Раннее речевое развитие ребенка выступление

Усова Татьяна
Консультация по развитию речи ребёнка «Раннее речевое развитие. Довербальный период»

«Раннее речевое развитие. Довербальный период

Первый год жизни ребенка называют доречевым, или довербальным, периодом. Он характеризуется морфофункциональным созреванием структур мозга, в том числе и структур, связанных с процессами производства и восприятия речи, формированием речевого тракта, установлением координаций между дыханием и моторными движениями, приводящими к возникновению артикуляций.

Звуковые выражения ребенка первого года жизни называют вокализациями. На протяжении довербального периода развитияпроисходит последовательная смена вокализаций: рефлекторные фонации (плачи) – гуление – лепет -предслова (лепетные слова) – первые слова. При этом появление нового типа вокализаций не исключает использование ребенком уже хорошо освоенных ранее вокализаций.

Стадия 1. Рефлекторные фонации (плачи)– от 0 до 1,5- 2 мес.

Первой звуковой реакцией новорожденного является крик. Крик-это врожденная реакция на различные воздействия- температурные, болевые, тактильные и др. С момента рождения и в первые 1.5-2 месяца жизни плач или крик является основной звуковой реакцией младенца.

Первый крик новорожденного имеет определенное диагностическое значение.

Громкий крик при рождении присущ здоровому новорожденному и сопровождается глубоким вдохом, хорошо расправляющим ранее спавшиеся легкие.

Слабый, писклявый крик или его отсутствие может свидетельствовать о недоношенности ребенка или родовой травме.

Сдавленный, слабый крик, возникающий не сразу, а через какое-то время после рождения, характерен для новорожденных с тяжелыми нарушениями нервной системы.

Здоровый грудной ребенок, правильно одетый, имеющий надлежащий уход и вскармливание, никогда не кричит долго и беспричинно. В первый месяц жизни младенцы плачут от 2 до 4 часов в сутки.

На 2-ом месяце жизни ребенок с помощью плача начинает привлекать внимание взрослого. Привлечение внимания взрослого наиболее доступным способом с помощью плача, является важным для выживания младенца. В животном мире детеныши также используют возможности своего голоса для призыва матери в случае опасности и дискомфорта.

С возраста 5-7 недель плач младенца изменяется в зависимости от его состояния.

Особенности младенческого плача при различных заболеваниях и тревожащих воздействиях:

Длительный постоянный плач: свидетельство дискомфорта – тугое пеленание, мокрые пеленки и т. д.

Периодический,приступообразный плач: возможны кишечные колики, вздутие живота, возникающие из-за неполного переваривания молока. Боли появляются приступами, между которыми ребенок чувствует себя хорошо. При прикосновении к животу боль усиливается, и ребенок плачет сильнее.

Плач при мочеиспускании: признак цистита или накопления солей в моче.

Плач при дефекации: признак раздражения или трещин в области заднего прохода.

Монотонный крик, прерываемый иногда отдельными,более резкими вскрикиваниями: свидетельство явлений нарастающего внутричерепного давления при воспалительных процессах мозга и среднего уха.

Стадия 2. Гуление – от 1.5 до 6 мес.

Гуление (гласоподобные звуки в различных сочетаниях) – это звуковое выражение ребенком положительного эмоционального состояния.

Время возникновения индивидуально. Для гуления характерно произнесение ребенком звуков, напоминающих по звучанию гласные. Звуки появляются в результате случайного положения языка младенца в ротовой полости, а не в результате четкой артикуляции.

Младенцы разных национальностей в первые месяцы жизни издают одинаковые звуки, и только со второго полугодия жизни появляются звуки, характерные для той языковой среды, в которой воспитывается ребенок. Универсальность младенческих звуков определяется строением голосового аппарата. Вокальный тракт младенца по своему строению больше похож на тракт человекоподобных приматов, чем на речевой тракт взрослого человека.

У детей с нарушением слуха гуление возникает в те же сроки, что и у нормально слышащих детей.

У детей, воспитывающихся в условиях социальной депривации или страдающих тяжелыми заболеваниями ЦНС, гуление возникает позже, чем у домашних здоровых детей (5-6 месяцев).

