Раннее развитие ребенка по изо
Из опыта работы «Методы и приёмы обучения изобразительной деятельности детей раннего возраста».
Воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 303
Алексеева Елена Алимпиевна
Методика обучения детей изобразительной деятельности в раннем возрасте имеет свою специфику. Она вытекает из необходимости учитывать особенности детей раннего возраста. У малышей ещё не сформированы многие навыки, мал жизненный опыт, плохая координация движений, неустойчивое внимание, плохо развита речь, мышление, отсутствуют представления об окружающем. Маленькие дети ещё не могут преднамеренно изображать какие-либо предметы и явления, не могут отслеживать глазами движение карандаша по листу бумаги, в их рисунках нет замысла. Действия ребёнка с изобразительным материалом носят предметный характер. И даже если в процессе манипулирования на бумаге появляются следы от карандаша или фломастера, они не привлекают внимания ребёнка. Этот период исследователи называют доизобразительным этапом. Он имеет особое значение для развития изобразительных способностей, т.к. от манипуляции с карандашом, комком глины дети постепенно переходят к изображению предметов и явлений окружающей действительности. Как долго малыши задержатся на этом этапе развития, зависит от руководства изобразительной деятельностью взрослым. Задачи педагога на этом этапе заключаются в том, чтобы вызвать интерес к процессу рисования как к деятельности, дающей результат, познакомить малышей со свойствами изобразительных материалов, помочь овладеть разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм, создать необходимый эмоциональный настрой.
Изодеятельность в раннем возрасте возникает на основе подражания действиям взрослого, поэтому мы много рисуем в присутствии детей и советуем делать это родителям. Постепенно малыши начинают понимать, что карандаш оставляет след на бумаге, им можно рисовать. У детей возникает желание повторить эти действия вслед за взрослым.
Поскольку у малышей отсутствуют технические навыки – они не умеют держать карандаш, кисть – мы терпеливо их этому учим, постоянно обращая внимание на то, как ребёнок держит карандаш (кисть), чтобы у малыша не закрепился неправильный навык, который в дальнейшем будет тормозить выполнение более сложных рисунков. Занятия (особенно в начале года) мы проводим индивидуально или небольшими подгруппами (до 5 человек). Педагог при этом сидит за одним столом с детьми, чтобы он мог помогать каждому ребёнку. Длительность занятия в этом возрасте составляет 10 – 12 минут.
Учитывая особенности раннего возраста, для занятий изобразительной деятельностью мы стараемся подбирать сюжеты, близкие опыту ребёнка, рисовать конкретные предметы и явления, хорошо знакомые малышам. Чтобы малыши могли изобразить знакомый предмет или явление, они должны воспринять его целенаправленно. Для этого мы помогаем детям выделить значимые признаки предмета: цвет, форму, величину, расположение в пространстве; обращаем внимание на его детали. Во время прогулок предлагаем детишкам понаблюдать, как капают капли дождя, какая травка выросла на газоне, как кружатся в воздухе листочки, снежинки, мы идём по снегу и, за нами, остаётся цепочка следов, как едет по дороге машина и т.д.
Обучение рисованию мы начинаем с прямых линий (вертикальных, горизонтальных, прерывистых, наклонных, длинных и коротких), затем рисуем волнистые линии, спирали, а потом круги и овалы различной величины. Такое поэтапное обучение позволяет лучше закрепить каждый из навыков, не смешивая их. Постепенно, у малышей накапливая опыт изображения прямых и округлых линий, ребятишки открывают для себя обобщённые формы и линии как основу множества образов, учатся находить в них сходство с окружающими предметами и явлениями.
Чтобы дети лучше усваивали полученные навыки, необходимо не только планомерно и систематически проводить занятия, но и закреплять их в течение дня в детском саду и дома. Для этого мы даем задания на дом, чтобы дети рисовали знакомые картинки вместе с родителями.
В соответствии с особенностями детей раннего возраста, мы активно используем игровые приемы. Обыгрываем сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождаем рисование или лепку эмоциональным комментарием, обыгрываем с малышами готовые рисунки и поделки, а также используем стихи, загадки, потешки и т.д. Такой метод обучения помогает заинтересовать малышей, дольше удерживать их внимание, создаёт необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.
