Раннее развитие ребенка занятия с психологом

Раннее развитие ребенка занятия с психологом thumbnail

Светлана Перепечаева
Психологические занятия для детей раннего возраста

Психологические занятия для детей раннего возраста

по развитию коммуникативных навыков и навыков сотрудничества

в детско-родительской группе “Вместе с мамой”

Психологические занятия для детей раннего возраста

Основная цель занятий: обучение детей элементарным навыкам, общения и сотрудничества, снижение риска дезадаптации к дошкольному учреждению.

Занятие включает три части, у каждой свои обучающие и развивающие задачи.

Вводная часть: основная задача – создание эмоционально-позитивного настроения, активизация психически процессов.

Основная часть: задача – развитие навыков общения, коммуникативной компетенции, навыков взаимодействия и сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Заключительная часть – снятие психомышечного напряжения, релаксация.

Занятие 1

Вводная часть:

Упражнение “Радуга-дуга” (активизация позитивного настроения)

Радуга-дуга не давай дождя,

Давай ведрышко, (дети держатся за руки и идут по кругу)

Чтоб ребяткам играть (отбивают пальчиками по коврику)

Да и с мамой поскакать (подпрыгивают на месте, обнимаются с мамой)

Дай нам солнышко-колоколнышко! (растягивают солнышко)

Упражнение “Здравствуй”

Дети вместе с мамами стоят по кругу, нужно дотронуться ладошками до рядом стоящего и произнести свое имя.

Упражнение “Мы топаем”

Стоя в кружке, вместе со взрослыми дети выполняют движения.

Мы топаем ногами, мы хлопаем руками,

Качаем головой, качаем головой,

Мы ручки поднимаем, мы ручки опускаем,

Мы ручки подаем, и бегаем кругом.

Основная часть:

Детям вместе с мамой предлагается из мягких модулей построить свой домик. После чего все приглашаются в круг. Ведущий предлагает игру “Чижик”.

Игра “Чижик”

Чижик по небу летал (мамы вместе с малышами изображают птичек, машут крыльями и летят по кругу)

Правой (левой) ножкою кивал (забрасывают ногу назад, пытаясь до ягодицы)

Кив-кив – не кивай,

К себе в домик улетай! (убегают в свой домик)

Игра продолжается несколько раз.

После игры участникам предлагается взять одну деталь из своего домика и построить общий дом.

После окончания необходимо похвалить малышей, заострить внимание на умении делиться и помогать другим, делать что-то вместе.

Далее все встают в один общий круг и играют в ладушки.

Упражнение “Ладушки”

Можно использовать любую потешку “Ладушки”. (Несколько вариантов игры: руки малыша в руках мамы, дети играют в паре с мамой, дети играю в паре с ребенком, наиболее усложненный вариант, когда дети играют с соседями, ладушки по кругу для детей 3-х лет).

• Ладушки, ладушки, где были?

• У бабушки!

• Что ели?

• Кашку!

• Что пили?

• Бражку! А на закуску хлеб, да капустку!

• Попили, поели, домой полетели!

• Шу на головку сели, ладушки запели!

Заключительная часть:

Упражнения в заключительной части проводятся на индивидуальном коврике (мама и ребенок) Основная направленность заключительной части – релаксация, психомышечное расслабление, работа с базовым чувством доверия, телесный контакт с мамой.

Упражнение “Шалтай-болтай”

Шалтай-болтай висел на стене (мама держит ребенка в кольце, немного раскачивая, малыш наклонен и расслаблен)

Шалтай-болтай свалился во сне (мама с ребенком играя, падают на коврик).

Упражнение “Тушки-тутушки”

Тушки, тутушки, овсяные лепешки,

Пшеничный пирожок, на опаре замешен, (мама тискает малыша, поднимает, мнет)

Высокохонько зашел (мама подкидывает ребенка,

От старушки ушел, И от старика убежал… (ребенок убегает).

