Раннее развитие ребенка по фрейду
Елена Кириллина
Стадии психосексуального развития по Фрейду. Что важно знать родителям!
Поговорим немного о стадиях психосексуального развития ребёнка (по Фрейду)
Современные родители знают, какое огромное влияние они оказывают на развитие малыша. Поэтому они все чаще стремятся взглянуть на мир глазами собственного чада. А как иначе понять кроху, помочь ему вырасти здоровой, полноценной личностью и просто хорошим человеком?
Зная механизмы развития психики, сделать это, безусловно, легче. Фрейд предложил свою оригинальную теорию развития психики ребенка, которая, несмотря на свой почтенный возраст, и сегодня не потеряла актуальности, а потому заслуживает внимания со стороны родителей.
Оговорюсь, сразу, я не считаю теорию Фрейда истиной или чем-то совершенно идеальным и универсальным правилом. Есть множество взглядов на развитие наших детей. Мне очень хочется рассказывать о разных взглядах на развитие ребёнка. И начну я с Зигмунда Фрейда.
С точки зрения психоанализа, в основе развития психики лежит сексуальность. Прежде чем стать взрослой, зрелой сексуальностью в том понимании, к которому мы привыкли, она проходит несколько стадий догенитального развития. Это означает, что в разные отрезки времени центром психосексуального переживания ребенка являются не гениталии, как у взрослых, а другие объекты.
Фрейд выделял следующие стадии психосексуального развития:
оральная стадия – от рождения до полутора лет;
анальная стадия – от полутора до трех лет;
фаллическая стадия – с трех до 6-7 лет;
латентная стадия – с 6 до 12-13 лет;
генитальная стадия – с начала пубертатного периода примерно до 18 лет.
Итак, что же нам, родителям важно знать?
Каждая стадия отвечает за формирование определенных черт личности человека. Как именно они проявят себя в будущем, напрямую зависит благополучного или неблагополучного течения той или иной стадии развития. Успех прохождения каждого этапа в свою очередь связан с поведением родителей по отношению к ребенку. Если в определенный период развития наблюдаются какие-либо отклонения и проблемы, может произойти «застревание», иначе говоря – фиксация. Фиксация на той или иной стадии развития приводит к тому, что взрослый человек сохраняет бессознательную память о конкретной психической травме или целиком о периоде. В минуты тревоги и слабости он как бы возвращается в тот период детства, когда имел место травматический опыт. В соответствии с этим, фиксация на каждой из перечисленных стадий развития будет иметь свои проявления во взрослой жизни.
А детские травмы – это чаще всего неразрешенные конфликты между родителями и ребенком.
Оральная стадия развития
Как понятно из названия, главным органом чувств малыша в этот период является рот и всё, что с ним связано. Именно с помощью рта он не только питается, но и познает окружающий мир, испытывает массу приятных ощущений. Поскольку ребёнок ещё не отличает своё тело и мать, воспринимает себя и маму как единое целое, а материнскую грудь – как продолжение себя самого. Материнская грудь приносит младенцу не только наслаждение и удовольствие, но и чувство безопасности, уверенности и защищенности.
Поэтому, то, как мама в этот период относится к нему закладывает отношение к самому себе, собственным зависимостям и доверием к миру в целом. Вот почему так важно на протяжении всего этого периода сохранять грудное вскармливание. Ведь для крохи просто не существует в мире ничего более важного, чем материнская грудь. Если же ситуация сложилась иначе, и малыш вынужден питаться искусственными молочными смесями, обязательно нужно брать его во время кормления на ручки, так, чтобы хотя бы частично воспроизвести ситуацию естественного вскармливания. Очень важен телесный контакт, кроха должен всем своим маленьким тельцем ощущать тепло мамы.
В этом возрасте карапузы часто беспокойны, когда мамы нет рядом. Они отказываются спать одни в кроватке, начинают кричать, даже если мама отлучается совсем ненадолго, постоянно просятся на ручки. Не отказывайте малышу. Приходя на его зов, выполняя его просьбы, вы не потакаете капризам, а подтверждаете его уверенность в себе и в окружающем мире. Строгость воспитания сейчас сыграет с вами и с ребенком злую шутку.
Фрейдвыделил два крайних типа материнского поведения:
• излишняя строгость матери, игнорирование потребностей ребенка;
• чрезмерная гиперопека со стороны матери, когда она готова предугадать любое желание ребенка и удовлетворить его раньше, чем он сам его осознает.
Обе эти модели поведения ведут к формированию у ребенка орально-пассивного типа личности. В результате появляется чувство зависимости, неуверенности в себе. В будущем такой человек постоянно будет ожидать от окружающих «материнского» отношения, испытывать потребность в одобрении, поддержке. Человек орально-пассивного типа часто очень доверчив, зависим.
Готовность откликнуться на плач младенца, продолжительное грудное вскармливание, тактильный контакт, совместный сон, напротив, способствуют формированию таких качеств, как уверенность в себе, решительность.
Во втором полугодии первого года жизни наступает орально-садистическая стадия развития. Она связана с появлением у ребенка зубов. Теперь к сосанию добавляется укус, появляется агрессивный характер действия, которым ребенок может реагировать на долгое отсутствие матери или отсрочку удовлетворения его желаний. Вследствие укуса стремление ребенка к наслаждению вступает в конфликт с реальностью.
Людям с фиксацией на этой стадии присущи такие черты, как цинизм, сарказм, склонность к спорам, стремление доминировать над людьми с целью достижения собственных целей.
Слишком раннее, внезапное, грубое отлучение от груди, пустышки, бутылочки вызывают фиксацию на оральной стадии развития, которая впоследствии проявит себя в привычке грызть ногти, обкусывать губы, мусолить во рту кончик ручки, постоянно жевать жвачку. Пристрастие к курению, чрезмерная болтливость, патологическая боязнь остаться голодным, желание плотно поесть или выпить в минуты особой тревоги и беспокойства тоже являются проявлениями фиксации на оральной стадии. Такие люди часто обладают депрессивным характером, для них характерно чувство нехватки, потери чего-то самого главного.
Что для нас, родителей, в этом важно:
Уметь разрешать исследовать мир и себя ртом;
Спокойно реагировать на все пачкания самого себя и других едой во время прикорма;
Что же касается сосаний пальца, троганий груди и тд. Это связующее звено между успокоителем-мамой (грудью) и собственной саморегуляцией. В идеале это потихоньку должно сходить на нет. Можно также пробовать использовать вместо груди игрушку. Это означает, что отучение от груди произошло с некоторыми остаточными явлениями. И сейчас важно учить переносить это на внутреннюю сторону. Показывать и рассказывать ребёнку о том, что он успокаивается с помощью груди, он просто к этому привык. Но это уже неприятно маме. И будет здорово преодолеть себя и научиться успокаиваться самому или с помощью игрушки. Это будет здорово, ведь это большая победа. В первую очередь над своими привычками.
Анальная стадия развития
Анальная стадия развития наступает примерно в полтора года и продолжается до трех лет.