При обучении детей рисованию мы используем следующие методы и приёмы:
Рисование в воздухе – изображение линий и фигур в воздухе при помощи движений прямого указательного пальца ведущей руки или сухой кисти. Использование этого приёма помогает ребёнку ощутить правильное направление движения и запомнить его на двигательном уровне. Можно также рисовать на любой гладкой поверхности (стекле, столе).
Совместное рисование – совместные действия взрослого и ребёнка в процессе рисования. Вкладываем карандаш (кисть) в руку ребёнка, берем её в свою и водим по бумаге, создавая изображение. Одновременно комментируем рисунок (это капает дождик, распустился цветок, вот бежит зайчик: прыг-скок, так свети солнышко и т.д.). Использование этого метода позволяет научить ребёнка правильно держать карандаш (кисть), надавливать на карандаш во время рисования с определённой силой, набирать на кисть достаточное количество краски, изображать различные линии и фигуры.
Дорисовывание деталей – процесс завершения ребёнком рисунка, начатого взрослым. В качестве основы для рисования предлагаем ребенку заготовку, на которой изображена только часть рисунка, недостающие детали которого малыш должен дорисовать сам. Сюжет картинки обыгрывается и комментируется взрослым. Если занятие проводится индивидуально, можно не предлагать ребёнку заготовку для рисунка, а рисовать основные элементы рисунка у него на глазах. Этот приём помогает привлечь внимание ребёнка, вызвать у него интерес к процессу рисования. Взрослый рисует тучку, а дети – дождь (проводят прямые или прерывистые линии). Взрослый – круг солнца, а дети – лучи. Взрослый – шарики, а дети «привязывают» к ним ниточки. Использование этого метода обучения позволяет закрепить усвоенные ребёнком навыки (правильно держать карандаш, рисовать определённые линии и фигуры). При этом у нас появляется возможность планировать уровень сложности рисунка и время выполнения задания в зависимости от возраста детей в группе и уровня их умений.
Самостоятельное рисование – создание ребёнком рисунка по заданному взрослым сюжету или по собственному желанию. Мы используем этот метод, когда у ребёнка уже есть определённые навыки для их закрепления. На этих занятиях используем показ, при этом проводим последовательный показ каждого этапа, все действия сопровождаем комментариями. Если рисование проводится с подгруппой детей, не все малыши после показа могут сразу приступить к выполнению задания. Им индивидуально показываем, как выполнять данное задание. Когда у детей накапливается достаточный опыт, проводим рисование по готовому образцу.
Давая задания по линейному контуру («Травка для зайчат», «Расчески для кукол», «Мячики», «Рыбки плавают» и т. д.) мы используем для рисования в основном карандаши и фломастеры. А давая задания по цвету используем в основном гуашь. Такие задания направлены на передачу явлений действительности контрастом цветовых пятен. Благодаря цвету рисунок становится ярче, интереснее, живее. Темы таких рисунков выбираем самые разнообразные, но близкие опыту детей: «Светит солнышко», «Мой флажок как огонёк», «Летняя полянка» и т.д. При обучении детей рисованию красками, используем такие технические приёмы, как рисование мазков («Солнышко», «Покатился колобок по дорожке»), примакивание («Снег идёт», «В лесу поспели ягоды»), рисование тычком («Колючий ёжик», «Осенние листочки»), рисование
пальчиком («Красивые цветы», «Снежинки»). Используем также приёмы рисования ладошкой и штампами. На занятиях по рисованию красками используем те же сюжеты, с которыми дети уже знакомы по работе с карандашами, фломастерами. Например, то же самое солнышко или елочка могут изображаться посредством линий, нарисованных карандашом и краской при помощи пальчика или кисточки.
Использование выше перечисленных методов и приемов обучения детей изобразительной деятельности в раннем возрасте, помогает нам не только успешно обучать малышей различным техническим приемам, прививать им определенные навыки и умения, знакомить с изобразительными средствами, но и дает возможность заложить предпосылки для развития фантазии, творчества и воображения, помогает сформировать положительное отношение к изобразительной деятельности.
Источник
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Разноцветные ладошки»
на 2017-2018 учебный год
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Разноцветные ладошки» на 2017-2018 учебный год
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Волшебные ладошки рассчитана для работы с детьми от 4 до 7 лет и направлена на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные методы рисования, на формирование «культуры творческой личности»: развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самому реализоваться в различных видах и формах художественно – творческой деятельности.
