Раннее речевое развитие у ребенка

Этапы развития собственной (экспрессивной) речи ребенка.

  • Крики – возникают с рождения
  • Гуление протяжное произнесение гласных и слогов с горловыми согласными (гу, агу, гы) с 2 до 5-7 месяцев. 
  • На фоне певучего гуления появляются слоги с губными и переднеязычными звуками, которые потом трансформируются в лепет. 
  • Лепет – многократное повторение слогов, с губными и переднеязычными согласными (ма-ма-ма, бу-бу-бу) начало с 4-7,5 месяцев 
  • Слова – переход осуществляется на фоне продолжающегося лепета: лепетные слова (мама, папа, бобо, бах, ам, дай) с 11-12 месяцев 
  • Появление слов взрослого лексикона (молоко –моко, мами – возьми, мака – маленькая, титики –часики) начало с 1 года 7/ 9 месяцев. Сосуществование слов, правильно и неправильно произносимых, основная закономерность начальных этапов становления речи у детей. 

Этапы развития речи от раннего до дошкольного возраста. Словарь.

  • 1год -5-9 слов 
  • 1,5 года от 20 до 40 ( у разных авторов) 
  • 2 года от 50 до 200 слов 
  • 3 года от 800 до 1000 слов 
  • 3,5 года – 1100 
  • 4 года 1600 – 1900 
  • 5 лет 1900 – 2200 

Развитие фразовой речи у детей

  • Появление словосочетаний из двух лексических единиц (Ляля бах, папа ам) – начало с 1 года 9 месяцев до 2 лет 
  • Появление и развитие предложений – с 2 лет
  • К 3 годам начинает употреблять сложные придаточные предложения, появляются вопросы почему? когда?, использует практически все части речи, предлоги и союзы. 
  • Использует единственное и множественное число 
  • К 4 годам речь оформлена грамматически правильно, используются суффиксы, более сложные фразы. 
  • Дальнейшее развитие речи оценивается, в основном, не по количеству слов, а по умению отвечать на вопросы, наличию инициативы в разговоре, построение логических цепочек, умение составить рассказ по картинке, рассказать о событии, пересказать сказку. 
  • Параллельно оценивается понимание сложных грамматических конструкций. 

Некоторые закономерности развития речи детей раннего возраста 

Показателем дальнейшего (после года) развития детской речи является не правильное звукопроизношение, как почему-то думают родители, а своевременное развитие у ребенка способности использовать слова своего лексикона в различных сочетаниях друг с другом, т.е. развитие способности соединять слова в предложения

Особенности развития речи у детей

Характерной особенностью детской речи вплоть до 3 лет является то, что многие звуки родного языка опускаются или замещаются близкими по звучанию или артикуляции. Это происходит потому, что артикуляция звуков вырабатывается не сразу, а постепенно, а также восприятие речи далеко не совершенно. Дети говорят слова, состоящие из доступных звуков: 

  • раннего онтогенеза речи: гласные а, о, у, и, согласные м, п (б), т (д), н’, к, г, х, с, -йот; 
  • среднего онтогенеза речи: гласный ы, дифференциация по мягкости, твердости, озвончение всех согласных, л’; 
  • позднего онтогенеза речи: р, р’, ш, ж, ч, щ (требующие поднятия передней части языка), л, ц. 

Первые слова детей характеризуются полисемантизмом: одно и то же звукосочетание в различных случаях служит выражением разных значений, и эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации.

Чем меньше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова, правильно произносимые. Чем больше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова контурные и искаженные, что можно объяснить как физиологической неподготовленностью речевого аппарата ребенка к воспроизведению вновь усваиваемых им трудных слов. 

После появления 5-6 слов возможна остановка развития словаря на 4-6 месяцев. 

Звукопроизношение  Звукопроизношение ребенка вызывает много вопросов и тревог родителей. Сначала малыш говорил 10-20 слов и все было понятно. Баба, мама, биби – бах – все эти слова были понятны окружающим. И вот, с расширением словаря речь стала смазанной и непонятной. Что значит тутите мутити или дати ляпака. Совсем не просто догадаться, что ребенок просит включить музыку или хочет яблоко. Особенно смущает родителей то, что кто-то из соседских детей начал говорить сразу и правильно.    Еще раз напомню, все дети разные. Быстрое увеличение словаря (лексический взрыв) мешает малышу справиться с правильным произношением. Кто-то чисто произносит звуки, но у него нарушена слоговая структура, например, вместо собака бака, кто-то количество слогов выдерживает, но произносит бабака, иногда уже умея говорить звук с ребенок может говорить басака 

