Раннее развитие ребенка по рисованию

Раннее развитие ребенка по рисованию thumbnail

Статья:

Поговорим о заблуждениях некоторых родителей

По своим наблюдениям и опыту могу отметить, что часть родителей новорожденных деток впадают в две крайности: либо начинают с самых первых дней активно заниматься развитием малыша, или полностью игнорируют возможности детей в раннем возрасте, надеясь, что в детском саду все пробелы заполнят воспитатели.

Первый тип мамочек сами падают с ног от усталости и перегружают ребенка, стараясь вырастить вундеркиндов, абсолютно не учитывая возрастные физиологические и эмоциональные особенности новорожденных. Второй типаж упор делает на удовлетворение естественных потребностей деток, но упускает ценное время для развития мыслительной и эмоциональной сферы.

1-3 года – благодатный период для закладки фундамента дальнейшего роста ребенка во всех направлениях. Нужно понимать, что важна золотая середина в подходе к воспитанию деток: начинаем их знакомить с окружающей средой, вырабатывать простейшие навыки, развивать память и мышление. Это, конечно, параллельно с физическим развитием.

Но все должно происходить исподволь, с радостью и удовольствием для обеих сторон процесса – и мамы и ребенка. Мы не представляем себе, насколько развита у новорожденных детей чувствительность к настроению и эмоциональному состоянию матери. Если мама раздражена, устала, занимается с малышом через силу, то пользы это не принесет ребенку.

Не можете распланировать так свой день, чтобы найти время для веселых, спокойных 15 минут игры с сыночком или дочкой с пальчиковыми красками, допустим, то лучше и не беритесь. В спешке и раздражении получится один негатив и малыш долго еще не захочет рисовать, помня, как это занятие нервировало его мамочку.

Самый правильный и грамотный вариант – планировать занятия еще до рождения младенца. Пока в декрете, читайте методическую литературу, начертите график игр-занятий на первое время, составьте примерное расписание дня. Вы как бы уже вживетесь в роль хорошей, спокойной и уравновешенной мамочки. Конечно, жизнь вносит в наши планы и расписания свои коррективы, но планирование очень организовывает человека, по себе знаю.

Что посоветует Интернет?

Поскольку я затронула тему рисования с детками досадовского возраста, то позвольте вам порекомендовать отличные, на мой взгляд, методички, которые помогут молодым мамам и папам приобщить ребенка к удивительному миру изобразительного искусства:

  • «Рисование с детьми раннего возраста: 1-3 года» – это пособие содержит эффективные рекомендации по приобретению первоначальных навыков работы карандашом, мелками, при чем, предлагаются стандартные и необычные техники рисования;
  • «Рисование с детьми 2-3 лет» – здесь представлены занятия с детками в виде конспектов, что будет одинаково полезно как педагогам, так и родителям. Акцент сделан на постепенном освоении детьми разных способов изображения простых предметов, включая нетрадиционные методики.

Если у вас совершенно нет времени заниматься с малышом целенаправленно развивающими упражнениями для пальчиков, то советую подбирать игрушки таким образом, чтобы тренировки мелкой моторики происходили между делом, играючи, как говорится.

Например, малышам всех возрастов нравится конструктор-липучка. Прикольная и полезная вещь. Во-первых, эти колючие репейки отлично воздействуют на чувствительные подушечки пальчиков, заменяя массаж. Во-вторых, любой конструктор представляет собой своеобразный тренажер для развития воображения, ловкости, внимательности, терпения. И потом – поделки из яркого «репейника» очень эффектные получаются.

Для того чтобы малыш полюбил рисование на всю жизнь, нужно заинтересовать его, предложив красивый и удобный инструментарий.

Учим малыша рисовать: с чего начинать?

Я уже писала о раннем приобщении к изобразительному искусству, но тема настолько большая и спорная, что вернусь к вопросу: с какого возраста начинать обучать малышей рисовать? Вообще, стоит сказать, что многие родители даже не догадываются о том, что учить любому виду ИЗО или рукоделия нужно обязательно. Детки сами не догадаются, как рисовать или вырезать или лепить правильно, так, чтобы получилось изобразить задуманное.

Часто слышишь от мам: ой, мой сынок вообще не умеет рисовать, весь в меня. Но, как показывает практика, научить изображать предметы на бумаге можно всех. Детки с недостаточным развитием показывают чудесные результаты и таланты. А здоровые ребята и подавно могут освоить тонкости владения карандашом и кистью.