К концу 2-ого месяца жизни ребенок начинает воспроизводить звуки, произносимые взрослым. В трехмесячном возрасте ребенок способен воспроизводить интонацию.

В одном из первых отечественных исследований по данному вопросу

(Кольцова,1979) было показано, что младенец в возрасте нескольких недель способен имитировать интонацию и звуки голоса взрослого человека, и процесс имитации осуществляется более успешно, если ребенок видит мимику говорящего.

В ходе эксперимента взрослый на протяжении 2-3 минут проделывал артикуляционные движения перед двухмесячными младенцами, как бы произнося звуки, но при этом не произносил их вслух. Младенцы, глядя на лицо взрослого, точно воспроизводили его мимику. Затем взрослый произносил уже «настоящие» звуки, и ребенок активно пытался повторить их. А далее взрослый закрывал лицо маской так, что ребенок не мог видеть движение его губ, но при этом вслух произносил звуки, и ребенок молчал. Этот пример ярко демонстрирует, что дети правильнее реагируют на звуковой сигнал, если он сопровождается соответствующей зрительной информацией, то есть характерным для данного звука расположением артикуляционных органов. Следовательно, вокальная имитация первоначально развивается на основе имитации мимики. Ребенок, имитируя артикуляционную мимику взрослого, непроизвольно издает соответствующий звук.

Одной из важнейших моторных предпосылок для развития речи является сосательный рефлекс. Благодаря тренировке губ и языка во время сосания интенсивно происходит развитие губных и языковых звуков.

Стадия 3. Лепет- от 5 до 12 мес.

В возрасте 4-5 месяцев в строении голосового аппарата ребенка происходят значимые изменения: появляется перегородка между полостями рта и носа; увеличивается в объеме полость рта. Это создает условия для более разнообразных движений языком и четкой согласованности между различными структурами голосового аппарата при произнесении звука.

Изменения, происходящие в строении артикуляционного аппарата младенца, обеспечивают возможность произнесения разнообразных звуков. Ребенок осваивает произнесение почти всех гласных и части согласных. Включение в вокализации согласных звуков приводит к образованию слогов, появляется лепет.

Типы лепета:

Простой лепет (5-7 мес.)– звукосочетания типа слогов, с более длительным произнесением гласного или согласного («ба», «да». «та»)

Канонический лепет (7-11 мес.) – повторение двух или трех одинаковых слогов

(«ба-ба», «па-па», «ба-ба-ба», «па-па-па»)

Слоговой или словесный лепет (9 мес.) – усложнение (в артикуляционном плане) звуковых комбинаций. Появлчяются сложные звукосочетания типа «гласный- согласный-гласный» («аба», «огу», «ата»,а также звукосочетания, начинающиеся с гласного или согласного( «бабаб», «татаб») и другие.

Стадия 4. Предслова и первые слова – от 10 до 12 мес.

Лепетное слово или предслово образуется во время лепета при соединении двух одинаковых слогов. К концу первого года жизни, наряду с лепетными словами, появляются первые истинные слова.

Отличие лепетного слова от истинного в том, что у лепетного слова отсутствует значение. Например, ребенок может обозначать словом «мама» и маму, и папу, и кошку. Истинное слово отличается от лепетного тем, что его звукоформа соответствует значению (Цейтлин,2000)

Некоторые рекомендации по развитию звуковой стороны речина первом году жизни:

1. С первых дней жизни для младенца важно присутствие близкого человека, физический и эмоциональный контакт с ним. У здорового, в срок рожденного малыша количество времени, в течение которого он плачет, и интенсивность плача полностью зависят от близкого взрослого, ухаживающего за ним. Обращайте внимание на особенности плача малыша. Стремитесь создать для ребенка максимально комфортные условия – берите малыша на руки, склоняйтесь над его кроваткой, улыбайтесь, разговаривайте с ним, меняя интонации, понижая и повышая голос.

