Раннее развитие речи ребенка в 4 месяца

Раннее развитие речи ребенка в 4 месяца thumbnail

le>

Появление «комплекса оживления» – специфической эмоциональной реакции на взрослого – в 3 месяца задает «тон» последующему развитию. Ребенок проявляет себя по-новому.

Социальная линия развития, являясь главной у трехмесячного младенца, остается ведущей и на четвертом месяце, но теперь она может обогащаться более насыщенным и «деловым» эмоциональным компонентом. Ребенок реагирует не только на склонившееся над ним лицо взрослого, но и проявляет себя полно, «развернуто», как бы «ожидая» от взрослого каких-то действий и «готовясь» к ним (что-то говорят, поют, берут на руки, «играют» ручками и ножками, гладят и вкладывают в ладонь какие-то предметы, поворачивают на бочок и кладут на живот, поднимают вертикально, показывают игрушки и т. п.). И это понятно: ребенок исключительно беспомощное существо, и взрослый выступает как созидательная сила, обеспечивающая его взаимодействие с окружающим миром и двигательную активность. На этом этапе эмоциональное общение становится ведущей линией развития.

Не скупитесь на эмоции: ребенок на 4 месяце жизни начинает радоваться первым успехам и на удивление чутко откликается на ваше настроение. Вероятно, детьми движет инстинкт, который позволяет им различать базовые человеческие эмоции – радость, огорчение, удивление, страх и т. п. А вот оттенки этих чувств малышу предстоит еще долго осваивать на практике. И эта активная практика начинается на четвертом месяце жизни.

Можно сказать, общее развитие и речевые возможности крохи будут зависеть от вас, от того, насколько вы сумеете эмоционально обогатить его жизнь.

Подчеркнем, когда малыш находится в начале четвертого месяца жизни, актуальными для него считаются эмоциональное общение в системе «комплекса оживления», овладение хватательными движениями руки, усиление речевых реакций (вокализаций). Моторное и сенсорное развитие, конечно, совершенствуются, но на этом этапе они идут вслед за эмоциональным.

Обратите внимание, что «комплекс оживления» возникает уже по «инициативе» крохи, который ищет глазами взрослого, прислушивается к его голосу и радостно смеется, когда его берут на руки.

На протяжении четвертого месяца вы действительно уже можете услышать смех малыша – чудную эмоциональную реакцию, которую кроха перенимает у взрослых. Значит, малыш «учится» эмоциям от родителей, копирует их. Чаще берите малыша на руки, больше улыбайтесь ему, смейтесь. Так вы научите смеяться и его!

Вместе с тем, необходимо заметить: новации в проявлениях крохи возникают не преднамеренно, не по его замыслу. В  поведении ребенка действуют безусловные, ориентировочные процессы, и его реакции во многом рефлекторны, так как кроха еще очень мал. Осознанное реагирование будет постепенно формироваться у ребенка по мере овладения им речью.

Однако, чтобы малыш начал входить в контакт на том уровне, который ему доступен, необходимо создать определенные условия жизни и общения. Следует:

  • продолжать развивать ориентировочную активность, демонстрируя знакомые и незнакомые предметы (игрушки);
  • побуждать притягивать игрушку при «случайном» прикосновении, ощупывать;
  • обогащать «комплекс оживления» радостными эмоциями;
  • в процессе ухода за ребенком и в моменты игры побуждать его к смеху, проявлениям радости;
  • побуждать ребенка к речевой активности (вокализациям);
  • проводить подготовку к овладению самостоятельными поворотами с живота на бок, затем на спину.
  • Для развития речевых навыков рекомендуется:
  • создавать ситуации «вслушивания» в голос взрослого и собственные речевые проявления;
  • выводить ребенка на яркое, выразительное, эмоционально насыщенное гуление;
  • заложить в общении с ребенком первые речевые навыки в качестве средства коммуникации со взрослым.

Важно понимать, что эмоциональное общение с ребенком направлено на двусторонний контакт.