Периодичность и продолжительность определена действующим СанПиН 2.4.1.3049-13.
План организации всех видов деятельности строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями воспитанников. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Поэтому проведение занятий планируется в разной игровой форме и с использованием нестандартных техник рисования с элементами аппликации и лепки. Проводятся некоторые занятия, учитывая их сложность, по подгруппам или всем коллективом детей, но обязательно с индивидуальным подходом к каждому ребёнку.
Пояснительная записка
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого – изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов и способствуют развитию воображения, творческого мышления и творческой активности. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности.
Актуальность:
Дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветные ладошки» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие») опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, развитие абстрактного мышления, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей. Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования
Хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных художественных техник рисования, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развитию творческого потенциала. Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании также способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности. Программа “Разноцветные ладошки» составлена на основе авторской И. А. Лыковой «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 4 – 7 лет «Цветные ладошки» и рассчитана на 4 года обучения.
Цель программы: формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности посредством нетрадиционных техник рисования.
Основные задачи:
- Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.
- Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования.
- Развивать у детей художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание, устойчивый интерес к художественной деятельности.
- Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом и творческую самореализацию.
Реализация дополнительной программы предполагает следующие ожидаемые результаты:
- Название основных цветов и полутонов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый, чёрный;
- Названия инструментов и материалов, применяемых в работе;
- Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
- Расширение и обогащение художественного опыта.
- Формирование умения взаимодействовать друг с другом.
- Овладение простейшими приемами рисования, развитие мелкой моторики пальцев рук.
Содержание программы
В дополнительной программе процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам – как праобраз будущей саморегуляции, самоуправления.
Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития ребёнка.
Реализация художественного и эстетического воспитания предусматривает:
– формирование первых представлений о прекрасном в жизни и искусстве, способности воспринимать его;
– формирование художественно-образных представлений и мышления, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;
– развитие творческих способностей в рисовании и лепке;
– обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;
– развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма.
В данной программе большое внимание уделено различным техникам работы детей с красками: рисование пальцами, рисование штампом, рисование кисточкой. Система занятий построена с учётом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, в субботу. Продолжительность занятий составляет 30 минут. Общее количество учебных занятий в год – 14ч.
Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать ,а самое главное самовыражаться.
Воспитатель призван пробудить в ребенке потребность к творчеству, открытиям, поиску нестандартных решений той или иной задачи или проблемы, общению на деловом уровне, а также формированию личностных качеств.
Особенности программы – это развитие индивидуальности каждого ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Исследования показали, что занятия рисованием формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют сенсорному развитию детей, дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.
Организуя работу по дополнительному образованию ,с использованием нетрадиционных техник рисования, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности
Формы проведения занятий:
- Теоретические
- Практические
- Групповые
В процессе совместного рисования используются различные методы и приемы:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные (показ иллюстраций и демонстраций)
- игровые
Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Виды проведения занятий
- пальчиковые игры и упражнения
- аппликация
- рисование
- работа с пластилином и другими различными материалами.
Рисование пальчиком или ладошкой – этот метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.
Техника «Прижми и отпечатай» – привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, крышки и т.д.)
Дети учатся смешивать краски, владеют способами нестандартного раскрашивания, экспериментируют с изобразительными материалами, умеют использовать трафареты и печатки. Используется прием рисования «Тычком» (жёсткая кисть, ватная палочка или рисование от пятна и т.д.) ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности .
Также дети знакомятся с техникой «Выдувания» посредством соломинки (трубочки от сока). Эта техника развивает фантазию детей, тренирует лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение. Закреплять навыки рисования ватными палочками. Распыление краски на лист бумаги (набрызг) – на ворс щётки или кисти для клея нанести краску, направлять её на лист бумаги (на расстоянии 10 см.) и резкими движениями пальца свободной руки о ворс (от листа бумаги к себе) распылять краску.Упражнять в рисовании пальчиками. Познакомить детей с техникой монотипии – обведение ладошки и кулака. Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них. Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу. Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку) .
