Раннее развитие ребенка в казахстане

Раннее развитие ребенка в казахстане thumbnail

Формирование современной и эффективной системы раннего развития детей видится как одна из мер в развитии образования, которая составляет основу для развития человеческого капитала в рамках реализации Концепции по вхождению Казахстана в число 30 самых развитых государств мира.

Раннее развитие ребенка в казахстане

Наиболее результативными с точки зрения долгосрочных социальных и образовательных эффектов, как показывают многочисленные исследования в разных странах мира, являются вклады в раннее развитие детей.

«По оценке Всемирного банка, каждый доллар, затраченный на дошкольное образование, приносит обществу пользу, превышающую первоначальное вложение в 6–17 раз, в виде более здоровых и производительных кадров» [1, стр.12].

Развитие системы дошкольного воспитания и обучения – важное направление государственной политики Республики Казахстан. Дошкольное воспитание и обучение как первоначальное звено системы непрерывного образования создает условия для раннего развития личности ребенка.

Вопросы развития детей раннего возраста, (далее – РДРВ) находят отклик во многих нормативных документах РК.

Впервые, перспективы РДРВ были обоснованы в 2014 году в Концептуальных основах раннего развития детей в РК «Показатели охвата детей раннего возраста дошкольным образованием будут соответствовать уровню стран ОЭСР. Основным результатом будет создание качественной преемственности между образовательными уровнями и приближение образовательных стандартов Казахстана к развитым странам» [2, стр. 6].

В Послании Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» (10.01.2018 г.) отмечено, что «в дошкольном образовании к 1 сентября 2019 года необходимо внедрить единые стандарты программ для раннего развития детей, развивающие социальные навыки и навыки самообучения».

В Государственном общеобязательном стандарте дошкольного воспитания и обучения (далее – ГОС ДВО) от 31 октября 2018 года № 604 представлен термин «раннее развитие – осуществление комплекса мер, направленных на физическое, интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка от рождения до трех лет».

В Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы, (далее – ГПРОН на 2020-2025г.)  вопросы раннего развития детей представлены в обзоре политик стран организаций экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) «Согласно рекомендациям экспертов ОЭСР, Казахстану необходимо уделить особое внимание детям раннего возраста и активно продвигать дошкольное образование для детей младше 3 лет. Поэтому требуется обеспечение государственного образовательного заказа на дошкольное воспитание и обучение детей в возрасте от 1 года до приема в первый класс» [3, стр.9].

Данный аспект нашел претворение в главном целевом индикаторе по дошкольному образованию ГПРОН на 2020-2025 г. «Охват дошкольным воспитанием и обучением детей от 1 до 6 лет-85,3%, от 3 до 6 лет – 100 %» [3, стр.21], что является очень смелым вызовом государства, но на практике имеет существенные ограничения в реализации.

В действующем ГОС ДВО представлен перечень умений и навыков воспитанников от 1 года до 6 лет, а содержание Типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения направлено на реализацию образовательных задач, начиная с групп раннего возраста.

Хотя, ГОС ДВО и Типовой учебный план представлены с 1 года, в современные дошкольные организации дети набираются с младшей группы и группы раннего возраста функционируют не во всех детских садах.

Во-первых, это объясняется нехваткой мест в дошкольных организациях, до сих пор существует определенная очередность в дошкольные группы от 3 до 6 лет.

Во-вторых, родители сами не отдают детей раннего возраста в дошкольные организации, мотивируя тем, что с посещением детского сада, дети часто болеют.

В-третьих, доминирует родительское представление, что детям с 1 года до 2 лет нужен только уход и присмотр, который могут осуществить сами родители во время отпуска по уходу за ребенком до 3-лет.

В-четвертых, открытие и содержание групп раннего возраста для дошкольных организаций составляют определенную трудность. Материальное оснащение групп раннего возраста имеет свои особенности – это специальное оборудование и мебель для младенцев (манежи, низкие кровати, стеллажи, лесенки, горки, безопасные настенные и напольные игровые модули и.т.д.).