Существуют эффективные обучения даже взрослых, пошаговые уроки, мастер-классы. Было бы желание… Другое дело, что воспитатели детского сада не в силах сделать из каждого ребенка художника. Мы даем основные навыки деткам, а специально развивать таланты должны родители. Стоит ли говорить, что еще задолго до садика ребеночек может постичь начальные премудрости ИЗО.

Итак, как только детка ваша начала хорошо сидеть, свободно, крепко, можно предлагать рисовать. Первый шаг зависит от вас: если вы готовы к разводам краски по всем поверхностям, включая самого художника – давайте пальчиковые краски. Большой ватман вам в помощь! Ваша задача – показать ребенку, что можно делать с краской. Дайте сначала один цвет и покажите, как можно провести пальчиком линию по бумаге.
Смотрите по настроению малютки – при первом же признаке потери интереса, переключайте внимание на что-то другое. На данном этапе важно вызвать интерес к рисованию.

Если вы не готовы к дополнительной работе по отмыванию всех и вся от краски, работайте с карандашом или восковым мелком. Прямо за столиком для кормления и начинайте веселые уроки-игры. Показывайте ребенку, как держать «орудие» труда, как правильно чертить линию и т.д.

Читайте также:  Причины аномалий в развитии ребенка

Что касается количества занятий – не переусердствуйте, достаточно 1-2 раза в неделю.

Ребенок подрос – пора усложнять технику рисования

Выше я говорила о детках от 8 месяцев до 1, 5 года, которые только-только начинают знакомиться с секретами изобразительного искусства. В идеале они уже могут держать карандаш правильно, кисть и знают, что с этими предметами делать. Детки этого возраста могут провести линию, различают несколько цветов.

Вот нам уже 2-3 года. Нужно усложнять задачи: чтобы положительно настроить малыша на рисование, советую активно использовать потешки, стихи, сказки на разные темы. Вдохновляйте деток, создайте хорошее настроение, чтобы у них возникло непреодолимое желание с помощью рисования передать свои впечатления.

Очень вам пригодятся картинки в наборах по темам: дом, животные, люди. Рассказали стишок, показали иллюстрацию, затем вместе рисуем. Предложите ребенку продолжить ваш рисунок для начала. Вот захотели вы изобразить Буратино, допустим. Вы начинаете голову, туловище, малыш дорисовывает нос, руки-ноги.

Важно говорить с детками, комментируйте свои действия, развивая тем самым речь и словарный запас маленького художника. Как вы уже поняли из моих предыдущих статей, все, что вы и мы делаем с детьми, направлено на их всестороннее развитие.

Рисование – это еще и общение между участниками процесса. Не просто дав ребенку в руку карандаш, вы развиваете малыша. Нужно активно участвовать в обучении, придумывать новые техники, мотивировать деток, чувствовать отсутствие интереса и уметь поддерживать стойкую заинтересованность. Меняйте материалы – рисуйте не только гуашью, но и зубной пастой, вообще разными способами и техниками.

Я подробно описывала нетрадиционные и традиционные способы в статьях рубрики «Рисование».
При умелой организации домашних занятий, вы сумеете буквально влюбить ребенка в изобразительное искусство на всю жизнь. В результате вы вырастите нестандартную личность, способную к креативным решениям, к созиданию.

Что рисовать с детками? Вот, как раз зима, тема благодатная. Пальчиками ставим отпечатки белой краской – вот вам снег. Поелозили по бумаге – вот и снеговик растаял… Главное – это желание родителей дать малышу все необходимое для всестороннего развития как духовной личности.

Еще немного советов для неравнодушных родителей

Знаете, какой большой шаг в развитии для малыша – первая линия на бумаге карандашом? Это как первый шаг человека в космосе, не меньше! Особенно ценный этап, когда ребенок начинает «читать» свой рисунок, переходя от хаотичных штрихов к тем же штрихам, но осмысленным. Малыши одним и тем же способом изображают множество вещей – то это травка, то дерево, то дядя.

Детки досадовского возраста воспринимают нарисованное изображение как реальный предмет или существо. Изменение каракулей прямо связано с изменениями психики, ее созреванием. Не даром именно по детским рисункам работают психологи, поскольку это окно в мир малыша, который не может выразить словами свои переживания.