2. Соблюдайте режим кормления. Следите за тем, чтобы ребенок правильно захватывал соску у бутылочки, не отрывался от нее во время кормления. Нормализация процесса кормления является одним из основных условий правильного раннего речевого развития. Во время сосания ребенок осуществляет движение губами и языком, которые затем будут использоваться им при произнесении звуков. Благодаря тренировке губ и языка во время сосания происходит развитие губных и язычных артикуляций.

Читайте также:  График развития ребенка от рождения

3. Поощряйте произнесение ребенком звуков. Общаясь с ребенком, поощряйте любой произносимый им звук. Улыбайтесь ему, повторяйте вслед за ним звуки, берите его на руки. У ребенка должно возникнуть желание общаться с вами и «играть» звуками при помощи языка и губ. Звуковая игра- основа для дальнейшего развития четкости и легкости произнесения звуков и слов, тренировка для речевого аппарата ребенка.

4. Для ребенка важно не только слышать обращенную к нему речь взрослого, но и видеть его лицо, иметь возможность следить за движениями губ, изменяющейся мимикой. Если вы и ребенок в процессе взаимодействия фиксируете взгляд только друг на друге, то такое взаимодействие называется симметричным. При такой форме взаимодействия вы можете попробовать менять мимику лица, произносить звуки, четко их артикулируя. Ребенок будет подражать вам. Так как время, в течение которого ребенок может сосредоточить взгляд на вашем лице, очень непродолжительно – от 30 секунд до 2 минут,- постарайтесь использовать его с пользой для ребенка.

Симметричное взаимодействие – лучшая форма привлечения внимания ребенка. Именно при такой форме взаимного внимания младенец учиться произнесению звуков вслед за вами. Стремитесь строить свое поведение таким образом, чтобы ребенок был заинтересован в общении с вами. После шестимесячного возраста младенцы отдают предпочтение окружающей обстановке, а не лицу взрослого.

5. Разнообразьте звуковое окружение ребенка. Разговаривайте с ребенком, меняя интонации и высоту голоса. Наряду с вашим голосом младенцу полезно слушать и другие звуки. На короткое время (на несколько минут) включайте радио, но лучше не громко, а так, чтобы его звук был приглушенным.

6. Постоянное шумовое окружение негативно влияет на раннее речевое развитие ребенка. Если младенец долгое время находится в помещении с высоким уровнем шума, при громкой музыке, постоянных разговорах взрослых, включенных телевизоре и радио, его речевое развитие замедляется. Младенец перестает издавать звуки, его голосовые реакции развиваются медленно и характеризуются бедностью звуков, звукосочетаний и интонаций.

7. Тренируйте пальцы ребенка, делайте ему массаж рук, используйте пальчиковые игры.

8. Развивайте у ребенка понимание речи. Проявите интерес к тем игрушкам, на которых фиксирует взгляд ребенок, а также вводите во взаимодействие с ребенком новые предметы (особенно это важно со второго полугодия его жизни, комментируйте свои действия. Показывая ребенку предмет и называя его, старайтесь продемонстрировать свойства этого предмета – так малыш лучше его запомнит. Старайтесь повторять такие «уроки» по несколько раз в день. Чем чаще вы будете разговаривать с ребенком о знакомых ему предметах, тем быстрее у него будет развиваться понимание речи.

Сопровождайте словесными комментариями все, с чем сталкивается малыш в процессе активного познания окружающего мира. Благодаря повторению определенных слов и демонстрации того, что они обозначают, ребенок постепенно будет запоминать их значение. Еще до того, как он сможет сам произносить слово, он уже будет знать его значение. Способность ребенка искать взглядом предмет, о котором его спрашивает взрослый, свидетельствует о том, что он начал понимать значение слова.

9. Поощряйте желание ребенка называть предмет вслед за вами.

10. Приучайте ребенка к выполнению простых указаний. Постепенно усложняйте задания. В ходе общения с ребенком вводите новые для него требования, четко выражайте свои просьбы, пожелания, указания с помощью конкретных слов, то есть ставьте перед ребенком речевые задачи.