Что с этим делать? Во-первых отнестись к этому спокойно. Во-вторых старайтесь говорить не очень быстро. Не нужно исправлять малыша, лучше правильно повторить его просьбу и выполнить ее. Например, ребенок просит макако, вы говорите: молоко? сейчас дам 

Напомню, что есть звуки простые и сложные в артикуляционном плане. Я уже писала о звуках раннего, среднего и позднего онтогенеза. Но это совсем не значит, что у малыша звук С обязательно должен появиться до двух лет. Шипяшие (ш, ж) свистящие (с и з) африкаты/сдвоенные согласные (ц, ч, щ), сонорные (р, л) многими детьми усваиваются не сразу. Например, в 2,5— 3 года вместо звука с ребенок сначала может произносить звуки ть, т (там, тям вместо сам), в 3 — 4 года — звук сь (сям) к 4 — 5 годам он может усвоить этот звук и правильно его произносить. То же самое происходит при усвоении других сложных в произношении звуков. 

Читайте также:  Правильная речь дорога к дальнейшему развитию ребенка

Таким образом, усвоение правильного звукопроизношения может формироваться довольно долго и у всех детей по-разному. Если один ребенок может правильно произносить все все звуки к 3 — 4 годам, то другой может усвоить их к 5-6 годам.  Нужны ли ребенку занятия с логопедом нужно решать на очной очной консультации. 

О диагнозе ЗРР – задержка речевого развития у ребенка

Ключевое слово ЗАДЕРЖКА. Не нарушение, а задержка. Могут поставить ребенку в 2 года.  

По старым нормам к двум годам требовали 200 слов, поэтому детям иногда при 50 словах и ставят ЗРР, но я уже писала, что это временный диагноз, при отсутствии проблем, он в 4-5 лет снимается автоматически. 

По новым данным, хорошее понимание ребенком обращенной речи, наличие в словаре 50 слов, включая лепетные и звукоподражания, их активное использование, а также появление двусоставных конструкций (ляля бах, мама ди) говорит о том, что речь развивается нормально. Но необходимость обратить внимание на речь ребенка есть. В частности, важно, чтобы с ребенком разговаривали ,а не просили повторять слова.  Помните, что длительные просмотры телевизора, постоянный звуковой фон (аудио аппаратура) снижают активность собственной речи ребенка. Речь возникла и развивается для общения, перекос в сторону слушания, мешает ребенку разговориться.

Частые вопросы о развитии детей в этой теме.

Источник

Продолжаю тему 

раннего речевого развития

 ребенка. В этой части я расскажу о необходимых условиях для полноценного речевого развития ребенка раннего возраста. Таковыми являются развитие слухового внимания и развитие ритмических способностей малыша. 

Развитие слухового внимания

С момента рождения человека окружает множество звуков: шум машин, дождя, шелест листьев, музыка, речь людей. Но новорожденный ребенок не способен еще их различить и оценить их красоту и разнообразие. Все это происходит по истечении времени. Но для того, чтобы это произошло, малыш должен научиться напрягать свой слух, улавливать и различать звуки, то есть у него должно сформироваться непроизвольное внимание. Умение сосредоточиться на словах взрослого – это необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи. 

По мере роста и развития ребенка будет увеличиваться объем слухового внимания, его устойчивость, начнет развиваться его произвольность. К 2-3 годам малыш уже сможет слушать небольшие стихи, сказки (

“Курочка Ряба”

“Колобок”

, “Волк и семеро козлят”, 

“Репка”

, “Как коза избушку строила” и другие), рассказы (Л.Н.Толстого, К.Д. Ушинского). 

Занятия по развитию слухового внимания можно начинать уже в 1,5 месяца. Предлагаю программу развития слухового внимания по месяцам. 

Развитие слухового внимания в 1,5 месяца. 

В этом возрасте очень полезна для малыша будет игра “Где колокольчик?”. Она развивает слуховое восприятие, умение определять направление звука, что очень важно для полноценного развития речи.
Ход игры: позвоните в колокольчик и дождитесь поворота головы малыша на звук. Измените расположение звоночка. 

Развитие слухового внимания в 2 месяца. 

