Раннее сексуальное развитие у ребенка
Мы живем в эпоху, когда сексуальное насилие и издевательства над детьми – не страшилка из газет, а вполне реальная угроза, о которой мы вынуждены задумываться все чаще. Поэтому родителям (а также воспитателям и другим взрослым) важно понять, что является «нормой» в сексуальном развитии и поведении детей и подростков, а что может быть признаком совершенного над ребенком сексуального насилия, или свидетельством того, что сам проявляет сексуальную агрессию по отношению к другим детям. По сути, сексуальное поведение и сексуальная игра естественны для детей любого возраста, как для малышей, которые только учатся ходить, так и для подростков. У младенцев и детей ясельного возраста сексуальное поведение проявляется во внимании к ощущениям тела, потребности в объятиях и прикосновениях, а также играх с игрушками.
Возрастные пороги сексуального развития
Уже в самом раннем возрасте дети трогают и растирают свои половые органы, а у мальчиков даже появляется эрекция. К первому классу (пять-семь лет) дети уже интересуются частями тела и их функциями. В этом возрасте начинаются сексуальные игры, у ребенка формируется представление о любви и привязанности, что постепенно трансформируется в сексуальное поведение. У детей также появляются вопросы на темы, связанные с сексом («откуда берутся дети?»). Интерес к этой теме обостряется в 8-9 лет. Дети допубертатного возраста (10-12 лет) в большей степени ориентированы на социальные отношения, они начинают испытывать осознанные сексуальные чувства и порывы. Дети касаются своих половых органов, ласкают и стимулируют их на протяжении всего детства, но именно в этот период мастурбация приобретает осознанный характер. В это время закладываются основные модели и схемы сексуального поведения, которые проявятся в период полового созревания и позже (в возрасте от 12-13 лет и старше).В период полового созревания у ребенка наблюдается стремительное физическое развитие, появляются вторичные половые признаки. У девочек начинается менструация, а мальчики чаще занимаются мастурбацией. Чем старше и взрослее становится ребенок, тем острее его интересует романтика, интимная близость, секс. Этот интерес подстегивается физическими ощущениями, эмоциями и ожиданиями социума. В это время подростки завязывают первые романтические отношения, начинают «встречаться» с понравившимся мальчиком или девочкой. Постепенно эмоциональная близость становится более интенсивной и часто приводит к сексуальным отношениям (мечты о «предмете», держание за руку, невинные поцелуи, страстные поцелуи, ласки (петтинг), секс с проникновением).Но важно делать различие между нормальным сексуальным поведением, соответствующим возрасту ребенка, ненормальным сексуальным поведением. Многим детям сызмальства свойственно сексуальное поведение и повышенный интерес к сексу, хотя они еще не достигли половой зрелости. Тем не менее, нормальное (или ожидаемое) сексуальное поведение не должно быть откровенным или провоцирующим. В норме интерес ребенка к сексу носит игровой или исследовательский характер. Ребенок не зациклен на сексуальных действиях, не проявляет сексуальной агрессии по отношению к другим; его сексуальное поведение не причиняет вреда ему самому или другим детям.
Детская сексуальность: норма и отклонение
Как и остальные области развития, сексуальное поведение детей меняется с течением времени, и многие проявления сексуальности, нормальные для детей одного возраста, считаются отклонением для детей старше или младше. С другой стороны, некоторые сексуальные проявления должны вызвать у родителей беспокойство, независимо от возраста ребенка. Их не следует игнорировать или рассматривать как детскую игру или временное явление.
Другие проявления сексуального поведения более серьезны и заслуживают пристального внимания взрослых, так как могут быть опасными и для ребенка, и для окружающих. Но иногда трудно понять, когда сексуальное поведение естественно и нормально, а когда свидетельствует о проблеме или нарушении сексуального развития.
Нормальные проявления сексуальности у детей и подростков также могут служить поводом для беспокойства, когда они носят навязчивый характер, сигнализируют о зацикленности на некоторых сексуальных действиях, или затрагивают других, причем без их на то согласия. Таким образом, сексуальное развитие детей должно вызывать беспокойство в том случае, если подавляет другие сферы развития (например, вместо того, чтобы играть, ребенок мастурбирует), а также, если сексуальная игра навязана ребенку (или ребенком). Это граница, за которой сексуальная игра переходит в сексуальное насилие, и у ребенка формируется агрессивное сексуальное поведение.