Упражнение “Не плачь, не плачь – куплю калач”.

Мама прижимает ребенка к себе в позе ложки, раскачивает, проговаривая текст.

Не плачь, не плачь – куплю калач,

Не плачь дорогой, куплю другой,

Не плачь, не кричи – куплю целых три.

Занятие 2

Вводная часть:

Упражнение “Я здороваюсь везде”.

Ребенок вместе с мамой подходят к каждому в кругу, протягивают руку и произносят “Здравствуй… (имя ребенка)”, нужно обойти всех.

Я здороваюсь везде, дома и на улице.

“Здравствуй” – даже говорю я соседской курице!

Упражнение “Общее приветствие”.

Мамы весело произносят речевку и выполняют движения вместе с малышами.

Мы руками хлопаем,

Мы ногами топаем,

Глазками моргаем,

Ручки поднимаем,

Хвостиками машем

И друг другу скажем “Здравствуйте”!

Игра “Покажи нос”

Участники повторяют движения за ведущим, в дальнейшем можно выбирать ведущими пару: мама – ребенок, ребенок или мама. Слова игры лучше произносить распевая.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть.

Вы смотрите не зевайте,

И за мной все повторяйте.

Что я вам сейчас скажу,

И при этом покажу. (Ушки-ушки, глазки-глазки, носик-носик и т. п.).

Упражнение с пальчиками.

Упражнения с пальчиками легко модифицировать в различные варианты. Мама играет с пальчиками малыша, затем ребенок перебирает пальцы мамы, можно усложнить, когда все участники познакомятся, меняя родительские пары.

Несколько вариантов пальчиковых игр.

• Братец-братец, где ты был…

• С этим братцем в лес ходил,

• С этим братцем щи варил,

• С этим братцем кашу ел,

• С этим братцем песни пел”

“Моя семья”

• Вот дедушка!

• Вот бабушка!

• Вот папочка!

• Вот мамочка!

• Вот деточка моя!

• Вот и вся моя семья! (поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого. Второй рукой охватить кулачок).

Основная часть:

Игра “Секретики в бумаге”

Мама вместе с ребенком заворачивают мелкую игрушку в бумагу разными способами, а ребенку требуется развернуть и посмотреть, что там за секретик. (заворачивать кульком, конвертом, конфетой, в несколько слоев бумаги). Другой вариант игры: нужно завернуть предмет и кому-нибудь подарить.

Упражнение “Лады– Лады. ”

Участники стоят по кругу, мамы за малышами, произносят слова и выполняют действия.

Лады – лады – ладушки, (хлопаем в ладоши)

Мы пекли оладушки, (имитируем, как выпекаем оладушки)

Маслом поливали, (указательным пальцем водим по ладошке)

Деток угощали…

… (Называем имя ребенка, к которому подходим с оладушками) два,

… (имя) два, … маме два и … (свое имя) тоже два!

Вот и я, вот и я, вот и все мои друзья (все дружно хлопают в ладоши).

Упражнение “Спаси птенца”

Детям раздаются ватные комочки – это птенчики. Ведущий говорит: “Мы побегали, поиграли, согрелись, а птенчику холодно, он очень замерз, давайте его погреем и отпустим полетать”. Дети с мамой стоят по кругу, ладони сложив лодочкой, глубоко дышат, как бы спасая птенца, поднимаются на носочки и отпускают) 2-3 раза.

Упражнение “Мы ногами топ-топ-топ”

Вместе со взрослыми дети выполняют движения.

Мы ногами топ – топ – топ!

А в ладошки – хлоп – хлоп –хлоп!

Ай да малыши! Ай да крепыши!

По дорожке мы шагаем!

И в ладошки ударяем!

Топ – Топ – ножки – топ!

Хлоп – хлоп – ручки – хлоп!

Ай да малыши! Ай да крепыши!

