Ранняя диагностика психического развития ребенка в младенчестве

Ранняя диагностика психического развития ребенка в младенчестве thumbnail

Возраст от рождения до одного года называется младенческим, а от одного года до трех лет— ранним детским возрастом. Ранние этапы онтогенеза психики имеют исключительное значение для дальнейшего раз­вития человека. В первые три года жизни закладываются такие психические новообразования, дефицит которых на других этапах развития часто невозможно восполнить (Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., 1979; Бауэр Т., 1979; Валлон А., 1967; Выготский Л. С., 1984, Мухина В. С., 1985; Эльконин Д. б- 1960).

Социальная ситуация развития новорожденного харак­теризуется совершенно беспомощным состоянием ребен­ка. Постепенно у него начинает появляться собственная активность: слуховой и зрительное сосредоточение, спо­собность выделять из окружающей среды ухаживающую за ним мать, устанавливать с ней эмоциональные связи. Постепенно появляйся истинно человеческая потреб­ность — потребность в общении, которая проявляется в так называемом «комплексе оживления», на этом заканчива­ется новорожденность и начинается младенчество.

Само по себе эмоциональное общение со взрослым является ценным для младенца, поэтому и выступает в качестве ведущего вида деятельности. Основными при­обретениями в психическом развитии младенцев можно считать развитие восприятия и тонких движений рук. В мла­денческом возрасте дети уже способны ориентироваться по многим параметрам объектов: новизна, контрастность, движение, форма, цвет, сложность, целостность. Дви­гательное развитие начинается с хватательных реакций, которые становятся основой развития манипуляций с предметами. К концу первого года жизни появляются первые функциональные действия, в их основе лежит подражание действиям взрослого. Развитие восприятия и действий становится основой развития наглядно-дейс­твенного мышления.

Наряду с познанием у младенцев идет бурное эмо­циональное и личностное развитие, результат которого вы­ражается в кризисе первого года. Начинает развиваться и речь: речевой слух, гуление, лепет, накопление пассивного и активного словарного запаса. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребен­ка— ранний детский возраст.

Ранний детский возраст сензитивен к формированию речи, активность которой обычно резко возрастает между двумя и тремя годами. Помимо речи развиваются и другие психические процессы — восприятие, мышление, память, внимание, однако среди них доминирует восприятие. Выражается это в привязанности психической активнос­ти ребенка к конкретной ситуации. Само восприятие в раннем детском возрасте является аффективно окрашен­ным. Ребенка раннего возраста занимают манипуляции с предметами, именно эта деятельность выступает в качестве ведущей.

В процессе манипулятивной деятельности появляется и активно развивается наглядно-действенное мышление, ко­торое становится основой формирования процессуальной игры. Все более возрастающая активность ребенка, его аффективность и развивающееся самосознание приводят к появлению личностного кризиса трех лет «я сам», который знаменует определенный итог психического развития и переход к дошкольному детству.

Обычно психологическое исследование психического развития младенцев начинают в возрасте полутора—двух месяцев. До этого времени, в течение периода новорож­денности в поведении ребенка доминируют рефлексы разного рода, которые со временем исчезают из репертуара поведенческих реакций ребенка.

ИССЛЕДОВАНИЕ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДЕНЦЕВ

(Методика кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ)

Вводные замечания. Разработанный на кафедре нейро-и патопсихологии факультета психологии МГУ метод диагностики нарушений психического развития младенцев (Баженова О. В., 1983; см. Практикум по патопсихологии, 1987) позволяет сочетать качественный анализ психического развития с количественным. В его основе лежит поуровневая оценка развития каждой реакции с точки зрения его хоро­шего развития, существования, намеченности или отсутс­твия. Общий показатель развития группы сходных по своему характеру реакций определяется отношением поуровневой суммы показателей развития отдельных реакций к норма­тивному. В методике приведены как нормативы развития отдельных реакций в семи контрольных возрастах, так и суммарные нормативы, также даны описания стандартных условий исследования отдельных реакций. По результатам исследования возможно вычисление индексов развития отдельных групп реакций и графическое представление результатов обследования в форме профилей развития.