Наполняемость групп не должна превышать утвержденных санитарных норм-10 детей.

В-пятых, на сегодняшний день остро стоит вопрос нехватки квалифицированных специалистов в сфере РДРВ, так как работать в данных группах педагогам сложнее из-за несформированности навыков самообслуживания и общения у детей раннего возраста. Этот вопрос можно разрешить за счет переподготовки педагогических кадров категории «Воспитатель дошкольной организации», «Педагог-психолог», «Методист дошкольной организации» в категорию «Педагог раннего развития» или курсы повышения квалификации для категории «Педагог раннего развития».

В ГПРОН на 2020-2025г. также уделяется внимание вопросу обеспечения высокого статуса профессии педагога, модернизации педагогического образования. Планируется увеличить долю педагогов, имеющих высшее образование по специальности «Дошкольное воспитание и обучение» от общего количества руководителей, методистов, воспитателей дошкольных организаций до 72% к 2025 году.

Несмотря на текущее состояние вопроса охвата дошкольным воспитанием и обучением детей от 1 года до 2 лет, экспериментальная наука представляет доказательства о важности раннего возраста в развитии ребенка.

Читайте также:  Занятия по развитию речи со слабослышащим ребенком

Главной возрастной задачей ребенка до 3 лет является осознание себя отдельной личностью. Ребенок должен полноценно пройти фазу физического, психического и интеллектуального развития, чтобы из зависимого от мамы (или другого взрослого) беспомощного существа стать личностью. Для решения этой возрастной задачи у ребенка есть огромные внутренние силы и предусмотренные природой механизмы развития. В первую очередь это особая форма сознания — впитывающий разум — и сенситивные периоды восприятия мира. Задача взрослого — не упустить этот благоприятный период для психического развития ребенка и создать такие условия, чтобы процесс раскрытия заложенных в ребенке способностей и возможностей мог реализоваться наиболее успешно. Для решения данной задачи нужен специалист, отлично знающий психологические и индивидуальные особенности данного возраста, умеющий обеспечивать физическое, коммуникативное, когнитивное и творческое развитие ребенка от 1 года до 3 лет.

О значении развития детей в раннем возрасте отмечено и в обзоре Всемирной организации здравоохранения «Ранние годы имеют особенно важное значение для развития мозга и, как следствие, на когнитивную, социальную и эмоциональную деятельность, такимьобразом оказывая влияние на широкий диапазон аспектов, начиная от состояния здоровья до социальной адаптации и продуктивности в дальнейшей жизни». [4, стр.7].

Основным направлением для реализации главного целевого индикатора ГПРОН на 2020-2025 гг. предлагается дальнейшее расширение сети дошкольных организаций за счет подушевого финансирования и механизма ГЧП. Также учитывая, что вопрос увеличения государственного образовательного заказа на дошкольное воспитание и обучение детей с 1 до 3 лет является труднореализуемым проектом в финансовом плане, впервые планируется обеспечить введение института домашних воспитателей (социальных нянь), включенных в штатное расписание дошкольных организаций. Предполагается, что домашние воспитатели и социальные няни смогут оказать конкретную помощь родителям на дому в воспитании детей раннего возраста, охватить неорганизованных детей дошкольным воспитанием и обучением. Реализация плана мероприятий ГПРОН на 2020-2025г. по данному пункту уже представлена Республиканским центром «Дошкольное детство» через издание методических рекомендаций «Введение института домашних воспитателей на дому («социальных нянь»), в том числе в штатных расписаниях дошкольных организаций». Внедрение услуги Института будет предоставляться за счет средств местного бюджета в течении 2021-2025 годов. «Целью введения Института является оказание помощи малообеспеченным, многодетным, неполным семьям и семьям воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями по присмотру за детьми от 1 года до 6 лет, а также предоставление возможности трудоустройства женщинам-домохозяйкам, в том числе безработным [5, стр.8].

