Ранняя диагностика психического развития ребенка в раннем возрасте

Ранняя диагностика психического развития ребенка в раннем возрасте thumbnail

Юлия Разенкова
Диагностика уровня психического развития детей раннего возраста

Исследования в помощь воспитателям и педагогам, работающим с детьми раннего возраста.

Диагностика уровня психического развития детей раннего возраста (1,5-3 года) (Н. А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, психопрофилактика и коррекция. Практическое пособие для воспитателей и логопедов. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001.-48 с.)

При исследовании фиксируется понимание инструкции, быстрота, точность выполнения, адекватность действий, заинтересованность, принятие помощи, установка на результат, обучаемость, реакция на успех.

Исследование восприятия

1. Восприятие цвета.Четыре цвета: красный, синий, желтый, зеле

ный.

Стимульный материал:цветные наборы дидактических игр: «Бабочки и крылья», «Рыбки и хвостики», «Цветочек и лепесточек», «Носки и варежки», «Листочки» и др.

Пример инструкций

1) «положи к каждому цветочку (4) подходящий по цвету лепесточек»;

2) «покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек?»;

3) «назови, какого цвета этот цветочек?». Аналогично предъявляются другие задания.

Нормативы:

сличение – от 1,5-2 лет;

выбор по названию – в 2-3 года;

самостоятельность названия – в 2,5-3 года.

Вступление

В связи с тем, что система дошкольного образования часто включает и ясельные группы, которые посещают дети 2-2,5 лет, есть необходимость проведения диагностического минимума с детьми раннего возраста. И в случае выявления нарушений появляется возможность, как можно раньше начать коррекционные действия. Психодиагностическое обследование детей раннего возраста направлено на получение информации об особенностях познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, поведения и общения ребенка.

В ходе диагностикиоцениваются следующие параметры познавательной деятельности ребенка:

– принятие задания;

– способы выполнения задания;

– обучаемость;

– отношение к результату своей деятельности.

План работы

Введение….

Методика 1….

Методика 2. …

Заключение….

Список литературы…

Испытуемая – Новоселова Лиза-2,5 года

Методика 1 «Выбор по образцу» (парные картинки)

Стимульный материал: шесть пар одинаковых предметных картинок – цветочков.

Нормативы:

выбор из двух картинок — в 2 года;

выбор из четырех картинок — в 3 года.

Детям старше 4 лет методика предъявляется в случае, если они не справляются с классификацией.

Инструкция:

1) «положи к каждому цветочку подходящий по цвету лепесточек»;

2) «покажи, где красный (синий, желтый, зеленый) лепесточек?»;

3) «назови, какого цвета этот цветочек?».

Результат исследуемой:

• выбор 4 картинок соответствует возрастным нормам.

• Выбор цвета – цвета различает по названиям, что так же соответствует возрастным нормам

Общая оценка: Ребенок принял задание после повторной просьбы, понял его, но выполнить задание самостоятельно у него не получилось, после обучения задание выполнил безошибочно, положительно и адекватно оценил результат.

Общий результат обследования:

Уровень развития психической деятельности соответствует возрастной норме. Ребенок понимал задания и стремился к их выполнению. У него не получалось самостоятельно выполнить задание, но после обучения взрослого мог самостоятельно справиться с ним. После выполнения задания адекватно оценивал свой результат и радовался правильному решению задачи.

Рекомендации: развитие ребенка соответствует возрастным нормам.

Методика 2

Пространственный гнозис (методика подходит детям-2,5-3 лет).

Стимульный материал: мелкие игрушки и картинки уложенные в коробку. В моем случае в корзинку.

Пример инструкций:

Посади мишку в корзинку. Положи мишку в корзинку. Положи картинку под корзинку. Достань из-под корзинки. Покажи, где верх; где низ.

Нормативы:

2,5-3-года дети понимают предложно-падежные конструкции, ошибаются в 1-2 заданиях, легко корректируются.

