Раннее развитие ребенка с ринолалией

Раннее развитие ребенка с ринолалией thumbnail

При открытой органической ринолалии, обусловленной врожденными расщелинами лица, с первых дней жизни у ребенка страдают жизненно-важные функции питания и дыхания. При кормлении ребенка молоко вытекает через нос, поэтому новорожденный недостаточно набирает массу тела и недополучает необходимые питательные вещества. Вдыхаемый воздух не успевает достаточно согреться в носовых ходах, т. к. через расщелину сразу поступает в нижние дыхательные пути. Дети с небными расщелинами и открытой ринолалией предрасположены к возникновению гипотрофии, отита, евстахиита, бронхита, пневмонии. Врожденные небные расщелины часто сочетаются с неправильным прикусом.

Состояние интеллекта у детей с открытой ринолалией может быть различным – от нормы до ЗПР и олигофрении различной степени. Часто у детей наблюдаются неврологические знаки: нистагм, птоз, гиперрефлексия.

Долингвистический период у детей с ринолалией протекает аномально: обращает внимание отсутствие модулированного и разнообразного лепета, тихая или беззвучная артикуляция звуков. Речевое развитие при ринолалии также запаздывает: первые слова ребенок нередко произносит после 2-х лет. Речь невнятная, невыразительная и непонятная для окружающих.

При открытой органической ринолалии грубо нарушается артикуляция звуков и звукопроизношение. Корень языка постоянно находится в приподнятом положении, а кончик языка – в пассивном, опущенном, в связи с чем большая часть согласных приобретает «заднеязычный» оттенок и напоминает звук . При открытой ринолалии все звуки имеют сильный носовой (назальный) оттенок, между собой практически не дифференцируются; голос становится глухим и тихим.

Стремясь произносить звуки более внятно, дети напрягают мимическую мускулатуру, мышцы губ, языка и крыльев носа, что приводит к возникновению гримас и еще больше ухудшает общее впечатление от речи.

Неточная артикуляция и искаженное звучание звуков сопровождается вторичным нарушением слуховой дифференциации и фонематического анализа, приводя к нарушениям письменной речи – дисграфии и дислексии. Ограничение речевых контактов у детей с ринолалией приводит к недостаточной сформированности словарного запаса и грамматической стороны речи, т. е. ОНР.

Если ребенок с открытой органической ринолалией осознает и переживают свой дефект, это вызывает у него развитие вторичных психических наслоений: замкнутости, раздражительности, застенчивости.

При открытой функциональной ринолалии страдает, главным образом, звукопроизношение гласных; согласные звуки остаются сохранными ввиду достаточного нёбно-глоточного смыкания.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Закрытая органическая ринолалия сопровождается нарушением произношения носовых звуков (, , , ), заменой на , на . При этом также страдает тембр голоса; из-за невозможности носового дыхания дети вынуждены дышать ртом. Дети с закрытой органической ринолалией склонны к простудным заболеваниям, развитию астенического синдрома. При закрытой функциональной ринолалии голос приобретает тусклый, неестественный, мертвый оттенок.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Источник

Ринолалия (гнусавость) – изменение тембра голоса, искажениепроизношения звуков в результате нарушения нормального участия носовойполости в процессе речеобразования.

Во время фонации происходит патологическое изменениерезонирования носовой полости. При патологическом выдохе воздушнаяструя либо направляется в нос при всех звуках речи (открытаяринолалия), либо проход в носовую полость всегда закрыт, даже припроизнесении носовых звуков (закрытая ринолалия).

Определить гнусавость можно:
– на слух
– при поднесении зеркала к носу (если при произнесении слов безносовых звуков зеркало запотевает – открытая гнусавость;

– припроизнесении слов с носовыми звуками зеркало не запотевает – закрытая).

