Ранняя диагностика развития ребенка это

Ранняя диагностика развития ребенка это thumbnail

Татьяна Красникова
Диагностика детей раннего возраста

ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (1-3 ГОДА)

Диагностика развития познавательного уровня

При исследовании фиксируется понимание инструкции, быстрота, точность выполнения, адекватность действия, заинтересованность, принятие помощи, установка на результат, обучаемость, реакция на успех.

Цветовой гнозис (4 цвета: красный, синий, желтый, зеленый)

Нормативы:

различение от 1,5—2 лет;

выбор по названию — в 2—3 года;

самостоятельность названия — в 2,5—3 года.

Стимульный материал: цветные наборы дидактических игр “Бабочки и крылья”, “Рыбки и хвостики”, “Цветочек и лепесточек”, “Носки и варежки”, “Листочки” и др.

Пример инструкций:

1) “положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесточек”;

2) “покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек”;

3) “назови, какого цвета этот цветочек”.

• Аналогично предъявляются другие задания.

Форма

Нормативы:

сличение — от 1,5—2 лет;

выбор по названию — в 2 года;

самостоятельность названия — в 3 года.

Стимульный материал: круг (шарик, квадрат (кубик, прямоугольник (кирпичик, треугольник (крыша) по два набора четырех основных цветов.

Пример инструкции:

1) “дай такую же” (форма и цвет совпадают);

2) “покажи, где кубик”;

3)”назови форму”.

Предметный гнозис

Стимульный материал: 10—12 карточек с изображением знакомых предметов (лото малышам).

Инструкция:

1) “покажи, где нарисован. “;

2) “что нарисовано?” или “что это?”

Нормативы:

В 1,5—2 года называют 4—5 картинок.

В 2,5 года называют многие предметы из групп: игрушки, посуда, одежда, мебель.

В 3 года дети знают и называют все предметы, их свойства и качества,в пассивном словаре сформированы некоторые обобщающие понятия: игрушки, одежда, мебель, обувь.

Методика “Выбор по образцу” (парные картинки)

Стимулъный материал: шесть пар одинаковых предметных картинок.

Нормативы:

выбор из двух карт инок — в 2 года;

выбор из четырех картинок — в 3 года.

Детям старше 4 лет методика предъявляется в случае, если они не справляются с классификацией.

Конструктивный праксис (методика “Разрезные картинки”)

Стимульный материал: картинки, разрезанные на две и три части с разной конфигурацией разреза.

Нормативы:

разрезная картинка из двух фрагментов — в 2,5—3 года;

разрезная картинка из трех фрагментов — в 3 — 3,5 года.

Анализ результатов:

1) совершает целенаправленные действия;

2) соединяет части без анализа полученного целого;

3) прикладывание с разворотами;

4) зрительное соотношение частей без прикладывания.

Конструирование по подражанию (методика предлагается детям 2,5— З лет)

Стимульный материал: кубики, прямоугольные бруски (кирпичики, треугольные призмы (крыша, полусферы разных цветов.

Анализ результатов:

1) подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величины и пространственных отношений (что для детей 3 лет является неадекватным);

2) подражание манипуляциям с учетом формы, величины и пространственного расположения;

3) сопоставление и исправление ошибок;

4) точное воспроизведение расстановки фигур без ошибок и исправлений;

5) самостоятельный анализ образца и воспроизведение.

Пространственный гнозис

Стимулъный материал : мелкие игрушки и картинки, уложенные в коробку.

Пример инструкций:

“Посади мишку около коробки”, “Положи в коробку”, “Посади на коробку”, “Спрячь картинку под коробку”, “Достань из-под коробки”, “Покажи, где верх (низ)“, “Иди вперед (назад)“.

Нормативы :

2,5—3 года — дети понимают предложно-падежные конструкции; ошибаются в 1—2 заданиях, легко корректируются;

3,5—4 года — выполняют все задания.

Диагностика способов деятельности.

Складывание пирамидки. Складывание матрешки

Стимульный материал: пирамидка из четырех и шести колец с колпачком.

Нормативы:

снимают кольца с пирамидки — в 1 год;

собирают пирамидку без учета диаметра колец — в 1,5—2,5 года;

собирают пирамидку с учетом диаметра колец и установки на результат без проб и примеривания — в 3—3,5 года; работа зрительным соотношением.

