Раннее выявление и коррекция нарушения развития ребенка

Раннее выявление и коррекция нарушения развития ребенка thumbnail

Основные проблемы ранней диагностики

и ранней коррекции нарушений развития ребенка.

Ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой специальной педагогики. В значительной мере это связано с тем, что более поздние периоды жизни ребенка – дошкольный и школьный – уже, можно сказать, педагогически освоены, созданы системы дошкольного и школьного воспитания и обучения детей с разными типами нарушений развития. Что же касается периода от рождения до 3 лет, то он остается, в основном, в ведении медиков. А их занимает, прежде всего, здоровье детей, их физическое, соматическое благополучие, но не сенсорное, умственное и эмоциональное развитие.

Предполагается, что раннее воспитание – дело родителей, однако педагогическая неграмотность большинства родителей никак не способствует успешному воспитанию ребенка с отклонениями в развитии в домашних условиях. Чтобы успешно делать это, необходимо располагать определенными специальными знаниями. Но родители часто не знают где можно получить такие знания, не знают, куда можно обратиться за советом, куда можно было бы прийти с ребенком и получить квалифицированные рекомендации от специалистов. Нельзя не сказать и о том, что специалистов педагогов и психологов для работы с этим возрастом до недавнего времени нигде в стране не готовили.

Крайне редко издаваемая литература с рекомендациями по раннему воспитанию таких детей, как правило, в продаже отсутствует. Да и использовать ее без консультации специалистов это тоже самое, что лечиться заочно. Каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности, каждый характеризуется своеобразием формы и степени нарушения развития, и поэтому универсальные рекомендации невозможны.

Важнейшей причиной, актуальности проблемы ранней коррекции нарушений развития у детей, является то обстоятельство, что во всех странах число новорожденных детей с недостатками развития неуклонно увеличивается. По мнению американских специалистов, они составляют около 40% всех рождающихся детей. Наши педиатры считают, что число детей с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья достигает 85% новорожденных. Разумеется, лишь некоторая часть этих детей станет объектом коррекционной работы дефектологов, но и число детей, нуждающихся в такой работе, достаточно велико: по данным зарубежной статистики (в России такая статистика отсутствует), оно составляет 9-11% всей детской популяции.

Выдающиеся педагоги и психологи давно показали важность раннего возраста, охватывающего сензитивные периоды целого ряда функций в психическом развитии ребенка, т.е. те периоды, когда данная функция особенно чувствительна к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием. Однако практически в ранние периоды развития дети с умственными и физическими недостатками лишь в единичных случаях получают необходимую психолого-педагогическую помощь, и даже в дошкольный

период специальным обучением охвачено не более 2,5-3% от всех детей этого

возраста, т.е. не более 1/3 нуждающихся.

При обсуждении проблемы раннего воспитания и ранней коррекции часто говорят о важности и необходимости использования сензитивных периодов в развитии различных функций. При этом обычно принято считать, что сензитивные периоды в развитии психофизиологических функций и психических процессов у детей с недостатками физического и умственного развития и у нормально развивающихся детей совпадают по их отнесенности к возрасту ребенка. Однако едва ли можно с этим согласиться: ведь как начало проявления, так и длительность сензитивных периодов определяются не возрастом, а физиологической зрелостью нервных структур, составляющих анатомо-физиологический субстрат соответствующих функций. Хорошо известно, что и среди нормально развивающихся детей существует некоторый разброс показателей времени созревания нервных структур. Значительно больше такая неравномерность выражена среди детей с различными недостатками развития. При этом очень важно иметь в виду, что у этих детей сроки созревания разных структур задержаны в разной мере, в связи с разными формами и разной степенью выраженности органического повреждения, вызывающего то или иное нарушение развития. В результате этой неравномерности значительно изменяются по сравнению с не только сроки созревания отдельных функций, но порядок соотношения их созревания во времени, что имеет важнейшее значение при формировании высших психических функций, поскольку в структуру каждой из высших психических функций входит несколько более простых функциональных систем. Причем при формировании высших психических функций эти более простые составляющие включаются в сложные функции в определенной последовательности. Так, например, при формировании речи у ребенка сначала развивается взаимодействие слухового и двигательного анализатора и несколько позднее в эту чрезвычайно сложную функциональную систему включается зрительный анализатор. Надо отметить и то обстоятельство, что участие зрительного анализатора (как в прочем, и остальных) постепенно усложняется и совершенствуется на протяжении нескольких лет.