11. Занимаясь с ребенком, развивайте и понимание речи, и произнесение слов. От ваших усилий зависит способность ребенка озвучивать свои желания или потребности. Если вы проявите настойчивость, побуждая ребенка к активному использованию речи, не станете потакать его желаниям, а на собственном примере продемонстрируете желаемый способ общения, вы добьетесь положительных результатов. Через некоторое время ребенок научится выражать свои желания и потребности с помощью речи.

12. Важным условием обучения ребенка правильному произношению звуков и слов является правильность речи взрослых. При общении с малышом учитывайте его речевые возможности. Требования, предъявляемые к речи ребенка, должны соответствовать его возрасту. При обучении ребенка нельзя перегружать его трудными для произношения и малопонятными словами.

Постарайтесь стать для детей хорошим учителями и помощниками на сложном и долгом пути овладения языком.

Источник

Наталия Николаевна Дегтярева
Выступление на РМО «Влияние общения на развитие речи ребенка в раннем возрасте»

Выступление на РМО.

Тема: «Влияние общения на развитие речи ребенка в раннем возрасте».

Подготовила: Дегтярева Н. Н. воспитатель I кв. категории. Новобурейский д/с “Искорка”.

Общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.

Первые три года жизни, когда дети в большинстве случаев воспитываются дома, являются решающими в развитии речи. Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно ребенок развивает свой пассивный запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться.

В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи или кассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми. Оно было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи.

Решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера. Первая – межиндивидуальная – функция речи не только генетически исходная, но и основополагающая в становлении речи. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого партнера. Прежде всего это подтверждается практикой воспитания детей.

Процесс становления у детей первой функции речи, т. е. овладения речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит несколько этапов (в довербальный период, в момент возникновения и в дальнейшем ее развитии).

Aнализ поведения детей раннего возраста показывает – ничто в их жизни и поведении не делает для них необходимым употребление речи; лишь присутствие взрослого, который постоянно обращается к детям со словесными высказываниями и требует адекватной на них реакции, в том числе речевой («Что это?»; «Ответь!»; «Назови!»; «Повтори!», заставляет ребенка овладевать речью. Следовательно, только в общении со взрослым перед ребенком встает особая разновидность коммуникативной задачи понять обращенную к нему речь взрослого и произнести вербальный ответ.

Поэтому при рассмотрении каждого из трех этапов генезиса речевого общения особое внимание уделяется исследованию коммуникативного фактора как решающего условия появления и развития у детей речи.

Коммуникативный фактор влияет на развитие речи у детей в ее межличност-ной функции на всех трех этапах становления (в довербальный период, в момент возникновения и в дальнейшем ее развитии). Но по всей видимости, такое влияние неодинаково проявляется и сказывается на каждом из этапов. И это связано в первую очередь с тем, что сам коммуникативный фактор изменяется у детей в разные периоды дошкольного детства.

Читайте также:  Интеллектуальное развитие ребенка средствами музыки

Различают несколько этапов развития потребности в общении ребенка со взрослым:

1. Потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточ-ное условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни.

2. Нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание по-требности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием.

3. Нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. Дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослым, выражающемуся в совместном обсуждении явлений и событий предметного мира. Только понимание взрослым важности для ребенка этих вопросов обеспечивает такое сотрудничество.

4. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Эта потребность возникает в связи с интересом детей к миру человеческих взаимоотношений и обусловлена овладением детьми правилами и нормами их отношений. Ребенок стремится добиться общности взглядов со взрослым. Это позволит малышу использовать их как руководство в своих поступках.

В раннем возрасте у детей выделяются четыре формы общения со взрослым:

• ситуативно-личностное,

• ситуативно-деловое,

• внеситуативно-познавательное

• внеситуативно-личностное.

Ситуативно-личностная форма общения детей со взрослыми приходится на первое полугодие жизни.

Период 2-3 лет соответствует ситуативно-деловому общению, ведущей деятельностью является деятельность с миром вещей, возникает новая форма деятельности – игровая, становящаяся ведущей в конце данного возрастного периода. Роль взрослого состоит в участии в деятельности ребенка по освоению внешнего мира и в игровой деятельности. Больше внимания уделяется развивающе – обучающим функциям взрослого.

Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению форм общения со взрослыми. В предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений.

