Раннее развитие ребенка с нарушением в развитии
Ранняя помощь детям с отклонениями в развитии
В последние годы в коррекционной педагогике появилось новое направление – это превентивное коррекционное воздействие. Разработана концепция ранней помощи (РП) детям с отклонениями в развитии (ИКПиП). Суть концепции РП заключается в том, что ранняя диагностика и комплексная коррекция с первых месяцев жизни позволяет скорректировать уже имеющиеся отклонения в развитии, предупредить появления вторичных и третичных отклонений и создать условия для достижения ребенком более высокого уровня общего развития.
Актуальность данной проблемы определяется:
- Увеличение количества детей новорожденных детей с патологией. Доля здоровых детей снизилась с 50 % до 35 %
- Интеграционные процессы
- Необходимость предупреждения вторичных отклонений в развитии
- Исключение необходимости дорогостоящего специального образования (в результате коррекции в раннем возрасте развитие достигает нормы, или стойкого положительного эффекта)
- Полноценная интеграция – снижение степени социальной недостаточности детей
К нарушениям и отклонениям у детей могут приводить различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание. Тяжело протекающие детские болезни, особенно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения, понижение слуха различной степени — все это может служить причиной отставания в речевом развитии. При воздействии неблагоприятных биологических (или социальных) факторов наиболее существенно повреждаются именно те области головного мозга, которые в данный момент наиболее интенсивно развиваются. Малыши с ЗПР — это, как правило, дети не от первой, а от повторных беременностей, поздние дети или дети из неполных семей, воспитывающиеся в плохой языковой среде, в двуязычных семьях. И хотя отрицательные социальные факторы не оказывают на ребенка патологического влияния непосредственно, они всегда так или иначе, преломляясь в его биологической природе, воздействуют на психическое развитие, тормозя его в большей или меньшей степени. Существенную роль играет и наследственный фактор.
Существует модель системы раннего появления и коррекция отклонений в развитии, предложенная институтом коррекционной педагогики и психологии (ИКПиП), которая включает в себя 4 блока:
- 1 блок – скрининговое обследование детей 1 г. ж.
- 2 блок – дифференциальная диагностика (поликлиника, мед-пед центры)
- 3 блок – медико-психолого-педагогическая коррекция отклонения в развитии;
- 4 блок – подготовка и переподготовка специалистов для системы ранней помощи
Организация системы ранней помощи
- ППМС-центры (центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи);
- ПМПК (психолого-медико-педагогическая консультация), ПМПк (психолого-медико- педагогическая комиссия)
Задачи реализации системы ранней помощи (ИКПиП)
- Максимально раннее выявление особых образовательных потребностей
- Максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения и началом целенаправленного обучения ребенка
- Обязательное включение родителей в процесс обучения, начиная с первых месяцев жизни
- Наличие специального стандарта образования
- Более дифференцированное «пошаговое» обучение
- Значительно более глубокая, чем в массовом образовании дифференциация и индивидуализация обучения, создание особой организации образовательной среды
Диагностические методики
- Методика Гриффитс
- Шкалы психомоторного развития А.Гезелла
- Скрининг-методика оценки психомоторного развития младенца (А.М. Кузьмин и Л.В. Дайхина, Е.В. Кожевникова)
- Методика обследования психомоторного развития младенца (Л.Т. Журба, Е.Н. Мастюкова и Е.Д. Айнгорн)
- Методика обследования психомоторного развития младенца О.В. Баженовой
- Школа развития младенцев и детей раннего возраста (Н. Бейли)
- Методика выявления эмоциональной недостаточности детей младенческого и раннего возраста (Е. Баенская)
Стратегия комплексного подхода к проблеме диагностики
и ранней коррекционной помощи
- Скрининговое обследование всех новорожденных в роддомах, с указанием факторов риска в карте развития ребенка
- Расширение деятельности кабинетов здорового ребенка в детских поликлиниках
- Целенаправленное наблюдение за темпом психофизического развития ребенка в группе риска по месту жительства
- Создание команды специалистов для выявления характера отклонения
- Организация центров детства в целях ранней диагностики и коррекции с опорой на медико-психолого-педагогическую работу и оказание психолого-педагогической поддержки в семье
- Раннее начало системной коррекционной работы
На основании этой стратегии разработана система помощи, которая включает 8 этапов в организации помощи:
1 этап – Детальное обследование новорожденных неонотологом, невропатологом, с регистрацией всех параметров в паспорте новорожденного
2 этап – Выявление детей группы риска, подробное изложение диагностических и коррекционных мероприятий в период младенчества (до 1 г. ж.)
