Раннее сопровождение семей по развитию ребенка

Инна Королькова
Программа «Раннее сопровождение семей, находящихся в социально опасном положении»

Инновационная разработка «Раннее сопровождение семей, находящихся в социально — опасном положении»

II. ОПИСАНИЕ РАЗРАБОТКИ

1. Название разработки

«Раннее сопровождение семей, находящихся в социально опасном положении»

2. Проблемы, решению которых будет способствовать разработка. Сфера использования. Круг пользователей.

«Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей.

Главная школа воспитания детей – взаимоотношения

мужа и жены, отца и матери» В. А. Сухомлинский

Наше время предъявляет к детским садам высокие требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованными становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является, сегодня неотъемлемой целью любого детского сада.

Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.

Детские сады обладают большими адаптивными возможностями и могут чутко реагировать на изменение общественных запросов, так как способны удовлетворить разнообразные потребности семей из разных социальных слоев. На первый план выходит социально- педагогическая деятельность с семьей. Это обусловлено той важнейшей ролью, которую играет семья в воспитании и социализации ребенка. Наряду с благополучными семьями существуют семьи находящиеся в социально опасном положении.

Семьи, находящиеся в социально опасном положении – острая социально – педагогическая проблема современности.

Социологическими, психолого-педагогическими, медицинскими исследованиями выявлено отрицательное влияние семей «группы риска» на нравственное и психическое развитие детей. Почти 90% детей из семей находящихся в социально опасном положении страдают неврозами.Семьи в зависимости от причин и характера неблагополучия делятся на группы:

– семьи, страдающие алкоголизмом;

– семьи, ведущие аморальный образ жизни;

-семьи, имеющие конфликтность внутрисемейных отношений;

-безответственные семьи;

– семьи педагогически безграмотные.

Для работы с каждой группой определяются конкретные задачи и методы воздействия. Показателем семейногонеблагополучия являются сами дети: их поведение в детском саду (неуравновешенность характера, непослушание, агрессия, сверхподвижность, замкнутость) характер общения с взрослыми и детьми, низкий уровень усвоение программы.

Все отклонения от нормы служат для воспитателя сигналом о том, что у данного ребёнка могут быть неблагоприятные условия дома, что ребёнок и родители требуют особого внимания. Ссоры взрослых, физические оскорбления, разлука, развод – это факторы, нарушающие необходимые для ребёнка ощущения защищённости и безопасности, поскольку окружение в его понимании становится непредсказуемым, ненадёжным.

Оказать помощь семье находящейся в социально опасном положении – первостепенная задача, решить которую можно объединёнными усилиями детского сада и общественности. Нужно разобраться в причинах семейного неблагополучия, поднять, поддержать, помочь взрослым членам семьи в воспитании ребёнка.

3.Цель: Создание комплексной системы профилактической, коррекционной и реабилитационной работы с семьями и детьми на ранней стадии семейного неблагополучия.

4.Задачи:

1. Повышать качества услуг, предоставляемых специалистами дошкольного учреждения семьям и детям группы риска.

2. Создать для ребёнка эмоционально благоприятного микроклимата и психологических условий для нормального развития и обучения.

3. Пропаганда семейных традиций, семейного благополучия, семейных ценностей.

4. Обеспечить защиту прав личности воспитанников, обеспечить их психологическую и физическую безопасность, педагогическую поддержку и содействовать ребёнку в проблемных ситуациях.

5. Разработать план совместной работы с социальными службами города для оказания конкретной образовательной, психологической, посреднической помощи семьям группы риска.

5.Ожидаемые результаты:

1. Сокращение числа семей находящихся в социально- опасном положении.

2. Улучшение психического и физического здоровья детей из семей находящихся в социально опасном положении

3. Составление обобщающей таблицы по изучению семей «группы риска» (приложение)

4. Более тесное сотрудничество с организациями

5. Разработка стратегии и тактики работы в отношении каждой семьи и групп семей, имеющих схожие проблемы, что позволяет обеспечить адресность и результативность социально- педагогической работы учреждения.

