Раннее развитие ребенка методика домана

Раннее развитие ребенка методика домана thumbnail

Методика Глена Домана

В современном мире многие родители думают, что чем раньше они начнут развивающие занятия с ребенком, тем лучше. Думая о том, как это сделать лучше, они занимаются поиском подходящей методики. Одна из самых известных – это методика Глена Домана. Рассмотрим подробнее, каковы особенности этой методики и как она работает.

Раннее развитие ребенка методика домана

Из жизни Глена Домана

В 1919 году в одном из старейших городов США – Филадельфии – появился на свет Глен Доман. Окончив обучение в Пенсильванском Университете в 1940 году, он начинает свою трудовую деятельность врачом-физиотерапевтом в больнице. Именно здесь он начинает работу по исследованию того, как развивается детский мозг. Однако начало войны ее прерывает. В 1941 году Доман идет в армию добровольцем, пройдя обучение на пехотных офицерских курсах. Его служба оканчивается в звании командира пехотной роты с наградой крестом «За выдающиеся заслуги».

Раннее развитие ребенка методика домана

Вернувшись к медицине после войны, Глен Доман совместно с товарищами по работе начинает оказывать помощь в восстановлении детей с разными повреждениями головного мозга и серьезными поражениями нервной системы. В 1955 году им был основан некоммерческий Институт Развития Человеческого Потенциала. Теоретической и практической базой Института была методика Домана.

На протяжении более чем 20 лет, постоянно находясь в работе, проводя многочисленные исследования, опыты, эксперименты, делая выводы, приходя к каким-либо умозаключениям, Доман со своими коллегами-единомышленниками искали пути и возможности для излечения таких детей (с полной или частичной парализацией, сильным отставанием в развитии, неспособным к восприятию мира и общению). Они считали важным лечить первопричину – головной мозг, а не следствия поражений, т.е. тело.

Раннее развитие ребенка методика домана

В 1960 году Доман публикует в журнале «Американской Медицинской Ассоциации» статью о методической работе и проводимом лечении детей с повреждениями мозга и результатами их реабилитации. Именно тогда о нем узнали очень многие. Его деятельность совершила «мягкую научную революцию».

С этого периода вместе со своими соратниками Доман активно продолжал свою работу, разрабатывал и совершенствовал новые программы и методики для оздоровления ребят. За успехи в своей деятельности ему было вручено множество наград.

В книге «Гармоничное развитие ребенка» можно найти более полное описание его метода.

Раннее развитие ребенка методика домана

Когда можно начинать занятия

В результате своих наблюдений Доман пришел к выводу, что дети за всю свою жизнь не узнают столько, сколько информации могут усвоить в первые 6 лет жизни. Практически с рождения ребенок готов к познанию мира, его интересует все, что находится в его окружении. В таком возрасте вам не придется дополнительно мотивировать ребенка. Занятия необходимо проводить в форме занимательной игры.

По его мнению, приступать к обучению детей можно с 3 месяцев, ведь именно в этом возрасте кроха проявляет реакцию на предметы. Образовательный процесс начинается с демонстрирования карточек в течение короткого промежутка времени (буквально несколько секунд на карточку). Необходимо чтобы на карточках были представлены реальные предметы: овощи-фрукты, животные, мебель, транспорт, геометрические фигуры и т.д.

Раннее развитие ребенка методика домана

Методика Домана

Долгие годы Доман проводил различные исследования, сосредоточившись на работе с детьми, отстающими в развитии. Однако глядя на то, как их братья и сестры, которые были абсолютно здоровы, с интересом присоединялись к занятиям и добивались больших успехов, он создал методику, которая разработана с учетом и их интересов и потребностей.

Основные положения, на которые опирается методика:

  • Мозг человека растет и развивается, только находясь постоянно в работе.
  • Для достижения больших успехов в развитии интеллекта малыша нужно чтобы его мозг активно работал с рождения до 3 лет.
  • Физическое развитие играет немаловажную роль в созревании мозга и двигательного интеллекта.
  • До достижения ребенком 5 лет его мозг сам настроен на получение новых знаний, не возникает потребности дополнительно мотивировать ребенка к этому.