Внеситуативно-познавательная форма общения возникает в период от 3-х до 5-ти лет.

Что же происходит с ребенком, в случае лишения его возможности об-щения с близким взрослым в этом периоде?

Основным «симптомом» здесь будет резкое замедление всех сторон развития ребенка.Это проявляется в: отсутствии сформированной речи; отставании в умственном развитии; трудностях установления прочных взаимоотношений со взрослыми; недостатке инициативности; замедлении развития эмоциональной деятельности, а также упрощении эмоциональной сферы; двигательной вялости.

В случае недостаточности контактов со взрослыми наблюдается снижение темпа психического развития, повышается сопротивляемость болезням (дети-воспитанники детских учреждений закрытого типа; дети, пережившие войны и др.) Полная же изоляция детей от взрослых не позволяет им стать людьми и оставляет их на положении животных (дети-маугли, волчьи дети).

Индивидуальное взаимодействие взрослого и ребенка эффективно для развития речи.

С помощью нехитрых способов взрослый привлекает внимание ребенка к предмету, для чего показывает на предмет, проделывает с ним те или иные манипуляции, протягивает ребенку, сам погружается в рассматривание предмета и т. д. При этом взрослый произносит слово, обозначающее предмет, и неоднократно это слово повторяет.

Таким образом, ребенокусваивает два основных элемента задачи: объект и его словесное обозначение в связи друг с другом. Кроме того, взрослый создает практическую необходимость для ребенка усвоить эту связь и научиться актуализировать ее.

Усвоение детьми пассивной речи и произнесение ими первых активных слов в решающей степени зависит от общения между взрослым и ребенком.

Таким образом,можно считать: практические контакты ребенка со взрослым в ходе совместных действий могут положительно влиять на становление речи благодаря тому, что организуют ориентировку ребенка, помогают ему выделить ключевые компоненты ситуации взрослого и предмет и увидеть в поведении взрослого его содержание обращенность к предмету и артикулирование обозначающего этот предмет слова.

Чем больше говорят с ребенком, тем быстрее и лучше развивается его речь. Если же с ребенком общаются мало, то его речевое развитие будет идти медленно, с запозданием.

Важно также, чтобы ребенок слышал в этот период ясную, четкую, пра-вильную речь. Вот почему нельзя с ним сюсюкать, подлаживаясь под его речь. Многократным повторением одних и тех же слов и соотнесением их с определенными предметами взрослые способствуют образованию у ребенка ассоциативной связи между словом и предметом. Таким образом, слово приобретает для него сигнальную функцию.

Дальнейшим этапом в развитии речи детей является овладение пра-вильными грамматическими и синтаксическими формами речи. В 2—3 года ребенок начинает широко применять в речевом общении с другими людьми уже не отдельные слова, а целые предложения. При этом наблюдаются отдельные ошибки в согласовании падежных окончаний, а также рода, числа, времени глагола и т. д. ; дети в этом возрасте часто допускают неправильные обороты речи. В основе этих ошибок лежит неточность дифференцировки уже не отдельных фонем, а сложных сочетаний слов в предложения по правилам родного языка. Эти неточности преодолеваются путем систематического упражнения в правильном построении речи. Большое значение при этом имеет грамматическая, в частности синтаксическая правильность речи взрослых и постоянные их указания, направленные на исправление речи детей (так, например, в школе за правильностью речи детей должны следить не только преподаватели родного языка, но и все другие учителя, а также систематические упражнения в письменной речи.

Речь воспитателя и педагогические требования к ней.

Речь педагога является условием и средством формирования речи его воспитанников. Поэтому в пределах детского сада к речи воспитателя предъявляются дополнительные требования, отличающие ее от разговор-но-бытовой, которой он пользуется в личном обиходе.

Речь педагога должна быть эталоном для детей.Речь воспитателя оценивается ее с трех сторон:

• содержательность (о чем и сколько говорит, что сообщает детям);

• безупречная правильность формы (как говорит);

возрастная и педагогическая направленность (умеет ли говорить с до-школьниками, убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым — родителям, коллегам).

Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, точно обозначать оттенки цвета, материал, форму, величину предметов и др.