6. Актуальность разработки

Пережитый страной длительный экономический кризис тяжело сказался на положении российской семьи. Анализ статистических показателей последних лет позволяет сделать выводы о негативных тенденциях в сфере семейных отношений, о росте семейного неблагополучия.

Ослабевает нравственный и воспитательный потенциал семьи, снижается ответственность родителей за содержание и воспитание детей. Слабая экономическая самостоятельность семей является одной из причин семейного неблагополучия и порождает большое число семей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в различных мерах социальной поддержки.

Читайте также:  Развитие психических функций ребенка дошкольного возраста

Вызывает тревогу и состояние здоровья детей, изменения их физического, психического состояния, оказывает отрицательное влияние на процесс образования и развития личности ребёнка.

В семьях находящихся в социально опасном положении ущемляются права ребёнка. Тема защиты прав ребёнка актуальна на современном этапе и осуществляется с опорой на существующие законодательные документы. Эти документы, СП способствуют контролю и реализации прав ребёнка со стороны дошкольного образовательного учреждения.

Несмотря на актуальность проблемы в нашем дошкольном учреждении отсутствовала работа по данному направлению, так как не было детей из семей находящихся в социально опасном положении. В последнее время ситуация изменилась, поэтому появилась проблема сопровождения детей из семей группы риска. Изучив материал по данной теме, я разработала инновационный проект на тему «Раннее сопровождение семей, находящихся в социально-опасном положении», основываясь на возможностях воспитателей, специалистов, администрации ДОУ.

7. Новизна разработки.

Наработки в области психологического и педагогического сопровождения в нашем дошкольном учреждении в наибольшей степени соответствуют прогрессивным идеям отечественной психологии, педагогики и социальной работы.

Новизна данной разработки в том, что раннее вмешательство в диагностируемый процесс разрушения семейной системы позволит устранить причину её неблагополучия и тем самым вывести семью и её членов на новый этап функционирования.

Одной из новых форм работы следует выделить ведение ежедневного дневника наблюдений за ребёнком, что позволяет дать полную картину жизни ребёнка, вовремя увидеть её негативные стороны и оказать своевременную помощь.

8. Содержание разработки. Работа ведётся по трём направлениям: профилактическая, коррекционная, реабилитационная.

Профилактическая работа

Работа с детьми Наблюдение за ребенком в играх, сюжетно-ролевая игра «Семья»

Диагностика

Посещение на дому (регулярное)

Наблюдение за ребёнком (спонтанное и целенаправленное, ведение дневника)

Изучение литературы Изучение опыта работы педагогов по данной теме,опубликованной в журналах: «Дошкольное воспитание», «Обруч»

ЛебедеваС. А «Основы специальной педагогики и психологии» ШГПУ2002.

Барабошкина О. С, Макарова Л. Ф, Щербина О. С «Содержание работы общественного инспектора по охране детства в дошкольном образовательном учреждении» Кострома 2008

Нормативные правовые документы. М., 2005

Работа с родителями Анкетирование

Тестирование

Изучение семьи

Заполнение социально-педагогического паспорта семьи, общие сведения о семье, жилищно–бытовые условия, сведения о родителях, характеристика взаимоотношений в семье, взаимодействие семьи с ДОУ

Индивидуальные беседы с родителями

Уголки, для родителей оформленные в группе

Рекомендации родителям литературы по интересующимся их вопросам

Коррекционная работа

Работа с документами

Первичная работа

Начальный этап Постановка семьи находящейся в социально опасном положении на внутренний учёт в ДОУ

Составление педагогической характеристики ребёнка

Паспорт

Работа с родителями

Родительские собрания:

«Права ребёнка в семье»

«Ответственность взрослых гарантия безопасности»

Дискуссия «Что нам мешает услышать друг друга»

Папка передвижка «Искусство быть родителями»

Тестирование «Какой вы родитель»

«На какой основе строится отношения отца и матери к ребёнку?»

