Раннее развитие ребенка с ограниченными возможностями
РАННЕЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Как прошло детство,
кто вел ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
(В.А. Сухомлинский)
Ранее развитие — это хорошо или плохо? Стоит ли заниматься со своим ребенком, стоит ли уделять ему время, стоит ли с ним играть, стоит ли ему что-то объяснять? Глупые вопросы, согласитесь! Занятия с малышом, которые предполагают игры, познавательную деятельность, совместное времяпрепровождение, изучение чего-то нового и интересного не могут приносить вред. Что Вам было бы интересней, сидеть в замкнутом пространстве с парой-тройкой, десятком или пусть даже сотней поднадоевших игрушек, или знакомство с новыми предметами, новым пространством, новыми материалами. И абсолютно не важно, дома Вы занимаетесь с малышом или в каком-нибудь детском Центре. Важно, что ребенок готов и ждет новой информации, у него есть в этом потребность, он познает мир.
Термин “раннее развитие” знаком, наверное, всем, кто имеет хоть какое- то отношение к педагогике. Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.
В раннем возрасте содержанием совместной деятельности ребёнка и взрослого становится усвоение культурных способов употребления предметов. Взрослый становится для ребёнка не только источником внимания и доброжелательности, не только “поставщиком” самих предметов, но и образцом человеческих действий с предметами. Такое сотрудничество уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка и, главное – новые, адекватные способы действия с предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним.
Новой социальной ситуации развития соответствует и новый тип ведущей деятельности ребёнка – предметная деятельность.
Предметная деятельность является ведущей потому, что именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребёнка. Прежде всего нужно подчеркнуть, что в предметной деятельности малыша происходит развитие восприятия, а поведение и сознание детей этого возраста целиком определяется восприятием. Так, память в раннем возрасте существует в форме узнавания, т.е. восприятия знакомых предметов. Мышление ребёнка до 3 лет носит преимущественно непосредственный характер – ребёнок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами. Он может быть внимателен только к тому, что находится в поле его восприятия. Все переживания ребёнка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях.
Познавательная активность и развитие мышления в раннем возрасте проявляется не только и не столько в успешности решения практических задач, но прежде всего в эмоциональной вовлечённости в такое экспериментирование, в настойчивости и в удовольствии, которое получает ребёнок от своей исследовательской деятельности. Такое познание захватывает малыша и приносит ему новые, познавательные эмоции – интерес, любопытство, удивление, радость открытия.
Одним из главных событий в развитии ребёнка раннего возраста является овладение речью. Потребность и необходимость говорить предполагает два главных условия: потребность в общении со взрослым и потребность в предмете, который нужно назвать. И только ситуация предметного сотрудничества ребёнка со взрослым создаёт необходимость назвать предмет и значит произнести своё слово.
Действия маленького ребёнка с предметами – это ещё не игра. Около 3-х лет, благодаря развитию предметных действий и речи, в игре детей появляются игровые замещения, когда новое название знакомых предметов определяет способ их игрового использования (палочка становится ложкой или расчёской или градусником и пр.). Однако становление игровых замещений возникает не сразу и не само по себе. Оно требует специального приобщения к игре, которое возможно только в совместной деятельности с теми, кто уже владеет игрой и может строить воображаемую ситуацию.
Очень важным приобретением раннего возраста является становление общения со сверстниками. Общение детей раннего возраста можно назвать эмоционально-практическим взаимодействием. Главными характеристиками такого взаимодействия являются: непосредственность, отсутствие предметного содержания; раскованность, эмоциональная насыщенность, нестандартность коммуникативных средств, зеркальное отражение действий и движений партнёра. Дети демонстрируют и воспроизводят друг перед другом эмоционально-окрашенные игровые действия. Они бегают, визжат, принимают причудливые позы, издают неожиданные звукосочетания и пр. Общность действий и эмоциональных экспрессий даёт им уверенность в себе и приносит яркие эмоциональные переживания.
Ранний возраст – это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за судьбу растущего человека.
