Раннее речевое развитие ребенка архипова

Раннее речевое развитие ребенка архипова thumbnail

Архипова Е.Ф. доктор педагогических наук, профессор МПГУ , г.Москва.

Актуальность проблемы ранней диагностики и помощи детям обусловлена тем, что в стране складывается неблагоприятная демографическая ситуация, осложненная не только снижением рождаемости, но и уменьшением доли рождения здоровых детей, клиницистами подчеркивается высокая частота рождения детей с перинатальной патологией центральной нервной системы. Известно, что в тех случаях, когда отклонение в развитии выявлено на ранних этапах, то лечение и психолого-педагогическое воздействие оказываются более эффективными. В последние годы определилось особое направление в логопедии – превентивное логопедическое воздействие, что отвечает положениям разрабатываемой концепции раннего логопедического вмешательства. Особенно важными являются вопросы диагностики и определение критериев раннего прогноза речевых нарушений.

Целью нашего исследования стали теоретическое обоснование, конструирование и апробация методики диагностики развития детей раннего возраста и разработка методических рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению детей первых трех лет жизни.

Научной гипотезой стало предположение о том, что исследование развития детей раннего возраста и рано начатая коррекция позволят выявить на ранних этапах имеющиеся отклонения в развитии и осуществить развивающе-коррекционную работу по предупреждению дальнейших отклонений; достичь более высокого уровня общего развития детей.

Уровень развития ребенка раннего возраста определяет путь его дальнейшего развития. Необходимым условием своевременного и правильного развития ребенка является достаточный уровень развития  сенсомоторного аппарата. Для развития речи необходим определенный уровень созревания корковых структур мозга и воздействие окружающей среды, а именно оптимальные зрительные, слуховые, тактильные раздражения. Раздражение зрительного анализатора является важным звеном в познавательной деятельности ребенка. Психическая деятельность и речевое развитие ребенка тесно связаны с состоянием слуховой функции. Этим определяется необходимость раннего выявления нарушений слуха, проведения аудиолого-педагогических мероприятий, направленных на коррекцию дефекта. Общение младенца с взрослым является необходимым условием его нормального психомоторного развития. В процессе общения с взрослым у ребенка формируются предпосылки для развития речи. При нормальном развитии становление речи и формирование коммуникативного поведения тесно взаимосвязаны. Реакция ребенка на общение с взрослым имеет важное диагностическое значение его психомоторного развития. Движения и практическая деятельность ребенка также имеют чрезвычайно важное значение для развития ряда высших психических функций, а именно мышления, речи. Манипулятивная деятельность ребенка, игровая активность оказывают большое влияние на развитие речи.

Таким образом, необходимыми условиями для формирования правильной речи ребенка являются  развитие сенсорного восприятия, общей моторики, манипулятивных действий, игровая активность, социальная адаптация и формирование коммуникативного поведения.

Анализ литературных источников показал, что существующие на сегодняшний день диагностические методики громоздки и требуют значительного времени для их проведения, что не позволяет быстро и наглядно оценить развитие ребенка раннего возраста, спрогнозировать его дальнейшее развитие и необходимость дифференциальной диагностики. Назрела необходимость разработки нового диагностического инструментария, позволяющего быстро, наглядно и надежно оценить уровень развития детей раннего возраста.

Наглядной и простой диагностической методикой является Шкала психомоторного развития по Гриффитс (1954, перевод Е.С. Кешишян, 2000). Оценка психомоторного развития ребенка производится в баллах, которые сравниваются с баллами, определенными нормативами. Достоинством данной диагностической методики является возможность лонгитюдного наблюдения за развитием ребенка и возможности количественно и качественно оценить его развитие на протяжении первых двух лет жизни. Недостатком указанной диагностической методики является отсутствие данных по возрасту от 2 до 3 лет, а также недостаточность критериев оценки развития ребенка.

В связи с этим нами была разработана и предложена авторская модификация диагностической методики, основанная на Шкале психомоторного развития по Гриффитс и Показателях нервно-психического развития детей (Г.В. Пантюхина, К.Л.Печора, Э.Л.Фрухт).

