Раннее развитие ребенка за и против
Идея раннего развития ребенка в последние годы стала очень популярной. Действительно ли это необходимость, или просто дань моде?
Как-то раз, проходя мимо детской площадки, я заметила кое-что, заставившее меня замедлить шаг и прислушаться. Пока несколько детей играли в песочнице, на соседней лавочке мамы громко спорили по поводу раннего развития своих чад. При этом были как сторонники, так и противники.
Я решила разобраться в этом вопросе. Что же представляет собой «раннее развитие детей»? Кому это необходимо и зачем? Помогает ли оно гармоничному формированию личности, ее физическому и душевному здоровью?
Раннее развитие – это, прежде всего, интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 3 лет). Что касается его необходимости, тут мнения ученых неоднозначны. Многие авторы различных методик заявляют, что ребенка необходимо развивать, и достаточно интенсивно, не просто с первого дня жизни, а начиная еще с внутриутробного периода. Другие убеждены, что у каждого малыша должно быть беззаботное детство, не отягощенное «научными премудростями». Кто же из них прав?
Вспомнилось детство моего поколения. Лично я научилась писать в первом классе. И, судя по всему, удачно. Нас ставили на стульчик, чтоб мы рассказали «Плачет в подъезде бездомный щенок». Сейчас же дети в пятилетнем возрасте могут легко продекламировать этот стишок на нескольких языках. Хорошо это или плохо?
Независимо от ответа, нужно помнить, что главная цель у всех нас одна – не допустить появление несчастных малышей. Ведь мозг новорожденного – чистый лист. И от того, что мы запишем на этом листе, напрямую зависит, насколько одаренным будет ребенок.
Аргументы противников
Доводы людей, считающих раннее развитие ненужным, сводятся к следующим:
1. Раннее развитие вредит здоровью малыша, так как ускоряет естественный ход событий, нарушается предусмотренная природой гармония развития. То есть, раньше этих всех методик не было, и все дети вырастали нормальными без их помощи. И никто ничего не ускорял.
2. Неравномерное развитие возможностей ребенка. Ускоренное развитие интеллекта и физических способностей оставляет в стороне сферу эмоций, социализацию, а также психическую жизнь малыша – то, что поторопить не представляется возможным.
3. Раннее развитие лишает ребенка детства. Лучше потратить время, играя в куклы или машинки, чем обучая малыша читать и считать. Этим премудростям он спокойно научится позже, а вот времени на игры ему уже не предоставят.
4. Методики раннего развития требуют от родителей много труда и лишнего времени для изучения, изготовления материалов для занятий. Конечно, их сейчас можно и купить, но все это стоит совсем недешево.
5. Независимо от того, будут ли с малышом заниматься по методикам раннего развития или нет, в школе он все равно где-то к средним классам сравняется со сверстниками. То есть, это зря потраченные силы.
6. Далеко не все родители хотят вырастить своего ребенка вундеркиндом, ведь они понимают, что такая жизнь совсем непроста. Она приносит не только восхищение взрослых, но и зависть ровесников, часто отсутствие собственной семьи и друзей, и, как результат, одиночество. А кому же интересно пожелать такого своему чаду?
Доводы «за»
«Сторонникам» раннего развития есть что возразить на доводы «противников»:
1. Конечно, природой задумано гармоничное развитие ребенка. Но времена меняются, и в наши дни высокотехнологичной цивилизации сложно предсказать, какой будет жизнь вашего малыша через двадцать лет. Уже давно нет того постоянства и предсказуемости, которые были давно. Да, наверняка в первобытных племенах вырастают прекрасные дети, которым нет надобности учиться читать и считать. Но ваш ребенок-то, скорее всего, будет жить в совершенно другой среде, где ему понадобятся определенные навыки.
2. Как и с любым другим видом деятельности, с ранним развитием тоже можно переборщить. Особенно, если оказывать недостаточное внимание возрастным особенностям, и последовательности усвоения информации. Например, сначала малыш должен научиться осознавать и различать понятия «много» и «мало», соотносить количество предметов и число, а потом уже можно учить его цифрам. В противном случае, такое обучение не принесет пользы. Мозг ребенка еще просто не готов к восприятию такой информации.