3 этап – Дифференциальная диагностика с определением прогноза развития и адекватной коррекционной работой с детьми от 1 г. до 3 лет
4 этап – Выделение ведущих отклонений в развитии ребенка после 3 лет с целью компенсации и подготовки к школьному обучению
5 этап – Собственно-коррекционная работа с целью подбора адекватной формы обучения
6 этап – Выявление детей с трудностями школьной адаптации, корректировка и условия обучения с максимальным учетом индивидуальных особенностей
7 этап – Ранняя профессиональная ориентация
8 этап – Социальная опека подростков с отклонениями в развитии работниками социальных служб
Основные закономерности нормального психомоторного развития
Для того чтобы как можно раньше выявить у ребенка отклонения в развитии, важно не только иметь представление об их причинах, но и знать основные закономерности нормального психомоторного развития.
Первый год жизни имеет важнейшее значение в психическом развитии ребенка. В психомоторном развитии ребенка первого года жизни выделяют несколько периодов, на каждом из которых происходит поступательное усложнение довербальных форм общения, составляющих основу для становления речи и мышления.
Уже в первый период — период новорожденности (0—1 мес.) наряду с набором врожденных приспособительных реакций, играющих основную роль в жизнедеятельности организма, можно с 3— 4-й недели жизни выявить начальные предпосылки так называемого коммуникативного поведения: в ответ на обращенный к ребенку ласковый голос или улыбку начинает возникать ротовое внимание — ребенок замирает, его губы слегка вытягиваются вперед, он как бы «слушает» губами. Вслед за этой реакцией появляется улыбка. Уже в период новорожденности можно отметить, что ребенок быстрее реагирует на голос, чем на звучащую игрушку.
Во втором периоде (1—3 мес.) у ребенка наряду с интенсивным развитием реакций на зрительные и слуховые раздражители более отчетливо проявляются эмоциональные реакции на общение со взрослым: стабилизируется улыбка, а к концу периода появляется смех. К 3 месяцам у ребенка начинает развиваться выраженная эмоциональная реакция на появление взрослого — «комплекс оживления». Попытка вступить в контакт с ребенком 10—12 недель вызывает у него радостное оживление, повизгивание, вскидывание ручек, перебирание ножками, голосовые реакции. На этом возрастном этапе комплекс оживления возникает при виде как знакомого, так и незнакомого лица. Своевременное появление и хорошая выраженность комплекса оживления свидетельствуют о нормальном психическом развитии ребенка. У детей, которые в дальнейшем демонстрируют выраженные отклонения в психическом развитии, комплекс оживления и другие эмоционально-мимические и голосовые реакции на все окружающие стимулы отсутствуют. Недоразвитие отдельных компонентов комплекса оживления, например движений рук или ног (двустороннее или одностороннее), может указывать на поражение двигательной сферы; слабость или отсутствие голосовых реакций или носовой оттенок голоса характерны для поражения речедвигательной мускулатуры, что в дальнейшем может привести к речевым расстройствам. Отсутствие комплекса оживления или его парадоксальность, например появление страха, крика и других отрицательных эмоций, характерны для детей с эмоциональными нарушениями — ранним детским аутизмом, ранней детской нервностью и другими расстройствами. Поскольку комплекс оживления формируется в тесной взаимосвязи с развитием зрения и слуха, то при дефектах этих анализаторов он может отсутствовать или проявляться в рудиментарной форме. При врожденной слепоте или глухоте и особенно при сочетании этих дефектов комплекс оживления на данном возрастном этапе отсутствует.