Анкета для родителей «Тип темперамента взрослых»

Лекторий для родителей с привлечением специалистов (психолога, логопеда,

Занятия с родителями по правовому воспитанию

Участие и помощь родителей в различных конкурсах

Взаимодействие со специалистами:

Педагог-психолог, учитель-логопед, руководитель физического воспитания Участие воспитателей, родителей в психологических занятиях

Семинары (разбор проблемных ситуаций, проигрывание ситуаций при помощи сценок)

Психологические занятия с детьми для решения индивидуальных задач

Семинар «Профилактика жестокого обращения с детьми»

Анализ детских рисунков на темы: «Моя семья», «Мой самый любимый человек»

Консультирование родителей и педагогов по социально-педагогическим вопросам

Эмоционально-личностные проблемы, трудности поведения и характера (рекомендации психолога педагогом и родителям)

Кружки «Юные богатыри»

«Маленькие феи»

Работа с детьми Занятия по правовому воспитанию дошкольников

Взаимодействие с социумом Встреча со специалистами отдела социальной защиты

Приглашение в ДОУ специалистов: юриста, инспектора по делам несовершеннолетних

Работа с учреждениями и ведомствами, имеющие отношения к охране прав детей

Реабилитационная работа

Создание консультативного пункта для родителей, целью которого, является оказание помощи родителям в приобретении педагогических знаний, знаний особенностей физического и психического развития ребёнка

Составление актов посещения семей

Картотека семей «группы риска»

Читайте также:  Если ребенок остановился в развитии

Патронаж-посещение на дому с диагностическими, контрольными, адаптационными целями

Проведение социологического исследования «Сканирование семейных проблем жителей г. Волгореченска»

Телефон доверия

Буклеты:

«Как научиться понимать своего ребёнка»

«Детская ложь»

«Памятка родителям дошкольника»

«Профилактика жестокого обращения с детьми»

«Физическое насилие»

«Психологическое насилие»

«Сексуальное насилие»

«Пренебрежение нуждами ребёнка»

9. Продолжительность реализации разработки

Реализация инновационного проекта рассчитана на 2 года с 2019-2021 год.

10. Дополнительные возможности.

1. Использование результатов другими работниками и специалистами дошкольного учреждения

2. Сотрудничество с Попечительским советом, Родительским комитетом (ДОУ и группы)

11. Перспективы дальнейшего развития разработки, возможности распространения опыта

Использование результатов другими работниками и специалистами дошкольного учреждения.

Использование разработки в центрах социальной помощи семье и детям.

Внедрение проекта в практику.

Взаимодействие с государственными и общественными организациями для защиты интересов семей и детей.

12. Уровень проработанности разработки. Первый этап был подготовительный.На данном этапе проведено следующее: диагностика детей, посещение семей, наблюдения детей в играх, анкетирование родителей, заполнение акта жилищно- бытовых условий социально- педагогического паспорта семьи «группы риска» Оформлены уголки для, родителей. Консультирование родителей по интересующим их вопросам.

Сейчас я нахожусь на втором этапе – эксперементально-практическом. Поставила семью «группы риска» на внутренний учёт в ДОУ. Составила план мероприятий по работе с данной семьёй. Веду ежедневный дневник наблюдений за эмоционально – поведенческим состоянием ребёнка, что позволяет мне своевременно выявить неблагополучие в семье и принять необходимые меры (посещение семьи на дому, индивидуальные беседы, консультации.) Взаимодействую со специалистами дошкольного учреждения и сотрудниками из территориального отдела по защите населения, опеки и попечительства, разрабатываю буклеты, памятки.

Ресурсное обеспечение.

* Нормативно-правовое (знание и учёт законов, положения о правах ребёнка)

Всемирная декларация прав ребёнка.

Конвенция ООН о правах ребёнка.

Семейный кодекс РФ.

О гарантиях прав ребёнка в Костромской области.

Информационно-методическое обеспечение: методическая литература, консультации для родителей, перспективные планы.