Раннее развитие ребенка методика домана

Принципы обучения по Доману

  • К процессу обучения необходимо приступать насколько возможно раньше, ведь чем дитя младше, тем проще ему будет научиться.
  • Не забывайте похвалить малыша и искренне порадоваться его успехам.
  • Ребенок – это тоже личность, к которой необходимо проявлять уважение и доверие.
  • Обучение должно проводиться с удовольствием.
  • Обучение должно проходить в соответствующей обстановке.
  • Занятие должно заканчиваться раньше, чем ребенку надоест или станет скучно.
  • Новую информацию для обучения нужно предоставлять очень часто.
  • Регулярность, последовательность и организованность занятий очень важны.
  • Не нужно проверять то, как малыш усвоил информацию.
  • Требуется тщательная подготовка к занятиям, делать все нужно заранее.
  • Немедленно прекращайте занятие, если вдруг малышу или вам стало скучно.

Раннее развитие ребенка методика домана

Физическое развитие

Именно физическому развитию Глен Доман уделяет большое внимание в своей системе. Он уверен, что оно напрямую взаимосвязано с развитием интеллекта ребенка. Именно поэтому нужно уделять внимание хорошему физическому развитию с рождения.

Потребности ребенка в плавании, хождении, ползании, хватании даны ему от природы. Необходимо с момента появления крохи на свет одобрять их развитие, предоставлять ребенку полную свободу движений. Помогая малышу быть активным с рождения, родители помогают ему развиваться интеллектуально намного быстрее, чем его ровесники.

Раннее развитие ребенка методика домана

Для физической активности малыша необходимо создать соответствующие условия.

В этом может помочь специальный трек для ползания. Необходимо, чтобы кроха располагался между его бортиками, практически касаясь их предплечьями и бедрами. Трек располагают под небольшим уклоном. Лучше всего, чтобы его поверхности были гладкими, не требуется никаких одеял или матрасов. Одевать кроху, ползающего там, нужно по минимуму.

Раннее развитие ребенка методика домана

В течение дня малыш должен проводить в нем не менее 3-4 часов. По такому треку ребенок сможет проползать довольно большое расстояние, а к 4 месяцам, при условии правильной организации, уже начнет активно ползать. Благодаря этому будет идти активное интеллектуальное развитие ребенка, его головного мозга и возможностей к восприятию нового.

С помощью трека происходит стимулирование врожденных рефлексов, имитирование внутриутробного пространства, когда кроха вспоминает свой первый рефлекс, с помощью которого он появился на свет.

Учите малыша преодолевать препятствия с помощью разнообразных валиков и лесенок. Вертите и крутите его как можно чаще, этим вы поспособствуете развитию чувства равновесия. Помогайте и поощряйте ребенка в его попытках ходить, бегать, плавать.

Читайте также:  Мамина школа методика всестороннего развития ребенка дома скачать бесплатно

Для новорожденных Глен Доман создал свою программу равновесия – динамическую гимнастику, которой с успехом вы можете воспользоваться в домашних условиях.

Раннее развитие ребенка методика домана

Суть методики Домана

Вместе с активным физическим развитием в это же время вы можете начинать интеллектуальные занятия. Для этого применяются карточки с крупными реальными картинками и подписью на них. С их помощью малыш легче усваивает новую информацию, получает нужную нагрузку для развития мозга.

Вы можете купить готовые комплекты карточек, найти их в интернете и распечатать на цветном принтере или сделать самостоятельно. Все карточки должны иметь белый фон, на каждой – только одна картинка. Подпись пишется снизу крупными буквами красного цвета. Как можно чаще предлагайте ребенку новую, интересующую его информацию. Если этого не делать, то ребенку очень быстро эти занятия станут не интересными.

Раннее развитие ребенка методика домана

В начале занятий вам потребуется 5 карточек одной тематической линии. Каждая карточка показывается малышу в течение 5-10 секунд, громко и четко читается название под ней. Примерно через три занятия, вы можете начинать заменять карточки по одной из набора. Показывать ребенку один набор можно только один раз за занятие. Заниматься нужно не менее 3 раз в день. Всего у вас получится не менее 15 показов карточек за день.