Раннее сексуальное развитие детей
Дети допубертатного возраста, ставшие свидетелями сексуальных действий или имевшие сексуальные контакты, часто демонстрируют не соответствующее их возрасту сексуальное поведение. Такие дети могут участвовать в различных сексуальных действиях, свойственных взрослым, или же использовать секс, чтобы показать свою независимость. К отклонениям сексуального поведения могут относиться чрезмерное увлечение сексуальными играми, неприличные комментарии или жесты с сексуальным подтекстом, сексуальные отношения с другими детьми, а также сексуальные домогательства и сексуальная эксплуатация других детей.
Неприемлемые сексуальные воздействия – отклонения от нормы
Для детей младше одиннадцати лет любые формы сексуального воздействия являются неприемлемыми, особенно для детей младше десяти лет. К таким воздействиям относятся: Ненормальное сексуальное поведение .Дети могут реагировать на сексуальное воздействие следующим образом: демонстрировать преждевременное сексуальное развитие, что выражается в сексуальных действиях, жестах, использовании специфических выражений и прочее; регулярно участвовать в сексуальных играх с ровесниками или детьми младшего возраста; заниматься навязчивой мастурбацией или проявлять озабоченность сексуальными действиями; выполнять действия сексуального характера в общественных местах, например, ребенок может трогать себя или мастурбировать при посторонних; проявлять заинтересованность в сексуальном контакте со взрослыми, старшими детьми, подростками, или животными, и пытаться его установить; проявлять заинтересованность в сексуальном контакте с лицами своего пола, детьми младшего возраста, и пытаться его установить (принуждение к мастурбации, оральному сексу, проникновение пальцами и имитация полового акта);приставать к другим детям, особенно младшим.
Признаки нарушения сексуального развития
Психологи, специализирующиеся на сексуальном развитии детей, выделяют ряд признаков, которые позволяют выявить нарушения сексуального развития у детей в возрасте младше двенадцати лет: дети не должны быть зациклены на сексуальной игре, их должны интересовать другие разнообразные занятия и игры; дети не должны заниматься сексуальной игрой с теми, кто гораздо моложе или старше их; дети не должны знать о сексе больше, чем положено в их возрасте; сексуальное поведение и интересы ребенка должны быть схожими с поведением и интересами его сверстников; дети не должны чувствовать «непреодолимую тягу» к действиям сексуального характера, они должны быть способны в любой момент остановиться по первому требованию взрослых; сексуальная игра с участием ребенка не должна вызывать недовольство, раздражение, смущение, страх или другие негативные эмоции у других детей, не должна доставлять им или самому ребенку физический или эмоциональный дискомфорт; дети не должны придавать сексуальный оттенок отношениям со сверстниками, а также видеть в других сексуальные объекты; дети в возрасте четырех лет и старше должны понимать права и границы других детей в сексуальной игре; дети не должны испытывать страх, стыд или чувство вины во время сексуальной игры; ребенок не должен заниматься с другими детьми «взрослыми» сексуальными играми; сексуальное поведение ребенка не должно быть ориентировано на старших детей или взрослых; дети не должны заниматься сексуальной игрой с животными; дети не должны использовать секс, чтобы обидеть или причинить боль другим; ребенок не должен использовать подкуп, угрозы или силу, чтобы заставить других детей участвовать в сексуальной игре.
Источник
Советы дает наш эксперт – врач-психотерапевт Борис Суворов.
После шести уже поздно?
Сексуальность – это то, что присуще каждому человеку с рождения. Она есть даже у новорожденных младенцев. Разумеется, детская сексуальность отличается от взрослой и вовсе не означает готовности вступать в сексуальные отношения. Речь идет о врожденных проявлениях тела и души, связанных с эротическим влечением, присущим человеческому организму так же, как дыхание или пищеварение.
Сексуальное развитие ребенка неотделимо от психического развития, и то, как оно происходит, непосредственно влияет на его сексуальность и психику во взрослом возрасте. Любые сексуальные наклонности, в том числе и сексуальная ориентация, формируются в возрасте до 6 лет. Все серьезные нарушения, которые могут быть в этой сфере, возникают обычно задолго до вступления в подростковый возраст. Вот почему важно вовремя обратить внимание на сексуальное развитие ребенка.