В третьем периоде (3—6 мес.) реакции, входящие в комплекс оживления, все более дифференцируются. Ребенок старше 4 месяцев при приближении к нему взрослого и при попытке вступить с ним в контакт внимательно всматривается в лицо взрослого, широко открывает глаза и рот, притормаживает общие движения. Таким образом у него проявляется ориентировочная реакция, которая в одних случаях переходит в радостное оживление, а в других сменяется страхом и криком. Следует отметить, что реакция страха на этом возрастном этапе появляется не у всех детей. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка, а также от условий его воспитания и окружения. Чрезмерная же выраженность реакции страха на этом возрастном этапе характерна для детей с повышенной нервной возбудимостью, ранним детским аутизмом. Она может быть первым признаком врожденной детской нервности, легкой мозговой дисфункции, повышения внутричерепного давления при гидроцефалии. Она также характерна для детей с детским церебральным параличом.
На следующем этапе развития (6—9 мес.) при общении ребенка со взрослым у него отчетливо проявляется ориентировочная реакция, которая сменяется реакцией радостного оживления на знакомые лица и реакцией страха на незнакомые. В некоторых случаях можно наблюдать, как ориентировочная реакция переходит в познавательный интерес, минуя реакцию страха. Отличительной особенностью психического развития ребенка на этом возрастном этапе является его готовность к совместному со взрослым манипулированию игрушкой. Кроме того, к концу этого этапа у ребенка появляются начальные элементы общения со взрослым с помощью жестов. Он протягивает к взрослому руки, показывая, что хочет на руки, либо тянется руками к далекому предмету, если хочет его получить. Отклонениями от нормального возрастного развития на этом этапе являются: полное безразличие к общению со взрослым (умственная отсталость, выраженная задержка психического развития, аутизм); общий комплекс оживления и подражательная улыбка вместо ориентировочной реакции и игрового манипулирования (задержка психического развития); чрезмерная выраженность и длительность реакции страха, переходящая в реакцию протеста и препятствующая общению (врожденная детская нервность, аутизм, гипервозбудимость).
Пятый период возрастного развития ребенка первого года жизни (9—12 мес.) характеризуется прежде всего появлением нового типа общения со взрослым, а именно предметно-действенного. Контакт с ребенком устанавливается и поддерживается с помощью ярких предметов и игрушек, которыми ребенок активно манипулирует. При этом он начинает проявлять избирательное отношение к различным предметам, но у него всегда отчетливо выражена реакция на новизну. Характерной особенностью этого этапа развития является то, что активная ориентировочно-исследовательская деятельность ребенка начинает подавлять реакцию страха на новые раздражители. Комплекс оживления в этом возрасте при нормальном психическом развитии закономерно угасает. Поэтому его выраженность, даже у недоношенного и ослабленного ребенка, является одним из признаков задержки психического развития. К году ребенок понимает и простую обиходную речь. Однако необходимо отметить, что указанные функции развиваются у ребенка не спонтанно, а лишь в процессе специальных занятий. Поэтому они могут отсутствовать при педагогической запущенности. Качественной особенностью этого периода является начало общения ребенка со взрослым при помощи звукосочетаний.
При нормальном психическом развитии к концу этого этапа наблюдается выраженная дифференцированность сенсорных реакций, которые можно оценить, наблюдая за игровыми действиями ребенка. Он радостно играет в прятки, звонит в колокольчик, привлекая внимание окружающих, играет со своим изображением в зеркале, ищет спрятанный предмет, предпочитает пользоваться звучащими игрушками, начинает применять предметы по их назначению — пить из чашки, есть ложкой и т. п.
Источник
МЕТОДИКИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ КАК СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИЙ У ДЕТЕЙ
М.Ю. Смыслова
Согласно данным федеральной службы государственной статистики за период с 2012 по 2018 год численностей детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Российской Федерации возросла с 561 000 до 655 000 человек. Эта цифра может увеличиться до 1000 000 если применить международные критерии оценки, и имеет неуклонную тенденцию к росту.
Весь спектр проблем, связанных с детской инвалидностью расходится подобно кругам на воде и негативно влияет на социальную, культурную, политическую жизнь общества. Таким образом, перед государством и обществом в целом, встает задача совершенствования политики и социальной защиты данной категории детей с целью уменьшения негативных тенденций явления детской инвалидизации.
Одним из наиболее актуальных способов достижения этой целей является модификация системы оказания комплексной ранней коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, детям группы риска и их семьям. В настоящее время наблюдается нехватка доступных протоколов, направленных на выявление и коррекцию нарушений и задержки в развитии детей раннего возраста и потому представляется целесообразным дополнить существующие программы положениями из методик раннего развития детей, которые используются по всему миру.