Дефект хотя бы одной из более простых функций, входящих в сложную систему, затрудняет и замедляет формирование последней. При полном выпадении одной из составляющих простых функций формирование сложной системы (такой, например, как речь) возможно только на основе использования обходных путей. Так, в частности происходит при формировании речи в условиях тотальной глухоты.

При формировании сложных функций при частичном дефекте одной из составляющих возможна опора не столько на обходные сколько на вспомогательные пути. И в том и в другом случае необходима специально организованная коррекционная педагогическая работа. Рассчитывать на спонтанное развитие высших психических функций в случае нарушения развития какой-либо из более простых ее составляющих не приходится.

Все сказанное здесь о развитии высших психических функций в той или иной мере реализуется в практике специального обучения, однако, во-первых,

это делается в большинстве случаев без достаточно полных знаний о начале и длительности сензитивных периодов развиваемых функций а, во-вторых, такая

работа с детьми, имеющими недостатки развития, начинается слишком поздно.

Ни специальная, ни общая психология не располагает пока достаточными данными, что эффективнее для формирования какой – либо сложной функции: воздействовать сначала элементарными стимулами, адресованными, может быть, только одной из составляющих сложную систему или сразу применять сложные стимулы, которыми оперирует развитая функция. Эти кажущиеся абстрактными рассуждения на самом деле связаны с коренными вопросами методики обучения. Очевидно, следует признать, что наиболее важным фактором развития в раннем возрасте при разных нарушениях развития является, возможно, более частая, сильная и длительная стимуляция функций, а также возможно более постоянное и полное подкрепление реакций детей на внешнюю стимуляцию.

Особое внимание должно быть обращено на помощь детям в возрасте 1 – 2 лет, которая должна оказываться преимущественно в условиях семьи

Для создания эффективной системы ранней помощи необходима глубокая научная разработка проблемы сензитивных периодов в развитии функций у детей с различной умственной и физической недостаточностью. Глубокое своеобразие раннего детства при отклонениях в развитии требует совершенно особого подхода к дифференциальной диагностики в этот период. Это определяется как замедлением созревания центральной нервной системы и формировании психофизических функций, так и значительным отставанием становления доминантности одного из полушарий, что наблюдается при всех отклонениях в развитии.

Как следствие этих особенностей, диагностика нарушений развития в раннем возрасте имеет преимущественно медицинскую ориентацию и должна быть направлена, в основном, на выявление наличия повреждения сенсорных органов, двигательного аппарата и центральной нервной системы. Целесообразно использовать существующие у нас и за рубежом школы раннего развития, отражающие нормальное время появления у ребенка различных функций. Проявления отклонений в развитии психофизических функций, не связанные с сенсорными дефектами, не могут оцениваться однозначно. Существуют определенные трудности и в оценке неврологической симптоматики.

Дифференциальная диагностика общего недоразвития речи, легкой степени умственной отсталости и того, что позднее определяется как задержка психического развития, до трех лет едва ли возможна. Психолого – педагогическая симптоматика нарушений развития в этом периоде должна изучаться, а соответствующие специалисты должны постепенно включаться в диагностические исследования, ибо значение их данных к началу дошкольного детства постепенно возрастает.

Источник

     В течении двух десятилетий Институт коррекционной педагогики Российской академии образования (ИКП РАО) разрабатывает концепцию раннего выявления и коррекции различных отклонений в развитии у детей первых трёх лет жизни. Суть этой концепции в том, что ранняя диагностика и комплексная коррекция с первых месяцев жизни позволяют не только скорректировать уже имеющие отклонения в развитии, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня общего развития детей.