Шаг за шагом
В своем психосексуальном развитии ребенок проходит несколько стадий.
От рождения до 1 года и 2 месяцев или до полутора лет (граница колеблется)
Совсем маленький ребенок, как известно, познает мир через рот – это для него главный источник ощущений. Когда младенец сосет материнскую грудь, он не только ест, но и получает эротическое удовольствие.
Возможные нарушения. Если младенец получает грудь не по потребности – то есть недостаточно или не вовремя, это формирует у него зависимый сексуальный характер. Повзрослев, в любви такой человек сможет быть только «ребенком», постоянно нуждающимся в заботе. Если же грудь дают насильно, у ребенка зарождается склонность к садо-мазохистским отношениям.
Как правильно? Важно, чтобы кормление происходило по потребности ребенка, в атмосфере спокойствия и любви. Если младенец, находясь у груди, проявляет агрессию, ее можно останавливать, но нельзя отвечать ему тем же.
От 1,2 (1,5) до 3 лет
В этом возрасте ребенок начинает активно познавать собственное тело, и то, как происходит отправление его естественных надобностей, вызывает у него закономерный интерес. Сексуальное развитие ребенка на этом этапе зависит от того, как происходит приучение к горшку.
Возможные нарушения. Если приучение к горшку происходит слишком жестко и за «оплошность» малыша всякий раз наказывают или стыдят (что еще хуже), в его характере могут появиться или усилиться мазохистские черты. Если же ребенка вообще не знакомят с горшком и никак не направляют – из-за отсутствия ограничений формируется, наоборот, склонность к агрессивному, деструктивному поведению или даже к садизму.
Как правильно? Приучать к горшку ребенка нужно, но ненавязчиво, без спешки, спокойно и доброжелательно.
От 3 до 6 лет
Ребенок продолжает исследовать собственное тело. Он осознает свой пол и начинает обращать внимание на противоположный. Первый предмет влюбленности возникает в семье. Для мальчиков таким объектом становится мама, для девочек – папа. Родитель своего пола временно воспринимается ребенком, как соперник. В это время от мальчиков нередко можно услышать слова о том, что они хотят «жениться на маме», а от девочек – фантазии о союзе с папой.
Возможные нарушения. Некоторые родители пугаются эротических проявлений ребенка или начинают всерьез ревновать к нему супруга, забыв, что, проявляя свое детское влечение к папе или маме, малыш ничего «такого» в виду не имеет. Другие, наоборот, легкомысленно смеются над ребенком, не понимая, что он испытывает настоящие и довольно сложные чувства. Если ребенка подвергать насмешкам или осуждению, в будущем это сильно осложнит ему сексуальную жизнь.
Как правильно? На этом этапе чрезвычайно важно постоянное присутствие в жизни ребенка обоих родителей. К чувствам ребенка необходимо отнестись внимательно и серьезно. При этом важно сразу ему объяснить, что папа и мама его любят, но дети на родителях не женятся и замуж за них не выходят. Ребенок должен понять, что папа будет с мамой, а мама – с папой, а сам он, когда вырастет, будет с кем-нибудь другим. Сторонникам совместного сна следует учесть, что ребенку старше 3 лет уже не стоит спать под одним одеялом с родителем противоположного пола.
От 6 лет до начала полового созревания
Жизнь ребенка выходит за пределы семьи, он больше общается со сверстниками. Если раньше преобладал интерес к собственному телу, то теперь возникает интерес к телу других и самопознание продолжается путем сравнения себя с другими. Случаются влюбленности в сверстников и учителей. Ребенок начинает интересоваться мужскими и женскими ролями, а также тем, как устроены сексуальные отношения.
Возможные нарушения. Главный вред ребенку на этом этапе может принести отсутствие доверительных отношений с родителями, особенно с родителем своего пола. Насмешки, осуждение или невнимание вынуждают маленького человека замкнуться в себе и остаться наедине со своими вопросами, что в дальнейшем, безусловно, осложнит ему жизнь.