Все родители хотят, чтобы их ребенок вырос умным, общительным и активным. Во многом это зависит от того, как они будут участвовать в его развитии, обучении, воспитании, особенно впервые годы жизни.
Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствует увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной. Год от года все больше детей рождается с проблемами здоровья.
Дети с нарушениями в развитии — это дети, имеющие отставание (искажение) в психофизическом развитии вследствие нарушения деятельности одного или нескольких анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, речевого) или обусловленное органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС). Среди детей с нарушениями в развитии отмечается большое количество детей с органическим поражением ЦНС. У этих детей выражена интеллектуальная недостаточность, нарушены все стороны развития: мотивационно-потребностная, социально-эмоциональная, моторно-двигательная, а также познавательная деятельность (восприятие, память, мышление и речь).
Практика последних лет показывает, что увеличивается число семей, где рождаются дети с ограниченными возможностями. С усилением этой тенденции острее встает вопрос о создании эффективной квалифицированной помощи данной категории семей, т.к. именно семья является основополагающим фактором успешного воспитания детей с отклонениями в развитии. Многие родители начинают заниматься с малышом дома, но далеко не у каждой мамы хватает терпения, а зачастую и знаний, таланта на регулярные, грамотно построенные, но при этом увлекательные занятия.
Занятия по раннему развитию предполагают совместную работу специалистов Центра с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
На занятия в Центр дети приходят вместе с родителями, которые с первых минут становятся активными участниками реабилитационного процесса. Активное участие взрослых (когда ребенок видит, что мама или другой близкий человек с увлечением выполняет задания, он сам стремится ей подражать). Этот курс раннего развития ребенка с ограниченными возможностями предлагается и в качестве помощи родителям: на занятиях они могут познакомиться с методами и способами обучения, узнают, чем можно и нужно заниматься с ребенком самостоятельно.
Мастерство специалиста, работающего с детьми с ограниченными возможностями раннего возраста, заключается в умении достичь нужного результата, сохраняя индивидуальность, самобытность каждого ребёнка (всё, что малыш может делать сам, он должен делать самостоятельно). Успех работы с детьми определяется продуманной системой, суть которой заключается в интегрированном подходе к педагогическому процессу. Актуальным на сегодняшний день является создание такой системы в условиях нашего Центра для детей с ограниченными возможностями раннего возраста, которая позволит сформировать интерес малыша к выполнению заданий, получать удовольствие от полученных результатов, оказать психологическую помощь родителям.
Работа по раннему развитию строится на основе системы дидактических принципов:
психологическая комфортность;
индивидуальный подход;
игровая форма обучения;
приобретение собственного опыта при обучении;
продвижение каждого ребенка своим темпом.
В программе занятий акцентом является комплексный подход к всестороннему развитию ребенка, с ориентацией на зону ближайшего развития и ориентирован на детей с ограниченными возможностями в возрасте от 2 до 3 лет, воспитывающихся дома.
Целью занятий является создание условий для сохранения активного познавательного интереса ребенка, развития основ произвольного поведения, необходимого для развития ведущих психологических новообразований этого возраста, повышение социального статуса семьи.
Задачи, которые решаются в ходе курса раннего развития:
развитие познавательных способностей (восприятие, внимание, мышление);
знакомство со свойствами предметов (цвет, форма, величина, количество);
развитие пространственной ориентации;
развитие логического мышления (анализ, синтез, сравнение, группировки);
развитие памяти;
развитие мелкой и крупной моторики координации движения;
развитие речи;
развитие творческих способностей;
развитие коммуникативных способностей (умение работать в группе);
знакомство с окружающим миром.
В раннем возрасте процесс образования дается малышу легко, приносит удовольствие и не требует дополнительной мотивации. Посещая занятия в группе раннего развития, ребенок приобретает новые знания. Ребенок не просто получает новые знания, он учится учиться. Малыш учится ставить перед собой задачи — пусть маленькие, но такие необходимые (например, самостоятельно поставить еще один кубик, нарисовать круг или просто убрать за собой краски), логически мыслить и делать свои первые выводы. Он тренирует память, развивает мелкую и крупную моторику, у него постепенно, день за днем, повышается концентрация внимания. И еще очень важный момент: ребенок учится быть самостоятельным.
