Раннее развитие ребенка от 3 лет литература

Раннее развитие ребенка от 3 лет литература thumbnail

1. Методика раннего развития Марии Монтессори

Автор: Виктория Дмитриева

Мария Монтессори один из 4 педагогов, которых ЮНЕСКО назвал основоположниками педагогического мышления в 20 веке. Автор книги Виктория Дмитриева адаптировала методику Монтессори под современные реалии. В книге подробно написано, как организовать процесс развития ребенка с первых дней его жизни, даны игры и упражнения, которые не только обучают ребенка, но и радуют его.

Суть методики в том, что ребенку предоставляется свобода выбора и действий  в установленных границах. Во время обучения, в специально оборудованном классе, ребенок сам выбирает для себя занятие и изучает что-либо не с помощью объяснений учителя, а при работе с учебными материалами.

2. После трех уже поздно

Автор: Масару Ибука

Масару Ибука — инженер и один из основателей компании Sony (внезапно!) в 1971 году написал книгу, где поделился  мыслями о воспитании детей в дошкольном возрасте. Его теория внесла изменения в традиционные методики воспитания, книга стала популярна в мире, ее называли «Книга века».

В 2011 году студия Артемия Лебедева переиздала эту книгу и она стала бестселлером на Ozon. В 2012 был издан сокращенный вариант книги для занятых пап. В 2016 году было напечатано 200 000 экземпляров, а скачали книгу 375 956 раз.

Идея книги заключается в том, что в течение первых трех лет жизни у ребёнка высокий потенциал к обучению, который нужно активно использовать. То, что в зрелом возрасте человек осваивает с трудом, ребенку удается намного легче. Главное знать, как и когда давать ребенку новые знания и опыт. Эта книга не практическое руководство о том, как заниматься развитием детей. Она объясняет, зачем это делать и как это повлияет на будущее ребенка.

3. 160 развивающих игр для детей от рождения до трех лет

Автор: Пенни Уорнер

Если предыдущая книга — теория, которая поможет сформировать модель воспитания, то «160 развивающих игр» — это практические советы. Книга поможет мамам и папам реализовать идеи раннего развития, про которые пишет Масару Ибука.

В книге собраны и адаптированы работы  мировых специалистов в области обучения детей с помощью игр. Какие-то игры покажутся знакомыми, а некоторые нестандартными и неожиданными, но каждая игра работает на развитие способностей и навыков. Автор учел все нюансы — от материалов и предметов, которые можно использовать для развивающих игр, до особенностей детской психики, которые необходимо учитывать, поощряя ребенка к новым достижениям.

4. Правила развития мозга вашего ребенка

Автор: Джон Медина

В этой книге молекулярный биолог-эволюционист простым и понятным языком рассказывает о том, как развивать мозг ребенка до и после рождения.

Джон Медина уделяет внимание как воспитанию и раннему развитию, так и здоровым отношениям в семье. Он развенчивает популярные мифы, например: «если во время беременности слушать классику, ребенок родится более развитым», «чем больше «полезных для мозга» игрушек, тем лучше» и другие.

Все рекомендации в книге основаны на последних научных достижениях в области развития мозга до рождения и в первые 5 лет жизни.

5. Тридцать миллионов слов. Развиваем мозг малыша, просто беседуя с ним

Автор: Дана Саскинд

Эта книга появилась благодаря детскому кохлеарному  хирургу (восстановление слуха) Дане Саскинд и научному исследованию 1995 года. Исследование показало, что дети, которые слышали больше слов до 4 лет были лучше готовы к школе и впоследствии владели большим лексиконом, лучше читали и сдавали тесты.

Дана заинтересовалась этим исследованием, основала организацию Thirty Million Word Initiative, разработала программы для развития детей с помощью активного общения и начала тестировать их в разных  демографических группах.

На основе своих исследований Дана вместе с коллегами написала книгу, где подробно рассказала, о том как правильно развивать речь ребенка, как раскрыть его потенциал.

Рекомендации в книге построены на трех тезисах:

  1. нужно слушать ребенка и активно разговаривать с ним о том, что ему интересно;
  2. использовать в речи описательные слова;
  3. вовлекать ребенка в беседу.

6. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей

Авторы: Джон Готтман, Джоан Деклер

Эмоциональный интеллект — это умение распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные и способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей, чтобы решать практические задачи.

Автор книги —  Джон Готтман, профессор психологии, основал Центр исследования семейных отношений в Сиэтле. За сорок лет он изучил тысячи супружеских пар и сделал открытия в области семейных отношений. Джон Готтман входит в список «Десять самых влиятельных терапевтов» по версии Psychotherapy Networker. Он автор 190 научных статей, а также автор и соавтор 40 книг.