Главное удовольствие данного периода, потребность – контроль над собственными выделениями. Вспомните, были ли у вас в детстве эксперименты с вашими фикалиями? Испачкаться, попробовать на вкус)
Будущие формы саморегуляции, самоконтроля берут, по мнению Фрейда, начало именно в этот период. Ребёнок воспринимает свои выделения как часть себя. Как относятся к ним, так и ко мне. Поедание экскрементов, означает, что я принимаю себя всего.
К этому важно относится толерантно.
Большинство родителей именно в промежутке от 1,5 до 3 лет начинают активно приучать ребёнка к горшку. Фрейд считал, что малыш получает огромное удовольствие от акта дефекации и, в частности, от того, что может самостоятельно контролировать столь ответственный процесс! В этот период ребенок учится осознавать собственные действия, и приучение к горшку – это своего рода экспериментальное поле, где ребенок может проверить свои способности и вдоволь насладиться новым умением.
Необходимо понимать, что интерес ребенка к собственным испражнениям на этой стадии развития вполне естественен. Малышу еще незнакомо чувство брезгливости, зато вполне понятно, что фекалии – это первая вещь, которой ребенок может распорядиться по своему усмотрению – отдать или, напротив, оставить в себе. Если мама и папа хвалят малыша за то, что он сходил на горшок, ребенок воспринимает продукты своей жизнедеятельности как подарок родителям, и последующим своим поведением стремится получить их одобрение. В свете этого попытки карапуза измазаться какашками или испачкать ими что-нибудь приобретают позитивный оттенок.
Фрейд обращает особое внимание на то, как именно родители приучают ребенка к горшку. Если они чересчур строго и настойчиво следят за соблюдением новых правил, или начали сажать кроху на горшок слишком рано (способность полностью контролировать анальные мышцы формируется только к 2,5 -3 годам, к тому же ругают и наказывают ребенка, когда тот отказывается сходить в туалет, стыдят малыша за промахи,тогда у малыша формируется один их двух типов характера:
• анально-выталкивающий. У ребенка может возникнуть ощущение, что только сходив на горшок, можно получить любовь и одобрение родителей; Людям этого типа свойственны такие черты, как склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность. Они считают трату денег обязательным условием проявления любви.
• анально-удерживающий. Действия родителей могут вызвать протест со стороны ребенка, отсюда проблема запоров. Для представителей этого типа характерны скупость, жадность, бережливость, усидчивость, пунктуальность, упрямство. Они не выносят беспорядка и неопределенности. Часто склонны к мезофобии (боязни загрязнения) и патологическому стремлению к чистоте.
В ситуации, когда родители ведут себя более корректно и хвалят малыша за успехи, а к неудачам относятся снисходительно, результат будет иным. Ребенок, чувствуя поддержку со стороны семьи, приучается к самоконтролю, формирует позитивную самооценку. В будущем такого человека отличает щедрость, великодушие, желание делать подарки близким.
Фаллическая стадия
Фаллическая стадия развивается в возрасте 3-6 лет. И она различается у мальчиков и девочек. Главные вопросы этого периода связаны с гениталиями. Исследование тела, ананизм, сортирный юмор, расспросы родителей. Причем Фрейд считал, что ребёнок хоть и смутно, но всё же осознает сам «первичный акт».
Ребенок активно интересуется собственными половыми органами. Он узнает, что мальчики и девочки непохожи друг на друга.
Кроху занимают вопросы отношений между полами.Именно в этот период дети задают сакраментальный вопрос: «Откуда берутся дети?» Не нужно воспринимать повышенный интерес ребенка к «запретной» теме, многочисленные «неприличные» вопросы и желание лишний раз потрогать собственные гениталии как ужасающее подтверждение того, что в семье растет маленький извращенец. Это нормальная ситуация развития, и лучше всего отнестись к ней с пониманием.
Строгие запреты, ругань и запугивания лишь нанесут малышу вред. Ребенок все равно не перестанет интересоваться темой полов, а страх быть наказанным может превратить его в невротика и в будущем сказаться на интимной жизни.
Самые разные школы психологии, говоря о развитии психики ребенка, называют 3-летний возраст критическим. Психосексуальная теория Фрейда не исключение. По его мнению, в этот период ребенок переживает так называемый Эдипов комплекс – для мальчиков; или комплекс Электры – для девочек.
Эдипов комплекс.
– это бессознательное эротическое влечение ребенка к родителю противоположного пола. Для мальчика это желание занять место отца рядом с матерью, стремление ею обладать. В этот период мальчик воспринимает мать как идеал женщины, положение отца в семье вызывает у ребенка зависть и желание соперничать. «Мама, я хочу на тебе жениться!» – вот фраза, говорящая сама за себя.
Папа представляется как конкурент. В этом возрасте часто можно услышать «пусть папа уйдёт», дети становятся более чувствительными к маме, обнимаются, хотят спать с мамой, убрав папу с кровати.
Адекватная позиция родителей – мама любит тебя и папу, спать она будет с папой также как и ты когда вырастишь будешь спать с женой.
Фиксация на данной стадии может выражаться как постоянное завоевывание женщин и потеря к ним интереса, они хвастливы и постоянно пытаются доказать, что он «настоящий мужчина».
В возрасте 6-7 лет мальчик начинает идентифицировать себя с отцом, а зависть и желание соперничества сменяется стремлением походить на отца, стать таким же, как он. «Мама любит папу, значит, я должен стать таким же смелым, сильным, как он». Сын перенимает у отца систему моральных норм, что в свою очередь создает предпосылки для развития супер-эго ребенка. Этот момент является заключительным этапом прохождения Эдипова комплекса.
Комплекс Электры
– вариант Эдипова комплекса для девочек – девочек соответственно тянет к отцу и появляется некоторая агрессия к матери.
Фиксация у девочек может приводить к постоянному флирту, невольному соблазнению и даже беспорядочным половым связям. .
Разрешение комплекса Электры происходит аналогично разрешению Эдипова комплекса. Девочка подавляет влечение к отцу и начинает идентифицировать себя с матерью. Становясь похожей на собственную мать, она тем самым увеличивает вероятность в будущем найти мужчину, похожего на отца.
Фрейд считал, что травмы в период Эдипова комплекса могут стать источником неврозов, импотенции и фригидности в будущем. Люди с фиксациями на фаллической стадии развития уделяют огромное внимание собственному телу, не упускают случая выставить его на показ, любят красиво и вызывающе одеваться. Мужчины ведут себя самоуверенно, иногда нагло. Любовные победы они ассоциируют с жизненным успехом. Постоянно стремятся доказать себе и окружающим свою мужскую состоятельность. При этом в глубине души они далеко не так уверены, как стараются казаться, ведь их все еще преследует страх кастрации.
Латентная стадия
С 6 до 12 лет сексуальные бури на время затихают, и энергия либидо направляется в более мирное русло. В этот период основное внимание ребенок уделяет социальной активности. Он учится устанавливать дружеские отношения со сверстниками, много времени посвящает освоению школьной программы, активно интересуется спортом, различными видами творчества.