Применение разработанного метода в клинике позво­лило авторам выработать качественные и количественные критерии ранних симптомов формирующихся нарушений в пределах отдельных групп реакций, а также описать типы нарушения психического развития в целом.

Цель исследования. Изучение нарушений психического развития в младенческом возрасте.

Порядок работы

Обследование детей включает следующие этапы:

1. При психологическом исследовании следует обратить особое внимание на характер контакта матери с мла­денцем. Детей до восьми месяцев можно исследовать на специальном столе, более старших детей лучше высаживать за специальный детский столик или на колени к маме. Дети должны быть в состоянии активного бодрствования, здоровые, сухие, сытые, нераздраженные, неутомленные.

2. Вначале устанавливают контакт с ребенком, отмечают его особенности. Плохо, если дети старше восьми месяцев легко входят в такой контакт и не диффе­ренцируют незнакомых им взрослых.

3. Определяют состояние двигательной сферы, возмож­ность и качество контроля положений головы, рук, позы при сидении и ходьбе, у детей старше восьми месяцев специальное внимание обращают на развитие шаговых движений.

4. Определяют состояние развития сенсорных реакций: изучают характер прослеживаний и фиксаций. Для этого перед глазами ребенка на расстоянии 30 санти­метров перемещают яркую игрушку размером 7—10 сан­тиметров в горизонтальных, вертикальных, круговых направлениях. У детей от двух до четырех с половиной месяцев специальное внимание обращают на пре­кращение прослеживаний при остановке предмета в поле зрения ребенка. Для исследования возможности прослеживания невидимой траектории объекта и его попеременного появления в определенных частях про­странства пользуются специальными эксперименталь­ными приемами. В первом случае движущаяся игрушка, на которой зафиксирован взгляд ребенка, скрывается за экраном шириной 7 сантиметров, находящемся на расстоянии 50 сантиметров от глаз ребенка, и, не прекращая своего движения, сохраняя его траекторию, через некоторое время появляется из-за другой сто­роны экрана. Реакция считается выполненной, если после исчезновения объекта из поля зрения ребенок продолжает прослеживать ту траекторию, по которой ранее двигался объект, и в момент появления объекта из-за экрана взгляд ребенка приходит в ту точку, в которой он появился.

При изучении реакции предвосхищения перед ре­бенком на уровне его глаз на расстоянии 50 сантиметров помещают белый экран размером 35 * 35 сантиметров с двумя окошками 7*7 сантиметров, расположенными на расстоянии 10 сантиметров друг от друга. В окошках поочередно с интервалом в 4—6 секунд появляется яркая звучащая игрушка размером до семи сантиметров. Реакция считается выполненной, если при нескольких пробах хотя бы один раз наблюдаются перемещение взгляда ребенка от окошка, где игрушка уже была, к окошку, где она должна появиться, и фиксация взгляда на этом окошке.

Далее проверяют наличие реакции на исчезающий из поля зрения объект, возможность нахождения источника звучания с помощью поворота головы и глаз, прислуши­вание к речи, развитие способности находить спрятанный объект и рассматривать два объекта.

