Ранняя диагностика психологического развития ребенка

Виктория Павлова
Особенности психологической диагностики детей от рождения до трёх лет

Введение

Первые три года жизни являются чрезвычайно важными и ответственным периодом в развитии ребенка. В этом возрасте закладываются фундаментальные личностные образования, такие как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру. Недоразвитие или деформация этих качеств в раннем возрасте с трудом поддаются коррекции в более поздние периоды.

В раннем возрасте контроль за психическим развитием необходим для раннего выявления отклонений, планирования индивидуальных мер коррекций и профилактики, направленных на создание условий полноценного развития всех сторон психики ребенка. Важность такой работы связана с исключительным значением ранних этапов психического онтогенеза для развития личности. Благодаря быстрым темпам развития в период раннего детства незамеченные или показавшиеся незначительными отклонения от нормального могут привести к выраженным сдвигам в более зрелом возрасте. Кроме того, ранний возраст представляет более широкие возможности коррекции за счет большей пластичности детской психики, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка. Поэтому своевременное выявление возможных отклонений в развитии маленького ребенка чрезвычайно важно. Для этого нужны такие методики, которые помогли бы вовремя обнаружить отклонения в развитии, определить их причины и природу, чтобы предпринять соответствующие корригирующие меры.

Количество детей с нарушениями психического и речевого развития растет ежегодно. С возрастом теряется возможность для более гибкого изменения состояния ребенка.

Итак, в каких же случаях желательна комплексная консультация специалистов для определения особенностей развития ребенка?

Это те случаи, когда какое-либо очевидное неблагополучие может влиять на развитие в целом, сопровождаться другими нарушениями, до поры до времени неочевидными для людей, не компетентных в специальной психологии и педагогике. Далеко не всегда они являются проявлениями отставания в психическом развитии или указывают на психическое заболевание, однако могут привести к стойким учебным трудностям и поэтому должны быть поводом для комплексной диагностики особенностей развития. Это те случаи,когда:

– ребенок появился на свет в результате неблагополучных беременности и родов (тяжелые заболевания или стрессовые ситуации у мамы во время беременности, родовые травмы, удушье в родах);

– имел много проблем в первый год жизни (серьезные заболевания, крики, беспокойство, плохой сон и т. д.);

– в настоящее время имеет нарушения в состоянии здоровья, которые влияют на его общее состояние; поздно начал сидеть, стоять, говорить и его речевое и двигательное развитие беспокоит и сейчас;

– у него выявлено снижение слуха или выраженное нарушение зрения;

он наблюдался и получал лечение в связи с нарушенным состоянием нервной системы;

– не может следовать инструкции (не может сосредоточиться на своей деятельности, не понимает, с чего начать, как продолжить, быстро отвлекается);

– импульсивен (сначала делает, потом думает);

– склонен к чрезмерной, не всегда целенаправленной двигательной активности;

– неловок, у него плохо развиты движения руки, не любит рисовать, лепить, не справляется с мелкими деталями конструктора;

– медленно двигается, говорит, ест, пассивен;

– неуютно чувствует себя в обществе сверстников, склонен замыкаться или, наоборот, агрессивен;

– быстро устает, пресыщается даже той деятельностью, которая привлекает его; плаксив, часто пребывает в сниженном настроении, не проявляет интереса к окружающему;

– у ребенка появились новые, не свойственные ему до этого особенности поведения или внезапно усилились какие-то особенности характера, его поведение стало странным, непонятным. Эти проявления, а тем более их сочетание, могут оказаться тревожным сигналом неблагополучия. И чем раньше ребенок получит помощь, тем эффективнее будет проведенная специалистами работа с ребенком.

Диагностика психического развития детей от рождения до трех

Психологическая диагностика предполагает выявление индивидуальных особенностей познавательного, речевого, эмоционально-волевого, личностного развития ребенка.

Важнейшей областью психологической науки и психологической практики является психодиагностика. Она связана с разработкой и применением разных методов распознавания индивидуальных особенностей человека или группы людей.

Под психодиагностикой понимается область психологической науки, которая разрабатывает теорию, принципы, а также инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности и переменных социального окружения, в котором осуществляется жизнедеятельность личности.

