление когнитивной сферы ребёнка – теоретически и практически значимая проблема логопедии. Важно проводить диагностику речевого развития детей раннего возраста, т. к. пластичность активно формирующегося мозга двух трехлетнего малыша позволяет компенсировать многие недостатки формирования речевой деятельности.

Список используемой литературы

1. Гербова В. В., Казакова Р. Г., Кононова И. М. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ Под ред. Г. М. Ляминой. М., 1981.

2. Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Логопедическое обследование детей 2–4 лет. Методическое пособие, стимульный материал. Сфера.

3. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез.

4. Нищева Н. В. Организация Коррекционно – развивающей работы в младшей группе детского сада. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.

5. Психология детей дошкольного возраста. // Под. ред. Запорожца А. В., Эльконкна Д. Б. – М., 1964.

6. Справочник логопеда. /М. А. Поваляева. – Изд. 5-е – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

7. Янушко Е. А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет. / Елена Янушко. – М.: Теревинф, 2007.

Источник

Методика 1. “Изучение понимания речи”

Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого.

Материал: кукла и 4-5 хорошо знакомых детям предметов (чашка, погремушка, собачка).

Процедура проведения: исследование было проведено индивидуально с каждым ребенком

1 Ситуация. Проверяли, отзывается ли ребенок на свое имя.

2 Ситуация. Просили ребенка указывать на называемый предмет.

3 Ситуация. Предлагали ребенку показать у куклы какую-либо часть лица или тела.

4 Ситуация. Просили ребенка найти аналогичную часть лица или тела у себя.

5 Ситуация. Просили ребенка дать называемый предмет.

6 Ситуация. Предлагали произвести с предметом определенные действия (положить кубики в коробку). Задание усложняется в зависимости от возраста ребенка.

Читайте также:  Доу индивидуальный маршрут развития интеллектуально одаренного ребенка

7 Ситуация. Предлагали ребенку проделать те или иные движения руками, ногами, головой, всем корпусом.

Формулировка задания повторяется несколько раз.

Обработка данных.

Все данные заносили мы в таблицу, где отмечали число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определяется количеством набранных ребенком баллов:

1 раз – 2 балла

2 раза – 1 балл

0 баллов – задание не выполнил

Выводы об уровне понимания речи

от 11 – до 14 баллов – высокий уровень понимания речи.

от 7 до 10 баллов – средний уровень понятия речи,

от 6 до 0 баллов – низкий уровень понимания речи.

Методика 2. “Найди игрушку”

Цель: выявить понимание речи взрослого. Материал: различные знакомые предметы (игрушки, пирамидки, куклы и т.д.)

Процедура проведения: в процессе игровой деятельности мы наблюдали за тем, как ребенок реагирует на предметы: сосредоточенно ли всматривается в игрушки, берет ли в руки, вызывает ли игрушка ответную реакцию, улыбку, понимает ли обращенную к нему речь.

Обработка данных.

5 баллов – в речи ребенка встречаются все 5 приведенных фрагментов, определяющих результативность.

3-4 балла – 3-4 выполненных фрагмента, определяющих понимания речи.

0-2 балла – 0-2 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи.

Выводы об уровне развития речи.

5 баллов – высокий уровень.

3-4 – средний уровень.

0-2 – низкий уровень.

Методика 3. “Кто это”

Цель: выявить объем активного словаря.

Материал: предметные картинки.

Процедура проведения: для оценки словарного состава ребенка весь предлагаемый материал мы условно разделили на три группы по степени частотности употребления слов в речи. В первую группу вошли слова, обозначающие предметы, наиболее часто встречающиеся в жизни ребенка. В качестве примеров можно взять приблизительные картинки из категорий: одежда, овощи, животные, игрушки, птицы.

Обработка данных.

1 балл – наличие правильного ответа.

0 баллов – неправильный ответ.

Выводы об уровне объема словаря.

10 баллов – высокий уровень объема словаря,

5-9 баллов – средний уровень,

0-4 балла – низкий уровень.

Методика 4. “Назови, что ты видишь”

Цель: Выявить состояние звукопроизношения.

Материал: предметные картинки.

Процедура проведения: подбор предметных картинок осуществлялся так, чтобы в их названия входили проверяемые звуки, в начале, в середине ив конце слова.

Если ребенок неправильно произносил звук в слове, мы предлагали произнести это слово с данным звуком по подражанию, а затем прямые и обратные слоги с этим звуком.

Обработка данных.

