Раннее развитие ребенка с речевыми нарушениями
Марина Жаркова
Раннее развитие детей с тяжёлыми речевыми нарушениями
Определяющее значение для развития речевой деятельности имеют первые три года жизни ребёнка. Как известно, появление гуления ещё не гарантирует дальнейшего нормального речевого и психического развития ребёнка. Так, гуление наблюдается не только у нормально развивающихся детей, но и у большинства детей с отклонениями в развитии (у глухих, у детей с интеллектуальным недоразвитием).
На следующем этапе развития речи для детей с алалией характерно отсутствие лепета или его крайняя бедность, более поздние сроки его формирования (на втором году жизни). Также отмечается своеобразие темпов развития и качества лепета у детей с ринолалией, дизартрией.
У детей с алалией компенсаторно более активно, чем речевые, развиваются невербальные средства общения (мимика, жесты, особенно на начальных этапах развития. C возрастом особенно активно этими средствами начинают пользоваться дети с речевой патологией с первично сохранным интеллектом. В таких случаях отмечается значительное опережение в развитии пассивного словаря по сравнению с активным, дети лучше понимают обращённую к ним речь, чем пользуются своими произносительными навыками (исключение касается детей с сенсорной алалией).
Для детей с тяжёлыми речевыми нарушениями характерно отставание сроков появления первых слов и фразовой речи.
Стремление к речевому общению у детейэтой категории проявляется по-разному: во-первых, это может быть низкая речевая активность, когда при попытке вступления в речевой контакт ребёнок проявляет негативизм (часто при моторной алалии); во-вторых, активное стремление к речевому общению (при сенсорной алалии, хотя эта тенденция может сочетаться с раздражительностью, эмоциональной лабильностью и часто – с острой эмоциональной реакцией на ситуацию непонимания окружающими речи ребёнка. Речевая интенция, то есть стремление к речевому общению, зависит от первичной интеллектуальной сохранности ребёнка (известно, что дети со сниженным интеллектом часто бывают говорливы, легко вступают в контакт с окружающими, хотя этот контакт формален, личностных особенностей ребёнка, отношения со стороны окружающих, от осознания и реакции ребёнка на свой дефект. В литературе отмечается, что дети с различной речевой патологией (алалией, дизартрией, ринолалией, заиканием) часто отказываются от речевого контакта, применяют различные уловки, маскируя дефект.
Двигательные нарушения обычно проявляются в более поздних сроках формирования двигательных функций, особенно таких, как развитие возможностей самостоятельно садиться, ползать с попеременным одновременным выносом вперёд руки и противоположной ноги и с лёгким поворотом головы и глаз в стороны вперёд вынесенной руки, ходить, захватывать предметы кончиками пальцев и манипулировать с ними.
У детей с тяжёлыми нарушениями речи уже на первом году жизни отмечались так называемые «малые неврологические признаки», которые проявлялись различно, в зависимости от степени поражения центральной и переферической нервной системы. У грудных детей заметны лёгкие нарушения мышечного тонуса, часто по типу дистонии, которые, хотя и не мешают активным движениям, но являются стойкими; не резко выраженные непроизвольные движения в виде тремора, миоклоний, гиперкинезов, которые проявляются непостоянно, но не находятся в причинной зависимости от эмоционального состояния ребёнка: задержка сенсорно-моторного развития, отставание в развитии тонких дифференцированных движений пальцев рук, формировании предметно-манипулятивной деятельности, что особо ярко к концу первого года жизни в недостаточности пальцевого захвата предметов.
Эмоционально-волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. На первом году жизни такие дети беспокойны, много плачут, требуют к себе постоянного внимания. У них отмечаются нарушения сна, аппетита, предрасположенность к срыгиванию, диатезу, желудочно-кишечным расстройствам. Они плохо приспосабливаются к изменяющимся метеорологическим условиям.