Читайте также:  Как начать физическое развитие ребенка

5. Определяют состояние развития действий с предме­тами. Для этого предлагают ребенку старше четырех месяцев погремушку и оценивают захват, его быстроту и точность, движения пальцев при захвате, продолжи­тельность удержания, характер манипуляций. Детям старше восьми месяцев предлагают затем вторую погремушку. Оценивают возможность ее захвата и удержания обеих игрушек. Вторую игрушку предла­гают сначала со стороны свободной руки, а затем со стороны занятой руки, выясняют возможность пресечения рукой средней линии взора при захвате второй игрушки. У детей старше десяти месяцев изу­чают формирование обходных движений. Для этого, заинтересовав ребенка игрушкой, ее убирают за экран 20 * 20 сантиметров, расположенный в одном из полей зрения ребенка (правом или левом). Игрушку помещают у того края экрана, который находится в непосредственной близости от соседнего поля зрения, привлекают к ней внимание ребенка, а затем прячут ее за экран, стараясь не прекращать звучания игруш­ки. Так повторяют несколько раз. Реакция считается выполненной, если ребенок достает игрушку из-за экрана. Дети до года чаще достают игрушку рукой, находящейся в одном поле зрения с барьером, и только к концу первого года появляется доставание игрушки дальней от барьера рукой с пересечением средней линии взора. Специальное внимание следует обратить на продолжительность интереса ребенка к действиям с предметами и на сохранение зритель­ного контроля этих действий. Детям старше десяти месяцев предлагают несколько игрушек и оценивают возможность попеременной манипуляции с двумя и более объектами, а также захвата третьей игрушки. Особое внимание следует обратить на развитие дейс­твия ребенка с предметами, участвующими в процессе кормления: бутылочкой, ложкой, чашкой. Также спе­циальное внимание обращают на развитие интереса и умения манипулировать с маленькими предметами, взять которые можно только двумя пальцами: указа­тельным и большим (пуговица, горошина…).

6. Определяют состояние развития способов взаимодейс­твия со взрослым: выясняют наличие эмоциональных и зрительных контактов между матерью и ребенком, пытаются установить подобного рода контакты меж­ду ребенком и исследователем, выясняют у матери, понимает ли она определенные желания ребенка, о чем говорит ей детский плач, существуют ли в плаче паузы для реакции взрослого, является ли крик ре­бенка модулированным, какого типа игры существуют в репертуаре их общения, посматривает ли ребенок в глаза матери, манипулируя с игрушками в ее при­сутствии и под ее контролем, понимает ли ребенок элементарные инструкции, выраженные мимикой или жестом, особые слова-метки и некоторые другие слова и, наконец, владеет ли ребенок указательным жестом.

7. В процессе всего обследования определяют состоя­ние развития эмоциональных и голосовых реакций, отмечают характер и выраженность улыбки, анализи­руют, в каких ситуациях она чаще всего появляется. Обращают внимание на характер отрицательных эмоциональных проявлений, их доминирование или отсутствие в общем фоне настроения, на способность сдерживать крик, хныканье или плач при восприятии изменений в ситуации, на возможность прекращения плача при переключении на какую-либо деятельность. Специально следует оценить формирование отноше­ний привязанности с близкими взрослыми, отсутствие или наличие реакций настороженности при общении с незнакомыми людьми.

При анализе голосовых реакций отмечают частоту их возникновения, разнообразие, возможность появления ответных звуковых реакций, а также форму — гуканье, гуление, лепет, первые слоги. Обработка результатов

Для большинства групп реакций было выделено не­сколько, отличающихся по тяжести, степеней нарушений.

1. Двигательные реакции:

легкая степень нарушения — характерно замедле­ние темпа развития отдельных реакций, а также существование ряда двигательных навыков в не­совершенном виде;

средняя степень нарушения — характерна асинхрония развития движений: значительное запаздывание в формировании одних и отсутствие других;

тяжелая степень нарушения — характерно тотальное недоразвитие двигательных реакций.

2. Сенсорные реакции:

легкая степень нарушения — характерны запаздыва­ющее, по сравнению с нормой, развитие некоторых реакций и несовершенство «операционально-техни­ческих средств» при выполнении отдельных проб на фоне выраженного интереса ребенка к объектам внешнего мира и действиям с ними (несовершенс­тво движений глаз, обеспечивающих наблюдение: их ограниченность, скачкообразное прослеживание, трудности зрительных фиксаций и т. д.);

средняя степень нарушения – характерны выпол­нение реакций, соответствующих более младшим возрастам и связанных с восприятием объектов, существующих непосредственно в поле зрения ребенка, непродолжительный зрительный интерес к объектам внешнего мира;

тяжелая степень нарушения — характерны незна­чительная выраженность зрительных реакций, кратковременность фиксаций, непродолжительность прослеживаний на фоне практически полного от­сутствия интереса к объектам внешнего мира.