Читайте также:  Игра как способ развития ребенка

Идея книги — задача родителя переживать эмоции ребенка вместе с ним, не подавлять негативные эмоции, а учить управлять ими. Все советы практические, и применимы к детям и взрослым. Книга легко читается, за счет того, что не перегружена терминами.

Еще один плюс — она имеет научную основу, все выводы сделаны на основании исследований 199 семей, приводятся в пример узнаваемые ситуации и модели поведения родителей и детей.

7. Рожденный читать. Как подружить ребенка с книгой

Автор: Джейсон Буг

В этой книге Джейсон Буг рассказывает о своем опыте обучения ребенка вовлеченному чтению. Свой опыт автор подкрепил мнениями не только специалистов по детскому развитию, но и учителей, библиотекарей, писателей и разработчиков приложений для цифровых устройств.

Идея интерактивного чтения с ребенком от главы к главе раскрывается все подробнее, сопровождается примерами и идеями, подходящими для детей разных возрастов. Если у родителей катастрофически нет времени на чтение, а воспитать «прирожденного читателя» хочется, Джейсон Буг вынес во введение к книге все ее основные идеи.

В качестве бонуса в конце:

  • список книг для детей от 0 месяцев до 6 лет, изданных на русском языке от Ольги Мяэотс, заведующей отделом детской книги и детских программ Библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино;
  • список книг, вышедших в России, для тех детей, которые не хотят читать.

8. Эйнштейн учился без карточек

Авторы: Кэти Хирш-Пасек, Роберта Михник Голинкофф

Главная идея книги — дети должны воспитываться в игровой форме. Здесь собрано 40 упражнений для развития детей от 0 до 6 лет.  Навязчивое и преждевременное обучение не нужно и может оказаться вредным. Дети, которые посещают кучу секций и у которых нет времени на обычные детские игры, только страдают от этого. Вместо затрат на развивающие игры, направьте усилия на общение и игру с ребёнком.

Примерно эту мысль пытаются донести до читателя два профессора психологии, которые специализируются на изучении поведения детей. В каждой главе приводятся научные исследования по теме, потом вывод и советы.

Источник

Родителям важно разбираться в различных пособиях, в том числе знать, какие развивающие книги для детей 3–4 лет предлагаются и какие лучше использовать. В то же время есть и такие, которые надо обойти стороной. Предлагаем небольшой обзор самых полезных книг современных авторов.

Описание возраста

3–4 года – это время, когда у ребенка возрастает познавательный интерес, ему хочется знать буквально все. И это – время для наиболее продуктивного обучения. Малыш, как губка, впитывает всю информацию, задает огромное число вопросов, иногда даже ставя родителей в тупик.

Вот почему важно подобрать и использовать качественные бумажные пособия, которые помогут крохе наилучшим образом узнать окружающий его мир. Это книги, зачастую иллюстрированные или «с секретом», наборы карточек, всевозможные таблицы и схемы.

Познавательные

«Секреты человека» Л. Стовелл

Книга поможет познакомить ребенка с внутренним строением человеческого организма, покажет работу различных систем органов в красочной и наглядной форме. Содержится следующая информация:

  • о дыхании;
  • пищеварении;
  • скелете и мышцах;
  • мозге;
  • органах чувств.

На страницах имеются отвороты, которые делают процесс знакомства более интересным. Родитель может прочесть текст, после чего – дать время ребенку на знакомство с картинками.

Серия «Кем быть» Карповой Инны

Эти небольшие книги помогут познакомить малыша с профессиями в увлекательной и наглядной форме. Картинки помогут четко понять специфику того или иного рода деятельности, например, пекаря, портного, шофера. Большой объем информации передан наглядно, ненавязчиво, вызывает желание узнать побольше.

Карьера Пресс, Серия «Кто у нас живет на даче»

Это пособие даст возможность познакомить ребенка с животными, которые обитают в пригороде. В книжках серии присутствует не только познавательный, но и развивающий элемент, они содержат несколько задач, благодаря которым малыш сможет потренировать свое мышление, логику, внимание, умение сосредотачиваться. Серия состоит из двух частей:

  1. Птицы.
  2. Букашки.

Можно предложить малышу обе, поскольку рассматривается различный материал.

Для внимания и памяти

Султанова Марина «Развитие внимания и памяти»

Яркое красочное издание для детей 3–4 лет с наклейками, простыми и лаконичными, которые не будут отвлекать внимание малыша. Задания интересные и разнообразные, однако некоторые родители отмечают, что для трехлеток они подходят идеально, а вот малышам постарше уже довольно просто и неинтересно.