Анализ результатов:

1. подражание внешним манипуляциям взрослого без учета пространственных отношений.

2. подражание манипуляциям с учетом пространственного расположения;

3. самостоятельный анализ образца и воспроизведение.

Инструкция:

Сейчас мы будем с тобой складывать игрушки в корзинку. Я начну, а ты будешь мне помогать.

1) Посади мишку в корзинку.

2) Положи куклу в корзинку.

3) Положи картинку под корзинку.

4) Достань картинку из-под корзинки.

5)Покажи, где верх; где низ.

Результат исследуемой:

1) подражает манипуляциям с учетом и пространственного расположения, понимает предложно-падежные конструкции;

2) самостоятельное исправление ошибок с нахождением окончательного решения;

3) определяет несоответствия вкладышей путем поднесения друг к другу;

4) результаты исследования развития говорят, что оно соответствует возрастным нормам.

Рекомендации: развитие ребенка соответствует возрастным нормам.

Список литературы

1. Психология развития. Словарь / Под. ред. А. Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред. -сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. –176 с.

2. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

3. Справочник педагога-психолога, 01-2011, 02 -2011

Заключение

Новоселова Лиза-2,5 года. Обследование проводилось 3 сентября 2015г. в ГБОУ Школа 878 д/о «Лучик».

Цель: исследование познавательных процессов ребенка 2 -3 лет

Сведения о ребёнке

Ребёнок от 1-ой беременности. Беременность проходила без

осложнений

Показатели при рождении:

вес – 3500г,

рост – 53см,

по шкале Апгар – 7-8 баллов.

Развитие:

На первом году жизни – без осложнений.

Читайте также:  Влияние внешних факторов на внутриутробное развитие ребенка

На втором году жизни – без осложнений.

По достижении трёх лет – без осложнений.

На настоящий момент:

Наблюдается высокий уровень познавательных способностей.

Ребёнок идёт на контакт, отвечает на вопросы. В выполнении поставленной задачи заинтересована, охотно принимает помощь и ждёт похвалу. Выполняет задание старательно, с результатом, следит за реакцией взрослого. При указании на ошибки быстро пытается исправить их, успешно. Восприятие пространственных отношений не снижено.

Обращенную речь понимает в полном объеме.

Выводы

Проведенное исследование показало, что у ребёнка до конца не сформированы прогнозирование и планирующая деятельность, пространственное ориентирование и соотнесение форм предметов. Движения мелкой моторики не затруднены. Наблюдается высокий уровень развития речи и уровня развития словесно-логического мышления.

Список литературы

1) Психология в 3-х кн. кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическоеисследование с элементами математической статистики:

Уч. для студ. высш. пед. учебн. завед. /Р. С. Немов

2) Психология развития. Словарь/ Под ред. А. Л. Венгера// Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/ Ред. -сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. -М.: ПЕР СЭ, 2005

3) Специфика психического развития ребенка.

https://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=542

Источник

Ранняя диагностика психического развития ребенка в раннем возрастеДиагностика психического развития

детей раннего возраста. Часть 8

Задача взрослых, воспитывающих ребенка, заключается в том, чтобы, опираясь на возможности малыша, развивать его при активном участии его самого. Необходима ранняя и своевременная диагностика, определяющая уровень и актуальную зону его развития. Для детей раннего возраста разработаны показатели и методы диагностики психического развития. Для малышей 1-го года жизни их авторами являются Э.Л. Фрухт, Н.М. Щелованов; а для ребят 2—3-го и 4-го года жизни Н.М. Аксарина, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора.

Диагностирование отдельных сторон и уровня психического развития занимает важное место в современной педагогической практике, так как дети до 3 лет преимущественно воспитываются в семье и не охвачены системой общественного воспитания, где диагностирование является составляющей педагогического процесса. Педагоги и родители должны ориентироваться на образ ребенка как личности самоуправляемой, активной, самостоятельной и творческой.