Если стараться впихнуть в дитя как можно больше знаний, есть шанс перегрузить его интеллектуально, что может привести к сильному стрессу. При этом развитие малыша по сравнению с ровесниками может не только не ускориться, но и замедлиться.
Вкладываясь в интеллектуальное воспитание и обучение, необходимо не забывать об эмоциональном развитии малыша, учить его навыкам самообслуживания. Ведь в раннем возрасте главное – гармоничное развитие личности ребенка, радостное познание окружающего мира и тесная эмоциональная связь с родителями.
3. Раннее развитие не отнимает у ребенка детство. Оно просто делает его более интересным и насыщенным. Никто не призывает сесть за парту вместо игр и прогулок. Методики помогают сделать эти игры развивающими, а прогулки – обучающими.
Главный принцип раннего развития: никакого насилия! Если ребенок потерял интерес к занятию – значит, что-то делается не так. Нужно попробовать другой метод или на время прекратить занятие.
4. Раннее развитие, естественно, требует некоторого времени. Как, впрочем, и любое другое дело. Известный автор Гленн Доман адресовал свою методику родителям, для которых воспитание детей – единственная и основная профессия. Конечно, в наших условиях далеко не каждая мама занимается только ребенком. Но выход есть. И в этом помогут навыки тайм-менеджмента, а также правильная расстановка приоритетов важных дел. Было бы желание, а время всегда найдется.
5. Да, действительно, мало родителей, желающих вырастить вундеркинда. Но тех, кто хочет вырастить «серую мышку», наверное, еще меньше. Кроме воспитания и обучения, на ребенка оказывает влияние множество факторов, в том числе, наследственность, природные способности и склонности.
Цель раннего развития – не воспитать вундеркинда, а дать малышу возможность проявить потенциал, заложенный в нем природой. А это поможет ему стать счастливым, гармоничным и успешным человеком. Конечно, ребенок может вырасти таким и без активного вмешательства взрослых. Но, если родители верят в малыша и стараются ему помочь, такая вероятность значительно выше.
Бесспорно, доводы обеих сторон звучат убедительно. Но прежде, чем сформировать свое личное мнение о пользе или вреде раннего развития, необходимо разобраться в деталях. В частности, что же в действительности происходит с малышом в этом нежном возрасте?
Три кита развития ребенка в раннем возрасте
В период от рождения до 3 лет основные изменения происходят в трех сферах жизнедеятельности малыша: крупная моторика, предметная деятельность, развитие речи. Рассмотрим подробнее эти сферы.
Крупная моторика. Сюда в первую очередь относится прямохождение. Как только малыш научился ходить, у него появляется значительно больше возможностей в познавании мира. Становится намного больше предметов вокруг, к которым можно дотянуться, пощупать, исследовать. Поэтому лучший способ развития ребенка, который начал ходить, — предоставить ему как можно больше самых разных объектов для изучения.
Предметная деятельность – это все то разнообразие действий, которые можно осуществлять с окружающими предметами: перекладывать, складывать, пересыпать, переливать, гладить, стучать, катать, рвать, открывать и закрывать, находить и прятать, поднимать и опускать и т.п. Все эти несложные манипуляции помогают ребенку понять, что окружающие ого объекты могут отличаться по размеру, структуре, цвету, форме, материалу, а также имеют разное назначение. В результате формируется наглядно-действенное мышление – первая ступенька к развитию интеллекта. Именно поэтому так важно в этот период помогать малышу – проговаривать и объяснять, какой предмет для чего нужен, из чего он состоит, чем отличается от других и т.д.
Для расширения предметной деятельности полезно использовать аппликацию, рисование, конструирование, упражнения на развитие мелкой моторики.
Развитие речи – это этап в жизни ребенка, значение которого переоценить сложно. Речь помогает малышу взаимодействовать с окружающими людьми, изучать новую информацию о мире вокруг, сообщать о своих нуждах, систематизировать знания.