Фиксировали ошибки в произношении звуков: в начале, середине и юнце слова, также отмечаются сокращают или упрощают ли дети слоговую структуру слов или используют уже имеющиеся у него звуки, замещая ими звуки, еще не сформировавшиеся в его произношении.

Оценка результатов.

Правильное произношение оценивается в 1 балл, неправильное в 0 баллов.

13 баллов – все звуки произносит четко, не сокращает и не упрощает слоговую структуру, не замещает.

10-12 баллов – упрощает и замещает звуки, еще не сформированного в его произношении: “р”.

5-9 баллов – не произносит звуки “р” смычные, щелевые.

0-4 баллов – ребенок произносит только гласные и звуки раннего онтогенеза.

Выводы об уровне развития.

13-10 баллов – высокий уровень.

5-9 баллов – средний уровень.

0-4 балла – низкий уровень.

Методика 5. “Расскажи по картинке”

Цель: определить уровень активного словарного запаса детей.

Материал: серия сюжетных картинок.

Процедура проведения: ребенку показывают серию сюжетных картинок:

1. “Мальчик вскапывает землю”.

2. “Мальчик сеет”.

3. “Мальчик поливает цветы”.

4. “Мальчик собирает цветы”.

Если ребенок отвлекался и не может понять, что изображено на картинке, то необходимо разъяснить ему и обратить его внимание на это.

После того, как рассмотрены картинки, ребенку предлагается рассказать о том, что он увидел на них. На рассказ по каждой картинке отводилось по две минуты.

Обработка данных:

Фиксируется наличие и частота употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций предложений.

Оценка результатов.

10 баллов – в речи ребенка встречаются все десять фрагментов речи.

8-9 баллов – 8-9 фрагментов речи.

6-7 баллов – 6-7 фрагментов речи.

4-5 баллов – 4-5 фрагментов речи.

2-3 балла – 2-3 фрагмента речи.

0-1 баллов – не более одного фрагмента речи.

Выводы об уровне развития.

10-8 баллов – высокий уровень,

4-7 баллов – средний уровень.

0-3 балла – низкий уровень.

Методика 6. “Опиши картинку”

Цель: выявить состояние контекстной речи.

Материал: сюжетные картинки.

Процедура, проведения: исследование проводится индивидуально для каждого ребенка. Ребенку предлагаются сюжетные картинки: “дети играют в жмурки”, ” мама и папа учат Иру кататься на лыжах”, ” Миша и Саша бегают на перегонки”, “врач лечит Олю”, “дядя Миша ухаживает за розами”.

Инструкция: ” посмотри внимательно на картинку и расскажи, что ты на ней видишь. Имена можешь менять по своему усмотрению”.

Параметры качественной оценки.

1 у существительных категории единственного и множественного числа.

2 у глаголов категории единственного и множественного числа.

3 – категории совершенного и несовершенного вида.

4 – предлоги.

5 – наличие местоимений.

6 – связная речь.

Оценка результатов.

6 баллов – в речи ребенка встречаются 6 фрагментов речи,

4-5 баллов – 4-5 фрагментов речи,

0-1 баллов – не более одного фрагмента речи.

Читайте также:  Развитие ребенка в садике или дома

Выводы об уровне развития.

6 баллов – высокий уровень.

5-3 балла – средний уровень,

0-2 балла – низкий уровень,

Методика 7. “Опиши картинку”

Цель: выявить состояние грамматического строя, речи.

Материал: сюжетные – картинки.

Процедура проведения: ребенку предлагали сюжетную картинку, ответы на которую требовали состояние различных видов предложений: простого, простого распространенного – с употреблением дополнения прямого или косвенного с употреблением предлогов.

Число выполненных фрагментов определило количество набранных ребенком баллов.

1 фразы: короткие – 1 балл

элементарные – 2 балла,

развернутые – 3 балла,

свободные – 4 балла.

2. употребление фраз, правильно согласованные в глагольных и падежных окончаниях – 2 балла.

3. употребление предлогов – 2 балла.

Выводы об уровне развития грамматического строя.

7-8 баллов – высокий уровень,

3-7 баллов – средний уровень,

0-2 баллов – низкий уровень.

Выводы об общем уровне развития речи

высокий уровень – 66-51

средний уровень – 50-30

низкий уровень – 30-23

Источник

                                             Ранняя диагностика отклонений в речевом развитии детей.

Наиболее типичные формы отклонений:

1.      неосложненная задержка речевого развития (ребенок говорит несколько лепетных слов, у него не появляются новые слова при достаточно гармоничном развитии других функций);

2.      задержка речевого развития при равномерном характере нарушений в других сферах (двигательной, сенсорной, эмоциональной и т.п.): пассивный словарь ограничен элементарными бытовыми понятиями.