Игра “Карусели” с ленточкой или обручем

Участники изображают карусель, двигаясь под музыку по кругу, чтобы карусель не сломалась.

Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели (карусель медленно движется в правую сторону).

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом,

Побежали, побежали (темп речи и движений ускоряются. На слова “побежали” меняется напрвление).

Тише, Тише, не спешите, Карусель ос-та-но-ви-те (темп движений замедляется, на слова “раз-два” все дети останавливаются и кланяются друг другу).

Раз-два, раз-два, Вот и кончалась игра (с малышами направление можно не менять).

Заключительная часть:

Игра “Поехали”

Мамы вместе с малышами имитируют действия, напевая песенку.

На лошадке ехали, до угла доехали,

Сели на машину, налили бензину,

На машине ехали, до реки доехали,

Тыр, стоп, разворот, на реке пароход.

Пароходом ехали, до горы доехали.

Пароход не идет, надо сесть в самолет.

Самолет летит, в нем мотор гудит “Ууууууууу!”

Упражнение “Не плачь, не плачь – куплю калач”.

Мама прижимает ребенка к себе в позе ложки, раскачивает, проговаривая текст.

Не плачь, не плачь – куплю калач,

Не плачь дорогой, куплю другой,

Не плачь, не кричи – куплю целых три.

Занятие 3

Вводная часть

Упражнение “Общее приветствие”.

См. занятие 2.

Упражнение “Дотронься ласково”

Все участники стоят или сидят по кругу. Ведущий ласково дотрагивается до головы рядом сидящего и произносит слова: “Какие шелковые волосики у …Коленьки!”, а далее просит Колю дотронуться до головы своего соседа. Мамы также участвуют в игре, если дети затрудняются в обращении, то помогают им. Игра предполагает несколько вариантов (дотрагиваться можно до ручки, щечки, носика и т. п.) Некоторым детям трудно выполнять такие действия, не нужно заставлять выполнять все, мама активно помогает малышу включаться в разные формы коммуникаций.

Упражнение “Радуга-дуга”

См. занятие 1.

Игра “ Раздувайся пузырь” (с ленточкой)

Тесным кругом дети с мамами дуют в кулачки, изображают, что надувают пузырь, отходя назад с каждым шагом Ф-Ф-Ф, растягивая круг, далее берутся за руки, приговаривая:

Раздувайся пузырь,

раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся!

После последних слов издают звук ТТТСССССС (сдуваем) ПЫХ! И разбегаются в разные стороны.

Игры с пальчиками.

• Сорока – белобока, где была?

• Далеко! Кашку варила, деточек кормила!

• Этому дала, этому дала, этому дала,

• А этому не дала!

• Ты в лес не ходил, ты дров не рубил, ты кашу не варил!

• Нет тебе ничего!

См. занятие 1, 2.

Основная часть

Упражнение “Мишка косолапый…”

Ведущий говорит, что к нам пришел мишка (показ игрушки, и тоже хочет поиграть, Мама ставит ступни ребенка на свои, и они в паре исполняют роль мишки, имитируя его движения. Текстовое сопровождение.

Мишка косолапый по лесу идет (медленно передвигаются вразвалочку,

Шишки собирает, в корзиночку кладет (наклоняются,

Шишка отскочила прямо мишке в лоб (дотрагиваются кулаком до лба,

Мишка рассердился (изображают на лице злость, хмурят брови,

И ногою топ! (топают ножкой)

В данном упражнении важно действовать вместе, согласовано.

Игра “У медведя во бору…”

У каждого ребенка коврик – это его домик. Дети ходят по комнате, собирают грибы, ягоды (ведущий заранее раскладывает атрибуты).

У медведя во бору,

грибы, ягоды беру (ходят по комнате, изображая, что собирают грибы,

А медведь сердит и на нас рычит (медведь выходит из берлоги,

Ррррррр… Ррррррррр (дети убегают в свой домик (на коврик).

