Раннее сопровождение семей по развитию ребенка
Инна Королькова
Программа «Раннее сопровождение семей, находящихся в социально опасном положении»
Инновационная разработка «Раннее сопровождение семей, находящихся в социально — опасном положении»
II. ОПИСАНИЕ РАЗРАБОТКИ
1. Название разработки
«Раннее сопровождение семей, находящихся в социально опасном положении»
2. Проблемы, решению которых будет способствовать разработка. Сфера использования. Круг пользователей.
«Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей.
Главная школа воспитания детей – взаимоотношения
мужа и жены, отца и матери» В. А. Сухомлинский
Наше время предъявляет к детским садам высокие требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованными становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является, сегодня неотъемлемой целью любого детского сада.
Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.
Детские сады обладают большими адаптивными возможностями и могут чутко реагировать на изменение общественных запросов, так как способны удовлетворить разнообразные потребности семей из разных социальных слоев. На первый план выходит социально- педагогическая деятельность с семьей. Это обусловлено той важнейшей ролью, которую играет семья в воспитании и социализации ребенка. Наряду с благополучными семьями существуют семьи находящиеся в социально опасном положении.
Семьи, находящиеся в социально опасном положении – острая социально – педагогическая проблема современности.
Социологическими, психолого-педагогическими, медицинскими исследованиями выявлено отрицательное влияние семей «группы риска» на нравственное и психическое развитие детей. Почти 90% детей из семей находящихся в социально опасном положении страдают неврозами.Семьи в зависимости от причин и характера неблагополучия делятся на группы:
– семьи, страдающие алкоголизмом;
– семьи, ведущие аморальный образ жизни;
-семьи, имеющие конфликтность внутрисемейных отношений;
-безответственные семьи;
– семьи педагогически безграмотные.
Для работы с каждой группой определяются конкретные задачи и методы воздействия. Показателем семейногонеблагополучия являются сами дети: их поведение в детском саду (неуравновешенность характера, непослушание, агрессия, сверхподвижность, замкнутость) характер общения с взрослыми и детьми, низкий уровень усвоение программы.
Все отклонения от нормы служат для воспитателя сигналом о том, что у данного ребёнка могут быть неблагоприятные условия дома, что ребёнок и родители требуют особого внимания. Ссоры взрослых, физические оскорбления, разлука, развод – это факторы, нарушающие необходимые для ребёнка ощущения защищённости и безопасности, поскольку окружение в его понимании становится непредсказуемым, ненадёжным.
Оказать помощь семье находящейся в социально опасном положении – первостепенная задача, решить которую можно объединёнными усилиями детского сада и общественности. Нужно разобраться в причинах семейного неблагополучия, поднять, поддержать, помочь взрослым членам семьи в воспитании ребёнка.
3.Цель: Создание комплексной системы профилактической, коррекционной и реабилитационной работы с семьями и детьми на ранней стадии семейного неблагополучия.
4.Задачи:
1. Повышать качества услуг, предоставляемых специалистами дошкольного учреждения семьям и детям группы риска.
2. Создать для ребёнка эмоционально благоприятного микроклимата и психологических условий для нормального развития и обучения.
3. Пропаганда семейных традиций, семейного благополучия, семейных ценностей.
4. Обеспечить защиту прав личности воспитанников, обеспечить их психологическую и физическую безопасность, педагогическую поддержку и содействовать ребёнку в проблемных ситуациях.
5. Разработать план совместной работы с социальными службами города для оказания конкретной образовательной, психологической, посреднической помощи семьям группы риска.
5.Ожидаемые результаты:
1. Сокращение числа семей находящихся в социально- опасном положении.
2. Улучшение психического и физического здоровья детей из семей находящихся в социально опасном положении
3. Составление обобщающей таблицы по изучению семей «группы риска» (приложение)
4. Более тесное сотрудничество с организациями
5. Разработка стратегии и тактики работы в отношении каждой семьи и групп семей, имеющих схожие проблемы, что позволяет обеспечить адресность и результативность социально- педагогической работы учреждения.