Важно, что в документе регламентировано охват детей с раннего возраста.

 «Раннее детство – это период, требующий от родителей выполнения наиболее многочисленных (и интенсивных) обязанностей, связанных со всеми аспектами благополучия ребенка, охватываемыми Конвенцией: их выживанием, здоровьем, физической безопасности и эмоциональной защиты, качеством условий жизни и ухода, возможностями участия в играх и обучении, а также свободой выражения своих взглядов. В этой связи осуществление прав детей в значительной степени зависит от благосостояния и наличия ресурсов у тех, кто отвечает за заботу о них. Признание этой взаимосвязи является важной отправной точкой в планировании помощи и услуг, предоставляемых родителям, законным опекунам и другим лицам, предоставляющим услуги по уходу за детьми» [4, стр.1].

Поэтому, в ГПРОН на 2020-2025г. достаточно мероприятий, направленных на повышение родительской компетентности по поводу возможностей раннего возраста:

  • Создание консультационных пунктов для родителей, чьи дети (1-2 лет) не посещают дошкольные организации;
  • Разработка рекомендаций по созданию групп кратковременного пребывания при дошкольных организациях для обучения и воспитания детей 1-2 лет из малообеспеченных и многодетных семей, семей, воспитывающих детей-инвалидов.

В целом, Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 г. отличается от предыдущих программ тем, что фокус государственной образовательной политики в области дошкольного образования нацелен на улучшение текущего состояния по раннему развитию и соответствие целевых индикаторов лучшим мировым практикам.

Литература

  1. Доклад о человеческом развитии 2016. Человеческое развитие для всех и каждого. Опубликовано для Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН).
  2. Концептуальные основы раннего развития детей в РК. МОН РК. АО «Информационно -аналитический центр», Астана, 2014.
  3. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы.
  4. Развитие детей в раннем возрасте в Европейском регионе: потребности, тенденции и разработка политики. Обзор на основе оценки пяти стран.  Всемирная организация здравоохранения, 2014 г. 
  5. Республиканский центр «Дошкольное детство» Методические рекомендации «Введение института домашних воспитателей на дому («социальных нянь»), в том числе в штатных расписаниях дошкольных организаций». Нур-Султан 2020.

ТҰРДАҚЫНОВА КҮЛЯЙХАН ҚАТЕБАЙҚЫЗЫ,
ҚР ББЖ ҚБАРИ БІЛІМ БЕРУ ҮДЕРІСІН ПСИХОЛОГИЯЛЫҚ-ПЕДАГОГИҚАЛЫҚ ҚОЛДАУ КАФЕДРАСЫНЫҢ АҒА ОҚЫТУШЫСЫ, АЛМАТЫ , ҚАЗАҚСТАН

ТУРДАХУНОВА КУЛЯЙХАН КАТЕБАЕВНА,
СТАРШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КАФЕДРЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ФАО «НЦПК» ӨРЛЕУ» РИПК СО РК, АЛМАТЫ, КАЗАХСТАН

 КОЖАГЕЛЬДИЕВА ЛЯЗАТ АСЫЛБЕКОВНА,
ЗАВЕДУЮЩАЯ  ГОСУДАРСТВЕННОГО КОММУНАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ  «ЯСЛИ-САД №43» УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Г.АЛМАТЫ

????
433

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!

Читайте также:  Как билирубин влияет на развитие ребенка

Загрузка…

Источник

Причины, по которым люди водят детей в центры развития, могут быть разными. Но, судя по их количеству, они пользуются огромным спросом. Моей дочке скоро исполнится 1 год 4 месяца, и я начинаю понимать, что ей необходим социум. Я вижу, как быстро она учится всему новому, поэтому в дополнение к прогулкам и домашним занятиям решила начать обучение в детском центре. Оказалось, выбрать его не так просто. Я открыла детский справочник и растерялась. После детального изучения страничек в интернете, отзывов мам и обзвона центров картина стала вырисовываться. Поэтому я решила опубликовать результаты своего мини-исследования в помощь другим родителям. Критерии поиска были такими:

– группа для детей от 1,3 г.