Источник
МДОУ «Детский сад № 1 «Сказка» общеразвивающего вида»
Раннее выявление и коррекция
речевых нарушений у детей
Выступление на М. О. учителей – логопедов района
Подготовила
Голубева Е.Г.
учитель-логопед
«Раннее выявление и коррекция и речевых нарушений у детей»
Итак, дошкольный возраст– это важный этап в развитии ребёнка. В связи с этим перед дошкольным образовательным учреждением стоит задача раннего выявления и своевременного преодоления отклонений в развитии дошкольников. Роль развития речи ребёнка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивает процессы детского восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и социализацию .
Ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой специальной психологии и педагогики. Важнейшей причиной роста ее актуальности является высокий процент новорожденных с неблагополучным состоянием здоровья. В конце XX столетия появился термин «децелерация», обозначающий замедленный темп роста и развития детей.
Нормы развития речи.
Первые слова у них появляются после первого года (раньше у 6—7-месячных), фразовая речь — к 2,5 годам (раньше к 1,5 годам), поздно формируются звуки, запаздывает звукопроизношение. В 5—6 лет наблюдается несформированность всех компонентов языка (фонетики, грамматики, лексики).
В настоящее время в логопедии нет единой системы определений речевых нарушений, особенно для детей раннего и начала младшего дошкольного возраста. В специальной литературе встречаются следующие группы речевых нарушений в возрасте 2-4 лет: ЗРР, нарушение речевого развития, недоразвитие речи, которые по своим проявлениям во многом схожи. В представленной возрастной группе наиболее широко распространен диагноз – ЗРР.
Задержка речевого развития (ЗРР) у ребенка – это отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты.
В качестве причин, вызывающих данные отклонения в развитии большое значение имеет влияние неблагоприятных социальных факторов – нарушение психологического климата в семье, когда наблюдаются либо завышенные требования к ребёнку (так, в 2 года ребёнка с задержкой речевого развития старательно обучают грамоте), либо заниженные – не используют возрастные возможности ребёнка. Довольно часто в семье не формируется потребность в речевом общении: ребёнок рано начинает смотреть телевизор, который не требует обратной речевой реакции, ребёнка понимают по его жестам, мимике, а иногда сами взрослые переходят на язык ребёнка, тем самым задерживая его развитие.
Если ребенок имеет сохранный физический слух, к 3 годам владеет только десятком лепетных слов, то в этом случае процесс овладения речью не просто задерживается по времени, но принимает искаженный характер.
К сожалению, в России недостаточно оказывают раннюю специализированную помощь детям с ЗРР. Отсутствие помощи в раннем дошкольном возрасте приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Самым тяжелым последствием задержки развития речи является постепенное замедление темпа интеллектуального развития ребенка. Задержка речевого развития при отсутствии своевременно начатых коррекционных занятий будет тормозить и искажать весь дальнейший ход психического развития ребенка.
Поэтому актуальным направлением логопедического воздействия в ДОУ является своевременная диагностика, профилактика и коррекция нервно-психического развития детей раннего и младшего дошкольного возраста, позволяющая осуществить необходимую коррекционно-развивающую помощь .
Организуя работу логопедического кружка «Весёлый язычок» для детей раннего и младшего дошкольного возраста в качестве приоритетных нами были определены диагностико-профилактическое и коррекционно-речевое направления, что создало определённые трудности, так как коррекционная логопедическая работа в условиях логопедического пункта ДОУ традиционно по причине большого количества нуждающихся ведётся с детьми старшего дошкольного возраста.
Сейчас я предлагаю вам освежить свои знания и выполнить следующие задания:
1 подгруппа «Мозговой штурм» написать как можно больше направлений коррекционной работы с детьми на цветах.
2 подгруппа « Сортировка». Рассортировать предложенные названия форм работы с родителями по соответствующим конвертам.
3 подгруппа «Алфавитный указатель» На каждую букву алфавита нужно придумать слово или словосочетание – название формы работы с педагогами и записать на бланках.