Важно отграничивать парез мягкого неба от функциональной гнусавости, сделать это можно следующим образом:
– ребенок открывает рот, при этом специалист нажимает шпателем на корень языка. Если мягкое небо рефлекторно поднимается кзадней стенке глотки, можно говорить о функциональной гнусавости, если же небо остается неподвижным, речь идет о гнусавости органическогопроисхождения вследствие пареза мягкого неба.

– ребенок лежит на спине и говорит в таком положении. Если гнусавость исчезает, значит, можно предполагать парез мягкого неба(гнусавость исчезает вследствие того, что при положении на спине мягкоенебо пассивно падает к задней стенке глотки).

Причины возникновения ринолалии можно разделить на:
органические и функциональные центрального или периферического характера
врожденные и приобретенные

 
Органические центрального характера:

Мозговыекровоизлияния, черепно-мозговые травмы, нарушения питания головногомозга, центральный или периферический паралич, экстрапирамидныенарушения, приводящие к нарушению иннервации мышц мягкого неба иобуславливающие его парезы и параличи.

Органические периферические

Могут быть врожденные и приобретенные:
– укороченное мягкое небо
– отсутствие маленького язычка
– укороченный или раздвоенный мягкий язычок
– полипы, аденоиды, опухоли, искривления носовой перегородки,гипертрофия слизистой носа, травмы неба, последствия операций иболезней (перфорации, рубцовые изменения)
– расщелины неба и губы различной величины и формы

Функциональные центральные

Вызывают гипер- и гипотрофиюнеба, т. е. неправильное его функционирование (можно наблюдать послеперенесенных психических потрясений, при невротических расстройствах,как последствия операций)

Функциональные периферические

Нарушения дыхательныхпроцессов, привычно опущенное мягкое небо (например, послепостдифтирийного пареза, после аденотомии, операционных травм),подражание гнусавой речи окружающих, болезни евстахиевой трубы,нервномышечно связанной с мягким небом, дефекты слухового контроля.

Виды врожденных расщелин.

Расщелины неба (различают по размеру и расположению):
– сквозные (одно- и двусторонние). Несращение захватываетгубы, альвиолярный отросток, твердое и мягкое небо. Двусторонниерасщелины идут по обе стороны от середины твердого неба

– несквозные (полные и неполные). При несквозных полныхнесращение доходит до области резцового отверстия, при неполных незахватывает резцового отверстия, может быть незначительным по величине.Несквозные расщелины также могут быть одно- и двусторонние

– субмукозные (несквозные, подслизистые, скрытые). При этихрасщелинах наблюдается недоразвитие пластин небных костей, недоразвитиемышечной системы мягкого неба при достаточном развитии слизистыхоболочек.

Расщелины губы:
частичные
– несращение только в крае губы, не доходит до нижнего носового отверстия
полные – расщелины затрагивают нижний отдел носового отверстия и нередко передний край дна носового хода

Появление врожденных расщелин обусловлено неблагоприятнымиэндо- и экзогенными факторами. Они могут иметь наследственный характер,могут быть обусловлены радиоактивным облучением кого-либо из родителей,дефицитом микроэлементов в организме беременной женщины, могут являтьсяследствием лекарственного воздействия (противосудорожные,антипаразитические препараты, гормоны, избыток витамина А, КАРТИЗОН вкритические сроки беременности). Причиной появления расщелин могутстать биологические факторы: грипп, кривая краснуха и т. д.,воздействие химических веществ (кислоты, фенолы, бензин), а такжепсихические потрясения беременной женщины в критические периоды (времязакладки лицевого скелета: 4-8 недели беременности).

Характер повреждений зависит от времени воздействия вредных факторов.

Классификация ринолалии.

В настоящее время выделяют 3 основных формы ринолалии:
открытая
закрытая
смешанная

Общий признак открытой ринолалии: проход в носовую полостьпо тем или иным причинам остается открытым, вследствие чего все звукипроизносятся с носовым оттенком.