Как правильно? В этом возрасте ребенок утверждается в ощущении себя мальчиком или девочкой, поэтому тут для него в первую очередь важен надежный и эмоционально теплый контакт с родителем (или другим старшим родственником) своего пола, которому можно довериться и принести все свои вопросы и проблемы.
Разговаривать с детьми о сексе можно и нужно уже лет с 6–7. Существуют специальные издания, рассчитанные на разный детский возраст. Но важно понять, что это не литература для детей, а учебные пособия для родителей. Они созданы не для того, чтобы родитель мог, избежав неудобного разговора, молча подсунуть ребенку книжку, но чтобы он просмотрел ее сам, а потом поговорил с ребенком на основании прочитанного.
Половое созревание
С ним развитие детской сексуальности заканчивается. Все сексуальные особенности человека к этому моменту уже сформировались. В это время родители опасаются, что их большой ребенок начнет искать сексуальные приключения. Если подобное случается, то это говорит не о сексуальности, проснувшейся раньше времени (как мы знаем, она свойственна человеку с рождения), а о психологическом неблагополучии, которое было заложено раньше. Это значит, что ребенок чувствует себя одиноким в семье, ему не хватает понимания и любви, которые он и пытается таким радикальным способом найти «на стороне».
Самое главное. Главное условие того, что ребенок будет развиваться нормально и в будущем сможет создать счастливую семью, – присутствие в его жизни любящих и понимающих взрослых.
Читайте в соцсетях!
Источник
С первых дней жизни ребенок начинает интересное путешествие в жизнь. Но прежде чем научиться жить, нужно узнать себя. С начало это сложно, так как его жизнь неотделимо связана с матерью. Но затем наступает тот момент, когда малыш понимает, что он может уже некоторые действия совершать сам. Так из месяца в месяц, обретая новые навыки, он совершает важные шаги – познает мир. Но можно ли познать мир, не познав себя. Нет. И вот ребенок уже знает, где у него голова, уши, рот, пальцы, руки, ноги и т.д. Но разве этого достаточно? Опять нет. Он хочет узнать больше о себе, о том, как он устроен, что он может чувствовать в тот или иной момент жизни. Об этом родители точно не расскажут. Но он этого и не ждет. Он сам исследует, сам экспериментирует и если надо задает вопросы. И многих родителей такое поведение шокирует, но на самом деле ребенок развивается, и он должен очень много успеть.
И так давайте поговорим о сексуальном поведении ребенка, с целью лучше понять его, чтобы вырастить здоровым и счастливым.
Многих родителей зачастую пугает некоторое поведение их детей, и более того они считают его не допустимым. Было бы прекрасно, если вы научились относиться так к детям, чтобы им хотелось открыться и довериться вам, а не замкнуться в себе. И очень важно с самого начало осознавать, что именно от первых успешных шагов зависит, насколько они будут счастливыми в общении, как супруги и родители.
С момента рождения он может слышать, видеть, ощущать и получать удовольствие. Первые ощущения, которые доставляют удовольствие, ребенок испытывает уже в первые часы после рождения. Именно тогда, когда он сосет грудь матери, во всяком случае, это не только пища, но и общение, а также защита. Фактически он попал в неизведанный и холодный мир, который еще не знает. И именно поэтому материнская забота, которая также проявляется через кормление, дает такое необходимое ощущения защиты и любви.
Нормальное сексуальное поведение от 0 до 2 лет проявляется следующим образом:
Первый интерес к сексуальному поведению у детей возникает в 1.5 – 2 года. Именно в этом возрасте происходит первый сексуальный отклик у них, когда их баюкают, ласкают, обнимают, целуют, прижимают к телу, что необходимо для установления эмоционального контакта с родителями. Сосание материнской груди для малышей это не только способ насытиться, но и получить удовольствие от контакта с матерью.