Читайте также:  Значение речи в развитии ребенка раннего возраста

Развиваем нестандартное мышление. ТРИЗ для детей. Андрей Кашкаров

Данное издание отличается небольшим объемом, предназначено для ознакомления родителями, однако содержит задания для дошкольников. Сначала рекомендуется ознакомиться с теоретическими основами, затем – позаниматься с ребенком, выполнить несколько упражнений.

Методика формирования у дошкольников классификационных навыков. Сидорчук Т.А., Лилюх С.В.

Представляет собой методическое пособие, целью которого является активизация творческого потенциала у детей. Содержатся задания следующего плана:

  • развитие воображения;
  • изучение понятий «пространство», «объект» и «признаки объекта»;
  • развитие логики;
  • усиление творческих способностей дошколят.

Книга разделена на три части, первая посвящена формированию навыков пространственного ориентирования, проще говоря – содержит задания типа «да-нет», направленные на то, чтобы сформировать у ребенка четкое представление о пространстве.

Приведем пример задания.

Отгадай число от 1 до 100. Ведущий (родитель) загадывает число (предположим, 26), задача ребенка, задавая простые вопросы, предполагающие ответ «да» или «нет», угадать это число. При этом простого перечисления цифр быть не должно. Вот хорошие вопросы:

  1. Это число меньше 50? (родитель отвечает «да»).
  2. Это число больше 20? (родитель подтверждает).
  3. Это число больше 30? (нет).

И так далее. Важно научить ребенка задавать вопросы не наобум, а таким образом, чтобы отсекать как можно большее число неправильных вариантов. Например, первый вопрос из списка поможет убрать сразу 50 цифр, от 50 до 100. Аналогичных задач в пособии очень много.

Задания из второй части книги помогут познакомить малыша с предметами и реалиями живой и неживой природы, их классификацией. Основная форма работы – такие же вопросы типа «да/нет».

Наконец, третья часть подготовит малышей к самостоятельному составлению ситуационных загадок, то есть станет отличным тренажером логики и фантазии, умения не просто видеть какой-либо предмет, но и понимать его характеристики, в том числе неочевидные.

Гин С.И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду»

Это пособие для педагогов детских садов могут использовать и родители для развития малыша в домашних условиях.

Основной целью является формирование из дошкольника творческой мыслящей личности, которая способна искать нестандартные варианты решения задач. Конечно, пособие ориентировано в первую очередь на работе в ДОУ, однако отдельные элементы и задания могут быть взяты на вооружение родителями. Так, очень интересными представляются рекомендации, размещенные во введении:

  1. Проводить любое обучение ребенка в естественной для него среде, легкой и непринужденной обстановке, не навязывая скучные уроки, а превращая их в игру.
  2. Использовать специальную игрушку-помощника, которая будет предназначена исключительно для этих целей.
  3. В конце каждого занятия проводить с «учеником» анализ того, что удалось узнать, что получилось, а что – не очень, в чем была причина неудач.
  4. Использовать «тризовский подход» не только в обучении, но и в быту.

Большая часть задач ориентирована на возраст 4+, но отдельные примеры могут быть адаптированы для трехлеток.

Развитие речи

Малышам от 3 лет можно предложить рабочие тетради для детей-докшолят. Благодаря увлекательной и легкой форме изложения материала ребенок без проблем освоит даже самые трудные звуки, расширит словарный запас тематической лексикой, поможет освоить связную речь.

Задача родителей – подсказать малышу, как выполняются задания, показывать пример правильного произношения.

С окошками

Для малышей 3-4 лет особую ценность в книжках приобретает их красочное оформление, вот почему наиболее интересны для них цветные книжки с окошками. Преимущества подобных изданий:

  1. Возможность развития мышления, памяти, воображения в легкой ненавязчивой форме.
  2. Ребенок выполняет разноплановые задания одно за другим, учась переключаться с одного вида деятельности на другой.
  3. Узнает новую информацию, запоминает внешний вид различных объектов реального мира.
  4. Если использовать различные варианты литературы с окошками на одну и ту же тему, у ребенка сформируется понятие о том, что каждый объект действительности может быть представлен в различных интерпретациях.