Логопедическая работа с детьми младшего дошкольного возраста:
1. Развитие экспрессивной речи:
· работа над звуками и звукоподражанием; словами с вызванным звуком;
· фонетическая ритмика; работа над произношением звуков и слиянии в разных ритмах и с разной силой, сопровождая произношение слогов разными движениями;
· формировать элементарную фразу из 2–3-х слогов, содержащую вызванный звук;
· формировать доступные грамматические категории на материале новых слов;
· работа над договариванием слов в стихотворениях, потешках, рассказах.
2. Развитие импрессивной речи. Взрослый, используя ситуативные моменты, называет предметы, которые берет ребенок, называет действия, которые совершает ребенок или взрослый с этим предметом.
3. Развитие общей моторики. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупнейших ученых.
4. Развитие мелкой моторики. Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему.
5. Развитие слухового восприятия:
· воспитание неречевого слуха, внимания к звукам окружающего мира;
· игры со звучащими игрушками;
· воспитание речевого слуха, восприятие речи окружающих людей;
· формирование фонематического восприятия.
Воспитание речевого слуха является основным условием понимания речи и готовит ребенка к экспрессивной речи, а при ее появлении – обеспечивает перспективу формирования речевых компонентов: лексики, грамматики, просодических компонентов.
6. Формирование элементарных математических представлений – формирование основных сенсорных эталонов и обозначения их словом.
7. Формирование навыков артикуляционной моторики. Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь «слышать» себя и окружающих.
8. Развитие зрительного восприятия. Зрение – основной канал информации об окружающем мире. Зрительные впечатления предполагают переработку информации в коре головного мозга. Ребенок должен выделить свойства предметов, воспринимаемые через зрение: цвет, форму, количество; понять сюжет картинки (если картинка сюжетная), выделить объекты восприятия, установить связь между ними.
9. Формирование элементарных графических навыков. Этот вид деятельности – великолепный способ развития малыша. Это эффективный способ развития мелких движений пальцев, их мышечной силы. Это также является средством расширения пассивного и активного словаря ребенка, способом усвоения особенно трудной для него части речи – прилагательного.
10. Формирование просодических компонентов речи. Просодия – общее название для свойств речи, таких как повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические характеристики, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкость дикции, интонация, тембровая окраска. Без всех этих качеств наша речь превратилась бы в речь робота. Дети раннего возраста с нормальным речевым развитием уже в 6–7 месяцев отлично понимают интонацию взрослых и соответственно на нее реагируют.
Таким образом, данные направления логопедической работы необходимо использовать в коррекции речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Работа с родителями.
В силу психологических особенностей дети до 3 лет ориентированы на близких родственников (в основном — на мать). Отечественная педагогика в последнее время большее внимание уделяет роли матери в обучении ребенка языку. Многочисленные исследования доказали, что особенности речевой стратегии взрослого могут стимулировать или тормозить развитие речи ребенка.
Для изучения знаний родителей о речевом развитии детей были предложены анкеты, анализируя и сравнивая которые, я отметила зачастую неправильную расстановку акцентов и неадекватную оценка детской речи (например: некоторых родителей не волнует незнание детьми элементарных слов, но вызывает большую тревогу отсутствие у двух-трехлетнего ребенка звука -р-).
Проанализировав стиль общения родителей и ребенка, можно выделить следующие варианты ЗРР (при условии отсутствия патологий со стороны ЦНС, слуха, зрения, соматического статуса и т.п.).
1. Задержка на стадии эмоционального общения.
Общение в данном случае сводится к выражению взаимной любви, ласки, объятий. Желания малыша удовлетворяются без каких-либо попыток с его стороны что-то сказать. Слово здесь лишнее. В таких случаях надо донести до родителей, что следующий этап развития речи и общения — предметно-практическая деятельность ребенка и взрослого.
2. Исключительная ориентация на предметный мир.
Окружая ребенка множеством игрушек и надолго оставляя его манипулировать ими, взрослый способствует лишь погружению малыша во внутренний мир. Такое дитя не нуждается во взрослом как в партнере по совместной деятельности. Необходимо объяснить родителям важность обыгрывания каждой игрушки в процессе совместной деятельности со взрослым.