Примерные ситуации эмоционального общения

Утром, поднимая малыша после ночного сна, мама (взрослый) «здоровается» с ним: улыбается, ласкает, использует бодрящие, веселые интонации, обращения по имени и др., создавая крохе хорошее настроение.

Мама, покормив малыша, аккуратно поднимает его вертикально в положение «на плечо». Другой взрослый (папа, бабушка, сестра и др.) стоит сзади и ласково разговаривает с ребенком, улыбается ему, показывает игрушку, приводит игрушку в движение и т. п.

Укладывая ребенка спать, мама или папа поют ему колыбельную, ласково поглаживая по спинке, слегка покачивая его.

Купая малыша, его осторожно опускают в воду, ласково разговаривают, употребляя слова-звукоподражания, соответствующие ситуации, например: «Куп-куп!», «Кап-кап!», «Шлеп-шлеп!» Или: «Кто-кто, кто плывет?», «С гуся вода, а с Алешки худоба!», «Да! Да-а-а!» и т. п.

Следует подчеркнуть, что все ситуации в жизни ребенка могут быть эмоционально «обыгранными», яркими, вызывающими у малыша интерес ко взрослому. Так формируются двусторонние контакты, потребность в них.

Пестование как прием народной педагогики на четвертом месяце, как и на третьем, по-прежнему имеет особое значение. Когда кроха еще не владеет самостоятельными целенаправленными движениями, взрослый как бы «играет» за него, действуя его ручками и ножками. Он ласкает малыша, сопровождая прикосновения пестушками, которые совпадают во времени с действиями взрослого. Приведем пример такого пестования.

Развитие речи: месяц 4

Потягунушки

Мама переодевает малыша после сна, ласково наклоняется к нему, улыбается, поглаживает ручки ребенка, потом сгибает попеременно его ножки, затем сводит и разводит ручки, как бы «играя» ими за ребенка. Свои действия она сопровождает словами:

«Потягунушки, потягунушки!
Поперек толстунушки!
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок!»

На 4 месяце к ребенку следует обращаться по имени как можно чаще. Используются пестушки, которые может сочинить и сама мама. Приведем для примера пестушки по народным мотивам, которые побуждают мать и дитя к эмоциональным и речевым контактам.

Мишенька

К Мишеньке-Мише
Прибежала мышка,
Подарила зубок
И пшеничный колосок,
Чтобы звенел голосок:
«А-гу-у! А-а-гу-у-у!
Вот как «гукать»
Я могу-у-у! Гу-гу-у!»

Читайте также:  Условия и закономерности развития личности ребенка

Мама наклоняется над ребенком, читая нараспев, выделяя гласные, и затем делает паузу.

Взрослый утрированно выполняет артикуляцию гласных звуков, делает паузу и прислушивается к звукам, издаваемым ребенком, потом повторяет пестушку.

При втором и третьем прочтении мама «играет» ручками и ножками ребенка.

Развитие речи

Любушка

Гу-у-леньки – гули,
Гу-у-ли прилета-а-али,
Гули, гу-у-ли прилета-а-ли,
Громко ворковали:
«Любу-ушка-а, Любу-у-шка,
Любу-у-у-шка – голу-у-бушка!»
Кыш! Полетели!
На головку сели,
Любушке запели:
«Любу-у-шка, Любу-у-шка,
Любу-у-шка – гол-у-бушка,
Золотые перышки,
Кудрявая гол-о-вушка!» (Взаимодействие с ребенком аналогично предыдущему.)

Предречевое развитие на 4 месяце жизни малыша направлено на расширение вокальных возможностей, в частности, появление гуления – устойчивой членораздельной артикуляции гласных звуков, основы в овладении первыми речевыми навыками.

Для того чтобы вывести ребенка на яркое, выразительное, эмоционально насыщенное гуление, взрослый проводит специальные занятия по следующей схеме.

Вначале неоходимо удобно расположить малыша перед собой на пеленальном столе, так чтобы кроха хорошо видел говорящего взрослого и его артикуляцию. Далее мама называет ребенка по имени, вызывает «комплекс оживления».