Методика Глена Домана уделяет большое внимание двигательной активности ребенка, исходя из положения, что передвижение – это основа жизни. Возможно дополнение программ коррекций нарушений в развитий динамической гимнастикой, программами развития равновесия и улучшения дыхания. Высокоразвитый интеллект берет свое начало в человеческой подвижности и деятельности рук [1;5]. Многосторонние знания об окружающем мире достигаются по данной методике путем ежедневного стимулирования мыслительной среды с помощью комплектов карточек с картинками, наборами слов и точек для обучения ребенка общению, чтению, счету.
Стимулировать развитие речи, путем улучшения фотографической памяти возможно используя флеш-карточки по методике японского ученого Макото Шичида. Информация малышу подается в виде сменяющихся картинок с различными тематическими изображениями. Занятия с таким видом материала позволяют расширить словарный запас, общие знания ребенка, а также развить предрасположенность к различным языкам. Особая роль в обучении по методике отводится родителям – они постоянно присутствуют на занятиях, принимают в них активное участие, хвалят ребенка, что дает детям чувство защищенности и уверенности в своих силах и, в конечном итоге, способствует гармонизации отношений в семье.
Позитивное социальное поведение может быть достигнуто в ходе сенсомоторных занятий по методикам Марии Монтессори. Получение знаний достигается путем использования специальной развивающей среды, сформированной с учетом сензитивных периодов развития ребенка, задействующей все органы чувств ребенка и дающей ему стимулы к развитию. Строгая логическая организация рабочего пространства позволяет детям успокоиться, сосредоточиться, таким образом уменьшаются проявления агрессивности, гиперактивности. Для ребенка порядок – это земля на которой мы стоим [2;77]. Целесообразным представляется наполнение развивающей среды пособиями по методикам Сегена, Кюизенера, Дьенеша. Задания на их основе помогут ребенку раскрыться с творческой стороны, стать самостоятельнее.
Использование различных методик раннего развития в качестве дополнения психолого-педагогического воздействия помогает достигнуть нормализации функций, нормализовать темп и ход психического развития и предупредить развитие вторичных нарушений.
Литература:
- Доман Г. Гармоничное развитие ребенка – М.: «Аквариум», 1996. – 219 с.
- Монтессори М. Дети-другие – М.: «Карапуз», 2004. – 336 с. – (Педагогика детства)
Источник
Тревожные сигналы возможных нарушений психомоторного развития на ранних этапах онтогенеза
Родители могут дать своему малышу любовь, заботу, ощущение, что он важен и нужен, защищен от всех невзгод. Они — не специалисты, но их внимание к особенностям и поведению поможет вовремя обратить внимание на признаки возможного неблагополучия и помочь ребенку их преодолеть. Для правильного и своевременного развития тех или иных психомоторных умений родителям в первую очередь надо знать закономерности роста и развития ребенка, физиологические проявление в определенном возрастном периоде, особенности функционирования различных систем организма, что позволит проявить определенную настороженность при появлении проблем.
Эти знания сформируют представления о границах нормы и патологии, что позволит проявить определенную настороженность при появлении проблем, связанных с задержкой формирования крупной или мелкой моторики, речи или психических процессов. «Правильно ли развивается ребенок?» — этот вопрос тревожит едва ли не всех родителей. Это естественное беспокойство, и справиться с ним можно только обладая информацией о том, что «должен делать» малыш в различные возрастные периоды. Часто говорят, что каждый ребенок развивается по-своему и у каждого своя «норма». Такой подход не совсем оправдан, ведь он снижает внимание родителей к развитию малыша и как следствие — к риску формирования «пропущенной» задержки в его психическом и моторном развитии. В развитии ребенка нет одного-единственного, раз и навсегда установленного «сценария», существует определенный временной диапазон, в течение которого должны появиться определенные навыки. Один ребенок начинает раньше держать головку, переворачиваться на живот, садиться, другой все это осваивает гораздо позже. Но если появление нужных навыков не выходит за границы установленного временного диапазона, то развитие ребенка протекает «в пределах нормы». Например, навык слежения за горизонтально движущимся предметом формируется у ребенка от 2 недель до 2 месяцев. Поводом для беспокойства должна стать ситуация, когда малыш к концу 2 месяца жизни не следит глазами за погремушкой, которую перемещают из стороны в сторону горизонтально. Какие же проявления должны насторожить родителей и побудить их обратиться за помощью специалистов
1. Факторы эмоционального неблагополучия: от рождения до 6 месяцев:
безразличное отношение к кормлению, к звуку знакомого голоса;
подергивание лица, рук;
постоянное нарушение сна
От 6 месяцев до года:
неумение имитировать звуки и жесты;
общая апатия;
постоянное отсутствие признаков неудовольствия при контакте с посторонними.