Формируются новые элементы структуры личности ребенка – эго и супер-эго.
Когда малыш появляется на свет, все его существование подчинено единственному компоненту личности, которое Фрейд назвал «Оно» (Id). Оно – это наши неосознаваемые желания и инстинкты, которые подчиняются принципу удовольствия. Когда стремление к наслаждению вступает в конфликт с реальностью, из Оно постепенно начинает появляться следующий элемент личности «Я» (Ego). Я – это наши представления о себе, осознаваемая часть личность, которая подчиняется принципу реальности.
Как только социальное окружение начинает требовать от ребенка соблюдения определенных правил и норм поведения, это приводит к возникновению последнего, третьего элемента личности – «Сверх-Я» (Super-ego). Сверх-Я – это наш внутренний цензор, строгий судья нашего поведения, наша совесть. Помните, что именно здесь закладывается то, чем человек будет руководствоваться в жизни.
На этой стадии развития очень важно давать положительный пример, но, что, ещё важнее – уменьшайте количество тех установок, которые мешают вам самим жить. Типа «быть хорошим», «нельзя сильно радоваться, а то будет плохо», «любовь это боль» и прочее. Проработайте всё это до латентной стадии Вашего ребёнка. Дайте ему в жизни больше свободы и радости.
На латентной стадии развития все три компонента личности сформированы. Таким образом, на протяжении всего этого периода идет активная подготовка к завершающему этапу психосексуального развития – генитальной стадии.
Генитальная стадия
После латентной стадии к 12 годам начинает вновь включаться сексуальная энергия. Заканчивается примерно к 18 годам. Вместе с ней – агрессия и возбудимость. Всё это подкрепляется изменениями в гормонах. Всё это толкает подростков к действиям, различными способами пробовать удовлетворять собственные желания.
Символизирует становление зрелой, взрослой сексуальности, которая остается с человеком до конца жизни. В этот момент происходит объединение сразу всех предыдущих сексуальных стремлений и эрогенных зон. Теперь целью подростка является нормальное сексуальное общение, достижение которого, как правило, сопряжено с рядом трудностей. По этой причине на протяжении всего прохождения генитальной стадии развития могут появляться фиксации на различных предыдущих стадиях. Подросток как бы регрессирует к более раннему детству. Фрейд считал, что все подростки в начале генитального развития проходят гомосексуальный этап, который, однако, не обязательно носит ярко выраженный характер, а может проявляться в простом стремлении общаться с представителями своего пола. Если не происходит фиксации и родители дают ребёнку всё это прочувствовать, то этот интерес уходит.
Для успешного прохождения генитальной стадии необходимо занимать активную позицию в решении собственных проблем, проявлять инициативу и решительность, отказаться от состояния детской инфантильности и пассивности. В этом случае у человека формируется генитальный тип личности, который в психоанализе считается идеальным.
В заключение необходимо добавить, что психоаналитическое учение практически исключает благополучное прохождение всех стадий психосексуального развития. Каждый из рассмотренных этапов наполнен противоречиями и страхами, а значит, при всем нашем желании оградить ребенка от травм детства на практике это не представляется возможным. Потому правильнее было бы сказать, что у любого человека существуют фиксации на каждой из перечисленных стадий развития, однако у одного в большей степени преобладает и читается оральный тип личности, у другого – анальный, у третьего – фаллический.
При этом одно не подлежит сомнению: имея представление об особенностях протекания психосексуального развития, мы можем значительно снизить риск получения серьезных травм на той или иной стадии развития, способствовать формированию личности малыша с минимальным для него ущербом, а значит, сделать его немножко счастливее.
Источник
«-Ñåðüåçíîå îòíîøåíèå ê ÷åìó áû òî íè áûëî â ýòîì ìèðå
ÿâëÿåòñÿ ðîêîâîé îøèáêîé.
À æèçíü ýòî ñåðüåçíî?
Î äà, æèçíü ýòî ñåðüåçíî! Íî íå î÷åíü
»
Ëüþèñ Êýðîëë «Àëèñà â ñòðàíå ÷óäåñ»
Äåòñòâî ýòî íåïîâòîðèìûé ïåðèîä æèçíè êàæäîé ëè÷íîñòè, è ÷àñòè÷êà íàøåãî âíóòðåííåãî ðåáåíêà ïðîäîëæàåò æèòü âíóòðè íàñ âñå âðåìÿ. ×òîáû ïîíèìàòü ïðîöåññû, êîòîðûå ïðîèñõîäÿò â òå÷åíèå ðàçâèòèÿ ðåáåíêà, ñòîèò óäåëèòü âíèìàíèå îñíîâíûì ýòàïàì ðàííåãî ïñèõîñåêñóàëüíîãî ðàçâèòèÿ. Ìíîãèå èññëåäîâàòåëè èçó÷àëè ðàçâèòèå ðåáåíêà ñ ðàçíûõ ðàêóðñîâ, à èìåííî: Çèãìóíä Ôðåéä, Ïèàæå, Ìåëàíè Êëÿéí, Ôðàíñóàçà Äîëüòî è äðóãèå, ïîïðîáóåì ðàññìîòðåòü îñíîâíûå.
Çèãìóíä Ôðåéä, èçâåñòíûé ïñèõîàíàëèòèê, âûäåëÿë 5 ñòàäèé ïñèõîñåêñóàëüíîãî ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè:
Îðàëüíàÿ (0-18 ìåñ.)
Àíàëüíàÿ (18 ìåñ.-3 ãîäà)
Ôàëëè÷åñêèå (3 – 6 ëåò)
Ëàòåíòíàÿ (6 – 12 ëåò)
Ãåíèòàëüíàÿ (ïåðèîä ïîëîâîãî ñîçðåâàíèÿ è äî 22 ëåò)
Îðàëüíàÿ ñòàäèÿ
 ýòîò ïåðèîä (ñ ðîæäåíèÿ äî ïîëóòîðà ëåò) âûæèâàíèå ìëàäåíöà öåëèêîì çàâèñèò îò òîãî, êòî î íåì çàáîòèòñÿ, à îáëàñòü ðòà íàèáîëåå òåñíî ñâÿçàíà ñ óäîâëåòâîðåíèåì áèîëîãè÷åñêèõ ïîòðåáíîñòåé è ïðèÿòíûìè îùóùåíèÿìè.