Анализ результатов:

1) неспецифические манипулятивные действия (ребенок стучит об стол, подносит к уху, гремит, берет в рот и др.). Данные действия являются неадекватными;

2) простое манипулирование (специфическая манипуляция);

3) силовая проба (например, ребенок вкладывает маленькую матрешку в нижнюю часть большой и наоборот, при этом использует силу (вдавливает, не учитывая свойств предмета);

4) целенаправленная проба (ребенок замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ решения);

5) примеривание (ребенок еще не может соотнести предметы на расстоянии и подносит их друг к другу, заметив несоответствие, меняет их);

6) зрительное соотношение (ребенок сразу правильно решает задачу, зрительно соотнося элементы).

Дети 3 лет с сохранным интеллектом могут работать зрительным соотнесением, допустимо примеривание или целенаправленная проба. Отсутствие данных способов к 3 годам свидетельствует о недостатках психического развития. До 2,5 лет правомерно пользоваться силой.

Методика “Вкладыши” (“Мисочки”)

Читайте также:  Какие бывают трудности развития речи у ребенка

Стимульный материал: семь цилиндрических или квадратных чашек (вкладышей) разного размера четырех основных цветов.

Анализ результатов:

1) неспецифические манипуляции (использование вкладыша не по назначению; неадекватные действия);

2) специфические манипуляции (познавательные);

3) силовая проба (действие силой, без учета свойств и величины вкладыша);

4) хаотическая проба (промежуточный способ выполнения задания, когда совмещаются пробные и силовые действия);

5) целенаправленная проба (самостоятельное исправление ошибок с нахождением окончательного решения);

6) примеривание (определение несоответствия вкладышей путем поднесения друг к друг у;

7) зрительное соотнесение (правильное решение на основании только

зрительного анализа);

До 2,5 лет возможна силовая проба. К 3 годам формируется зрительное соотношение, допустима целенаправленная проба или примеривание. Неспецифические манипуляции в деятельности к 2,5—3 годам свидетельствуют о снижении интеллектуального развития.

Учет способов деятельности важен для определения уровня психического развития ребенка. Если ребенок достигает результатов, пользуясь при этом более низкими способами, чем положено по возрасту, следует оценить обучаемость или сделать вывод об определенной форме нарушения психического развития. Высокая обучаемость, т. е. быстрый переход от низкого способа к более высокому, свидетельствует в пользу ребенка. Отсутствие обучаемости и упражняемости, а также установки на результат могут быть связаны с нарушением со стороны как эмоционально-волевой, так и познавательной сферы.

Методика “Почтовый ящик” (“Коробочка форм”) (Л. А. Венгер, Г. Л. Выгодская, Э. И. Леонгард)

Стимульный материал: деревянный ящик или пластмассовая коробка с пятью прорезями — полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной, шестиугольной и десять объемных геометрических фигур.

Анализ результатов:

до 3 лет допускается силовая проба;

в 3 года и старше появляются целенаправленные пробы с элементами зрительного соотнесения.

Ребенок действует силой, т. е. толкает фигуру в первую попавшуюся прорезь или в ту, в которую взрослый опустил предыдущую фигуру.Пробы:

ребенок переходит от отверстия к отверстию, пытаясь в каждое из них протолкнуть фигуру;примеривание: ребенок начинает ориентироваться на форму прорези и фигуры. При этом он еще не может соотносить формы зрительно на расстоянии, поэтому прикладывает фигуру к похожей, с его точки зрения, прорези. Так, шестиугольник часто прикладывают к квадрату, затем сразу же переносится в нужную прорезь, полукруг — к треугольнику, и наоборот. При этом способе бывают также затруднения с разворотом треугольника и полукруга.Зрительное соотнесение: ребенок зрительно соотносит форму прорези и фигуры и опускает фигуру всегда в нужную прорезь; разворот фигур при этом производится заранее, в воздухе.

Задания с предметами быта (по О. В. Баженовой)

Стимульный материал и исследование: ребенку предъявляется соответствующий предмет быта с просьбой выполнить с ним определенное действие.