Взрослый в жизни малыша играет главную роль, поэтому в раннем возрасте основной способ обучения рисованию и другим видам творчества – демонстрация. Это значит, что вы показываете и помогаете ребенку рисовать. Водите его ручкой, закрепляете двигательные навыки. Повторюсь, что при этом все движения комментируем, задействовав слуховую и зрительную память.

Помните, что на раннем этапе жизни детей задачи такие: вызвать стойкий интерес к творчеству и привить навыки работы с инструментами и материалами. Важно изначально учить правильно использовать инструментарий, по назначению, но постепенно, по мере взросления, внедрять новые и нестандартные приемы и материалы.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник

Содержание:

  • Когда начинать рисовать грудничку?
  • С чего начинать грудничковое рисование?

В Европе грудничковое рисование практикуется уже на протяжении 20 лет. Грудничковое, или его еще называют младенческое, творчество предполагает рисование ребенка красками с 6 месяцев. Техника рисования — пальцы, ладошки. Малыш может работать как правой, так и левой рукой. Там же, на Западе, впервые стали проводить вернисажи, выставляя шедевры , написанные крошечными пальчиками. Врачи уверенны, что детские картины способны положительно влиять на психическое и эмоциональное состояние взрослых. Искусствоведы говорят об их сходстве с техникой художников-импрессионистов, основанной на интуитивном рисовании.

Когда начинать рисовать грудничку?

Практика показывает, что начинать приобщение малыша к прекрасному следует именно с 6 месяцев, можно позже, но не раньше, так как раньше чаще всего ребенок еще не готов физически. Подобное занятие предполагает физическую возможность сидения, а также к данному возрасту у ребенка неудержимой становиться тяга к познанию мира. Пальчиковые манипуляции способствуют развитию речи и психики. Работа с красками положительно влияет на цветовосприятие и память малыша. Приоритетом занятий рисованием должно быть желание гармоничного развития ребенка (интересного познания, организации интересного бодрствования), а не желание вырастить художника.

С чего начинать грудничковое рисование?

Детское рисование должно быть продумано и хорошо организовано. Подготовка рабочего инвентаря, рабочего места и одежды.

1. Рабочий инвентарь: Краска (в работе используются специальный вид краски, не вызывающий аллергии, пригодный для рисования ручками ребенка (а при желании — и ножками). Ребенок запускает пальчики в удобную баночку — и творит, делает отпечатки, ставит кляксы и т.д. Эта краска не приносит вреда ребенку даже при случайном попадании в ротик. Вот названия нескольких компаний — производителей, предлагающих ассортимент этих специальных красок: SES , Stilla . Бумага (в качестве полотна используется ватман, большой размер бумаги — раздолье для самовыражения малыша). Ребенку грудного возраста не достаточно размера листа А4, так как мелкая моторика и координация движений еще не достаточно развита, и ребенок начнет мазать краской все, что вокруг него. Одежда ребенка (для данного вида занятия желательно использовать специальную одежду, не стесняющую ребенка, а также вещи, при загрязнении которых не возникает сожаления); идеально подойдут старенькая футболка и штанишки, также желательно покрыть головку юного художника платочком.

Читайте также:  Гоу центр развития ребенка 272

Местом для детской студии может быть любая комната в квартире с большим количеством дневного света и отсутствием ковров и сложных в уборке поверхностей.

Перед началом занятий застелите пол полиэтиленовой пленкой. Заниматься рисованием с грудничком желательно на полу (при наличии подогрева полов) — у ребенка будет больше места для творчества и возможность свободного передвижения. Если возможности проведения занятий на полу нет, можно использовать маленькие стульчик и столик. Заниматься рисованием нужно днем, когда достаточно дневного света. Рисовать вечером не желательно, чаще всего ребенку уже достаточно впечатлений, полученных за день.

2. Организация процесса рисования. Обязательно предупредите ребенка, что вы будете рисовать, а также поясните, что сначала нужно надеть специальную “одежду художников”.

Для первых занятий достаточно использования двух цветов (краска находится в баночках-ведерках, комплекты красок состоят из 4 или 6 цветов). Вода при рисовании не используется, так как маленький ребенок может ее разлить или выпить. Предоставляйте малышу возможность самому выбирать цвет. В процессе рисования будьте терпеливы и занимайте позицию наблюдателя. Примите это необыкновенное творчество таким, какое оно есть, не пытайтесь показывать, как надо правильно рисовать . Очень важно поощрение деятельности ребенка со стороны взрослого и похвала. От эмоционального настроя взрослого во многом будет зависеть активность малыша.