Чему бы вы не обучали ребенка, не ждите мгновенного результата. Вы увидите результаты тогда, когда ребенок будет готов вам их продемонстрировать. Будьте уверены: кроха все слышит и запоминает, занимаясь с ним, вы не проводите время впустую.

Раннее развитие ребенка методика домана

Как научить читать по системе Домана

Глядя на слова, которые написаны, ребенок не осознает их смысл. Если же ему вместе с показом слова озвучивать его, то сработает механическое запоминание, мозг малыша уяснит полученную информацию, связав ее воедино. Именно этим способом малыш начинает понимать законы чтения, точно так же как это происходило с развитием устной речи.

Глен Доман уверен, что начинать обучение чтению подобным образом можно уже полугодовалого кроху.

Для работы потребуются карточки с наборами слов. Их размер должен быть 10*50 см, текст ярко-красного цвета, шрифт 1,5 см по толщине, а высотой каждая буква должна быть 7,5 см. Не знакомьте ребенка со сложными словами в самом начале обучения. Постарайтесь подобрать такие слова, которые ребенок хорошо знает (мама, папа, дед, можно использовать названия предпочитаемых блюд, одежды, домашних любимцев).

Раннее развитие ребенка методика домана

Постарайтесь придерживаться следующей схемы обучения:

  • Набор слов – это группа из 5 слов, объединенных одной темой.
  • Заниматься необходимо по три раза ежедневно.
  • День первый. Продемонстрируйте ребенку один набор слов. Озвучивайте слова четким, ровным голосом. На каждое слово нужно тратить не более 15 секунд. Получается 3 занятий с одним набором слов.
  • День второй. К уже показанному набору слов, добавьте еще один. Получим 6 занятий в день (3 с изученным ранее набором слов, 3 с новым) и два набора слов.
  • День третий. Три набора слов и девять занятий.
  • День четвертый. Четыре набора слов и 12 занятий.
  • День пятый. Пять наборов слов и 15 занятий в течение дня.
  • День шестой. Вы добавляете еще один набор слов, но одновременно с этим из пяти предыдущих наборов исключаете по одному слову.

Придерживаясь такой схемы, вы постоянно будете заменять наборы слов, добавляя каждый раз новое. Сначала демонстрируйте слова, затем словосочетания, а далее можете попробовать демонстрировать целые предложения.

Раннее развитие ребенка методика домана

Как научить считать

Взрослые услышав слово «два» представляют себе цифру, а дети мыслят фактами. Они представят две точки, две конфетки, два яблока, но даже и не догадаются соотнести слово «два» с изображением цифры. Именно на эту специфическую для детей черту и опирался Доман, при создании методики. Позволив малышу взаимодействовать с конкретными фактами, а не абстрактными понятиями, вы дадите ему отличный шанс обучиться счету не пересчитывая, определять сколько изображено вещей, узнать об основных математических действиях.

Раннее развитие ребенка методика домана

Для обучения счету вам потребуется 100 карточек размером 27*27 см. На карточках в разбросанном виде изображаются красные точки от 1 до 100. Их диаметр не должен превышать 2 см. На занятиях ребенок первоначально освоит понятие «количество», затем понятие «уравнение». После этого можно приступать к обучению решать задачи. Только потом по Доману можно познакомить ребенка с графическим изображением чисел, понятием «цифра». В последнюю очередь приступайте к решению цифровых уравнений.

Принцип обучения математике схож с обучением чтению. Только вначале занятий необходимо уделить достаточно внимания набору карточек от 1 до 5, и от 5 до 10.

Знакомить с основными действиями нужно также с помощью точек. Например, при обучении вычитанию 2 из 3, проговаривая действие (три минус два равно один) продемонстрируйте соответствующие карточки с тремя точками, знаком «минус», двумя точками, знаком «равно», одной точкой.

Раннее развитие ребенка методика домана

Даже за полминуты можно многому научить

В сравнение человеческому мозгу, Глен Доман ставит совершеннейший компьютер, который подводит итоги исходя из фактов. Он считает, что абсолютно бесполезно что-то долго объяснять ребенку и ждать от него потом умных мыслей и верных решений о совершаемых поступках. Ребенку необходимо предоставлять точную, доступную, четкую информацию. Для пояснения сказанного он приводит следующий пример.