В 2 года малыши стремятся перед сном поцеловать мать, да и не только перед сном, наверное, при любом контакте, когда хочется побыть с матерью, привлечь ее внимание. В 2 года дети уже различают по одежде и по прическе противоположный пол. В 2.5 года они знают о своих половых органах и начинают играть с ними. Именно это пугает родителей. Отмечу, что этот процесс абсолютно естественный. В этом возрасте дети исследуют свое тело, и что зазорного в том, что они будут исследовать и половые органы тоже. Исследователи отметили, что мальчики играют со своими гениталиями, начиная с 6-7 месяцев, а девочки с 10-11 месяцев. Они трогают их, когда что-то беспокоит и они, таким образом, успокаиваются. Исследуя свое тело интересно, чем отличается одна часть тела от другой. Проявляют интерес к обнаженному телу других людей. В этом возрасте появляется особый интерес к физиологическим отличаем полов. Возникают вопросы о материнской груди. Свой интерес они удовлетворяют тем, что смотрят или трогают других.
Именно в этом возрасте дети получают первые реакции родителей, которые бывают либо положительными, либо отрицательными. И, исходя из этого, можно сказать, что если у ребенка закрепилось в сознании приятные ощущения, и он не получил негативной оценки родителей, то это сыграет положительную роль в интимных отношениях в будущем.
Родители, если вы стали свидетелями такой игры своего ребенка, откажитесь от всякого рода негативного выражения своих чувств. Тем самым вы закрепите уверенность в том, что все, что он делает это нормально.
Если же вы не удержались от высказываний, таких как « хорошие дети об этом не говорят…», «хорошие дети это руками не трогают…», и т.д. И у ребенка закрепилось ощущение, что это плохо. Тем самым взрослые прививают чувства стыда, а это может проявиться в скованности поведения, в снижении чувства самоуважения, неуверенности в себе. Скорее всего, это чревато последствиями в будущем уже для взрослого человека.
Чаще общайтесь телесно со своим ребенком, берите его на руки, целуйте, обнимайте, проявляйте свою любовь. Если ребенок чувствует любовь своих родителей и может сам свободно проявлять ее. Тогда и отношения с другими людьми он сможет выстраивать более легко, уверенно и успешно. Если ребенок будет испытывать дефицит телесных прикосновений с родителями, впоследствии он может испытывать трудности в отношениях с другими людьми, в том числе и интимных.
Нормальное сексуальное поведение от 3 до 5 лет проявляется следующим образом:
В 3 года ребенок дети уже понимают и осознают себя мальчиками или девочками. Детей в этом возрасте продолжает волновать вопрос, чем отличаются мальчики от девочек. Их интересует вопрос, почему мальчики писают стоя, а девочки сидя. Задают вопросы о том, откуда берутся дети, где они были раньше. Их удовлетворяют самые простые ответы на вопрос. В этом возрасте проявляется первый интерес к противоположному полу.
В 4 года появляются игры с обнажением, особенно часто дети любят играть в «дочки-матери», « игра в доктора», « покажи мне твой », где дети демонстрируют гениталии друг другу. В лексиконе детей появляются не приличные слова, которые они любят повторять. Хотя, зачастую не понимают смысл этих слов. Возрастает интерес к беременности и родам, и именно поэтому это прекрасный повод рассказать им о том, как устроено человеческое тело, как происходит зачатие ребенка. Очень важно называть правильно части тела. Например, половой член, влагалище, матка, половые губы и т.д. Удовлетворить любопытство малыша в этом возрасте не простая задача, поэтому запаситесь выдержкой и терпением, а еще знаниями соответствующие этому возрасту.
К 5 годам у них снижается интерес к различиям полов, появляется желание иметь брата или сестру, интересуются детством родителей.
Интерес к различию между полами, повышенный интерес к сексуальным действиям, части тела/неприличные слова, взаимное исследование, вопросы о беременности, сексуальные игры и ролевые игры.
Важно в этот период научить ребенка следующему:
- Что девочки и мальчики разные
- Научить правильному названию частей тела
- Что дети рождаются от мамы
- Что личное и публичное это разные вещи. Его тело его личное дело (речь идет о том, что ребенок должен знать, что, никто из посторонних не имеет право дотрагиваться до его тела, особенно до половых органов).
- Простые ответы о теле и его функциях
- Научить говорить «нет».
Надо помнить, что любые действия, игры, эксперименты наших детей в этом возрасте, они связанны прежде всего с любопытством и желанием ознакомиться со своим телом поближе. Это любопытство несет в себе только познавательный характер. И не имеет сексуального контекста, как думают многие родители.
Источник