После того, как ребенок уже познакомился с новым для него предметом ( краской), начните рисовать одновременно с ребенком, только на отдельном листе. Необходимым условием для успешного творческого процесса является возможность ребенка наблюдать за деятельностью взрослого.

3. Процесс детского рисования. Ребенок прикасается к краске, начинает медленно размазывать ее по бумаге, сжимает в кулачке (исследует материал). Чаще всего в активную деятельность включаются лишь небольшая часть детей, начиная интенсивно размазывать краску по бумаге. У большинства же детей активные действия возникают на втором, третьем занятии и позднее. Детям очень нравится двигать рукой, при этом малыш делает широкие размашистые движения, свойственные данному возрасту. Внимание ребенка привлекает пачкание, новые ощущения при соприкосновении с краской, “чваканье” при сжимании краски в ладошке. После шести месяцев чаще всего малыш уже понимает речь взрослого и значение действий. Рассказывайте ребенку, как называются предметы, которые вас окружают в процессе занятий, проговаривайте все его действия во время занятия и те цвета краски, которые малыш использует. Следует также учитывать, что в этом возрасте познание осуществляется посредством осязания. При попытках ребенка брать краску в рот объясняйте предназначение краски (“рисовать, а не кушать”).

С ростом ребенка меняется “техника” рисования, движения малыша приобретают более организованный характер. Как организующее начало выступает ритм. Многократно повторяющиеся хлопки ладошкой по краске, вызывающие еще больший восторг, приходят на смену активному размазыванию. Только спустя время ребенок обратит внимание на цветовые пятна — результат своей работы. Интерес к оставленному следу можно считать началом настоящей творческой деятельности.

Не стоит работы грудничка подвергать тщательному психологическому анализу и судить о его характере. Несомненно, внутреннее состояние малыша влияет на выбор красок, но при оценке работ необходимо учитывать не только возраст ребенка, но и сколько времени малыш рисует красками, мог ли он самостоятельно выбирать цвета, которые ему нужны в данный момент. Ребенок, впервые увидев краску, независимо от возраста вначале изучает ее качество, учится смешивать цвета, получая оттенки, а выражать свое внутреннее состояние с помощью цвета малыши могут только к полутора-двум годам, но это дети, которые прошли этап грудничкового рисования.

4. Периодичность и длительность рисования. Творческое “пачкание” можно устраивать раз-два в неделю. Желательно в первой половине дня, выбирая наиболее активное, эмоционально позитивное состояние ребенка (естественно, исключая занятия при плохом самочувствии ребенка или в случае, если ребенка что-то беспокоит). Рисование в первой половине дня поможет уберечь кроху от информационной и эмоциональной перегрузок. Первые занятия, как правило, самые непродолжительные и будут длиться всего две-три минуты. При условии регулярных занятий к годовалому возрасту это время увеличивается в десять раз. Очень важно в процессе рисования следить за реакцией и эмоциональным настроем и состоянием ребенка, так как он сам выступает временным “барометром” продолжительности занятий. Внезапное ухудшение настроения или попытки разбросать баночки с красками — сигнал к завершению занятия. Из-за возможности развития “синдрома отмены” не рекомендуется допускать длительных перерывов в рисовании даже в летний период. Творите на здоровье!

Мария Владимировна Гмошинская,
кандидат мед. наук, старший научный сотрудник
отдела детского питания ГУ НИИ питания РАМН

Статья предоставлена сайтом Раннее развитие детей

Источник

Роль рисования в развитии ребёнка.

«Рисовать надо, чтобы быть счастливым

 и дарить миру добро и красоту».

Вреж Киракосян.

Без музыкального слуха ребёнку нечего делать в музыкальной школе, при чрезмерной стеснительности ребёнку будет трудно на театральной сцене, а вот рисунок  подходит для любого ребёнка – в нём можно выплеснуть свои эмоции, для этого не нужны грандиозные умения, и это не менее увлекательно, чем играть со сверстниками в карты. Вот почему изобразительное искусство для детей играет такую важную роль.

Рисование является одним из самых интересных видов творческой деятельности детей дошкольного возраста. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» — пишет В. А. Сухомлинский. Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, так как функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение. Занимаясь рисованием,  дети узнают разные материалы (бумага, краски, мелки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними.   В процессе анализа работ в конце занятия дети рассказывают о своих рисунках и  высказывают суждения о работах других детей.