Диагностика предполагает эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком, проходящее в непринужденной ситуации. При этом важно не только альтернативное решение предложенной задачи. Предусматриваются такие моменты, как направленность детского мышления, проявление личности ребенка (отношение к предложенной деятельности, умение принять задачу, найти способы решения, желание сотрудничать со взрослым, отношение к результатам своей деятельности).

Диагностика психического развития дает возможность определить ту сложность задания, которая вызывает интерес ребенка в связи с элементами новизны, а от сотрудничества со взрослым получить радость познавательного общения. Такое эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком определяет и зону «ближайшего развития». Это понятие использовал Л.С. Выготский, имея в виду психические процессы вообще, «область не созревших, но созревающих процессов», что можно отнести и к развитию личности в целом.

Об отклонениях в поведении детей и методы коррекции см. приложение 3.

Ниже представлены начальные показатели нервно-психического развития детей как раннего, так и дошкольного возраста, различные методы диагностики, некоторые игры и занятия с детьми табл. 7 – 14. В следующей статье расскажем, в какие развивающие игры надо играть с детьми разных возрастов.

 Показатели нервно-психического развития (НПР) детей 1 года 3 мес. до 4 лет

 Разработано Н.М. Аксариной, Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печорой

 Таблица 7

Возраст

Линия развития

Понимание речи

Активная речь

Развитие познавательной сферы (путем проб и ошибок)

Игра и действия с предметами

Движение

Навык

Конструктивная деятельность

Изобразительная деятельность

Социальное развитие

1г.3мес.

Запас понимаемых слов быстро увеличивается

Пользуется лепетом, облегченными словами

Ориентируется в 2-х величинах предметов (2 куба)

Воспроизводит в игре разученные действия

Ходит длительно, меняя положения

Самостоятельно ест густую пищу

Накладывает один кубик на другой, воспроизводит действия взрослых

Оставляет карандашом след на бумаге

Легко отвечает на контакты взрослого в совместной деятельности, иногда проявляет собственную инициативу

1г.6мес.

Отыскивает по слову взрослого однородные предметы

Пользуется словом в момент сильной заинтересованности

Ориентируется в 4-х контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма)

Отображает отдельные действия

Перешагивает препятствия приставным шагом

Самостоятельно ест жидкую пишу

Воспроизводя действия взрослых, ребенок ставит кирпичик на узкую грань (делает «забор»)

Действуя карандашом, пытается целенаправленно оставить след на бумаге

Постоянно проявляет инициативу при общении со взрослым по разным поводам

1г.9мес.

По слову взрослого отыскивает изображения знакомых действий

Пользуется двухсловными предложениями. Облегченные слова заменяет правильными

Ориентируется в трех контрастных величинах предметов

Использует в игре предметы – заместители

Умеет ходить по узкой доске (шириной 15-20 см, высотой от пола 15-20 см.)

Умеет частично раздеваться с небольшой помощью взрослого

Воспроизводит несложные постройки (скамейка)

Оставляет карандашом след на бумаге, не выходя за пределы листа

Эмоционально контактирует со сверстниками

2г.

Понимает короткий рассказ без показа о событиях, бывших в опыте ребенка многократно

Пользуется трехсложными предложениями

Ориентируется в трех контрастных цветах, подбирает по образцу парные предметы одного цвета

В игре воспроизводит ряд последовательных действий

Перешагивает через препятствия чередующимся шагом

Умеет частично надевать одежду с помощью взрослого (шапку, ботинки)

Воспроизводит постройки типа «стол», «стул», «ворота»

Подражая взрослому, рисует вертикальные и горизонтальные линии

Проявляет интерес к играм сверстников, играет рядом, занимается одним видом деятельности (как другие дети, кормит кукол, втыкает грибочки в отверстие, строит)

Таблица 8

Оценка НПР детей 1 года 3 мес до 3 лет

Группы развития

I

II

III

IV

V

1. Дети с нормальным развитием.