Физическое развитие: ребенок демонстрирует задержку моторного развития с рождения до года на 2-3 эпикризных срока (промежуток времени, через который обязательно проводится оценка состояния здоровья ребенка), а с года до 3 – на 1-2 эпикризных срока
3. Слух, зрение, мелкая моторика в период до полугода
К концу 2 месяца
* не прислушивается и не пытается найти звучащий предмет
* не следит глазами за перемещающимися в пространстве предметами, К концу 3 месяца не ищет глазами, откуда доносится звон колокольчика
не берет предметы в руки
до года: не дейтвует разнообразно предметами,: стучит, рахмахив, скидывает
Не обращает внимание на говорящего взрослого
4. Восприятие и развитие речи
До полугода: отсутствие гуления, гуканья, вокализаций
Отсутствие речи сигнала с целью удовлетворения физиологических потребностей никогда не кричит перед кормлением, не демонстрирует недовольство
не улыбается, когда с ним заговаривают
до 1 года: остутствие слогового лепета
не произносит отдельные звуки или слоги (га-га, ба-ба) не пытается, находясь на руках у матери, отыскать глазами те предметы, которые она называет
не пытается привлечь к себе внимание какими-либо определенными звуками
Эмоциональное развитие и социальные навыки
До полугода:
не прекращает крик, когда мама прикладывает его к груди или прижимает к себе
не улыбается, когда к нему приближается и разговаривает взрослый
до года:
не пугается и не стесняется чужих людей
Нервно-психическое и двигательное развитие ребенка от рождения до года тесно связаны и непосредственно влияют друг на друга. Задержка двигательного развития может привести к задержке психического развития, поскольку ограничивает возможность восприятия окружающего мира. И если у малыша наблюдаются какие-то задержки в развитии или нарушения, то есть отклонения от нормы, обязательно необходима консультация специалиста (детский врач, психолог, дефектолог, логопед).
Раннее детство (с года до трех лет) — период интенсивного физического и психического развития ребенка. Подражая взрослым и по их побуждению ребенок осваивает навыки самообслуживания: к трем годам он сам ест ложкой и вилкой, сам пользуется туалетом или горшком, сам может раздеться и частично одеться. В двигательном развитии ребенка особое значение приобретает развитие мелких точных движений пальцев кистей и рук и ручной умелости. Ребенок постепенно осваивает сложные движения пальцами: от захвата всеми пальцами в кулачок к концу первого года жизни он переходит к «пинцетному» захвату. Развитие мелкой моторики движений важно не только для освоения разнообразных действий – оно оказывает стимулирующее действие на развитие речи. С развитием движений и улучшением их координации тесно связано развитие предметных действий — важнейшего показателя психического развития ребенка раннего возраста. К полутора годам показателем достаточного уровня развития является умение использовать (или имитировать) предметы (ложка, чашка, карандаш, расческа) по назначению. Ребенок должен знать, на что надеваются носки, шапочка, хотя сам еще не в состоянии сделать этого, уметь копать совочком в песочнице, везти за веревочку машинку, строить башню из 3-4 кубиков, различать большие и маленькие предметы.
И здесь очень важно обратить внимание на два момента:
1. Для успешного освоения действия ребенку этого возраста необходимо сотрудничество со взрослым: неоднократный показ того, как это действие совершается, оценка правильности действия, эмоциональная поддержка. Сам по себе, без участия взрослого, освоить специфические действия с предметами ребенок не может.
2. У детей разное по темпам развитие и разные интересы, что-то удается им легче и доставляет больше удовольствия, что-то затрудняет и не вызывает интереса. Если ребенок несколько отстает от возрастных показателей, некритично, главное, чтобы относительно своих предыдущих достижений ребенок продвигался вперед.