Читайте также:  Движущие силы источники психического развития ребенка

Хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. Занятия изобразительным искусством тренируют кисть и пальцы ребенка, что создает благоприятные условия для становления навыка письма. Создание образов и фантазий способствует развитию логического и пространственного мышления, развитию ассоциативного мышления, необходимых при освоении математики. Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.

Почему же стоит рисовать?

Польза рисования для детей бесспорна и научно обоснована, поскольку художественные занятия:

  • дарят радость. 

Рисование становится для ребёнка увлечением, приносящим огромное удовольствие, наслаждение, поскольку даёт свободу самовыражения; когда на белом листке «оживает» город или лес, – испытываешь неподдельное удовольствие.

  • развивают усидчивость и аккуратность.

 Удержать карандаш в руке — непростая задача для ребёнка, а изображение конкретного предмета и вовсе кропотливое и сложное занятие рисунок – это дело не 5-ти минут, для него нужна усидчивость, терпение, стремление, настойчивость и желание довести дело до конца. А эти качества личности являются очень важными в последующей жизни;

  • Развивает мелкую моторику

Рисование оказывает влияние на то, что принято называть «мелкой моторикой», то есть ребенок развивает кисти рук, пальцы. Это тонкие координации, которые с одной стороны укрепляют связи между нейронами мозга и нервами в кистях. С другой же стороны – обратные сигналы от непослушных еще пальцев заставляют мозг обрабатывать новые массивы информации и, следовательно, развиваться. Чем лучше он освоит этот этап, тем быстрее разовьётся речь.

  • тренируют память, внимание, улучшают пространственное воображение;

Развивая ассоциативное мышление, навыки ориентации в пространстве, проецирования на плоскости, рисование важно для школьников как ключ к пониманию математических, физических моделей и освоению других дисциплин;

  • помогают справиться с эмоциями, делая счастливее и свободнее

Поскольку через    рисунок малыш «выплёскивает» на бумагу свои чувства, которые в силу, возраста не может выразить с помощью речи; через рисунок ребенок самовыражается, проецирует на бумагу свое психологическое состояние.

  • ориентирует на результат

В процессе работы ребенок получает реальный результат – рисунок. Это учит его целеполаганию и формирует ориентацию на результативную деятельность;

  • развивают творческий потенциал. 

Создание рисунка или картины требует от ребенка экспериментирования, индивидуального видения предметов, предполагает креативность подхода к творческому процессу, именно в процессе работы над рисунком ребенок учится воспринимать свои ошибки – а как шанс создать нечто новое и уникальное. Такой подход помогает художнику раскрепоститься, стать самостоятельней и успешней;

  • учит видеть пропорции и глубину красок

Ребенок, пытаясь изобразить что-либо на бумаге, совершенно по-другому начинает относиться к окружающему его миру. Глядя на всё, он видит не хаотичные картинки, а соразмерности, пропорции, краски. Мир приобретает глубину и насыщенность;

  • успокаивают психику

Рисование считается успокаивающим и умиротворяющим занятием. Особенно полезно рисовать детям, склонным к капризам, депрессиям и неврозам; многие сравнивают рисование с медитацией. Художественное творчество позволяет расслабиться, «отключиться» от внешнего мира, в голове нет места бытовым мыслям;

  • помогают раскрыть индивидуальность. 

Рисуя, ребёнок ощущает себя не «песчинкой», а творцом, личностью, что делает его увереннее в себе и благотворно сказывается на самооценке; через живопись дети учатся творчески осмысливать окружающий мир и понимать, что каждый человек имеет собственное восприятие реальности, по-своему видит предметы и явления.

  • приобщает к общемировой культуре

Во время обучения детей рисованию происходит знакомство их с произведениями, написанными великими мастерами. А это, безусловно, расширяет кругозор, приучает мыслить шире, чем подсказывает повседневная жизнь.

  • Воспитывает доброту и справедливость

Рисование способствует воспитанию у детей доброты, справедливости и благородных           чувств, которые возникают у них в процессе рисования, в видении образов.

Таким образом, «Рисование помогает смотреть на мир иными, новыми глазами, начинаешь ещё сильнее любить природу, людей и животных. Начинаешь ещё сильнее всё ценить! Сам же процесс рисования вызывает неимоверные, восхитительные эмоции. Человек духовно обогащается и растёт над собой, развивается и раскрывает свои скрытые способности. Рисовать надо, чтобы быть счастливым и дарить миру добро и красоту», – Вреж Киракосян.

Источник