Ãëàâíàÿ çàäà÷à, ñòîÿùàÿ ïåðåä ìëàäåíöåì â òå÷åíèå îðàëüíî – çàâèñèìîãî ïåðèîäà, çàêëþ÷àåòñÿ â çàêëàäêå îñíîâíûõ óñòàíîâîê: çàâèñèìîñòè, íåçàâèñèìîñòè, äîâåðèÿ è îïîðû â îòíîøåíèè äðóãèõ ëþäåé. Ñíà÷àëà ðåáåíîê íå â ñîñòîÿíèè îòëè÷èòü ñîáñòâåííîå òåëî îò ìàòåðèíñêîé ãðóäè è ýòî äàåò åé âîçìîæíîñòü ÷óâñòâîâàòü íåæíîñòü è ëþáîâü ïî îòíîøåíèþ ê ñàìîìó ñåáå. Íî ñî âðåìåíåì ãðóäü áóäåò çàìåùåíû ÷àñòüþ ñîáñòâåííîãî òåëà: ðåáåíîê áóäåò ñîñàòü ñâîé ïàëåö èëè ÿçûê, ÷òîáû óìåíüøèòü íàïðÿæåíèå, âûçâàííîå íåäîñòàòêîì ìàòåðèíñêîé çàáîòû. Ïîýòîìó òàê âàæíî íå ïðåðûâàòü êîðìëåíèå ãðóäüþ, åñëè ìàìà â ñîñòîÿíèè êîðìèòü ðåáåíêà ñàìà.
Ôèêñàöèÿ ïîâåäåíèÿ íà ýòîé ñòàäèè ìîæåò ïðîèçîéòè ïî äâóì ïðè÷èíàì:
- Ôðóñòðàöèÿ èëè áëîêèðîâêè ïîòðåáíîñòåé ðåáåíêà.
- Ãèïåðîïåêà – ðåáåíêó íå ïðåäîñòàâëÿåòñÿ âîçìîæíîñòåé ñàìîé óïðàâëÿòü ñâîèìè âíóòðåííèìè ôóíêöèÿìè.  ðåçóëüòàòå ýòîãî ó ðåáåíêà ôîðìèðóåòñÿ ÷óâñòâî çàâèñèìîñòè è íåêîìïåòåíòíîñòè. Âïîñëåäñòâèè, â çðåëûå ãîäû, ôèêñàöèÿ íà ýòîé ñòàäèè ìîæåò âûðàçèòüñÿ â âèäå «îñòàòî÷íîé» ïîâåäåíèÿ. Âçðîñëûé ÷åëîâåê â ñèòóàöèè ñèëüíîãî ñòðåññà ìîæåò ðåãðåññèðîâàòü è ýòî áóäåò ñîïðîâîæäàòüñÿ ñëåçàìè, ñîñàíèåì ïàëüöåâ, æåëàíèåì óïîòðåáëÿòü àëêîãîëü. Îðàëüíàÿ ñòàäèÿ çàêàí÷èâàåòñÿ, êîãäà ïðåêðàùàåòñÿ ãðóäíîå âñêàðìëèâàíèå è ýòî ëèøàåò ðåáåíêà ñîîòâåòñòâóþùåãî óäîâîëüñòâèå. È, ñîîòâåòñòâåííî, äëèòåëüíîå ãðóäíîå âñêàðìëèâàíèå, áîëüøå ïî âðåìåíè íåîáõîäèìûì, âûçûâàåò çàäåðæêó ðåáåíêà â ýòîé ñòàäèè, êîððåëèðóåò ñ çàäåðæêîé ðàçâèòèÿ.
Ôðåéä âûäâèíóë ïîñòóëàò, ñîãëàñíî êîòîðîìó ó ðåáåíêà, ïîëó÷èâøåãî ÷ðåçìåðíóþ èëè íåäîñòàòî÷íóþ ñòèìóëÿöèþ â äåòñòâå, ñêîðåå âñåãî ñôîðìèðóåòñÿ â äàëüíåéøåì îðàëüíî-ïàññèâíûé òèï ëè÷íîñòè.
Îñíîâíûìè åãî ÷åðòàìè ÿâëÿþòñÿ:
* Îæèäàåò îò îêðóæàþùåãî ìèðà «ìàòåðèíñêîãî» îòíîøåíèÿ ê ñåáå
* Ïîñòîÿííî òðåáóåò îäîáðåíèÿ
* ×ðåçìåðíî çàâèñèì è äîâåð÷èâ
* Èñïûòûâàåò ïîñòîÿííóþ ïîòðåáíîñòü â ïîääåðæêå è ïðèíÿòèè
* Æèçíåííàÿ ïàññèâíîñòü.
 òå÷åíèå âòîðîé ïîëîâèíû ïåðâîãî ãîäà æèçíè íà÷èíàåòñÿ âòîðàÿ ôàçà îðàëüíîé ñòàäèè – îðàëüíî-àãðåññèâíàÿ. Òåïåðü ó ìëàäåíöà ïîÿâëÿþòñÿ çóáû, áëàãîäàðÿ ÷åìó êóñàíèå è æåâàíèå ñòàíîâÿòñÿ âàæíûìè ñðåäñòâàìè âûðàæåíèÿ ôðóñòðàöèè, âûçâàííîé îòñóòñòâèåì ìàòåðè èëè îòñðî÷êîé óäîâëåòâîðåíèÿ. Ôèêñàöèÿ íà îðàëüíî-àãðåññèâíîé ñòàäèè âûðàæàåòñÿ ó âçðîñëûõ â òàêèõ ÷åðòàõ, êàê: ëþáîâü ê ñïîðàì, ïåññèìèçì, ñàðêàçì, öèíè÷íîå îòíîøåíèå êî âñåìó îêðóæàþùåìó. Ëþäÿì ñ ýòèì òèïîì õàðàêòåðà ñâîéñòâåííî ýêñïëóàòèðîâàòü äðóãèõ ëþäåé è äîìèíèðîâàòü íàä íèìè ñ öåëüþ óäîâëåòâîðåíèÿ ñîáñòâåííûõ ïîòðåáíîñòåé.
Àíàëüíàÿ ñòàäèÿ
Àíàëüíàÿ ñòàäèÿ íà÷èíàåòñÿ â âîçðàñòå îêîëî 18 ìåñÿöåâ è äëèòñÿ äî òðåõ ëåò.  òå÷åíèå ýòîãî ïåðèîäà ðåáåíîê ó÷èòñÿ ñàìîñòîÿòåëüíî õîäèòü â òóàëåò. Îí ïîëó÷àåò áîëüøîå óäîâîëüñòâèå îò ýòîãî êîíòðîëÿ, ïîòîìó ÷òî ýòî îäíà èç ïåðâûõ ôóíêöèé, êîòîðàÿ òðåáóåò îò ðåáåíêà îñîçíàííîñòè ñâîèõ äåéñòâèé. Ôðåéä áûë óáåæäåí, ÷òî ñïîñîá, êîòîðûì ðîäèòåëè ïðèó÷àþò ðåáåíêà ê òóàëåòó, âëèÿåò íà åãî ïîçäíåå ëè÷íîñòíîå ðàçâèòèå. Âñå áóäóùèå ôîðìû ñàìîêîíòðîëÿ è ñàìîðåãóëÿöèè áåðóò íà÷àëî â àíàëüíîé ñòàäèè.