Общий признак закрытой ринолалии: проход в носовую полостьвсегда оказывается закрыт, в том числе и для носовых звуков, голосимеет глуховатый оттенок, как при насморке.

При смешанной ринолалии наблюдается комбинация проявлений, характерных для открытой и закрытой ринолалии.

Открытая ринолалия.

Характеризуется дефектной артикуляцией и акустическим эффектомнозализации речевых звуков. Во время речи воздушная струя проходитодновременно через рот и через нос, вследствие чего возникает носовойрезонанс при произнесении всех звуков. Аномальный акустический эффектсоздается специфическим тембром голоса.В рамках открытой ринолалии можно выделить органическую ифункциональную ринолалию.

Органическая открытая ринолалия: чаще всего является следствиемврожденных дефектов неба – расщелин. Расщелины обуславливают частичноеили полное соединение двух резонаторных полостей – рта и носа. Во времяречи нарушается направление воздушной струи при образовании звуков.Возникает специфический нозальный акустический эффект.

Ринолалия при расщелине неба характеризуется своеобразным комплексом симптомов:

 
– изменение положения и активности языка. Все тело языкаоттянуто назад (западает к глотке), корень и спинка приподнята кверху(отмечается высокий тонус), кончик языка обычно развит плохо,паретичен. Причина таких изменений заключается в том, что дети с первыхдней жизни испытывают трудности при кормлении. Ребенок сосет корнемязыка, напрягая лицевую мускулатуру. Позже эти трудности сохраняются:дети инстинктивно удерживают корень языка вверху, по возможностиприкрывая им расщелину при питании и дыхании, вследствие чего кореньязыка гипертрофируется, кончик языка развивается слабо, пассивно втянутвглубь ротовой полости. Ребенку доступны только элементарные,недифференцированные движения языка. Изменение положения языка являетсясвоеобразным приспособлением ребенка к своему состоянию.
– Нарушения деятельности мышц, осуществляющих движение мягкогонеба. Движения мягкого неба неполноценны не только при речи, но и приактах жевания, глотания. Мягкое небо не выполняет своей основнойфункции: разделение носовой и ротовой полостей, его смыкание с заднейстенкой глотки не осуществляется.
– Изменение взаимодействия мышц всего периферического отделаречедвигательного анализатора. Нарушения взаимодействия артикуляционнойи мимической мускулатуры: измененные движения лицевых мышц в процессеартикуляции, наличие синкинезий. В ряде случаев отмечают тикообразныедвижения лицевых мышц. Также нарушается взаимодействие междуартикуляционными и дыхательными мышцами.

Особенности речевого дыхания: ускоренное, поверхностное,учащенное. Это связано с тем, что количество воздуха, выдыхаемого черезнос, возрастает до 74% от всего выдыхаемого воздуха. Речевой выдохнеравномерен, неравномерно распределен на протяжении произносимогослова или фразы. Страдает плавность и направленность выдоха, ритмречевого дыхания.

Необходимо отметить, что осуществление вдоха через расщелину обуславливает частые простудные заболевания у таких детей.

До 80% детей с органической открытой ринолалией страдаютснижением слуха. Это связано с частыми простудами, насморками,воспалениями евстахиевой трубы, ведущими к заболеваниям уха.

При органической открытой ринолалии все звуки произносятся с носовым оттенком. Наиболее дефектны гласные звуки, так как для нихтребуется самый сильный небно-глоточный затвор. Артикуляция согласныхсдвигается кзади, звуки искажаются, приобретают хрипловатый оттенок.Характерно большое количество замен звуков, причем звуки-субститутытакже являются искаженными. Нарушаются согласные звуки, требующиенаиболее высокого ротового давления. Таким образом, органическаяоткрытая ринолалия, обусловленная расщелинами, характеризуется рядомпатологических изменений в функции артикуляционного аппарата. Наиболееяркое из них – дефектное положение языка в полости рта и нарушениемышечного взаимодействия всего артикуляционного аппарата.