В процессе эмоционального общения она четко произносит нараспев гласные звуки «а», «у», «и», «о». Подбирает фольклорные тексты, где эти звуки хорошо слышатся, находясь под ударением. Произносить слова нужно не торопясь, интонируя голосом. Затем взрослый делает паузу, давая ребенку возможность отреагировать на показ.

Во второй части игры-занятия мама старается активизировать малыша, повторяя тот или иной звук в его собственном исполнении.

Фольклорные тексты можно сочетать с разговором, повторением речитативом или пением. В конце игрового взаимодействия с малышом можно показать ему игрушку – персонаж, о котором шла речь, а также ввести звучание какого?нибудь музыкального инструмента (детский металлофон, балалаечка, бубен, дудочка и т. д.).

Чисто речевое взаимодействие должно длиться около 3 минут, если в игру-занятие вводятся игрушки и элементы пестования, то оно может быть продлено до 5 минут.

Примерные игры-занятия «Уж ты, ласточка!»

Задача

Активизировать в гулении гласные звуки «а» и «у», используя в игре-занятии фольклорный текст.

Содержание игры-занятия

Сосредоточив взгляд ребенка на своем лице, мама артикулирует гласный звук «а», замолкает на 10–15 секунд, давая возможность малышу откликнуться. Затем читается нараспев песенка, в которой особо выделяются звуки «а» и «у»:

«У-у-уж ты, ла-а-а-сточка,
Ма-а-ла пта-а-а-шечка,
Ты лети, лети из-за моря.
Принеси ты на-а-а-м золотые клю-ю-чи,
Золотые клю-ю-ю-чи,
Клю-ю-ю-чи весенние.
Ты за-а-амкни зиму-у-у,
Зиму-у-у холодну-у-ю,
Принеси весну-у-у-у,
Весну-у-у красну-у-у!»

Взрослый может этот фольклорный текст пропеть, выделяя гласные звуки «а» и «у» (на мотив русской народной песни «Ах ты, душечка, красна девица»).

«Звонкий колокольчик»

Задача

Побуждать ребенка к поиску источника звука: поворачивая голову в сторону звучащего предмета, фиксировать на нем взгляд, делать попытки захватить игрушку.

Материал

Колокольчик мелодичный, укрепленный на шнурке (40–50 см).

Содержание игры-занятия

Малыш лежит в манеже или кроватке на спине. Боковые стороны завешаны. Взрослый на расстоянии 1 м начинает звенеть колокольчиком. Сначала тихо, чтобы не испугать ребенка, потом погромче, побуждая его повернуть головку в сторону звучащего предмета, т. е. определить, где находится источник звука. При появлении реакции со стороны крохи мама отодвигает ткань с одной стороны и звенит, чтобы ребенок увидел звучащую игрушку.

Далее мама поворачивает малыша на живот и звенит колокольчиком в манеже, но сильно его не раскачивает, чтобы ребенок мог сосредоточить взгляд на звучащем предмете. Когда кроха зафиксирует взгляд на игрушке, взрослый поворачивает его вновь на живот и опускает на шнурке колокольчик, который легонько касается его рук. Мама создает ситуацию, побуждающую ребенка притянуть к себе предмет, а затем сделать попытку захватить его. С этой целью колокольчик осторожно придвигают то к одной, то к другой руке малыша. Свои действия взрослый сопровождает словами: «Ко-о-локо-о-льчик! Во-о-т како-о-й коло-о-о-ко-о-льчик!»

По-прежнему для ребенка весьма значимыми являются игры-занятия на развитие мелкой моторики рук. Физиологически они способствуют развитию речевых навыков малыша.

«Кольца с колокольчиками»

Задача

Побуждать малыша выпрямлять руки над грудью, притягивать игрушки, захватывать их и удерживать не менее 20 секунд. Обогащать чувственный опыт ребенка, подбирая предметы различные по физическим свойствам, а также позволяющие дифференцировать положение большого пальца малыша при захватывании игрушки.