3.      грубая задержка речевого развития при парциальных нарушениях в других сферах (ребенок демонстрирует крайне низкую речевую активность при достаточном объеме пассивного словаря, нередко при прямом обращении к нему ярко проявляет речевой негативизм);

4.      задержка речевого развития в структуре сложного дефекта (например, РДА).

Логопедическая диагностика начинается с первых месяцев жизни ребенка. Это предполагает использование специальных приемов обследования и анализом данных медицинского анамнеза.

   Становление речевой функции в онтогенезе характеризуется строгой последовательностью и постепенным развертыванием словесных высказываний детей.

1.Первый крик при родах говорит о сохранности центральной нервной системы. Нарушения крика отчетливо проявляются у детей с тяжелой двигательной патологией, у которых в дальнейшем выявляется дизартрия или анартия (Л. О. Бадалян). Если к концу периода новорожденности крик по-прежнему преобладает над другими рефлекторными звуками (кряхтенье, ворчанье, гуканье), то можно констатировать патологические отклонения в развитии ребенка.

2. Другой настораживающий фактор — ранний отказ от грудного вскармливания. Определяется характер сосательных и глотательных движений при кормлении. (срыгивания, поперхивания, захлебывания, вытекание молока через нос, вялость губ). Возможно, что у ребенка ослаблены (паретичны) мышцы. Иногда затрудняет грудное вскармливание укороченная подъязычная уздечка.

3. Отсутствие  активного гуления (Возраст 2–6 мес), может быть связано с органической патологией ЦНС. (Л. О. Бадалян).

4. В случаях грубого поражения по типу РДА или глубокой умственной отсталости ребенок может быть явно неконтактен, пассивен, его ориентировочные реакции будут снижены или, наоборот, у него будет преобладать патологическая двигательная активность, беспокойство, негативные эмоциональные реакции на новые предметы (плач, крик, отворачивается).

 5. Следующие периоды речевого развития (6–9 и 9–12 месяцев) характеризуются формированием лепета и к концу 11–12 месяцев – слогов и односложных слов.

6. У детей, перенесших тяжелое перинатальное поражение ЦНС, к 6–9 месяцам обычно формируются выраженные двигательные нарушения, характерные для разных форм ДЦП, при которых отчетливо проявляются нарушения тонуса в мышцах языка, губ, оральные гиперкинезы что приводит к нарастанию патологических изменений в тонусе мышц речевого, голосообразующего и дыхательного аппарата.. Дети испытывают трудности с жеванием, глотанием, поперхиваются при еде и питье, не могут пить из чашки. Эти дети составляют группу высокого риска по формированию тяжелых речевых расстройств.

Итоги 1 года жизни: Любые выявленные у младенца нарушения голосового, дыхательного или артикуляционного компонента произносительной стороны речи требуют, дополнительного обследования ребенка у других специалистов (невропатолога, отоларинголога, сурдолога),

7. Важными диагностическими показателями на 3 году жизни становятся:  отсутствие в речи ребенка фраз из 3 и более слов,  пассивность и безынициативность в ведении диалога, однотипность ответов на вопросы. В случаях наиболее тяжелых форм речевых нарушений развитие речи задерживается на уровне отдельных звукоподражаний, фрагментов слов. (Жукова).

  Обследование ребенка раннего возраста включает задания, которые можно условно разделить на несколько диагностических блоков (Г.В. Чиркина): исследование фонетической и фонематической стороны речи, импрессивной речи, экспрессивной речи, состояние фразовой речи проводится логопедом.

При выполнении заданий логопеду следует обращать особое внимание на:  умение ребенка выполнять действие по словесной инструкции;  то, какой рукой ребенок берет предметы и как он «работает» руками (использует обе руки или только одну);   ловкость или неумелость действий с маленькими предметами;  эмоциональные возгласы и слова, произносимые во время выполнения заданий.

   Задания на исследование пассивного, так и активного словаря.

Первые речевые задания, предъявляемые ребенку, строятся исключительно с использованием игрушек и игровой ситуации (например, «Узнай (найди) звучащую игрушку», «Кто так говорит?»). В дальнейшем игровые задания («Пускаем кораблики», «Прячем игрушку») целесообразно чередовать с более сложными речевыми заданиями, которые проводятся не только на предметном, но и на картинном материале («Что это такое?», «Что делает?» и т.п.). Последнее задание («Слушаем рассказ»).

Источник