     Проблема ранней помощи детям с особыми потребностями в настоящее время является чрезвычайно актуальной, так как доля здоровых новорождённых в период с 1991 по 1998г. снизилась с 48,3 до 36,5% . Сегодня до 80% новорождённых являются физиологически незрелыми, около 70% имеют перинатальную патологию (Волосовец Т.В.).

     Имеющийся отечественный опыт ранней помощи основан на данных многолетнй исследовательской и практической деятельности психолого-медико-педагогического консульитрования  детей дошкольного возраста в ИКП РАО. Они доказывают, что грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала (Волосовец Т.В.).

    В значительной мере актуальность проблемы раннего выявления и коррекции недостатков развития ребенка связана с тем, что более поздние периоды жизни (дошкольный, школьный) уже «педагогически освоены»: созданы системы дошкольного и школьного воспитания и обучения детей с разными типами нарушений развития (В.И. Лубовский, 1994). Период же от рождения до 3-х лет остается в основном в ведении медиков, которых занимает, прежде всего, состояние здоровья детей, их физическое и соматическое благополучие, но не сенсорное, интеллектуальное, эмоциональное развитие.

    Необходимость использования сензитивных периодов в развитии различных функций также является важной проблемой ранней коррекционной помощи. О важности раннего возраста, охватывающего периоды, когда целый ряд функций особенно чувствителен к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием, говорили выдающиеся психологи и педагоги (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М. Монтессори и др.). Однако практически в ранние периоды развития дети с умственными и физическими недостатками лишь в единичных случаях получают необходимую психолого-педагогическую помощь, и даже в дошкольный период специальным обучением охвачено не более 3 % от всех детей этого возраста (не более трети всех нуждающихся).

    Немаловажной проблемой ранней помощи детям с отклонениями в развитии является педагогическая неграмотность части родителей, которая не способствует успешному воспитанию ребенка в домашних условиях. Не многие из них обладают определенными специальными знаниями, не все знают, где можно получить эти знания, не знают, куда обратиться за советом.

    Не так часто издается специальная литература с рекомендациями по раннему воспитанию и обучению детей раннего возраста с нарушениями развития. Имеющуюся же литературу (зачастую это переводная) требуется использовать при консультации специалиста, так как каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности, характеризуется своеобразием формы и степени нарушения развития, и поэтому универсальные рекомендации невозможны.

    Поэтому родителям ребёнка важно уже с рождения обратить внимание на:

1. Медицинские заключения:

– есть ли диагноз ПЭП?

Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) является гипоксия плода новорождённого, приводящая к отёку мозга, нарушению гемодинамики различной степени тяжести. ПЭП на последующих этапах онтогенеза вызывает самые разнообразные функциональные и структурные нарушения нервной системы, обуславливающие развитие детского церебрального паралича ( в 20% случаев), гидроцефалии, эпилепсии, минимальной мозговой дисфункции (67,6 % случаев по данным Ю.И. Барашнева), нарушений и задержки психического развития (Дунайкин М.Л). 

ПЭП к концу первого года жизни как диагноз снимается. Нормальное развитие отмечается у 15 – 20 % детей. Но длительные наблюдения показывают, что у этих детей при обследовании выявляются: речевые расстройства – 50,5 %, расстройства эмоционально – волевой сферы  – 29,2 %, ранний детский аутизм – 12,3 %, нарушения поведения и внимания  – 7,7 %, повышеная утомляемость и истощаемость нервных процессов – 9,2 % (Дунаева З.М., Растягайлова Л.И., Урядницкая Н.А.).

2. Предельно внимательно наблюдать за ранним развитием ребёнка: знать нормативы психомоторного развития детей первого года жизни. Е. Баенская выделяет ряд признаков раннего детского аутизма (РДА):

– отсутсвие, либо непостоянство отклика малыша на обращение к нему близких, на собственное имя;

– отсутствие прослеживания взором направления взгляда взрослога, игнорирование его указательного жеста и призыва. даже если в ряде случаев в начале слежение за указанием матери есть, то постепенно оно угасает;

– типична невыраженность подражания, чаще даже его отсутствие, а иногда очень длительная задержка;

– отсутствие эмоционального контакта с ребёнком. Если родители проявляют большую настойчивость и активность, пытаясь привлечь внимание к себе, ребёнок либо протестует, либо уходит от контакта.