3. Действия с предметами:

легкая степень нарушения — характерны запаздываю­щее, по сравнению с нормой, развитие небольшого числа реакций и несовершенство «операционально-технических средств» при выполнении отдельных проб на фоне нормально развивающейся психи­ческой активности ребенка (несовершенство дви­гательных реакций, обеспечивающих способность ребенка к действиям с предметами);

средняя степень нарушения — характерны выполне­ние реакций, соответствующих младшим возрастам, непродолжительность самих действий, кратков­ременность интереса к предметам, исчезновение интереса к предметам в затруднительных ситуациях, слабость реакции на новизну;

тяжелая степень нарушения — практически полное отсутствие интереса к предметам, а соответственно, и действий с ними.

4. Способы взаимодействия со взрослыми:

легкая степень нарушения — характерно уменьшение количества способов взаимодействия со взрослыми, по сравнению с нормой, или их недостаточно со­вершенное развитие на фоне выраженного интереса ребенка ко взрослому и нормального характера развития его психической активности;

средняя степень нарушения — характерны выпол­нение части реакций, соответствующих младшим возрастам, несформированность потребности в общении, легкий, непродолжительный интерес ко взрослому человеку, отсутствие реакций, связанных с попытками преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения потребности в общении;

тяжелая степень нарушения — характерно практи­чески полное отсутствие способов взаимодействия со взрослыми, связанное с выраженным безразли­чием к ним, и отсутствие интереса к социальным контактам.

5. Эмоциональные реакции:

легкая степень нарушения – характерна недостаточ­ность эмоционального реагирования на внешнюю стимуляцию;

более тяжелая степень нарушения — характерно существование признаков нарушения формирова­ния отношений, привязанности, эмоциональная неустойчивость.

6. Голосовые реакции:

Критерии не выделены. Развитие голосовых реакций считается просто задержанным, если оно отстает от воз­растных норм.

Нарушение психического развития в целом рассмат­ривается с точки зрения минимально легкой, умеренной и тяжелой степени дефекта, критерием которой являются определенные комбинации легких, умеренных и тяжелых нарушений развития сенсорных реакций, действий с пред­метами и способов взаимодействия со взрослыми.

Читайте также:  Метод изучение истории развития ребенка это

В зависимости от выраженности нарушений, во всех или некоторых сферах вводится дополнительная характе­ристика равномерности характера нарушения.

Источник

Калашникова С.А.

Диагностика психического развития детей в младенчестве и раннем возрасте:Учебно-методическое пособие.- Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2007.- 67 с.

В пособии рассмотрены основные принципы, подходы и методы диагностики психического развития детей младенческого и раннего возраста. Пособие восполняет недостаточность систематизации опыта в области практической работы психолога с детьми младенческого и раннего возрастов.

Пособие адресовано студентам психологических специальностей, практикующим психологам. Представленные материалы могут быть использованы при изучении дисциплин «Методы психологической диагностики», «Психолого-педагогическая диагностика», «Методы диагностики в норме и патологии».

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. Теоретические основания психологической диагностики в младенчестве и раннем возрасте.

1.1. Принципы ранней диагностики психического развития детей. 4

1.2. Методы ранней психологической диагностики. 6

1.3.Ранняя диагностика нарушений развития. 14

1.4. Организация диагностического обследования. 16

Глава 2. Психологическая диагностика развития детей от рождения до 1 года.

2.1. Показатели развития младенца и параметры диагностики. 23

2.2. Признаки нарушений нервно-психического развития в младенчестве. 27

2.3. Психодиагностический инструментарий. 28

Глава 3. Психологическая диагностика детей раннего возраста.