3. Задержка на стадии формального называния предмета.
Слово, появившееся только в номинативной форме, не используется в реальном взаимодействии с людьми. Механически повторяя слова за взрослым, в естественной ситуации общения малыш заменяет речь жестами, а если его не понимают, то он капризен, плаксив или агрессивен. В этом случае также важно рассказать родителям, что речевое общение формируется в предметной деятельности, а не в процессе механического повторения отдельных слов. На этом этапе важны игры по типу «давай вместе», игры-драматизации
Выделяют следющие формы работы с родителями:
1.Информационно-аналитические
2.Познавательные
3.Досуговые
4.Наглядно-информационные
– Зачитайте, пожалуйста, какие формы работы вы отнесли к 1 группе (2.3.4)
Упражнение «Сортировка»
Логопед раздает педагогам по 2-3 листочка, на которых написаны формы работы с родителями и просит педагогов разложить их по соответствующим конвертам, подписав их, используя следующую классификацию:. Слова: собрания, конференции, консультации, беседы, вечер для родителей, тематическая выставка, диспут, школа для родителей, дни открытых дверей, турниры знатоков, кружки, викторины и КВНы, праздники, семейные конкурсы, стенгазета, показ видеофильма, концерт, соревнование, утренник, семинар, деловая игра, телефонный разговор, почта.
Т. О. данные формы работы могут использоваться в работе с родителями.
Работа с педагогами
В исправлении ЗРР у детей младшего дошкольного возраста большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя-логопеда и воспитателя. К сожалению, взаимодействие и преемственность всех специалистов дошкольного учреждения порой наладить весьма трудно.
Необходимо планировать совместную работу логопеда и воспитателей таким образом, чтобы наиболее эффективно стимулировать речевое развитие каждого ребёнка.
– Заполните алфавитный указатель. Прикрепите листочки со словами к соответствующей букве.
Упражнение «Алфавитный указатель»
Логопед показывает педагогам плакат «Настенный алфавит» и просит их на каждую букву вспомнить и назвать форму работу с родителями. Например, А – анкетирование, Б – беседа, В – вечер встреч, викторина, выставка, Г – газета и т.д. Названные слова и словосочетания записываются на бланках (самокл. листах)и прикрепляются к алфавиту. логопед делает вывод о том, что в практике существует большое количество форм взаимодействия с педагогами, каждая из которых имеет свое назначение.
Я предлагаю закончить создание костюмчика ожиданий. Напишите на штанишках, оправдались ли ваши ожидания и опасения, а также ваши впечатления от сегодняшнего семинара.
Вывод:
Таким образом, речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития. «Для речи, — пишет проф. М. М. Кольцова, — «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное».
Спасибо за внимание. Участникам огромное спасибо за помощь.
Источник
Виктория Дрыбина
Коррекционная работа по развитию речи у детей раннего возраста с нарушениями речи
В помощь логопедам-практикам, воспитателям ясельных групп и родителям в лаборатории логопедии Института коррекционной педагогики РАО под руководством доктора педагогических наук, профессора Г. В. Чиркиной была разработана методика формирования начального детского лексикона детей с нормальным слухом и сохранными предпосылками интеллектуального развития из группы риска по общему недоразвитию речи.
Предложенная система формирования начального детского словаря может быть использована и для нормально развивающихся детей второго года жизни, например, в индивидуальной работе с ребенком старше 1 года 6 месяцев, который уже произнес несколько своих первых слов, для стимуляции его дальнейшего речевого развития.