Ненавязчивые беседы с ребенком о том, что его окружает, что он видит, что с ним происходит именно сейчас – это один из лучших путей обучения речи. После годика важно переходить от монолога к диалогу – задавать простые вопросы, на которые можно ответить односложно, потом, когда это получится, учить отвечать простыми предложениями и т.д.
Также в развитии речи хорошими помощниками станут чтение книг, песенки, потешки, пальчиковые игры, разыгрывание сказок.
По сути, методики раннего развития и направлены на эти три основных сферы, и имеют в своем арсенале вышеназванные вспомогательные инструменты: упражнения на моторику, разнообразные игры, сказки, творческие занятия.
Раннее развитие и одаренность ребенка – есть ли взаимосвязь?
Еще один важный вопрос, которым задаются многие мамочки: как вырастить одаренного ребенка? Гарантирует ли это раннее развитие?
Многие родители мечтают о том, чтобы их ребенок был одаренным, и стараются «сделать» его одаренным так, как они это понимают. Другие утверждают, что пусть лучше их малыш будет самым обыкновенным ребенком, чем с какими-то странностями. Но однозначной правды нет ни на той, ни на другой стороне.
Да, действительно, встречаются случаи особой одаренности в какой-либо сфере. Но она зависит, в первую очередь, от специальных природных задатков. Бывают врожденные художники или поэты. Но это особые случаи, и речь сейчас пойдет не о них.
Существует так называемая нормальная одаренность — возможность воспитать, развить, укрепить высокие способности у самого обычного ребенка. Такой ребенок вырастет одаренным, может очень много сделать в своей жизни и быть счастливым, найдя свое призвание. И в этом ему сможет помочь раннее развитие.
Отдельным подпунктом выделю следующий вопрос, интересующий родителей –
А зачем ребенку вообще высокий интеллект?
Действительно, может, это не так уж и важно? Пусть растет «как все». Да, не будет высоко летать, но зато не придется и низко падать. Такие сомнения посещают многих мам.
Но ведь с умным ребенком и вам будет интереснее. Он умеет слушать, воспринимать то, что ему говорят, с ним проще договориться.
К тому же, раннее развитие, как вовремя сделанная прививка, может помочь защитить вашего ребенка от многих опасных соблазнов, с которыми встречаются подростки. Если человек образован, умен, развит, ему не будет надобности самоутверждаться за счет сигарет, наркотиков, плохих компаний.
Богатый внутренний мир, умение самостоятельно мыслить, разносторонние интересы – все это значительно повышает шансы человека стать по-настоящему успешным, самореализоваться. А ведь это именно то, к чему мы всегда стремимся – видеть своих детей счастливыми.
Детские развивающие центры или обучение дома – что выбрать?
Теперь, когда мы с вами изучили множество доводов «за» и «против» раннего развития, разобрались с тем, что оно может дать малышу, возникает законный вопрос: как же это делать? Что выбрать – развивающий центр или домашнее обучение? Рассмотрим особенности и того, и другого.
Что дает обучение в развивающем центре?
Методик раннего развития множество. Но в целом в зависимости от вида обучения их можно разделить на две большие группы:
- обучение в свободной деятельности;
- комплексные занятия – обучение через специально организованные игры и упражнения.
Скорее всего, когда вы приведете своего малыша в детский развивающий центр, вам предложат выбрать, в какой форме вы бы хотели учиться. Какую же из них предпочесть?
Если для вас важнее самостоятельность ребенка, возможность и желание самому находить себе занятие, а также убирать за собой после игры – вам больше подойдет система свободной деятельности, в частности, методика Монтессори. Основной минус такой системы – отсутствие одновременного выполнения задания с другими детками, а также четких инструкций со стороны взрослого.
Если же вам более важна социализация малыша, умение общаться с другими детьми, делиться, делать что-то по очереди, а также слышать взрослого – добро пожаловать на комплексные занятия. Минус таких занятий – в группе достаточно сложно полностью учесть индивидуальные возможности каждого малыша.
Выбор, как всегда, за вами.