Психодиагностика практически применяется в самых разных областях деятельности психолога. И когда он выступает в качестве автора или участника прикладных психолого-педагогических экспериментов, и когда занимается психологическим консультированием или психологической коррекцией. И, тем не менее, чаще всего психодиагностика является отдельной самостоятельной сферой деятельности практического психолога. Тогда ее целью является постановка психологического диагноза, т. е. оценка психологического состояния, которое присутствует у человека.

Для оптимальной результативности процедуры обследования ребенка младенческого и раннего возраста необходима особая тактика и стратегия ее организации.

Перед проведением процедуры междисциплинарного оценивания основных потребностей развития ребенка и возможностей его семьи устанавливаются контакты профессионалов с родителями, выясняются качество и насыщенность взаимодействия и отношений матери и ребенка, анализируются анамнестические данные, проводится интервьюирование родителей, подбирается материал для диагностического обследования конкретного ребенка. Ранняя диагностика уровня развития ребенка в возрасте от рождения до трех лет осуществляется в два этапа.

1. Подготовительный этап.

Содержание подготовительного этапа:

1) диагностика социального статуса семьи;

2) диагностика соматического и психоневрологического статуса ребенка.

Диагностика социального статуса семьи основывается на результатах наблюдения за социальным поведением родителей, и осуществляются с применением различных авторских структурированных методов. В частности, доказана эффективность применения программы «Социальный паспорт семьи»[1], которая предполагает получение исчерпывающей информации о социально-бытовом, социально-средовом и социально-экономическом статусе семьи и положении особого ребенка в микросоциуме.

Диагностика соматического и психоневрологического статуса ребенка осуществляется на основе имеющихся данных клинической диагностики, при необходимости приглашаются специалисты для уточнения состояния ребенка и прогнозирования терапевтического вмешательства.

2. Операционный этап.

1. Условия, необходимые для проведения обследования.

Для получения объективного представления об уровне развития ребенка важно создать оптимальные условия при организации процедуры обследования.Такими условиями являются:

1) организация процедуры обследования в соответствии с определенными целями и задачами;

2) учет внешних факторов, оказывающих непосредственное влияние на результат обследования;

3) учет временных факторов;

4) учет самочувствия ребенка в момент обследования;

5) учет поведения родителей по время обследования.

Помещение, где проводится обследование, должно быть достаточно просторным и изолированным от посторонних воздействий. Следует продумать расположение места обследования. Пеленальный стол или высокий детский стул с рабочей поверхностью должен быть расположен таким образом, чтобы к нему был доступ как минимум с трех сторон. Он должен находиться в наиболее теплом месте помещения, чтобы раздетый ребенок не испытывал дискомфорт, а также должен быть хорошо освещен. Для обследования ребенка в возрасте от семи месяцев кроме пеленального стола необходим высокий стул со столом. Для ребенка второго — третьего года жизни используется детский столик и два стульчика. Ребенок и экспериментатор располагаются напротив друг друга. Родитель при этом может сидеть рядом с малышом, либо если ребенок взволнован, держать его на руках так, чтобы руки его были свободны. В отдельных случаях педагог-исследователь может привлекать родителя к процессу обследования в качестве помощника (параспециалиста).

Ребенок должен иметь возможность свободного передвижения по комнате, поэтому рекомендуется ковровое покрытие пола.

Не менее важное значение имеет установление контакта с ребенком. Часто младенец отказывается от общения с малознакомым человеком, капризничает, плачет. Подобная реакция на постороннее лицо наиболее часто проявляется у детей в возрасте от шести до десяти месяцев, а затем в возрасте восемнадцати месяцев. В случае возникновения негативной реакции ребенка во время процедуры обследования не следует пытаться преодолеть сопротивление ребенка. В то же время нельзя молча наблюдать за проявлением отрицательных эмоций младенца. Необходимо переключить внимание на мать, оставляя ребенка на некотором удалении. Беседуя с матерью, предлагать ей для рассматривания яркие звучащие игрушки, постепенно включая ребенка в совместную деятельность.