Нормативы:

15 месяцев — подносит ложку ко рту, хорошо сам пьет из чашки, может

вынуть таблетку из бутылочки, рисует каракули карандашом, проявляет интерес к книге;

18 месяцев — снимает варежки, носки, листает книгу, переворачивая

одновременно 2—3 страницы, указывая на картинки, ест самостоятельно густую пищу ложкой. Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия; если на глазах у ребенка спрятать игрушку под одним из двух одинаковых предметов, а затем поменять предметы местами, он находит

игрушку на новом месте;

2 года — запускает волчок, вставляет ключ в замочную скважину, поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка, кормит и баюкает куклу, возит машину, листает книгу — каждую страницу отдельно, сам надевает носки, туфли, штанишки, в игре воспроизводит ряд логически связанных

действий;

2,5 года — подражает большому количеству действий взрослых с бытовыми предметами, в игре действует взаимосвязанно и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведет на прогулку и т. д.). Самостоятельно одевается, но еще не умеет завязывать шнурки, застегивать пуговицы;

3 года — подражает большому количеству действий взрослых с бытовыми предметами, в игре исполняет роль, одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки при небольшой помощи взрослого.

Диагностика развития игры.

Детям предлагают поиграть со знакомыми игрушками.

Анализ уровня развития игры:

1) неадекватные действия с игрушкой;

2) манипуляция с предметами — до 2 лет;

3) процессуальные игровые действия — с 2 лет (например, возит, машину, одевает и раздевает куклу и т. п.);

4) процессуальная игра с элементами замысла — от 2—3 лет (например, нагружает кубиками машину, катает куклу и т. п.);

5) сюжетная игра — к 3 годам.

Диагностика развития двигательной сферы.

Общая моторика.

Статическая и динамическая координация определяются по следующим параметрам:

1 год — самостоятельная ходьба;

1,5—2 года — поднимается и опускается по лестнице, держась за поручень; перешагивает через препятствие на полу; встает на лавку 20 см от пола;

Читайте также:  Упражнения для развития рук у ребенка в 3 месяца

2,5 года — подпрыгивает, одновременно отделяя от земли обе ноги, с поддержкой; перешагивает через несколько препятствий; нагибается за предметом;

3 года — поднимается вверх по лестнице в 10 ступеней высотой 12—15 см, поочередно ставит ноги на каждую ступеньку; подпрыгивает на двух ногах без поддержки, стоит на одной ноге в течение 10 с с открытыми глазами.

Одновременность движений: по бокам от коробки располагаются крупные пуговицы или монеты достоинством в 20 руб. по три с каждой стороны. По сигналу ребенок двумя руками одновременно должен брать монету с каждой стороны и класть в коробку. Скорость не учитывается. Тест считается невыполненным при разновременном движении рук.

Отчетливость движений: ребенку 3 лет предлагается сильно ударить перкуссионным молотком по столу. Отмечается наличие (или отсутствие) синкенезий.

Тонкие движения пальцев рук

Оценивается степень дифференцированности движений и возможность действий с мелкими предметами.

Нормативы:

2 года — повторяют штрихи, рисуют круги;

2,5—3 года — рисуют прямые линии, круги по показу; могут нарисовать человека — “головонога”.

Оральный праксис:

губ (вытянуть губы трубочкой, растянуть в улыбку);

щек (надуть и втянуть щеки);

языка (положить язык на нижнюю губу, облизать верхнюю губу, сделать из языка “горку”).

Наличие девиации языка, асимметрия оскала свидетельствуют о неврологической симптоматике. Отмечаются сила (сильные, слабые, объем (доводятся ли движения до конца, переключаемость (быстрая, медленная) оральных движений.

Исследование памяти

Выполнить по памяти серию инструкций: встать, открыть дверь, сесть за столик, открыть коробку, взять карандаш.

Нормативы :

1,5 года — выполняют 3 действия;

2 года — выполняют 3—4 действия;

3 года — выполняют 5 действий.

Игра “Что изменилось — чего не стало”

Ребенку предъявляют четыре картинки, которые он называет. Затем ребенка просят отвернуться, а экспериментатор убирает одну из картинок и заменяет другой либо меняет их местами. Просит ребенка найти изменения.