Развивающие занятия – это отличный способ открыть что-то новое в своем ребенке, посмотреть со стороны, как он общается, играет, ведет себя в разных ситуациях. Кроме того, всегда есть возможность обратиться к специалисту с интересующим вас вопросом.
Развиваемся дома с мамой
Многие мамы считают, что они сами могут прекрасно справиться с развитием своего малыша, не прибегая к помощи центров. Сейчас все необходимое для этого более чем доступно: разнообразные методики для изучения, дидактические материалы. Необходимо только желание и время.
Если вы решили заниматься развитием малыша в домашних условиях, не забывайте простые рекомендации:
- Самое главное – учитывайте особенности возраста ребенка, не перегружайте его, и не заставляйте заниматься насильно. Это точно не принесет желаемого результата.
- Вы как мама должны четко понимать, чему именно вы хотите научить своего малыша? Что вы хотите в нем развить? Такое понимание цели поможет сделать развитие наиболее эффективным.
Как же не переборщить?
По мнению многих специалистов, принципиален не объем интеллектуальной нагрузки сам по себе, а эмоциональное отношение малыша к занятиям. Если ребенок не проявляет собственной активности, личной потребности в занятиях, то все, чего можно достигнуть таким способом — «натасканность», а не гармоничное развитие.
Не лишним будет напомнить древнюю мудрость: «Все хорошо в меру». Да и, пожалуй, не нужно лишать чадо беззаботного детства, полного радостного ожидания нового дня. Игрушки, куколки, машинки. Сказки, прочитанные на ночь мамой, но не потому, что так надо, а потому, что это так сладко… Впереди целая жизнь. А детство так быстро проходит… И пусть воспоминания о нем будут только радовать.
Если всего этого нет, дети, «заполненные» разнообразными знаниями, но лишенные достаточного внимания и любви родителей, рано или поздно попадут к детскому психологу. Неконтактные, грустные, хорошо обученные дети.
Быть или не быть раннему развитию – выбор ваш, как родителей. Но и ответственность тоже ваша.
Конечно, все желают своему ребенку только наилучшего. Оставить чадо в покое, чтобы оно росло само по себе, — не самый хороший вариант. Другое дело, что занимаясь с ребенком, нужно ставить целью его благополучие, а не повод похвастаться перед подругами.
И самое главное — это не уничтожить природную любознательность малыша, отвечать на все его вопросы, даже самые «несерьезные». Для этого нет специальных программ. Есть только вы, ребенок, ваши действия, чувства, общение. Ваша интуиция и способность слышать малыша и его потребности. Все это окажет влияние на формирование личности вашего чада. Ведь дети берут от нас не только знания, но и манеру поведения, привычки, даже отношение к жизни. Не зря, наверное, говорят: «Не воспитывайте своих детей – они все равно будут похожими на вас. Воспитывайте себя».
Не так страшно, если малыш научится читать и писать уже в школе. Значительно хуже, если он еще в раннем возрасте утратит интерес к процессу обучения в принципе. Ведь вопрос не в объеме его знаний, а в том, каким он вырастет, — творческим и любознательным или злым занудой, который многое знает, но ничего не хочет.
Анна Кутявина для сайта f-Journal.ru
Источник
Раннее развитие – нужно ли?
Сегодня хотелось бы поговорить о раннем развитии детей. В “раннем развитии” безусловно прекрасно одно – это мечта, его породившая. Плохи те родители, которые не мечтают о том, чтобы их дети стали самыми лучшими, самыми счастливыми, самыми талантливыми, т.е самыми – самыми. И это так естественно – на пути к своей мечте пройти через увлечение “ранним развитием”. Мы живем в стремительном мире передовых технологий, который, кажется, требует адаптации интеллекта к собственным реалиям даже от маленьких детей. Как известно, ранний возраст (от рождения до 3-х лет) – самая важная в плане восприятия часть нашей жизни, определяющая будущее развитие человека, закладывающая его способности и характер. Дети начинают впитывать в себя информацию, учиться сразу после появления на свет.