В программу занятий по раннему развитию входит:
Сенсомоторное развитие. Это, прежде всего, помощь ребёнку в раскрытии и развитии всех каналов восприятия. В игровой форме проводится знакомство детей со всеми сенсорными эталонами, развиваются тактильные, визуальные, вербальные, кинестетические возможности детей, совершенствуются сенсорные навыки и взаимодействие между ними.
Речевое развитие. Предлагаемые задания способствуют развитию речевого аппарата, дыхательных и голосовых возможностей детей, правильного произношения.
Музыка. Разнообразные музыкальные произведения, лежащие в основе игровых упражнений, приобщают детей к музыкальной культуре, развивают их музыкальность, ритмичность, музыкально-мышечную память, формируют их вкус. Занятия проводятся под живое звучание фортепьяно.
Развитие творческих способностей (лепка, рисование). Эта деятельность направлена на развитие мелкой моторики, творческого мышления и способности к эстетическому восприятию.
Развитие движений. Игры и упражнения на движение расширяют физические возможности детей, развивают их ловкость, гибкость, прыгучесть, умение управлять своим телом.
Интеллектуальное развитие. Данное направление способствует развитию различных сторон психики ребёнка, как познавательной, так и эмоционально-личностной. Во время занятий определяется «зона ближайшего развития» каждого ребёнка, оказывается коррекционная помощь.
Учимся общаться. Умение общаться, понимать другого человека, соотносить свои желания с желаниями ближнего – необходимые качества, способствуют дальнейшей успешной жизни ребенка.
Занятия адаптированы специально для детей с ограниченными возможностями раннего возраста. Большая часть проходит в игровой форме. Ведь дети новые знания лучше всего воспринимают через игру. Самым лучшим вариантом является чередование упражнений, требующих усидчивости и внимания, с активными движениями. Важным элементом занятий является двигательная активность ребёнка, как спонтанная (ребёнок сам чувствует, когда ему необходимо прервать интеллектуальный труд и размяться), так и организованная в виде словесно-ритмических игр, элементарных танцев и хороводов.
Ведущую роль на занятии выполняет специалист, который поочерёдно предлагает различные виды деятельности, мамы детей (или другие родственники) активно участвуют в занятии, помогают малышам, наблюдают за их действиями, запоминают слова и движения подвижных игр для использования их в домашних условиях. Родители приобретают знания, умения и навыки в различных видах деятельности с детьми, учатся продуктивному построению совместных игр, с учётом индивидуальных особенностей своего ребёнка, области его актуального и ближайшего развития. Мамы обмениваются опытом в воспитании и развитии детей, анализируют собственные родительские позиции.
В соответствии с основной темой встречи оформляется среда игровой, подбирается стимулирующий материал для занятий, консультативный материал для родителей.
Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу в первую половину дня. Смена деятельности в течении занятия четко регламентируется согласно гигиеническим требованиям и предотвращения перегрузки.
Данный курс раннего развития содействует семьям детей раннего возраста быть вовлеченными в процесс развития детей с ограниченными возможностями. Что в свою очередь активизирует партнерские отношения между специалистами Центра и родителями и расширяет спектр форм взаимодействия с родителями неорганизованных детей в плане консультаций.
Ожидаемым результатом является повышение уровня интеллектуального развития, положительные изменения в развитии психомоторных качеств, коммуникативных и игровых навыков у детей раннего возраста.
Источник
Организация и содержание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
«Каждый ребёнок имеет возможность
быть психологически готовым к школьному обучению
на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям» Я.А.Коменский
Обедняя мир детства, мы затрудняем вхождение ребенка в общество, в коллектив.
В.А. Сухомлинский
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р в нашей стране начата реализация Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года.
В настоящее время остро стоит вопрос о своевременном выявлении детей с различными патологиями на ранних этапах развития, о своевременном получении ими комплексной помощи, способствующей удовлетворению их особых потребностей. Это связано с ростом количества детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в Российской Федерации.