    Знать нормативы развития второго и третьего года жизни. Первые признаки раннего детского аутизма на бытовом уровне выражаются следующими действиями и чувствами ребёнка:

– малыш неуместно смеётся, хихикает над тем, что абсолютно несмешно;

– он чувствует боль на минимальном уровне, не реагирует на болезненные ощущения бурно, его реакция, скорее, сдержанная;

– у малыша отсутствует всякое чувство опасности;

– он не любит обниматься и целоваться, и вообще предпочитает избегать всяческих “телячьих нежностей” — недаром таких детей называют “детьми Снежной Королевы”;

– ребёнок предпочитает однообразие в играх, может часами возиться с одной и той же игрушкой, выполняя одинаковые движения;

– малыш может вести себя очень обособленно, избегая людей;

– при словесном контакте ребёнок не смотрит в глаза своему собеседнику и вообще всячески избегает зрительного контакта;

– для того чтобы сказать о какой-то своей потребности, ребёнок может не использовать слова, а применять жесты;

– обычный предмет, на который родители не обращают никакого внимания, может стать для малыша другом, он может ощутить небывалую привязанность к нему;

– кроха повторяет за взрослыми слова или предложения, речь идёт о многократных неуместных повторениях;

– ребёнок твёрдо стоит на своём в случае, если родитель пытается лишь его однообразия;

– у малыша отсутствует реакция на необычный или слишком громкий звук (однако бывают и иные случаи, когда реакция на неожиданные звуки чересчур бурная);

– ребёнок часто вращается на одном месте или проделывает то же самое с другими предметами;

– ему крайне сложно общаться с окружающими взрослыми и сверстниками, и эти сложности видны невооружённым взглядом.

        Данные методические рекомендации адресованы родителям.

Источник

Вера Юрьевна Костычева
Консультация для воспитателей «Раннее выявление отклонений в развитии ребенка»

Ответственность родителей значительно возрастает, если ребенок имеет тяжелое заболевание в раннем возрасте. В этом случае диагностика состояния здоровья и развития маленького человека, особенно пока ему не исполнилось трех лет, важна с точки зрения планирования комплексной помощи ребенку и семье.

Помощь детям, имеющим нарушения развития, — это не узкоспециализированная деятельность (например, медицинское мероприятие, но широкий спектр услуг, и необходима как самим детям, так и их семьям. Такие услуги нужны, во-первых, тем детям, чье развитие уже существенно нарушено в результате врожденных изменений (таких, как церебральный паралич или нарушения слуха, изменений, вызванных средой (недостаточное вскармливание, заброшенность ребенка, неумелое или даже жестокое с ним обращение, других неизвестных причин (врожденного или приобретенного свойства либо их сочетания). Во-вторых, остро нуждаются в помощи те дети, чье развитие находится под угрозой в результате действия биологических факторов (например, Малый вес при рождении) или факторов среды (таких, как сочетание низкого дохода и отсутствие родственной поддержки).

Дети, чье развитие существенно нарушено в результате врожденных изменений, обычно сразу попадают в поле зрения специалиста. Для них создание системы профессиональной помощи, как правило, очевидно. Напротив, распознание второй группы может быть затруднено так же, как и понимание того, что эти дети нуждаются в помощи. Вот почему столь важно проводить регулярные обследования ребенка с целью своевременного обеспечения семьи специальной помощью сразу же, как только появляются первые признаки нарушения развития.

Основная цель ранней диагностики и помощи ребенку: обеспечить социальный, эмоциональный, интеллектуальный и физический рост маленького человека, имеющего нарушения развития, и достичь максимального успеха в раскрытии его возможностей при обучении. Кроме того, важно не допустить возникновения вторичных дефектов у детей с нарушениями развития. Вторичные дефекты появляются либо после врачебных ошибок, в процессе обучения или психо-социального консультирования ребенка, либо в результате искажения взаимоотношений его и семьи. Если же родным удается достичь взаимопонимания и приобрести навыки общения в соответствии с психофизическими особенностями ребенка, это, как правило, исключит иные вредные для него воздействия.