Молодые родители, узнав о существовании современных методик раннего развития, уже не могут жить спокойно, их преследует страх «не успеть», поскольку «после трех уже поздно». Сразу после рождения ребенка родители сталкиваются с огромным количеством мнений, как на темы здоровья и физического развития малыша, так и в вопросах его обучения, начиная прямо с самого рождения.
Однако существует и другая категория родителей, то ли ленивых, то ли наоборот, внимательно изучивших вопрос – они уверяют, что от популярного «раннего развития» вреда намного больше, чем пользы. Так ли это или мнение о вреде чтения с пеленок и других популярных методик – не более чем сгущение красок? Попробуем разобраться.
Прежде всего, давайте разберемся, что же мы подразумеваем под самим термином «раннее развитие»? Смысл же этого словосочетания обычно разный, а подразумеваться может либо раннее развитие, либо раннее обучение. И то, и другое предусматривает воздействие на развитие детей до 4 лет.
Раннее развитие – это действия взрослых (и результат таких действий), стимулирующие интерес ребенка раннего возраста к познанию, самостоятельной игровой деятельности и общению, что соответствует потребностям ребенка – развить и раскрыть его собственный потенциал. Мамы во все времена – стремились развивать своих детей как физически (занимаясь с ними массажем, гимнастикой и простыми подвижными играми), так и умственно, с помощью книжек, колыбельных, общения, вовлечения малышей в жизнь взрослых. Это нормальная, свойственная каждому родителю стимуляция естественного детского стремления к знаниям, самостоятельной игре и творчеству.
Если ребенок немного раньше, чем его сверстники, начинает ползать, ходить и разговаривать, проявляет сообразительность в игре, придумывает неожиданные способы применения для игрушек, здесь стоит говорить именно о раннем развитии.
Раннее обучение – это целенаправленная деятельность взрослого, в результате которой ребенок осваивает некие знания и умения. Как правило, это запоминание символьной информации (буквы, цифры), умение читать, способность различать животных, цвета и их оттенки, и т.п. Самые серьезные споры и разногласия возникают по поводу именно раннего обучения, которое обычно подразумевает использование какой-либо методики. По существу, эти методики предлагают не развивать маленького ребенка, а досрочно обучать его тем предметам, которые ему через несколько лет так или иначе предстоит проходить в школе.
Как видно, цели и результаты раннего развития и раннего обучения кардинально отличаются.
Почему же родители стремятся к раннему обучению?
Родителям хочется, чтобы:
- ребенок был не по годам развит, потому что хочется
- воспитать его уникумом, не таким, как все;
- ребенок стал тем, кем не стали они, или просто был «умнее родителей»
воплотить в жизнь свои амбиции – как бы невзначай – рассказать знакомым: «А мой трехлетка уже читает!». (Для справки: Рихард Вагнер начал брать свои первые уроки музыки в 15 лет, а Поль Гоген стал учиться живописи, когда ему было уже 26!)
Польза «раннего развития»
Недостаточная стимуляция мозга младенца приводит к практически необратимым последствиям. А лишняя информация попросту не задержится в его сознании. По этому рассмотрим некоторые плюсы «раннего развития» в привычном для нас понимании (использование тематических карточек, специальных развивающих игрушек и пособий):
С помощью дидактического материала вы вносите разнообразие в жизнь ребенка – создаете развивающую среду.
В условиях города мы заперты в кирпично-бетонные коробки собственных домов, гуляем с детьми в одних и тех же дворах, мало путешествуем. Разноцветные карточки обычно вызывают у них интерес. Поэтому сложно переоценить важность создания для ребенка стимулирующей развивающей среды и поощрения его исследовательской свободы.
Ребенок учится воспринимать и обрабатывать новую информацию.
Согласно данным нейрофизиологии, именно до 3 лет формируются основные нейронные связи (около 80 %) в мозге человека. На этом и основано название знаменитой книги «После трех уже поздно» (автор Масару Ибука). Давая всем пяти органам чувств ребенка адекватную возрасту нагрузку, вы научите его схватывать «на лету» новые знания.
Вы имеете более-менее четкий план развивающих мероприятий.