1. Дети с отставанием в развитии на первый эпикризный срок:

1-ая степень:

по 1-2 показателям;

2-ая степень:

по 3-4 показателям;

3-я степень:

по 5-7 показателям.

1. Дети с отставанием в развитии на 2 эпикризных срока:

1-я степень:

по 1-2 показателям;

2-я степень:

по 3-4 показателям;

3-я степень:

по 5-7 показателям.

1. Дети с отставанием на 3 эпикризных срока:

1-я степень:

по 1-2 показателям;

2-я степень:

по 3-4 показателям;

3-я степень:

по 5-7 показателям.

1. Дети с отставанием на 4-5 эпикризных сроков:

1-я степень:

по 1-2 показателям;

2-я степень:

по 3-4 показателям;

3-я степень:

по 5-7 показателям.

2. Дети с опережением в развитии:

а) на эпикризный срок (на втором году жизни эпикризный срок -3 мес.,

на третьем году-6мес.) (ускоренное развитие).;

б) на 2 и более эпикризных срока (высокое развитие);

в) дети с дисгармоничным развитием, опережением на разные эпикризные сроки по одному или по многим показателям.

2. Дети с негармоничным развитием (часть показателей выше на 1-2, другая часть ниже на 1 эпикризный срок)

2. Дети с дисгармоничным развитием (часть показателей выше, часть ниже на 1-2 эпикризных срока, часть показателей может соответствовать норме)

2. Дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже на 1-2 эпикризных,

часть на 3 эпикризных срока, некоторые показатели могут соответствовать норме)

2. Дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже нормы на 1-3 эпикризных срока, некоторые могут соответствовать норме)

Таблица 9

Диагностика сенсорного развития детей 1 года 3 мес до 3 лет

Возраст

Форма

Величина

Цвет

1г3мес.

Путем проб и ошибок

Ориентируется в двух контрастных величинах предметов с разницей в 3 см.

1г6мес.

Ориентируется в четырех контрастных формах: шар, куб, кирпичик, призма с разницей в 3 см.

1г9мес.

Ориентируется в трех контрастных величинах с разницей в 3 см.

2г.

Ориентируется в 3-4 основных цветах (подбор к образцу однородных парных предметов – варежки)

2г6мес.

Без предварительного примеривания

Ориентируется в шести контрастных формах: призма, шар, куб, кирпичик, цилиндр, конус (подбор к образцу)

Ориентируется в четырех контрастных цветах (подбор к образцу разнообразных предметов, картинок)

3г.

Использование геометрических фигур в своей деятельности (путем наложения, подбор к образцу)

Называет четыре цвета

Таблица 10

Игра-занятие для сенсорного развития детей от года 1года 3мес до 3лет

Возраст

Форма

Величина

Цвет

Матрешки

Пирамида

1г3мес.

Игра со строителем. Прокатывание шариков

Две контрастные матрешки: одна раскладывается, вторая – нет.

Пирамида из 4-5 колец одного размера

Называние всех цветов

1г6мес.

Занимательные коробки; соотнесение формы предмета к форме отверстия; две формы (круг, квадрат)

Две раскладывающиеся матрешки контрастной величины

Кольца (4-5 штук) двух контрастных величин

1г9мес.

То же, четыре формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)

Три контрастные матрешки. Две раскрываются, одна – нет

Кольца (6 штук) контрастных величин

Дидактические игры на цвет. Найти однородную пару «Оденем куклу»

2г.

Подбор к образцу предметов близкой формы

Три контрастные раскрывающиеся матрешки

Кольца (4-5 штук) контрастных величин (через кольцо: 1-е, 3-е, 5-е, 7-е, 2-е, 4-е, 6-е, 8-е)

Сортировка (подбор по образцу)

Называние всех оттенков

2г6мес.

Соотнесение формы плоскостных предметов к изображению

Дидактические игры с матрешками из 4-6 частей

Пирамида из 6-8 колец

Цветное лото

3г.