6. Актуальность разработки
Пережитый страной длительный экономический кризис тяжело сказался на положении российской семьи. Анализ статистических показателей последних лет позволяет сделать выводы о негативных тенденциях в сфере семейных отношений, о росте семейного неблагополучия.
Ослабевает нравственный и воспитательный потенциал семьи, снижается ответственность родителей за содержание и воспитание детей. Слабая экономическая самостоятельность семей является одной из причин семейного неблагополучия и порождает большое число семей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в различных мерах социальной поддержки.
Вызывает тревогу и состояние здоровья детей, изменения их физического, психического состояния, оказывает отрицательное влияние на процесс образования и развития личности ребёнка.
В семьях находящихся в социально опасном положении ущемляются права ребёнка. Тема защиты прав ребёнка актуальна на современном этапе и осуществляется с опорой на существующие законодательные документы. Эти документы, СП способствуют контролю и реализации прав ребёнка со стороны дошкольного образовательного учреждения.
Несмотря на актуальность проблемы в нашем дошкольном учреждении отсутствовала работа по данному направлению, так как не было детей из семей находящихся в социально опасном положении. В последнее время ситуация изменилась, поэтому появилась проблема сопровождения детей из семей группы риска. Изучив материал по данной теме, я разработала инновационный проект на тему «Раннее сопровождение семей, находящихся в социально-опасном положении», основываясь на возможностях воспитателей, специалистов, администрации ДОУ.
7. Новизна разработки.
Наработки в области психологического и педагогического сопровождения в нашем дошкольном учреждении в наибольшей степени соответствуют прогрессивным идеям отечественной психологии, педагогики и социальной работы.
Новизна данной разработки в том, что раннее вмешательство в диагностируемый процесс разрушения семейной системы позволит устранить причину её неблагополучия и тем самым вывести семью и её членов на новый этап функционирования.
Одной из новых форм работы следует выделить ведение ежедневного дневника наблюдений за ребёнком, что позволяет дать полную картину жизни ребёнка, вовремя увидеть её негативные стороны и оказать своевременную помощь.
8. Содержание разработки. Работа ведётся по трём направлениям: профилактическая, коррекционная, реабилитационная.
Профилактическая работа
Работа с детьми Наблюдение за ребенком в играх, сюжетно-ролевая игра «Семья»
Диагностика
Посещение на дому (регулярное)
Наблюдение за ребёнком (спонтанное и целенаправленное, ведение дневника)
Изучение литературы Изучение опыта работы педагогов по данной теме,опубликованной в журналах: «Дошкольное воспитание», «Обруч»
ЛебедеваС. А «Основы специальной педагогики и психологии» ШГПУ2002.
Барабошкина О. С, Макарова Л. Ф, Щербина О. С «Содержание работы общественного инспектора по охране детства в дошкольном образовательном учреждении» Кострома 2008
Нормативные правовые документы. М., 2005
Работа с родителями Анкетирование
Тестирование
Изучение семьи
Заполнение социально-педагогического паспорта семьи, общие сведения о семье, жилищно–бытовые условия, сведения о родителях, характеристика взаимоотношений в семье, взаимодействие семьи с ДОУ
Индивидуальные беседы с родителями
Уголки, для родителей оформленные в группе
Рекомендации родителям литературы по интересующимся их вопросам
Коррекционная работа
Работа с документами
Первичная работа
Начальный этап Постановка семьи находящейся в социально опасном положении на внутренний учёт в ДОУ
Составление педагогической характеристики ребёнка
Паспорт
Работа с родителями
Родительские собрания:
«Права ребёнка в семье»
«Ответственность взрослых гарантия безопасности»
Дискуссия «Что нам мешает услышать друг друга»
Папка передвижка «Искусство быть родителями»
Тестирование «Какой вы родитель»
«На какой основе строится отношения отца и матери к ребёнку?»