Что ни говори, воображение у всех нас разное, а сидение дома с малышом зачастую не способствует его развитию. В таких случаях рекомендации и пособия будут очень полезны, как минимум, для мамы.
Вред раннего обучения чтению, счету, иностранному языку и т.д.
Вред раннего обучения, к сожалению, не миф, а реальность. Отрицательные последствия образовательных «экспериментов» часто видят врачи-неврологи. Взволнованные мамы жалуются им на неожиданно возникшие нервные расстройства (ребенок становится капризным, нарушается сон, аппетит и т.д.), нежелание ребенка заниматься или появившиеся проблемы с концентрацией. При расспросах выясняется, что не больше месяца назад мама начала усиленно учить своего полутора-двухлетнего малыша чтению или счету и т.д. И еще хорошо, если эти проблемы проявятся так быстро, что будет легко установить причины их появления.
Что несет за собой раннее обучение?
Перегрузка центральной нервной системы.
Расстройства сна, головные боли, заикание, нервный тик, энурез, эндокринные нарушения, частые болезни – вот далеко не полный перечень проблем, которые могут быть вызваны психическим перенапряжением в результате занятий, не соответствующих возрасту ребенка.
Развитие интеллекта в ущерб другим способностям.
Существуют неопровержимые некоторые закономерности детского развития. Мозг ребенка созревает последовательно: сначала области, отвечающие за дыхание и пищеварение, далее – зоны, связанные с движением и в последнюю очередь – обеспечивающие контроль собственных эмоций, волю и восприятие абстрактной информации. Нарушение последовательности воздействия на мозговые центры приводит к ненормальному развитию ребенка. Если мама пытается обучать азбуке грудничка, для которого восприятие букв является пока непосильной задачей, или усадить за занятия полуторагодовалого малыша, который по природе своей должен пока бегать и резвиться, познавая окружающий мир – ничего хорошего из этого, естественно, не выйдет. А если кроха и отличается «сознательностью» и действительно очень начинает радовать родителей речью, умением читать и т.п., это однозначно произойдет в ущерб другим его способностям. Почему бы по той же схеме маме не пойти в фитнес-зал и без предварительной подготовки отжать от груди штангу весом 30 кг раз двадцать? Получится? Не думаю. Почему же нужно тренировать мозг ребенка пока он не успел сформироваться? Развитие же, в подлинном значении этого слова, подразумевает нечто большее. Это, прежде всего, формирование характера, личности. Для будущего гения очень полезны такие качества, как внутренняя независимость, упорство, богатая фантазия, безукоризненный вкус, готовность к риску – и еще многое из того, о чем ни слова не упоминается в традиционных руководствах по “раннему развитию”. Человек, обладающий этими качествами, способен учиться самостоятельно в любом возрасте. Ему не нужны особые методики, адаптированные для двухлетних детей.
Снижение «пластичности» мозга.
При раннем обучении ребенка родители форсируют его развитие, преждевременно обучают малыша абстрактным понятиям (буквы, цифры). Нейронные цепи, отвечающие за обработку определенной информации, с возрастом меняются, так как созревают новые области мозга. Решение несоответствующих возрасту задач приводит к необходимости задействовать те нейронные цепи, которые уже доступны. Это приводит к снижению «пластичности» мозга, не дает поменять в дальнейшем нейронную связь на более эффективную и в итоге тормозит интеллектуальное развитие. Вот почему не стоит особенно радоваться, если малыш многое знает и помнит: именно детскость мышления и непосредственность в раннем возрасте позволят ему в будущем максимально реализовать собственные умственные способности.
Функциональная несформированность лобных отделов мозга.
Это грозное нарушение развития мозга может стать прямым следствием перегрузки ребенка развивающими занятиями. Несформированность лобных отделов первоначально является функциональной, а впоследствии может стать функционально-органической, то есть необратимой. Проявляется данная патология в равнодушии ребенка к учебе и заданиям, вялости на занятиях, медлительности. Он с трудом сосредотачивается и легко отвлекается; стремится упростить любую свою «работу»; речь его не отличается развернутостью.