Помните: своевременная помощь ребенку позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его роста и развития.

Мы расскажем о взаимодействии врача и других специалистов с родителями, о том, как нужно наблюдать за развитием своего ребенка, чтобы вовремя обратить внимание на те или иные отклонения.

Диагноз нарушений в развитии ребенка — прежде всего медицинский. Он устанавливается врачом либо уже в родильном доме, либо на основании наблюдения за ростом и развитием ребенка участковым врачом-педиатром и врачами-специалистами. В зависимости от диагноза дети с нарушениями развития состоят на диспансерном учете у невропатолога, психоневролога, хирурга-ортопеда, окулиста, отоларинголога и др. Для семьи врач-педиатр и врач-специалист — это непосредственные кураторы, осуществляющие наблюдение и контроль за маленьким пациентом, главные консультанты и советчики во многих вопросах, связанных с течением заболевания.

На приеме врачом-специалистом ведется активный опрос, позволяющий наряду с осмотром на основании жалоб родителей сделать заключение о характере развития болезни, об особенностях ее протекания. Заключение врача обязательно фиксируется в карте индивидуального развития ребенка. Рекомендации по уходу за больным даются врачом сразу в момент постановки на диспансерный учет. Эти рекомендации изменяются в ходе роста, развития ребенка и касаются особенностей режима его сна, отдыха, питания, посещения детского дошкольного учреждения, школы, места летнего отдыха.

В диалоге врача и ребенка (родителей) активная сторона принадлежит именно врачу. Но это не означает, что родителям отводится роль слушателей. Ведь никто не знает ребенка лучше, никто не любит его так сильно, как они. Поэтому наблюдения близких за ребенком в процессе повседневного общения, в домашней обстановке могут дать врачу ценную информацию.

При посещении врача родители сами задают ему вопросы, связанные с проблемными ситуациями. К примеру, отдавать ли ребенка в детский сад, как выбрать оптимальный для него режим дня,какую форму обучения предпочесть: посещать школу или остановиться на индивидуальных занятиях. Эти и многие другие вопросы могут иметь несколько аспектов. Прежде всего — медицинский. Ведь любой медицинский ди-агноз, как уже отмечалось, устанавливается только врачом. Другой, не менее важный аспект — психологический. Здесь на помощь родителям приходит психолог, который работает в сотрудничестве с врачом. И наконец, помощь в разрешении проблем жизнедеятельности семьи призваны оказывать социальные работники. Они обладают знаниями в области медицины, психологии, педагогики, права и в социальной сфере.

Особенности раннего развития ребенка и диагностика

Чтобы знать, когда и к какому специалисту вам лучше обратиться, необходимо точно представлять себе особенности вашего ребенка. Маленькие дети развиваются очень динамично. Каждый день вы можете отмечать что-нибудь новое в поведении малыша, поэтому важно внимательно наблюдать за его развитием, сообщая врачу обо всех изменениях.

Самое главное для родителей — научиться управлять развитием ребенка так, чтобы поведение взрослых, их взаимоотношения с малышом помогали ему добиваться лучших результатов. Стратегия вашего поведения может и должна изменяться от одного возраста ребенка к другому, в зависимости от тех особенностей, которые будут выступать на первый план по мере взросления.

Остановимся на этапах развития малыша в первый год жизни. Это, пожалуй, самое сложное время для семьи, когда родители особенно остро ощущают потребность в помощи специалистов. Кроме того, это и наиболее ответственный период. Внимательный анализ наблюдений за ребенком помогает выявить возможные нарушения на максимально ранней стадии и, следовательно, увеличить вероятность их компенсации в будущем.

Следует обратить внимание на то, какие стороны развития малыша выделяются: общая моторика (навыки владения своим телом, точная моторика (навыки владения мелкими мышцами руки и способность осуществлять координированные движения глаз и рук, развитие языка и речи (навыки их понимания и использования, познавательное (умственное) развитие, навыки самообслуживания, социальные навыки (навыки общения). Данная структура позволяет систематизировать наблюдения за ребенком и уточнить причины обращения к врачу или другим специалистам.