Анкета для родителей «Тип темперамента взрослых»
Лекторий для родителей с привлечением специалистов (психолога, логопеда,
Занятия с родителями по правовому воспитанию
Участие и помощь родителей в различных конкурсах
Взаимодействие со специалистами:
Педагог-психолог, учитель-логопед, руководитель физического воспитания Участие воспитателей, родителей в психологических занятиях
Семинары (разбор проблемных ситуаций, проигрывание ситуаций при помощи сценок)
Психологические занятия с детьми для решения индивидуальных задач
Семинар «Профилактика жестокого обращения с детьми»
Анализ детских рисунков на темы: «Моя семья», «Мой самый любимый человек»
Консультирование родителей и педагогов по социально-педагогическим вопросам
Эмоционально-личностные проблемы, трудности поведения и характера (рекомендации психолога педагогом и родителям)
Кружки «Юные богатыри»
«Маленькие феи»
Работа с детьми Занятия по правовому воспитанию дошкольников
Взаимодействие с социумом Встреча со специалистами отдела социальной защиты
Приглашение в ДОУ специалистов: юриста, инспектора по делам несовершеннолетних
Работа с учреждениями и ведомствами, имеющие отношения к охране прав детей
Реабилитационная работа
Создание консультативного пункта для родителей, целью которого, является оказание помощи родителям в приобретении педагогических знаний, знаний особенностей физического и психического развития ребёнка
Составление актов посещения семей
Картотека семей «группы риска»
Патронаж-посещение на дому с диагностическими, контрольными, адаптационными целями
Проведение социологического исследования «Сканирование семейных проблем жителей г. Волгореченска»
Телефон доверия
Буклеты:
«Как научиться понимать своего ребёнка»
«Детская ложь»
«Памятка родителям дошкольника»
• «Профилактика жестокого обращения с детьми»
• «Физическое насилие»
• «Психологическое насилие»
• «Сексуальное насилие»
• «Пренебрежение нуждами ребёнка»
9. Продолжительность реализации разработки
Реализация инновационного проекта рассчитана на 2 года с 2019-2021 год.
10. Дополнительные возможности.
1. Использование результатов другими работниками и специалистами дошкольного учреждения
2. Сотрудничество с Попечительским советом, Родительским комитетом (ДОУ и группы)
11. Перспективы дальнейшего развития разработки, возможности распространения опыта
Использование результатов другими работниками и специалистами дошкольного учреждения.
Использование разработки в центрах социальной помощи семье и детям.
Внедрение проекта в практику.
Взаимодействие с государственными и общественными организациями для защиты интересов семей и детей.
12. Уровень проработанности разработки. Первый этап был подготовительный.На данном этапе проведено следующее: диагностика детей, посещение семей, наблюдения детей в играх, анкетирование родителей, заполнение акта жилищно- бытовых условий социально- педагогического паспорта семьи «группы риска» Оформлены уголки для, родителей. Консультирование родителей по интересующим их вопросам.
Сейчас я нахожусь на втором этапе – эксперементально-практическом. Поставила семью «группы риска» на внутренний учёт в ДОУ. Составила план мероприятий по работе с данной семьёй. Веду ежедневный дневник наблюдений за эмоционально – поведенческим состоянием ребёнка, что позволяет мне своевременно выявить неблагополучие в семье и принять необходимые меры (посещение семьи на дому, индивидуальные беседы, консультации.) Взаимодействую со специалистами дошкольного учреждения и сотрудниками из территориального отдела по защите населения, опеки и попечительства, разрабатываю буклеты, памятки.
Ресурсное обеспечение.
* Нормативно-правовое (знание и учёт законов, положения о правах ребёнка)
Всемирная декларация прав ребёнка.
Конвенция ООН о правах ребёнка.
Семейный кодекс РФ.
О гарантиях прав ребёнка в Костромской области.
Информационно-методическое обеспечение: методическая литература, консультации для родителей, перспективные планы.