3.1. Показатели развития ребенка и параметры диагностики. 32

3.2. Признаки нарушений нервно-психического развития в раннем возрасте. 35

3.3. Психодиагностический инструментарий. 36

Словарь терминов 42

Литература 45

Приложение 1.Таблицы для оценки психомоторного развития детей

от рождения до трех лет. 47

Приложение 2. Психопатологические симптомы и симптомокомплексы нарушений у детей раннего возраста. 61

Приложение 3. Методика диагностики умственного развития детей раннего возраста. 64

Глава 1. Теоретические основания психологической диагностики в младенчестве и раннем возрасте.

Глава 2. Психологическая диагностика развития детей от рождения до

Года.

Признаки нарушений нервно-психического развития в младенчестве.

Первый год является наиболее насыщенным в плане развития психических функций ребенка, периодом, в отношении которого осуществляется оценка изменений, служит 1 месяц. Отставание в развитии на 1 период (на 1 месяц) является поводом для отнесения ребенка в группу повышенного риска, на 2 – признаком нарушения развития [10].

В первые три месяца тревогу в отношении возможности повреждения центральной нервной системы должны вызывать следующие признаки:

– пронзительный длительный немодулированный крик;

– тремор подбородка, ручек;

– запрокидывание головки назад в положении лежа на боку, в вертикальном положении на руках взрослого;

– симптом Грефе (симптом «заходящего солнца») – при переводе ребенка из горизонтального в вертикальное положение глазные яблоки слегка поворачиваются книзу и над радужками появляется полоска склеры;

– поза «фехтовальщика» (патологический рефлекс Моро) – если в положении ребенка на спине отвести ручку в сторону, голова поворачивается в сторону отведения и вторая ручка, согнутая в локтевом суставе, поднимается вверх, к голове;

– при опоре на твердую поверхность ребенок опирается на цыпочки, перекрещивает ножки;

– «путает» день и ночь;

– настроение и поведение очень сильно зависит от погоды на улице;

– при сосании поперхивается, пища вытекает из рта, иногда носа;

– лежа поворачивает голову преимущественно в одну сторону.

В 6 месяцев при благоприятном течении раннего восстановительного периода после различных повреждений ЦНС у ребенка обычно отсутствуют яркие проявления неврологической симптоматики и признаки отставания в развитии, при достаточно серьезных повреждениях, в том числе и при недоразвитии ЦНС четко проявляется устойчивая ретардация или асинхрония развития.

В 1 год показателями возможного повреждения ЦНС могут служить следующие признаки:

– ребенок ходит только с поддержкой вследствие опоры на носки и мышечной гипотонии;

– отмечается выраженное предпочтение действий правой и левой рукой;

– не понимает просьб и не знает названий предметов;

– в речи мало слогов и совсем нет слов;

Игровая деятельность носит устойчиво разрушительный характер;

– окружность головы более 50 или менее 44 см.

Кроме того, тревогу могут вызывать особенности настроения и поведения детей, особенно, если они проявляются достаточно длительное время:

– неспокойное, медленное засыпание с дополнительными воздействиями; неспокойный, прерывистый или очень глубокий сон;

– неустойчивый, плохой или резко повышенный (неразборчивый) аппетит, отказ от пищи;

– отрицательные привычки – раскачивние, сосание пальца и т.п.;

– пассивный, безучастный характер бодрствования;

– раздражительно-возбужденное или подавленное настроение [10].

Глава 3. Психологическая диагностика детей раннего возраста.

Признаки нарушений нервно-психического развития в раннем

Возрасте.

В раннем возрасте периодом, в отношении которого осуществляется оценка изменений, составляет на втором году жизни 3 месяца, на третьем – полгода.

Явными признаками нарушений психического развития являются:

1) отсутствие истинно предметных действий, замена из манипуляциями (действиями, неспецифичными для определенных предметов);

2) неадекватные действия (например, упорно пытается вложить неподходящие вкладыши в доске Сегена);

3) ограниченное понимание речи взрослого, проявляющееся в отсутствии переноса;

4) резкое отставание в развитии собственной речи;

5) аутизация ребенка – жизнь в своем собственном мире, снижение потребности в общении с детьми и взрослыми, неадекватные страхи, навязчивые стереотипные движения (например, раскачивание);

6) симптомы нарушения центральной нервной системы: заикание, беспорядочная речь, постоянное моргание, бесцельные движения руками, разнообразные тики, сосание пальца, ходьба с подпрыгиванием и др.