Упражнение “Собери малинку”

Предлагается разрезная картинка из 2-х частей (малыш собирает и наклеивает на листик).

Упражнение “Подари салют”

Участникам (детям) предлагается на выбор цветная бумага. Под спокойную музыку дети рвут бумагу на мелкие кусочки, образуя кучку. По окончании музыки мамы просят малыша выбрать, кому бы он хотел подарить салют. Ребенок подбрасывает свой салют над тем, кого он выбрал, кричит “Ура!” и хлопает в ладоши. Дарить салют можно, сверстнику, маме, себе, другой маме. Важно, чтобы ребенок, который дарить и тот кому дарят испытали положительные эмоции.

Заключительная часть

Упражнения на снятие мышечного напряжения “Медвежонок на прогулке”

• “Прогони пчелку”

Ребенок лежит на коврике, а мама щекочет пальчики ног. Малыш, напрягая и расслабляя пальчики, пытается сбросить надоедливую пчелку.

“Игра с шарфиком”

У ребенка в руках шелковый шарфик. Звучит спокойная музыка, ребенок вращает шарфик под музыку.

“Надуй шарик”

Ребенок лежит на коврике на спине. Мама считает 1 – 2. На счет один малыш старается надуть живот, как будто проглотил шарик. На счет 2, живот расслабляется. Рука мамы на животе у малыша. Упражнение повторяется несколько раз.

Занятие 4

Вводная часть

Упражнение “Я здороваюсь везде”.

См. занятие 2

Упражнение “Радуга– дуга…”

См занятие 1

Упражнение “Игра с собачкой”.

Взрослый держит в руках собачку и говорит:

• Гав! Гав!

• Кто там?

• Это песик в гости к нам.

• Я собачку ставлю на пол,

• Дай собачка (имя ребенка) лапу!

Дает ребенку собачку и просит выполнить простые игровые действия, например, покормить. Собачка “Гав! Гав!”, так говорит тебе “спасибо”.

Упражнение “Тихо мы в ладошки ударим” (на мотив “Березка стояла”)

Дети стоят по кругу с мамами, поют песенку и выполнят движения.

Тихо мы в ладошки ударим – 2 раза. Люли-люли ударим – 2 раза

Громко мы в ладошки ударим – 2 раза. Люли-люли ударим 2 раза.

Ручки мы вверх поднимаем, Ручки мы на коленки опускаем –2 раза

Люли –люли опускаем. Ручки за спинку мы спрячем,

Ручки мы Леле покажем, Люли-люли покажем.

Ножки мы тете покажем. Ножки наши весело плясали.

Игра “Колечко”.

Выйду на крылечко, (у ребенка в ладошках колечко) вынесу колечко.

Я его вместо игрушки (ладошки закрыты с колечком)

хочу… (имя ребенка) (идет к этому ребенку и перекладывает в его ручки).

Основная часть

Игра “Летела сова”

Летела сова, большая голова (дети бегут по кругу, размахивая руками)

Села, посидела, головой повертела, (дети приседают, вращают головой в разные стороны)

И опять полетела! И в свой домик полетела (встать в обруч).

Упражнение “Украсим дом”.

– Давайте украсим свой домик!

Ведущий предлагает домик (обруч) украсить. Для украшения используется разный материал (бусинки, монетки, нитки и т. п., дается время на украшение. Мама с ребенком внутри обруча раскладывают узоры. После каждая пара любуется своим домиком и идет в гости, нужно сходить ко всем участникам. Ведущий хвалит всех за проделанную работу.

Упражнение “Мы ногами топ-топ-топ”

См. занятие 2

Упражнение “Шарик”

Каждой паре ведущий раздает по шарику. Задача – надуть, держа руки ребенка подбрасывать, не ронять. Усложнение: Зажать шарик лбами и походить по игровой комнате. После ведущий предлагает шарик оживить. Мамы с малышами рисуют лицо на шарике. После дети бегают с шариками. Звучит музыка.