Основные методы обучения, как и содержание обучения, определяется наглядно – действенным и наглядно – образным мышлением детей раннего возраста. Подбор приемов, составляющих метод обучения, осуществляется на основе учета особенностей всех психических процессов данной возрастной группы детей: необходимость опоры на наглядный материал, действенное участие в познании предметов и явлений окружающего мира, т. е., вовлечение в процесс познания всех или многих анализаторов ребенка, обязательное соотнесение слова с обозначенным предметом, слова – с действием, слова – признаком, многократность повторения нового слова взрослым, выполнение действий детьми с предметами, которые обозначаются словом. Развитие речи детей осуществляется в процессе ознакомления их с предметами окружающего мира.
Все занятия по развитию речиребенка разделены на несколько основных этапов: подготовительный этап (8 индивидуальных занятий) и 2 этапа основного цикла (1этап – 18 занятий, из них 3 итоговых, которые проводятся для всей группы, все остальные – подгрупповые, 2 этап – 24 занятия, из них 4 итоговых).
Занятия с маленьким ребенком следует проводить регулярно, не менее двух раз в неделю. В конце каждого цикла (после 5 занятий) – итоговое занятие, на котором следует кратко повторить пройденный материал.
Проведению основного цикла занятий предшествует подготовительный период, продолжительность которого варьируется в зависимости от возраста ребенка, его готовности к взаимодействию со взрослым, навыков звукоподражания, копирования жестов, общей двигательной подвижности и моторной ловкости.
Содержанием обучения подготовительного периода является развитие у детей голосовых реакций и понимание обращенной речи, на занятиях основного цикла активной речи. К содержанию обучения детей раннего возраста, относится прежде всего воспитание потребности в речевом общении, что является основой для появления речевой активности. По мере появления активной речи необходимо развивать у детей, самостоятельность в пользовании словом, желание употреблять его в коммуникативных целях, т. е. в общении.
Все занятия подготовительного цикла ориентированы на одного ребенка, с целью – определить индивидуальный уровень развития слухового и зрительного внимания малыша.
На первом этапе основного цикла для развития у детей cлухо-зрительного сосредоточения используют следующие приемы: внезапное появление и быстрое исчезновение предмета.С этой целью используют набор игрушек: мяч, мишка, кошка, кукла, машина, зайка и корзина. Необходимо достать игрушку из-за ширмы и быстро спрятать ее обратно. С целью развития речи в момент появления игрушки каждый раз называть ее, привлекая внимание ребенка. Действие с одной игрушкой повторяется на одном занятии многократно.
Неожиданное появление и исчезновение игрушки вызывает у детей ответную реакцию: улыбку, притягивание рук, вокализацию. Это свидетельствует об установлении контакта с ребенком и появлении эмоциональной формы общения, что, в свою очередь, является предпосылкой к развитию понимания словесной речи окружающих.
На занятиях подготовительного цикла применяют следующие методические приемы:
– показ предмета (игрушки) с названием его;
– показ предметов в действии с их называнием;
– показ ряда последовательных действий с предметами;
– показ выполнение поручений детьми, рассматривание предметов;
– показ картинок с изображением отдельных предметов, и целевой показ предметов в помещении дошкольного учреждения и за его пределами;
– осмотр предметов;
– наблюдения за живыми объектами.
Все перечисленные приемы направлены главным образом на развитие слухового и зрительного сосредоточения, внимания к речи и понимание обращенной речи. Чтобы ребенок мог вслушиваться в речь, в комнате, где проходят занятия, должна быть тишина. Занятия проводятся в игровой форме.
На первом и втором этапе основного цикла обучения на логопедических занятиях преимущественно развивают активную речь. Развитие активной речи осуществляется в тесной связи с развитием мышления на одном и том же познавательном материале. Принцип единства формирования речи, мышления на одном и том же познавательном материале положен в основу всего процесса обучения детей речи.
В содержание обучения активной речи включают развитие речевых средств формирования общения, т. е. коммуникативной функции.
Развитие у детей речевых средств состоит в постепенном расширении пассивного и активного словаря (накопление его количества, развитие лексических и грамматических значений слов. Накопление словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы, действия, признаки.При этом необходимо учитывать следующее: у детей в активном словарном запасе по количеству преобладают слова с предметным значением (существительные, но частота употребления слов в активной речи самим ребенком падает на глаголы, т. е., хотя в речи ребенка запас существительных значительно больше, они все же реже употребляются в коммуникативных целях, чем глаголы.