Общая моторика

новорожденный:

в вертикальном положении имитирует шагающие движения.

1 месяц:

лежа на животе, поднимает голову;

лежа на животе, делает движения, напоминающие попытки ползать.

лежа на животе, напрягает ножки, когда вы прикасаетесь к ступням, создавая для них опору.

ребенок поднимает голову с вашего плеча, когда вы держите его вертикально, прижимая к себе за спинку;

поворачивает голову из стороны в сторону, лежа на спине.

2 месяца:

использует руки и ноги в игре;

поворачивается с бока на спину;

лежа на животе, поднимает голову вверх, отрывая ее от матраца на 5-7 см;

реагирует быстрыми движениями рук и ног (похожими на «велосипед», когда видит знакомое лицо или игрушку.

3 месяца:

лежа на животе, поднимает грудь над столом приблизительно на 4—5 см, помогает себе руками, чтобы подняться еще выше;

когда вы держите ребенка вертикально, поддерживая под руки, он пытается опереться на носочки, поднимает ножки.

4 месяца:

когда вы подтягиваете малыша за ручки из положения «лежа на спине» в положение «сидя», он хорошо держит голову вровень с линией тела;

поворачивается со спины на бок;

когда вы держите ребенка в положении «лежа на животе» на ваших руках, он хорошо держит голову.

5 месяцев:

лежа на животе, поднимает голову и грудь и удерживает это положение 15—20 секунд;

лежа на животе, поднимается на руках, перенося вес тела на руки;

хорошо держит голову при всевозможных движениях тела (когда вы его поднимаете, сажаете, переворачиваете, кладете);

поднимает голову, лежа на спине;

поворачивается с живота на спину;

поворачивается со спины на живот;

сидит с поддержкой (например, в детском стульчике);

достаточно уверенно переносит вес тела на ноги в вертикальном положении;

лежа на спине, высоко поднимает ножки, удерживает их ненадолго в таком положении.

7 месяцев:

лежа на животе, поднимает голову и грудь, опираясь на одну руку;

сидит без поддержки;

когда вы поддерживаете его под руки в вертикальном положении, стоит, может переступать с ноги на ногу, смотрит на свои ножки;

встает, покачиваясь, на руки и коленки.

8 месяцев:

садится из положения «лежа на животе» и ложится на живот из положения «сидя»;

хорошо удерживает равновесие, сидя со свободными руками;

ползает на животе, руки использует для подтягивания тела вперед;

сам встает, держась за окружающую мебель.

9 месяцев:

сидит без поддержки приблизительно 10 минут;

поднимается на руки и колени из положения «лежа на животе»;

стоит, держась за что-либо, приблизительно 5 минут;

когда вы поддерживаете ребенка под руки и ставите его на пол, делает шагающие движения;

сам садится из положения «лежа», держась за что-нибудь.

10 месяцев:

держась за окружающие предметы, ребенок сам встает и сам садится;

ползает, опираясь на руки и колени;

стоит, держась за что-либо одной рукой;

садится из положения «стоя» без поддержки.

11 месяцев:

делает шаги на месте, держась за мебель;

ходит вокруг мебели, держась за нее одной или обеими руками;

в положении «стоя» может поворачивать тело на 90 градусов;

стоит самостоятельно без поддержки.

12 месяцев:

самостоятельно стоит и делает 3 шага без поддержки.

Точная моторика

новорожденный:

выраженный хватательный рефлекс (прикоснитесь своим пальцем к внутренней поверхности ладошки малыша: он схватывает ваш палец).

2 месяца:

удерживает погремушку 5—10 секунд, прежде чем уронить ее (к четырем неделям ребенок сразу же выпускает погремушку из рук, к восьми неделям ненадолго удерживает ее в руке);

исчезает хватательный рефлекс.