При первом контакте с ребенком второго или третьего года жизни рекомендуется после эмоционально насыщенного приветствия с обязательным зрительным контактом на уровне глаз ребенка, сначала обратиться к матери. Беседуя с матерью, дать время ребенку на привыкание к незнакомой обстановке, ознакомление с игрушками (но не с диагностическим материалом). Игрушки в зоне обследования должны обладать сильным стимулирующим эффектом и облегчать ребенку процесс вхождения в контакт с диагностом.

Необходимо усвоить несколько правил для организации оптимального взаимодействия с ребенком раннего возраста во время процедуры обследования:

• процедура обследования должна быть организована в максимально благоприятных условиях для ребенка, учитывая время и место диагностических процедур, самочувствие и желание ребенка входить в контакт со специалистом;

• нельзя ограничиваться одноразовой процедурой обследования; при необходимости следует повторять диагностические процедуры с привлечением профессионалов различных специальностей;

• чутко реагировать на любые проявления ребенка, создать атмосферу понимания и одобрения, используя все доступные средства;

• обеспечить свободу действий ребенка, не требовать смены видов деятельности, игрового материала, даже если это необходимо по сценарию диагностических процедур, приспосабливаться к темпераменту ребенка;

• избегать штампов в процессе общения с ребенком;

• учитывать ограниченный уровень понимания речи ребенком раннего возраста;

• осуществлять видеозапись процедуры обследования с последующим анализом видеоматериала;

• активизировать роль родителей в процессе процедуры диагностики с ориентированием их на решение общих задач.

Заключение

Правильно организованная и проведенная диагностика детей, направленная на выявление индивидуальных психологических особенностей развития и обучения, позволяет не только своевременно определить нарушения и предпринять меры по их коррекции. Не менее важным является психологическая и педагогическая диагностика, направленная на выявление возможностей ребенка, определения его достижений по сравнению с предыдущими периодами развития и создание всех необходимых условий для дальнейшей реализации его способностей.

Применение таких методов исследования как наблюдение, эксперимент, анализ результатов детской деятельности ребенка и беседа с ним требует от педагога-психолога высокого уровня профессионализма

Источник

(от 1 года до 3 лет).

Основные задачи психологической диагностики в раннем возрасте:

· изучение сформированности навыков самообслуживания;

· исследование адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения;

· исследование уровня развития познавательных процессов;

· изучение особенностей эмоциональных проявлений;

· выявление симптомов кризиса 3 лет;

· выявление особенностей предметной деятельности;

· изучение темперамента;

· исследование взаимоотношений со взрослыми (родителями, педагогами) и сверстниками.

Краткая характеристика периода

Раннего детства – от 1 года до 3 лет.

Новообразования.Восприятие, речь, наглядно – образное мышление, выделение «Я» в структуре самосознания.

Ведущая деятельность.Предметно – манипулятивная

Поведение.Поведение ребенка раннего возраста называют «полевым». Ребенок раннего возраста бесконечно активен, он постоянно чем- то занят. Все, что ребенок видит вокруг себя, он хочет потрогать руками. Л.С. Выготский объясняет это особенностями сознания ребенка, а именно единством восприятия, аффекта, действия. Каждая воспринимаемая вещь эмоционально притягательна и соответствующим образом провоцирует ребенка на действие, поэтому каждый предмет окружающей действительности для него мотивационно заряжен.

Развитие предметной деятельности.Около 1 года действие с предметамиимеет манипулятивный характер. В 1г. 6мес. – 2г. действия и способы обращения ребенка с предметами начинают подчиняться функциональному назначению предметов. К 1г.6мес. дети начинают выполнять действия, которые они наблюдают у взрослых: укачивает куклу, катит машинку, чисти, моет и др. На третьем году жизни дети от полного выполнения действий начинают переходить к его символическому изображению. Дети используют предметы в игре не только по их прямому назначению, но и подчиняют функциональное употребление предмета своим идеям, замыслу игры. В раннем возрасте возникает индивидуальная предметная игра. К 3 годам дети много играют игрушками, конструируя, строят из них что- то новое. В этот период появляются первые попытки к рисованию.

Развитие когнитивной сферы.

Восприятие.Раннее детство – сензитивный период развития восприятия, от которого зависит совершенствование всех других познавательных способностей. На третьем году жизни ребенок может дифференцировать величину предмета (большой – маленький), основные цвета и геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник).