Достоинством Показателей нервно-психического развития (Г.В.Пантюхина, К.Л.Печора, Э.Л.Фрухт) является то, изначально методика разрабатывалась, опираясь на данные о развитии детей, содержащихся в детских садах и яслях у нас в стране, следовательно, критерии оценки умений и развития детей здесь более адекватны и привычны, чем предложенные в Шкале психомоторного развития по Гриффитс. Методика хорошо зарекомендовала себя за время ее использования и широко применяется при обследовании развития детей. Но низкий уровень наглядности и сложность в количественной оценке результатов обследования по Показателям нервно-психического развития (Г.В.Пантюхина, К.Л.Печора, Э.Л.Фрухт) не позволяют наглядно оценить и проследить динамику развития ребенка раннего возраста.

Читайте также:  У моего ребенка плохо развития речи

Совмещение вышеуказанных методик стало возможно после сравнения основных линий развития, по которым проводится обследование. При конструировании шкалы произошло расширение критериев оценки умений ребенка в определенном возрасте, что позволяет более полно представить картину развития. Возможностью увеличения возрастного диапазона до 3 лет для Шкалы психомоторного развития по Гриффитс послужило сравнение обследуемых линий развития и приведение их к общему виду с линиями развития для возраста от 1 до 12 месяцев и от 13 до 24 месяцев. В качестве критериев оценки развития детей в возрасте от 2 до 3 лет были использованы данные, предложенные в Показателях нервно-психического развития детей (Г.В. Пантюхина, К.Л.Печора, Э.Л.Фрухт). Каждому критерию в определенный возрастной период была предложена балльная оценка.

В качестве иллюстрации предлагается вид шкалы психомоторного развития детей от рождения до 3 лет (Приложение 1).

Достоинством авторской модификации методики является,  во-первых, то, что параметры оценки развития для всех возрастов одинаковы,  во-вторых, в данной шкале предусмотрена сквозная балльная система оценки, которая позволяет, не только количественно, но и качественно оценить уровень психомоторного и речевого развития ребенка, и, в-третьих, проследить динамику  развития ребенка с рождения до 3 лет.

Приведем результаты обследования детей в возрасте от рождения до 3 лет (рис.2). Полученные данные исследования удобно оформить в графическом виде, где можно проиллюстрировать применение  сконструированной методики. На оси Х графиков – параметры обследования, на оси Y – баллы. Прерывистые линии показывают границы  параметров нормы для данного возраста. Сплошные кривые – развитие конкретного ребенка в данном возрасте.

В ходе обследования детей было выяснено, что Соня Ш. имеет темповой отставание в развитии, необходимо проведение развивающих занятий и последующая повторная диагностика через 3 месяца; Валентин К. отстает в развитии на один эпикризный срок по параметру «речь активная», необходимо проведение коррекционно-развивающих занятий и повторная диагностика; Артем С. отстает в развитии на 2-3 эпикризных срока по всем параметрам, требуется проведение углубленной дифференциальной диагностики.

Таким образом, сконструированная диагностика позволяет оценить состояние развития ребенка (1, 2, 3 года жизни), выявить детей «группы риска», спланировать корригирующий режим, направленный на стимуляцию тех или иных функций, обосновать необходимость дальнейшей дифференциальной диагностики и применить превентивное логопедическое и психолого-педагогическое воздействие.

Сконструированная методика показывает высокий уровень надежности результатов, благодаря слиянию двух хорошо зарекомендовавших себя ранее методик диагностики развития детей раннего возраста: Шкала психомоторного развития по Гриффитс (1954, в переводе Кешишян, 2000) и Показатели нервно-психического развития детей (Г.В. Пантюхина, К.Л.Печора, Э.Л.Фрухт).

Сконструированная нами методика исследования детей раннего возраста может быть использована специалистами Службы ранней помощи, Центра раннего развития, Центра игровой поддержки ребенка, Центра медико-психолого-педагогического сопровождения, Психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов и  других.

Литература:

  1. Архипова Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка. Пособие для специалистов Службы ранней помощи детям и родителей. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 160 с.
  2. Мастюкова Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / Под ред. А.Г.Московкиной. – М. : Классикс Стиль, 2003.
  3. Пантюхина Г.В. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста./ Г.В.Пантюхина, К.Л.Печора, Э.Л.Фрухт — М., 1996.
  4. Печора К.Л. Методические рекомендации. Психолого-педагогическое обследование детей в возрасте от 1 года 3 месяцев до 6 лет. Реабилитационные игры и занятия с детьми. – М., 1995.