С 2-2,5 месяцев для занятий используйте звучащие игрушки, которые помогут привлечь внимание малыша. С этой целью акцентируйте его внимание пением, разговором, произнесением отдельных слов. Постепенно он начинает отыскивать источник звука, устремляя взгляд в соответствующую сторону, а в дальнейшем выделять голос матери, реагировать на интонации. 

Развитие слухового внимания в 4-5 месяцев. 

Наденьте любимому чаду на запястье манжетку с пришитым колокольчиком и осторожно потрясите рукой ребенка, чтобы он посмотрел на нее и заметил колокольчик. Затем наденьте эту манжетку на другую руку и снова потрясите, на этот раз немного сильнее. Данное упражнение поможет малышу лучше узнать части своего тела и развить координацию глаз и рук. 

Развитие слухового внимания в 6-7 месяцев. 

С 6-7 месяцев хорошо играть в игру “Где звучит игрушка?”. Для игры понадобится бубен. Покажите малышу бубен. Затем постучите по нему рукой, напевая: “Ля-ля-ля”. Потом возьмите за руку малыша, побуждая его постучать по бубну, продолжая нараспев четко произносить: “Ля-ля-ля”, таким образом привлекая внимание ребенка к звукоподражанию. Игра повторяется 3-4 раза.
Аналогично игра может проводиться с другими звучащими игрушками: погремушкой (тук-тук), колокольчиком (динь-динь), барабаном (та-та-та). 

Вариант игрового упражнения “Где звучит игрушка?”.
Покажите малышу погремушку. Прочтите стихотворение Н. Френкель “Погремушки”:

  • Динь-дон, дили, дили,
  • Погремушки нам купили.
  • У Марины, у Танюшки
  • И у Вовы погремушки.
  • И звенит со всех сторон:
  • Дили, дили, дили, дон.

Затем воспроизводите погремушкой звук, побуждая малыша повторить: “Дон-дон”. 

Далее старайтесь использовать игровые приемы на развитие слухового внимания ежедневно. 

1. Обращайте внимание на “домашние звуки”. Спрашивайте: “Что там шумит?” (миксер, капает вода из крана, работает холодильник, стиральная машина…), “Кто разговаривает?”, “Кто смеется?” и так далее. 

2. Предложите малышу послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, из кухни, с улицы. 

3. Привлекайте внимание крохи: “Слышишь, как идет (стучит, капает, шумит) дождь (дует ветер, едет машина, летит самолет и т.п.)? 

Читайте также:  Как проявляется влияние внешней среды на развитие организма ребенка

4. Покажите своему малышу различные музыкальные инструменты (

барабан

, колокольчик, погремушку и т.д.). Дайте послушать, как они звучат. Потом предложите отвернуться и угадать, на каком музыкальном инструменте Вы играете. Название каждого звучащего инструмента проговаривается. Количество игрушек увеличивается постепенно с 3 до 5. Упражнение проводится до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков. 

5. Покажите 4-5 предметов (например: металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка и т.п.). С помощью карандаша вызовите звучание каждого предмета, воспроизводите его многократно, пока малышка не уловит характер звука. Начинать упражнение необходимо с 2-х контрастных звучаний при зрительной опоре: о металл, о дерево. Позже добавляются 3-й и 4-й варианты звучания. Затем только на слух (ребенок отворачивается) предлагается определить, что звучит. Упражнение проводится до достижения стойкой дифференциации звучаний. 

6. Выставите перед ребенком хорошо знакомые предметы: карандаш, ножницы, стакан с водой, пустая деревянная шкатулка и т.п. Без зрительной опоры предложите определить, что он услышит, и рассказать о Ваших действиях. Малыш отворачивается, а Вы переливаете воду из одной чашки в другую, режете бумагу, мнете ее, рвете, стучите ножницами о чашку (вариантов много). Если упражнение вызывает трудности, проводите его со зрительной опорой. 

7. В одинаковые непрозрачные баночки поместите сыпучие продукты с частицами различной величины: манная и гречневая крупа, горох, соль, фасоль, сахарный песок и т.п. Предложите ребенку сначала внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта в баночке при встряхивании. Потом по очереди встряхивайте баночки и просите каждый раз отгадать, что в баночке. Количество банок ограничивается вначале тремя, после чего медленно увеличивается при постоянном сравнении акустических восприятий. 

8. Учите ребенка различать одинаковые звукокомплексы по высоте, силе, тембру. Предложите громко (тихо), показать, как лает собака, мычит корова, мяукает кошка, кукарекает петух и т.д. 