Материально-техническая база: предметно-развивающая среда, кабинет психолога, кабинет логопеда, Изостудия, физкультурный зал, театральная студия

Кадровое обеспечение: воспитатели, психолог, логопед, инструктор по физическому воспитанию,

Финансовое обеспечение

Содержится за счёт средств бюджета ДОУ и финансируется в соответствии с утверждённой сметой расходов ДОУ.

Организационно-методическое и психолого-педогагическое: разработка программ, участие в конференциях, семинарах, курсах повышения квалификации

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №115» г. Курска

305047, г. Курск, ул. Заводская, 53 –а. Тел. (4712) 35-82-74

ИНН – 4630019311; ОКПО – 11095920; ОГРН – 1034637016545; КПП – 463201001

www.mdou115kursk@yandex.ru

Утверждено заведующим МБДОУ

«Центр развития ребёнка–

детский сад №115»

«____»_________20__ г.

___________________ В. А. Головачева

Учитель-логопед: Чернова Юлия Евгеньевна.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАННЕЙ ПОМОЩИ

И СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА И ЕГО СЕМЬИ

ФИО ребенка: Калинина Анна Сергеевна

Дата рождения:12.09.2016.

Программа составлена на материале:

Заключение специалиста: ЗРР

Заключение междисциплинарной команды специалистов:Несоответствие уровня психического и речевого развития ребенка принятым возрастным нормам.

Количество занятий по реализации программы: 10

Режим занятий: четверг, 15.00-16.30

Дата окончания занятий:23.01.2020

Цель программы:

  1. Активация у ребенка познавательной и речевой деятельности, направленной на ознакомление с окружающим миром.
  2. Научить родителей практическим навыкам взаимодействия с детьми.

Задачи программы:

  1. Выявить уровень актуального развития и «зоны ближайшего развития» ребенка;
  2. Определить пути коррекции нарушений в развитии ребенка;
  3. Подобрать приемы и методы для достижения целей программы;
  4. Провести комплекс коррекционно-развивающих занятий по формированию речевой и познавательной активности ребенка;
  5. Повысить уровень компетентности родителей в вопросах воспитания ребенка: обучение приемам игрового массажа кистей рук, формирование умений организации совместной игровой деятельности, адекватной уровню развития ребенка.
  1. Характеристика основных областей развития ребенка
  • Физическое развитие, навыки гигиены и самообслуживания.

Физическое развитие соответствует паспортному возрасту, Внешний вид неопрятный. Общие двигательные и мелкомоторные навыки неловки, походка не изменена, пальцевый захват предметов неуверенный, ведущая рука правая.

Гигиенические навыки и навыки  самообслуживания в стадии формирования.

  • Эмоционально-волевая сфера.

Зрительный контакт – неустойчив, взаимодействие не активно. Не всегда реагирует на имя. Поведение и самостоятельная деятельность хаотичны. Резкие смены настроения, проявляются признаки агрессии к другим детям (со слов мамы).

Интерес к заданиям проявляет не всегда. Ранее изученные действия повторяет неуверенно, перенос полученных навыков неустойчивый.

  • Познавательная деятельность.
Читайте также:  Этапы развития семьи с ребенком

Внимание неустойчиво, память непроизвольная, Проявляет интерес к заданиям игрового характера, но быстро переключается и утомляется, инструкции выполняет избирательно.

  • Речевая деятельность и языковые средства.

Обращенную речь понимает. Самостоятельная речь представлена звукокомплексами, отдельными словами.

Заключение учителя-логопеда: ЗРР (Несоответствие уровня развития речи ребенка принятым возрастным нормам)

  1. Содержание программы, план занятий

Этапы реализации программы:

1 этап (подготовительный, консультативный) – изучение индивидуальных особенностей ребенка, системы его воспитания и социального окружения (наблюдение за ребенком, беседы с родителями), планирование коррекционной работы.

2 этап (коррекционный) –  проведение индивидуальных занятий (10 занятий: 5 занятий по познавательному развитию, 5 занятий направленных на обогащение пассивного и активного словаря)

3 этап (итоговый, консультативный) – анализ результатов работы.