Итак, рассмотрим список лучших книг для малышей, популярных у современных родителей. Прежде всего, это Брукс Фелисити «Мои первые слова». Это целая серия детских книжек, изготовленных из плотного картона, каждая из них способна стать любимой у маленького «читателя». Вот некоторые издания из серии:

  1. «Играем и учим цвета». Помогает решить актуальный для многих родителей вопрос о том, как познакомить малыша с миром цветов и оттенков в легкой непринужденной форме. Страниц немного, всего 16, но материал важный и интересный, подан в доступной для восприятия ребенком форме. Особенно понравится дошкольникам большое количество окошек.
  2. «Мой первый словарик». Очень интересное пособие с окошками для детей, которые учатся читать. Используются два типа заданий: слова скрываются под картинками с изображением животных и наоборот, под словом скрыто изображение предмета или существа.
  3. «Играем и учим числа». Красивое красочное издание, благодаря которому ребенок в наглядной форме получит представления о числах. Структура книжки очень проста: каждому числу посвящен собственный разворот, открыв который, ребенок попадает на яркие цветные страницы, в центральной части которых – окошко. Раскрыв его, можно увидеть определенное число предметов или живых существ.
Читайте также:  Условия для полноценного развития ребенка

Познакомить ребенка с геометрическими фигурами помогут книги «Кто бывает высоким» и «Кто бывает круглым». Издания яркие и красочные. Главными их персонажами являются животные.

Русское издание с картинками Елены Цветаевой «Где живет птичка» выполнено в позитивном добродушном стиле и помогает ребенку познакомиться с миром лесных обитателей и их жилищами. Главный герой – забавный щенок – непременно придется по вкусу детям 3-4 лет. Единственная сложность – родителям придется первое время читать текст, но очень скоро дети запомнят несложные фразы и смогут сами перелистывать страницы, проверяя, где кто живет.

Еще полезные книги

Вот еще несколько вариантов книжек с окошками для детей 3-4 лет:

  • «Волшебные створки». Позволяет малышу в ненавязчивой легкой форме получить информацию о строении человеческого тела и узнать массу других полезных фактов.
  • «Железная дорога». Позволяет «заглянуть» внутрь вагонов, узнать, что такое вагон-ресторан, как работает машинист, почему движется состав, какие кнопки и рычаги есть в кабине машиниста, в чем специфика высокоскоростного поезда и многое другое.
  • «В саду». Эта книжка с клапанами предполагает знакомство малыша с растительным миром, есть 4 задания на поиск предметов (например, найди картинку подсолнуха, цветущего и отцветшего). Очень важно правильно выполнить все задания одновременно. Подсказка имеется на последней странице пособия.
  • «В море». Знакомит с ребенком с миром обитателей моря и океана. Также есть 4 задания, 20 предметов для поиска.
  • «В лесу». Ребенку предстоит найти тайник для белки, познакомиться с местом жительства большой жабы, узнать интересный факт о летучих мышах.
  • «В джунглях». Еще одно занимательное пособие для изучения мира дикой природы. Дети узнают об особенностях хамелеона, попробуют найти следы слона, жирафа и бегемота, обнаружат льва, пантеру и розового фламинго. И, конечно, выполнят стандартные 4 задания. Книжка очень яркая, красочная, имеет все шансы на то, чтобы стать любимой.

Все перечисленные издания увлекательные и красочные. Однако следует отметить такие недостатки:

  • довольно внушительная стоимость;
  • если приобрести только одно подобное пособие, велик риск того, что оно быстро надоест малышу;
  • некоторые книжки снабжены текстом, поэтому без участия родителей обучающий процесс не продвинется.

Однако достоинств, без сомнения, больше.

Наборы карточек

Кроме книг для 3-4 лет можно использовать специальные карточки, плюсы и минусы которых представлены в таблице:

ПреимуществаНедостатки
Помогают ребенку узнать много нового об окружающем миреДорогая стоимость готовых наборов
Яркие и красочныеЕсли ребенок не приучен к порядку, может растерять в первый же день
Могут использоваться в различных играх и упражненияхНекоторые содержат текст, поэтому, если малыш не умеет читать, без помощи родителей не обойтись
Материал можно изучать постепенно – сначала показать ребенку несколько каточек, постепенно их число увеличитьОдни и те же карточки могут надоесть
Разнообразие вариантов – можно без проблем учесть вкус конкретного малышаВсе, что малыш хочет знать об окружающем его мире, невозможно уместить на небольшую по размерам карточку

В целом, плюсов много, карточки можно использовать для работы с дошкольниками, но они не должны стать единственным способом познания мира.

Очень хороший вариант – Гита Сташевская «Величина, цвет, форма. Набор развивающих карточек для детей 3-4 лет». Он снабжен «волшебным» маркером, поэтому забава обещает быть интересной. Есть следующие типы заданий:

  1. На поиск. Обвести все квадраты и окружности и найти самый большой круг.
  2. Соединение. Провести линию, объединяющую цветки одинакового цвета.
  3. Рассуждение. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу.
  4. Рисование. Специальный лист дает возможность изобразить «каляки-маляки».

В целом, развивающих пособий для 3-4 лет довольно много, самое главное при выборе – ориентироваться на вкус конкретного малыша, покупать те, которые будут ему полезны и интересны.

Источник