Значительное количество современных детей до 3 лет находятся в зоне риска. Речь идет о психическом, социальном, нервно-психическом неблагополучии в развитии и иных ОВЗ. Нарушения развития проявляются в период интенсивного формирования высших психических функций и влияют на дальнейшую социальную адаптацию ребенка, а значит на качество его жизни в целом. Представление о том, что именно медицинский диагноз определяет возможности развития ребенка с ОВЗ — заблуждение. Ключ к успеху — ранняя помощь.
Наше Учреждение – МБДОУ детский сад комб.вида №19 Земляничка, имеет свой опыт работы по оказанию ранней помощи детям с особыми образовательными потребностями . :
Актуальность реализации данного направления обусловлена:
• потребностями детей раннего возраста с ОВЗ и инвалидностью в комплексном сопровождении их развития и недостаточной эффективностью использования методик раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей;
• значительными потенциальными возможностями ранней помощи для всестороннего развития детей с ОВЗ и инвалидностью и отсутствием целостной системы их комплексного сопровождения;
• необходимостью разрыва между временем определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционно-развивающей работы;
• необходимостью снижения временных границ начала образовательного процесса .
Особенности развития ребенка в раннем возрасте, пластичность центральной нервной системы и способность к компенсации нарушенных функций обуславливает важность ранней комплексной помощи, позволяющей путем целенаправленного воздействия исправлять первично нарушенные психические и моторные функции при обратимых дефектах и предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии.
От эффективной организации ранней комплексной помощи в определяющей степени зависят предупреждение инвалидности и (или) снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности.
Ранняя комплексная помощь предполагает широкий спектр психолого-социально-педагогических услуг, ориентированных на ребенка и семью и осуществляемых в процессе согласованной «командной» работы специалистов детского сада.
Цель работы: оказание психолого-педагогической помощи детям на раннем этапе развития, а также консультативная работа с родителями.
Задачи:
• Выявление и диагностика нарушений в развитии у детей раннего возраста.
• Оказание комплексной помощи ребенку группы риска и ребенку с выявленными отклонениями в развитии.
• Формирование позитивного отношения к ранней помощи семьям с проблемными детьми.
• Оказание информационно-просветительской, консультативной и психологической помощи семье.
Наша команда состоит из специалистов, представляющих различные дисциплины: учитель – логопед, учитель-дефектолог, педагог – психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, медицинский работник, воспитатели. Все специалисты объединяются, чтобы направить свои усилия на помощь каждому ребенку, испытывающему трудности взросления, коммуникации, адаптации в изменяющихся условиях обучения и воспитания.
При необходимости для удовлетворения потребностей ребёнка и семьи в состав команды могут быть привлечены внешние специалисты. Специалисты имеют высшее профильное образование. Специалисты имеют знания и умения для проведения оценки; планирования, осуществления и мониторинга программы помощи; ведения беседы; индивидуального и группового консультирования (в рамках своей дисциплины), коррекционного взаимодействия с детьми.
В обязанности учителя-дефектолога входят оценка особенностей познавательного развития ребенка, развития сферы представлений о ближнем и дальнем окружении. Работа учителя-дефектолога включает в себя также педагогическую поддержку семьи, находящейся в ситуации кризиса, помощь в оптимизации отношений между родителями и ребенком.
В обязанности учителя-логопеда входят оценка особенностей речевого развития ребенка, развития коммуникативной сферы ребенка в целом. Работа учителя-логопеда включает в себя педагогическую поддержку семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации.
В обязанности педагога-психолога входят оценка особенностей социально-эмоционального и когнитивного развития ребенка, оценка взаимодействия между ребенком и родителями. Работа психолога включает в себя также психологическую поддержку семьи, работу с детьми, имеющими серьезные социально-эмоциональные проблемы и нарушения в области психического здоровья. Психолог также проводит профилактические программы для детей групп биологического и социального риска.