Читайте также:  Музыкальное развитие ребенка в творческой деятельности

Глядя на собаку, ребенок интересуется у вас о ней. Что вы можете сделать:

  • отмахнуться от него со словами: «Отстань, мне некогда»;
  • сообщить крохе: «Это гав-гав»;
  • коротко ответить: «Это собака»;
  • сказать: «Это собака породы сенбернар»;
  • продемонстрировать картинки с собаками;
  • показать картинки с различными породами собак и сказать: «Смотри, здесь везде изображены животные, которых называют собаки, но они могут быть разными. Есть пудель, немецкая овчарка, доберман, чау-чау, такса» и т.д.

Из последнего ответа малыш сможет сам сделать маленькое открытие для себя, поняв, что у всех собак есть общие черты – это количество лап, наличие хвоста, шерсти, но при этом они могут различаться по окрасу, размеру, длине шерсти, хвоста, форме ушей и пр. Таким образом, всего за полминуты ребенок сможет совершить огромную интеллектуальную работу и ускорить деятельность мозга.

Раннее развитие ребенка методика домана

Получение энциклопедических знаний

Если следовать Доману, то надо понимать, что целью жизни человека является получение многосторонних знаний об окружающем мире. Объяснения и разъяснения для детей не принесут никакой пользы, их мозг способен воспринимать только факты.

Для того, чтобы обучение по карточкам давало ребенку поистине энциклопедические знания необходимо чтобы:

  • все детали на карточках было видно отчетливо;
  • на каждой карточке был изображен только один предмет;
  • все изображенные предметы имели название;
  • ребенку этот предмет ранее был незнаком;
  • карточки были достаточно большие (28*28 см);
  • карточки были чистые.

Заниматься с карточками необходимо в среднем по 30 секунд.

Раннее развитие ребенка методика домана

Отрицательные моменты

Казалось бы, все в методике Домана изложено понятно, доступно, четко и логично. Однако, как и в любой другой методике, у нее есть свои отрицательные моменты.

  • Ребенку мало только знать факты, он должен уметь применять их в жизни, пользоваться ими. Иначе вся информация, которую он получает, будет просто хламом в его голове.
  • Большая нагрузка на мозг малыша может привести к негативным последствиям в виде психических расстройств, перепадов настроения, отсутствия аппетита, проблем в общении, повышенной тревожности, ранимости, чувствительности.
  • Необходимо, чтобы обучение соответствовало возрасту ребенка. Если малыш видит собаку, то он соотнесет ее образ со словом «собака», а по Доману это слово у него будет вызывать ассоциацию с карточкой. К примеру, увидев жирафа или слона в действительности, кроха может их просто не узнать.
  • Пассивность ребенка, отсутствие творческих и созидательных моментов в обучении. Ребенок не учится самостоятельно находить информацию, любознательность притупляется.
  • Малышу практически не остается времени для общения с друзьями, игры. Не уделяется внимание эстетическому, эмоциональному, нравственному развитию. Родители очень много времени проводят в подготовке к занятиям: делают карточки, рассортировывают, подбирают подходящие и т.д.
  • Задействуются не все органы чувств. Нет тактильного развития, не используется обоняние и вкусовые рецепторы.
  • Механическое запоминание слов при обучении чтению. Если ребенку в тексте встретятся незнакомые слова, он не сможет его прочитать и понять смысл прочитанного.
  • Согласно методике, необходимо сопровождать читаемый текст показом картинок. Ребенку в дальнейшем будет тяжело научиться читать тексты без иллюстраций, он с трудом будет понимать прочитанное. Все это может привести к отсутствию у малыша желания заниматься тем, что ему неинтересно или плохо получается.
  • Отсутствие активной игровой деятельности, в которой ребенку проще всего усвоить новую информацию.

Раннее развитие ребенка методика домана

Заключение

Методика Глена Домана может очень помочь родителям в развитии их детей и даже вырастить гениев и вундеркиндов. Однако необходимо учитывать возрастные возможности вашего малыша, подходить к занятиям грамотно, следить за состоянием здоровья ребенка, учитывать его индивидуальные возможности. Нельзя заставлять ребенка заниматься. Лучше всего проводить комплексные занятия в игровой форме и не забывать хвалить и поощрять за каждое, пусть даже маленькое достижение.