Структура занятия:

  • Приветствие;
  • Повышение активности ребенка в процессе общения со взрослым
  • Прощание

Цель занятий: формировнть доверительное отношение к педагогу; формировать познавательно-коммуникативные и игровые навыки, формировать навыки речевого общения.

Занятие 1.

Задачи:

– формировать доверительное отношение к педагогу;

– формировать правила поведения на занятии.

Занятие 2.

Задачи: формировать у ребенка восприятие величны предмета

Приветствие

Игра матрешка (игра на развитие восприятии величины предмета)

Динамическая пауза (Матрешка)

Игра «большой – маленькие» (на картинном материале).

Занятие 3.

Задачи: закреплять знания о величине предмета, учить основные цвета.

Приветствие.

Игра пирамидка

Дыхательная гимнастика

Динамическая пауза (Матрешка)

Игра «Радуга» (изучение цвета)

Занятие 4.

Задачи: продолжать учить основные цвета, развивать мелкую моторику, формировать представления о форме предмета.

Приветствие

Упражнение цветные гномики

Игра с шариками су-джок.

Динамическая пауза (гроза)

Игра цветные вкладыши.

Занятие 5.

Задачи: закрепление материала

Оборудование: Матрешка, пирамидка, картинный материал, цветные кубики, цветные деревянные гномики, форма с прорезями и цветные вкладыши.

Занятие 6

Задачи: учить названия животных и их детенышей, закреплять понятия большой, меньше, маленький.

Игра «Кто как голос подает»

Игра «Найди маму»

Самомассаж шариками и колечками Су-джок.

Упражнение большой – маленький (Пирамидка, матрешка)

Занятие 7.

Задачи:учить названия частей тела животных и человека, формировать понятия один, два, много.

Приветствие

Упражнение покажи часть тела (на кукле, на себе, на фигурках жиаотных)

Динамическая пауза (мы ногами топ-топ)

Игра «Один, два, много» (цветные камешки, кубики, крупные бусины)

Занятие 8.

Задачи:уточнять значение предлогов в, на, под, за, над, перед.

Приветствие

Игра с игрушечными животными «Найди местечко» (посади в машину, за…, на… и т. д.)

Динамическая пауза (мы ногами топ-топ)

Упражнение что (кто) где?  (сюжетная картинка)

Занятие 9.

Задачи:формировать простейшие навыки речевого общения.

Упражнения на выполнение инструкций, озвучивание простых просьб (иди, дай, на и т. д.)

Динамическая пауза (мы ногами топ-топ)

«Кто что делает» (Новикова-Иванцова «от слова к фразе»)

Занятие 10.

Задачи:закрепление материала, ознакомление родителей с рекомендациями по дальнейшему развитию ребенка.

Приветствие

Оборудование:Настольная игра «Заплатки», игра «чей малыш», пирамидка, матрешка, цветные гномики, кубики-пазлы 4 части (животные).

  1. Работа с родителями

Рекомендуемая литература:

1. .Елагина М.Г. Почему ребенок не говорит / М.Г. Елагина // Дошкольное воспитание. – 1988. – № 4. – С. 44-53.

2. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. — Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 320с. – (Учимся играя)

3. Павлова JI.H. Раннее детство: развитие речи и мышления / Л.Н. Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 163 с.

4. Венгер А.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М., 1989г.

5. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. Москва, 1994 г.

6. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб., 1997г.

7. Смирнова Е., Гударева О. Современные дети: особенности игры и психического развития. Дошкольное воспитание №10;3 2004г.

  1. Ожидаемые результаты реализации Программы

По окончании данного курса ожидается, что ребенок:

  • будет соблюдать адекватное поведение на занятиях,
  • будет соблюдать ритуалы встречи и прощания,
  • будет воспринимать устные инструкции и сообщения при общении;
  • проявит интерес к совместным игровым действиям;
  • научится производить выбор, сортировку предмета по заданному признаку;
  • овладеет элементарными навыками речевого взаимодействия.

С программой ознакомлены:

«____»_______________20___г.          

____________(_____________)

Источник