Материально-техническая база: предметно-развивающая среда, кабинет психолога, кабинет логопеда, Изостудия, физкультурный зал, театральная студия
Кадровое обеспечение: воспитатели, психолог, логопед, инструктор по физическому воспитанию,
Финансовое обеспечение
Содержится за счёт средств бюджета ДОУ и финансируется в соответствии с утверждённой сметой расходов ДОУ.
Организационно-методическое и психолого-педогагическое: разработка программ, участие в конференциях, семинарах, курсах повышения квалификации
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №115» г. Курска
305047, г. Курск, ул. Заводская, 53 –а. Тел. (4712) 35-82-74
ИНН – 4630019311; ОКПО – 11095920; ОГРН – 1034637016545; КПП – 463201001
www.mdou115kursk@yandex.ru
Утверждено заведующим МБДОУ
«Центр развития ребёнка–
детский сад №115»
«____»_________20__ г.
___________________ В. А. Головачева
Учитель-логопед: Чернова Юлия Евгеньевна.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАННЕЙ ПОМОЩИ
И СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА И ЕГО СЕМЬИ
ФИО ребенка: Калинина Анна Сергеевна
Дата рождения:12.09.2016.
Программа составлена на материале:
Заключение специалиста: ЗРР
Заключение междисциплинарной команды специалистов:Несоответствие уровня психического и речевого развития ребенка принятым возрастным нормам.
Количество занятий по реализации программы: 10
Режим занятий: четверг, 15.00-16.30
Дата окончания занятий:23.01.2020
Цель программы:
- Активация у ребенка познавательной и речевой деятельности, направленной на ознакомление с окружающим миром.
- Научить родителей практическим навыкам взаимодействия с детьми.
Задачи программы:
- Выявить уровень актуального развития и «зоны ближайшего развития» ребенка;
- Определить пути коррекции нарушений в развитии ребенка;
- Подобрать приемы и методы для достижения целей программы;
- Провести комплекс коррекционно-развивающих занятий по формированию речевой и познавательной активности ребенка;
- Повысить уровень компетентности родителей в вопросах воспитания ребенка: обучение приемам игрового массажа кистей рук, формирование умений организации совместной игровой деятельности, адекватной уровню развития ребенка.
- Характеристика основных областей развития ребенка
- Физическое развитие, навыки гигиены и самообслуживания.
Физическое развитие соответствует паспортному возрасту, Внешний вид неопрятный. Общие двигательные и мелкомоторные навыки неловки, походка не изменена, пальцевый захват предметов неуверенный, ведущая рука правая.
Гигиенические навыки и навыки самообслуживания в стадии формирования.
- Эмоционально-волевая сфера.
Зрительный контакт – неустойчив, взаимодействие не активно. Не всегда реагирует на имя. Поведение и самостоятельная деятельность хаотичны. Резкие смены настроения, проявляются признаки агрессии к другим детям (со слов мамы).
Интерес к заданиям проявляет не всегда. Ранее изученные действия повторяет неуверенно, перенос полученных навыков неустойчивый.
- Познавательная деятельность.
Внимание неустойчиво, память непроизвольная, Проявляет интерес к заданиям игрового характера, но быстро переключается и утомляется, инструкции выполняет избирательно.
- Речевая деятельность и языковые средства.
Обращенную речь понимает. Самостоятельная речь представлена звукокомплексами, отдельными словами.
Заключение учителя-логопеда: ЗРР (Несоответствие уровня развития речи ребенка принятым возрастным нормам)
- Содержание программы, план занятий
Этапы реализации программы:
1 этап (подготовительный, консультативный) – изучение индивидуальных особенностей ребенка, системы его воспитания и социального окружения (наблюдение за ребенком, беседы с родителями), планирование коррекционной работы.
2 этап (коррекционный) – проведение индивидуальных занятий (10 занятий: 5 занятий по познавательному развитию, 5 занятий направленных на обогащение пассивного и активного словаря)
3 этап (итоговый, консультативный) – анализ результатов работы.