Заключительная часть

Упражнение “Маленькие ножки…”

Ребенок лежит на коврике, на спине, мама поднимает его ноги напевает

Маленькие ножки шли по дорожке (мама немного разводит ноги ребенка в стороны,

Большие ноги ходили по дороге (ноги разводят широко).

Упражнение “Тушки-тутушки”.

См. занятие 1.

Упражнение “Не плачь, не плачь – куплю калач”.

См занятие 1.

Упражнение “Шарик”.

См занятие 3.

Раннее развитие ребенка занятия с психологом

Источник

“ Ясли – это серьёзно!”
/В. Алямовская/

Мой педагогический стаж более 25 лет, из них 13
лет работаю педагогом-психологом в детском саду
№ 124. Г.Дзержинска Нижегородской области.

Методом работы дошкольного психолога является
сопровождение естественного развития детей в
условиях ДОУ.

Под психологическим сопровождением мною
понимается движение рядом с ребенком, иногда
чуть впереди, если надо объяснить возможные пути,
но ни в коем случае ни контроль, ни навязывание
своих путей и ориентиров.

Одним из направлений в деятельности
дошкольного психолога является работа с детьми
раннего возраста, которая на практике
определяется лишь как помощь малышу в период его
адаптации к условиям ДОУ.

В последнее время я стала уделять больше
внимания работе с детьми раннего возраста не
только в кратковременный период их адаптации к
условиям пребывания в нашем детском саду.

Своим опытом работы с малышами, их родителями,
воспитателями групп раннего возраста я охотно
поделюсь с коллегами.

Немного из теории.

Ранний возраст- это в буквальном смысле начало.
От рождения до трех лет ребёнок столь
существенно меняется, что его развитие можно
назвать наиболее стремительным из всех этапов
становления его как личности. И от того, как
складывается развитие малыша в условиях семьи,
детского сада зависит его будущее.

Хочется отметить, что первым пытался указать на
важность раннего развития и проанализировал
процессы развития ребёнка раннего возраста
русский психолог и философ Л.С.Выготский. По
мысли Льва Семеновича, именно в этом возрасте
возникает особая структура восприятия, а на ее
основе системная и смысловая структура сознания.

Одним из новообразований раннего возраста
является речь. Вход в сознание возможен
только через речь.

Речь в раннем возрасте, как указывал Эльконин
Д.Д., психолог и продолжатель идей Л.С. Выготского,
надо рассматривать “не как функцию, а как особый
предмет, которым ребенок овладевает так же, как
он овладевает другими орудиями”.

Психологи и лингвисты давно доказали, что
именно в раннем возрасте темпы речевого развития
значительно выше, чем в последующем: к концу
первого года жизни в словаре ребенка примерно 8-10
слов, в 2 года – 300-400 слов, а в 3 года до 1000слов.
Поистине гигантские шаги! Безусловно, могут быть
индивидуальные различия, ведь каждый ребенок
обладает своим темпом развития, он неповторим.

Давно доказано, становление речи тесно связано
с развитием мелких ручных операций, ведь речь и
движения имеют схожую функциональную основу.

Таким образом, тренировка тонких движений
пальцев рук оказывает большое влияние на
развитие активной речи малыша.

Убеждают в этом уникальность и мудрость опыта
наших предков. Задолго до открытия учеными
взаимосвязи руки и речи они придумали и
передавали из одного поколения в другое народные
потешки: “Ладушки-ладушки”, “Сорока-белобока”,
“Мальчик c пальчик” и т. д.

В современной литературе описаны приемы работы
по развитию мелкой моторики у детей с задержкой
речевого развития (Н.Журова, Е.Мастюкова и др.), с
моторной алалией (Н.Кузьмина, В.Рождественская и
др.), с заиканием (Л.Белякова, Н.Рычкова и др.).