Источник

Логопедическая работа с детьми раннего возраста, Архипова Е.Ф., 2006.

Единственное в практике высшей школы учебное пособие по логопедической работе с детьми первых трех лет жизни. Подробно представлен анализ детского психомоторного и речевого развития. Предлагается методика диагностики доречевого развития детей с перинатальной энцефалопатией и детским церебральным параличом, а также скрининговая методика обследования детей первого, второго и третьего года жизни. В пособии дана авторская методика логопедической работы с учетом структуры дефекта. Представлены образцы логопедических занятий с детьми. Автор учебного пособия — Елена Филипповна Архипова — профессор кафедры логопедии МГОПУ им. М.А. Шолохова. Книга адресована логопедам, педагогам, студентам дефектологических факультетов педвузов.

Читайте также:  Задержка развития плода последствия для ребенка

Логопедическая работа с детьми раннего возраста, Архипова Е.Ф., 2006

Нормативы психомоторного развития детей первого года жизни.
Для изучения нарушений доречевого развития и рационального построения системы коррекционно-логопедической работы с детьми, страдающими церебральным параличом, необходимо глубокое знание естественного хода становления речи и психики в норме. Представленные в литературе данные по доречевому развитию здорового ребенка базируются на фундаментальных физиологических исследованиях отечественных авторов: Н.М. Сеченова, И.А. Сикорского, В.М. Бехтерева, И.И. Павлова, Н.И. Красногорского, Н.И. Касаткина, М.М. Кольцовой, Н.М. Щелованова, М.Ю. Кистяковской и др. В их работах подчеркивается большое значение доречевого периода, длящегося с рождения до конца первого года жизни, для дальнейшего развития психики и речи детей. В работах Н.М. Аскариной, С.М. Кривиной сформулированы некоторые особенности детей раннего возраста, характерными чертами которого являются быстрый темп и скачкообразность развития отдельных функций. В ходе развития детей для каждой функции определяются свои оптимальные сроки формирования, что отмечено в работах В.В. Тонковой-Ямпольской, A.В. Запорожца, Г.Л. Розенгард-Пупко, А. А. Леонтьева, B.Н. Аванесова и др.

ОГЛАВЛЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальные проблемы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии.
Выводы.
Учебные вопросы и задания.
Литература.
ГЛАВА I Особенности психомоторного развития детей первых трех лет жизни в онтогенезе.
1.1. Нормативы психомоторного развития детей первого года жизни.
1.2. Нормативы психомоторного развития детей второго и третьего года жизни.
Выводы .
Учебные вопросы и задания.
Литература.
ГЛАВА II Коррекционно-логопедическая работа с детьми с органическим поражением центральной нервной системы от рождения до одного года.
2.1. Методы изучения психомоторного развития детей с органическим поражением центральной нервной системы на первом году жизни.
Выводы.
Учебные вопросы и задания.
Литература.
2.2. Особенности психомоторного развития детей первого года жизни с органическим поражением центральной нервной системы.
Выводы.
Учебные вопросы и задания.
Литература.
2.3. Содержание коррекционно-логопедической работы с детьми на первом году жизни.
Выводы.
Учебные вопросы и задания.
Литература.
ГЛАВА III Коррекционно-логопедическая работа с детьми с детским церебральным параличом в возрасте от одного года до трех лет.
3.1. Исследование психомоторного развития детей с детским церебральным параличом в возрасте от одного года до двух лет.
3.2. Система психолого-логопедического обследования детей с детским церебральным параличом в возрасте двух-трех лет.
Выводы.
Учебные вопросы и задания.
Литература.
3.3. Содержание коррекционно-логопедической работы с детьми с детским церебральным параличом в возрасте от одного года до трех лет.
3.3.1. Коррекционно-логопедическая работа на первом этапе.
3.3.2. Коррекционно-логопедическая работа на втором этапе.
3.4. Коррекционно-педагогическая работа с детьми с детским церебральным параличом в возрасте от одного года до трех лет.
3.4.1. Комплекс упражнений по развитию слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха.
3.4.2. Комплекс упражнений по формированию представлений о цвете, форме и величине.
3.4.3. Комплекс упражнений по формированию пространственных представлений.
3.4.4. Комплекс упражнений по стимуляции речевой активности.
3.4.5. Комплекс упражнений по развитию мелкой моторики рук.
Выводы.
Учебные вопросы и задания.
Литература.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:

Скачать книгу Логопедическая работа с детьми раннего возраста, Архипова Е.Ф., 2006 – fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Читайте также:  Диагностика психологического развития ребенка старшего дошкольного возраста

Скачать
– djvu – Яндекс.Диск.