Поведенческие нарушения, свидетельствующие о неблагополучии в эмоционально-волевой сфере личности, заключаются в следующем: ребенок очень часто плачет, капризничает, не может сам себя занять, трудно адаптируется к новым ситуациям, проявляет негативизм, агрессивно настроен по отношению к детям, не понимает запретов, не усваивает элементарные правила поведения, возбудим, бестормозен [10].

Словарь терминов

Анамнез – подробные сведения об условиях возникновения и протекания болезни, об истории развития ребенка на всех этапах его жизни.Анамнез может быть: медицинский, психолого-педагогический, социально-психологический.

Влияние наблюдателя – искажающее влияние присутствия наблюдателя на наблюдаемое поведение.

Диагностические обследование – применение готовых методик с целью выявления психологических особенностей испытуемого по одному или нескольким критериям. Обследование предполагает учет определенной точки отсчета для интерпретации полученных результатов, в качестве которой могут выступать «сырые баллы», стандартные показатели, соответствующие некому уровню, или качественные признаки. Основными задачами обследования являются обеспечение индивидуального подхода к коррекции и отслеживание индивидуальной динамики становления различных параметров психической деятельности (мониторинга развития).

Диагностические признаки – это симптомы, обнаруживаемые непосредственно в диагностическом обследовании. Чаще всего эти признаки неспецифичны, то есть можно предполагать различные причины их появления.

Зона ближайшего (потенциального) развития – реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи со стороны взрослого.

Читайте также:  Развитие ребенка в утробе матери фильм смотреть онлайн

Игра предметная – детская игра с предметами человеческой культуры, в которой ребенок использует их по прямому назначению.

Интеллект – 1) совокупность врожденных или приобретенных при жизни общих умственных способностей, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности; общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; 3) система всех познавательных процессов: ощущения, восприятии, памяти и т.д.

Клинический метод – гибкий, полустандартизованный метод постановки перед детьми задач и вопросов.

Когнитивная сфера – часть психологии человека, связанная с его познавательными процессами и сознанием, включающая в себя знания человека о мире и о самом себе.

Когнитивное развитие – процесс формирования и развития когнитивной сферы человека (восприятия, внимания. Воображения, памяти, мышления, речи).

Комплекс оживления – эмоционально положительная сенсомоторная реакция ребенка 2-3 месячного возраста на близкого для него человека, выражающаяся в повышении общей двигательной активности, вокализациях, проявлениях положительных эмоций.

Метод проб и ошибок – один из видов научения, при котором умения и навыки приобретаются в результате многократного повторения связанных с ними движений и постепенного устранения допускаемых ошибок.

Наглядно-действенное мышление – совокупность способов и процесс решения практических задач в условиях зрительного наблюдения за ситуацией и выполнения действий с представленными в ней предметами.

Обучаемость – способность к приобретению знаний, умений и навыков (научению).

Ориентировочная реакция – естественная реакция внимания на новые стимулы.

Подражание – вид научения, происходящего в результате буквального копирования поведения объекта, являющегося образцом для подражания.

Предметная деятельность – практические действия человека с реальными предметами материальной и духовной культуры, подчиненные их функциональному, культурно-обусловленному назначению.

Психодиагностика – теория и практика оценки психологических свойств, процессов и состояний человека при помощи научно проверенных методов, позволяющих получить достоверную информацию о них.

Психологический диагноз – структурированное описание выявленных индивидуально-психологических особенностей конкретного испытуемого в их взаимосвязи; конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых целью исследования.

Психологический прогноз – оценка потенциального уровня развития, выделение критериев, которые считаются важными для дальнейшего развития.