Вследствие снижения слуха, нечеткости собственной артикуляции, у детейс открытой ринолалией часто наблюдается недоразвитие фонематическогослуха; вторичным следствием этого могут быть трудности овладениязвуковой структурой слов. Это также может повлечь недоразвитиесловарного запаса детей, неполноценность грамматического строя речи, т.е. синдром ОНР.

При органической открытой ринолалии могут наблюдаться вторичныепсихологические наслоения: ребенок начинает осознавать дефектностьсвоей речи, начинать ее стесняться, что может вызвать замкнутость,речевой негативизм, специфические особенности поведения.

Функциональная открытая ринолалия: дефект речи может быть обусловленгипокенезом мягкого неба, вследствие частых заболеваний носоглотки,слабости нервных импульсов или общей мышечной вялости, нарушениемконтроля за собственной речью при сниженном слухе, подражаниемнозальной речи. Иногда функциональная открытая ринолалия может иметьместо после преодоленной органической открытой ринолалии, в такихслучаях мягкое небо привычно опущено. Также такая форма ринолалии можетиметь место при истерии, в данном случае ее особенность – приходящийхарактер. При истерии может возникать временная стрессовая гнусавость,обусловленная приходящими истерическими параличами. Функциональнаяоткрытая ринолалия встречается реже, чем органическая.

Закрытая ринолалия: обусловлена направлением речевого выдохатолько через рот при произнесении всех звуков речи. При закрытойринолалии страдают артикуляционные и акустические характеристикиносовых звуков и тембра голоса. Закрытая ринолалия является следствиемдефекта в носоглотке или носовой полости (гипертрофия слизистой носа,гипертрофия мягкого неба и т. д.).

 Выделяют две формы закрытой ринолалии:
органическая
функциональная

Закрытая органическая ринолалия обусловлена дефектамиобластей зева, носа, носоглотки. Формы закрытой органической ринолалиидифференцируют в зависимости от локализации дефекта:
передняя закрытая органическая ринолалия. Причины:гипертрофия слизистой носа вследствие хронических насморков, полипы иопухоли носовой полости, искривление носовой перегородки.
Задняя закрытая органическая ринолалия. Причины: механическиепрепятствия в области носоглотки (аденоидные разращения, сращениемягкого неба с задней стенкой глотки, рост глоточной непарнойминдалины). Для таких детей характерно постоянное ротовое дыхание,полуоткрытый рот.

Функциональная закрытая ринолалия: обусловленагиперфункцией мягкого неба, которое преграждает путь воздушной струичерез нос. Эта форма возникает при ненарушенном носовом дыхании, прихорошей носовой проходимости. Гиперфункция мягкого неба может бытьобусловлена результатами операции по удалению аденоидов, недостаткамислухового контроля, подражанию гнусавой речи окружающих. При этой формеголос имеет тусклый, мертвенный оттенок.Смешанная ринолалия: обусловлена утечкой воздуха через нос припатологически сниженном носовом резонаторе. В результате этого страдаютартикуляторно-акустические характеристики всех звуков, значительноискажается тембр голоса. При этой форме наблюдается комбинацияфакторов, вызывающих открытую и закрытую ринолалию. Характер проявленияречевого дефекта зависит от преимущественного нарушения. При этой формеотчетливо слышен носовой оттенок голоса и отсутствуют носовые звуки.

Источник

РинолалияСтатья об особенностях психического и физического развития детей с открытой органической врожденной ринолалией.

Ринолалия – это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Ринолалия бывает открытая, закрытая и смешанная. Открытая ринолалия, в зависимости от вызывающих ее причин, бывает следующих трех видов.