Ñóùåñòâóþò 2 îñíîâíûõ ðîäèòåëüñêèå òàêòèêè, ñâÿçàííûå ñ ïðèó÷åíèåì ðåáåíêà êîíòðîëèðîâàòü ñâîè âíóòðåííèå ïðîöåññû. Ìû áîëåå ïîäðîáíî ïîãîâîðèì î ïåðâîé – ÷òî çàñòàâëÿåò, òàê êàê èìåííî ýòà ôîðìà ïðèíîñèò íàèáîëåå âûðàæåííûå íåãàòèâíûå ïîñëåäñòâèÿ.
Íåêîòîðûå ðîäèòåëè âåäóò ñåáÿ íå ãèáêî è òðåáîâàòåëüíî, íàñòàèâàÿ, ÷òîáû ðåáåíîê «ñåé÷àñ æå ñõîäèë íà ãîðøîê».  îòâåò íà ýòî ðåáåíîê ìîæåò îòêàçàòüñÿ âûïîëíÿòü ïðèêàçû ðîäèòåëåé è ó íåãî íà÷íóòñÿ çàïîðû. Åñëè ïîäîáíàÿ òåíäåíöèÿ «ñäåðæèâàíèÿ» ñòàíîâèòñÿ ÷ðåçìåðíîé è ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ íà äðóãèå âèäû ïîâåäåíèÿ, òîãäà ó ðåáåíêà ìîæåò ñôîðìèðîâàòüñÿ àíàëüíî-ñäåðæèâàþùèé òèï ëè÷íîñòè. Òàêèå âçðîñëûå î÷åíü óïðÿìû, ñêóïû, ìåòîäè÷åñêèå è ïóíêòóàëüíû. Èì ñëîæíî ïåðåíîñèòü áåñïîðÿäîê è íåîïðåäåëåííîñòü
Âòîðîé ðåçóëüòàò àíàëüíîé ôèêñàöèè, îáóñëîâëåííûé ðîäèòåëüñêîé ñòðîãîñòüþ ê òóàëåòó – ýòî àíàëüíî-îòòàëêèâàþùèé òèï ëè÷íîñòè. ×åðòû ýòîãî òèïà âêëþ÷àþò â ñåáÿ: ñêëîííîñòü ê ðàçðóøåíèþ, áåñïîêîéñòâî, èìïóëüñèâíîñòü.  áëèçêèõ îòíîøåíèÿõ â çðåëîì âîçðàñòå òàêèå ëþäè ÷àùå âñåãî âîñïðèíèìàþò ïàðòíåðîâ â ïåðâóþ î÷åðåäü êàê îáúåêòû âëàäåíèÿ.
Äðóãàÿ êàòåãîðèÿ ðîäèòåëåé, íàîáîðîò, ïîîùðÿåò ñâîèõ äåòåé ê ðåãóëÿðíîìó èñïîëüçîâàíèþ òóàëåòà è õâàëèò èõ çà ýòî.
Ñ òî÷êè çðåíèÿ Ôðåéäà, ïîäîáíûé ïîäõîä, ïîääåðæèâàåò ñòàðàíèÿ ðåáåíêà êîíòðîëèðîâàòü ñåáÿ, âîñïèòûâàåò ïîçèòèâíóþ ñàìîîöåíêó è äàæå ìîæåò ñïîñîáñòâîâàòü ðàçâèòèþ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé.
Ôàëëè÷åñêàÿ ñòàäèÿ.
Ìåæäó òðåìÿ è øåñòüþ ãîäàìè èíòåðåñû ðåáåíêà ñäâèãàþòñÿ â íîâóþ çîíó, îáëàñòü ãåíèòàëèé.  òå÷åíèå ôàëëè÷åñêèå ñòàäèè äåòè ìîãóò ðàññìàòðèâàòü è èññëåäîâàòü ñâîè ïîëîâûå îðãàíû, ïðîÿâëÿòü çàèíòåðåñîâàííîñòü â âîïðîñàõ, ñâÿçàííûõ ñ ïîëîâûìè îòíîøåíèÿìè.
Õîòÿ èõ ïðåäñòàâëåíèÿ î âçðîñëîé ñåêñóàëüíîñòè îáû÷íî íåðàçëè÷èìû, ëîæíûå, è î÷åíü íåòî÷íî ñôîðìóëèðîâàíû, Ôðåéä ñ÷èòàë, ÷òî áîëüøèíñòâî äåòåé ïîíèìàþò ñóòü ñåêñóàëüíûõ îòíîøåíèé áîëåå ÿñíî, ÷åì ïðåäïîëàãàþò ðîäèòåëè. Îñíîâûâàÿñü íà óâèäåííîì ïî òåëåâèçîðó, íà îïðåäåëåííûõ âûñêàçûâàíèÿõ ðîäèòåëåé èëè ðàññêàçàõ äðóãèõ äåòåé, à òàêæå ñ ó÷åòîì îòíîøåíèé ìåæäó ðîäèòåëÿìè, îíè ðèñóþò «ïåðâè÷íóþ» ñöåíó.
Äîìèíèðóþùèé êîíôëèêò â ôàëëè÷åñêîé ñòàäèè çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî Ôðåéä íàçâàë Ýäèïîâûì êîìïëåêñîì (àíàëîãè÷íûé êîíôëèêò ó äåâî÷åê ïîëó÷èë íàçâàíèå êîìïëåêñà Ýëåêòðû).
Îïèñàíèå ýòîãî êîìïëåêñà Ôðåéä çàèìñòâîâàë èç òðàãåäèè Ñîôîêëà «Öàðü Ýäèï», â êîòîðîé Ýäèï, öàðü Ôèâ, íåïðåäíàìåðåííî óáèë ñâîåãî îòöà è âñòóïèë â êðîâîñìåñèòåëüíóþ ñâÿçü ñ ìàòåðüþ. Êîãäà Ýäèï ïîíÿë, êàêîé óæàñíûé ãðåõ îí ñîâåðøèë, îí îñëåïèë ñåáÿ. Ôðåéä ðàññìàòðèâàë ýòó èñòîðèþ êàê ñèìâîëè÷åñêîå îïèñàíèå êðóïíåéøåãî èç ÷åëîâå÷åñêèõ êîíôëèêòîâ. Ñ åãî òî÷êè çðåíèÿ, ýòîò ìèô ñèìâîëèçèðóåò íåîñîçíàííîå æåëàíèå ðåáåíêà âëàäåòü ðîäèòåëåì ïðîòèâîïîëîæíîãî ïîëà è îäíîâðåìåííî óñòðàíèòü ðîäèòåëÿ ñâîåãî ïîëà.
Áîëåå òîãî, Ôðåéä íàõîäèë ïîäòâåðæäåíèå ýòîé êîíöåïöèè â ðîäñòâåííûõ ñâÿçÿõ è êëàíîâûõ âçàèìîîòíîøåíèÿõ, èìåþùèõ ìåñòî â ðàçëè÷íûõ ïðèìèòèâíûõ ãðóïïàõ.