Материал

Кольца диаметром 12–15 см, обвитые ленточками разной фактуры. Во внутреннюю поверхность кольца укрепляют колокольчики так, чтобы при захватывании кольца рукой колокольчик начинал раскачиваться, издавая звон.

Содержание игры-занятия

Ребенок лежит на спине. Взрослый вызывает «комплекс оживления», ласково разговаривает с малышом, показывает кольцо с колокольчиком, встряхивает, извлекая звон, дает возможность рассмотреть игрушку, имитирует голосом издаваемый звук: «Динь-динь! Динь-динь!».

Приближает колечко к руке малыша, пропускает четыре пальчика внутрь кольца. При этом большой пальчик малютки непроизвольно отводится. Затем то же проделывается и со второй ручкой. Так взрослый «учит» ребенка захватыванию предмета ладонью.

Взрослый укрепляет колечко с колокольчиком на шнурке и опускает над малышом на уровне его груди и полусогнутых рук. Ребенок начинает «играть» с колечком, действуя с ним двумя руками, пытаясь притянуть и захватить предмет.

Мама меняет колечки, которые отличаются и по цвету, и по фактуре поверхности. В процессе игры-занятия взрослый разговаривает с малышом, имитирует звук колокольчика.

В заключение следует заметить, если взрослые в течение четвертого месяца уделяли достаточное внимание ребенку, общались с ним, выполняли рекомендации по речевому развитию, то к концу месяца малыш порадует вас своими успехами:

  • у крохи появляется эмоционально-выразительная, интонационно насыщенная, яркая речевая реакция – гуление;
  • ребенок гулит часто, откликаясь на разные ситуации. Как правило, начинает гулить сам или через 1–3 минуты после побуждающих действий взрослого, общения с ним.
Читайте также:  Развитие у ребенка пространственного мышления

Источник

Содержание:

  • 4 месяца: звуки — на вкус
  • 5 месяцев: мама, папа, я вас знаю… и доверяю
  • 6 месяцев: лепетать — это что-то новенькое

Что можно делать для развития речи малыша с самого его рождения? Оказывается, многое. Налаживать контакт с крохой во время кормления и купания, подражать издаваемым им звукам, носить на руках, знакомя с обстановкой комнаты… Подробности о первых трех месяцах вы найдете в первой статье. Сегодня — продолжение темы.

4 месяца: звуки — на вкус

Как быстро летит время! Вы только посмотрите на этого ребенка. Мало того, что он отлично поднимает и удерживает голову и лежа на спине, и лежа на животе, он уже хорошо опирается на ножки при поддержке под мышки, да еще и сидит, правда, с поддержкой.

Конечно, при таких достижениях и речь не остается в стороне. В звуковом арсенале вашего малыша появляются певучие звуки, так называемое гуление. Все новые звуки, а их еще называют предречевыми вокализациями, как бы распробуются ребенком. Он гулит, то есть пропевает звуки, и при этом, заметьте, прекрасно тренирует речевое дыхание. Оно понадобится для речи, и ждать уже не так долго. Малыш прислушивается к звукам собственного голоса. Родители должны знать, что без гуления с его распробованием звуков на вкус не перейти к лепету. Но об этом чуть позже, а сейчас вернемся к нашим 4 месяцам.

Итак, вы услышали “пение”, доносящееся из кроватки, — так пойте сами, привлекайте внимание малыша к звукам, радуйтесь его успехам, отвечайте ему. Не спеша, с ребенком на руках, подойдите к зеркалу и показывайте, как вы открываете рот, произносите: э-э-э-э, а-а-а-а, о-о-о-о, у-у-у-у, и-и-и-и, высовываете язык, надуваете щеки, облизываете губы.