Структура занятия:
- Приветствие;
- Повышение активности ребенка в процессе общения со взрослым
- Прощание
Цель занятий: формировнть доверительное отношение к педагогу; формировать познавательно-коммуникативные и игровые навыки, формировать навыки речевого общения.
Занятие 1.
Задачи:
– формировать доверительное отношение к педагогу;
– формировать правила поведения на занятии.
Занятие 2.
Задачи: формировать у ребенка восприятие величны предмета
Приветствие
Игра матрешка (игра на развитие восприятии величины предмета)
Динамическая пауза (Матрешка)
Игра «большой – маленькие» (на картинном материале).
Занятие 3.
Задачи: закреплять знания о величине предмета, учить основные цвета.
Приветствие.
Игра пирамидка
Дыхательная гимнастика
Динамическая пауза (Матрешка)
Игра «Радуга» (изучение цвета)
Занятие 4.
Задачи: продолжать учить основные цвета, развивать мелкую моторику, формировать представления о форме предмета.
Приветствие
Упражнение цветные гномики
Игра с шариками су-джок.
Динамическая пауза (гроза)
Игра цветные вкладыши.
Занятие 5.
Задачи: закрепление материала
Оборудование: Матрешка, пирамидка, картинный материал, цветные кубики, цветные деревянные гномики, форма с прорезями и цветные вкладыши.
Занятие 6
Задачи: учить названия животных и их детенышей, закреплять понятия большой, меньше, маленький.
Игра «Кто как голос подает»
Игра «Найди маму»
Самомассаж шариками и колечками Су-джок.
Упражнение большой – маленький (Пирамидка, матрешка)
Занятие 7.
Задачи:учить названия частей тела животных и человека, формировать понятия один, два, много.
Приветствие
Упражнение покажи часть тела (на кукле, на себе, на фигурках жиаотных)
Динамическая пауза (мы ногами топ-топ)
Игра «Один, два, много» (цветные камешки, кубики, крупные бусины)
Занятие 8.
Задачи:уточнять значение предлогов в, на, под, за, над, перед.
Приветствие
Игра с игрушечными животными «Найди местечко» (посади в машину, за…, на… и т. д.)
Динамическая пауза (мы ногами топ-топ)
Упражнение что (кто) где? (сюжетная картинка)
Занятие 9.
Задачи:формировать простейшие навыки речевого общения.
Упражнения на выполнение инструкций, озвучивание простых просьб (иди, дай, на и т. д.)
Динамическая пауза (мы ногами топ-топ)
«Кто что делает» (Новикова-Иванцова «от слова к фразе»)
Занятие 10.
Задачи:закрепление материала, ознакомление родителей с рекомендациями по дальнейшему развитию ребенка.
Приветствие
Оборудование:Настольная игра «Заплатки», игра «чей малыш», пирамидка, матрешка, цветные гномики, кубики-пазлы 4 части (животные).
- Работа с родителями
Рекомендуемая литература:
1. .Елагина М.Г. Почему ребенок не говорит / М.Г. Елагина // Дошкольное воспитание. – 1988. – № 4. – С. 44-53.
2. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. — Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 320с. – (Учимся играя)
3. Павлова JI.H. Раннее детство: развитие речи и мышления / Л.Н. Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 163 с.
4. Венгер А.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М., 1989г.
5. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. Москва, 1994 г.
6. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб., 1997г.
7. Смирнова Е., Гударева О. Современные дети: особенности игры и психического развития. Дошкольное воспитание №10;3 2004г.
- Ожидаемые результаты реализации Программы
По окончании данного курса ожидается, что ребенок:
- будет соблюдать адекватное поведение на занятиях,
- будет соблюдать ритуалы встречи и прощания,
- будет воспринимать устные инструкции и сообщения при общении;
- проявит интерес к совместным игровым действиям;
- научится производить выбор, сортировку предмета по заданному признаку;
- овладеет элементарными навыками речевого взаимодействия.
С программой ознакомлены:
«____»_______________20___г.
____________(_____________)
Источник