Речь должна быть безупречной грамматически, содержащей разнообраз-ные синтаксические конструкции. Большие требования предъявляются к звуковой стороне речи: чистое звукопроизношение, четкая дикция, орфоэпическая правильность.

«Стимуляция речевого развития детей раннего возраста»

Стимулирование развития речиидет в нескольких направлениях:

– провоцирование непроизвольного подражания действию, мимике, интонации взрослого

– провоцирование на эхолалии и непроизвольные речевые реакции на фоне эмоционального заражения

– провоцирование на просьбу, отказ, формальный диалог.

Провоцирование непроизвольного подражания является предпосылкой подражания произвольного, когда ребенок осознанно копирует звуки, звуковые комплексы, слова, интонацию речи взрослого. Убаюкивание, кормление, наказание, похвала сопровождаются соответствующей и легко узнаваемой интонацией взрослых. Растормаживание взрослым подражания может происходить только при поощрении ребенка и его поведения.

Например, увидев, что ребенок пытается убаюкивать куклу за ноги и издает звуки,мы его поощряем словесно: «Как замечательно! Ты молодец!», затем показываем, как надо брать куклу и баюкать,проговариваем: «А-а-а».Идем по лесенке и подговариваем: «Оп-оп-оп».Стучим кубиками и подговариваем: «Топ-топ-топ».

Стимуляция речи происходит и при диалоге,в сопровождении с жестом: «Хочешь эту игрушку?», «Будем рисовать

Игры –манипуляции: паровозик гудит – у-у-у; прятки – а-у; поиск предмета –ку-ку; гуси-га-га-га; мышки – пи-пи-пи приводят к появлению двойных слогов.

Стимулирование речипроисходит при манипуляции с предметами быта: мытье предметов, умывание, называние необходимых предметов и их качеств, как результат действия,сопровождаемое репликами: «Вот какие чистые руки», «Ах, как мыло пахнет», «Вот твое полотенце» и др.

Читайте также:  Влияние гипофиза на развитие ребенка

Непременное условие – утвердительная, спокойная интонация реплик, создаю-щая позитивный речевой фон любой инициативы ребенка. Нельзя много задавать ребенку вопросов, не дожидаясь ответов на них.

Только в общении со взрослым перед ребенком встает особая разновидность коммуникативной задачи понять обращенную к нему речь взрослого и произнести вербальный ответ.

Задачи развития речи детей 1 года 6 месяцев – 2 лет

Много разговаривать с ребенком. Обучать речи путем совершенствования ее понимания, активизации подражания звукам, словам. Тренировать артикуляционный аппарат.

При общении комментировать происходящие, наблюдаемые действия и события. Активизировать речь ребенка посредством вопросов (что? кто? где).

Разговаривать с ребенком с помощью игрушек (включая игрушки бибабо). Разыгрывать различные несложные сценки из жизни (зайчик идет гулять и ищет теплые штанишки; мишка заболел, стал чихать и лег в кровать;кукла умывается: моет глазки, щечки, носик и др.).

Учить рассматривать реальные предметы (игрушки) и действовать с ними (одежда, обувь, мебель и др.) с последующим называнием их и своих действий. Учить рассматривать картинки с изображением реальных предметов и игрушек; находить знакомое изображение из трех, четырех, пяти предлагаемых картинок. Учить узнавать и называть различные действия и состояния животных и игрушек (кошка лежит, мишка сидит, собака ест и др.). Ближе к двум годам учить рассматривать и комментировать (с помощью взрослого) несложные сюжетные картинки (девочка кормит куклу, зайчик спит в кроватке, гусь плавает в воде, мальчик играет в мяч и др.).

Упражнять в умении отвечать звукоподражанием на вопросы: «Как лает собачка?», «Как кричит гусь?», «Как мяукает кошка?» и др. (с опорой на картинки и (или) игрушки и без наглядной опоры). В сценках с игрушками-животными наглядно показывать и называть повадки, голос соответствующих животных.

Учить рассматривать реальные предметы и игрушки (одежда, обувь, мебель и др.) и действовать с ними с последующим их называнием.