Если вы, находясь рядом с ребенком, ласково разговариваете с ним, тормошите, поглаживаете, показываете игрушки, то уже одного вашего присутствия достаточно, чтобы малыш начал произносить звуки. Без такого общения, без вашего обучающего влияния малыш позднее не будет вас замечать, не будет проявлять интерес к вам и к тому, что вы делаете. А если положительного контакта не будет, готовьтесь, что ребенок будет обращаться к вам криком…

“Ну, я уж не знаю, что ему надо! — возмущается молодая мама, кивая на красного, орущего младенца. — Кажется, сухой, сытый, все у него есть!” Действительно, сухой, сытый, живот не болит, в кроватке полно игрушек, на которые ребенок не смотрит. И мама рядом, читает детектив. Ну, что ему еще надо? А как вы думаете?

Теперь уже малыш достаточно долго занимается игрушками, подвешенными на расстоянии вытянутой руки. Рассматривая их, ребенок не просто до них дотрагивается, но и захватывает. Заметив такие действия, попробуйте не только подвешивать игрушки, но и положить их рядом с малышом. В этом возрасте вы уже можете использовать для занятий с малышом две игрушки, как и прежде, удобные для удерживания. Вначале аккуратно вкладывайте в ручки игрушки, а когда они будут зажаты в кулачках, понарошку отбирайте, при этом обязательно приговаривая что-нибудь вроде: “Ты взял колечки, молодец, умница. Крепко держишь. Отдай-ка, вот какой, не отдаешь…” и т.д.

Раннее развитие речи ребенка в 4 месяцаИгрушки кладите так, чтобы ребенок мог до них дотянуться, легко мог достать нужную ему вещь. Очень хорошо, если вы сумеете привлечь внимание малыша, когда он лежит на животе. Игрушка должна быть яркой, удобной. На первых порах вы можете помочь, слегка подвинуть игрушку, не забывая при этом поощрять малыша. В дальнейшем добивайтесь, чтобы ребенок сам стремился достать предмет. Кроме того, в положении лежа на животе малышу легче пользоваться губами, языком, открывать ротик. Поставьте перед ним зеркало, пусть полюбуется на себя и, возможно, попытается совершить что-то выдающееся. Не расстраивайтесь, если будут предприняты попытки засунуть игрушку в рот (кстати, туда активно засовывается и палец), ведь это важный этап изучения предмета. Смотрите только, чтобы игрушки были достаточно большими, тогда не будет опасности, что они будут проглочены, и почаще их мойте. И по-прежнему проговаривайте все, что вы делаете вместе с ребенком.

При этом старайтесь разнообразить интонацию, с которой говорите, пошепчите, произносите звуки одними губами. Услышав звуки, произнесенные малышом, сами попытайтесь их повторить ему и при этом улыбкой, ласковым приглашающим взглядом побуждайте к “ответу” — продолжению “разговора”.

5 месяцев: мама, папа, я вас знаю… и доверяю

Пришла пора обзавестись магнитофоном или музыкальным центром, если у вас их до сих пор не было. Мамы и папы отмечают, что малыш с удовольствием слушает мелодичную музыку. Родители могли бы и сами сыграть малышу что-нибудь на дудочке или губной гармонике. Только обзаведитесь не металлической гармошкой, извлекание звуков из которой сопровождается поистине титаническими усилиями (такие инструменты одно время выпускала наша промышленность), а удобной и не требующей больших энергетических затрат пластмассовой.

Не старайтесь разнообразить музыкальные впечатления малыша обилием мелодий — полезнее обогащать ребенка различием тембра. Пусть музыка слышится то ближе, то дальше, исполняется на разных инструментах (пожалуй, барабан еще не потребуется), звучит то справа, то слева. Именно это развивает способность малыша слушать. А умение слушать очень пригождается, ведь малыш повторяет за вами звуки. Слова пока еще непонятны, но зато тон, которым они произносятся, улавливается превосходно. Основной смысл понимается по интонации. Поэтому гуление ребенка очень певучее, он как бы пробует овладеть интонацией.