  1. Функциональная открытая ринолалия.
  2. Органическая приобретенная открытая ринолалия.
  3. Органическая врожденная открытая ринолалия.
Читайте также:  Как влияет асоциальное поведение родителей на развитие ребенка

Хотелось бы остановиться на органической врожденной открытой ринолалии. Она чаще всего бывает обусловлена расщелиной твердого и/или мягкого неба, иногда в сочетании с расщелиной верхней губы. Этот тяжелый и довольно часто встречающийся порок развития закладывается на втором-третьем месяце внутриутробной жизни плода. Если в этот период не произошло нормального формирования твердого и мягкого неба, то ребенок рождается с небной расщелиной. Нередко при этом наблюдается расщелина альвеолярного отростка.

Причинами врожденных расщелин губы и неба являются разнообразные экзогенные и эндогенные факторы, например такие как:

  • Генетические – неблагоприятная наследственность, наличие расщелин у прямых или косвенных родственников;
  • Биологические – заболевания матери во время беременности (грипп, ОРВИ, паротит, токсоплазмоз, краснуха);
  • Химические – контакт с вредными веществами (ядохимикатами, кислотами); плохое состояние окружающей среды; влияние алкоголя, никотина, наркотиков; бесконтрольный прием лекарственных препаратов, в частности, перенасыщение организма плода витамином А и прием препаратов группы кортизонов;
  • Социальные – стрессовые ситуации, психические травмы;
  • Эндокринные заболевания матери.

Помимо ряда патологических изменений в функции артикуляционного аппарата, нарушении дыхания, фонетико-фонематической стороны речи, слоговой структуры, у детей с открытой органической врожденной ринолалией наблюдаются также нарушения психического и физического развития, как вторичные нарушения в структуре речевого дефекта.

Вопросы исследования высших психических функций у детей с врожденными расщелинами губы и неба сохраняют свою актуальность до настоящего времени. Степень вторичных нарушений психических процессов напрямую зависит от степени речевого недоразвития.

Отмечено, что у детей с выраженной степенью дефектов речи отмечаются серьезные нарушения психических процессов.

Дети могут обладать неустойчивым и рассеянным вниманием, при этом его объем, и точность почти не страдают. В случаях нарушения внимания затрудняется процесс познавательной деятельности.

У детей с данной формой ринолалии несколько сужен объем вербальной памяти по сравнению с детьми, имеющими нормальное речевое развитие. У них медленнее протекает процесс запоминания. При этом долговременная память непрочная. Зрительная память обычно не нарушена.

Читайте также:  Этапы нервно психического развития ребенка в каждом периоде детства

Речевое недоразвитие приводит к недостаточности словесно-логического мышления, к инактивности (заторможенности) процессов анализа и синтеза, к затруднениям в понимании обобщающих понятий. Наглядно-образное мышление чаще всего не нарушено.

Скорость протекания мыслительных процессов может быть несколько замедленной, вследствие чего затруднено восприятие учебного материала.

Достаточно часто отмечается пониженная работоспособность, раздражительность, лабильность настроения, слабость активного торможения и т. д.

Особенности поведения детей с данной патологией часто обусловлены неправильным воспитанием в семье. Из-за специфики физического и психического развития такого ребенка родители, обеспокоенные состоянием его здоровья, уделяют ему больше внимания, чем другим детям.

Таким образом, такие дети растут в условиях гиперопеки, что вызывает у них эгоистичность.

У таких детей исследователи также отмечают и особенности игровой деятельности. В игре обычно преобладает сюжет лечения. Ребенок делает уколы куклам, лечит своих товарищей, часто просто наблюдает за игровым действием сверстников.

В большей степени у таких детей нарушена эмоционально-волевая сфера. Несомненно, гнусавость, малопонятность речи создает затруднения для нормального общения ребенка с коллективом. У таких детей часто возникают различные отклонения в поведении: замкнутость, застенчивость, раздражительность, что приводит к отсутствию веры в успех, нежеланию вступать в активный контакт со взрослыми и сверстниками. Ощущение своих недостатков вызывают у ребенка тяжелые душевные переживания, различные эмоциональные сдвиги, появление чувства неполноценности, что, естественно отражается на психике.