Все авторы подтверждают факт, что тренировка
тонких движений пальцев рук является
стимулирующей для общего развития ребенка,
особенно для развития его речи.

Практика детского сада показывает, что в
группах раннего возраста возможны случаи
отставания детей в развитии речи, хотя дети 1.5 –
3-х лет имеют обширный активный словарь.

В условиях сопровождающего развития детей
раннего возраста в нашем детском саду были
определены направления моей деятельности:

1. Развивающая работа с детьми групп раннего
возраста.

2. Координирующая работа со специалистами,
воспитателями групп раннего возраста.

3. Работа с родителями воспитанников ясельных
групп.

Развивающая работа с детьми раннего возраста

Система работы с детьми раннего возраста
включает в себя два этапа:

– Этап привыкания детей к условиям ДОУ
(адаптационный период). На этом этапе создается
безопасная психологическая обстановка для
малышей: объединение, эмоциональное сближение с
незнакомыми взрослыми и сверстниками.

– Этап после адаптационный. На этом этапе
малышам предлагаются развивающие встречи со
специалистами, налаживается ритм их жизни в ДОУ.

Цель Этапа привыкания: осуществление помощи
детям, их родителям в адаптации к новым
социальным условиям.

Задачи психолого-педагогического
сопровождения на этом этапе следующие:

– Преодолеть стрессовое состояние малышей и их
родителей.

– Формировать активную позицию родителей к
дальнейшему сотрудничеству в процессе
воспитания детей в детском саду;

– Помочь воспитателям, их помощникам в подборе
методов и приемов профилактики нежелательных
проявлений у малышей.

Учитывая важность адаптационного периода, мои
занятия с малышами начинаются постепенно: первые
встречи с психологом намечаются на 2-3-ю неделю их
пребывания в группе. Эти кратковременные встречи

(5-7 мин.) проходят в групповом помещении: я
прихожу к малышам в установленное время ( со
старшей мед.сестрой и воспитателем определили
для этих минут благоприятное время: после
завтрака и режимных процедур). Мой приход в
группу сопровождается эмоциональным “якорем”:
обязательно привожу “гостя” – яркую мягкую
игрушку. Большинство малышей мгновенно
проявляют интерес и желание все посмотреть,
потрогать.

Первый эмоциональный контакт налажен. От лица
игрушки (котик) вступаю в диалог с теми детьми,
которые подбежали и готовы к игре, с остальными
малышами находится воспитатель и предлагает им
поиграть с “гостем”. Такие кратковременные
встречи походят 1-2 раза в неделю до тех пор, пока
дети “не привыкнут” к моему появлению и не
начнут проявлять радость от желания поиграть с
“гостем” или с “волшебным” мешочком. Обычно
через 2-3 недели малыши при моём появлении в
группе бегут на встречу или усаживаются на
коврик, проявляя радость и желание играть.

После успешной адаптации малышей к условиям
жизни в группе, примерно с ноября месяца
начинается второй Этап моей работы: подгрупповые
занятия с малышами.

Цель этого Этапа: налаживание ритма жизни
малышей в детском саду через поэтапные встречи
на развивающих занятиях со специалистами.

Мои встречи (занятия) с малышами служат
своеобразной психологической поддержкой и
помощью ребёнку в приобретении им позитивного
опыта совместного существования со сверстниками
и взрослыми.

Первый выход детей из группы (ребят
“приглашает” Котик в гости) сопровождается
воспитателем и если они спокойно зашли в игровую
комнату, то я остаюсь с ними одна.

Мои встречи (Занятия) реализуются конечно
же через игровую деятельность детей, как
универсальное средство профилактики и
компенсации психо – эмоциональных проблем у
малышей.