Особенно приятно маме и папе, что ребенок их уже узнает и выделяет. Напрасно знакомая тетя манит “на ручки”, у мамы оно как-то спокойнее и надежнее, к чужой тете идти не хочется. Это вовсе не говорит о том, что ребенок бука и дикарь. Просто его мир — это прежде всего мама, и именно с ней ему комфортнее всего. А мама старается понять малыша и сделать так, чтобы и он ее понял.

Изображайте действия вашего ребенка и обязательно комментируйте при этом, что вы делаете. Очень важно, чтобы ребенок был заинтересован в общении с вами. Если он отвернулся, закапризничал, показывает, что не расположен к игре, не стоит настаивать. Ну, а уж если у вас нет настроения или вы “отбываете” игру как повинность, не ждите результата. Зато, услышав звук, произнесенный в ответ, не поскупитесь на улыбку и ласку. Если малыш не ответил вам сразу, не повторил, но с интересом смотрит на вас, повторите звук. И вообще, не требуйте от ребенка немедленного реагирования в виде повторения, ведь ему нужно время, чтобы произнести ответный звук. Это совсем не так легко, как может казаться взрослому.

Читайте также:  Задания на развития логического мышления у ребенка 4 года

Не забывайте о звучащих игрушках. Пятимесячному малышу интересен и зайка, бьющий в барабан, и детская шарманка, и музыкальная шкатулка. Так как ребенок уже внимательно ощупывает, трясет игрушки, можно предложить ему погремушки разного звучания, разной степени громкости. С интересом малыш слушает перекатывание пуговиц в жестяной коробке, громыхание камушков в железной банке, стук горошин о стенки спичечного коробка и многие другие звуки. Только будьте осторожны и внимательно следите, чтобы ребенок не взял в рот высыпавшиеся детали или не засунул их себе в носик или ушко.

Можно уже потихоньку подкладывать малышу игрушку для доставания после подползания, причем самостоятельного. Самые настойчивые мамы могут незаметно отодвигать игрушку, хитро стимулируя ребенка ползти за ней вперед и вперед. И вдруг вы увидите, как, достигнув желаемого предмета, ребенок отталкивает его и ползет к нему снова! Вот вам и манипуляции с игрушкой, и активное движение, и развитие речи, ведь вы не забываете обсуждать с малышом все происходящее?

Раннее развитие речи ребенка в 4 месяцаМожно начинать игру в “Прятки”. Вы закрываете ладонями лицо (или приседаете за кресло) и говорите при этом: “Ку-ку!” А затем открываете лицо (или вылезаете из-за кресла) со словами: “А вот я!”.

В этом возрасте ребенок ровно стоит на ножках, если его поддерживать под мышки, садится при поддержке и опоре (вот только спину держать прямо ему пока не удается).

6 месяцев: лепетать — это что-то новенькое

Посмотрите на фотографию шестимесячного малыша: глазенки широко раскрыты, прямо-таки распахнуты в мир, все хочется увидеть, все хочется оглядеть! Окружающий мир завораживает и манит, таит в себе столько открытий и чудес…

Когда мы рассказывали вам о гулении, то говорили о том, как важно для малыша начать прислушиваться к собственным звукам. Сейчас вы уже явственно слышите, как из кроватки раздается не простое, знакомое вам певучее протягивание, а повторение настоящих слогов. Причем с использованием звуков, для которых требуется, например, смыкать губы: “б”, “п”, “м”.

Теперь вы можете быть совершенно уверены: ваш малыш научился прислушиваться к звукам своего голоса, то есть он слышит слог, который произносит, повторяет его несколько раз, и ему это очень нравится. Пусть ребенок как можно больше подражает вам, прислушивается к вашей речи. Именно подражание развивает подвижность губ, языка и, что самое главное, у малыша постепенно формируется установка отвечать на ваши слова собственной “речью”.

Обратите внимание: ребенок часто лепечет, играя. Например, постукивая игрушкой об игрушку или размахивая ею. Получается не просто повторение, а повторение в определенном ритме. Старайтесь так расположить малыша в его кроватке или манеже, чтобы у него было достаточно места для игры, чтобы ему было удобно.