– в центре города (но я также рассмотрела и другие части города)

– обучение на казахском языке

– постепенная нагрузка

– чистая и опрятная игровая комната

Как я выяснила из описания занятий, практически все центры используют методики Монтесори, Домана. Занятия комплексные, это значит, что в игровой форме чередуются разные задания: игры, музыка, физическая культура. На занятии по раннему развитию ребенок всегда обучается вместе с мамой, а с 2-х лет можно оставлять ребенка одного.  И из 10 рассмотренных центров развития всего лишь в одном предлагают обучение на казахском языке (он же и оказался самым дорогостоящим).  Цена указана только за занятия раннего развития, другие занятия уточняйте по указанным контактам.

FasTracKids

Компания основана по франшизе, широкая сеть центров по Алматы (5 центров), в Астане и еще 8 городах. Учебные программы рассчитаны на детей от 1 года до 11 лет. Программы раннего развития, детский каникулярный городской лагерь, подготовка к школе, уроки рисования, музыки, логоритмика.

Раннее развитие ребенка в казахстане

Раннее развитие ребенка в казахстане

Сайт перегружен информацией и обилием меню (их на странице аж 4 – сверху, посередине, справа и слева), но зато дается очень полная инфо. По телефону также дали подробную консультацию.

Урок  длится 45 минут. Комплексное занятие проводится в игровой форме, музыкальные занятия, кубики Зайцева, карточки Домана со словами, математика, творчество, игры.

Стоимость 1 месяца 14 800 тг (2 р./нед) при оплате полного месяца. Бесплатный пробный урок по предварительной записи.

Сайт: www.fastrackids.kz

Контакты: пр. Аль-Фараби, 51. Тел: 8 727 393 67 53/ 52, +7 777 033 88 85 (остальные адреса можно найти на сайте)

Центр Раннего Развития «Baby Academia»

Курсы для беременных «Сонатал» и детское развитие с 0 до 7 лет. Танцевальная, вокальная, творческая студия, обучение языкам, дошкольная подготовка.

Раннее развитие ребенка в казахстане

Раннее развитие ребенка в казахстане

Раннее развитие ребенка в казахстане

Стоимость: комплексная программа (раннее развитие и подготовка к школе, эстетическое и языковое направление) детям на русском и казахском языках обучения 3 раза в неделю – 30 000 тг в месяц. Членский взнос 5 000 тг. Пробное занятие 2 000 тг. Самая высокая стоимость из всех центров.

На сайте много познавательных статей, приведена полная информация о курсах и стоимости, но ее сложно найти.

Сайт: https://babyacademia.kz/

Контакты: ул. Айманова уг. Сатпаева дом 163, тел. +7 (727) 391 01 65, +7 (727) 390 22 99, +7 (727)  329 85 60.

Детский занимательный центр “Апельсинки”

Большое количество различных программ:  раннее развитие, интенсивная подготовка к школе с 5 лет, изучение языков, изо-студия, занятия музыкой, шахматы, хореография, фортепиано. На фотографиях меня смутил чересчур яркий дизайн, мне кажется, что он действует отвлекающе.

Раннее развитие ребенка в казахстане

Раннее развитие ребенка в казахстане

Занятия по раннему развития проводятся на русском языке, на казахском группы  от 3-х лет.

Стоимость занятий 9 000 тг (8 занятий). Пробное занятие 1200 тг.

Комплексные занятия                12 000 тг.

Сайт: https://www.apelsinki.net/index.html , https://vk.com/club54431088

Контакты: мкр. Тастак-2, д. 11. Тел. 301- 64- 69, +7 777 281 16 57.