Осознание своей неполноценности у большинства детей наблюдается на 6-7 году жизни, перед поступлением в школу. У дошкольников травмирующие ситуации в большинстве случаев еще не носят постоянного характера, так как стабильное окружение в семье и дошкольном учреждении создает благоприятные условия для взаимоотношений.

В младшем школьном и, особенно, подростковом возрасте поведение детей с данной формой ринолалии изменяется. Постоянные переживания нередко вызывают страх речи, а позднее – снижение речевой активности, своеобразные и мимические сопутствующие движения отдельных участков мышц лица: крыльев носа, носо-губных складок, лобных мышц, мышц, сморщивающих брови.

Читайте также:  Развитие уверенности в ребенке в доу

Степень фиксации на своем дефекте возрастает к 17-20-ти годам, когда появляется проблема выбора профессии, смены окружения в связи с поступлением на работу или учебное заведение. В этот период неразборчивость речи способствует изоляции человека, затрудняет социальную адаптацию, снижает уровень притязаний в общественных и личностных взаимоотношениях. Все это способствует формированию своеобразных патопсихологических черт личности.

Что касается физического развития, то первая трудность, с которой приходится столкнуться матери новорожденного ребенка с данной патологией – это нарушение акта сосания. Расщепление, как губы, так и неба ведет к невозможности герметического закрытия полости рта и последующего пониженного давления в ней, что необходимо для того, чтобы втянуть в рот молоко матери. Ребенка переводят сначала на питание сцеженным молоком матери с ложечки или даже из пипетки, а затем и на искусственное вскармливание. Во время кормления ребенок захлебывается, поперхивается, начинает кашлять и срыгивать, т. к. молоко попадает в носовую полость, там разлагается, что может привести к воспалению слизистой оболочек носовой полости. Не исключена возможность попадания пищи в дыхательные пути и как следствие этого воспалительные процессы в верхних дыхательных путях.

Искусственное вскармливание приводит к ослаблению жизненных сил, и ребенок становится восприимчивым к различным заболеваниям. В наибольшей степени такие дети предрасположены к катару верхних дыхательных путей, рахиту, анемии, бронхиту, пневмонии.

Нередко у детей с данной патологией наблюдаются патологические изменения в ЛОР-органах органах, а именно искривление носовой перегородки, деформация крыльев носа, аденоиды, гипертрофии миндалин. Зачастую у них возникают воспалительные процессы в носовой области. Воспалительный процесс может перейти со слизистой оболочки носа и глотки на евстахиевы трубы и вызвать воспаление среднего уха. Частые отиты, нередко принимающие хроническое течение, служат причиной понижения слуха. Примерно 60-70% детей с расщелинами имеют снижение слуха различной степени (чаще на одно ухо) – от небольшого снижения до значительной тугоухости.

Также наблюдается задержка формирования статико-динамической функции. Для таких детей характерна общая моторная неловкость, недостаточная координированность движений, трудности при выполнении общеразвивающих упражнений. Страдают темп, ритмичность и переключаемость движений.

Характерны нарушения тонких дифференцированных движений в процессе выполнения проб-тестов пальчиковой гимнастики. Дети с опозданием овладевают навыками самообслуживания, требующими точных, целенаправленных ручных движений: завязыванием шнурков, застегиванием пуговиц и т. д. Выражена моторная несостоятельность на занятиях по аппликации, лепке, рисованию.

На примере всего выше описанного, можно сказать, что детям с врожденными расщелинами губы и неба необходима ранняя комплексная помощь со стороны ряда специалистов: хирургов, ортодонтов, педиатров, логопедов, а также невропатологов, психологов, оториноларингологов, физиотерапевтов.

Фролова А.М,
учитель-логопед

 Loading …

Источник