Муниципальное общеобразовательное учреждение Городская средняя общеобразовательная школа города Калязина Тверской области
«Утверждаю»
Директор МОУ «ГСОШ:
___________ Е. Л. Лёвкина
Приказ № _______
«____» __________ 201__ г.
Программа дополнительного образования «Разноцветные ладошки»
на 2017-2018 учебный год
Режим работы:
1-4 недели
Суббота 10:00 – 12:00
Тематический план дополнительной общеразвивающей программы художественно-эстетической направленности «Разноцветные ладошки» на 2017-2018 учебный год
Цель : формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности посредством нетрадиционных техник рисования.
№ п/п | Тема | ||
практика | всего | ||
1 | Рисование пальчиками и ладонью | 5 | 5 |
2 | Рисование в технике печатания | 1 | 1 |
3 | Рисование ватными палочками | 4 | 4 |
4 | Тычок жесткой полусухой кистью | 1 | 1 |
5 | Обрывная аппликация с элементами рисования | 1 | 1 |
6 | Скатывание салфеток | 1 | 1 |
7 | Рисование манкой | 1 | 1 |
Перспективное планирование дополнительной общеразвивающей программы художественно-эстетической направленности «Разноцветные ладошки» на 2016-2017 учебный год
.
Цель : формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности посредством нетрадиционных техник рисования.
Календарно – тематическое планирование занятий
для детей 4-5 лет
№ п/п | Темы занятий | Дата |
1. | Игрушки | |
2. | Овощи | |
3. | Грибы | |
4. | Перелётные птицы | |
5. | Зимние забавы | |
6. | Новый год | |
7. | Обувь | |
8. | Посуда | |
9. | Дикие животные | |
10. | Животные жарких стран и севера | |
11. | Цветы | |
12. | Транспорт | |
13. | Насекомые | |
14. | Ягоды |
Календарно — тематическое планирование для детей 6-7 лет
№ | Тема занятия | Кол-во занятий |
октябрь | 1. «Техника пластилинографии». | 2 |
1. «Бабочки». | 1 | |
2.«Фруктовый натюрморт». | 1 | |
ноябрь | 2.Техника «Монотипия пейзажная». | 2 |
1. «Осенние листья» | 1 | |
2. «Вечерний закат». | 1 | |
декабрь | 3. «Техника ниткографии». | 1 |
1.Снежинки | 1 | |
4. «Техника «Кляксография с трубочкой». | 1 | |
1. «Зимний лес». | 1 | |
5. «Техника набрызга». | 3 | |
1. «Конфетти». | 1 | |
2. «Звездное небо». | 1 | |
3. «Праздничный салют». | 1 | |
6. Техника «Рисование по мокрому листу». | 1 | |
Малахитовая шкатулка | 1 | |
7. Техника «Оттиск пробкой». «Расписные тарелки». | 1 | |
март-апрель | 8. Техника рисования ладошкой. «Разноцветные рыбки». | 1 |
9. Техника рисования пальцами. «Озорные горошки на чашке». | 2 1 | |
8. «Украсим матрёшек». | 2 | |
Итого: | 14 ч. |
6. Ожидаемые результаты в младшем дошкольном возрасте.
Показатели успехов и достижений
На уровне ребенка:
- желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества;
- умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования;
- развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации, умений анализировать натуру;
- умение сочетать нетрадиционные изобразительные технологии для создания законченного образа; умение давать мотивированную оценку результатам своей деятельности; проявление желания участвовать в выставках детских работ;
- развитие чувства прекрасного.
На уровне педагога
- создание системы работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала;
- повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование, саморазвитие;
- поиск, развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах художественно-эстетического воспитания детей.
На уровне родителей
- повышение компетентности в вопросах развития творческого воображения дошкольников средствами рисования в нетрадиционных техниках.
- развитие интереса к художественной деятельности, к совместному с детьми творчеству.
На уровне педагогических технологий:
- обогащение методов, приемов и форм работы по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста.
Литература
1. И. А. Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 4-7 лет. Цветные ладошки» – авторская программа М. : «Карапуз-дидактика», 2007.
2. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» – М., 2012 г.
3.«Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева. Академия развития 2006 г.
4. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 4-7 лет»
5. Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования» – ООО «ТЦ Сфера»,2011 г.
6. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования»:КАРО, 2010. –
Источник