Речь.В возрасте одного года ребенок произносит отдельные слова. Примерно до 1г. 6мес.- 1 г. 8мес. у ребенка в основном развивается понимание речи при незначительном приросте активного словаря, при этом активно используется мимика и жесты. До 1г. 6 мес. ребенок усваивает от 30-40 до 100 слов, но употребляет их редко. После этого происходит резкий скачок в развитии речи, и к 2годам дети знают около 200 слов. К 2 годам в норме ребенок говорит двух – трех словные предложения, используя слова заменители, например: «Мама дай лялю». На третьем году ребенок начинает прислушиваться к тому, что говорят взрослые. Детям нравится слушать рассказы, сказки. Словарный запас составляет около 1200-1300 слов.

Мышление.От 1года до 3 лет происходит постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, действия с предметами заменяются действиями с их образами. Однако способность решать задачи во внутреннем плане несколько отстает от способности решать задачи в практическом плане. Ребенок может абстрагировать и выделять форму и цвет предмета, способен к классификации по цвету, форме, величине.

Развитие личности.В этот период значительные изменения происходят в структуре самосознания ребенка. К 3 годам происходит разделение ситуации «пра-мы», которая формируется в период младенчества и суть, которой Л.С.Выготский определяет как первоначальное сознание психической общности, предшествующее сознанию собственной личности. Проявляется это в том, что ребенок не осознает себя независимым от окружающих и, в первую очередь, от матери. Говоря о себе, он видит себя как будто со стороны: «Петя хочет гулять», «Маше больно». К 3 годам в речи ребенка появляется местоимение «Я», что свидетельствует об осознании себя и противопоставлении себя другим. Это выражается в возрастном кризисе в следующих симптомах: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм.

Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение

(Печора К.Л.)

Вопросы к матери ребенка Параметры Оценка в баллах
1. Какое из перечисленных
настроений преобладает?
Бодрое, уравновешенное
Раздражительное, неустойчивое
Подавленное
  1. Как засыпает Ваш ребенок?

 

Быстро, до 10 минут
Медленно
  1. Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?
Ничего
Укачиваю, лежу рядом и пр.

 

  1. Какова длительность сна?
Соответствует возрасту
Спит меньше нормы
Сон существенно нарушен
  1. Какой аппетит у Вашего ребенка?
Хороший
Неустойчивый, избирательный
Плохой
  1. Просится ли на горшок?
Просится
Нет, но бывает сухой
Нет, ходит мокрый

 

  1. Как относится к высаживанию на горшок?
Положительно
Отрицательно
  1. Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивание)?
Нет
Есть (какие именно?)
  1. Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам и дома, и в незнакомой обстановке?
Проявляет
Только в привычной обстановке
  1. Проявляет ли интерес, активность при обучении?
Проявляет
Недостаточно
Не проявляет
  1. Инициативен ли в игре?
Способен сам найти себе дело
Играет только со взрослыми
Не умеет играть

 

  1. Инициативен ли во взаимоотношениях со взрослыми?
Вступает в контакт по своей инициативе
Сам не вступает в контакт, но общается по инициативе взрослого
Не идет на контакт со взрослыми
 

  1. Инициативен ли в отношении с детьми?
Вступает в контакт по своей инициативе
Сам не вступает в контакт
Не умеет общаться с детьми

 

  1. Был ли опыт разлуки с близкими?
Нет
Да
  1. Как перенес разлуку?
Очень тяжело
Спокойно

Исходя из анализа ответов на вопросы анкеты, можно сделать выводы об уровне готовности ребёнка к поступлению в детское дошкольное учреждение. Максимальный показатель по данной анкете составляет 44 балла и может свидетельствовать об успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения. Минимальное количество баллов – 16. Печора К.Л. предлагает вычислить средний балл по перечисленным параметрам, по которому даётся прогноз адаптации:

3 – 2,6 балла – готов к поступлению в ясли-сад;

2,5 – 2 балла – готов условно;

2 – 1,6 балла – не готов.