Полугодовалый ребенок прекрасно играет с игрушками, он их берет, размахивает ими, может переложить из одной руки в другую. Вы, наверное, заметили: когда игрушка падает, малыш начинает ее искать, тянется за ней. Попробуйте помочь, при этом привлекайте внимание к игрушке, например, объясняя и уточняя, где она: “А где же наш зайка? Вот он. Зайка упал. Вот зайка, лежит под столом. Давай поднимем зайку. Смотри, зайка опять тут. Возьми зайку”.

Конечно, внимание шестимесячного малыша еще недостаточно устойчиво, он легко отвлекается. Вы можете потрясти звучащую игрушку. Скорее всего, шум заинтересует ребенка, и он захочет продолжать игру. Ребенка больше всего привлекают действия с определенным результатом. Например, раздается звонок или на игрушке что-нибудь меняется, или что-то извлекается из коробочки. Поэтому разнообразьте предметы, которые малыш может ухватить, помня при этом, что и заваливать ребенка игрушками не стоит.

Итак, вы с удовольствием слушаете, как ребенок произносит слоги. Обычно это “ма”, “ба”, “па”, “ле”, “гу” и комбинации этих слогов. Услышав повторяющиеся слоги, вы можете повторить их за малышом, а потом договорить словом, например, “мама”. Очень хорошо, если при этом ребенок смотрит на вас. Так вы дадите ему возможность не только повторить, но и увидеть, понять, запомнить. Но не переусердствуйте в занятиях. Учтите, что удержать внимание малыша на своем лице нелегко, поэтому произносите звуки и слова с разной интонацией, немножко пошепчите, немножко пошевелите губами беззвучно. И через минуту-полторы ждите реакции ребенка на свои усилия.

Иногда родителям кажется, что ребенок лепечет мало или вяло, и они интересуются, можно ли как-то стимулировать произношение звуков. Попробуйте приложить пальчики ребенка к своим губам, и пусть он не только увидит, но и почувствует, как двигаются губы, когда вы произносите “ма-ма” или “ба-ба”.

Можно так же аккуратно и осторожно сближать губы малыша, побуждая его сказать “п” или “б”, или “м”. Вы кормите ребенка, например, тертым яблоком? Ну, так положите немного яблока на нижнюю губу. Выплюнет? Может быть. А может быть, высунет язык и достанет! Помажьте соком губки, пусть попытается облизать их язычком, несколько раз сомкнет губки, вытянет трубочкой, пошевелит. Нам пригодятся все движения. А вы продемонстрируете образцы.

Попробуйте разговаривать лежа. Это далеко не так удобно, как сидя или стоя. Поэтому разговаривайте с малышом, побуждайте его к речи, когда он сидит у вас на руках, двигается и пытается ползти, присаживается. Если малыш тянет к вам ручки, прося вас взять его на руки, обязательно проговорите и его просьбу, и свои действия: “Ты хочешь на ручки? Сейчас мама тебя возьмет. Иди к маме. Мама взяла тебя на ручки. Ты уже у мамы”. И перед едой, когда вы видите открывающийся ротик, обязательно проговорите: “Ты сейчас будешь кушать. Ты хочешь кушать? Сейчас мама тебя покормит. Что ты будешь делать? Кушать”.

Все движения, которые вы хотите получить от ребенка, демонстрируйте ему сами, тогда потом он будет их проделывать по словесной инструкции. Дайте малышу одну погремушку, другую возьмите себе. И потрясите, пусть ребенок повторяет. Потом можно будет обговорить это: “Я покатала мячик и ты покатай”. Ну и венец: “Постучи в барабан!”

Одна мама признавалась автору, что постепенно так втянулась в игры с ребенком, что каждый день изобретала что-нибудь новенькое и в конце концов стала записывать свои заготовки, а также делиться ими, точнее, тетрадкой, в которую они заносились, с другими мамами. Тетрадка имела большой спрос.

Продолжение следует.

Источник