Проблемы с самооценкой
Такие проблемы могут возникнуть у детей особенно требовательных родителей, не считающихся с реальными возможностями каждого детского возраста. Если родители постоянно сравнивают своего малыша с другими, не учитывая, что темпы развития каждого ребенка сугубо индивидуальны, он вполне может начать считать себя плохим, глупым, неспособным. А низкая самооценка, в свою очередь, вызывает нежелание учиться чему бы то ни было, и тут уж совсем далеко до воспитания гения становится.
«Тепличность» детей, обучавшимся по методикам раннего развития.
Если с ребенком занимаются преимущественно ранним обучением, а не стимуляцией его самостоятельной исследовательской деятельности, то он, несомненно, будет многое знать, рано научится читать и писать, однако нестандартного мышления, так называемого «креатива» ждать от такого ребенка не приходится.
Вероятно, дабы не лишать ребенка детства все методики “раннего развития” основной упор делают на легкость освоения материала. Они задуманы так, чтобы ребенок учился, в буквальном смысле слова, играючи, безо всякого умственного усилия. Здесь-то и таится главная опасность! Ничто так не обманчиво, как ранний “успех”, доставшийся без напряжения воли. Бог весть, какие иллюзии могут сложиться у семилетнего рано обученного ребенка, который видит, как его одногодки, сидя за школьными партами, с трудом постигают простейшие, на его взгляд, вещи. Но когда-нибудь настанет время учить информатику, экономику, юриспруденцию – и вдруг выяснится, что по этим дисциплинам не предусмотрено никаких методик “раннего развития”, а есть только некоторые руководства. И тогда преимущество будет у тех, кто с самого начала привык корпеть над обычными учебниками под присмотром обычных учителей. Стандартные программы “раннего развития” построены так, как будто их самая конечная цель состоит лишь в том, чтобы ребенок в дошкольном возрасте усвоил материал начальных классов. После семи лет “развитие” словно бы и заканчивается. А где же методики “раннего развития” школьников, позволяющие с легкостью усваивать знания в объеме университета?
Раннее развитие: стоит ли?
Заниматься с ребенком по методикам раннего развития или нет, решать, уважаемые родители, Вам. Однако, спеша ознакомьтесь с различными методиками, взвесьте все «за» и «против» каждой конкретной методики. Не увлекайтесь какой-то одной из них. Именно такое фанатичное стремление «научить» ребенка приводит к опасным последствиям. Самостоятельное обучение ребенка чем-то напоминает самолечение. Так же рекомендую ознакомиться с Федеральным Государственным Стандартом Дошкольного Образования, дабы иметь представление, что же все-таки должен уметь Ваш малыш к концу третьего жизни. И если Вы не будете стремиться только к результату, а будете искренне получать удовольствие от общения с малышом, пытаться учиться вместе с ним, посмотреть на мир его глазами – такое раннее обучение принесет действительно ценные плоды в виде радости обоих участников процесса, взаимного доверия и получения интересного опыта. И, возможно, даже придете к тому, что будете просто играть с ребенком в «Ладушки» и «Сороку», петь песенки про «Кото Котовича», пересыпать крупу и песок, перебирать зерна, читать хорошие и добрые книги, смотреть хорошие фильмы и слушать хорошую музыку. Ну и пусть это будет носить ознакомительный характер. Ранний возраст – это пора, когда готовят почву к посеву и не ждут всходов. Маленького ребенка можно обучить лишь самым примитивным вещам, а познакомить – со всеми сокровищами и достижениями мира. Поэтому девизом родителей должно быть: “Не учить, а знакомить!” Если у мамы или папы есть один час, который они могут уделить своему малышу, то лучше в этот час прочесть ему вслух “Сказку о царе Салтане” Пушкина, чем сложить несколько слов из кубиков Зайцева.
И в заключение хочется пожелать здоровья и успехов Вам и Вашим детям! Не стойте на месте! Творите, ищите, пробуйте!
Использованные источники: « Раннее развитие: врачи против! Отношение к раннему обучению официальной медицины», Леонид Некин, nekin@narod.ru.По материалам сайта Тропинка к гениальности.
Источник