Мы предлагаем качественный анализ ответов на вопросы, который позволяет выделить сферы, требующие развивающей работы: взаимоотношения со взрослыми, отношения с детьми, культурно-гигиенические навыки, развитие предметно-манипулятивной деятельности.

Исследование психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.

Для изучения психофизиологической адаптации детей к условиям детского сада можно использовать методику «Лист адаптации» (журнал «Обруч» № 3, 2000 г). Методика основана на методе экспертных оценок, в качестве экспертов могут выступать воспитатели. Критериями адаптации служили: эмоциональное состояние, социальные контакты, сон, аппетит

Экспертам предлагается оценить поведенческую реакцию в соответствии с представленной шкалой.

1. Эмоциональное состояние

+3. Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.

+2. Улыбается, настроение хорошее, спокоен.

+1. Иногда задумчив, замкнут.

–1. Легкая плаксивость.

–2. Плачет за компанию, плач приступообразный.

–3. Сильный профилактический плач, подавленное настроение.

2. Социальные контакты ребенка

+3. Много друзей, охотно играет с детьми.

+2. Сдержан, просится на руки, неохотно играет с детьми.

+1 Безразличен к играм, отстранен, замкнут.

–1. Невесел, с детьми не контактирует, даже вовлечен в игру.

–2. Проявляет тревогу, бросает начатые игры.

–3. Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.

3. Сон ребенка

+3. Сон спокоен, глубокий, засыпает быстро.

+2. Сон спокойный.

+1. Засыпает нескоро, спит спокойно, но недолго.

–1. Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.

–2. Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.

–3. Отсутствие сна, плач.

4. Аппетит ребенка

+3. Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.

+2. Нормальный аппетит, ест до насыщения.

+1. Аппетит выборочный, но насыщенный.

–1. Отвергает некоторые блюда, капризничает.

–2. Приходится следить затем, чтобы ел, ест долго, неохотно.

–3. Отвращение к еде, кормление мучительно.

Каждый из факторов может оцениваться от +3 до – 3, то есть от отличной адаптации до полной дезадаптации. Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или –12 в интервале чего определяются уровни адаптации. Продолжительность адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в детском саду) или быть долгой. Уровень, то есть успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода и поведенческих реакций.

Диагностика уровня психического развития детей раннего возраста (1,5-3 года). (По Н.А. Рычковой, 2001)

При исследовании фиксируется понимание инструкции, быстрота, точность выполнения, адекватность действий, заин­тересованность, принятие помощи, установка на результат, обучаемость, реакция на успех.

Исследование восприятия.

1. Восприятие цвета.Четыре цвета: красный, синий, желтый, зеле­ный. (приложение 12)

Спгимулъный материал: цветные наборы дидактических игр: «Бабочки и крылья», «Рыбки и хвостики», «Цветочек и лепесточек», «Носки и варежки», «Листочки» и др.

Пример инструкций:

1) «положи к каждому цветочку (4) подходящий по цвету лепесточек»;

2) покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепес­точек?»;

3) «назови, какого цвета этот цветочек?». Аналогично предъявляются другие задания.

Нормативы:

  • сличение – от 1,5-2 лет;
  • выбор по названию – в 2-3 года;
  • самостоятельность названия – в 2,5-3 года.

Восприятие формы.

Стимульный материал: круг (шарик), квадрат (кубик), прямоугольник (кирпичик), треугольник (крыша) по 2 набора 4-х основных цветов.

Пример инструкции:

1) «дай такую же» (форма и цвет совпадают);

2) «покажи, где кубик?»;

3) «назови форму».

Нормативы:

  • сличение – от 1,5-2 лет;
  • выбор по названию – 2 года;
  • самостоятельное название – в 3 года.

Предметное восприятие.

Стимулъный материал: 10-12 карточек с изображением знакомых предметов (лото малышам) (приложение 10).

Инструкция:

1) покажи, где нарисован…?;

2) что нарисовано? или Что это?

Нормативы:

В 1,5-2 года называют 4-5 картинок.

В 2,5 года называет многие предметы из групп: игрушки, посуда, одежда, мебель.

В 3 года дети знают и называют все предметы, их свойства и качества, в пассивном словаре сформированы некоторые обоб­щающие понятия: игрушки, одежда, мебель, обувь.



Источник