Задачи развития речи детей 2-3 лет

Много разговаривать с ребенком на понятные и близкие ему темы. Про-должать учить понимать и выполнять простые инструкции. Учить ребенка отвечать на вопросы, связанные с жизнью и практическим опытом («Что ты делал?», «Во что играли?», «Что ты ел?» и др.).

Во время игр с ребенком учить его правильно произносить звуки, разгова-ривать (используя речевые и внеречевые средства). Закреплять названия различных предметов (посуда, мебель, одежда, обувь, игрушки и пр.); не-которые действия и взаимоотношения; признаки, обозначающие величину, цвет, вкус. Учить использовать эти слова в речи.

Рассматривать предметные и сюжетные картинки. Слушать и понимать несложные рассказы по ним. Повторять рассказы по вопросам взрослого.

IV. Организация содержательного общения воспитателя с детьми в разных видах деятельности

В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения со взрослыми.

Основной формой педагогического процесса в детском саду являются занятия (в данном случае занятия по развитию речи). Здесь конкретизируются и уточняются знания детей, полученные ими практическим путём и которые они получили, действуя с предметами ближайшего окружения.

Но чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребёнка в детском саду сделать более содержательным в плане речевого развития. Чем богаче, содержательнее впечатления повседневной жизни, тем большие познавательные возможности имеются для занятий.

Какая же деятельность может обеспечить ознакомление с окружающим и развитие активной речи ребёнка? Прежде всего – совместная деятельность взрослого с ребёнком, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения.

В процессе совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения речи, как это делается на занятиях. Постановка проблемных языковых задач здесь носит ситуативный характер. Ребёнок говорит только то, что хочет сказать, а не то, что спланировал педагог. Поэтому организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими.

Педагог должен быть готовым к импровизации, к встречной активности ребёнка. В процессе совместной деятельности у ребёнка постепенно фор-мируется позиция младшего партнёра, ведомого взрослым и постоянно учитывающего инициативу последнего.

Какие формы совместной деятельности педагога с детьми по развитию речи можно выделить в раннем возрасте?

Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним некоторые особенности детей раннего возраста:

• им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными;

• внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес;

• поведение ситуативно и почти всегда складывается из импульсивных поступков;

• детям раннего возраста свойственны подражательность, лёгкая внушаемость;

• преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление.

Таким образом, воспитатель должен помнить, что решая задачи развития речи детей раннего возраста, деятельность,которую он организует должна быть:

• событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);

• ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);

• процессуальная (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах).

Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию.

В работе по развитию речидетей используются следующие формы сов-местной деятельности:

• наблюдение и элементарный труд в природе;

• сценарии активизирующего общения;

• игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;

• слушание художественной литературы с использованием ярких красоч-ных картинок;

• инсценирование и элементарная драматизация литературных произве-дений;

• игры на развитие мелкой моторики рук;

• дидактические игры и упражнения;

• бытовые и игровые ситуации;

• элементарное экспериментирование.

Разумеется, что в обычные дни организация совместной деятельности происходит по другому. Чтобы дети не переутомлялись, проводится какая-то одна из форм. Дети находятся в привычной,спокойной обстановке и воспитатель может действовать по ситуации: со всей группой детей, с подгруппой или вообще индивидуально.

Воспитатель должен спокойно относиться к тому, что во время совместной деятельности дети как бы “перетекают” с места на место – они занимают позицию то “внутри” играющих, то рядом, то вдалеке.

Успех проведения совместной деятельности во многом зависит от профессиональных качеств воспитателя, от искреннего интереса к детям.

Использованная литература

1. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками/ Л. В. Шипицина, О. В. Защиринская, А. П. Во-ронова и др. –СПб: Детство – Пресс, 2001. – 380с.

2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 1997. – 400с.

3. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми и сверстниками/ Под ред. М. И. Лисиной. – М.: Педагогика, 1985. – 173-187с.

4. Максаков А. И. Речь воспитателя// Развитие речи детей дошкольного возраста/ Под ред. Ф. А. Сохина. – М., 1986. – 17-29с.

Источник