Невыполнение задания свидетельствует о трудностях на этапе воспроизведения.

Исследование внимания

Методика “Зрительный диктант”

Стимульный материал: три таблицы из 16 клеток, где нарисованы знакомые картинки (не по порядку).

Нормативы:

для детей 2—2,5 лет — найти две повторяющиеся картинки;

для детей 3—4 лет — найти две повторяющиеся картинки;

для детей 5 лет — отыскивание картинок в таблице.

Инструкция: “Вот здесь, на табличке, картинки. Посмотри и закрой все одинаковые (например, домики). Как можно быстрее. Но не ошибайся”.

Анализ результатов:

скорость выполнения одной таблицы — 1,5 минуты.

Нарушения внимания:

1) повышенная отвлекаемость (нарушение концентрации внимания);

2) генерализация внимания (зависимость внимания от внешних воздействий);

3) “застреваемость” внимания (нарушение переключаемости, слабая способность переходить с одного объекта на другой;

4) ограниченный объем внимания (неспособность воспринять в данный момент нужный объем информации).

При изучении эмоционально-волевой сферы и поведения учитываются: контактность, длительность сосредоточения внимания, эмоциональный фон настроения, реакция на поощрение и порицание, наличие или отсутствие двигательной расторможенности.

1.Контактность:

а) легкий, быстрый контакт;

б) поверхностный;

в) контакт устанавливает с трудом;

г) уходит от контакта;

д) протестная реакция.

2.Внимание:

а) взгляд фиксирует (не фиксирует);

б) устойчивое (неустойчивое);

в) с хорошей переключаемостью с одного предмета на другой;

г) “застревание”;

д) с явлениями генерализации.

3.Фон настроения:

а) нормальный;

б) несколько повышен (снижен);

в) эйфорический;

г) депрессивный;

д) контрастирующий.

4.Реакция на поощрение и порицание:

а)адекватная;

б) индифферентная;

в) с повышением (понижением) результативности работы;

г) корректировка деятельности;

д) отсутствие реакции;

е) отказ от деятельности при порицании;

ж) агрессивная реакция на порицание;

з) дезорганизация деятельности.

Результаты исследования заносятся в карту цифровыми обозначениями в соответствии с диагностическим уровнем и возрастом испытуемого. Перед началом психологического исследования собираются полные анамнестические сведения, социальная характеристика семьи. При составлении заключения трактовка состояния отклоняющегося развития на основе качественного анализа результатов систематизируется только по нозологическому принципу. Соответственно даются рекомендации о направлении ребенка в тот или иной тип детского воспитательного учреждения.

Источник

Играть с малышами интересно и весело. Они полны
любви, уверены, энергичны, игривы, беззаботны,
шумливы, независимы, непредсказуемы, порой
трудны и всегда удивляют.
Вопросами развития детей раннего дошкольного
возраста занимаются многие современные авторы
(Лесина С.В., Лыкова И.А., Комарова Т.С., Гончарова
Н.В., Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А.,
Вострухина Т.Н., Якушина Н.А., Зубкова Л.Н.,
Харитонова Н.А., Бога О.О., Зимакова Е.А.) разных
городов России, в том числе и Москвы, Санкт
Петербурга, Волгограда. В настоящее время
существует огромное количество пособий,
методических рекомендация, статей по проблемам
развития детей раннего возраста, но существенным
недостатком данных литературных источников
является их однонаправленность. Одни включают в
себя конспекты занятий по конкретным темам,
другие – сетки занятий. Но при этом крайне мало
внимания уделяется диагностике детей раннего
возраста.
Диагностическое обследование включает в себя
следующие параметры: уровень развития навыков
самообслуживания, навыки игровой деятельности
ребёнок, особенности контактов со взрослыми и
сверстниками, развитие речи, развитие
познавательной сферы (внимания, памяти, мелкой
моторики, сенсорное развитие и др.).
Самый лучший способ помочь развитию ребёнка –
обеспечить его тем, что ему нужно, то есть
окружить его благоприятной для изучения и в то же
время безопасной средой, людьми, которые будут
своевременно реагировать на его эмоциональные и
интеллектуальные потребности.