9. Это упражнение направлено на изменение звукокомплекса по высоте и силе. Предложите сказать крохе: “Мяу” громко (кот рядом и просит есть), тихо, если кот за дверью; высоким голосом (котенок маленький); низким голосом (старый кот). 

10. Для занятий можно использовать металлофон, губную гармошку, барабан. Произведите какую-нибудь простую мелодию (отстучите ритм на барабане). Пусть ребенок послушает. Затем предложите ему сочинить свою музыку. Малыш может проявить свою изобретательность, ритмические и творческие способности. 

11. Перед выполнением этого упражнения сначала прочтите ребенку русскую народную сказку “Три медведя”. Затем, меняя высоту голоса, попросите ребенка отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Реплики одни и те же:
“Кто сидел на моем стуле?”
“Кто ел из моей чашки?”
“Кто спал в моей постели?”
“Кто же был в нашем доме?”
Произносятся поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах. Если малыш затрудняется назвать персонаж по имени, предложите ему соответствующее изображение на картинке. Когда кроха научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте. 

12. Упражнение “Положим куклу спать” (проводится с игрушками).

На звук “а” укладываем куклу спать:
Кукла-куколка, бай-бай,
Спи спокойно, засыпай:
А-а, а-а, а-а… (попросите ребенка повторить звук) 

На звук “У” укладываем спать бычка:
На кроватке спит бычок,
Он улегся на бочок.
У-у, у-у, у-у…

На звук “И” укладываем мышку спать:
Захотела мышка спать
И полезла под кровать:
И-и, и-и, и-и… 

13. Различение звуков “МУ”, “МЯУ”.
Показать ребенку картинку, на которой нарисована кошка. Назвать слово (“кошка”) и дать образец звукоподражания. Попросить ребенка повторить. Затем показать картинку с изображением коровы и дать образец звукоподражания. Попросить ребенка повторить.
– Покажи, где кошка (корова)? Как говорит кошка (корова)?
Можно использовать сопряженное проговаривание звукоподражаний. – Кто кричит: “Му” (“Мяу”)? 

Развитие ритмических способностей малыша

Важным условием для правильного речевого развития является развитие ритмических способностей ребенка. И совершенно верно высказывание швейцарского композитора и педагога Эмиля Жак-Далъкроза о том, что “музыкально-ритмическое воспитание оказывает огромное влияние на развитие воли, характера и интеллекта человека”. 

РИТМ (как определяет словарь) – это временная организация движения, связанная прежде всего с музыкой, но присущая также поэзии и танцу. В переносном смысле понятие ритма применяется к другим видам искусства и к явлениям природы, где данный термин характеризует обычно регулярность и периодичность временных и пространственных величин. 

По мнению К.В. Тарасовой (исследователя музыкальных способностей ребенка), чувство ритма имеет три основных компонента:
темп – способность к восприятию и воспроизведению темпа следования опорных звуков;
метр – способность к восприятию и воспроизведению акцентированных и не акцентированных звуков;
ритмический рисунок – способность к восприятию и воспроизведению отношений длительности звуков, пауз. 

Развитие ритмических способностей наряду с развитием слухового внимания также имеет большое значение для становления речи.

Читайте также:  Центр развития ребенка в богдановиче

Небольшое отступление к неврологии.

У каждого полушария человеческого мозга свои функции. Левое полушарие несет ответственность за логическое мышление, правое полушарие отвечает за интуицию, восприятие цвета, звуков, образов. Впечатления и мимолетные образы, которое “уловило” правое полушарие, в левом анализируются, выстраиваются в четком порядке и позволяют прогнозировать те или иные события. 

Ритм помогает объединить работу двух полушарий. Он упорядочивает не только слуховые или зрительные впечатления, но и развивает координацию движений, помогает малышу понять свое тело. Многочисленные исследования неврологов и нейропсихологов, логопедов доказывают, что если у ребенка несовершенно чувство ритма, то это приводит к темповой задержке становления речи, к нарушению ее интонационной выразительности.