Детский центр развития «Jungle»

Для детей от 1 до 16 лет. В центре применяют различные методики: Монтессори, Домана, Индиго и Никитиных. Очень подробная и доступная информация представлена на сайте, фотографии тоже сделаны качественно, оставляют приятное впечатление.

Раннее развитие ребенка в казахстане

Раннее развитие ребенка в казахстане

Раннее развитие ребенка в казахстане

Стоимость занятий по раннему развитию  8000 тг (2 р./нед), 12 000 тг (3 р./нед). Пробное занятие стоит 1000 тг. Занятия ведутся на русском языке.

Сайт: https://jungle.kz/

Контакты: мкр. Аксай-1, д. 4А. Тел. +7 (727) 230–91–51, +7 (777) 777–27–70, +7 (705) 755–14–57.

Детский клуб «Alpha Generation»

Комплексное развитие для детей от 1 года до 7 лет. Подготовка к школе на русском и казахском языках, организация детских праздников, детский лагерь на время каникул.

Раннее развитие ребенка в казахстане

Раннее развитие ребенка в казахстане

Раннее развитие ребенка в казахстане

Занятие для малышей от 1 года до 2 лет идет 1 час 10 мин. Включает в себя творчество, физическую культуру, занятия по методике Монтессори. К слову, это самая долгая продолжительность урока. Если честно, я немного сомневаюсь, что мой ребенок сможет заниматься в течение полутора часов.

Читайте также:  Эмоциональное развитие ребенка в программе

Стоимость занятий 25 000 тг (3 р/нед.). Пробное занятие 3000 тг.

Сайт: https://alphagen.satu.kz/

Контакты: ул.Ходжанова (Водозаборная), 55 б. Тел. +7 (727) 245-54-68, +7 701 729 36 93.

Бэби-Клуб

Если честно, то именно Бэби-Клуб стал самым первым детским центром, благодаря которому я узнала о данном типе учреждений. Возможно, во многом из-за книги Масару Ибука «После трех уже поздно». Девизом клуба является идея бережного интеллектуального развития малышей в раннем возрасте. В сети насчитывается более 100 клубов, преимущественно в России. В Казахстане представлен в Алматы, Астане и Атырау. Сайт очень информативный, предлагаются цены, расписание и даже наличие мест в тех или иных группах. Рекомендации знакомых мам были положительными.

Раннее развитие ребенка в казахстане

Раннее развитие ребенка в казахстане

Раннее развитие ребенка в казахстане

Группы в Бэби-клубе делятся по возрастам. Самая младшая группа «Бэбик», в ней обучают счету, логике, творчеству, музыке. Обучение на русском языке.  Длительность занятия 1 час.

Стоимость занятий 13 500 тг (2р./нед), 7500 тг (1р./нед). Пробное занятие бесплатно.

Сайт: https://www.baby-club.ru/clubs/almaty/zhirau/

https://www.baby-club.ru/clubs/almaty/bogenbai/

Контакты: бульвар Бухар Жырау, 12А (пересечение с улицей Маркова). тел.: +7 (727) 2937607, +7 (707) 2558521, +7 (707) 5558521.

ул. 6 линия (угол ул. Богенбай батыра), д. 7/266а. тел.: +7 (727)354-01-94, +7(777)520-20-80.

Центр раннего развития «Крошка РУ»

Этот клуб тоже открыт по российской франшизе, его рекомендовали многие знакомые мамы. Занимаются дети от 1 года до 7 лет. Сайт информативный, судя по фотогалерее, проводятся также праздники (Новый год, Наурыз) и собственные мероприятия (Праздник зимующих птиц, изучение правил дорожного движения).

Раннее развитие ребенка в казахстанеРаннее развитие ребенка в казахстанеРаннее развитие ребенка в казахстане

Стоимость 17 000 тг (2р./нед). Пробное занятие 2500 тг. по предварительной записи. Длительность 1 час. Занятия проводятся, конечно же, на русском языке.

Сайт: https://www.kroshkaru.ru/centers/almati/dostik

Контакты: пр. Достык д.97-Б уг. ул. Снегина (ниже Аль-Фараби). Телефон: 8 (727) 317-84-84.

Детский клуб «Тигруля»

Занятия для детей от 10 месяцев до 16 лет.  Детская йога, танцевальный коллектив, шахматы, изо-студия, рисование песком. Английский язык, каратэ, у-шу, таэквондо, театральная студия. Также есть курсы танцев и йоги для мам (очень удобно, если ребенок занимается, а мама в это время ждет).

Группа раннего развития 1-1,5 года. Занятие в игровой форме, мелкая и крупная моторика, музыка. Длительность 40 минут, обучение на русском языке.

Раннее развитие ребенка в казахстане

Раннее развитие ребенка в казахстане

Стоимость 8 500 тг. (2р/нед). Полугодовой взнос на канцтовары 3 500 тг. Пробное занятие 1070 тг. без предварительной записи.

Сайт: https://tigrulya.kz

Контакты:  мкрн.6 д.61а. Тел. 397 12 82, 8 705 188 79 83.

Ул. Шевченко 164 г (уг. Ауэзова). Тел. 329 82 13, 8705 188 79 83

Точка роста

Казахстанское представительство российской школы раннего развития для детей от 1 до 17 лет. Модельная школа, раннее развитие, подготовка к школе, арт-терапия, языки, танцы, вокал, карате, шахматы, театр.

Раннее развитие ребенка в казахстане

Раннее развитие ребенка в казахстане

Раннее развитие ребенка в казахстане

В группе по раннему развитию «Горошинки» проводится комплексное занятие: физическая культура, музыка, творчество, игры на память.  Длительность 50 мин., на русском языке.

Стоимость 12 000 тг (2 р.), пробное занятие 1 800 тг по записи.

Сайт: https://tochka-rosta.ru/ , https://vk.com/club5159570

Контакты: Абая/Ауэзова, торговый цент ГЛОБУС, 1 этаж. Тел. 356 16 12,   356 17 12,   8 701 204 17 12

Детский центр «Бутончик»

Этот центр я нашла не через справочник или рекламу, а по совету знакомой. Она настоятельно рекомендовала мне связаться с преподавателем Татьяной Владимировной, которая занимается по собственным методикам. Из разговора с преподавателем я узнала, что методика Монтессори, широко рекламируемая в большинстве детских центров, изначально предназначена не для занятий в группах, а для домашних занятий. Сама Татьяна говорит, что в ее группах присутствуют музыкальные занятия, пальчиковая гимнастика, массаж. Умственные нагрузки. После 3-х недель у детей уже видны результаты в развитии. С 3 лет дети занимаются по методикам Колесникова, Жукова, Бабетовской. Также уроки казахского, английского, музыка,  отдельно шахматы, изостудия, танцы народов мира, воскресная школа.

Стоимость каждого занятия 1000 тг., 2 р./нед. Выходит, 8 000 тг. в месяц.

И все бы хорошо, и мы готовы были пойти туда заниматься, но для нас слишком долго добираться: центр находится в поселке Рабочий.

Сайта и фотографий нет.

Контакты: ул.Венецианова д. 6/3 (за ТРК «MAXIMA»). Тел. 2639362.

Подводя итог, я выбрала для себя эти клубы в такой последовательности:

  1. Бэби-Клуб
  2. Тигруля
  3. FastTracKids
  4. Точка роста.

Находятся недалеко от дома, не очень длинная продолжительность занятия, зарекомендовавшее имя, положительные отзывы, визуально опрятные игровые комнаты. К сожалению, на казахском не преподают, но есть группы на казахском для более старшего возраста.

Я знаю, что следует сходить на пробное занятие, чтобы составить полное мнение о центре. Также буду рада услышать рекомендации от более опытных родителей.

Все фотографии взяты с сайтов детских центров

Источник