Дата публикации: 13.03.2019 12:42 UTC

Теги:

учебник по педагогике :: педагогика :: Архипова

Следующие учебники и книги:

  • Системы оценки качества образования, Кольга В.В., 2017
  • Работа ДОУ с семьей, диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг, Козлова А.В., Дешеулина Р.П., 2005
  • Комплексная оценка качества подготовки студентов и эффективности деятельности кафедры, Монография, Григораш О.В., Трубилин А.И., 2017
  • Управление самостоятельной работой студентов (системное стимулирование), Гликман И.З., 2002

Предыдущие статьи:

  • Высшая педагогика, Система воспитания А.С. Макаренко, Зайцев В.С., 2018
  • Технология модерации, Зайцев В.С., 2018
  • Кейсовое обучение студентов в вузе, Зайцев В.С., 2018
  • Частное образование в России, Зайцев В.С., 2018

Источник

Раннее речевое развитие ребенка архипова

№02 2017

Аннотация

В статье рассматривается проблема общего недоразвития речи у дошкольников (ОНР). Разбираются вопросы классификации в зависимости от степени выраженности ОНР. Перечисляются группы детей с ОВЗ, в которую входит категория детей с тяжелыми нарушениями речи. Автор описывает характерные особенности четырех уровней (степеней) речевого развития речи при ОНР. Основное внимание в статье уделяется рассмотрению задач и содержания работы педагога ДОО с детьми первого уровня развития речи. Это самая тяжелая степень ОНР, которая характеризуется отсутствием речевых средств общения у ребенка. Для педагогов ДОО могут быть интересными и полезными рекомендации по развитию понимания речи и собственной речи ребенка. В статье приводится сводная таблица звукоподражаний, на которую педагоги могут ориентироваться для накопления у ребенка звукоподражаний, расширяющих его средства общения и активирующих коммуникативные возможности. Дается краткий анализ вариантов расширения детского речевого репертуара. Предлагаются к использованию языковые модели для формирования речевых навыков. Приводятся некоторые рекомендации по развитию внимания, памяти, логического мышления у детей с ОНР. Рассматриваются игровые приемы взаимодействия с ребенком, находящимся на первом речевом уровне развития, по развитию фонематического слуха и тонкой моторики рук.

Фрагмент статьи

К группе детей с ОВЗ относят детей, имеющих недостатки в физическом или психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Только ПМПК определяет: относится или нет тот или другой ребенок к категории с ОВЗ. ПМПК выносит заключение о необходимости создания специальных образовательных условий для детей с ОВЗ на основании учета тех недостатков, которые препятствуют получению образования.

К группе детей с ОВЗ относятся следующие категории:

• Глухие, позднооглохшие и слабослышащие;

• Слепые и слабовидящие;

• Дети с тяжелыми нарушениями речи;

• Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

• С задержкой психического развития;

• С умственной отсталостью;

• С расстройствами аутистического спектра;

• Со сложными дефектами.

К группе детей с ОВЗ относятся и дети с тяжелыми нарушениями речи. Общее недоразвитие речи (ОНР) проявляется в четырех степенях – уровнях развития речи.

Детей с общим недоразвитием речи в дет­ском саду много. Они находятся во всех возрастных группах.

С введением инклюзивного образования, с открытием комбинированных и компенсирующих групп, согласно ФГОС ДО, педагоги, воспитатели ДОО сталкиваются с необходимостью реализации адаптированных программ для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Список литературы

1. Архипова Е.Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
2. Архипова Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. – М., 2006.
4. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В. Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста. – М., 2016.
5. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие
с иллюстрациями. – Екатеринбург, 1996.

Правила использованияПравообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

инклюзивное образование, дети с тяжелыми нарушениями речи, общее недоразвитие речи (ОНР)

Источник