Составление разрезных картинок их двух частей. Мешочек сыпучих материалов

Пирамида из 8-10 колец

Дидактические игры: принеси, назови

Кроме того, дидактические игры: с природным материалом;  на развитие слухового внимания;

загадки на уточнение свойств предметов, обобщение («что белое?», «кто плавает?», «кто летает?»

Таблица 11

Диагностика игровых навыков и действий с предметами детей от 1 года 3 мес до 3 лет

Возраст

Диагностика

Игры и занятия

1г3мес.

Воспроизводит ряд разученных действий.

1. Кормит куклу (кукла, чашка)

2. Строит башню, поезд (по 2 кубика, кирпичика).

3. Нанизывает на стержень кольца одной величины.

1.Показ предметов и действия с ними.

2. Сюжетные показы

1г6 мес.

Отображает отдельные действия.

1.Кукла, расческа.

2. Кукла, носовой платок.

1. Наблюдения.

2. Руководство играми с проблемной ситуацией.

1г9мес.

Воспроизводит несложные постройки типа «ворот», «скамейки», «перекрытия»

Предложение использовать в игре предметы-заместители

2г.

Отображает ряд последовательных действий, решает «проблемную ситуацию».

«Купание куклы» (кукла, ванночка, губка, полотенце, мыло)

Воображаемые предметы

2г6мес.

Игра носит сюжетный характер (мама, врач, парикмахер, шофер, продавец)

Несколько действий, игры вдвоем, планирует, воображает

1. Кукольный театр

2. Игры с ролями.

3. Настольные игры с сюжетными игрушками

3г.

Начало ролевой игры

1. Дидактические игры.

2. Строительные материалы

Таблица 12

Диагностика речевого развития детей от 1 года 3 мес до 3 лет

Возраст

Диагностика

Игры и занятия

Понимание речи

Активная речь

1г3мес.

Запас понимаемых слов быстро растет.

Предметы:

1. Игрушки: часы, машина, мячик, собака.

2. Одежда.

3. Ориентировка в окружающем

Лепет, облегченные слова в обычной ситуации, двигательной активности

1. «Чудесный мешочек» (предметы с называнием).

2 Отдельные картинки

1г6мес.

Обобщает отдельные однородные предметы в понимаемой речи (в конфликтной ситуации) Предметы:

1.Кошка белая, черная, маленькая.

2. Ложка игрушечная, десертная, совок

Пользуется словом в момент сильной заинтересованности. Ответы на вопрос «Кто это?». Слово облегченное и правильное.

Материал: кукла, зайчик, машина, котенок

1.Экскурсии в помещении.

2. Игры со звуками.

3. Игры с пальчиками.

4. Показ предметов в действии.

5. Обобщения в картинках.

1г9мес.

Понимает изображение несложных сюжетов в картинке. Отвечает на вопрос «Где?».

1. Мальчик кормит собаку.

2. Мама купает малыша.

3. Дети обедают

Обозначает свои действия словом, применяя двухсловные предложения (в естественной ситуации, игре, общении)

1.Сюжетные показы.

2. Картинки в действии, несложные

3. Выполнение поручений (найди, принеси, поставь)

4. Рассказы без показа.

5 Проговаривание четверостиший.

6. Мелочь

2г.

Понимает короткий рассказ без показа о событиях, бывших в опыте ребенка

При общении со взрослыми пользуется трехсловными предложениями в естественной ситуации

2г6мес.

Грамматика

Вопросы

1.Теневой кукольный театр.

2. Экскурсии, наблюдения.

3. Рассказы без показа, сказки

4. рассказы по картинке.

5. Дидактические игры. Лото «Малышам», «Кому что нужно?»

В речи использует многословные предложения в естественной ситуации

Где?

Куда?

3г.

В речи ребенка появляются придаточные предложения

Почему? Когда?