Словарь ребенка мы активизируем в следующем порядке:
слова из повторяющихся слогов (ляля, дядя, тата);
звукоподражания (аф-аф, би-би);
двусложные слова с открытыми слогами (Ната, вата, Вова, Нина, вода, рука, нога, коза).
Для формирования фразовой речиприменяются следующие приемы: обучение обращенной речи (выразить просьбу 2-З-мя словами: «Дай то-то» или «Тетя дай то-то»). Детейучат выражать предложения к совместной деятельности: «Давай играть», «Мишка плачет». «Где ляля?». «Где была?»
Занятия основного цикла проводятся одновременно с несколькими детьми. В мини-группу (3-4 ребенка) обязательно включается ребенок, уже начавший говорить и хорошо понимающий обращенную к нему речь. Сначала на занятиях присутствует часть детей, способных по своему сосредоточению внимания и усидчивости заниматься коллективно. Количество детей, охваченных подгрупповыми занятиями, зависит от психолого-педагогической характеристики развития детей каждой конкретной группы. В начале основного цикла занятия могут быть короткими – 5-7 минут. В конце цикла до 30 минут. Для этого на одном занятии последовательно используется несколько разных игр, чтобы ребенок мог в течение этого получаса менять свое местоположение, переходить от подвижных игр к занятиям за столом, играть с разными игрушками.
Итоговые занятия проводятся со всеми детьми в группе. Фронтальные занятия проводятся в групповой комнате, а подгрупповые и индивидуальные – в логопедическом кабинете.
Главная задача на всех логопедических занятий – развитие речи детей в ее коммуникативной функции. Для успешного ее решения в занятия включаются еще несколько задач, подготавливающих основу для осуществления главной задачи. Включение нескольких задач в одно занятие необходимо было для смены видов деятельности.
Чтобы на одном занятии решать несколько задач,игры упражнения подбираются следующим образом:
– развитие зрительного или слухового сосредоточения, внимание к речи взрослого и развитие целенаправленных действий (игра «Скажи, что звучит», «Угадай, кто это»);
– привлечение внимания детей к речи взрослого, развитие ее понимания (игра «Слушай и выполняй»);
– развитие активной речи в сочетании с задачами, направленными на воспитание внимания, выдержки, мелкой или общей моторики (игра «Кто внимательней»).
Занятия по теме планируются последовательно одно за другим. Тема, выбранная для изучения с детьми, располагается в виде цепи последовательных занятий. На каждом последующем занятии уточняется или закрепляется познавательный и речевой материал темы.
При составлении предложений важно связывать наречия сегодня, сейчас, теперь с глаголами настоящего времени, наречия вчера, давно, недавно с глаголами прошедшего времени.
Одной из возможных форм занятий по обучению детей употреблению глаголов настоящего и прошедшего времени является занятие, на котором употребление той или иной формы глагола соответствует демонстрируемым действиям.Воспитатель предлагает детям выполнить определенные действия: рисовать, строить, собрать (что-то, одеть, накормить (куклу). Затем во время выполнения этих действий и после того, как дети закончили, он спрашивает,обращаясь к каждому: «Что ты сейчас делаешь?» («Я рисую самолет, я строю дом» и т. д., «Что ты делал?» («Я рисовал самолет», «Что ты сделал?» («Я нарисовал самолет»).
Воспитателю надо четко выделять интонационно вопросы что делал? и что сделал?и добиваться правильных ответов: «Что делаешь?» – «Одеваю (куклу)»; «Что делал?» – «Одевал.»; «Что сделал?» – «Одел.».
Обогащение и активизация словаря происходят в процессе общения ребенка со взрослыми в течение всего времени пребывания в детском саду, в совместной со взрослыми деятельности.
Литература:
1. Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2011. – 240 с
Источник