 íîðìå Ýäèïîâ êîìïëåêñ ðàçâèâàåòñÿ íåñêîëüêî ïî-ðàçíîìó ó ìàëü÷èêîâ è äåâî÷åê. Ñíà÷àëà îáúåêòîì ëþáâè ó ìàëü÷èêà âûñòóïàåò ìàòü èëè ôèãóðà, åå çàìåùàþùàÿ. Ñ ìîìåíòà ðîæäåíèÿ îíà ÿâëÿåòñÿ äëÿ íåãî ãëàâíûì èñòî÷íèêîì óäîâëåòâîðåíèÿ. Îí õî÷åò âûðàæàòü ñâîè ÷óâñòâà ïî îòíîøåíèþ ê íåé òàê æå, êàê ýòî äåëàþò, ïî åãî íàáëþäåíèÿì, ëþäè áîëåå ñòàðøåãî âîçðàñòà. Ýòî ãîâîðèò î òîì, ÷òî ìàëü÷èê ñòðåìèòñÿ èãðàòü ðîëü ñâîåãî îòöà è â òî æå âðåìÿ îí áåññîçíàòåëüíî âîñïðèíèìàåò îòöà êàê êîíêóðåíòà. Ñòðàõ âîîáðàæàåìîãî íàêàçàíèÿ ñî ñòîðîíû îòöà Ôðåéä íàçâàë ñòðàõîì êàñòðàöèè è, ïî åãî ìíåíèþ, ýòî çàñòàâëÿåò ìàëü÷èêà îòêàçûâàòüñÿ îò ñâîåãî ñòðåìëåíèÿ.
 âîçðàñòå ïðèìåðíî ìåæäó 5 è 7 ãîäàìè Ýäèïîâ êîìïëåêñ ðàçâèâàåòñÿ: ìàëü÷èê ïîäàâëÿåò (âûòåñíÿåò èç ñîçíàíèÿ) ñâîè æåëàíèÿ â îòíîøåíèè ìàòåðè è íà÷èíàåò èäåíòèôèöèðîâàòü ñåáÿ ñ îòöîì (ïåðåíèìàåò åãî ÷åðòû). Ýòîò ïðîöåññ âûïîëíÿåò íåñêîëüêî ôóíêöèé: âî – ïåðâûõ, ìàëü÷èê ïðèîáðåòàåò êîíãëîìåðàò öåííîñòåé, ìîðàëüíûõ íîðì, óñòàíîâîê, ìîäåëåé ïîëî-ðîëåâîãî ïîâåäåíèÿ, îïèñûâàþùèå äëÿ íåãî, ÷òî ýòî çíà÷èò – áûòü ÷åëîâåêîì. Âî – âòîðûõ, èäåíòèôèöèðóÿ ñåáÿ ñ îòöîì, ìàëü÷èê ìîæåò óäåðæàòü ìàòü êàê îáúåêò ëþáâè ïóòåì çàìåùåíèÿ, ïîñêîëüêó òåïåðü îí èìååò òå æå àòðèáóòû, êîòîðûå ìàòü âèäèò â îòöà. Åùå áîëåå âàæíûì àñïåêòîì ðàçðåøåíèÿ ýäèïîâà êîìïëåêñà ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî ðåáåíîê ïåðåíèìàåò ðîäèòåëüñêèå çàïðåòû, òå îñíîâíûå ìîðàëüíûå íîðìû. Ýòî ïîäãîòàâëèâàåò ïî÷âó äëÿ ðàçâèòèÿ ñóïåð-Ýãî, òî åñòü ñîâåñòè ðåáåíêà. Èòàê Ñóïåð-Ýãî ÿâëÿåòñÿ ñëåäñòâèåì ðàçðåøåíèÿ ýäèïîâà êîìïëåêñà.
Âçðîñëûå ìóæ÷èíû ñ ôèêñàöèåé íà ôàëëè÷åñêîé ñòàäèè âåäóò ñåáÿ äåðçêî, îíè õâàñòëèâûå è îïðîìåò÷èâûå. Ôàëëè÷åñêèé òèïàæ ñòðåìèòñÿ äîáèâàòüñÿ óñïåõà (óñïåõ äëÿ íèõ ñèìâîëèçèðóåò ïîáåäó íàä ïðåäñòàâèòåëåì ïðîòèâîïîëîæíîãî ïîëà) è ïîñòîÿííî ïûòàþòñÿ äîêàçàòü ñâîþ ìóæåñòâåííîñòü è ïîëîâóþ çðåëîñòü. Îíè óáåæäàþò äðóãèõ â òîì, ÷òî îíè «íàñòîÿùèå ìóæ÷èíû». Ýòî òàê æå ìîæåò áûòü ïîâåäåíèå ïî òèïó Äîí Æóàíà.
Ôàëëè÷åñêèÿ ñòàäèÿ ó äåâî÷åê.
Ïðîîáðàçîì äëÿ äåâî÷êè â äàííîì ñëó÷àå âûñòóïàåò ïåðñîíàæ ãðå÷åñêîé ìèôîëîãèè Ýëåêòðà, êîòîðàÿ óãîâàðèâàåò ñâîåãî áðàòà Îðåñòà óáèòü èõ ìàòü è åå ëþáîâíèêà, è, òàêèì îáðàçîì, îòîìñòèòü çà ñìåðòü îòöà. Êàê è ó ìàëü÷èêîâ, ïåðâûì îáúåêòîì ëþáâè ó äåâî÷åê ÿâëÿåòñÿ ìàòü. Ñî âðåìåíåì äåâî÷êà ëèøàåòñÿ êîìïëåêñà Ýëåêòðû ïóòåì ïîäàâëåíèÿ âëå÷åíèÿ ê îòöó è èäåíòèôèêàöèè ñ ìàòåðüþ. Èíûìè ñëîâàìè, äåâî÷êà ñòàíîâèòñÿ áîëåå ïîõîæà íà ìàòü, ïîëó÷àåò ñèìâîëè÷åñêèé äîñòóï ê îòöó, óâåëè÷èâàÿ òàêèì îáðàçîì øàíñû âûéòè çàìóæ â áóäóùåì ìóæ÷èíû ïîõîæåãî íà íåãî.
Ó æåíùèí ôàëëè÷åñêàÿ ôèêñàöèÿ, êàê îòìå÷àë Ôðåéä, ïðèâîäèò ê ñêëîííîñòè ôëèðòîâàòü, îáîëüùàòü, à òàêæå ê áåñïîðÿäî÷íûì ïîëîâûì ñâÿçÿì, õîòÿ îíè ìîãóò èíîãäà êàçàòüñÿ íàèâíûìè è íåâèííûìè â ñåêñóàëüíîì îòíîøåíèè. Íåðåøåííûå ïðîáëåìû ýäèïîâà êîìïëåêñà ðàñöåíèâàëèñü Ôðåéäîì êàê îñíîâíîé èñòî÷íèê ïîñëåäóþùèõ íåâðîòè÷åñêèõ ìîäåëåé ïîâåäåíèÿ, â ÷àñòíîñòè èìåþùèõ îòíîøåíèå ê èìïîòåíöèè è ôðèãèäíîñòè.