Таблица 13

Ранняя диагностика психического развития ребенка в раннем возрасте

Ранняя диагностика психического развития ребенка в раннем возрасте

Ранняя диагностика психического развития ребенка в раннем возрасте

Ранняя диагностика психического развития ребенка в раннем возрасте

Ранняя диагностика психического развития ребенка в раннем возрасте

Психолого-педагогическое обследование детей 4-6 лет

 в поликлинике и дошкольном учреждении

 (Составлено К.Л. Печорой)

 Таблица 14

Воз-раст

Мышление и речь

Внимание

и память

Моторика

(мелкая

и крупная)

Социальные контакты

4  года

I.Мышление – выявляется через методики

1.Доска Сегена.

2.Разрезные картинки (из 3 частей).

3.Кубики Косса (1 вариант).

4.Классификация (четвертая лишняя).

II.Речь – выявляется через:

сюжетные картинки с открытым, скрытым смыслом (ответы на вопросы)

Выявляется через:

1.Методику Г.И.Россолимо.

2.Дидактические игры: «Чего не стало?», «Что изменилось?»

3.Нелепицы (простые)

Выявляется через умения:

– застегивать пуговицы, кнопки, молнии, зашнуровывать ботинки;

– умение подпрыгивать на двух ногах, передвигаться вперед

Проявляются в ролевых играх при распределении и выполнении ролей

5 лет

I.Мышление

1. Разрезные картинки (из четырех частей).

2. Кубики Косса (2 варианта).

3. Определение временных понятий (утро, вечер).

4. Классификация (четвертая лишняя, с объяснением).

5. Сходство и различие (вода – лед и др.).

6. Загадки.

II. Речь

Рассказ по сюжетным картинкам с открытым и скрытым смыслом.

1. Картинки на внимание.

2. Нелепицы.

3. Загадки, четверостишия (на запоминание)

1. Умение самостоятельно одеваться.

2. Прыгать на одной ноге, продвигаясь вперед.

Проявляются в ролевых играх, при умении соблюдать правила игры.

6 лет

I. Мышление

1. Разрезные картинки (из четырех частей, сложный разрез).

2. Кубики Косса (3, 4 варианта).

3. Временные понятия (вчера, сегодня, времена года).

4. Классификация (четвертая лишняя, более сложные варианты).

5. Решение логических задач.

6. Загадки.

7. Лабиринты.

II. Речь

1. Рассказ по нескольким картинкам.

2. Картинки со скрытым смыслом.

III. Психологическая готовность к школе

Выявляются вышеуказанные умения

1. Картинки на внимание

2. Нелепицы (более сложные).

3. Загадки, стихи (на запоминание).

4. Ассоциативная память.

Методика А.Р.Лурии (10 слов)

1. Аккуратно закрашивать круг диаметром 2,5 см. за 70 с.

2. Прыгать в длину с места на 70 см.

Тест Керна-Ирасека.

Проявляются:

1. В творческих играх детей через умение строить сюжет, согласовывая индивидуальные игровые замыслы.

2. Рисунок семьи (Хоментаускас).

3. «Лесенка» (модификация В.Щур).

4. Задачи на принятие решений в разных ситуациях.

Сформирована внутренняя позиция школьника.

Переход на другие статьи методического пособия:

Развиваем детей раннего возраста. Часть 1
Проблемы адаптации детей к новым условиям жизни. Часть 2
Признаки течения адаптации детей. Часть 3
Развитие психических функций у детей раннего возраста. Внимание и память. Часть 4
Развитие познавательной сферы, речи и общения. Часть 5
Организация игровой самостоятельности детей раннего возраста. Часть 6
Этапы формирования личности. Часть 7
Диагностика психического развития детей раннего возраста. Часть 8
Развивающие игры и занятия с детьми раннего возраста. Сенсорное развитие. Часть 9
Культура мышления. Речь и речевое общение. Часть 10
Культура мышления Речь и речевое общение. Часть 11
Занятия с детьми с задержкой в речевом развитии. Часть 12.

Дата: 22.09.2013

Читайте также:  Влияние отклонений в психическом развитии на формирование личности ребенка

Ранняя диагностика психического развития ребенка в раннем возрасте

Источник