В основу занятий с малышами легли
следующие принципы:

– “от простого – к сложному”;

– принцип активности и посильной
самостоятельности (его суть – активное участие
взрослого и его сотворчество с ребёнком);

– принцип эмоциональности (необходимо
эмоциональное взаимодействие взрослого с
ребёнком, которое поддержит устойчивость
действий ребёнка и направленность его интереса);

– принцип повторности и цикличности позволит
взрослому осуществить “живое” общение с детьми,
учитывая особенности восприятия и
индивидуального реагирования малышей.

Структура занятия.

Занятие состоит из нескольких частей, каждая из
которых может быть использована самостоятельно:

1. Вводная часть.

Цель вводной части занятия – установить
эмоциональный контакт со всеми участниками,
настроить детей на совместную работу.

Основные процедуры работы на данном этапе:

– приветствие, игры с именами, игры на сплочение.

2.Основная часть.

Цель основной части занятия – нести смысловую
нагрузку всего занятия: активизация речевого
развития через тренировку мелких движений
пальчиков и кистей рук, развитие сенсорного
восприятия детей, установка положительного
эмоционального отклика детей на увиденное.

Она включает в себя:

– “пальчиковые” игры в виде игрового массажа
пальчиков и кистей рук;

– игры-забавы, игры-сюрпризы и т.д.;

– изодеятельность( пальчиковое рисование,
действие с бумагой, лепка и т.д.).

3. Заключительная часть.

Цель этой части занятия – закрепление
положительных эмоций от встречи,

Чувства доверия к психологу и желание
следующей встречи.

В этой части занятия провожу:

– игры малой или средней подвижности;

– произвольный общий танец ( часть репертуара
музыкального занятия).

Занятия проводятся 1 раз в неделю
продолжительностью 15 – 20 минут. На занятиях
обязательно используется музыкальное
сопровождение. Основным местом

Хочется отметить, что вместе с музыкальным
руководителем мы практикуем проведение
“пальчиковых” игр с малышами на музыкальных
занятиях.

Работа педагога-психолога с педагогами

Воспитатель ясельной группы – это, по существу,
Визитная Карточка детского сада.[1] Такую
установку приняли наши педагоги, работающие в
группах раннего возраста, которые стараются
соответствовать следующим требованиям к своей
педагогической деятельности:

– Проявление искреннего интереса к ребёнку, так
как ребёнок ясельной группы чрезвычайно чуток к
фальшивому, неискреннему покровительственному
тону.

– Обладание позитивными человеческими
качествами, так как он стоит у истоков
становления Человека.

– Высокий профессионализм. Это не только знание
возрастных особенностей, но и сильная
мотивационно- эмоциональная заряженность на
работу с малышами.

– Хорошее состояние физического,
эмоционального здоровья: слабое здоровье
педагога сказывается на самочувствии малышей
группы.

Работа воспитателей групп раннего возраста
очень ответственная должность, с серьезными к
ней требованиями соответствия этой должности.

В системе сопровождающего развития малышей их
педагогам необходима психологическая поддержка
и помощь.

Свою деятельность с педагогами я веду в
следующих направлениях:

– психологическое просвещение: консультации,
семинары, выпуск информационных листков,
памяток;

– психо-профилактика: семинары-практикумы, мини-тренинги
(обучение методам саморегуляции и упражнениям по
снятию психо-эмоционального напряжения),
дискуссии;

– исследовательская работа: анкетирование,
экспресс-диагностика, опрос, наблюдение и т.д.;

– консультационная работа: тематические
консультации, индивидуальные консультации по
запросу.

Цель проводимой работы – повышение уровня
теоретических и практических знаний в области
возрастной психологии, профилактика синдрома
эмоционального сгорания воспитателей.

Ежеквартально на Медико-педагогических
совещаниях мы проводим экспресс-диагностику
нервно-психического развития детей групп
раннего возраста, используя методику К. Печоры.

По результатам диагностики намечается
индивидуальная работа с детьми, имеющими низкий
уровень НПР. При необходимости мы привлекаем
родителей к совместной помощи их малышу и
разрабатываем индивидуальный план
сопровождения развития ребёнка на следующий
квартал.