Раннее развитие ребенка методика домана

Посмотрите следующие видео, в котором раскрываются особенности методики Глена Домана.

Источник

Одна из главных идей программы Г. Домана базируется на том, чтобы максимально задействовать в работу детский мозг. Ведь до 6 лет мозг ребенка активно растет и развивается, позволяя ему усваивать большое количество новой информации. Доман проводил различные исследования, которые подтвердили развитие детского мозга при его активной работе. Продуманная методика Домана позволяет родителям способствовать активному развитию своего чада, используя проверенные принципы.

КТО ТАКОЙ ГЛЕН ДОМАН?

Глен Доман популярный американский ученый, более известный, как автор одной из самых востребованных программ, направленных на раннее развитие детей. Доман врач-нейрохирург из Филадельфии. После Второй мировой войны ученый начал работу над своей уникальной теорией.

Заручившись поддержкой коллег, Глен начал активную деятельность, направленную на работу с детьми, у которых отмечали нарушения нервной системы и повреждения головного мозга. Такие работы получили большой успех, потому в 1955 году ученый открыл собственный институт Развития Человеческого Потенциала.

Будущая методика Глена Домана строилась на том, что врач старался стимулировать резервные клетки головного мозга, используя различные внешние раздражители. Речь идет о тех клетках, которые не были поражены в результате тяжелого заболевания. Это позволило ученому получить достаточно интересные и важные заключения: во время активной стимуляции одного из органов чувств, появляется высокая вероятность достичь желаемого резкого увеличения активности мозга.

Специально для детей были разработаны уникальные программы, за счет которых малыши имели возможность осваивать чтение, учится правильно считать.

ПРИНЦИПЫ МЕТОДИКИ

Методика развития Домана строится на определенных принципах:

  • Начинайте развитие ребенка как можно раньше. Глен уверен, что решающий этап в развитии малыша наступает сразу после его рождения и длится до 6 лет. В этот промежуток родители должны постараться заложить в собственное чадо основные знания и все необходимые навыки. В дальнейшем их нужно будет активно развивать.
  • Выбор времени. Все домашние упражнения нужно проводить тогда, когда малыш чувствует себя отдохнувшим и сытым. Важно, построить каждое занятие исключительно на положительных эмоциях. Игровая форма способствует улучшенному усвоению новой информации.

Уважение к ребенку. В семье необходимо создать доверительные взаимоотношения со своим чадом, где он будет ощущать родительскую поддержку. Необходимо относится к ребенку как к взрослому человеку: не рекомендуется коверкать названия предметов или сюсюкаться с малышом.

  • Нужно вовремя останавливаться. Все занятия должны заканчиваться до того, как ребенок почувствует усталость. Ведь с первых уроков у детей формируется отношение к учебе, потому важно создать положительный настрой.
  • Планирование задач. Методика принесет желаемые результаты, если каждый урок будет систематическим и последовательным. Родители должны самостоятельно изучить весь материала и грамотно спланировать каждое следующее занятие.
Читайте также:  Занятия для развития познавательной сферы ребенка 10 лет

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПО МЕТОДИКЕ ДОМАНА

Доман, методика раннего развития которого известна по всему миру, активно работал над физическим развитием малышей. Ученый пришел к заключению, что родители должны предоставить возможность своему малышу двигаться с первых дней своей жизни. Благодаря таким занятиям, уже в первый месяц малыш с легкостью сможет преодолевать расстояние до 1 м каждый день.

Ведь дети, которых родители пеленали с самых первых дней их появления, более апатичны. Они не могут сделать то, что им хочется. Это негативно сказывается на их психологическом развитии, что может проявиться ближе к подростковому возрасту.

Согласно системе раннего развития ученый рекомендует родителям выполнять различные гимнастические упражнения для младенцев. Однако особое внимание следует уделить именно ползательному рефлексу, что способствует активному развитию и росту нижних отделов мозга. Для этого с самого рождения младенца помещают в специальный трек для ползания.