Уже в ранних проявлениях лепета обнаруживается ритмическая повторяемость слогов, затем чередование разных слогов. Ученые отмечают тесную взаимосвязь между лепетом и ритмичными движениями младенца: малыш ритмично взмахивает руками, стучит погремушкой и при этом выкрикивает слоги лепета в ритм движений. Как только движения прекращаются, малыш умолкает.
Формирование чувства ритма идет параллельно с формированием эмоциональной, двигательной, речевой и познавательной сферами. Ритмические способности формируются при взаимодействии зрения, слуха, движений. Умение правильно воспроизводить различные ритмические рисунки способствуют в дальнейшем правильному воспроизведению ритмического рисунка слов и их слоговой структуры. 

Предлагаю задания, которые помогут развить чувство ритма у вашего малыша. 

1. Работу по формированию чувства ритма желательно начинать с первых месяцев жизни. Сначала это должен быть массаж с пением или использованием потешек, пестушек. Более подробный материал вы найдете первой части данного цикла статей 

“Как помочь ребенку начать говорить”

2. В 1,5-2 месяца начинайте танцевать под музыку (или напевайте сами) с малышом. Возьмите кроху на руки, включите музыку (напевайте) и покачивайте малыша, наклоняйте, подбрасывайте в такт музыке, кружитесь с ним по комнате. Можно двигать ручкой малыша, трясти погремушкой, делать ритмичные движения платком. Со второго месяца жизни вашего малыша к массажу добавьте гимнастику с пением. 

3. С 4-5 месяца жизни уже можно вводить метрическую пульсацию, выстукивание “в такт” фонограмме или пению с помощью взрослого различными видами звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы), а также на шумовых и детских музыкальных инструментах. 

5. В конце первого года жизни – начале второго давайте малышу слушать музыку, 

детские песенки

, инсценировки 

сказок

. С этого возраста приучайте слушать классическую музыку. Включайте ее, когда укладываете ребенка спать или когда он занят с игрушкой. 

5. Поощряйте движения под музыку. Как можно чаще предоставляйте ему возможность самостоятельно извлекать звуки из различных предметов, аккомпанируя себе. Ребенок танцует и поет о том, что видит вокруг, слышит, придумывает собственные песни и мелодии. 

6. Учите своего малыша воспроизводить тот или иной ритмический рисунок хлопками, постукиванием. 

7. Большинство малышей любят играть с 

кухонной

 утварью. Устройте вместе с ним домашний оркестр из кухонной 

посуды

. Восторгу крохи не будет предела! Меняйте темп движения: отстукивайте ритм то быстрее, то медленнее, то тише, то громче. 

8. Предлагайте малышу музыкальные игры, роль которых в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Все без исключения малыши обожают шумовые музыкальные инструменты, ритуальные игры типа

“Каравай”

, “По кочкам”, “Баба сеяла горох” и др. Пусть ребенок пританцовывает, подпевает (как может). И нет ничего страшного в том, что ваша кроха проговаривает только окончания или последние слова песенных строк. Со временем малыш научится и начнет петь небольшие песенки целиком, хотя и неправильно произнося звуки. И пусть вас это не смущает и не пугает. Пойте песню вместе с ним. 

9. Подбирайте рифмующиеся слова. С ребенком с 2 лет можно поиграть в игру “Подскажи словечко”. Для этого используйте хорошо знакомые ему четверостишия. Вы начинаете строчку, ребенок добавляет слово.
Например:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке … (лапу)
* * *
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался … (зайка)
* * *
Стихи А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака очень хорошо подойдут к этой игре. 
Если используете стихотворения незнакомые или малознакомые ребенку, то сначала прочитайте все стихотворение малышу. Затем прочтите еще раз, одновременно отстукивая ритм ручкой или ножкой ребенка. И потом еще раз читайте, выделяя паузой рифмующиеся слова, как бы ожидая от ребенка продолжения. 

10. Предлагайте ребенку послушать тиканье часов (будильник, наручные часы). Замечательно, если есть возможность послушать стенные или напольные часы с боем. 

11. Если в доме есть фонендоскоп, то предложите малышу послушать удары сердца его собственного, мамы, папы и других членов семьи. 

12. С 3-х лет малышей можно водить на концерты классической музыки. Начинайте с детских абонементов. Для жителей Москвы могу порекомендовать Московский Международный Дом музыки на Павелецкой. Замечательные музыкальные занятия и встречи проводятся также по абонементам для детей в Музее музыкальной культуры им. Глинки. Концертный зал им. Чайковского предлагает для малышей цикл программ “Сказки с оркестром”. Камерный зал Московской филармонии – абонемент “Учимся слушать музыку”. 

Источник