Своевременно оказанная помощь малышу даёт свои
результаты: обеспечена “легкая” степень
адаптации детей при переходе их в дошкольные
группы детского сада.

В конце каждого учебного года на последнем.
Медико-педагогическом совещании подводятся
итоги результативности нашей работы по
сопровождению развития детей раннего возраста,
воспитатели определяют свой запрос к
психологической службе детского сада на новый
учебный год: в виде анкетирования проводится
отслеживание результатов совместной
деятельности и намечаются темы и направления
работы на следующий учебный год, интересующие и
волнующие воспитателей.

Работа педагога-психолога с родителями

Работа в команде – залог успешности
сопровождающего развития детей раннего возраста
и родители полноправные члены этой команды.

Первое мое знакомство с родителями проходит в
момент поступления их ребёнка в детский сад.
Родители новичка приглашаются на встречу –
знакомство, во время которой я прошу их заполнить
информационный лист, затем поздравляю с
поступлением их ребёнка в наш детский сад и
вручаю Паспорт воспитанника ДОУ №124, так
же молодым родителям дарятся Памятки от
педагогов и самого ребёнка.

Отмечу, что в разработке и печатание Паспорта
Воспитанника и Памяток участвовали не только
педагоги, но и родители наших воспитанников.

На первом этапе важно оказать родителям
эмоциональную поддержку и познакомить их с
условиями жизни детей в группе. Родители, как
правило, с интересом вступают в диалог,
успокаиваются.

Выявляя запрос родителей на просветительскую и
развивающую работу с ними, мы отметили, что
многие из них хотят научиться конструктивному
общению со своими детьми и готовы к
сотрудничеству.

Работа по повышению уровня Доверия родителей к
нашему детскому саду успешна и мы получаем
радость от совместного сотрудничества.

Вместо заключения

Начиная работу в группах раннего возраста
более 10 лет назад, я пришла к выводу: метод
сопровождающего развития детей первых трех лет
жизни самый эффективный в условиях детского
сада.

На последнем Медико-педагогическом совещании
было отмечено снижение количества детей со
средней степенью адаптации, а тяжелая степень не
наблюдается уже третий год.

Анализ НПР детей третьего года жизни за 2010-2011
уч. годы показал повышение уровня речевого,
сенсорного развития, развития игровой
деятельности.

Отмечу, что наши малыши участвуют в проведении
Театральной Недели: они для всех детей детского
сада инсценируют сказки “Колобок”, “Репка”,
что говорит об их высоком уровне речевого
развития.

Кризис системы общего дошкольного образования
обострил проблему помощи и поддержки семье, не
имеющей специальных знаний и необходимого опыта
в воспитании маленьких детей. Таким семьям
поможет только человек, имеющий специальное
образование и освоивший новую модель
дошкольного образования: Ребёнок – Педагог (ДОУ)
– Родитель.

Мы работаем над повышением уровня доверия
родителей к нашему детскому саду и получаем
взаимную радость от сотрудничества с ними.

Литература

  1. Алямовская В.Г. Ясли – это серьёзно! – М.: Линка-
    Пресс, 2003 г.
  2. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи
    дошкольников: пособие для родителей и педагогов.-
    М.: “Издательство АСТ”,2002 г.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: М,,1984 г.-Т. 4.
  4. Лютова Е., Монина Г. Тренинг общения с ребёнком.
    – С – П, 2005 г.
  5. Мухина В. Детская психология. Учебник для
    пед.институтов.- М., Просвещение,1985 г.
  6. Печора К., Пантюхина Г. Дети раннего возраста в
    дошкольных учреждениях.- М., Просвещение, 1986 г.
  7. Чиркова Т.И. Общение взрослых с детьми раннего
    возраста.- Н.Н.,1992 г.

Источник