Ñëåäóþùàÿ ñòàäèÿ ðàçâèòèÿ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé íàèáîëåå ñïîêîéíûé ïåðèîä.  ïðîìåæóòêå îò 6-7 ëåò äî íà÷àëà ïîäðîñòêîâîãî ïåðèîäà ëèáèäî ðåáåíêà ñ ïîìîùüþ ñóáëèìàöèè (ïåðåîðèåíòàöèè íà ñîöèàëüíóþ àêòèâíîñòü) íàïðàâëÿåòñÿ íàðóæó.  ýòîò ïåðèîä ðåáåíêà èíòåðåñóþò ðàçëè÷íûå èíòåëëåêòóàëüíûå çàíÿòèÿ, ñïîðò, îáùåíèå ñî ñâåðñòíèêàìè. Ëàòåíòíûé ïåðèîä ìîæíî ðàññìàòðèâàòü êàê âðåìÿ ïîäãîòîâêè ê âçðîñëåíèþ, êîòîðîå íàñòóïèò â ïîñëåäíåé ïñèõîñåêñóàëüíîé ñòàäèè.  ëè÷íîñòè ðåáåíêà ïîÿâëÿþòñÿ òàêèå ñòðóêòóðû, êàê Ýãî è Ñóïåð-Ýãî.
×òî ýòî òàêîå? Åñëè âñïîìíèòü îñíîâíûå ïîëîæåíèÿ òåîðèè Ôðåéäà î ñòðóêòóðå ëè÷íîñòè, òî ìîæíî ïðåäñòàâèòü ñåáå îïðåäåëåííóþ ñõåìó Ñóïåð-Ýãî – ýòî ñèñòåìà íîðì, öåííîñòåé, êàíîíîâ, ïðàâèë, èíà÷å ãîâîðÿ – ñîâåñòü ÷åëîâåêà è åãî íðàâñòâåííûé ó÷åò. Ñóïåð-Ýãî ôîðìèðóåòñÿ ïðè âçàèìîäåéñòâèè ðåáåíêà ñî çíà÷èìûìè ôèãóðàìè, â ïåðâóþ î÷åðåäü, ñ ðîäèòåëÿìè. Åãî îòâåòñòâåííîñòü çà íåïîñðåäñòâåííûé êîíòàêò ñ âíåøíèì ìèðîì, ýòî âçðîñëàÿ ÷àñòü ëè÷íîñòè, ýòî âîñïðèÿòèå, ìûøëåíèå, îáó÷åíèå. Èä – ýòî íàøè ñòðåìëåíèÿ, èíñòèíêòû, âðîæäåííûå è íåîñîçíàííûå ñêëîííîñòè, ýòî áåçãðàíè÷íîå áåññîçíàòåëüíîå è íàøà äåòñêàÿ ÷àñòèöà.
Òàêèì îáðàçîì, ñ âîçðàñòîì 6-7 ëåò ó ðåáåíêà óæå ñôîðìèðîâàíû âñå òå êà÷åñòâà ëè÷íîñòè è âàðèàíòû îòâåòíûõ ðåàêöèé, êîòîðûìè îíà áóäåò ïîëüçîâàòüñÿ â òå÷åíèå âñåé ñâîåé æèçíè. È â òå÷åíèå ëàòåíòíîãî ïåðèîäà ïðîèñõîäèò «îòòà÷èâàíèå» è óêðåïëåíèå åå âçãëÿäîâ, óáåæäåíèé, ìèðîâîççðåíèÿ.  ýòîò ïåðèîä ñåêñóàëüíûé èíñòèíêò ïðàêòè÷åñêè «äðåìëåò».
Ïîñëå çàâåðøåíèÿ ëàòåíòíîé ñòàäèè, êîòîðàÿ ïðîäîëæàåòñÿ äî íàñòóïëåíèÿ ïîëîâîé çðåëîñòè, íà÷èíàþò âîññòàíàâëèâàòüñÿ ñåêñóàëüíûå è àãðåññèâíûå ïîáóæäåíèÿ, à âìåñòå ñ íèìè èíòåðåñ ê ïðîòèâîïîëîæíîìó ïîëó è ðàñòóùåå îñîçíàíèå ýòîãî èíòåðåñà. Íà÷àëüíàÿ ôàçà ãåíèòàëüíîé ñòàäèè (ïåðèîäà, ïðîäîëæàþùåãîñÿ îò çðåëîñòè äî ñìåðòè) õàðàêòåðèçóåòñÿ áèîõèìè÷åñêèìè è ôèçèîëîãè÷åñêèìè èçìåíåíèÿìè â îðãàíèçìå. Ðåçóëüòàòîì ýòèõ èçìåíåíèé ÿâëÿåòñÿ õàðàêòåðíîå äëÿ ïîäðîñòêîâ óñèëåíèå âîçáóäèìîñòè è ïîâûøåíèå ñåêñóàëüíîé àêòèâíîñòè.
Ãåíèòàëüíûé õàðàêòåð – ýòî èäåàëüíûé òèï ëè÷íîñòè â ïñèõîàíàëèòè÷åñêîé òåîðèè. Ýòî ÷åëîâåê çðåëûé è îòâåòñòâåííûé â ñîöèàëüíî-ñåêñóàëüíûõ îòíîøåíèÿõ. Ôðåéä áûë óáåæäåí: äëÿ òîãî, ÷òîáû ñôîðìèðîâàëñÿ èäåàëüíûé ãåíèòàëüíûé õàðàêòåð, ÷åëîâåê äîëæåí áðàòü íà ñåáÿ àêòèâíóþ ðîëü â ðåøåíèè æèçíåííûõ ïðîáëåì, îòêàçàòüñÿ îò ïàññèâíîñòè, ñâîéñòâåííîé ðàííåìó äåòñòâó, êîãäà ëþáîâü, áåçîïàñíîñòü, ôèçè÷åñêèé êîìôîðò – ïî ñóòè, âñå ôîðìû óäîâëåòâîðåíèÿ, ëåãêî äàâàëèñü è íè÷åãî íå áûëî íóæíî âçàìåí.
“Äåòè ñðàçó è íåïðèíóæäåííî îñâàèâàþòñÿ ñî ñ÷àñòüåì, èáî îíè ñàìè ïî ïðèðîäå ñâîåé åñòü ðàäîñòü è ñ÷àñòüå!”
Â. Ãþãî
Îäíèì èç ñàìûõ èçâåñòíûõ èññëåäîâàòåëåé äåòñêîãî ðàçâèòèÿ áûë Ïèàæå.