Читайте также:  Школы развития ребенка железнодорожный район

Познавательная сфера
(способности)

Уровень развития навыков
(способностей)

Развитие речи

Понимание речиУметь различать и называть знакомые
игрушки и окружающие предметы, их основные
качества;
иметь представления об одежде,
назначении вещей; закрепить названия одежды и ее
деталей, обозначение действий и
последовательность одевания на прогулку;
уметь называть изображенные на
картинке предметы и их качества, действия;
выполнять действия по картинкам
Уметь показывать по просьбе взрослого
части лица у человека и у образной игрушки;
закреплять умение определять части тела
человека и животных
Уметь выполнять поручения по просьбе
взрослого, связанные со знакомыми действиями
Уметь рассматривать картинки в книжке,
слушать потешки, стихи
Активная речь (произносит до 20
облегченных слов)
Уметь произносить простые слова,
соотносить их с предметами
Уметь сравнивать предметы по величине;
отчетливо произносить звук о
Иметь представления о том, кто, что и как
ест; учить отчетливо произносить звук а
Уметь произносить простые слова,
соотносить их с действиями
Иметь способность к обобщению путем
упражнения в подборе к глаголам соответствующих
существительных
Иметь представления о назначении
предметов, активизировать в речи слова –
названия предметов и их качеств; учить
образовывать существительные по аналогии
Уметь произносить длительные «гудящие»
звуки – уууу
Уметь отчетливо произносить звуки «у»,
«а»; закрепить произношение «ау»
Уметь различать и называть птиц;
побуждать подражать голосам птиц и запоминать
звукоподражания (кря-кря, га-га-га, кко-кко-кко,
бал-бал-бал)
Уметь подражать голосам птиц и
запоминать их; закрепить произношение звуков
«м», «мь», «у»

Сенсорное
воспитание

ФормаУметь группировать предметы по их форме
(круг, квадрат)
ЦветУметь группировать предметы по цвету
ВеличинаУметь чередовать предметы по величине
Нанизывание колец одинакового раз мераУметь снимать и надевать на стержень
кольца с широким отверстием
Нанизывание колец, разных по размеруУметь надевать и снимать большие и
маленькие кольца на стержень пирамидки
Действия с кубикамиУметь детей ставить кубики один на
другой (строить башню, дом)

Игровые действия с
предметами

Показ предметов в действииРазыграть с несколькими предметами
несложный сюжет с использованием обобщения
действия
Воспроизведение одного знакомого
действия с игрушкой
Уметь детей по подражанию
воспроизводить одно знакомое действие (качает,
возит и т.д.)
Действия с
несколькими
игрушками
Уметь переносить знакомые действия с
одним предметом на другой предмет, учить
выполнять действия с простейшими транспортными
средствами для перевозки небольших предметов,
игрушек, (каталка, коляска тележка), отмечать
особенности (ездит, гудит, есть колеса, они
крутятся)
Действия с разными игрушкамиУметь производить одинаковые действия
с разными предметами

Развитие движений

ХодьбаУметь ходить самостоятельно
Общеразвивающие упражненияУметь устойчиво стоять, приседать,
наклоняться, поворачиваться
Упражнять в ползании, способствовать
развитию самостоятельности
Основные движенияУпражнять в ползании и пролезании под
препятствие
Разнообразные движения
(действия) с предметами круглой формы
Уметь выполнять разнообразные действия
с предметами круглой формы: переносить, бросать,
катать, учить подниматься по лесенке детской
горки приставным шагом
Уметь бегать в указанном направлении

Развитие бытовых
навыков

Бытовые навыкиУметь пить из чашки
Уметь держать ложку в кулачке, опускать
в густую пищу, доносить до рта, есть (взрослый
докармливает)
Уметь правильно умываться, мыть и
вытирать руки, лицо после умывания
Уметь проситься на горшок

Социально-эмоциональная
сфера

социально-эмоциональная сфераУметь подражать мимике, движениям
близкого взрослого (смеется, хмурится, улыбается)
Уметь познавать окружающее через
эмоциональные ощущения (упасть – больно,
дотронуться до батареи – горячо)
Уметь заинтересовываться новой
игрушкой
Уметь проявлять интерес к играм детей
Уметь различно реагировать на плясовые
и спокойные мелодии, напевность стихов,
прибауток

Источник