3 месяца:

тянется к яркому предмету обеими руками одновременно (если вы показываете яркую игрушку, ребенок сдвигает к ней руки одновременно с двух сторон, соединяя их перед грудью, часто касается игрушки сжатыми кулачками);

развлекается с игрушкой (если вы вкладываете игрушку в ручку ребенка, он подносит ее к щеке, берет в рот).

4 месяца:

наблюдает за движением собственных рук;

стучит и играет с погремушкой и рассматривает ее в течение нескольких минут;

играет с пальцами, берет пальцы в рот;

активно тянется к игрушкам, висящим над грудью, иногда стучит по ним руками;

ребенок старается взять игрушку, лежащую на груди или рядом с плечом;

удерживает яркое пластмассовое кольцо в руке примерно 1 минуту.

5 месяцев:

ребенок удерживает небольшой кубик (3 см) в руке между пальцами и ладонью;

ребенок пытается брать в руку ложку.

6 месяцев:

малыш может поднять чашку (приблизительно 9 см в диаметре) двумя руками, но необязательно подносит ее ко рту;

настойчиво старается достать привлекательный объект, находящийся рядом с ним, но недосягаемый (например, игрушку, стоящую на столе на расстоянии, превышающем длину руки ребенка).

7 месяцев:

с интересом играет с бумагой (машет, мнет, рвет);

держит один кубик и берет второй другой рукой, держит оба кубика одновременно несколько секунд;

берет в руку игрушечное кольцо, перекладывает его из одной руки в другую, берет в рот.

8 месяцев:

целенаправленно извлекает звуки из колокольчика после демонстрации того, как это делать;

9 месяцев:

держит два кубика в руках, подносит их друг к другу, соединяет, как будто сравнивая;

держит, кусает и жует сухарик;

берет небольшие предметы с помощью большого и указательного пальцев.

10 месяцев:

с интересом играет пальцами (старается просовывать палец в дырки, углубления, дергать крючки, рычажки);

снимает салфетку, если видел, что под нее положили игрушку;

может играть двумя предметами одновременно (стучать одним об другой, ставить один на другой, вкладывать один в другой, например, кубик в чашку).

11 месяцев:

тянет за веревочку, к которой привязана игрушка, чтобы достать ее;

держит карандаш, пытается оставить след карандаша на бумаге.

12 месяцев:

снимает крышку с коробки из-под обуви, если видел, что туда положили игрушку;

постукивает ложкой об ложку;

ставит два-три кубика один на другой после демонстрации того, как это делать.

Познавательное развитие

новорожденный:

реагирует на звук (пошумите погремушкой или колокольчиком слева и справа от ребенка и следите за его поведением и выражением лица).

1 месяц:

реагирует на голос (говорите мягким, спокойным голосом с каждой стороны от ребенка, наблюдайте за поворотом головы, выражением лица, размером зрачков).

2 месяца:

узнает родителей;

улыбается в ответ на ласковое обращение к нему.

3 месяца:

смотрит на лицо и глаза того, кто к нему обращается;

гулит, когда взрослый ласково говорит с ним;

смотрит дольше на лицо, чем на неодушевленные предметы;

смеется, «хихикает», выражая радость;

дольше осматривается вокруг при перемене места.

4 месяца:

настораживается, плачет, пугается, услышав сердитый голос;

следит глазами за медленно передвигающейся игрушкой (передвигайте игрушку с одной стороны от ребенка до другой, выдерживая одинаковое расстояние от игрушки до глаз ребенка — приблизительно 15—20 см);

наблюдает за движением собственных рук;

оставаясь ненадолго один в комнате, не плачет, гулит сам с собой, часто повторяет одни и те же звуки;

поворачивает голову в сторону источника звука;

гулит, улыбается и «просится» на руки, когда видит знакомого взрослого;

смотрит на игрушку и тянется за ней, успешно координируя движения рук и глаз;

отвечает на подготовку к кормлению (узнает бутылочку, открывает рот, чмокает, протягивает ручки);

поворачивает голову на звук погремушки.

5 месяцев:

выразительно смеется в ответ на игру с ним (когда вы его подбрасываете, веселите);

поворачивает голову, чтобы увидеть со стуком упавшую игрушку.