Ïèàæå øâåéöàðñêîé ïñèõîëîã è ôèëîñîô, îñíîâàòåëü Æåíåâñêîé øêîëû ãåíåòè÷åñêîé ïñèõîëîãèè, áûë àâòîðîì òåîðèè êîãíèòèâíîãî ðàçâèòèÿ, ñîãëàñíî êîòîðîé ðàçâèòèå ðåáåíêà èìååò ñëåäóþùèå ñòàäèè:
Ñåíñîìîòîðíûé ïåðèîä (0-2 ãîäà)
Ýòîò ýòàï ðàçâèòèÿ ðåáåíêà õàðàêòåðèçóåòñÿ ïîíèìàíèåì îêðóæàþùåãî ìèðà ÷åðåç äåéñòâèÿ ñ ïîìîùüþ êîîðäèíàöèè ÷óâñòâåííîãî (ñåíñîðíîãî) îïûòà ñ ôèçè÷åñêèìè äåéñòâèÿìè.  ýòîò ïåðèîä íàáëþäàåòñÿ çíà÷èòåëüíûé ïðîãðåññ ðàçâèòèÿ âðîæäåííûõ ðåôëåêñîâ. Êàê èçâåñòíî, äåòè â ýòîì âîçðàñòå ïðåäïî÷èòàþò ñòèìóëû ÿðêîãî öâåòà, ñ ýôôåêòàìè áëåñêà, êîíòðàñòà, äâèæåíèÿ. Êðîìå òîãî, äåòè âûñòðàèâàÿ ñâîè ïîâåäåí÷åñêèå ñõåìû, ïûòàþòñÿ ïîâòîðèòü äåéñòâèÿ è äëÿ ýòîãî èñïîëüçóþò ñâîå òåëî. Ïðîèñõîäèò ïåðâûé êîíòàêò ðåáåíêà ñ ÿçûêîì.
Ïðåäîïåðàöèîííûé ïåðèîä (2-7 ëåò)
Íà÷èíàÿ ñ 3-õ ëåò, â æèçíè ìàëûøà ïðîèñõîäÿò âàæíûå èçìåíåíèÿ. Îí íà÷èíàåò ïðîõîäèòü ïåðâûå îáðàçîâàòåëüíûå ïðîãðàììû âíå äîìà, ó÷àñòâîâàòü â ó÷åáíîì ïðîöåññå. È ýòî î÷åíü âàæíûé ñîöèàëüíûé êîìïîíåíò. Ðåáåíîê íà÷èíàåò ñòðîèòü ñîöèàëüíûå îòíîøåíèÿ ñ äðóãèìè ëþäüìè, îñîáåííî â êðóãó ñâîèõ ñâåðñòíèêîâ. Ýòî èìååò îñîáîå çíà÷åíèå, ïîñêîëüêó ê ýòîìó ïåðèîäó, åãî ñîöèàëüíûå îòíîøåíèÿ ðàçâèâàëèñü òîëüêî â êðóãó ñåìüè.
Êàêèå ñðåäñòâà êîììóíèêàöèè èñïîëüçóþò äåòè â âîçðàñòå îò 2 äî 7 ëåò? Íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî â âîçðàñòå îò 2 äî 7 ëåò ñëîâàðíûé çàïàñ ðåáåíêà ñòðåìèòåëüíî óâåëè÷èâàåòñÿ, äåòÿì â ýòîò ïåðèîä, êàê ïðàâèëî, ñâîéñòâåííî «ýãîöåíòðè÷íîå ìûøëåíèå». Ýòî îçíà÷àåò, ÷òî ðåáåíîê îöåíèâàåò âñå, ÷òî ïðîèñõîäèò, â ñîîòâåòñòâèè ñ åãî èíäèâèäóàëüíûì æèçíåííûì îïûòîì.  ðåçóëüòàòå ÷åãî, åãî ìûøëåíèå â ýòîò ïåðèîä ÿâëÿåòñÿ ñòàòè÷åñêèì, èíòóèòèâíûì è ÷àñòî ëèøåííûì ëîãèêè. Ïîýòîìó, äåòè â âîçðàñòå äî 6 ëåò ìîãóò ñîâåðøàòü îøèáêè êàê â ìîìåíò èíòåðïðåòàöèè ñîáûòèé, òàê è â ìîìåíò âûðàæåíèÿ ñâîåãî ìíåíèÿ î òîì, ÷òî ïðîèñõîäèò.  ýòîò ïåðèîä äåòÿì ñâîéñòâåííî ãîâîðèòü î ñåáå â òðåòüåì ëèöå, òàê êàê ó íèõ ïîêà íåò ÷åòêî îïðåäåëåííîãî ïîíÿòèÿ «ß», êîòîðîå îòäåëÿåò èõ îò îñòàëüíîãî ìèðà. Äåòè â âîçðàñòå îò 2 äî 7 ëåò ïðîÿâëÿþò âûðàæåííûé èíòåðåñ è ñòðåìëåíèå ê çíàíèÿì. Íà ýòîì ýòàïå äåòè èìåþò ïðèâû÷êó ïðèäàâàòü ÷åëîâå÷åñêèå ÷óâñòâà èëè ìûñëè íåîäóøåâëåííûì ïðåäìåòàì, ýòîò ñèíäðîì íàçûâàþò àíèìèçìîì.
3. Ïåðèîä êîíêðåòíûõ îïåðàöèé (7-14 ëåò)
 ýòîì ïðåäïîñëåäíåì ïåðèîäå òåîðèè Ïèàæå äåòè íà÷èíàþò èñïîëüçîâàòü ëîãè÷åñêîå ìûøëåíèå â îïðåäåëåííûõ ñèòóàöèÿõ.  ýòîò ïåðèîä îíè ìîãóò âûïîëíÿòü çàäà÷è áîëåå ñëîæíîãî óðîâíÿ, óñïåøíî èñïîëüçóÿ ëîãè÷åñêèå è ìàòåìàòè÷åñêèå îïåðàöèè. Îäíàêî, íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî îíè äåëàþò çíà÷èòåëüíûé ïðîðûâ îòíîñèòåëüíî ïðåäûäóùåãî ïåðèîäà, íà äàííîé ñòàäèè êîãíèòèâíîãî ðàçâèòèÿ îíè ìîãóò ïðèìåíÿòü ëîãèêó ïîêà åùå ñ îïðåäåëåííûìè îãðàíè÷åíèÿìè: çäåñü è ñåé÷àñ, ÷òî íà äàííîì ýòàïå èì êàæåòñÿ íàìíîãî ëåã÷å. Îíè âñå åùå íå èñïîëüçóþò àáñòðàêòíîå ìûøëåíèå.
4. Ïåðèîä ôîðìàëüíûõ îïåðàöèé (äåòè è ïîäðîñòêè ñ 11 ëåò)
Ýòîò ïîñëåäíèé ïåðèîä õàðàêòåðèçóåòñÿ ïðèìåíåíèåì ëîãè÷åñêîãî ìûøëåíèÿ ïðè ëþáûõ îáñòîÿòåëüñòâàõ, â òîì ÷èñëå, êîãäà íóæíî ìûñëèòü àáñòðàêòíî. Íîâèçíà ýòîé ñòàäèè ïî ðàçâèòèþ èíòåëëåêòà ðåáåíêà, ïî ìíå