КАК НАУЧИТЬ ЧИТАТЬ ПО МЕТОДИКЕ ДОМАНА

Чтобы ребенок смог освоить чтение в раннем возрасте, Доман предлагает родителям вместе со своим чадом пройти 5 важных этапов:

  • Отдельные слова. На первом этапе необходимо использовать только 15 слов. После изучения этих слов можно переходить к дальнейшему пополнению словарного запаса.
  • Словосочетания. Это промежуточный этап между чтением отдельных слов и целых предложений. Для этого родители должны составить отдельные комбинации из тех слов, которые уже хорошо знакомы ребенку.

Построение простых предложений. Используем уже выученные словосочетания и составляем набор из 5-ти предложений, которые необходимо ежедневно повторять вместе с малышом.

  • Распространенные предложения. На этом этапе ребенок имеет возможность понимать полноценные предложения и правильно выражать свои мысли. Родители должны дать ребенку возможность самостоятельно составить предложения из слов, которые ему больше всего нравятся.
  • Книги. Важно научить маленьких непосед работать с мелким печатным текстом, где на одной странице содержится большое количество слов.

Методика базируется на принципе подачи и изучении материала от простого к сложному, что позволяет ребенку постепенно развиваться в нормальном темпе.

КАК НАУЧИТЬ СЧИТАТЬ ПО МЕТОДИКЕ ДОМАНА

Дети в раннем возрасте привыкли мыслить фактами. К примеру, если взрослый человек услышит слово два он представит цифру 2, а ребенок представит у себя в голове две точки. Потому важно предоставить малышу все факты, которые помогут ему в будущем моментально определять количество предметов, не пересчитывая их.

Для эффективного обучения родителям рекомендуется изготовить 100 карточек, размером примерно 27х27 см. На каждой карточке нужно нарисовать точки от 1 до 100 в хаотичном порядке. Диаметр каждой точки должен составлять порядка 2 см.

На начальном этапе нужно задействовать в работу только два набора карточек это модели с точками от 1 до 5 и от 6 до 10.

Последовательность освоения нового для малыша материала выглядит следующим образом:

  • На первом этапе важно, чтобы малыш осознал такое понятие, как количество.
  • Следующий этап решение легких уравнений с той информацией, которую малыш выучил.
  • Далее переходим к решению задач.
  • На четвертом этапе важно разобраться с понятием цифра и научится их запоминать.
  • Решение цифровых уравнений.

Поэтапное выполнение каждого задания способствует тому, что знания ребенка постепенно расширяются.

ПРЕИМУЩЕСТВА МЕТОДИКИ

В список преимуществ представленной методики включены следующие аргументы:

  • Обучение можно начинать с первых дней рождения ребенка.
  • Все задачи достаточно простые и оригинальные, они не требуют большого количества времени на подготовку.
  • Материал для каждого урока родители могут сделать собственными руками. Карточки можно вырезать из плотной бумаги или картона.
  • Для занятий не потребуется участие высококвалифицированных специалистов, родители могут самостоятельно уделять время своему младенцу и каждый день проходить с ним определенный этап в его развитии.
  • Методика нацелена на всестороннее развитие чада. Ведь карточки могут быть изготовлены с учетом разной тематики природа, животные, еда, транспортные средства и другое.

Благодаря такому списку неоспоримых преимуществ принцип обучения ученого пользуется особым спросом в кругу современных родителей.

НЕДОСТАТКИ МЕТОДИКИ

Несмотря на все плюсы этой программы, отмечают и некоторые минусы:

  • Во время обучения малыш совершенно пассивен, так как его основная задача смотреть на карточки, которые демонстрируют родители.
  • Малыш не учится самостоятельно читать, слушать и производить анализ проработанного текста.
  • Ребенок не имеет возможности проявлять свои творческие наклонности во время обучения.
  • Процесс учебы полностью формализован важно выполнять определенные правила согласно инструкции и демонстрировать карточки несколько раз в день, не пропуская занятия.
  • Дети от 3-х лет неохотно работают с родителями по данной методике, если ранее они не были с ней ознакомлены.

Однако независимо от перечисленных недостатков, проверенная на практике теория Домана способствует мощному интеллектуальному старту, который так необходим при раннем развитии детей.

Источник