6 месяцев:

отличает знакомые лица от незнакомых (реакция на незнакомых может быть самой разной — от удивления до плача);

улыбается, гулит, выражает удовольствие от созерцания собственного отражения в зеркале;

во время игры реагирует негативно на попытки отнять игрушку;

вытягивает вперед ручки, демонстрируя желание, чтобы его взяли на руки;

бросает игрушку на пол и смотрит на нее;

голосом и движениями показывает радость, если слышит шаги или голос входящего в комнату близкого человека после того, как ненадолго оставался один в комнате;

берет в рот игрушки;

рассматривает предметы, когда держит их в руках.

7 месяцев:

активно пытается играть и изучать собственное отражение в зеркале (похлопывает его, смеется, пробует ртом).

8 месяцев:

повторяет движения, которые приводят к звучанию предметов (нажимает кнопки, стучит, машет колокольчиком).

9 месяцев:

отрицательно качает головой, выражая ответ «нет»;

имитирует звуки, которые произносят родители, лепечет;

узнает собственное имя, оборачивается, улыбается, когда его окликают.

10 месяцев:

отвечает действием на слова, которые обычно сопровождаются простыми действиями («сорока-белобока», «ладушки»);

останавливается, когда слышит «нет-нет», «не надо»;

рассматривает картинки в книжках.

11 месяцев:

повторяет свои действия, которые вызывают смех взрослых;

надевает кольца на основание пирамидки.

12 месяцев:

пытается петь под музыку;

дает игрушку взрослому по его просьбе;

выполняет простые просьбы (подходит, когда его зовут; указывает на картинки, которые вы называете; показывает простые детские игры, когда вы его об этом просите, например «ладушки»).

Развитие языка и речи

1 месяц:

замирает, вздрагивает, услышав неожиданные звуки;

откликается на голос (например, поворачивает голову, изменяет выражение лица).

2 месяца:

произносит отдельные гласные звуки;

выражает удовольствие от общения со взрослым (во время кормления, одевания, когда его берут на руки);

становится более активным, улыбается.

3 месяца:

активно реагирует на ласковое обращение к нему, тянет гласные звуки.

4 месяца:

поворачивает голову в сторону источника звука;

смеется, когда вы играете с ним.

5 месяцев:

визжит, во время игр или других приятных моментов произносит высокие звуки, ярко выражающие удовольствие.

8 месяцев:

произносит комбинации звуков (да-да, ба-ба, ма-ма); — имитирует звуки, которые обычно сопровождают игру со взрослыми, — щелканье языком, покашливание, чмоканье губами.

10 месяцев:

называет родителей — «ма-ма», «па-па».

12 месяцев:

говорит два слова кроме слов «мама», «папа».

Самообслуживание

6 месяцев:

поднимает чашку руками.

7 месяцев:

берет руками маленькие кусочки фруктов, овощей.

8 месяцев:

кусает, жует игрушки во время игры.

9 месяцев:

держит, кусает и жует сухарик или печенье.

10 месяцев:

устраняет препятствия, укрывающие от него игрушку.

11 месяцев:

снимает шапочку;

терпеливо ведет себя во время одевания (вытягивает ручки и ножки для одевания рукавов и штанов).

Социальное (эмоциональное) развитие

новорожденный:

перестает плакать, успокаивается у вас на руках.

1 месяц:

фокусирует взгляд на ярких предметах (скорее на прямых, чем на круглых, медленно следит глазами за движущимся предметом.

2 месяца:

выражает удовольствие при общении со взрослым (улыбается, двигает ручками и ножками, тянет гласные звуки);

улыбается другим знакомым взрослым кроме своей мамы;

плачет, когда мама выходит из комнаты, даже когда кто-нибудь из взрослых остается рядом.

3 месяца:

смотрит на лицо и глаза человека, который разговаривает с ним;

намного меньше плачет, чем в первые два месяца жизни.

4 месяца:

улыбается оживленнее тому взрослому, которого хорошо знает.

6 месяцев:

протестует, когда кто-либо отнимает игрушку во время игры;

выражает неудовольствие во время появления н