В обязанности инструктора по физической культуре входит оценка особенностей физического развития ребенка. Работа инструктора по физической культуре включает в себя также поддержку семей , имеющих нарушения в области физического здоровья, нарушений опорно-двигательного аппарата.
В обязанности музыкального руководителя входит оценка особенностей художественно-эстетического развития ребенка, развитие художественно-творческих способностей детей. Работа музыкального руководителя включает в себя также поддержку семей воспитанников в вопросе использования нетрадиционных методов разного вида искусств в работе с детьми.
Ведущие направления деятельности ДОУ по оказанию ранней помощи детям:
1. Консультативно – диагностическое направление:
• определение уровня развития ребенка раннего возраста в соответствии с основными нормативными показателями данного возраста;
• максимально раннее выявление и психолого-педагогическая квалификация отклонений в развитии ребенка;
• анализ особенностей социальной ситуации развития ребенка;
• консультирование родителей по вопросам;
• обеспечение необходимых условий развития и компенсации имеющихся отклонений;
• реализация коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
• создание дома соответствующей коррекционно-развивающей среды;
• консультирование педагогов, работающих с «особыми» детьми.
2. Коррекционно-развивающее направление деятельности:
• разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку специалистами и педагогами службы совместно с родителями ребенка;
• обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
• проведение индивидуальных и групповых развивающих и коррекционных занятий;
3. Информационно-методическое направление:
• информирование родителей об услугах, предоставляемых службой ранней психолого-педагогической помощи с помощью буклетов, объявлений и т. д.
• информирование о деятельности Службы с помощью средств массовой информации;
• создание банка коррекционно-развивающих методик для детей с ОВЗ;
• повышение квалификации педагогов (участие в семинарах, курсы повышения квалификации, участие в вебинарах, самообразование).
Психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями оказывается в процессе:
• развивающей ООД в соответствии основной образовательной программой ДОУ, примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Содержание ООД дифференцируется в зависимости от уровня развития ребенка. Работа проводится по подгруппам, с детьми, имеющими близкий уровень развития, или индивидуально с детьми, значительно отличающимися от большинства детей группы своими познавательными, коммуникативными возможностями;
Индивидуальная работа с ребёнком направленна на повышение функциональности и познавательной компетентности ребёнка, формирование навыков саморегуляции и социального взаимодействия.
Групповая работа с детьми направленна на повышение функциональности и познавательной компетентности ребёнка, формирование навыков саморегуляции и социального взаимодействия, осуществляемая на основе разработанной специалистами программы.
• коррекционных ООД, проводимых специалистами ДОУ в соответствии с индивидуальными программами психолого-педагогической помощи
Разработка индивидуально-ориентированных образовательных программ, это и одно из требований ФГОС ДО:
Индивидуально-ориентированная образовательная программа – персонализированный вариант образовательной программы, ориентированный на индивидуальные особенности, возможности и потребности обучающихся.
Творческой группой ДОУ разработана структура ИООП. Это программа, в которую включены результаты педагогической диагностики конкретного ребенка, объем, сроки, порядок и содержание услуг, предоставляемых этому ребенку и его семье по программе ранней помощи всеми специалистами ОУ.
• игр, режимных моментов, развлечений, праздников, что обеспечивает коррекционно-развивающую направленность всего образовательного процесса в отношении детей.
Особенно значимым направлением деятельности службы является содействие с родителями . Информационная, психологическая и педагогическая помощь родителей, направленная на поддержку их адаптации к состоянию ребёнка, коррекцию детско-родительских отношений, освоение родителями адекватных средств общения с ребёнком, способов обучения и воспитания по выравниванию западаний в развитии «особенных» детей и максимальное приближение их к норме развития для дальнейшего перехода к школьному образованию в соответствии с ФГОС.
Оказание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья позволяет более эффективно компенсировать нарушения в физическом и психическом развитии, а в ряде случаев, даже устранить их, что позволит повысить уровень развития наших выпускников, их социализацию и интеграцию в общество.
Воспитание и обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья – тяжелый труд, но он обязательно даст свои результаты, главное только не опускать руки и работать постоянно, не снижая усилий.
Источник