Сензитивный период развития – этап наиболее интенсивного развития определенных психических функций, оптимальный для освоения соответствующих видов деятельности.

Симптом – характерное проявление, признак психических или органических нарушений и заболеваний, свидетельствующий об изменении обычного или нормального функционирования организма или психики.

Синдром – комплекс симптомов, определенное сочетание группы симптомов, объединенных единым механизмом возникновения. Внутри общего синдрома симптомы объединяются закономерным и регулярным образом, характеризуя определенное болезненное состояние организма.

Социальная ситуация развития – социальные условия, система факторов, в которых и под воздействием которых происходит психическое развитие человека.

Тест – стандартизированный метод психологического исследования, предназначенный для точных количественных и определенных качественных оценок психологических особенностей человека с использованием сравнения этих оценок со стандартными нормами.

Уровень интеллекта – показатель интеллектуального развития, выраженный в стандартных баллах.

Уровень психического развития – совокупность способностей, знаний, умений и навыков, имеющихся у данного человека в сравнении с достаточно большой, представительной группой других людей или самим собой в иной период жизни.

Шкала Апгар – тест на жизнеспособность новорожденного. Предложена доктором Вирджинией Апгар. Обычно используется для оценки состояния новорожденного сразу после рождения или 5 минут спустя. Шкала позволяет дать интегральную оценку приспособляемости малыша к внешней среде, учитывающую цвет кожи, ритм сердечных сокращений и дыхания, мышечный тонус, проявления рефлексов. Каждый признак оценивается максимум 2 баллами, сумма может составить 10 баллов. Нормальными оценками считаются итоговые баллы от 7 до 10.

Литература

1. Аксенова Л.И., Лисеев А.А., Тюрина Н.Ш., Шкадаревич Е.В. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3 лет // Дефектология. – 2002. – №5.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 528 с.

1. Венгер А.Л. Структура психологического синдрома// Вопросы психологии. – 1994. – №4. – С.82-92.

2. Гордеев В.И., Александрович Ю.С. Качество жизни. Методы исследования развития ребенка: новый инструментарий оценки развития детей. – СПб.: Речь, 2001. – 200 с.

3. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов/ – Е.О.Смирнова, Л.Н.Галигузова, Т.В.Ермолова, С.Ю.Мещерякова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 144 с.

4. Домишкевич С.А., Инденбаум Е.Л. Психологическая диагностика в специальной психологии (общие вопросы): Учеб. пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2003. – 64 с.

5. Ефимкина Р.П. Детская психология: Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. – 42 с.

6. Ильина М.Н. Психологическая оценка интеллекта у детей. – СПб.: Питер, 2006. – 368 с.

7. Ильина М.Н. Развитие ребенка с 1-го дня жизни до 6-ти лет. – СПб., 2004.

8. Инденбаум Е.Л. Психолого-педагогическая диагностика: Методические рекомендации. – Иркутск: изд-во ИГПУ, 2001. – 32 с.

9. Исаев Д.Н. Принципы оценки психического развития // Психопрофилактика в практике педиатра. – Л.: Медицина, 1984. – С. 36-47.

10. Лаак Я. Тер. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 384 с.

11. Психологическое тестирование/ А.Анастази, С.Урбина. – СПб.: Питер, 2003. – 688 с.

12. Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе: пособие для адм. шк., педагогов и шк. психологов /И.В.Кузнецова, Т.В.Ахутина, М.Р.Битянова и др. – Кн. 1. – М.: НМЦ «ДАР» им. Л.С.Выготского; Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997.

13. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – С-Пб: Питер, 2000.

14. Стребелева Е.А. Ранняя диагностика умственной отсталости// Дефектология. – 1994. – №1.

15. Усанова О.Н. Специальная психология. – СПб.: Питер, 2006. – 400 с.

16. Флэйк_Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими: Пер. с англ. / Общ. ред. М.С.Мацковского. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. – 511 с.

17. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 320 с.

18. www.detisite.ru

Приложение 1

От рождения до трех лет.

Таблица №1

Прокрутить вверх

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник