Раннее развитие ребенка в израиле

О том, как в Израиле устроен институт детства, рассказывает Наталья Сандлер, представитель Женской лиги Российского еврейского конгресса и мама троих детей. Наталья прожила в Израиле почти 10 лет.

Израиль, безусловно, является страной, культивирующей и пропагандирующей семейные ценности. И это не пустые слова. Государство с большой заботой относится к вопросам детства и образования, заботе о стариках, здравоохранению и социальной защите населения. Семьи в Израиле – довольно большие и очень дружные. В среднем в семье – трое детей, а в религиозных – до десяти и более.

С самого раннего возраста детям предоставляют полную свободу выбора, впрочем, как и ответственность в принятии решений. Эта особенность воспитания формирует уверенных, независимых и очень самостоятельных личностей. Детям дают полную свободу, но с младенчества прививают семейные ценности и заботу о близких, внимание и любовь к родителям. С детьми разговаривают на равных, объясняют, а не запрещают. Со строгой дисциплиной человек сталкивается только в армии, уже будучи достаточно сформировавшимся для осознания необходимости запретов и безоговорочного подчинения приказам.

Дети в Израиле – не по годам взрослые. Для них является обычным делом взять на себя ответственность за младших братьев и сестер: забрать их из сада, покормить, помочь одеться, выполнить поручения родителей. Если сравнивать британскую и израильскую образовательные системы, то складывается ощущение, что в Израиле нет порядка, нет структурированного формального образования. На самом деле это большое заблуждение! Израильтяне ставят первостепенной задачей дать детям возможность прожить этап детства, больше уделяя время игре, творчеству, креативности и социальной адаптации. Никаких таблиц умножения в 4 года, никаких прописей! Дети большую часть времени постигают мир визуально, на уровне всех рецепторов, все трогают, ломают и снова собирают, изучают и созерцают мир вокруг себя.

Воспитатели и учителя заботятся не об объёмах выученных правил и формул, а о том, чтобы ребёнку понравился сам процесс обучения, познания нового.

Детей искренне любят не только родители, но и преподаватели, и воспитатели – поэтому дети растут в атмосфере поддержки и уважения их личности.

В Израиле, как и в любой стране, есть семьи с нянями, но особенность и уникальность состоит в том, что даже при наличии няни, детьми все равно стараются занимаются родители. Няни выполняют в основном очень утилитарную функцию – накормить, погулять… Все свободное от работы время родители проводят с детьми сами.

В израильской семье совершенно отсутствуют разделение обязанностей: папы наравне с мамами выполняют домашнюю работу и проводят очень много времени с детьми: отвозят в школу, гуляют на площадке, водят на дополнительные занятия, кормят. В Израиле довольно поздно выходят на пенсию поэтому зачастую бабушки и дедушки работают и могут помочь лишь в субботу. В выходные дни, в праздники все едут в гости к родственникам и стараются проводить вместе как можно больше времени. Не удивительно, что для израильтян родственные узы имеют огромное значение.

Раньше декретный отпуск в Израиле длился 3 месяца. Сегодня женщинам предоставили возможность оставаться дома до полугода. Многие с недоумением подумают, как это можно доверить трёхмесячного ребёнка посторонним?! Всё очень просто. В Израиле отличные ясли для малышей. Забота о детях предоставлена профессионалам. В таких яслях кормят малышей, играют с ними, нередко можно увидеть в парках большие манежи с малышами на прогулке.

Государственные бесплатные детские садики работают до 12-13 часов, и в таком случае мама либо работает полдня, либо находит няню. Частные сады открыты до 18:00, есть и такие, которые открыты до 20:00 (например, сад для детей сотрудников компании Intel). Их стоимость варьируется, как и на любом открытом конкурентном рынке.

В любом детском садике, государственном или частном – непринуждённая и тёплая обстановка, много места для игр и творчества, дети постоянно вовлечены в проекты, подготовку к концертам и праздникам.

Начальная школа является логическим продолжением дошкольного воспитания и уделяет много времени игре, социализации и познанию мира. Все отличие состоит лишь в том, что появляется системность: расписание занятий (чтение, письмо, математика, физическая подготовка, иностранные языки и еврейская традиция), домашнее задание и различные творческие проекты. В жизни ребенка появляется авторитетное лицо в лице преподавателя-наставника.

Главная задача старшей школы — подготовка к выпускным экзаменам (т.н. «багрут»), результаты которого очень влияют на поступление в университеты и колледжи. Количество и сложность материала стремительно растут и требуют большой сосредоточенности и серьезной работы со стороны учащихся. Иногда родители даже вынуждены взять репетитора.

Это похоже на американскую систему, где экзамены в старшей школе (IB Diploma) сопоставимы по своей сложности с университетскими.

Поэтому тем, кто успешно сдаёт выпускные экзамены, поступить в ВУЗ несложно, необходимо досдать только «психометрический» экзамен — математику, логику, английский и иврит – сумма «багрута» и «психометрии» и составляет проходной балл.

Кроме обязательной программы в любой школе есть множество дополнительных занятий, спортивных секций, кружков, студий, языковых программ. Общественные музеи, выставки и лектории с удовольствием приглашают детей. В каникулярное летнее время открываются лагеря: один из самых популярных при Тель-Авивском Университете, где можно найти любое занятие по душе – от робототехники до археологии.

Израильтяне очень серьезно относятся к образованию. Подобный эффективный опыт давно вышел за пределы еврейского государства – на тех же принципах работают образовательные проекты еврейских организаций по всему миру, в том числе и в России. Вот, например, один из поддерживаемые Российским еврейским конгрессом проектов – Jewish AdSchool на базе Московского музея современного искусства. Проект ставит своей задачей с помощью самых современных медиа и IT-технологий рассказать подросткам 12-14 лет о еврейской культуре, истории и традициях, создаёт уникальное творческое пространство для знакомства с реалиями еврейского мира, традициями и ценностями еврейского народа.

Источник

В настоящее время стало невероятно модно обучать своих детей хоть чему-нибудь практически с пеленок. Так что неудивительно, что во многих крупных (да и не очень) городах появились разнообразные центры детского развития, ведь где есть спрос, там всегда найдется и предложение.

Заниматься в таких заведениях можно начиная с 6 месяцев, главное — выбрать то заведение, развивающая программа которого вам больше по душе.

В последнее время это одна из самых популярных методик раннего детского развития. Занятия по Монтессори включают в себя несложные физические упражнения, в том числе упражнения на развитие мелкой моторики; упражнения, направленные на развитие речи; а также традиционные лепку, конструирование; рисование и аппликацию; многочисленные развивающие игры; пение и танцы.

При занятиях по данной методике педагоги должны грамотно организовать пространство и обеспечить ребенка разными по текстуре игрушками и материалами для развития. При этом ребенку предоставляется полная свобода выбора: из всего изобилия предметов он сам выбирает то, с чем хочет играть, и то, чему хочет обучаться, поэтому фактически развивается самостоятельно — учитель не навязывает задания ребенку, он только помогает ему и немного направляет. Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5-3 лет. Но на сегодняшний день уже создаются Монтессори-группы для занятий с детьми до 3 лет.

Плюсы методики:

Дети, обучающиеся по этой методике, наблюдательны, внимательны, самостоятельны и дисциплинированы.
На занятиях у ребят развивается мелкая моторика рук, что сильно поможет им при обучении письму.
Методика прекрасно развивает левое полушарие мозга, отвечающее за логику, моторику и аналитические способности.

Минусы методики:

Правое полушарие, которое отвечает за творческие способности, в методике Монтессори не развивается вообще или его развитию уделяется минимальное количество времени.

Методика подходит далеко не всем детям: очень активные дети будут на занятиях чувствовать себя некомфортно, замкнутые малыши закроются в себе еще сильнее, а творческим деткам она просто-напросто не понравится.

На занятиях по данной методике мало внимания уделяется физическому развитию детей, как и развитию навыков общения друг с другом: вместо коллективной игры отдается предпочтение индивидуальной работе детей.

2. Методика Николая Зайцева

Это методика, вторая по популярности среди создателей детских развивающих центров. Создана она петербургским педагогом Николаем Зайцевым. В основе его системы обучения — идея о том, что элементарной частицей речи является склад — пара из согласной и гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих кубиков. Так что основной принцип обучения детей чтению — по слогам, а обучение счету — при помощи числовых рядов.

Стоит также отметить, что обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же через игру малыши знакомятся с математикой. Зайцев разработал для этого специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия. 
Обучаться по этой методике можно начиная с 2-3 лет и до дошкольного возраста. Занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

Плюсы методики:

Данная методика помогает детям быстро обучиться чтению и счету.
У детей тренируется и неплохо развивается зрительная память и способность к запоминанию.
На занятиях у детей развивается творческое мышление.

Минусы методики:

В методике не уделяется должного внимания тренировке мелкой моторики рук, которая необходима для подготовки детей к письму.

Часто у детей, которые хорошо считают и читают, благодаря занятиям по данной методике развивается завышенное самомнение и возникает ощущение, что они знают все.

Данная методика довольно гармонично сочетает интеллектуальную и физическую нагрузку. В основе системы обучения — так называемые «карточки Домана», с крупно написанными на них словами (а не отдельными буквами, как у Зайцева); то же с математикой, где на карточках изображены не цифры, а красные точки, множества. По мнению Домана, образование и обучение детей начинается в 6-7 лет, а вот познание — с самого момента рождения, поэтому он рекомендует показывать карточки малышам с рождения. Кроме того, в этой методике огромное значение придается физическому развитию: активное движение с рождения и несложные физические упражнения — одна из важнейших составляющих этой системы обучения.

Плюсы методики:

Дети запоминают большое количество информации.

Карточки тренируют зрительную память у детей, а физические упражнения помогают им быть здоровыми и спортивными.

Благодаря занятиям по данной методике, родители ежедневно проводят больше времени со своим чадом, что в свою очередь тоже благотворно отражается на его развитии и развитии навыков общения.

Минусы методики:

При обучении чтению ребенок запоминает не отдельные буквы, а лишь слово, написанное целиком, потому что он сопоставляет его с нарисованной картинкой.

Ребенок, обучающийся по данной методике, может вырасти «ходячей энциклопедией», но в важный момент не будет уметь использовать свой багаж знаний в нужном русле.

Второе название – методика Штайнера, считается педагогикой равных возможностей. В основе этой системы обучения лежит достаточно сложное философское течение антропософия, упор в которой делается на развитие эстетических и практических навыков и знаний об окружающем мире, а не на развитие интеллектуальных способностей. Создатели данной методики считают, что детей нужно как можно дольше оставлять в их сказочно-образном мире, поэтому именно в детстве, в дошкольном возрасте, необходимо развивать творческий потенциал малыша.

К обучению чтению и письму ребенок будет эмоционально готов, когда у него молочные зубы поменяются на коренные, то есть лет в 12, и до этого возраста надо развивать творческие способности и делать акцент на физическое и духовное воспитание.

Все занятия по Вальдорфской методике направлены на развитие личности, поэтому детей на занятиях ни к чему не принуждают. Занятия проводятся в мини-группах, включающих ребятишек разного возраста, но любой малыш может в любой момент отказаться что-либо делать, и ему за это ничего не будет. 

Плюсы методики:

Прекрасный вариант дошкольного развития для детей с гуманитарным складом ума, ведь у ребенка развивается творческое мышление, которому в других методиках уделяется гораздо меньше внимания.

Методика не предполагает системы оценок за работу: ребенок не боится ошибаться, что делает обучение более гармоничным.

Многообразие игровых форм и большое количество игрушек, изготовленных из натуральных материалов.

Минусы методики:

Методика не очень подходит детям с математическим складом ума, им не всегда будет интересно.

Обучение чтению и письму начинается поздно, поэтому методика фактически не подготавливает ребенка к школе.

Телевизор, радио и кино под запретом. Сторонники методики уверены, что современные средства массовой информации оказывают разрушительное действие на психику ребенка.

Методика представляет собой некий набор постепенно усложняющихся развивающих и спортивных задач. Основным постулатом системы Никитиных является свобода творчества детей на занятиях: дети занимаются ровно столько, сколько хотят, сочетая спорт и другие виды деятельности. Задача родителей только одна – помогать детям развиваться, а не мешать, поэтому они не вправе заставлять ребенка, давить на него в соответствии со своими надеждами и подсказывать ему решение задачи: если малыш не справляется, значит, задачу нужно отложить до тех пор, пока он не подрастет. Дети должны быть заинтересованы во всем: в обучении, занятиях спортом, принятии пищи, а родители – их старшие товарищи – должны помогать удовлетворить их интересы.

Спорту в системе Никитиных уделяется не просто большое, а огромное внимание: закаливание с самого рождения и ежедневная зарядка – обязательные условия методики. В доме должно быть оборудовано место для занятий спортом, чтобы дети воспринимали физическую активность как неотъемлемую часть жизни.

Плюсы методики

Методика ориентирована на домашнее обучение детей. То есть любой родитель может самостоятельно освоить ее и превратить в образ жизни, что ведет к тому, что дети будут проводить с ними много времени.

Внимание уделяется не только умственному, но и физическому развитию детей.

Система помогает очень рационально организовать время.

Минусы методики:

Отсутствие индивидуального подхода к ребенку.

Недостаточное внимание уделяется развитию речи, а творчество исключается в принципе.

Закаливание проводится достаточно жесткими методами (обливание ледяной водой, хождение босиком по снегу).

Стоит ли начинать обучать ребенка со столь раннего возраста и какая из методик раннего развития больше подходит вашему малышу, решать, конечно же, только родителям. Но при выборе центра детского развития необходимо учитывать одно очень важное обстоятельство: абсолютно все дети разные, а значит, и подход к ним в обучающих заведениях должен быть индивидуальный. Стоит также отметить, что многие родители склонны идеализировать детские развивающие центры, считая что раз уж они привели туда своих детей и заплатили за занятия деньги, то педагоги уж точно сделают из них гениев. Однако это не так.

Да, ребенок может стать более коммуникабельным, научится преодолевать трудности и освоит навыки чтения и письма, но все методики несовершенны, и детские центры развития — это не способ превратить малыша в нового Эйнштейна.

Так что не стоит ожидать, что хороший и умный ребенок вдруг через несколько месяцев превратится в вундеркинда, как не стоит и внушать ему, что благодаря этим занятиям он станет лучше всех остальных детей. А самое главное — ни один даже очень сильный педагог не сможет заменить ребенку родителей, поэтому так важно, чтобы помимо всего того, что ему может дать центр детского развития, малыши получали в полном объеме любовь и заботу своих мам и пап.

Источник

Источник

В каждой стране в зависимости от сложившихся традиций и устоев в обществе подход к вопросу воспитания детей совершенно различный

В этой статье я произведу сравнение сложившихся систем воспитания детей в России и в Израиле, а также расскажу о плюсах и минусах каждой из них.

Дабы достаточно приехать туристу из России в Израиль, чтобы почти сразу же в первый день в этой стране четко осознать: российские и израильские дети очень мало похожи друг на друга – по складу ума, характерам и манерам поведения. При том, что из уст израильских детей нередко можно услышать и великолепную русскую речь (или родители репатрианты из стран бывших ССР, или от сверстников научились), но вот на своих сверстников, живущих в России, они совершенно не похожи.

Для того, чтобы понять причину такого резкого отличия подрастающих поколений, проанализируем основные характеристики систем их воспитания в этих странах, посмотрим чем они похожи и чем отличаются друг от друга.

1) участие родителей в воспитании:

  • В России с древних старорусских времен заведено, что вопрос воспитания детей больше ложиться на женские плечи, а роль отца сводиться больше к добыванию средств для достойной жизни (а не существования) данной семьи. Да, с ребенком от 3-х лет отцы готовы в свободное от данного предназначения “добытчика” время совершить прогулку на свежем воздухе и заниматься каким-то досугом (почитать книжки, посмотреть мультфильмы и кино, поиграть в игры), но делают это изредка (в основном, на выходных). В то время, как основную воспитательную функцию выполняет мать детей: ведя с ними разговоры о повседневных мелочах и событиях, втолковывая им моральные и нравственные ценности, помогая им с домашними заданиями и т.п. На маму ребенка в России возлагаются и все организационные моменты: сходить на прием ко врачу, сходить на родительское собрание в детский сад, а затем и в школу и пр. Я сделала эти наблюдения и выводы на основании собственного воспитания советскими родителями: в детстве папа старался уделять мне время на выходных для того, что сходить в парк (летом – на велосипеде, зимой – с санками), по-мастерить вместе какие-нибудь поделки или пособирать конструктор Лего, совместно посмотреть интересные фильмы. А вот на общение в будние дни времени у него, к сожалению, не особо хватало: на прием ко врачу – всегда с мамой; в детский сад меня, как помню, всегда отводила и забирала мама, именно она общалась с воспитателями, обсуждая мои проделки и успехи, в школу на родительские собрания все 10 лет моего обучения – тоже ходила только мама. Единственный раз пришел папа в школу – на выпускной из 11 класса.
  • В Израиле же довольно велика роль отцов в воспитании детей. В этой стране именно на отцов возлежит ответственность за интеллектуальное развитие ребенка и его образование, которое должно быть лучше всех. Именно отцы ненавязчиво, но где только могут (дома, на прогулке и т.п.) поучают своих чад, стараются им дать как можно больше знаний и умений, которые могут пригодиться им в жизни: сначала учат считать, читать и писать, а затем – и более сложным наукам и материям. Израильские отцы стараются воспитать разностороннего ребенка, в том числе отдавая его во всевозможные кружки и секции. Именно отцы в Израиле отводят детей в детский сад, а затем и активно интересуются и участвуют в школьной жизни, присутствуя на всех родительских собраниях, в то время как мама ребенка может сделать “передышку”, потратив свободное время на себя любимую.

2) участие посторонних людей в воспитании чужого ребенка:

  • В России мало кто из граждан будет вмешиваться в процесс воспитания чужого ребенка, оправдываясь тем, что “это не мое дело, а их семейное”. Именно поэтому для российской действительности, к сожалению, нередки случаи избиения или откровенного унижения детей со стороны их же родителей на людях, не говоря уже о подобном моральном и физическом насилии дома. И ни окружающие на улице, ни соседи по подъезду на подобные нездоровые и противоправные действия со стороны родителей мер реагирования предпринимать со своей стороны не будут.
  • В Израиле же, нередки случаи, когда совершенно посторонний человек на улице может подойти к родителям ребенка и назидательно им разъяснять как этого ребенка лучше воспитывать. Сами родители воспримут как должное такое поведение, а в российской действительности: в лучшем случае – промолчат, в худшем – пошлют куда подальше.

3) самостоятельность и контроль поведения:

  • В России с младенчества и до выпуска из школы мамы детей подобны курам-наседкам: тотальный контроль за любым “чихом”, неправильными (по их мнению) движением или поведением ребенка. Российские дети, равно как и все дети, выросшие в царской России, советские время – должны быть послушны, прилежны в учебе, аккуратны в быту. Российские дети с малых лет знают систему излишних и чрезмерных запретов со стороны как родителей, так и остальных окружающих их взрослых. При этом, за нарушение какого-либо запрета для российского ребенка нередки и случаи наказаний: из моего детства они были довольно безобидными – постоять в углу, подумать над своим поведением. В некоторых российских семьях, к сожалению, нередки и случаи физического наказания детей за совершенно незначительные поступки. В настоящей российской действительности очень мало детей из благополучных семей родители отпускают гулять одних на улицу, опасаясь, что ребенка могут похитить, изнасиловать и пр. Российские родители, к сожалению, предпочитают детей “запереть дома в 4-х стенах” рядом с компьютером или телевизором, чтобы ребенок таким образом был под их контролем. Но делают это они довольно напрасно, тем самым ребенок не только вырастает с кучей заболеваний, порожденных подобной гиподинамией, но и фактически лишен права на самостоятельность до средней или старшей школы: до этого момента каждый шаг контролируется родителями. Также российский ребенок лишается родителями с самого раннего детства права на глубокие познания окружающего мира: родители запрещают валяться на траве (а ведь как интересно лежа на ней наблюдать за миром насекомых или проплывающие по небу облака), ходить по лужам тоже нельзя. Вообще у российского ребенка с самых младенческих лет очень много чего нельзя, а круг чего можно – довольно узкий и ограничивающий познавательную возможность ребенка.
  • В Израиле же, речь о наказаниях детей (тем более телесных) не ведется вообще. Родителям даже не приходит в голову, что ребенка за его шалость можно наказать! Здесь детям с младенчества дарована родителями самостоятельность и разрешено почти все, что не вредит здоровью самого чада, а также окружающих людей и предметов. Именно в этой стране можно увидеть в кафе годовалого малыша, гордо восседающего на детском стульчике, ловко орудующего ложкой или самостоятельно разделывающегося с куриной ножкой. От маленьких израильских детей не требуется особая аккуратность в быту, всегда дается право на эксперимент: ребенок весь в краске / в пятнах травы или в песке, но ребенок доволен и счастлив намного больше российского сверстника, которого жестко ограничили в свободе познания окружающего его мира. Поэтому израильские дети очень подвижные, они постоянно бегают, прыгают, играют, все переворачивают, и мамы им это спокойно разрешают, не одергивая их и не призывая к послушанию и аккуратности, не мешая им тем самым развиваться как интеллектуально, так и физически.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что первопричина отличия израильских детей от российский сверстников кроется в особенностях организации детского израильского быта, который на первый взгляд строится на полной вседозволенности. Но на самом деле, родители с совсем малых лет воспринимают своих чад как равных, давая им свободу выбора, свободу действия и даря им с младенчество независимость и самостоятельность, при этом, обеспечивания ненавязчивый и чуткий контроль за всеми их действиями (в случае необходимости остановят и объяснят как лучше поступить в той или иной ситуации). Это делает подрастающее поколение в Израиле самостоятельным, своенравным, независимым, способным свободно мыслить и творить. Именно поэтому в этой стране больше всех остальных стран Мира каждый год появляется на свет стартапов (в т.ч. и в инновационной и технологической сферах).

Очевидно, что в израильской системе воспитания есть множество положительных сторон – это тот опыт, которым полезно будет перенять родителям подрастающего поколения в России, дабы по итогу не получить великовозрастных бездельников, не имеющих в жизни ни каких высоких целей и ориентиров, не готовых к самостоятельной жизни, а способных только на ее праздное “проживание” за счет денежных средств родителей или лежание на диване подобно Илье Ильичу Обломову (герою одноименного романа И.А. Гончарова).

Буду рада, если вышеуказанная информация будет интересной и полезной для Вас, поможет в воспитании детей. Оставляйте лайки, подписывайтесь на канал!

Источник