Одни дети говорят много и активно, другие — меньше, но если к трем годам ребенок не заговорил, это вызывает серьезное беспокойство и является обязательным поводом для консультации у логопеда, при необходимости — у психоневролога, дефектолога. Но не только речь является важным показателем развития в этом возрасте. Ребенок пассивный, не проявляющий интереса к игре, к сверстникам, не освоивший игровые действия с игрушками, не подражающий маме в ее повседневных хлопотах, тоже вызывает тревогу. Не способный сосредоточиться на каком-либо действии, не выполняющий цепочки последовательных действий в сюжетной игре, хаотично переключающийся с одного предмета и действия на другое — вызывает тревогу не меньшую. Встречается и такая ситуация — ребенок произносит редкие слова, вызывая восторг и умиление близких, но теряется при необходимости самому надеть ботинки, не умеет сам есть и садиться на горшок, не способен сделать куличик из песка или забраться на лестницу, не проявляет интереса к сверстникам. Такой ребенок, вопреки родительским восторгам, также нуждается в коррекционной помощи, иначе его дальнейшее развитие может оказаться негармоничным. Итак, в каких же случаях желательна комплексная консультация специалистов для определения особенностей развития ребенка?
Это те случаи, когда какое-либо очевидное неблагополучие может влиять на развитие в целом, сопровождаться другими нарушениями, до поры до времени неочевидными для людей, не компетентных в специальной психологии и педагогике. Далеко не всегда они являются проявлениями отставания в психическом развитии или указывают на психическое заболевание, однако могут привести к стойким учебным трудностям и поэтому должны быть поводом для комплексной диагностики особенностей развития. Это те случаи, когда:
ребенок появился на свет в результате неблагополучных беременности и родов (тяжелые заболевания или стрессовые ситуации у мамы во время беременности, родовые травмы, удушье в родах);
имел много проблем в первый год жизни (серьезные заболевания, крики, беспокойство, плохой сон и т.д.);
в настоящее время имеет нарушения в состоянии здоровья, которые влияют на его общее состояние; поздно начал сидеть, стоять, говорить и его речевое и двигательное развитие беспокоит и сейчас;
у него выявлено снижение слуха или выраженное нарушение зрения;
он наблюдался и получал лечение в связи с нарушенным состоянием нервной системы;
не может следовать инструкции (не может сосредоточиться на своей деятельности, не понимает, с чего начать, как продолжить, быстро отвлекается);
импульсивен (сначала делает, потом думает);
склонен к чрезмерной, не всегда целенаправленной двигательной активности;
неловок, у него плохо развиты движения руки, не любит рисовать, лепить, не справляется с мелкими деталями конструктора;
медленно двигается, говорит, ест, пассивен;
неуютно чувствует себя в обществе сверстников, склонен замыкаться или, наоборот, агрессивен;
быстро устает, пресыщается даже той деятельностью, которая привлекает его; плаксив, часто пребывает в сниженном настроении, не проявляет интереса к окружающему;
у ребенка появились новые, не свойственные ему до этого особенности поведения или внезапно усилились какие-то особенности характера, его поведение стало странным, непонятным. Эти проявления, а тем более их сочетание, могут оказаться тревожным сигналом неблагополучия. И чем раньше ребенок получит помощь, тем эффективнее будет проведенная специалистами работа с ребенком.
Поэтому, как только ребенок оказывается в стенах нашего центра, первостепенной задачей специалиста становится сбор данных, для этого мы используем карту, состоящую из нескольких разделов: анамнестическая часть, в последнее время которой отводится большое значение, т к этиология некоторых заболеваний напрямую связана с этими данными:
АНАМНЕСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КАРТЫ
После этого проводится диагностика нервно-психического развития ребенка. В своей работе для выявление нарушений в раннем периоде онтогенеза мы используем тесты МСНАТ, диагностический материал программы Каролина, а также диагностическую часть программы Маленькие ступеньки.
Таким образом, внимательность со стороны родителей и своевременное обращение к соответствующим специалистам поможет в дальнейшем выстроить коррекционно-развивающую работу и по возможности предотвратить либо сгладить вторичные нарушения развития.
Источник